Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция войны в исламе Кудейми Мухаммед

Концепция войны в исламе
<
Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе Концепция войны в исламе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кудейми Мухаммед. Концепция войны в исламе : Дис. ... канд. политол. наук : 23.00.04 : Москва, 1994 149 c. РГБ ОД, 61:95-23/37-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Война небесных религиях 15 1 15

- Война в иудейской религии 15

- Война в христианской религии 17

2. Война в исламе 19

- Типы войн в исламе 22

- Основные движущие силы войны с точки зрения ислама . 24

- Основные принципы ведения войны в исламе . 28

- Начало войны. Уполномоченный объявлять войну 31

- Четыре толка иджтихада ; .

Глава 2. Война и международные отношения в исламе 40

1. Характер международных отношений Е исламе 40

- Отношение ислама к системе нейтралитета 42

- Влияние войны на международные политические отношения 45

- Влияние войны на дипломатические отношения 49

- Значение дипломатического представительства в исламе. 49

- Привилегии дипломатических посланников 53

- Личная неприкосновенность 53

- Судебная неприкосновенность 55.

- Имущественная неприкосновенность 57

- Влияние войны на прекращение дипломатического представительства 58

- Влияние войны на договоры 60

- Определение договора 60

- Законность договоров в исламе 64

- Влияние войны на отмену договоров 71

- Расторжение договора мусульманами 72

- Нарушение договора немусульманами 73

Пленные и раненые . 78

- Отношение к пленным 79

- Места заключения военнопленных 81

- Требования к жизнеобеспечению пленных и суду над ними 82

- Принуждение пленных к даче показаний 83

- Определение судьбы пленного ' 84

- Обращение с ранеными и больными 91

- Обращение с убитыми 92

Влияние войны на людей и имущество 95

- Влияние войны на вражеских подданных за пределами страны мусульман 96

- Влияние войны на вражеских подданных, находящихся в дар аль-исламе ("стране мусульман") 98

- Влияние войны на торговые отношения 100

- Влияние ЕОЙНЫ на имущество врага 107

- Влияние войны на недвижимое имущества (землю) . 108

- Распоряжение движимым имуществом 111

Глава 3. Окончание волщ 113

1. Окончание войны путем обращения противника в ислам и последствия этого 113

2. Окончание войны путем заключения мирного договора . 116

- Тип первый: временный мирный договор 120

- Условия мирного договора 120

- Последствия временного мирного договора 124

- Тип второй: постоянный мирный договор 125

- Законность заключения постоянного мирного договора 129

- Стороны, заключающие договор 130

- Последствия постоянного мирного договора 132

3. Прекращение войны путем арбитража 134

4. Прекращение войны путем выхода из боя 136

Заключение 133

Библиография 147

Введение к работе

Учение ислама, которое было передано людям через пророка Мухаммеда (и да благословит его Аллах и приветствует) в Мекке, обращено ко всему человечеству. Оно призьшает к миру и братству всех людей, где бы они не находились и в какую бы эпоху после ниспослания ислама не жили. Есевышний Аллах сказал: "И Мы послали тебя только ко всем людям вестником -и увещателем, но большая часть людей не знает"(34:27/28) . Всевышнему также принадлежат такие слова: "Скажи: "О люди! Я - посланник Аллаха к вам всем. .."(7:157/158).

Основным содержанием и объектом новой религии является человек. Она регулирует его личную жизнь; взаимоотношения с семьей и обществом. Вместе с тем, ислам уделяет большое внимание общественной жизни, регламентируя ее различные социальные, политические и экономические аспекты.

