Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Ятимов Саймумин Сатторович

Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений
<
Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ятимов Саймумин Сатторович. Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений : Дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.04 Душанбе, 2002 309 с. РГБ ОД, 71:03-23/11-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования идеологического аспекта внешней политики ИРИ

1. Принципы исследования особенностей внешнеидеологической деятельности ИРИ в условиях формирования новой системы между народных отношений 20

2. Религиозно-идеологический фактор и внешняя политика ИРИ 45

3. Эволюция принципов внешнеполитической концепции Исламской Республики Иран 82

Глава II. Религиозно-идеологическая основа внешнеполитической деятельности ИРИ в период ее революционной ориентации

1. Религиозно-концептуальные основы внешнеидеологической деятельности Исламской Республики Иран 107

2. Хомейнизм и внешнеидеологическая политика Исламской Республики Иран 152

3. Исламский мессианизм и внешнеполитическая деятельность Исламской Республики Иран 178

Глава III. Хомейнизм и исламизация международных отношений как фактор новой идеологизации современного миропорядка

1. Хомейнизм и антиимперская сущность внешнеполитической идеологии ИРИ 197

2. Хомейнистская концепция поляризации международных отношений и внешняя политика ИРИ 230

3. Хомейнистская геополитическая идеология в постбиполярной системе международных отношений, 248

Заключение 285

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Выбор темы объясняется не только необходимостью теоретического осмысления и научного решения новых и очень сложных международно-политических узлов постбиполярного мира, но и настоятельными требованиями глубокого и всестороннего исследования их идеологического компонента как относительно самостоятельного фактора процесса дискретизации и структурирования международных отношений. Международный политический исламизм, фундаменталистский по своей идеологической сущности, но полиполярный по своему политическому и геополитическому содержанию, является существенным аспектом идеологического фактора в формирующейся новой системе мировой и международной политики. Исламская революция в Иране стала ярким выражением политического исламизма в его международном и межгосударственном аспекте.

Хомейнизм, как идеологическая основа этой революции представляет собой целостную религиозно-политическую систему философских и социально-политических идей и взглядов. Именно он составил впоследствии стержень внешнеполитической концепции Исламской Республики Иран (ИРИ), начал оказывать значительное влияние на становление идеологических и геостратегических элементов нового миропорядка, на характер деятельности исламистских партий и движений современного мира. В настоящее время важность изучения и анализа проблемы хомейнизма, как идеологического фактора фундаментализации внешней политики ИРИ, объясняется тем, что, превращаясь в инструмент регуляции и реализации политических интересов шиитского клерикализма

с целью усиления своей роли и позиции в международном механизме страны, хомейнизм претендует на глобальную исламизацию международной жизни. Наряду с этим в регионах Персидского залива, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе наблюдаются идеологические тенденции, свидетельствующие о целенаправленной активизации идеологии хомейнизма. Особенности указанной идеологии заключаются в том, что рациональность, эффективность и наступательность ее использования в политико-правовых, организационно-экономических и социальных отношениях инициируется и соответствует международным интересам Исламской Республики Иран. Конституция ИРИ, разработанная на принципах хомейнизма, предусматривает формирование и реализацию внешнеполитического курса исключительно во имя и в интересах теократического режима.

О хомейнизме, как религиозно-идеологической системе, трансформировавшейся после победы исламской революции в Иране в мощное политическое и международное явление, написано много работ. Однако отдельного исследования, которое рассматривало бы хомейнизм как самостоятельную, сравнительно целостную религиозно-политическую теорию, материализовавшуюся, в частности, в идеологии и практике внешней политики, не существует. Предлагаемая нами работа представляет собой одну из первых попыток исследования взаимосвязи, взаимоотношений и взаимообусловленности хомейнизма и внешнеполитической идеологии и практики Ирана в новых условиях международных отношений.

Проблема исламизации международной политики в концепции хомейнизма как политической идеологии, ориентированной на внешний мир,

является предметом постоянного анализа, обобщений и дискуссий не только исследователей мусульманских стран, но и объектом особого внимания высших государственных деятелей, известных политиков, элитных научных кругов всего мира. Однако актуальность исследуемой проблемы, на наш взгляд, этим не исчерпывается.

Эскалация вооруженного противостояния на Ближнем Востоке, феномен международного терроризма, связанного с таким экстремистским геополитическим фактором, как "Талибан", появившемся на авансцене политических событий, резкость их религиозно-геополитических амбиций, обретение политическим исламизмом официального статуса действующей политической партии в постконфликтном Таджикистане, угроза исламского бума в Узбекистане, вооруженное сепаратистское движение в различных мусульманских регионах, подпитываемое и оправдываемое идеологией панисламизма требуют особого научного отношения к проблеме хомейниз-ма. Исследовать и осознать специфику развития внутренних и международных отношений, обусловленных воздействием хомейнизма на их характер в мусульманских странах, в регионах традиционного распространения ислама, выявить сущность, методы и формы оказания влияния на субъекты международных отношений, определить главные тенденции формирования и развития негативных процессов на национальном и региональном уровнях, разработать эффективные механизмы сведения к минимуму отрицательного воздействия хомеинистскои внешнеполитической идеологии - это актуальнейшие задачи политической науки. Изучение хомейнизма и характера его влияния на внешнеидеологическую деятельность Ирана в свою очередь может (и должно) активно повлиять на эффективность и предска-

зуемость международной политики и заинтересованность государств в позитивном учете религиозно-политического фактора в современной мировой политической стратегии.

Степень разработанности проблемы. Интерес ученых к политическим и идеологическим движениям на основе ислама в современных условиях приобретает особую актуальность. Однако объектом их внимания, анализа и исследования является, главным образом, не сама исламская религия как форма общественного сознания, а течения, секты, движения, партии и группы, являющиеся либо претендующие на роль субъекта политических отношений, демонстрирующих способность и соответствующий потенциал к формулированию и реализации собственных целей.

