Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Закономерности композиционно-геометрического построения центров новых столиц XX-XXI в.в. Кузнецова Мария Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Мария Викторовна. Закономерности композиционно-геометрического построения центров новых столиц XX-XXI в.в.: диссертация ... кандидата ы: 05.23.22 / Кузнецова Мария Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»], 2018.- 220 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Градостроительные концепции планировки новых городов-столиц ХХ-ХХI века 14

Раздел 1.1. Феноменология столичного города 14

Раздел 2.2. Композиционные решения центров новых столиц ХХ- ХХI века 34

Выводы 1 главы 56

Глава 2. Влияние семиотического аспекта на композиционно-геометрические закономерности построения центров столиц США и Австралии 58

Раздел 2.1. Построение планировочной структуры города Вашингтон 59

Раздел 2.2. В поисках образа идеального города. История формирования плана города Канберры 79

Выводы 2 главы .104

Глава 3. Композиционно-геометрические закономерности построения планировочной системы центральной части новых столиц (на примере городов Вашингтон, Канберра, Новый Дели, Абуджа, Бразилиа, Астана) 106

Раздел 3.1. Композиционно - геометрический анализ планировочного построения центральной части группы столичных городов (Вашингтон, Канберра, Новый Дели, Абуджа, Бразилиа, Астана) .106

Раздел 3.2. Гипотетическая модель планировочного построения центральной части городов Вашингтона и Канберры 114

Выводы 3 главы 130

Заключение. Выводы и основные результаты исследования 131

Список литературы 135

Основные публикации по теме исследования 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из актуальных вопросов в градостроительстве является планировочная организация центров крупных городов. В рамках этой проблемы особенный интерес представляет поиск композиционных приёмов организации столичных центров. В городах столичного статуса особенно выражено стремление к образной художественной выразительности, подчёркнутой значимости вновь создаваемой структуры, её семантике и всему тому, в чём нуждается любой проектируемый сегодня новый город.

Богатый опыт проектирования и строительства новых столиц в ХХ-ХХI веке даёт возможность последовательного рассмотрения во времени эволюции подходов к композиционно-геометрическим приёмам построения их центральной части.

Данный период истории отмечен двумя мировыми войнами, мощными
социальными, экономическими и политическими изменениями. В течение ХХ –
начала ХХI века образовалось около 200 новых столичных центров. В
настоящее время формируются новые столицы Египта, Японии, Индонезии и
Либерии, обсуждаются возможности переноса столиц Аргентины, Венесуэлы,
Южной Кореи, Монголии. Каждая столица уникальна своим образом, только ей
присущей историей возникновения и философией развития. Центральная часть
столичного города, которая представляет собой сложную систему

административно-управленческих, общественно-деловых (коммерческих),

культурно-просветительских и торговых функций, должна содержать в себе необходимый потенциал для обеспечения дальнейшего устойчивого развития города. В городах, запроектированных на малоосвоенной территории, наиболее ярко проявляются символические и геометрические основы композиционного построения их планов.

Актуальность данного исследования для практики градостроительного
проектирования заключается в формировании метода, позволяющего выявить и
использовать геометрический каркас композиционного построения

центральной части города. Достижение этой цели лежит в плоскости новых планировочных идей, нового образа на основе раскрытия семиотического кода плана, которые помогут подчеркнуть статус страны, федеральной республики или новой экономической столицы.

Актуальность исследования для теории и истории градостроительства объясняется необходимостью выявления геометрических основ построения планировочной структуры столичных центров, как условия формирования целостного, гармоничного градостроительного ансамбля.

Научное обоснование композиционно-геометрических планировочных особенностей построения столичных центров имеет существенное значение в условиях реального и концептуального проектирования, что свидетельствуют об актуальности данной работы.

Степень разработанности темы. Источником сведений, касающихся общей истории и теории градостроительства, послужили труды Бунина А.В.,

Саваренской Т.Ф., Кругловой М.Г., Брунова Н.И., Шкварикова В.А., Павлова Н.Л., Бондаренко И.А., Швидковского Д.О., содержащие богатейший материал по истории градостроительного искусства. Исследованию градостроительных концепций, опыту возведения новых городов посвящены работы Грузы И., Смоляра И.М., Яргиной З.Н., Косицкого Я.В. и др. В исследованиях Гидиона З., Бархина М.Г., Бочарова Ю.П., Иконникова А.В., Гутнова А.Э., Лежавы И.Г. рассматриваются общие вопросы композиции, закономерности структурного, объемно-планировочного и пространственного построения градостроительных объектов. В работах Линча К. подробно и структурно рассмотрен феномен «образа» города. Теоретические модели «Города-сада», движение «Город Красоты», оказавшие влияние на формирование планировочных решений новых столиц начала ХХ века, подробно описаны в работах зарубежных авторов: Говарда Э., Гибберта Ф., Геддеса Э., Холла П., Бернхема Д. и др.

В своём исследовании автор отталкивается от идеи, высказанной в своё время профессором А.П. Иваницким об искусстве плана города, которое делает из него художественное произведение, являясь «важнейшей составной частью градостроительного искусства»1.

Закономерностям формирования, развития и функционирования

пространств общественного центра города посвящены работы Писарского И.В., Соколова Л.И. Приёмы формализации структурных свойств архитектурных и градостроительных объектов детально раскрываются в трудах Пронина Е.С., Шубенкова М.В. Теории композиционного анализа городского плана посвящены исследования Яргиной З.Н., Лаврова В.А. и др. В исследованиях Лаврова В.А. найден подход к изучению исторического городского плана путем выявления взаимосвязи его функциональной и композиционной структуры.

С темой художественного образа городского плана напрямую связана диссертационная работа Н.Д. Кострикина2, в которой был использован «метод геометрической формализации». Формализацию, как пример одного из наиболее эффективных графических приёмов анализа композиционной структуры любого архитектурного объекта3, и в первую очередь его плана, мы обнаруживаем во всех исследованиях, посвященных анализу формы. Кудрявцев М.П.4 и Мокеев Г.Я. являются исследователями, демонстрирующими приёмы анализа символики и формализации плана исторически сложившегося города.