Выход ислама за пределы Аравийского полуострова и его проникновение в Ирак, Сирию, Египет, северную Африку, .Персию благодаря джихаду, цель которого состояла в распространении мусульманской религии, привел к возникновению качественно новой ситуации, характеризовавшейся формированием определенной системы взаимоотношений между исламским и соседними государствами, между мусульманами и немусульманами. Эта ситуация побудила мусульманских факи-хов (ученых-правоведов) заняться ее исследованием и разработкой

Здесь и далее ссылки на Коран делаются по книге: Коран(в переводе академика И. Ю. Крачковского). - М.: Наука, 1990. В скобках-указаны: N суры, затем - через двоеточие - N аята, в соответствии с нумерацией, приведенной в переводе И. Ю. Крачковского (Прим. перев.) соответствующих теоретических положений. Данные исследования заложили основу того, что в настоящее время получило название международного права. Джихад и его последствия были одной из основных проблем, приковывавших к себе внимание мусульманских факихов. Многие из них посвятили целые книги джихаду и его отдельным аспектам. Среди таких книг, в частности, Сийяр ("Хроники") аль-Ауза и (157г. хиджры), работы по джихаду Абдаллы ибн аль-Муба-рака (181 г. хиджры), Большой и Малый Сийяр Мухаммеда Ибн аль-Хасана аш-Шейбани (189 г. хиджры), Сийяр-Мухаммеда аль-Вакиди (207 г. хиджры), книга "Аль-Джихад" ат-Табари (310 г. хиджры). Ниже мы покажем, что многие теоретические положения, выдвинутые в то время мусульманскими факихами, предвосхитили установки современного международного права, в частности, в том, что касается применения в международных отношениях принципов чести, гуманности и справедливости, концепции установления мира между народами . Это было обусловлено тем, что миссия ислама по своей сути носит общечеловеческий характер и направлена на совершенствование жизни народов всего мира. На страже общественного интереса, контролируемого тем, кто наделен властью (вали аль- амр), стоит совесть мусульманина. "Таким образом религия придает законный характер всем делам мусульман" .

К выбору темы концепции войны в исламе меня привели следующие соображения:

1) Человечество в новейшее время испытало на себе ужасы разрушительных войн, движущими силами которых были стремление к господству и эксплуатации или попытки воплотить в жизнь теории, основанные на аморальных посылках. Разрушения, голод, болезни, обескровливание народов, ставшие следствием первой и єторой мировых войн, войны во Вьетнаме, многочисленных региональных конфликтов, потрясли человечество. Каково отношение к подобным войнам теории ислама? Ислам призывает к милосердию, справедливости и добру. Знакомство с гуманистическими аспектами исламской концепции войны необходимо для того, чтобы люди правильно оценили значение миссии ислама и ее гуманизм.

2) Многие западные исследователи пытались и пытаются обвинить ислам и мусульман в том, что последние, якобы, были поработителями других народов и наций, захватчиками и колонизаторами, стремившимися разрушить созданную человечеством цивилизацию и культуру. Истина, однако, состоит в противоположном. Исламский джихад представляет собой не орудие угнетения, а средство зашиты истинной веры, направленной на объединение народов мира под знаменем любви и справедливости. В истории не было случая, чтобы арабы-мусульмане уничтожили какую-либо цивилизацию или разрушили культуру какого-либо народа. История знает их как милосердных завоевателей и носителей миссии, уважающей права других людей.

Памятники культуры, сохранившиеся, например, в Испании, являются свидетельством величия ислама, рассматривающего войну как чрезвычайное средство, необходимое для распространения мусульманской религии и противодействия агрессии. Другими словами, те, кто в своих сочинениях изображает ислам и джихад как проявление неких прихотей, фанатизма и ненависти, весьма далеки от истины.

Знакомство с исламской трактовкой войны и ее последствий помогает развеять многие иллюзии и сомнения; которые могли возникнуть у тех, кто испытал на себе воздействие подобных сочинений.