Понятия "джихад", "исламская революция", "исламское государство", "исламское правительство", "исламское общество", "дар-аль-ислам" ("страна ислама"), "дар-ал-харб" ("страна войны") и т.п. в их модернистско-фундаменталистской интерпретации, адаптированной к изменяющимся социальным условиям и потребностям конкретного места и времени, начиная с 30-ых годов прошлого столетия, стали активно использоваться некоторыми революционно настроенными силами мусульманского мира в качестве опоры в борьбе за достижение конкретных политических целей.

Произведения Сайда Джамолиддина Афгани (Афганистан), Сайда Кутба (Египет), Абдул Аъла-ал-Маудуди (Пакистан), Алии Шариати (Иран), Рухулло Мусави Хомейни выражали интересы политического исламизма, отражающие социальные устремления мусульманских обществ в условиях имперских амбиций западных и восточных держав в борьбе за дальнейшее

освоение, колонизацию и неоколонизацию мусульманских земель1. Несмотря на позитивность некоторых обстоятельств, указывающих на определенную необходимось постколониального западного присутствия, вопреки "препятствиям, вследствие зависти, интриг, невежества, жадности и подкупности... жителей Востока"2, естественно, обусловленных отсталостью производственных и общественных отношений, крупные землевладельцы, мелкие торговцы, зарождающийся класс местных промышленников, находили в исламе идеологию обоснования интересов собственной борьбы. Революционные события 1978-1979 гг. в Иране, создание исламской республики явились первым в новейшей всемирной истории примером материализации идеи политического исламизма. Суть феномена иранской революции заключалась в том, что ее основные движущие силы осознанно двигались по пути "зряшного отрицания" (Ленин) старого режима. В результате этой революции светский, монархический, авторитарный режим был свергнут и на его месте был возведен новый теократический, тоталитарный государственный строй, созданный на основе теории неошиизма.

С указанной даты начинается серьёзное и глубокое изучение явления политического исламизма вообще и хомейнизма в частности.

Иранская революция идеологически претендовала на роль главной ценности современного ислама, и в этом качестве Иран стал усиленно навязывать его принципы и идеи другим мусульманским странам, утверждая безальтернативность своего исламистского революционного

1 Aracchi S.A. Islamic Theo-democratic: the political ideas of Abdul Ala-al-Mawdudi II The Iranian Journal
of International Affairs. Vol.YIII. 1996. № 4; Gordon С Political and diplomatic history. N.Y., 1972; Таба-
табои M. Саидджамолиддин Асадабади ва бидории машрикзамин. Техрон, 1993.

2 Энгельс Ф. Персия и Китай. Т. 12. С. 218.

опыта. Поэтому "практический хомейнизм" также является одним из направлений изучения особенностей политического исламизма.

Ученых бывшего Советского Союза и Российской Федерации в большей степени привлекали проблемы хронологического отслеживания событий иранской революции и ее развития1, глубокий анализ своеобразности антимонархической и антиимпериалистической сущности коренных социально-политических преобразований в Иране2. В некоторых коллективных трудах, хотя и затрагивавших проблемы внешней политики ИРИ, предпочтение отдавалось анализу состояния и последствий различных аспектов ирано-американских отношений.3

Ряд работ был посвящен анализу шиитских традиций и их влиянию на мировоззрение и формирование политической культуры мусульман Ирана, в них анализировалась "исламская модель" международных отношений в интересах укрепления "исламской солидарности", основанная на соответствующих религиозно-правовых нормативных актах с учетом и соблюдением принципов научного историзма4.

Эти исследования имеют важное значение в плане понимания политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и других параметров мировоззрения, теории и практики хомейнизма.

1 См.: Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М., 1984; Он же. Иран между прошлым и будущим.
М., 1987; Иванов M.O. Иран сегодня. М., 1970; Марьясов А.. Внешняя политика и дипломатия ИРИ.
М., 1985.

2 См.: Агаев С. Л. Иранская революция, США и международная безопасность. M., 1986; Анаркулова
Д. Шиитское духовенство в иранской революции 1978-1979 годов. Душанбе, 1993; Сычев В. США и
мусульманский мир. Душанбе, 1989.

3 См.: Авдеева Л. Е., Алиев С.М. и др. Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. М.,
1989.

4 См.: Васильев А.С История религий Востока. М., 1988; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в
современном Иране. М., 1995; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

Вместе с тем следует отметить, что "в конечном итоге, выбор проблемы исследования детерминируется потребностями общественной практики"1. Исходя из этого, предметом научного интереса и анализа западных ученых были определены внешнеполитические аспекты деятельности ИРИ, использующей идеологию современного иранского исламизма. Поскольку Персидский залив был объявлен зоной жизненно важных интересов США, перед американскими учеными встала серьезная задача осмысления и исследования новых факторов, связанных с событиями иранской исламской революции. Опираясь на собственный научный опыт, они стремятся объяснить ранее неизвестные факты, тенденции развития ситуаций, не попавшие в поле зрения ученых раньше. События в Иране в конце 70-х годов свидетельствуют, что американские исследователи в области страноведения не смогли правильно спрогнозировать и решить, так называемые, проблемные ситуации. Существующего в настоящий период уровня научных знаний и сопутствующего им понятийного аппарата, оказалось недостаточно для решения соответствующих задач в изучении данной проблемы. Этот пробел был несколько заполнен фундаментальными исследованиями Р. Рамазони и работами ряда других ученых.2 Основным объектом их научного интереса стали проблемы взаимоотношений Ирана со странами Персидского залива, устремлений ИРИ на реализацию стратегии экспорта исламской революции в другие страны, соответственно, реакция последних

1 Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. С. 40.