Изучению проекционной геометрии архитектурного пространства
посвящены исследования Горшковой Г.Ф. Семиотические методы

исследования архитектурных и градостроительных объектов рассматриваются в работах Пирса Ч.С., Морриса Ч., Глазычева В.Л., Коротковского А.Э.,

1 Иваницкий, А.П. Об искусстве плана города [Электронный ресурс] / Из конспекта лекции
студентам Московского архитектурного института. 1940 г. Личный архив А. П. Иваницкого.
- Режим доступа:

2 Кострикин, Н. Д. План города как основа формирования его художественного образа: Дис.
… канд. архитектуры: 18.00.01. / Кострикин Никита Дмитриевич. – М., 1977. – 154 с.

3 Габричевский А.Г. использовал «формальный метод» анализа для изучения объектов
архитектуры

4 Основоположник современного изучения давно забытой тайнописи архитектурных планов.

Янковской Ю.С., Ивановой О.А. и др. Проектирование новых городов-столиц и формирование столиц на основе сложившихся городов, в связи с переносом на них столичных функций служат основной темой исследований современных зарубежных учёных: Гордона Д., Готтмана Ж., Кэмпбэлла С, политологов Э. Шаца, Адебанви У., Рубла А., социологов Герборна Г., Кон Чон Хо и др. Модели переноса столиц, схемы их локализации рассмотрены в работах Россмана В.И., Тархова С.А., Вахштайна В.С. и др.

Раскрытие содержательной, идейно-символической стороны городской планировочной системы Вашингтона5 построено на анализе оригинальных архивных документов6 и рукописей7, а также на материалах зарубежных и отечественных исследователей Беднара М., Скотт П., Кохлера С., Оусена Д., Бордевич Ф.М., Ходапа К., Хэнлон М. и др. Исследование плана Канберры построено: на изучении архивных документов Национальной Библиотеки Австралии и Национального Архива Австралии. История проектирования и развития города представлена, опираясь на отчёты проектных комитетов, в том числе, действующего сегодня, «Наследие Гриффина». Джеймс В., Рейд П., Вернон К., Фифс Д., Праудфут П., Д. Репс, Фишер К., Оверолл Д. исследуют в своих трудах модернистский взгляд на планировку новой столицы Австралии.

Наряду с этим, в литературных источниках недостаточно внимания уделено раскрытию символических основ композиционного построения и скрытых качеств планировочной структуры городских планов, механизмам и инструментарию кодирования градостроительного проектирования, а также изучению композиционно-геометрических закономерностей организации центров новых столиц.

Цель исследования заключается в выявлении планировочных

закономерностей композиционно-геометрических построений центральной части новых столичных городов.

Задачи исследования:

1. Провести композиционный разбор планировочного решения центральной
части новых столичных городов ХХ - начала ХХI века, с выявлением основных
композиционно-геометрических особенностей их построения.

2. Выявить скрытые композиционно-геометрические и символические
закономерности построения планировочной системы центральной части нового
столичного города.

5 Вашингтон – первый созданный специально для выполнения административной функции
город. Его планировочная схема (заявленная в ХVIII в., воссозданная и реализованная в ХХ
в.) служила композиционным аналогом для проектирования многих новых столиц.

6 Архивные данные Библиотеки Конгресса США, посвящённые: работе Комиссии Мак
Миллана, отчётам Американского Института Архитекторов, градостроительным программам
о «Памятных трудах», «Наследие».

7 Например, У. Т. Партриджа, который возглавлял ведение проектных работ по
реконструкции центральной части г. Вашингтон после утверждения концепции 1901 г., им
выполнен аналитический разбор первоначального градостроительного плана Ленфана 1791 г.

3. Раскрыть потенциал начального градостроительного замысла через
внутренние связи, которые формируют планировочный каркас архитектурно-
градостроительной композиции.

4. Выявить принципиальные геометрические модели планировочного
построения центральной части нового столичного города на основе
сопоставления формализованных схем их планировки.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что в основе композиционного построения центра столицы заложены, в явной и неявной форме, определённые, суммирующие исходный замысел, геометрические структуры, которые могут быть выявлены в результате формально-графического метода их анализа.

Границей исследования является геометрический аспект

планировочного построения центральной части новых городов, которые задумывались и строились как столичные. Понятие «новый столичный город» соответствует возведению столицы государства на малоосвоенной территории, с предварительной разработкой концепции генерального плана. Это позволяет получить результаты в «чистом виде» и использовать их в более широком контексте. Центральная часть нового столичного города определяется как градостроительный ансамбль, во всей совокупности его иерархических компонентов, объединенных системой знаковых и функциональных связей.

Базовыми объектами исследования выступают проекты столиц Вашингтона и Канберры, в которых наиболее ярко проявляются взаимосвязи геометрических и символических планировочных компонентов центра города, а также планы новых столиц, запроектированные по предварительному замыслу (на основе конкурсов или правительственных решений) и на малоосвоенной территории (Новый Дели (Индия), Бразилиа (Бразилия), Исламабад (Пакистан), Ямусукро (Кот-д’Ивуар), Габороне (Ботсвана), Лилонгве (Малави), Додома (Танзания), Бельмопан (Белиз), Нейпьидо (Мьянма), Абуджа (Нигерия), Астана (Казахстан), Путраджайя (Малайзия), с привлечением исторических примеров городов Рима, Версаля, Санкт-Петербурга).

Предметом исследования являются закономерности композиционного построения планировочных структур и выявление скрытых геометрических и символических форм планировки центральной части новых столичных городов.

