Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический сепаратизм в современном Таиланде Тхунжитт Кантасса

Политический сепаратизм в современном Таиланде
<
Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде Политический сепаратизм в современном Таиланде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тхунжитт Кантасса. Политический сепаратизм в современном Таиланде : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Тхунжитт Кантасса; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава I: Предпосылки возникновения проблемы политического сепаратизма в Таиланде 12

1.1 Методологические основы анализа проблемы политического сепаратизма 12

1.2 Эволюция политического развития и особенности политической культуры Таиланда в XX - начале XXI века как политические предпосылки проявления политического сепаратизма в современном Таиланде 34

1.3 Экономические, социально-культурные предпосылки политического сепаратизма в Таиланде и влияние внешних факторов на его возникновение 66

Глава П: Основные особенности политического сепаратизма и попытки его преодоления в современном Таиланде 109

2.1 Основные формы проявления сепаратизма в современном Таиланде . 109

2.2 Некоторые направления и перспективы борьбы с проблемой политического сепаратизма в современном Таиланде 137

Заключение 157

Приложение 162

Список литературы 173

Введение к работе

В настоящее время всё мировое сообщество вступает в новую эпоху, которая характеризуется появлением многочисленных и распространенных явлений и вызовов мировой цивилизации, таких как международный терроризм, прогрессирующий национализм, религиозная нетерпимость, а также все настойчивее заявляющий о себе политический сепаратизм. Распад целого ряда политических государств в Азии, Африке и Европе, деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что политический сепаратизм выходит за рамки не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более международный аспект. Эти сепаратистские движения в арсенале своих действий используют не только мирные демонстрации, но и насильственные формы, такие как восстания, также несут в себе террористические угрозы.

Экстремистские акты в этом контексте представляют собой форму реализации сепаратистской цели, приобретают все новые формы и методы. Отдельные политические, националистические, религиозные организации сепаратистской направленности для достижения своих целей используют насильственные методы.

В конце XX века Таиланд также столкнулся с усилением проблемы сепаратизма, который оказывает большое влияние на развитие страны, в том числе на ход проводимой модернизации общества, на национальное единство. Сейчас Таиланд - одна из влиятельных развивающихся стран в межгосударственных организациях сотрудничества в регионе Юго-восточной Азии, таких как АСЕАН.

Особую актуальность эта проблема приобретает сегодня в условиях нестабильности и безопасности не только во внутренней жизни Таиланда, но и во всём регионе Юго-восточной Азии. Современные политические реалии говорят о том, что сепаратизм в настоящее время перерос рамки

политической, национальной, религиозной, этнической и социальной проблем отдельных государств и стал явлением поистине международного масштаба. Причины этой тенденции различны и многоаспектны, как различны оценки и подходы к пониманию проблемы сепаратизма в современном Таиланде. Этнокультурный, политический, социально-экономический и исторический конфликты, которые аккумулировались в прошлом, послужили в конце XX и начале XXI усилению сепаратизма в трёх южных пограничных провинциях Таиланда.

В настоящее время проблема сепаратизма в Таиланде недостаточно исследована и не находит должной оценки и понимания со стороны тайских кругов.

Все это делает проблему сепаратизма в Таиланде актуальной как в теоретическом, так и практическом плане.

Степень изученности темы исследования. Объем исследований по проблеме сепаратизма в современном Таиланде невелик, и до сих пор не находит широкого внимания во всём мире. Большая часть работ по проблеме сепаратизма на юге Таиланда носит междисциплинарный характер, обусловленный природой объекта исследования. Авторами таких исследований выступают зачастую профессиональные политологи, юристы, бывшие руководители сепаратистских движений, историки, экономисты и т.д. В результате собственно политический аспект в работах по сепаратистской проблематике далеко не всегда освещен на должном уровне.

Существует круг работ российских авторов, которые в своих работах исследуют в целом проблемы сепаратизма, экстремизма и терроризма. Это работы Крылова А. Б. , Морозова Ю. и Лутовинова В., Колобова О.А. и

Крылов А. Б. Сепаратизм: истоки и тоїденции развития. М.: Знание, 1990.; Морозов Ю., Лутовинов В. Этносепаратгом -угроза национальной, региональной и глобальной безопасности IIОБЖ - 1999 - №12.;

Макарычева А.С., Возженикова А.В., Арухова З.С., Грачева А.С., Ермакова И., Казанцева С.Я., Глухова А.В., Кузнецова Ю.П., Лабунеца М.И, Романова Н.А., Саламова К.Н., Суворова В.Л.