2 Ramazoni R. Khomeini's Islam in Iran's Foreign Polisy II Islam in Foreign Polisy. Cambridge, 1986;
Ramazoni R. Revolutionary Iran. Challenge and response in the Middle East. Baltimore, 1985; Wright C.
Neutral or Neutralized: Iraq-Iran and superpowers. N.Y., 1983.

на инсинуации Тегерана по поводу проведения различных акций в собственных интересах.

В ряде научных исследований авторы стремятся к раскрытию закономерностей развития идеологических процессов в иранском обществе, выявлению главных атрибутов политической сущности шиитского духовенства в интересах сохранения, укрепления и пролонгации исламского режима 1. Особенность этих исследований заключается в том, что в них рассматривается шиитский аспект ислама как идеологической основы экспорта исламской революции, а также анализируются попытки превращения шиитского меньшинства в странах Ближнего и Среднего Востока в разновидность иранского исламизма как фактора реализации интересов Тегерана в данном регионе.

Проблема влияния, места и роли хомейнизма во внешнеидеологической системе ИРИ в разных аспектах исследуется и иранскими учеными, политологами и теологами.

В зависимости от идеологической ориентации иранских ученых, степени политической активности, должностного положения, указанная проблема в их трудах находит своеобразное толкование. Изучение и анализ этих произведений показывают, что в ходе исследования ученые обнаруживают новые, заслуживающие особого научного внимания факты и результаты, которые из-за официальной идеологической цензуры не имели возможности их дальнейшего глубокого исследования. В итоге их научные замыслы остались нереализованными. Тем не менее активность иранских

1 Esposito J. The Persian Culf War. Islamic Movement and the New World Order II The Iranian Journal of International Affairs. 1993. № 2; Esposito J. Islamic Recurdens Iran and West II The Iranian Journal of International Affairs. 1993. № 4; Mison N. Islam and Revolution in the Middle East. L, 1986; Richard С Iran's persiption of the superpowers. Ideology and Iranian Revolution. N.Y., 1985; Lovel G. The challenge of American foreign policy. N.Y., 1985.

ученых в систематизации и организации изучения важнейших направлений внешнеидеологических аспектов международной деятельности ИРИ, представляющих эмпирическую ценность, позволила им многое обосновать в своих работах, что в свою очередь может стать основой развития международных.связей страны с другими государствами.1

Исследования официальных ученых-теологов и религиозных деятелей ИРИ направлены на теоретическое обоснование основных внешнеполитических концепций и доктрин Ирана. Политическая идеология, основанная на шиитской догматике и произведениях Р. Хомейни, рассматривается ими как безальтернативная, абсолютно правильная, истинно исламская и единственно приемлемая для пропаганды и материализации в других мусульманских странах и мира в целом.

Приобретение Республикой Таджикистан независимости, установление двусторонних отношений с ИРИ побудили отечественных ученых к глубокому исследованию и объективной оценке, с точки зрения национальных интересов, событий, связанных с новейшей историей Ирана.2 Во внимание принималась и угроза, исходящая от исламской республики в отношении Центральноазиатского региона3. Автор разделяет точку зрения в отношении выводов, которые содержатся в монографии А.Н.Махмадова, где он на основе научного анализа социально-

1 См.: Мортаджи X. Дженаххайе сеяси дар Ирон. Техрон, 1997; Etaat J. Geopolitics and Iran from
1360 to 2-nd khordad 1376. Tehron, 1998; Riza S. Islamic fundamentalism and democratisation in the
Middle East II The Iranian Journal of International Affairs. 1994. № 2; Larijani M. Iran's foreing policy:
Prinsiplies and Objectives II The Iranian Journal of International Affairs. Tehron, 1998. № 4; Kazvini A.
On the foreign policy of Islam II The Iranian Journal of International Affairs. Tehron, 1996. № 4; Aracchi
S. Islamic Theo-democracy : The political ideas of Abdul Ala-AI Mawdudi II The Iranian Journal of Inter
national Affairs. Tehran, 1996. № 4.; Джовид И. Жеополитик ва сиясате хориджийе Ирон. Техрон,
1997; Асадулла Б. Сохте сиёсеи Ирон. Техрон, 1997; Говахе А. Сиясате хориджийе Ирон аз нигахе
Куран, суханане Имам ва Конуне Асосе // Сиясате хоридже. 1997. № 2.

2 См.: Афсахзод А. Хазрати имом Хумайни - падари инкилоби исломи. Душанбе, 1998.

3 См.: Махмадов А.Н.Точикистон дар масири истиклолият. Душанбе, 2000.

политического конфликта и других геополитических процессов в Таджикистане, а также в результате реальной оценки объективно-исторических условий, в которых происходит формирование и осуществление внешнеполитического курса Исламской Республики Иран, приходит к мысли об угрозе усиления исламского фундаментализма в случае укрепления иранских позиций в данном регионе.

Анализ перечисленных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, свидетельствует, что сегодня они полностью не заполняют пробел в исследовании проблемы хомейнизма и внешнеполитической идеологии ИРИ, их взаимообусловленности и логической взаимосвязи как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

В результате теоретической недоработанности основных понятий хомейнизма и отсутствием их всестороннего анализа, во внешнеполитическом ракурсе, а также его влияния на религиозно-идеологическую ситуацию во многих мусульманских республиках Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане, в условиях продолжающегося идеологического вакуума, данное явление приобретает особую теоретическую и практическую актуальность. В некоторых институтах государственной власти, имеющих отношение к формированию и реализации внешнеполитического курса, среди творческой интеллигенции и в отдельных политических кругах общества не всегда существует адекватное представление о хомейнизме, как о всеохватывающей идеологии, достаточно эффективной, наступательной, ориентированной на пробуждение религиозно-политических чувств верующих, подталкивающей на совершение акций для установления теократического режима, либо иных дестабилизирующих обстановку действий. Опреде-

ленная категория населения, например, ориентируясь на историческое этнокультурное наследие, затрудняется в политической оценке хомейнизма как специфической идеологической формы выражения интересов конкретных государств и политических движений и групп, что осложняет процесс их национальной и региональной самоидентификации и выбора общественно-политических ориентации.