Научная новизна:

- проведен графоаналитический разбор центральной части ряда новых столиц,
построенных в период ХХ - начала ХХI века с выявлением общих
композиционных закономерностей их построения;

- впервые выявлены общие закономерности расположения основных
композиционных узлов центральной части города (на основе формализации
планировочных решений, заложенных в оригинальном плане);

- впервые определены базовые структурные элементы градостроительной
композиции центра нового столичного города;

- впервые проведён эксперимент с совмещением аэрофотосъемки
существующего положения центральной части города с проектным

предложением с целью выявления проблем реализации рабочих концепций и оценки жизнеспособности городских структур;

- разработана гипотетическая модель построения планировочных схем,
раскрывающая внутреннюю структурную организацию центров
рассматриваемых городов.

Теоретическая значимость исследования. Систематизирован

собранный материал по новым столичным городам ХХ-ХХI века. Выявлены композиционно-геометрические особенности планировочного решения их центральных частей. Определены скрытые механизмы композиционного построения объектов и внутренняя логика организации плана городского центра.

Основная часть работы проводилась на базе оригинальных литературных
источников, анализе уникальных архивных документов и текстов зарубежных
исследователей. Материалы, представленные в работе, включены в
теоретические курсы лекций по специальности «Градостроительство». Сегодня,
когда перед проектировщиками стоит задача обеспечения устойчивого
развития8 территорий, возрождение принципов композиционно-

геометрического проектирования градостроительного плана города и его центра становится важной составляющей в общей культуре проектирования, строительства и реконструкции городов.

Практическая значимость исследования. Совокупность выявленных композиционно-геометрических закономерностей широкого ряда новых столичных центров позволяет использовать их в условиях разработки генерального плана создаваемого города. Материалы, полученные в результате работы, включены в учебный процесс при подготовке курсового и дипломного проектирования по специальности «Градостроительство», а также могут использоваться в реальном проектировании на стадии градостроительного предпроектного анализа для более глубокого осмысления исходных данных, выявления функционального и эстетического потенциала территории, выбранной для строительства. Выводы и рекомендации направлены на совершенствование путей поиска выразительной композиционной структуры общественных центров новых столичных городов.

Методология диссертационного исследования:

- обобщение исходных данных при обработке фактического материала;

8 Устойчивая архитектура (sustainable architecture) - архитектура, имеющая программой непротиворечивое единство эстетических позиций автора и времени, социально-экономических, инженерно-технологических и природно-экологических требований, базирующихся на принципах устойчивого развития, полнота воплощения которых определяется принятыми в мировой практике и практике страны требованиями рейтинговых систем оценки устойчивости среды обитания» - Есаулов, Г.В. Устойчивая архитектура как проектная парадигма (к вопросу определения) / Г.В. Есаулов // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее: тр. Международного симпозиума. 17-18 ноября 2011 г. Научные труды Московского архитектурного института (государственной академии) и группы КНАУФ СНГ. - М., 2012. - С. 76-79.

- проведение историографического эксперимента на примере детального анализа проектных схем центров городов, взятых как характерные примеры;

- графическая формализация многосложной планировочной схемы центра
столичного города в геометрически ясную структуру, выявляющую содержание
основной планировочной идеи;

- трёхчастный анализ объектов исследования: «историко-генетический»,
«структурный анализ композиции» (определяющий внутренние связи и
соотношения отдельных элементов»), и «графоаналитический метод»9 -
позволяющий в наглядной форме зафиксировать результаты анализа;

- поиск знаковых композиционно-пространственных конфигураций,
позволяющих упорядочить структуру центра нового города – столицы;

- композиционный анализ планировочной структуры объекта исследования на
основе его геометрической формализации (выявляющей историческую
эволюцию плана, алгоритм его композиционной конструкции и перспективу
дальнейшего развития);

- графическая фиксация результатов анализа, позволяющая придать им
наглядную, визуально воспринимаемую форму;

- сравнительный анализ плана города (изучение проектного предложения и
сложившейся композиции генерального плана). Построение гипотетических
внутренних связей для выявления основополагающих узлов градостроительной
композиции и внутренней логики построения геометрической основы
городского плана.

Методы диссертационного исследования базируются на сочетании сравнительного композиционно-геометрического анализа планировочных закономерностей построения центра новых городов и историко-философского осмысления объекта проектирования.

Личный вклад автора. Впервые выявлены композиционно-

геометрические закономерности построения планировочных систем центров новых столиц. Введены в научный обиход композиционно-геометрические особенности построения планировочной структуры ряда столичных городов Африканских государств. Общее рассмотрение и графоаналитический анализ произведены по центрам четырнадцати новых столиц, но акцент сделан на анализе более значимых – Вашингтона и Канберры. Раскрыты принципы построения планировочных схем Вашингтона и Канберры с выявлением закономерностей геометрических построений, которые позволяют определить размещение узловых акцентов градостроительных ансамблей широкого ряда столичных городов.

Положения, выносимые на защиту:

- классификация рассматриваемых градостроительных структур
(поливершинные, осевые, матричные структуры);

- графические модели и закономерности композиционно-геометрического
построения планировочных систем центральной части новых столиц.

9 Кострикин, Н. Д. План города как основа формирования его художественного образа: Дис. … канд. архитектуры: 18.00.01. / Кострикин Никита Дмитриевич. – М., 1977. – 154 с.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в публикациях в научных журналах, докладывались автором на ежегодных международных научно-практических конференциях: Дни Науки МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование», «Проблемы и перспективы современной науки» в г. Москве, «Роль науки в развитии социума: теоретические и практические аспекты» в г. Екатеринбурге.

Результаты проведённого исследования применимы:

а) в практике градостроительного проектирования, как инструмент для
формирования планировочной композиции (на стадии эскиза-идеи), для
создания механизма пространственного регулирования развития, в т. ч.
несанкционированного роста центральной части нового города;

б) в дальнейших теоретических разработках, посвящённых совершенствованию
планировочной структуры городов (новых и в процессе их реконструкции);

в) в образовательном процессе для включения в лекционные курсы по
специальности «Градостроительство», как элемент композиционного анализа
многосложной планировочной структуры городского плана.