3) В мире шла и продолжает идти настойчивая гонка за обладание наиболее совершенными орудиями убийства и разрушения, запасов которых лишь у одной из великих держав достаточно, чтобы истребить жизнь ка земле и разрушить весь мир. Было множество прецедентов, когда человечество стояло на грани гибели. Если же начнется война на уничтожение между различными державами, то остановить ее не помогут ни положения международного права, ни Устав Организации Объединенных Наций, ни двусторонние договоры. И здесь огромное значение приобретают высокие принципы ислама, которые составляют основу поведения человека и жизни общества и регулируют их. Ислам считает войну чрезвычайным средством, ущерб от которой не должен превышать ущерб от вызвавших ее причин, что соответствует аяту, гласящему: "Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными! "(2:190/194).

Таким образом, построение мира, в котором человек сможет использовать свои способности и разум во имя счастья людей - вот цель ислама. Знать высокие идеалы и принципы ислама необходимо. И мы видим свой долг в том, чтобы донести их до тех, кто далек от него, до тех, чье понимание ислама оказалось искаженным под воздействием высказываний и поступков некоторых мусульман, вплоть до того, что кое-кто стал ассоциировать ислам с террором, тогда как на самом деле человечество не знает большей любви, справедливости и гуманизма, чем те, которые несет ему ислам.

Даже в условиях войны, которая неизбежно . сопровождается убийствами и разрушениями, первый халиф после Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бекр ас-Сиддик наставлял командующих мусульманскими Еойсками и, в частности, Усаму Ибн Зейда, такими словами: "Не предавайте, не поступайте вероломно, не наносите увечий, . не убивайте детей, стариков и женщин, не делайте бесплодной и не сжигайте ни одной пальмы, не рубите ни, одного плодоносящего дерева, а если и убиваете овцу, корову или верблюда, то делайте это только для того, чтобы обеспечить себе пропитание".

Подобное высоконравственное поведение было обусловлено не страхом перед наказанием со стороны закона, действие которого могло быть отменено силой или приостановлено, а прежде всего -личной верой в Аллаха и в миссию ислама.

План исследования.

Я составил следующий план своего диссертационного исследования:

Глава 1. ВОИНА В НЕБЕСНЫХ РЕЛИГИЯХ

§ 1. В нем рассказывается об истории войны в иудейской и христианской религиях.

В § 2 речь идет о войне в исламе. Дается определение войн,характеризуются их типы и основные принципов, регламентирующие ведение войны. Рассказывается о начале войны, о том, кто имеет право ее объявлять, о путях начала военных действий.

Война в иудейской религии

Война в иудейской религии.

В главе 13 Второзакония в Ветхом завете сказано: , "Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча. Всю же добычу его собери на средину площади его, и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему; и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его" (Второзак. ,13:15,16).

А в главе 20 Второзакония сказано: "Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, чем у тебя, то не бойся их; ибо с тобою Господь, Бог твой... Весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, И когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе, и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой. Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих" (Второзак. ,20:1,11-15). "А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; Но предай их заклятию: Хеттеев, и Аморреев, и Хананеев, и Фе-резеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой" (Второзак. ,20:16,17).

Священные книги иудеев полны сообщениями о сражениях, убийствах и разрушениях. Как отмечалось выше, они позволяют уничтожать и убивать все живое, будь то ребенок, женщина или старик.

События, происходящие в Палестине начиная с 1948 г. и вплоть и убийства в самых крайних их проявлениях. Можно сказать, что все войны, происходившие между арабами и Израилем, имели своей целью защитить права арабов, поскольку их фактическим инициатором был Израиль. Со стороны арабов эти войны не были религиозными, поскольку ислам признает иудейскую религию. Более того, не может быть мусульманином тот, кто не признает иудейской религии. С моей точки зрения, в истинной иудейской религии нет ничего того, что противоречило бы логике и морали, и поэтому все действия евреев, которые направлены на нанесение вреда людям, не имеют под собой никакой истинной религиозной основы.

Война в христианской религии.

Господь Иисус Христос (да пребудет он с миром) призывал к миру и к любви. Е главе 5 Евангелия от Матфея сказано: "Блаженны кроткие,ибо они наследуют землю... Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матф. ,5: 5,9). "Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Матф. ,5: 21,22). "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас" (Матф. ,5: 38-39,43-44).