Исходя из этого, предметом исследования являются идеологическая и политическая сущность хомейнизма в контексте его места и роли во внешнеполитической деятельности ИРИ и характер его влияния на международные отношения в современных условиях.

Объектом диссертационного исследования стал идеологический фактор во внешней политике ИРИ в условиях функционирования нового мирового и международного порядка.

Исследование проблемы в данном аспекте позволяет выявить особенности хомейнизма в качестве внешнеполитической идеологии ИРИ, претендующей на роль ориентира Ирана и всех мусульман в современном мире, путем внедрения в их сознание соответствующих ценностей и идеалов, мобилизации мусульманской массы и стимулирования её действий против светских и даже нефундаменталистских политических режимов других государств.

Научное исследование данной проблемы и концептуальное освещение его результатов поможет научно-исследовательским учреждениям, соответствующим институтам государственной власти и вообще мировой общественности, в том числе населению республик и регионов бывшего СССР, составить более объективное представление о сущности хомейни-

стекой концепции международных отношений, влияющей на духовные и идеологические процессы их общественно-политической жизни, и выработать адекватную стратегию в аспекте взаимодействия с Исламской Республикой Иран.

Основная цель диссертационного исследования состоит в следующем: выявить и показать сущность и особенности хомейнизма как религиозно-политической исламистской концепции в аспекте её идеологического влияния и роли во внешнеполитической деятельности ИРИ и процессе формирования новой системы международных отношений.

Исходя из вышесказанного, в диссертации ставятся следующие задачи:

исследовать основные идеи хомейнизма как религиозно-политической идеологии в аспекте формирования и осуществления внешней политики ИРИ;

провести анализ хомейнистской концепции «исламской революции» как идеологической основы упрочения внешнеполитических позиций шиитского духовенства;

исследовать политико-идеологическую сущность доктрины «вилаяти факих» в качестве теоретико-концептуальной основы политизации религии и глобализации власти исламского духовенства в международной политике;

определить религиозно-идеологические принципы исламизации международных отношений в контексте внешнеполитических интересов ИРИ;

- проанализировать сущность этернизированной антиимперской идеологии хомейнизма как принципа геополитических устремлений Ирана.

Методологической основой работы послужили конкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и эмпирический подходы в исследовании идеологических и международных явлений.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: впервые в контексте международной политики ИРИ подвергнут глубокому и всестороннему исследованию хомейнизм - как целостная религиозно-политическая идеология, состоящая из органического соединения идей, взглядов лидера иранской исламской революции Р.Хомейни и получившая развитие и конкретную завершенность в трудах шиитского духовенства в современном Иране и теоретиков международного фундаментализма. Эта идеология служит концептуальной основой внешнеполитической деятельности ИРИ.

Содержание новизны исследования сводится к следующим основным элементам:

  1. Проведено целостное исследование хомейнизма как внешнеполитической концепции ИРИ в условиях глубоких трансформаций международных отношений.

  2. Выявлены идеологическая сущность процесса формирования нового мирового порядка, роль и значение хомейнизма в нем.

  3. Осуществлен содержательный анализ и дана оригинальная интерпретация внешнеполитических и идеологических дефиниций «исламская революция», «реальное исламское правительство», «подлинный суверени-

тет», «Божественная справедливость», «Божественная власть», «глобальные угнетатели», «угнетаемые», «вилаяти факих», «концепция детогутиза-ции (деимпериизации) международных отношений» и ряда других.

  1. Исследовано отношение хомейнизма к международному исламскому фундаментализму как идеологическому и политическому фактору в аспекте его конфронтации с секуляристскими политическими режимами.

  2. Кодифицированы религиозно-политические идеи Р.Хомейни, касающиеся внешнеполитических аспектов идеологии исламской революции.

  3. Впервые проведен системный анализ геополитических устремлений ИРИ в зависимости от идеологического и религиозного фактора во внешней политике ИРИ в отношении регионов Персидского залива, Ближнего Востока и Центральной Азии.

  4. Всесторонне исследуется процесс хомейнистской исламизации идеологического вакуума в постсоветском пространстве.

  5. Исследована идеологическая сущность хомейнистской концепции исламского полюса в аспекте новой поляризации международной политики.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что в постсоветском мусульманском пространстве, особенно в странах Центральной Азии, идеологические проблемы, связанные с влиянием фактора хомейнизма, чрезвычайно актуальны, требуют своего научного анализа с целью выработки адекватной концепции и стратегии регулирования процессов устойчивого развития политических и межгосударственных отношений в республиках данного региона. В связи с этим результаты исследования будут иметь практическое значение при формировании и осуществлении коллективной стратегии нейтрализации угрозы международного

терроризма и экстремизма. Это важно для Республики Таджикистан, где до сих пор существуют некоторые идеологические течения и группы, выступающие как субъекты политического процесса, деятельность которых свидетельствует об их сращении с хомейнизмом и международным фундаментализмом. С учетом указанных проблем в диссертации исследуется хомейнизм как внешнеполитическая идеология ИРИ.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы специалистами, имеющими непосредственное отношение к формированию и осуществлению внутренней и внешней политики (полисимейкеры) -политиками-практиками, заинтересованными политическими институтами государств, экспертами международных организаций, и, самое главное, мусульманским населением постсоветского пространства, а также при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как политология, социальная философия, история политических и правовых учений, социология, история политических движений и партий и др.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева и в отделе внешней политики Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Основные положения диссертационной работы изложены в монографиях «Идеологический фактор в геополитике ИРИ» - Душанбе, 2002 г., «Идеология и внешняя политика ИРИ» - Душанбе, 2002 г., «Исламская Республика Иран и международные организации» - Душанбе, 2001, и статьях, опубликованных в Вестнике госпедуниверситета, «Исламская революция в Иране и проблемы идеологической борьбы в

современных условиях» - Душанбе, 2000 (депонирована в ТаджикНИИНТИ).