По теме диссертационного исследования опубликовано 14 статей, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура работы. Диссертация представлена в двух томах.
Том I, объёмом 152 страницы, включает введение, три главы, выводы и
основные результаты исследования, список литературы из 163

библиографических источников. Том II, объёмом 68 страниц, является приложением из графоаналитических таблиц и 55 иллюстраций.

Феноменология столичного города

В ХХ в. наблюдается значительный рост числа новых городов столичного статуса. В 1900 г. было зафиксировано около 40 государств со столицами, половина из которых образовались в результате распада Португальской и Испанской империй в конце ХIХ века. В период после Первой мировой войны не стало Австро-Венгрии, Германской и Османской империй. По окончании Второй мировой войны начался постепенный распад Французской и Британской империй. Количество членов ООН с 1946 - 2017 годы возросло с 55 до 193 независимых государств10 [21]. В 1960 году, получив независимость, страны Африки стали активно осуществлять строительство новых столиц. В 1980-х, 1990-х годах произошёл распад СССР и дробление Югославии (СФРЮ). Таким образом, за прошедшее столетие количество столиц суверенных государств увеличилось в пять раз.

Знаменательным моментом стало и явление территориального перемещения функций административного или политического центра во вновь созданные города. Этот процесс замечен учёными на всех континентах мира: Австралия, Турция, Бразилия, Германия, Белиз, Нигерия, Пакистан, Бирма, Казахстан, Малайзия и др. [44, 59 с.4-17, 60, 66, 67, 71, 74, 77] (таблица 1. Т.2 с. 2). Сегодня возводят новые столицы в Афганистане (Новый Кабул11) и в Объединенных Арабских Эмиратах. На парламентском уровне обсуждаются возможности переноса столиц в более чем тридцати государствах (в том числе Азербайджане, Грузии, Армении, Киргизии, а также в Аргентине, Венесуэле, Бангладеш, Боливии, Монголии, Японии, Индонезии, Таиланде, Южной Корее, Иране. В Африканских странах это - Сомали, Уганда, Либерия и др.). К востоку от Каира к 2020 году планируется построить новую столицу Египта площадью 700 кв. км. с населением 5 миллионов человек12 [45]. С 1990-х годов периодически рассматривалась возможность создания новой столицы России13 [56]. В 2010 году в результате землетрясения разрушена столица Гаити – Порт-о-Пренс. Поскольку сейсмологи прогнозируют повторение катастрофы, специалистами и политиками выдвинуто предложение о строительстве новой столицы. Расположенная вдали от побережья, она должна стать символом экономического возрождения страны [60].

Объявляя о новом строительстве или переносе столицы правительством, как правило ставятся задачи сбалансированного экономического роста и развития регионов, разрешения конфликтов между разными этническими, религиозными группами, разделения экономического и политического центров страны.

Учитывая достаточный объём фактического и исторического материалов, исследование столичных городов на сегодняшний день находится в «инкубационной стадии развития»14 [93 с. 4]. Несмотря на то, что город-столица – явление легко определимое, он остаётся недостаточно изученным как особый класс городов. «Тема столичности – не интегрирована в единую дисциплину» [59 с. 6], необходимые сведения можно почерпнуть из разнообразных областей научных знаний со своей терминологией, категориями, внутренней логикой и спецификой изложения. В связи с этим, в последнее время учёные предлагают создание единой науки о столичных городах, которая бы объясняла их возникновение, социально-экономические, политические принципы функционирования и особенности архитектурно-планировочного решения городского плана.

Характерной особенностью именно ХХ века является то, что каждый вновь создаваемый (не только столичный) город, проектировался как идеальный. «Подвергнув исторические города грандиозным перестройкам, отражавшим промышленные индустриальные изменения в теле города, новый город по определению не мог быть неидеальным. Интенция идеальности в данном контексте воспринималась как его функциональность, как его жизненность» [44 с. 92]. По словам Вахштайна В.С., в это время города возводились и перестраивались при «помощи мощного ресурса формально-рационального мышления, воплощенного в планировании и проектировании мест»15 [15].

Частью большой градостроительной проблемы сегодня является проектирование центральной части новых столиц - как смыслового ядра города. Особенности его композиционного построения, месторасположения, морфологии и внутреннего обустройства – находят выражение в «идее политической философии» - то есть представлениях об идеале государственного устройства и социальной справедливости. Проектирование новых столиц неотделимо от политических16 и экономических влияний, что формирует их дальнейшее развитие [60 с. 8].

Cогласно определению, столица предполагает место, где размещается правительство страны, но в ряде современных государств (таких как, например, Швейцария, Боливия, Южная Африка) функции столицы распределены по разным городам. Правительство Нидерландов так же пребывает за пределами официальной столицы государства, в Гааге.

По мнению исследователей, современная столица, какой мы её представляем сегодня, – относительно новая политическая категория, которая начала складываться в Европе в XVII веке. До этого времени многие общества обходились без столиц, либо их роль, как центра управления, была ограниченной. Главная задача новых политических центров сегодня сводится к репрезентативной функции на международном уровне. Вот почему так важно выявить композиционно-геометрическую основу построения центров новых столичных городов, к которым предъявляются требования особой выразительности, знаковости и символичности. Границы, оси, акценты, зоны влияния, пространственные отношения здесь приобретают многозначный и эстетический смысл.

Популярность строительства и переноса столиц в ХХ веке воссоздаёт картину мира эпохи модерна, время, когда есть возможность выбора, поиска и создания нового, а не просто принятия существующего. Прежде государства наследовали свои столицы или вынуждены были перемещать их в соответствии с циклами военных побед и поражений. Вновь образованные государства, которые долгое время не имели возможности выбора своего пути, предпочитают строить новое, выбирать свой индивидуальный образ, получая возможность выражать свои идеалы о мироустройстве через смысловое ядро города – его центр. Постмодернизм попытался разрушить идею единого центра. «Субстанция центра замещалась потоками и энергиями» [60 с. 7]. Тем не менее, исследователи феномена столичности [Россман, Вахштайн, Вильковский, Тархов и др.] приходят к выводу, что «центры и центральность во многом сохраняют свою конвенциональную роль и значимость. Цивилизации по-прежнему ориентируются на центры, конструируют их по определённым законам» [60 с. 8].