Учение Христа и миротворческая деятельность священников помогли укрепить основы мира и избежать многих ужасов войны.

Идея мира оставалась господствующей в христианстве вплоть до качала IV в. от рождества Христова, когда Блаженный Августин в своей трактовке религии признал законной такую войну, которая начинается теми, кто потерпел поражение и хочет отомстить за него в целях восстановления справедливого мира. Таким образом, концепция Блаженного Августина допускала ведение как оборонительной, так и агрессивной войны, что вступало в противоречие с основами христианской религии. Однако он различал войну несправедливую и войну справедливую и считал допустимым объявление войны только в случае необходимости , т. е. в целях самозащиты, восстановления прав несправедливо обиженных или недопущения отхода от истинной веры. Б главе 10 Евангелия от Матфея Господь Иисус Христос говорит: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Матф. ,10:34-36).

В главе 12 Евангелия от Луки Иисус говорит: "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение" (Лук. ,12: 49-51).

Типы войн в исламе

В течение четырнадцати лет после ниспослания ислама Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи терпели страдания от жестокостей руководителей курейшитов, отвечая на это терпением. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) продолжал проповедовать новую религию с мудростью и покорностью, руководствуясь словами Всевышнего: "Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! "(16:126/125), а также: "Ведь час непременно придет. Отвернись же красивым оборотом"(15: 85/85).

После этого Мухаммед со своими сподвижниками совершили хиджру ("переселение", "бегство". - Прим. перев.) в Медину, тогда как многобожники продолжали всячески притеснять их и совершать против них враждебные действия. Примерно через год после хиджры Аллах позволил мусульманам вступить в войну против многобожников, после того как он запрещал это более чем в семидесяти аятах. Корани-ческий аят, который позволяет вступать в сражение, содержит также перечень условий, которые оправдывают это, а именно: необходимость борьбы с притеснителями, обеспечения свободы веры, освобождения родины и борьбы против вероотступничества. В нем Всевышний сказал: "Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены. .. Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". И если бы не зашита Аллахом людей одних другими, то разрутпены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - ведь Аллах силен, славен! "(22: 40-41/39-40).

Термины "война", "джихад" и "завоевания" в арабском языке имеют одинаковый смысл. Все эти три слова означают сражение с врагом. Слово "джихад" по-арабски означает также "приложение усилий", "усердие". Впоследствии именно это значение данного слова в исламе стало преобладающим по отношению к его первоначальному смыслу ("сражение с врагами"). Что касается значения данного термина с точки зрения шариата, то он означает борьбу с неверными после того, как они, вначале приняв ислам, затем отступили от него и объявили ему войну.

Слово "война" употребляется в священном Коране в значении "битва", "сражение", например, в следующих аятах: "Если ты застанешь их в битве, то прогони ими тех, которые позади них"(8: 59/57); "Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош"(47: 5/4); "Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Аллах"(5:69/64).

Враги, с точки зрения мусульманских улемов (ученых-богословов) , могут быть трех типов: дьявол, душа и открытый враг. Все эти три типа врагов объединены одним высказыванием Всевышнего Аллаха: "И усердствуйте об Аллахе достойным его усердием! "(23: 77/78); "Боритесь своими имуществами и душами на пути Ал-лахаї "(9: 41/41). Из смысла этих аятов мы видим, что джихад был возложен на мусульман с целью помочь им защитить свою религию. Ислам предпочел термин "джихад" термину "война", поскольку в слове "война" имеется агрессивный оттенок, тогда как ислам отвергает агрессию, будучи высоконравственной религией, стремящейся принести счастье, а не страдания человечеству. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит, возвращаясь с джихада: "От малого джихада мы переходим к большому джихаду". Эти слова означают, что война, с точки зрения ислама, составляет лишь незначительную часть более широкого понятия джихада. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал ее "малым джихадом", тогда как "большой джихад" подразумевает такую деятельность, которая, несмотря на сопряженные с этим жертвы, направлена на совершенствование общества и человека, с тем чтобы он руководствовался такими нравственными ценностями, как истина, справедливость, равенство и уважение к человеку, чтобы он защищал их, поскольку они противостоят притеснениям и пороку и способствуют построению счастливого человеческого общества.