Главные аспекты диссертации были изложены и на международной научной конференции в Тегеране в 2000 г. «Международное значение персидского языка».

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Хомейнизм в аспекте его внешнеполитического содержания рассматривается как религиозно-идеологическая система идей и взглядов Р.Хомейни и его последователей, составляющая теоретико-концептуальную и программно-директивную основу внешнеполитической деятельности ИРИ и претендующая на глобалистскую идеологию.

  2. Хомейнизм в религиозно-идеологическом плане представляет собой разновидность неошиизма, означающего своеобразный вариант исламского экуменизма, призванного преодолеть свою традиционную сектантскую ограниченность в русле сближения с суннизмом как возможностью его функционирования в качестве общеисламской фундаменталистской идеологии.

  3. Основанная на хомейнизме, внешняя политика ИРИ преследует стратегические цели, используя главные фундаменталистские ценности исламизма как способа концептуального обеспечения шиитско-клерикалистских притязаний на особую роль в международной политике. Эта специфика хомейнизма тщательно маскируется универсальными исламскими догмами.

  4. Опираясь на хомейнистскую концепцию исламизации международных отношений и детогутизацию сущности современного миропорядка,

ИРИ совершает геополитические маневры в рамках мировых и региональных противоречий государств с целью достижения международной мощи.

  1. Наступательная, консервативная, неподдающаяся реформам внешняя политика, опирающаяся на хомейнизм, является основным фактором неприятия Ирана государствами Персидского залива и его международно-политической и экономической изоляции.

  2. Построение, анализ и геополитическое осмысление логики мировой политики указывают на заинтересованность США, Англии и некоторых других западных держав в существовании клерикально-теократического режима в Иране и в его радикальной внешней политике, основанной на хомейнизме.

  3. Идеологический и геополитический вакуум, кризис традиционных светских концепций в современном мире, особенно в республиках постсоветского пространства, являются благоприятными факторами для культивирования идеологии хомейнизма и проявления её радикалистских качеств.

Структура работы. В связи с вышеизложенным, структура диссертации складывается следующим образом: первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена проблемам методологии и логики исследования идеологических аспектов ИРИ; вторая, непосредственно, посвящена религиозно-клерикальной деятельности ИРИ и состоит из трех параграфов. Третья глава также состоит из трех параграфов и рассматривает хомейнист-скую концепцию исламизации международных отношений в контексте дето-гутизации сущности современного миропорядка. В заключении указываются общие выводы автора. Библиография содержит список использованной литературы.

Принципы исследования особенностей внешнеидеологической деятельности ИРИ в условиях формирования новой системы между народных отношений

Международно-политическая наука ещё достаточно глубоко не вникла в имманентную суть радикальных трансформаций, происходящих в современном мире после распада традиционной системы международных отношений. Этому также не способствовали короткий, с исторической точки зрения, период времени, а также хаотичность, быстротечность, непредсказуемость, в большинстве случаев, катастрофической природы развития событий на всех уровнях мировой и международной политики.

Появление на обломках системы социализма новых государств и других субъектов международных отношений можно считать состоявшимся в политическом и правовом отношениях. Вместе с тем подобные образования внутри себя продолжают нести заряд высокой степени конфликтоген-ности, что проявляется в возникающих межнациональных, межэтнических, межконфессиональных противоречиях, территориальных делениях и других формах исторически сложившихся разногласий.

Приобретя статус субъекта международных отношений, вновь появившиеся на политической карте мира государства столкнулись не только с собственными внутренними противоречиями, но и с внешнеполитическими проблемами, обусловленными столкновением интересов различных государств. Наличие серьёзных разногласий, отсутствие необходимого опыта и адекватной стратегии мирного выхода из сложившихся подобных ситуаций иногда способствовали их перерастанию в некоторых местах в войны различной интенсивности. И, наконец, содержание, характер и направленность внутриполитических и международных событий в новых государственных образованиях или межгосударственных отношениях, в том числе в постсоциалистическом пространстве, свидетельствуют о фактическом столкновении интересов различных стран, от малых до великих. Эти события указывают на то, что достигнутый после Второй мировой войны на основе распределения сфер влияния между двумя сверхдержавами баланс сил практически нарушился. Дисбаланс и беспорядок в постбиполярных условиях усложняют энтропийные международные процессы, затрудняют поиск государствами основ нового мирового порядка без общей стратегии, которая может вытекать из внутренних детерминант и закономерностей, отражающих инвариантную сущность естественно-исторического развития, обнаруживаемую с помощью системного подхода. "Системность предполагает, что за внешне хаотическим нагромождением событий и несогласованностью поведения, в конечном счёте скрываются некие управляющие ими детерминанты и закономерности"1. Однако любая страна, претендующая на роль мирового лидерства на однополярной основе, не может справиться с проблемами постбиполярного мира, сложность которых обусловлена, на наш взгляд, уязвимостью регионального и глобального международного баланса сил, вызванного, в частности, ломкой старых международных идеологических отношений и наличием международного идеологического вакуума.