Прежде чем перейти к разбору архитектурно-планировочных решений центров новых столиц, рассмотрим феноменологию столичного города, которая заключается в наличии трёх составляющих, общих для многих из них – композиционного решения городского плана, семиотического содержания его образа и возможности территориального перемещения функций административного или политического центра.

1) Композиционное решение городского плана17. Построение таких сложных градостроительных систем как столичный город, связано с поиском композиционной организации территории, выбранной для проектирования. Основой целостного решения городского плана – является композиция, как система планировочных осей и узлов, «объединяющих природные и искусственные, внутренние и внешние, общие и частные, единичные и повторяющиеся компоненты городской среды» [10 с. 7].

Присутствие высших органов государственной власти требует выделения их в структуре городского плана с помощью мощных планировочных осей и особого набора геометрических форм, о которых речь пойдёт в последующих главах.

Композиционная идея, положенная в основу планировки города, многомерна, модульна, иерархична. В проектах новых столиц прослеживается закономерный контраст выделения правительственного центра планировочными средствами, подтверждающее единство композиционных приемов, принципов размещения и функционирования объектов.

Понятие «композиция» может быть применимо исключительно к произведению искусства. Вот почему анализируя композиционную структуру городского плана необходимо прочесть в нём «искусное воплощение человеческого разума, воли и фантазии» [18]. Воспринимая планировочную основу города «единовременно и как единое целое» [18], город представляется как система пространств, художественных связей между важными его частями, формирующими центральный ансамбль градостроительного плана. А.В. Иконников пишет: «…Город, как и живой организм, является системой, которую нельзя рассматривать просто как совокупность элементов и отношений между ними. Социальные функции города образуют систему, на основе которой складывается пространственная организация. Весь комплекс связей в городе пронизан взаимосвязями, а структурные отношения целого отражаются на внутренних свойствах составляющих элементов. Любые, в том числе и эстетические, качества города как целого находятся в прямой зависимости от организации всей его системы» [26].

Построение планировочной структуры города Вашингтон

В 1790 г. на болотистых берегах реки Потомак, которая разделяла северные и южные штаты, между городами Джорджтаун и Александрия, был основан город Вашингтон.

Для проектирования столицы нового государства Соединенных Штатов Америки отводился «десятимильный квадрат» (в геометрическом центре которого предполагалось впоследствии установить памятник первому президенту Джорджу Вашингтону) - территория размером приблизительно 16х16 километров, названная – «Округ Колумбия» (Рисунок 1. Т.2 с.19). В то время это был слаборазвитый регион и правительство возлагало надежды на то, что строительство Потомакского канала в обход Великих водопадов создаст важный судоходный путь соединяющий внутренние штаты страны60 [84 c. 11]. Именно геометрическая форма квадрата определяла границы застраиваемой территории.

Первый эскиз планировки нового города был подготовлен Томасом Джефферсоном (госсекретарем Дж. Вашингтона и экспертом в области архитектуры) в виде прямоугольной сетки улиц (Рисунок 2. Т.2 с.19). «Подобные регулярные планы, какими бы практичными они ни казались на бумаге и какими соблазнительными ни представлялись на первый взгляд, при воплощении вынуждают даже самых расчетливых наблюдателей признать, что они утомительны и бесцветны, являя собой приземленный плод холодного разума, лишенный подлинного величия и красоты, которые достигаются лишь сочетанием природы, искусства и разнообразия»61 [141 c. 24] - писал майор и инженер Шарль Пьер Лэнфан, которому и было поручено, на основе тщательного изучения опыта возведения европейских столиц, составление генерального плана федеральной столицы. В июне 1791 года генплан был представлен лично президенту Джорджу Вашингтону. На сайте Библиотеки Конгресса США в свободном доступе обнаружились фотокопии первоначального плана (рисунок 3. Т.2 с. 20).

Композиционной основой градостроительного решения служат две главные, пересекающиеся под прямым углом, планировочные оси - гранд Авеню, в форме латинской буквы «L», ведущей от здания Конгресса до Дворца Президента62, в сочетании с озелененными парковыми территориями, органично вписанными в природный ландшафт.

Исходящие от здания Конгресса лучи-проспекты определяли стороны центрального треугольника. Пенсильвания Авеню – являлась главной диагональю, улицей, связывающей два важных объекта планировочной композиции – здание Конгресса с Дворцом президента. Наложение широких диагональных проспектов на ортогональную сеть городских улиц и жилых кварталов, на пересечении сформировало различные по форме и величине площади, на которых предполагалось установить вертикальные акценты (обелиски, памятники, скульптурные композиции).

На плане 1791 г. желтым цветом, с соответствующей порядковой нумерацией, промаркировано 15 площадей, которые должны символизировать отдельные штаты федерации (рисунок 3. Т.2 с. 20). Предполагалось, что впоследствии, эти узловые точки планировочной композиции будут застроены, а пока в геометрическом центре каждой из них будут возведены монументы, церкви и величественные фонтаны (в аннотации подчеркивается, что их будет 5, круглый год их будут питать 25 родников с чистой водой, без ущерба для нужд города63 [83]. Лэнфан демонстрировал подход к проектированию города как инженер и художник одновременно. Приливной бассейн Тайбер, переименованный в Вашингтонский канал, предполагалось использовать для поставок товаров в торговые заведения города.

Красным цветом были выделены территории для культовых религиозных сооружений - церквей и соборов.

Пять заглавных латинских букв А, B, C, D, E фиксировали узловые точки плана:

A –конный монумент президенту Джорджу Вашингтону, изготовленный в 1783 г.

В – столб – колонна, на расстоянии 1 мили от здания Капитолия.

С – холм, на котором предлагалось установить готовый памятник, посвященный военно-морскому флоту, который впоследствии будет служить отправной точкой туристического маршрута.