Среди зарубежных и исследователей проблем Таиланда отметим работы Бенджамина А. Батсона (Benjamin A. Batson), исследующего тайскую историю ХГХ-ХХ веков и влияние политического культа личности и покровительственного отношения в тайской политической культуре, Ф. С. Дарлинга (Frank С. Darling), изучающего отношения между Таиландом и США в 1960-1965гг. во время военной диктатуры, Бенедикта Андерсона (Benedict Anderson), исследующего этно-национализм юго-восточной Азии. Работы В. А. Богаса (Wayne A. Bougas), посвящены истории древнего государства Паттани и отношений между Таиландом и Малайзией в прошлом, Сесилии Бакмэн (Cecilia Backman), изучающей роль и влияние религии на возникновение сепаратизма на юге Таиланда, Аорэла Крусэнта (Aurel Croissant), исследующего факторы и перспективы возникновения конфликтов и сепаратизма в Таиланде, Питера Чалка (Peter Chalk), изучающего проблему терроризма в юго-восточной Азии, Хо Сук Ии (Но Sook Yee), изучающего мирное решение конфликтов на юге Таиланда .

Колобов О. А., Макарычев А.С. Российский регионализм в свете зарубежного опыта II

Социологические исследования. 1999. № 12.;

Международный терроризм: борьба за геополитическое господство I Под ред. А.В.

Возжсникова. - М.: Эксмо, 2007.;

Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала.: 1999.;

Грачев А.С. Политический экстремизм. М.: 1986.;

Ермаков И. Политический экстремизм и религия II Власть. № 12.2001.;

С Л. Казанцев, Терроризм: Борьба и Проблемы противодействия. —М.:2004.;

Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж.: 1997.;

Кузнецов Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и

некоторых государств. СПб.: 1998.;

Лабунец М.И. Политический экстремизм: этноиациональиаярегионализация. Автореф. дисс....

канд. полит, наук. Ростов-на-Дону.: 2002.;

Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Монография. М.:

гад. ИСПИ РАН.: 1997.;

Саламов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.:1999.;

Суворов В.Л. Международный терроризм как феномен XXвека: эволюция форм и этапы

борьбы с мировым злом II Закон и право. 1999. № 12.

Benjamin A. Batson, The End of the Absolute Monarchy in Siam (Singapore : Oxford University Press); Frank С Darling, Thailand and the United States (Washington, D.C : Public Affairs Press, 1965);

Существует также круг тайских авторов, работающих по тематике политического сепаратизма, связанного с южной частью Таиланда. Это Лихит Тхиравекин (известный политолог и историк) , исследующий политическую эволюцию и политическую систему Таиланда, Раттия Салэ (учёный, специализирующийся на изучении ислама - Islam Study, и этнокультурных проблем в южных пограничных регионах страны) . Тханет Арпорнсуван (известный историк), исследующий проблему сепаратизма на юге Таиланда. Тхак Чалоумтен6 (известный историк и политолог) анализирует проблему политического деспотизма в тайском обществе.

-t

Работа Сурачарта Бамрунгсука (специалиста по международным отношениям и военно-политическим наукам, известного писателя), посвящена анализу кризисов и конфликтов в южных пограничных районах

страны. Сюда относятся работы Ван Кадэ Дже Манна (известного мусульманского учёного и бывшего председателя Берсату - сепаратистской

Benedict Anderson," Withdrawal Symptoms : Social and Cultural Aspect of The October 6 Coup," Bulletin of Concerned Asian Scholar VoL9 No. 3 (July - September 1977);

Wayne A. Bougas, The Kingdom of Patani: between Thai and Malay Mandalas, Occasional paper on the Malay World No. 12, Selangor: University Kebangsaan Malaysia, 1994.;

Cecilia Backman, The Role of Religion in The Insurgency in The South of Thailand, MalmD hogskola/IMER, 2007;

Aurel Croissant, Muslim Insurgency, Political Violence, and Democracy in Thailand, Terrorism and Political Violence, Volume 19, Institute of Political Science, Ruprecht Karls University, Heidelberg, Germany, 2007;

Peter Chalk, Political terrorism in South-East Asia, Terrorism and Political Violence, Volume 10, Issue 2, University of Queensland, 1998;