Отношение ислама к системе нейтралитета

Мусульманские правоведы подразделяют мир на два лагеря:

1) Страны, где действуют положения исламского шариата, называемые "дар аль-ислам" и являющиеся родиной мусульман. Даже если мусульманин и не проживает в них, он должен защищать их в случае возникновения такой необходимости. Зашита "дар аль-ислама" представляет собой коллективную обязанность мусульман. Если "дар аль-исламу" в данный момент не угрожают агрессия и насилие, то его защита превращается в индивидуальную обязанность мусульманина . Невыполнение индивидуальной обязанности может навлечь на мусульманина грех, если его родина вследствие этого окажется в опасности, а какая-то часть ее территории будет оккупирована врагом.

2) Страны, где не применяются положения исламского шариата, вне зависимости от существующих в них политических и правовых систем.

Коллективная обязанность - это обязанность, которую должна выполнять группа мусульман, чтобы снять грех с других мусульман. Выполнение ее заключается в защите родины и осуществляется соответственно обученной армией.

Индивидуальная обязанность - долг каждого мусульманина,который обязан исполнять ее по мере своих возможностей и готовности.

Критерием такого разделения является сфера действия положений ислама. Существование этого разделения отнюдь не означает, что две эти группы стран обязательно находятся в состоянии вражды между собой. В настоящее время исламские и неисламские государства связывают отношения дружбы, которые подкрепляются соглашениями в политической, экономической и культурной областях. Мы видим, что немусульмане, проживающие в мусульманских странах, пользуются теми же правами, что и мусульмане, что у них есть все то, что есть и у нас, и они должны выполнять все то же самое, что и мы. й это естественно, поскольку в основе отношений мусульман с немусульманами лежит мир, и подданные мусульманского государства - как мусульмане, так и немусульмане - обладают мусульманским гражданством, устанавливающим их принадлежность к исламскому государству и требующим от них лояльности по отношению к нему. Однако немусульмане не связаны с мусульманской уммой, члены которой объединены религией и верой и следуют исламскому шариату, регулирующему жизнь мусульманского общества, поскольку ислам - это одновременно религия и государство .

Организация внешних связей требует. утверждения суверенитета государства и регламентации его отношений с другими странами, в том числе условий объявления войны, на основе положений священного Корана и Сунны, а также консенсуса ("иджма") тех, кто является обладателем независимого мнения ("ар-рай") из числа членов уммы. Война в исламе объявляется только в соответствии с определенными правилами шариата, т. е. з случае необходимости защиты государства, религии, независимости и свободы родины и граждан. Это основано на положениях шариата, утверждающего необходимость уважения суверенитета как исламского, так и других государств. Таким образом, право на суверенитет заложено в шариате. И в этом со всей очевидностью проявляется величие ислама, в особенности на фоне тех разрушительных войн, которые отдельные государства развязывают в современную эпоху, стремясь установить свое господство над другими народами и добиться определенных экономических или политических целей или пытаясь осуществить принцип, согласно которому один народ мажет управлять другими. Между тем, ислам утверждает и защищает равные права всех государств на суверенитет.

Отношение ислама к системе нейтралитета.