D – месторасположение соборов и церквей. E – пять фонтанов.

Главная ось, проходящая с запада на восток, представляет собой «Гранд – авеню» – эспланаду – длинной 1,6 км (1 миля), шириной 120 м (400) футов, на которой расположены правительственные здания, здание Конгресса (Капитолий), министерства и общественные здания государственного значения. Другая ось проходит в направлении с севера на юг, и берёт своё начало от набережной реки Потомак и приводит к зданию Дворца президента. Именно она служит основанием центрального равнобедренного треугольника (с углами при основании = 70 ), стороны которого образованы диагональными проспектами.

Треугольник – простая геометрическая фигура и символический знак, рассчитанный на множество толкований, прежде всего даёт возможность охватить прямыми линиями выделенный участок поверхности. Сакральный смысл высокого треугольника в исследовании Горшковой Г.Ф. определён как – одухотворение (или освящение) места64 [19]. Таким образом, не случайно именно в вершине треугольника – расположен правительственный центр, в северной его вершине – Дворец Президента. Второстепенная ось (север – юг) прочитывается на плане. Её поддерживают площади, вертикальные ориентиры (обелиски, монументальные скульптуры, собор), в точке пересечения с эспланадой – расположен величественный фонтан, на набережной в плане отмечен холм, на котором предлагалось установить памятник, посвященный военно-морскому флоту. Точка пересечения с широким озеленённым партером была зафиксирована вертикальным акцентом – памятником (конной статуей) Джорджу Вашингтону (которая не была возведена впоследствии, т.к. грунты основания оказались недостаточно прочными).

Примечательно, что каждый проспект, улица или бульвар, так или иначе ориентированы на Дворец президента и здание Конгресса.

Автор проводимого исследования предполагает, что самая высокая топографическая точка плана – холм Дженкина (переименованная в Капитолийских холм) и два главных взаимно-перпендикулярных луча (кардо и декуманос), составляющих основу планировочного решения, чётко сориентированных по сторонам света, подчеркивают связь с историческим наследием древнего Рима (Рисунок 4. Т 2 с. 20).

И действительно, высший статус столицы в иерархии других городов страны не только накладывает отпечаток политической функциональности, но и по мнению исследователя культуролога Е.В. Николаевой «обязывает максимальной социокультурной символизации этого пространства и насыщенности фрактальными связями. В основе столичного культурного фрактала всегда полагается древний (исторический) или сконструированный (постмодернисский) космогонический миф, то есть миф о происхождении и развитии государства. Любая столица, имеющая многовековую историю или возникшая в новейшие времена, представляет собой своего рода пространственно-смысловое ядро национальной культуры и воплощает собой «текст» общегосударственной идеи» [49].

Сохранилась аннотация к проекту, которая отчетливо выражает композиционный замысел Лэнфана: "Определив опорные точки размещения главных объектов, которым подчинялись все остальные, я разбил под прямым углом, с севера на юг и с востока на запад, улицы, раскрывая и подчеркивая основные направления широких осей-проспектов, не желая при этом вступать в контраст с общей регулярной структурой, а просто, обеспечивая удобные связи, соединяющие отдельные части города друг с другом" [50]. Таким образом, в главную композиционную точку плана был превращен холм Дженкина, "стоящий, как подлинный пьедестал, ожидающий великолепного здания"65 [83 c.14], которым, по предложению Лэнфана, должно стать здание Конгресса. Интересно, что на плане Лэнфана напрямую не указано месторасположение для здания Верховного Суда66 (одной из трех ветвей государственной власти), как третьей кульминационной точки композиционного решения для столичного центра. Известно лишь об упоминаниях в докладах автора президенту и, что предполагаемый участок для строительства был выделен на полпути между Капитолием и Дворцом Президента, подчеркивая второстепенную роль в структуре городского плана67 [86 c. 112].

В поисках образа идеального города. История формирования плана города Канберры

В качестве одного из базовых объектов исследования в данной работе выбрана столица Австралии г. Канберра. Крупный градостроительный объект с более чем вековой историей, что позволит проследить весь процесс проектирования и развития города (от малоосвоенного пастбища до высоко урбанизированной среды ХХI века (сегодня Австралийская Столичная Территория (ACT) включает в себя 2360 квадратных километров, с населением 395 000 жителей94). Как показывает исследование, план Канберры, несмотря на временную отдаленность от наших дней (1912 год) и недостатки с точки зрения пространственно-расселенческих и плотностных характеристик, содержит ценные композиционные и художественные идеи. Это, во-первых, образное и живописное осмысление предложенной для строительства территории на предпроектной стадии. Во-вторых, на концептуальном уровне проект иллюстрировал методику подхода к созданию «идеального города», опираясь на предшествующий градостроительный опыт. Качество городского плана, его разнообразие, полицентричность, иерархия центров, интересные ракурсы, которые открываются при движении (как пешеходном, так и транспортном) по заданным композиционным лучам, – всё это восходит к опыту создания города, на основе принципа исторической преемственности.

Всё вышеперечисленное, позволило автору более внимательно рассмотреть проект архитекторов Уолтера и Марион Гриффин, победителей Международного градостроительного конкурса на планировку Канберры 1912 года. Казалось бы, жесткая, многовекторная и многофокусная композиция плана декларировала стабильность и законченность. Вместе с тем, в ней заложена возможность роста и изменяемости как реакция на требования саморазвития, на первый взгляд, уже сложившейся градостроительной формы.