Ho, Sook Yee, Peace and conflict resolution for southern Thailand by peace journalism: a case study of the English daily the Nation, Chulalongkorn University, 2005. 3 Likhit Dhiravegin, Political evolution of ThaiIand(Bangkok : Thammasat University,2005)

Rattiya Salac, Secret History of three southern border-provinces : Pattani in Sri-vichai

Kingdom(Bangkok: Matichon,2005)

Thanet Aphornsuvan, "Origins of Malay Muslim 'separatism' in Southern Thailand", Asia Research

Institute Working Paper No.32, Oct. 2004. 6 Thak Chaloemtiarana, Thailand: The Politics of Despotism (Bangkok: Science Association of

Thailand and Thai Khadi Institute, Thammasat University, 1979) 7 Surachat Bumrungsook, Southern Crisis: Fight with strategy and wisdom (Bangkok: Animate

Group, 2004) 8 Wan Kadir Che Man, The Problem of Patani Malays in Southern Thailand : Neither Assimilation Nor

Separation (Pattani: 2005)

организации зонтичного типа); Ассавина Нетрхогэу (специалиста по сепаратизму и политическому экстремизму в южных пограничных регионах страны), посвященных непосредственно исследованию проблем политического экстремизма, конфликтов и сепаратистских движений в южных пограничных районах страны. Работа Сане Джамарик (известный специалист по правам человека) посвящена анализу процесса демократического развития Таиланда. Кампанат Джинтавирот (специалист по экстремистским группам и сепаратистским движениям раннего периода Таиланда) исследует структуру и установки сепаратистских движений Таиланда. Кити Раттаначая (бывший

главнокомандующий) исследует решения конфликтов на юге страны.

із Диссертация Чамлуонга Вуттичана посвящена анализу отношения

религии и культуры в южной части Таиланда. Диссертация Пракита

Пражонпанжаныка посвящена исследованию стабильного решения

проблемы безопасности южного региона Таиланда. Диссертация Пракита

Канйябана посвящена анализу решения проблемы сепаратизма и

экстремистских актов на юге Таиланда на социально-психологическом

уровне. Дирек Кульсирисават (известный исламский историк и писатель)

исследует происхождение мусульман в Таиланде и проблему радикального

Assawin Natephokaew, Shadow War: Crisis of World Terrorism and Problem of 3 southern

provinces (Bangkok : Nakom-Media005) 10

Sane Jamank, Democracy and Development: A Culture Perspective (Bangkok. Local Development

Institute, 1993) 11

Kampanat Jmtawirojana, Separatist Movement in The Southern Thailand (Trimitr Publishing,

Bangkok, 1975) 12

. Kith Rattanachaya, Solution of Southern conflict and Thai State (Bangkok: Tharn Kan Pirn, 2005) 13

Chamleung Wutthijun, Religion and Culture in Southern Borger Provinces of Thailand (Bangkok:

Chulalongkorn University, 1980) 14

Prakit Prachonpatchanuk, Durable Solution to the Stability Problem of the Southernmost Provinces

(Bangkok: Institute of Army Academics, 1998)

Prakit Kanyabal, Solution Policy of Problem Insurgency in Southern Thailand: A case study of

solution by social-psychological method (Bangkok: Chulalongkorn University, 1989) 16

Direk Kulsirisawas, Background of Muslim in Thailand (Bangkok: Thammasart University, 1983)

ислама и другие. Названные работы могут служить отправной точкой для теоретического осмысления политических аспектов проблем сепаратизма в современном Таиланде.

Тем не менее, следует отметить, что нет ещё работ, в которых политический сепаратизм в Таиланде исследовался бы комплексно с учетом современных его проявлений. Нет единого подхода в определении начала появления сепаратизма на юге Таиланда. Недостаточны раскрыты его истоки и новые тенденции в современных условиях в процессе глобализации и модернизации страны. Нуждается в исследовании проблема влияния международных террористических организаций, внешних влияний со стороны некоторых мусульманских стран и организаций.

Актуальность, а так же ещё недостаточное исследование проблемы определили цели и задачи данного исследования.

Цели и задачи исследования: Целью диссертации является выяснение истоков и современных особенностей политического сепаратизма в современном Таиланде и его последствий для политической стабильности страны. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

« рассмотреть методологические основы анализа проблем

сепаратизма; проанализировать различные факторы и особенности южного региона Таиланда и эволюции политического режима и политической культуры в стране; выявить политические, социально-экономические, этнокультурные предпосылки возникновения проблемы сепаратизма на юге Таиланда; «выявить особенности, деятельности, мотивации, организаций

сепаратизма в Таиланде и его эволюцию; » рассмотреть правительственную политику и курс по решению проблем сепаратизма в стране;

в наметить перспективные эффективные направления этой политики.