Нейтралитет означает, что то или иное государство не участвует в происходящей в данный момент войне, не поддерживает ни одну из противоборствующих сторон и не оказывает им никакой помощи. Именно война породила систему нейтралитета. Нейтралитет и вытекающие из него обязательства одного государства по отношению к другим начинают действовать с момента получения этим государством информации о начале войны и принятия решения о неучастии в ней, с тем чтобы избежать сопровождающих войну разрушений и потерь, а также иных последствий, которые несет с собой война, в частности, таких как разрыв политических, экономических и культурных отношений с государствами мирового сообщества. Нейтралитет такого типа является временным. Он называется временным, поскольку означает временное состояние, обусловленное началом данной войны и позицией государства, заявляющего о своем нейтралитете.

Окончание войны путем обращения противника в ислам и последствия этого

Постоянный мирный договор в исламе является законным в соответствии со словами Всевышнего: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и ЕРО посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (9:29/29). Обоснованием этой законности служит то, как поступал Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует), напутствовавший своих военачальников следующими словами: "Если встретите ьра-гов из многобожников, предложите им три мудрости: если хоть с одной из трех они согласятся, то примите их и оставьте их; после призовите их принять ислам: если они согласятся, то примите и здесь слова "своей рукой" означают "в соответствии со своими возможностями", а слова "будучи униженными" означают соблюдение исламского закона и его положений (Прим. автора). оставьте их, а если воспротивятся, то возьмите с них джизью (подать); если они согласятся заплатить ее, то примите и оставьте их, если же откажутся, то, обратясь за помощью к Аллаху, вступите в сражение с ними".

На практике заключение мирного договора обусловлено необходимостью распространения ислама, который несет добро всему человечеству. Благодаря мирному договору люди получают возможность познакомиться с истинами ислама, ниспосланного в целях создания мира, основанного на всеобщей гармонии, в котором царствуют справедливость и благородные гуманистические ценности, возвышающие достоинство и гуманизм человека и отвращающие его от несправедливости и притеснений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "В день воскресения я буду с теми, кто испытывает притеснения от заключившего с ним договор, чье достоинство было унижено, кто был принужден силой выполнять чью-то волю вопреки его собственному желанию, кто испытал лишения... ". Пророк также сказал: "Кто обижает зиммия, тот враг мой". Таково мусульманское общество, в котором нет различия между мусульманином и немусульманином. Как те, так и другие имеют право пользоваться тем, что им предоставляет мусульманское государство. Религия остается той нитью, которая связьшает человека с его создателем. Поэтому ислам не наделяет своих последователей никакими дополнительными привилегиями по сравнению с немусульманами, живущими Е мусульманском государстве.

Стороны, заключающие договор.

По единодушному мнению факихов, правом на заключение постоянного мирного договора обладает только руководитель мусульман, ввиду той важности, которую имеет подобный договор для жизни мусульман и их государства.

Согласно требованиям ислама, руководитель мусульман обязан следовать шариатским текстам при принятии любого решения, в особенности, если это решение касается прав других людей или государств. Принимая какое-либо решение, он должен посоветоваться с улемами, поскольку в случае принятия им решения единолично, он рискует ущемить интересы других людей или допустить ошибку.

Некоторые мусульманские факихи считают, что постоянный мирный договор можно заключать только с "людьми небесного Писания", т.е. с христианами или иудеями, тогда как по мнению других, он может быть заключен с любым неверным. Обе эти группы факихов согласны с тем, что джизья является основой договора, вследствие причин, которые были изложены выше. Здесь мы вновь хотели бы подчеркнуть, что зиммии в условиях мусульманского, правления пользуются полной свободой во всех областях - в распоряжении своим имуществом, в своих контактах с другими людьми, а также личной свободой. Они могут пользоваться своими"гражданскими, политическими и судебными правами так же, как это делают мусульмане, поскольку обладают теми же правами и на них распространяются те же обязанности, кроме тех, которые связаны с зашитой страны, от которых они освобождены. Всевышний сказал: "И суди между ними по тому, что низвел Аллах" (5:54/49). Всевышнему также принадлежат следующие слова: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с Еами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ,- благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!" (60:8/8).

Похожие диссертации на Концепция войны в исламе