В начале 1901 г. было принято решение о строительстве новой федеральной столицы Австралийского союза, поделенного на шесть колоний в XVIII–XIX веке. В то время наиболее весомыми городами считались Сидней (столица штата Новый Южный Уэльс) и Мельбурн (столица штата Виктории). Оба эти города, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, соперничали между собой, претендуя на роль столичного центра. Идея создания новой столицы была не только шагом на пути сближения Австралии и Европы, но и символической необходимостью создания памятника национального достояния и воплощением идеи объединения всех штатов в единую федерацию. Правительством было принято решение, что место под застройку будет находиться в штате Новый Южный Уэльс, с условием, чтобы выбранная территория располагалась не ближе 100 миль от Сиднея, исключая тем самым превращения новой столицы в город-спутник. В 1908 г. покрытая редкой растительностью, окруженная холмами, долина с полноводными реками была признана для этих целей подходящей. Когда-то, в течении тысячелетия, эти земли заселяли племена аборигенов (нгуннавал и валгаллу) и только в 1820-х г.г. европейские переселенцы стали создавать здесь первые фермерские хозяйства. Принято считать, что название «Канберра»95, в переводе с языка аборигенов означает «место встреч» или «место собраний».

В апреле 1911 г. был объявлен Международный градостроительный конкурс на проектирование столицы Австралии. Всего 9 месяцев выделялось на разработку проекта. 137 участников подали запрос на предоставление исходных материалов для участия в нём. Каждый участник получил, кроме 12 листов условий конкурса, все необходимые для проектирования исходные материалы (топосъёмку участка, карту почв, особенности климатических условий, рек и выпадающих дождей). В дополнение участникам настоятельно рекомендовали изучить «Труды конференции по планированию города», опубликованной Королевским Институтом Британских Архитекторов (RIBA), где основное внимание было сосредоточено на статье «Федеральная столица Австралии» эксперта по англоавстралийскому градостроительному развитию Джона Сульмана.

При изучении архивных материалов электронной Национальной библиотеки Австралии, Национального архива Австралии, многочисленных публикаций на английском языке, приуроченных к столетнему юбилею основания города Канберры, автором были найдены интересные факты о предварительном этапе градостроительного конкурса, ставшего первым и крупнейшим градостроительным конкурсом ХХ столетия.

Идея проведения конкурса возникла еще в 1901 году во время открытия первого парламента «Конгресс по планированию новой Федеральной столицы» в Мельбурне. Архитектор Джордж Сидни Джон предложил провести соревнование на лучшее проектное решение. Тогда же были согласованы и утверждены общие принципы формирования плана будущей столицы. Среди них называли широкие озеленённые улицы, обязательно круглой формы площади, наличие садов и парков, широких бульваров. Как прямые, так и свободно изогнутые, живописные линии тоже должны были найти себе место. Говорилось также про соблюдение необходимого баланса общественных и частных жилых зданий, максимально комфортно дополняющих друг друга, приспособленных для каждого жителя, с учетом будущего роста и развития города.

Архитекторы, художники, инженеры, геодезисты – все предлагали свои планировочные идеи и художественные решения идеальной столицы. В 1901 году Александр Оливер предложил схему генплана «Австралийский круг» (рисунок 29 а. Т.2 с. 43), разделенного на восемь секторов радиальными бульварами, названных в честь каждой из колоний. В том же году эскизный план Федеральной Столицы Австралии (без масштаба), с указанием месторасположения Парламентских и административных зданий, коммерческих и частных домов, по эскизам А. Оливера был выполнен Г.В.Ф. Maнном.

После более тщательного изучения территории, Джон Сульман также выступил с проектным предложением жесткой структуры радиального плана (в масштабе) (рисунок 29 б. Т.2 с. 43), описанным им в брошюре о федеральной столице (1908 г.).

Поиск художественного образа будущего города шёл путём составления целой образной галереи через акварели австралийского архитектора - Чарльза Культера, (позже занявшего 4 место в конкурсе на планировку Канберры, в составе команды австралийских проектировщиков). Ему было поручено сделать крупномасштабные панорамы, чтобы осмыслить ландшафт выбранной для строительства территории. Холмы и горы, виды долины реки Молонгло, просторные пастбища, мрачные тона эвкалиптовых рощ, покрывающих склоны гор, поражающие воображение, показали, что будущая столица должна быть "городом в ландшафте". Поэтому правительство ставило задачи перед художниками сделать ряд пейзажных зарисовок в полдень, с характерных точек рельефа (рисунок 31. Т.2 с. 44).

Образы художников Л. Линдсей, Р. Робертсона, Р. Сено и др. представляли собой идеализированные, романтические городские пейзажи, напоминающие архитектуру традиционных европейских городов.

Художественное осмысление ситуации определило глубину планировочных идей будущего плана г. Канберры, её дальнейшего развития.

Представляет интерес определённая последовательность погружения в тему. Вначале появляется программа (строительство новой столицы на свободной территории, отсекая её колониальное прошлое). Далее выстраивается литературная концепция строительства будущего города с иллюстрированием образных и видовых картин среды. Затем следует этап графического её выражения на профессиональном уровне с насыщением планировочных приёмов субъективными представлениями об идеале.

Конкурсные проекты – это кладезь идей и планировочных приемов, своеобразный запас всевозможных ответов на возникающие вопросы, выстраивание образного ряда по заданному сценарию. Во всём мире конкурсное проектирование получает всё большее распространение, становясь сегодня «одним из действенных инструментов повышения качества архитектуры и городской среды» [52]. Его роль заключается в рождении концептуально новых идей и подходов по их реализации. Результат конкурса создает дополнительный творческий ресурс, служит импульсом, задавая пути развития реального проектирования, и, в частности, такой неустойчивой, постоянно меняющейся структуры, как город. Широта творческих поисков, свежий взгляд на предлагаемую ситуацию с порой неожиданных точек зрения составляет особую ценность этого вида архитектурной деятельности.

Гипотетическая модель планировочного построения центральной части городов Вашингтона и Канберры

В разделе применён метод гипотетической формализации, как один из вариантов графического поиска эмоциональной насыщенности и выразительности композиционной идеи, позволяющий в наглядной форме, выявить символический каркас и содержание скрытых геометрических форм, составляющих внутреннюю структурную организацию территории центральной части городов Вашингтона и Канберры.