Исходя из изложенного, международная специфика постбиполярных идеологических отношений, их структурные идеологические уровни, соотношение политических и идеологических аспектов в современном международном процессе имеют весьма важное значение и исследовать их необходимо на основе принципов системности, структурирования, взаимосвязи и взаимозависимости в контексте внешнеидеологическои деятельности Исламской Республики Иран.

Идеологическую специфику международного биполяризма, как известно, составляла борьба двух глобалистских идеологий, значительно определившая характер традиционной системы международных отношений. Каждая из этих идеологий претендовала на роль державности, целео-риентации в плане сохранения и умножения жизненного пространства.

Сегодня на эту глобалистскую роль претендует религиозно-клерикалистский фактор. В условиях биполярного мира клерикализм был сформирован на глобальном уровне. США и их западные союзники, учитывая характер послевоенного развития событий, фундаментальные изменения в системе международных отношений, особенно в её политической структуре, рассматривали проблему политизации религии и теократизации политики как один из основных принципов идейного противостояния в борьбе с враждебным лагерем. Достижение соответствующих целей посредством клерикализации было самым доступным и немногозатратным средством. Религия культивировалась всей системой общественных отношений, поддерживалась многовековыми традициями общества.1 Субъекты политических отношений, стремясь распространить свое влияние в массах, а после прихода к власти обеспечить возможности реализации своей воли в глобальном отношении, создавали международные, региональные и субрегиональные клерикальные организации. Анализ идеологического противостояния второй половины прошлого века указывает на то, что клерикализм не только не ограничивался использованием возможностей церкви, мечети и принадлежащих им соответствующих институтов, но и приступил к созданию крупных политических партий, отдельные из которых успешно пришли к власти. Политизированная религия формировала молодежные и иные общественные организации.

Естественно, не отличались логическим совершенством заявления многих известных западных ученых (Белл, Арон) о том, что в условиях высочайшего развития естественных, в частности, точных наук общество не нуждается в идеологии. На основе этой идеи возникла теория деидеологи-зации международной политики. Однако предлагаемую концепцию на практике следовало бы назвать стратегией идеологического подтачивания принципов международного биполяризма, ибо усиленная теократизация политики, например, в различных регионах мира, фактически целенаправленно служила интересам укрепления геополитических позиций Запада, изменению приоритетов в мировой политике. Представляется, что за последние четыре-пять десятилетий ведущие капиталистические страны, сосредоточив внимание на активизации религии, очень эффективно применяли её в качестве инструмента обеспечения своих стратегических интересов. С позиции религии освящались разного рода социальные доктрины, идеологические принципы, "обосновывающие" притязания и нахождение у власти групп, партий и движений, а также их политические, экономические и военные устремления на международном уровне. Решение многих насущных глобальных проблем одновременно связывалось с повышением роли религии и церкви в обществе. Анализ состояния, роли и места религии в глобальном масштабе показывает, что в международной политике явно усматриваются активные геоклерикалистские стремления к размыванию границ, устранению противоречий и разногласий между различными конфессиями. Такая стратегия оценивалась как один из лучших способов использования религии во внешнеполитических целях государств в различных регионах. О качестве и степени важности подобной внешнерелигиозной политики в этом отношении свидетельствует, например, создание на государственном уровне Центра по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Всемирной исламской лиги (Саудовская Аравия) и многих других.

Религиозно-идеологический фактор и внешняя политика ИРИ

Современный постбиполярный мир характеризуется обострением международных отношений, глобальным идеологическим вакуумом и, стало быть, усилением новых идеологических притязаний на его заполнение и соответствующего обоснования стратегии функционирования искомого миропорядка. Существующая реальная действительность, политические, экономические и социальные устремления правящих классов, партий и групп, их трансформация в соответствующие интересы государств являются первопричиной возникновения проблемы спецификации идеологии как необходимого фактора новой системы международных отношений.

Идея формирования общечеловеческой идеологии является выражением сущности глобалистской перспективы, предполагающей единство идеологического многообразия и плюрализма как условия поиска и обнаружения предпосылок гармоничного развития всех уровней международных отношений.

Общепринятой является характеристика идеологии как иллюзорного сознания. Не оспаривая данной характеристики идеологии, следует подчеркнуть, что качество иллюзорности в идеологии не является умышленным заблуждением его создателей. Это свойство присваивается ей для выполнения специальных социальных функций. Идеология, как было отмечено, порождена материальной заинтересованностью субъектов, чьи интересы она выражает. В этом отношении идеологическая сфера международных отношений не может быть исключением. Внешнеполитическая деятельность ИРИ отличается своим особым идеологическим содержанием. В этой связи возникает необходимость в определении параметров идеологии, как внешнеполитического и международного явления.

В отношениях между государствами и народами, как в двустороннем, так и в многостороннем аспектах, идеологии, как совокупности политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отведена значительная роль. В основе любой внешнеполитической идеологии заложен интерес конкретного государства либо группы государств, являющихся политическими союзниками. Эти интересы выражаются в их целеустремленном отношении к объектам воздействия. Естественно, в зависимости от объекта, представляющего интерес, осуществляется избирательный подход, целью которого является приобретение, освоение тех или иных благ -материальных или духовных. Материальная заинтересованность, решение экономических проблем, компенсация недостаточных природных ресурсов, либо стремление завладеть территорией и обеспечить контроль за определенным регионом, в целях продвижения собственных геостратегических намерений, обеспечение экономической, следовательно, и политической безопасности, составляют основу интересов главных игроков международной политики, непременно отражающихся в их идеологии. В этом плане заслуживает внимания утверждение З.Бжезинского о том, что «для большей части истории международных отношений, фокусом политических конфликтов является территориальный контроль. Причиной большинства кровопролитных войн, с момента возникновения национализма, было либо удовлетворение своих национальных устремлений, направленных на получение больших территорий, либо чувство национальной утраты, в связи с потерей "священной" земли и, не будет преувеличением, если сказать, что территориальный императив был основным импульсом, управляющим государством - нацией»1.