Объект исследования - проблема сепаратистских движений в современном Таиланде.

Предмет исследования — формы, методы и последствия современного политического сепаратизма, его влияние на политический процесс в современном Таиланде.

Теоретические источники исследования - труды и материалы российских, тайских и зарубежных политологов, социальных философов, правоведов, социологов, историков, экспертов, специализирующихся на изучении политического сепаратизма.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе диссертационного исследования лежат принципы общенаучного системного и структурного, а также структурно-функциональных подходов, в соответствии с которыми сепаратизм рассматривается как системное явление, имеющее свои причины возникновения, внутреннюю динамику, контекст развития, взаимосвязь с социально-политическими и этнокультурными процессами в стране. Для изучения внутренней структуры этого социального и политического явления использованы принципы институционального подхода, позволяющего выделить политические, социально-экономические и этнокультурные предпосылки и их эволюцию. Вместе с тем в работе использованы методы политологического анализа, позволяющие рассматривать политический сепаратизм в стране как особый фактор политического процесса.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

В диссертации впервые комплексно рассмотрены исторические и современные предпосылки возникновения и особенности проявления в современных условиях политического сепаратизма на юге Таиланда, в частности:

» Раскрыты исторические, социально-политические и культурно-идеологические предпосылки возникновения политического сепаратизма в стране. Показана связь формирования этих предпосылок с эволюции политической системы в стране.

в Выявлены современные особенности сепаратистских движений на юге страны, их эволюция в современных условиях; показаны их отношения с региональными и международными террористическими организациями.

Проанализированы современные особенности политики тайского правительства по решению проблем сепаратизма в Таиланде.

Сформулированы некоторые рекомендации по проведению эффективной политики по решению проблемы политического сепаратизма и экстремистских актов в стране (утверждение политического равноправия тайского народа; уменьшение социально-экономического различия в развитии южных и центральных регионов страны; установление района интенсивного развития (development area); реальное обеспечение прав участия населения южного региона в политической жизни страны и другие.

Положения, выносимые на защиту:

Проблемы политического сепаратизма в современном Таиланде могут рассматриваться при выявлении исторических, политических, социально-экономических и этнокультурных предпосылок

1. Большую роль в возникновении и активизации политического

сепаратизма в южных районах Таиланда играют исторические особенности эволюции политической системы, в частности, покровительственные отношения и культ личности в политической системе, а также политическая культура страны.

Социально-экономические предпосылки также оказывают существенное влияние на проявление сепаратизма. Исследуемый регион характеризуется приверженностью к автономным сельскохозяйственным

практикам и строящимся на их основе экономическим системам. Изменение сложившихся экономических систем приводит к диспропорции в развитии южного региона и других регионов страны и становится почвой для роста конфликтного потенциала политического сепаратизма.

Этнокультурные предпосылки также представляют собой важный фактор, который оказывает влияние на отношение двух основных этнических групп в Таиланде: мусульманской и буддистской. Этнокультурные особенности мусульманского населения юга страны часто не учитываются и игнорируются центральной властью.

2. К концу XX - началу XXI века на юге Таиланда обострение проблемы политического сепаратизма выражается в росте влияния некоторых сепаратистских движений, в том числе экстремистских групп. К сепаратистским движениям относятся: Объединённая либеральная организация Паттани (The Patani United Liberation Organization: PULO); Национально-освободительный фронт Паттани ( Barisan National Pembebasan Patani / National Front Liberation of Patani :BNPP). Эти организации тесно связаны с региональными и международными террористическими организациями, с такими как Аль-Каида и Джема Исламия/ Jemaah Islamiyah. В своей деятельности сепаратистские движения Таиланда следуют их программным установкам и целям.

Большинство сепаратистских движений в своей идеологической базе имеют религиозные компоненты, в частности ислам, что необходимо учитывать при решении проблем политического сепаратизма в стране. Эти движения преследуют цели создания исламского государства. Их влияние стимулирует этнические конфликты и сепаратизм в данном районе страны.

На проблему сепаратизма в Таиланде так же оказывают влияние такие региональные мусульманские страны, как Малайзия и Индонезия, а так же международные мусульманские организации.