Современный город «расползается», постепенно теряя форму и контуры границ своей центральной части. В новых столицах стараются закрепить, упорядочить и сохранить структуру городского центра, усилить планировочными средствами вертикаль власти. Логически ясная композиционная схема центральной части столичного города создает функциональные фокусы тяготения, формируя систему подцентров. Вертикальные акценты задают необходимые ориентиры, скрепляющие пространство центральной части города сложной многомерной геометрией связей. Эти внутренние связи прочитываются через проекционные линии скрытых геометрических и символических фигур, которые выстраивают иерархию построения отдельных композиционных акцентов.

Один из кодировочных механизмов градостроительного проектирования123 центральной части столиц направлен на формирование ансамблевости, на основе традиций историзма и принципа преемственности к предшествующему проектному опыту. Этот механизм представляет собой многоуровневый культурный пласт от планировочной схемы до благоустройства города в целом.

Кодировка градостроительного плана – это прежде всего метод поиска структурной организации территории, позволяющий определить ключевое месторасположение объектов градостроительной композиции центрального района города. Подразумевает построение геометрических прямолинейных связей от одной композиционной точки до другой. Здесь могут участвовать как существующие планировочные акценты, так и гипотетически возможные (с позиции сложившейся ситуации), прогнозирование которых позволит усилить функционально-пространственную связность планировочных компонентов градостроительного ансамбля центральной части города. На основе сложившейся градостроительной композиции центральной части городов Вашингтона и Канберры выполнено построение гипотетических внутренних связей с целью выявления основополагающих соответствий в узловых точках конечной планировочной композиции. Выявление знакового геометрического построения дало основание для более детального рассмотрения планировочного решения центральной части города через субъективную интерпретацию, творческое видение и осмысление скрытых элементов.

Автор данной работы считает, что в проектах рассматриваемых городов присутствует невидимый (не проявленный явно) геометрический каркас композиционного построения центральной части города, в котором планировочные узлы в различных комбинациях формируют объёмно-пространственную композицию.

Главная задача данного раздела – это формулирование метода, позволяющего проявить и использовать этот невидимый (прогнозируемый) геометрический каркас, с помощью которого можно строить разного рода структуры как модели будущей организации центральных районов.

Порой мы своим интеллектом присваиваем реальности те качества, которые в ней могут и не быть, поэтому сначала необходимо провести анализ геометрии форм. Любая геометрическая фигура представляет собой мысленный образ предмета, учитывающий его форму и размер.

Абсолютным символическим языком считается язык геометрических фигур, который является конкретным воплощением чисел. «Числа принадлежат к миру принципов, и становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план. Они подобны каркасу действительности, тогда как образы еще содержат немного плоти, кожи и мускулов» [2].

Леонардо да Винчи воспринимал искусство не только глазами архитектора, художника, инженера, естествоиспытателя, но и математика, заявляя, что «достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с геометрией»124. На троне античной архитектуры сидят Боги геометрии – писал Ле Корбюзье в ХХ веке, подтверждая важность и значимость геометрических закономерностей.

Сегодня, по словам исследователя Г.Ф. Горшковой, «назрела необходимость проникнуть глубже в существо пространства, понять какие ещё существуют ресурсы взаимодействия с ним, наглядно определить границы внешней и внутренней частей объекта» [19 с. 1]. И сделать это необходимо таким образом, чтобы «в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования этого объекта»125 [72 с. 43], так как «функциональная канва пространства состоит из множества невидимых проекционных линий, переплетение которых даёт возможность реализоваться бесчисленному количеству объективных форм» [19 с. 33].

В процессе исследования оказалось, что под выявленной композиционной структурой центральной части городов Вашингтона и Канберры, есть ещё слой геометрических связей, представляющий собой более сложную систему построений, скрытую от внешнего взора. Формально они представляют собой графически выраженную «Пирамиду» (таблица 26, 27 Т.2 с. 65-66).

«Пирамида – символ иерархии, существующей во Вселенной. В любой области символ пирамиды может помочь перейти от низшего плана множественности и раздробленности к высшему плану единства. Считается, что посвященные избрали форму пирамиды для своих святилищ потому, что хотели, чтобы сходящиеся к вершине, устремляющиеся к Солнцу линии преподали человечеству урок единства126» [61].

В представленной работе «Пирамида» - это метафора, условная гипотетическая модель, которая применена автором для удобства описания.

Представляет собой геометрическую конструкцию из не проявленных силовых линий, объясняющая процедурное состояние связей и узловых точек планировочной композиции.

Поскольку композиция предполагает гармоничное состояние единства планировочных элементов, скрытая пирамидальная конструкция, положенная в основу центральной части столиц, обеспечивает необходимые связи между планировочными узлами, которые функционально нагружены и особо напряжены.

В работе приняты строго геометрические рамки. Автор позволила себе выстроить символическую «пирамиду», с помощью которой найден методологический ключ, открывающий месторасположение знаковых объектов центральной части города и возможное размещение будущих акцентов градостроительной композиции.

Последовательность применения гипотетической модели «Пирамида» подразумевает ряд действий.

Рассматривая планировочную структуру центральной части города, во-первых, необходимо выяснить, где расположены главные объекты композиции, именно здесь возникают энергетические точки напряжения.

Во-вторых, наметить линии, которые осуществляют функциональные, визуальные, пространственные и символические связи между знаковыми объектами градостроительной композиции.

Именно силовые точки и узлы в плане формируют устойчивую геометрическую конструкцию из формально-гипотетических связей (рисунок 54. Т.2 с. 67). И наконец, представляя пирамидальную конструкцию, необходимо определить где возникают точки напряжения, или необходимо их появление, чтобы связать в единое целое всю градостроительную композицию.

И в Вашингтоне, и в Канберре внутри графически представленной «пирамиды» выявлены три подобные ей геометрические фигуры. Две из них, имея единое основание, являются зеркальным отражением друг друга. Логика построений центральной части городов Вашингтона и Канберры складывается так, что часть «пирамиды» попадает на водную стихию и не может быть задействована планировочными элементами.