Для идеологии, обращенной во внешнюю среду, характерно проявление субъективизма, стремление подвести обычные, порою закономерные явления, под искусственные доктринальные схемы. В этом отношении идеология может приобрести экспансионистские, агрессивные качества. Для обоснования стремления достижения прибыли, расширения рынков сбыта, нахождения источников быстрого обогащения, неизменным лейтмотивом идеологии является «цивилизаторская миссия», «миролюбивый характер» проведения подобной политики, продиктованной исключительно «гуманными целями». В зависимости от реальных экономических, политических, военных потенциалов и внешнеполитических ориентиров, каждая страна вырабатывает собственную теорию обоснования претензий на соответствующие объекты. К примеру, «гегемонистские притязания США получили как идеологическое обоснование (теория «предопределения судьбы»), так и дипломатическое подкрепление в виде доктрины Монро. Идея о наличии у Соединенных Штатов якобы неких «исключительных прав» на определение судеб народов западного полушария, изначально заложенная в доктрине Монро, на долгие десятилетия стала руководящим принципом внешней политики и дипломатии США»2.

Религиозно-концептуальные основы внешнеидеологической деятельности Исламской Республики Иран

Политическая активизация шиитского духовенства в Иране прежде всего была вызвана международной геополитической необходимостью и идеологической потребностью в стратегическом регулировании биполярных межгосударственных отношений в русле глобалистских тенденций мировой политики.

Стратегия сохранения статус-кво в биполярной системе международной политики актуализировала исламскую революцию в Иране, чьё предназначение состояло в нейтрализации советских геоидеологических устремлений в запретную зону жизненных интересов антикоммунистического блока.

Однако подобная глобалистская стратегия в новой международной политике требовала своих объективных и субъективных предпосылок и факторов на всех, и в том числе на региональном и национальных уровнях. Роль Ирана и фундаменталистской шиитской идеологии в данном контексте стала безальтернативной. Революционный клерикал истский шиизм как в международной политике, так и в иранских кризисных условиях оказался очень кстати. Исторически возникновение шиизма непосредственно связа но с проблемой "разделения власти" в исламе. Социальные субъекты, действовавшие внутри данной религиозной системы, полностью еще не закрепившие свои позиции в политическом отношении, разделились на две части на основе расхождения их идеологических функций.1 Эти расхождения стали первопричиной разрыва изначального исламского единства. Шиизм, превратившись в "протестантскую секту" в исламе, сформировал идеологическую доктрину, стержнем которой является концепция абсолютизации власти религиозной элиты.

Закономерности изменения либо превращения религиозных принципов в политические диктуются необходимостью удовлетворения постоянно растущих социально-экономических и политических потребностей духовенства, достижение которых для него считается возможным исключительно посредством решения проблемы власти и властных отношений. Новая шиитская теория при разработке программно-директивных положений своей политической и внешнеполитической концепции по-новому смотрела на шиитские религиозно-идеологические принципы и понятия. Термины, используемые в этих условиях, принимают универсальные свойства. Если внутри ИРИ духовенство, в интересах обеспечения единства исламского общества, постоянно подчеркивало приверженность верующих шиизму, то во внешнеидеологическом аспекте оно обращается исключительно к исламу и пользуется общеисламскими терминами, поскольку шиитская атрибутика может служить препятствующим фактором и другой роли играть не сможет. В этой связи Р.Хомейни заявляет:" Мы восстали во имя Ислама и Ислам покровительствует нам, и победа за тем, кому покровительствуют Коран и Ислам"1. Для главного идеолога современного политического шиизма важнейшим является определение функциональных отличий ислама, которые, по его утверждению, могут и должны служить интересам фундаменталистских клерикалов. В данном заявлении Р.Хомейни ислам выступает в роли символа, который репрезентирует сущность и смысл политического движения масс, направленных на коренные социально-политические изменения. Раскрывая мотивы обращения масс во главе с духовенством к исламу, Р.Хомейни подчеркивает его социальную значимость, стремится придать ему материальную силу, как существу, которое покровительствует верующим, защищает от угнетения и несправедливости, чинимых противоположными исламу политическими субъектами. Основатель исламской республики осознанно ставит достижение высочайших преобразовательных результатов в причинную зависимость от идеологической ориентации верующих. В условиях, когда в иранском обществе и в мусульманских сообществах других стран существует различная идеология - консерватизм, национализм, либерализм, социализм и т.п., Р.Хомейни рекомендует политический ислам в качестве основной идеологии, обеспечивающей решение проблемы властных отношений.

Политическая трансформация религиозных принципов является жизненно важным элементом во внешнеидеологической деятельности ИРИ. Данный процесс подразумевает усиление общественно-политической значимости религиозной элиты, укрепление позиции духовенства в политической и духовной жизни общества.

Совокупность религиозных и политических акций вместе взятых считается целеполагающей, и, по его словам, истинно религиозных целей невозможно достигнуть без участия в политической деятельности. Чтобы духовенство имело возможность решать стоящие перед ним задачи, "...мы обязаны вмешиваться в дела, мы должны действовать так, как действовал наш пророк, мы уполномочены поступить так, как поступал эмир-ал-муъминин"1 (эмир всех мусульман, имеется в виду Али. - С.Я.).

Поэтому с первых дней завоевания власти шиитская элита включилась в активную внешнеполитическую деятельность, которая была подчинена осуществлению её политических интересов на международной арене. Цель продвижения собственных замыслов выражала устремления господствующей элиты духовенства, ясно сформулировавшей свои позиции в отношении политики. К примеру, в обращении к индонезийским мусульманам Р.Хомейни подчеркнул: "Заявление подобное тому, что политика должна быть отделена от религии, является чуждым логике ислама. Политическая деятельность считается одной из функций исламской религии"2.