3. Важным фактором в возникновении и активизации проблемы
политического сепаратизма на юге страны является неэффективная политика
центральной власти в решении проблем развития южных районов, что
порождает недоверие между правительственными органными и местными
мусульманскими жителями. Правительства разных составов Таиланда
пытались и пытаются регулировать и решать проблему сепаратизма путём
проведения особых правительственных политик, таких, как национальная
политика, политика экономического и социального развития. Поскольку эта
политика недостаточно учитывает особенности населения южных районов
страны, она не ведет к решению проблемы сепаратизма.

4. Анализ истоков, особенностей и факторов, влияющих на сепаратизм на
юге Таиланда, позволяет сделать вывод о том, что и в будущем проблема
сепаратизма не исчезнет. Для решения этой проблемы необходимы новые
подходы в проведении правительственной политики, более полный учет
интересов проживающего там населения и более объективный учет
особенностей этого региона, что будет способствовать достижению полного
взаимопонимания между центральной властью и регионом. В долгосрочной
перспективе это будет способствовать решению проблемы политического
сепаратизма и исключению возникающих конфликтов в этом регионе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положение и выводы диссертации могут быть использованы при изучении особенностей современного политического сепаратизма в Таиланде.

Материалы диссертации могут так же представлять практический интерес для государственных органов Таиланда и других стран в вопросах выработки и реализации правительственной политики по решению проблемы политического сепаратизма. Материалы диссертации могут быть так же использованы в учебном процессе в курсах и спецкурсах по истории, политологии, международным отношениям, мировому политическому процессу.

Апробация работы. Некоторые аспекты темы диссертации раскрывались в докладе автора на международной конференции «молодых учёных гуманитарных факультетов, МГУ имени М.В. Ломоносова». Диссертация была обсуждена на заседании кафедры мировой и российской политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано монография и 3 статьи общим объемом 9,4 п.л.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Эволюция политического развития и особенности политической культуры Таиланда в XX - начале XXI века как политические предпосылки проявления политического сепаратизма в современном Таиланде

Для определения особенностей сепаратизма в Таиланде необходимо проследить его эволюцию с момента возникновения до настоящего времени. Для этого важно выявить его истоки. Они связаны с особенностями политического развития и политической культурой страны, прежде всего, политического режима.

Политический режим слагается из метода осуществления политической власти, наличия и степени политической свободы в обществе, состояния правового статуса личности и других условий её жизнедеятельности. Как известно, существующие режимы разделяются на демократические и антидемократические. Последние, в свою очередь, подразделяются на авторитарные, тоталитарные, деспотические и т. д.

Эта классификация позволяет определить политический режим в Таиланде, что важно при рассмотрении проблемы сепаратизма в стране. В отличие от соседних стран, специфической чертой Таиланда явилось отсутствие прямого колониального управления. Все граничащие с Таиландом государства находились в зоне ответственности Великобритании (Бирма и Малайзия) или Франции (весь Индокитай). По форме политический режим Таиланда сегодня можно обозначить как демократическое правление, но со своей тайской спецификой, а именно: наличие особого политического режима - полудемократии (Demi 30

Democracy) . Несмотря на то, что полудемократия тайского типа сочетает в себе два типа политического режима - диктатуру и демократию - нам представляется, что такая политическая система являет собой подходящую форму для Таиланда в настоящее время. Тем не менее," мы можем определить слово «полудемократия» двумя способами31:

Во-первых, полудемократия может представлять собой метод, используемый правительством для того, чтобы закрепить за собой власть путём составления собственной конституции.

Во-вторых, полудемократия может пониматься как этап на пути создания демократического политического устройства в стране.

Для изучения особенности политической культуры Таиланда необходимо, прежде всего, учитывать политическую историю Таиланда и терминологическое определение особенности политической культуры страны, которое объясняет форму отношений между политическими элитами и населением.

В политической истории Таиланда в XX веке важным изменением политического режима является Большая Революция32 1932 г. Эта Революция часто представляется как взрыв, невиданный в истории страны. Это событие четко отделяет старую политическую форму правления (абсолютную монархию) от новой, т.е. от демократии, которая является следующим шагом в политическом развитии страны. Более того, Большая Революция также ознаменовала собой появление новых форм политических конфликтов. До революции в 1932 г. для Таиланда была характерна абсолютно-монархическая форма правления. Страна издавна была под важными социальными системами «непотизма (Nepotism), культа личности (Personality cult) и покровительственного отношения (Patronage)» с опорой на пролетариат36 и аристократию. Эти 3 системы до настоящего времени продолжали играть важную роль в политической культуре Таиланда. Они также стали важным политическим инструментом для определения политического направления и эффективности правительственных политик в настоящее время.

Непотизм (Nepotism) отражает социальную структуру и политическое отношение между политическими элитами и тайским населением. Сущностью этой системы является передача политической власти, которая опирается на родственное наследование. До революции 1932 г., когда в стране существовала абсолютная монархия, центр политической власти находился только в королевской семье и аристократии. Эта политическая власть правящего класса наследовалась из поколения в поколение. В тот период система непотизма играла важную роль в наследовании политической власти только некоторых важных родственных кланов аристократов, которые имели близкие отношения к королю. Более того, практически эти важные родственные кланы аристократов имели власть для назначения будущего короля (унаследования трона). Простое население представляло собой политическую опору этого правящего класса. Тогда, в период после революции 1932 г., когда страна развивалась по демократическому пути, система непотизма в политической системе страны проявлялась в форме коррумпирования в политике. Эти указанные препятствия привели к проведению неэффективных правительственных программ, которые представляли интересы лишь родственных кланов правящего класса.

Экономические, социально-культурные предпосылки политического сепаратизма в Таиланде и влияние внешних факторов на его возникновение

Таиланд, как известно, расположен в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай, омывается водами Андаманского моря на юго-западе и Сиамского залива на юго-востоке. Страна граничит с Бирмой, Лаосом, Камбоджой и со своей влиятельной мусульманской соседкой -Малайзией. Таиланд- буддистская страна, где 94,6% жителей исповедуют буддизм, на втором месте мусульмане - 4,6 % жителей на юге страны, кроме того имеются последователи христианства и индуизма.

Таиланд подразделяется на 5 районов: северный, восточной, западный, северо-восточный и южный. В данной работе особенное внимание будет уделено исследованию южной части страны, так как она всегда находилась в центре внимания не только тайцев, но и народов других стран. Южный район обладает не только преимуществами, будучи туристическим и экономическим центром, обладая энергетическими и природными ресурсами и т.п., но и также и недостатками, к каковым следует отнести беспорядки и проблему политического сепаратизма в трёх пограничных провинциях.

Географически южный район состоит из 14 провинций93 и нескольких маленьких островов. На западе южный район граничит с южной Мьянмой и омывается Андаманским морем. На востоке омывается Тайским заливом, который изобилует рыбой и минеральными ресурсами - нефтью и газом, имеет развитый туристический бизнес. На юге, гранича с Малайзией. В общем - южный район обладает разнообразными условиями. В районе наличествует торгово-промышленная деятельность, заметен экономический рост в верхнем районе. Вместе с тем население в некоторых провинциях, особенно в нижних пограничных провинциях Паттани, Яла, Наратхиват остаётся бедным из-за дисбаланса развития, присущего этому району.

Хотя большинство населения, проживающего в южном пограничном регионе представляет собой большинство мусульман страны, их участие в политическом движении и экономико-социальном развитии страны остаётся на низком уровне по сравнению с населением других частей страны. По поводу экономико-социального развития в этом районе можно констатировать, что разные правительства долгое время не умели проводить политику, направленную на обеспечение нужд большинства населения этого района, на сглаживание противоречий, возникающих из-за различий религиозного и культурного характера94.

Пограничные районы Таиланда в настоящее населены миноритарными группами племён (minority group), имеющими свои культурные отличия от большинства тайцев, и состоят из горного племени у северной границы, племени камбоджийцев на северо-восточном рубеже и жителей-мусульман южного пограничного района.95 Обращаясь к последней группе, можно сказать, что влияние мусульманства приводит к тому, что проблемы этого региона оказывают большее влияние на ситуацию в целом и внутреннюю политику властей по сравнению с другими регионами и национальными группами страны.

Несмотря на то, что в Таиланде провозглашена свобода вероисповедания, различия между буддизмом и исламом в южном районе в настоящий момент стали одним из влиятельных факторов, ускоряющих конфликтные процессы. Южный район заключает, в себе особенности, связанные с мусульманскими провинциями: Паттани, Яла, Наратхиват. Эти особенности связаны с различиями социального и культурного развития. В конце второй половины XX века - начале XXI века в южном районе сложилась ситуация беспорядков, часто возникали случаи насилия разного рода, например: взрывы, похищения людей, поджоги и т. д. Проблема беспорядков и политического экстремизма, которая представляет собой форму реализации идеи сепаратизма южного региона, становится доминирующей в политической жизни современного Таиланда.

«Южный мятеж беспорядков» - сепаратистская кампания под направлением сепаратистских движений , действие которой было сосредоточенно в регионе Паттани - трёх южных областях Таиланда- и сопровождалось насилием, всё более простиравшегося на соседние области и угрожавшего распространиться до столицы страны - Бангкока. Длинная среда конфликтов закончилась, унеся более чем 1200 жизней в течение прошлого десятилетия. Более 1000 проявлений насилия было отмечено в январе 2004 года. В июле 2005 года бывший премьер-министр Таиланда Таксин Чиннават97 в связи с мятежом принял на себя всесторонние чрезвычайные полномочия. В сентябре 2006 армейскому командующему Сонтхи Буньяраткалину98 было предоставлено экстраординарное увеличение в исполнительных полномочиях для подавления волнении . 1У сентября генерал Сонтхи и тайские вооруженные силы лишили власти бывшего премьер-министра Таксина100. Несмотря на примирительные жесты хунты, мятеж продолжился.

Основные формы проявления сепаратизма в современном Таиланде

Для исследования проблемы сепаратизма в современном Таиланде необходимо учитывать, прежде всего, действующие сепаратистские движения, являющиеся важным импульсом возникновения и развития насилия на юге.

Принятие независимости колониальным странами юго-восточной Азии после Второй мировой войны приводит к широкому распространению националистических идей среди мусульманского населения в регионе, включая малайских мусульман в трёх южных пограничных провинциях Таиланда. В тот период в Таиланде мусульманская группа, которая находилась в трёх южных пограничных провинциях и совершенно не одобряла центральное управление, основала Малайское национальное объединение Паттани (Malay national association of Pattani/Gabongan Melayu Patani Raya,GAMPAR). Его целью являлись отделение Паттани и соединение с другими малайскими штатами на Малайском полуострове Кроме этого объединения возникло народное сепаратистское движение Паттани (Patani people s Movement, PPM), которое являлось первым сепаратистским движением под контролем религиозного представителя. Основание этих двух сепаратистских организаций после Второй мировой войны является первым организованным сепаратистским проявлением и впоследствии стало примером для других сепаратистских движений.

С середины второй половины XX в. сепаратистские организации на юге Таиланда развиваются в полноценные вооружённые организации. Действия этих организаций можно рассмотреть на примере таких влиятельных мусульманских сепаратистов и экстремистов в южном регионе, как:

1. BNPP: National Front Liberation of Patani /Barisan National Pembebasan Patani (Национально-освободительный фронт Паттани)

2. Patani Malay National Revolutionary Front I The Barisan Revolusi Nasional Melayu Pattani, BRN (Барисан национальная революция малайского Паттани)

3. The Patani United Liberation Organization: PULO (Объединённая либеральная организация Паттани)

4. Bersatu (The United Front for the independent of Pattani) - Берсату150

5. The Consultative Committee of the Malay people of Patani I Komiti Perundingan Rakyat Melayu Patani, KPRMP (Консультативный комитет малайского народа Паттани)

6. The Consultative Council of the Malay people of Patani I Majlis Permesyuratan Rakyat Melayu patani (MPRMP) (Консультативный совет малайского народа Паттани)

7. Pattani Islamic Mujahideen Movement/Gorakan Mujahideen Islam Patani, GMIP (Моджахед движение Исламского Паттани )

BNPP: National Front Liberation of Patani I Barisan National Pembebasan Patani (Национально-освободительный фронт ХІаттани)

BNPP является сепаратистским движением Паттани раннего периода, оно было основано правителями территории старого Паттани, утратившими власть. Это сепаратистское движение зародилось в 1959-1971 гг., а его военная активность пришлась на 1977-1982 гг. Деятельность осуществлялась при помощи арабских стран и таких организаций, как Арабская Лига (Arab League) и Организация освобождения Палестины, ООП, имевших тесные связи с Пас партией Малайзии (PAS/Parti Islam Se-Malaysia) , являющейся влиятельной мусульманской оппозиционной партией в Малайзии. Цели движения: получение полной независимости Паттани от Таиланда; создание независимого государства Паттани под управлением султана; борьба против объединения территории с Малайзией.

В начале 80-х гг. произошла смена названия сепаратистского движения на BIPP (Barisan Islam Pembebasan Patani) под управлением старых консервативных мусульманских правителей маленьких городов территории Паттани. Их идеологией стал консервативный Ислам. В тот период BIPP немного изменил свою цель и стал поддерживать борьбу за независимость сепаратистских движений во всем мире. В 1989 г. это сепаратистское движение постепенно снизило активность из-за внутренних конфликтов.

Барисан Национально-освободительный фронт Паттани (BNPP) или BIPP не прекращала свою деятельность в Таиланде до начала 2002 г. BNPP размещен в северной Малайзии и участвует в малазийской политической жизни.

Некоторые направления и перспективы борьбы с проблемой политического сепаратизма в современном Таиланде

Конфликты и проблема сепаратизма на юге Таиланда в настоящее время отражают политический потенциал правительства и понимание населением действительной ситуации в стране. Методы, формы и направления решений правительств в разные периоды и некоторых неправительственных организаций четко связанны со степенью экстремистских угроз, которые зависят от динамики мировых тенденций, внутренних и внешних факторов, которые указаны были выше.

Несмотря на то, что проблема сепаратизма возникала в южной части Таиланда в начале прошлого века, она остается острой проблемой, с которой сталкивалось правительство в различные периоды со второй половины XX до начала XXI века. Можно выделить 2 основных направления правительственных стратегий в периоды правления тайских политических руководителей (профессор Приди Пханомйонг209 и Генерал П. Пхибульсонгхрам), в решении проблем сепаратизма. Эти направления являются образцами для действий правительства в настоящее время.

Первый период. После окончания второй мировой войны экономический кризис оказывал серьезное влияние на условия жизни населения Таиланда, в особенности на бедных мусульманских жителей на юге страны, у которых основным средством к существованию были их сельскохозяйственные угодья. В то же время правительство во главе с профессором Приди Пханомйонг в 1946 г. использовало метод компромисса для урегулирования проблем сепаратизма и экстремистского насилия в южной части страны. Этот метод демонстрировал серьезное желание правительства решать эту проблему восстановлением дружественных отношений и понимания между местными мусульманскими жителями (провинции Паттани, Яла и Наратхиват) и правительственными органами, а также остальным населением страны . Последствиями компромиссного метода было временное снижение проблемы сепаратизма и конфликтов.

Второй период можно выделить во время правления Генерала П. Пхибульсонгхрама.211 После окончания Второй мировой войны внутренняя политика формировалась на принципах «национализма». Она включала строгие запреты, правила и установленный порядок для совместного с населением управления территорией. Строгая ликвидация проявлений мусульманской идентичности стала методом, который использовался для решения проблемы сепаратизма. Из-за применения политики «национализма» и силы проблема сепаратизма и конфликты на юге страны усилились.

По мнению профессора Лихит Тхиравегин (известный тайский учёный в области политологии), процесс демократического развития Таиланда был приостановлен из-за диктаторского режима 1957-1976 гг. В результате свертывания процесса демократии в стране возникло неравноправное участие в политических деятельностях населения, особенно в местных пограничных мусульманских провинциях на юге страны. Это также стимулировал активность, насилия и проблемы сепаратизма. Этот фактор оказывает большое влияние на динамику сепаратизма и насилия и в настоящее время.

При чем, несмотря на то, что после окончания диктаторского режима в 1976 г., акценты в управлении страной сместились в сторону развития экономики, нежели военного потенциала, однако проблема сепаратизма не решалась.

Выделенные два направления правительственной политики стали основными в решении проблемы сепаратизма и используются действующими правительствами в настоящее время.

Рассмотрим более подробно особенность этих направлений в стране. Политика компромиссных решений для урегулирования проблемы сепаратизма осуществлялась следующим путем:

1) Создание организаций, регулирующих проблему сепаратизма и конфликтов на юге страны.

2) Проведение национальной политики по экономическому и социальному развитию.

Главными правительственными организациями для урегулирования проблемы сепаратизма в этом регионе являются:

1. Операционное управление внутренней безопасности (Internal Security Operations Command), основанное в 1965году.

2. Административный центр южных пограничных провинций (The Southern Border Province Administration Center - SBPAC), основан в 1981 году.

3. Администрация поощрения мира южных пограничных провинций (The Southern Border Province-Peace Encouragement Administration), основана в 2004года.

4. Комиссия национального согласия (The National Reconciliation Commission), создана в 2005году.