В теории Р.Хомейни религиозные субъекты в мусульманских странах должны формировать политические отношения, разрабатывать религиозно-политические концепции и программы, принципы государственного устройства.

Хомейнизм и антиимперская сущность внешнеполитической идеологии ИРИ

Значимость исламской революции в Иране, ее позитивность и привлекательность для многих государств и народов, в особенности для стран третьего мира, заключается в идеологическом и геополитическом выражении объективного требования изменения традиционного порядка международных отношений, зиждившегося на исчерпавшей себя системе неравноправного экономического и политического взаимодействия государств. В частности, гибкие методы, которые были использованы развитыми странами, прежде всего США на Среднем Востоке, в том числе в отношении Ирана, порождали только глубокую зависимость последнего. Не вникая в суть, "американские лидеры так часто трактовали свои ценности как нечто само собой разумеющееся, что крайне редко сознавали до какой степени эти ценности воспринимаются другими, как... нарушающие привычный порядок вещей"1. Такой высокомерный, неучтивый и во многих случаях унизительный подход вызывал соответствующую реакцию в мусульманских странах. Стремясь к экономической экспансии и предпринимая попытки поставить мусульманские страны в политическую зависимость, Запад и Соединенные Штаты Америки игнорировали национальные интересы, обычаи и традиции, а также этнические и главным образом религиозные особенности этих народов, так как "американское общество и его правительство слабо вооружены, чтобы правильно оценить другие религии, будь то ислам, буддизм или что-либо другое фундаментально отличающееся от американского"1.

Еще в середине XIX в. мусульманский мир столкнулся с мощным политическим и идеологическим вызовом. Будучи не подготовленными к тому, чтобы самим распоряжаться собственными экономическими ресурсами, а следовательно, определять стратегию внутренней и внешней политики, мусульманские страны превратились в объект экономической эксплуатации, политической зависимости и культурной экспансии. Формирующаяся местная буржуазия со своими растущими экономическими потребностями не всегда могла определить идеологическую и социальную опору, рельефно выразить и основательно решить проблему властных, внутренних противоречий и международного противостояния в свою пользу. Анализ отношений имущественных классов мелких и средних торговцев в борьбе с монархизмом в Иране подсказывал революционным силам необходимость вступления в союз с частью духовенства, интересы которой были серьезно ущемлены в связи с намечаемыми шахскими реформами сверху. При этом "главным стал вопрос, сможет ли ислам оказать какое-либо конструктивное воздействие на социально-политическое, экономическое и идеологическое развитие... преодолеть возникающие перед ним проблемы"1. Отвечая на поставленный вопрос, Р. Хомейни подтвердил: "Ислам не является религией, предназначенной только для соблюдения культовых обрядов, ислам не только подразумевает изучение его догм. Ислам - это политика. Ислам не далек от политики"2.

Хомейнизм привлек внимание различных слоев населения своей антиимперской идеологической направленностью, т.е. стремлением к борьбе с колониализмом, неоколониализмом, политической, экономической и культурной экспансией Запада, желанием сохранить исламские и национальные фундаментальные ценности, составляющие духовный пафос данного течения: "Если мостазаэфин всего мира и те, которые находятся под американским игом, либо под колониальным господством других государств, не очнутся, не возьмут за руки друг друга, не восстанут, эти сатанинские силы не дадут им свободу по собственной воле"3.

Победа исламской революции предоставила возможность шиитскому духовенству дальше развить и реализовать антиимперскую внешнеполитическую идеологию, содержащуюся в хомейнизме, подчинить ее интересам и потребностям теократического режима. Заслуживает внимания правовое закрепление шиитской антиимперской идеологии, инициирование ее легитимации всенародным референдумом.

Конституция ИРИ квалифицирует совершившуюся исламскую революцию в стране как результат борьбы иранского народа против шахского режима, который, согласно этому документу, поставил Иран в политиче- скую, экономическую, военную и культурную зависимость от мирового империализма. Основным аргументом идейных вдохновителей революции являлся национально-освободительный характер движения, достижение полного суверенитета. Главный и универсальный по значению и применению революционный принцип хомейнизма «Ни Восток, ни Запад, только исламская республика» по своей сущности выражал концептуальную мысль иранской революции.

Соответственно данному стратегическому принципу исламская революция требовала его дальнейшего концептуального развертывания в идеологически составляющих, из которых вытекали принципы внешней политики ИРИ. Наиболее существенными из них являются: 1) Осуждение «зависимости» страны от Запада и Востока; 2) Антиамериканизм, т.е.признание США основным врагом исламской революции и политических движений исламской ориентации; 3) Борьба против сионистского режима; 4) Поддержка угнетенных (мостазаэфин) во всем мире. Эти принципы прямо или косвенно закреплены в Основном Законе страны.

В руководящих принципах внешней политики ИРИ, касающихся национально-освободительных движений, заложены четыре основополагающих компонента:

Первый - освобождение угнетаемых от угнетателей. Сущность трактовки этого термина заключается в том, что пока мусульмане всего мира не установят подлинные исламские правительства, при которых общественно-политическая жизнь основана согласно законам шариата, хадисам Пророка и Сунне, и где духовенству принадлежит руководящая роль, мусульмане считаются угнетенным классом. Власть угнетателей есть необ ходимое условие всякой угнетенности. Однако вся правящая элита, независимо от формы общественно-государственного строя, степени социальной защищенности населения, считается угнетателями. Подобная идеологизация и антиимперская интерпретация указанных понятий обосновывает и инициирует право и обязанность мусульман выступить против проимперских режимов в собственных государствах.

Похожие диссертации на Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений