Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство актера узбекской драматической сцены Мухтаров, Ильдар Аскадович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухтаров, Ильдар Аскадович. Искусство актера узбекской драматической сцены : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01.- Ташкент, 1994.- 53 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность' проблемы. Диссертация представляет собой ис-торико-аналитический опыт исследования актерского искусства узбекской драматической сцены. В основе работы лежит концепция преломления в творчества актера особенностей.национального художественного сознания в их взаимодействии с общими закономерностями и принципами развития драматического театра. Попытка здраво-критического осмысления театрального процесса советского периода ср"зана с коренными изменениями в общественной жизни и психологии, необходимостьв новых подходов в изучении духовных традиций и современных достижений в области художественного творчества и, в частности, театрального искусства. Задача не в тотальной переоцанке минувшего, неприемлемой в офэре искусства, а в том, чтобы не избегая проблем и противоречий, обусловленных социокультурным контекстом, определить адекватность прошлых оценок реальной ценности произведений искусства в отрогом соответствии с исторической правдой фактов и событий художественного процесса.

Решение этой актуальной проблема узбекского театроведения необходимо для объективного освещения исторического развития. Ее значение несомненно и в поисках современным театром верных ориентиров движения к обновлению. Переживавши ныне драматическим театром сложный период, неоднозначное понишниа природы театрального искусства побуждают к более глубокому изучению сценических традиций. Особое значение приобретает намерение уяснить специфику и своеобразие иокусства творческих личностей, с деятельностью которых связан» отапы роста узбекского

театра, художественной культуры Узбекистана в целом.

Актер всегда был центральной фигурой узбекского театра, ему принадлежит решающая роль в утверждении общественного статуса этого вида национальной художественной культура. В то же время, актерское искусство, интерпретационное по своей природе, зависит от состояния и качества режиссуры, драматургии, подвержено разнообразным воздействиям. Следовательно, осмысли-вая наиболее существенные черты развития исполнительского искусства в контексте анализа театрального процесса, мы имеем возможность выявить важные тенденции узбекской драматической сцены, проследить их движение во времени.

Только комплексный подход к анализу сценического иокуо-ства позволяет увидеть этот прсцесс во взаимосвязи оо стилевыми особенностями исполнительского искусства. Подобная задача решалаоь в исследованиях, посвященных истории узбекского театра от истоков зрелищных форм до начала тридцатых годов нашего столетия . В отношении последующих периодов развития уже профессиональной драматической оцены, исследуемых в диссертации, в отоль полном объеме она ставится впервые. .

Объект исследования. В центре внимания автора - процесс развития искусства актера Академичеспого театра драмы имени Хамзы, в творчестве которого сфокусированы ведущие тенденции театрального процесса и отчетливо проявились его противоречия. Актерское искусство театра демонстрирует как типологическую

* Рахманов М.Р. "Уэбекокий театр с древнейших времен до 1917 года". Тажент: Изд-во игл.Г.Гуляка, T98I. Кодаров !Л.Х. "Узбек театр анъаналари", Тошкент, Г.Гулом ном. нашр., 1976.

Турсунов Т.Т. "Октябрьская революция и узбекокий театр", Ташкент: Фан, 1983.

целостность пополнительской культури уэбекокой драматической сцены, так и ее трансформацию в результате эволщия. Каждое поколение привносило в искусство свое понигание правды.в театральности, основанное на собственном жизненном опыте, свой уровень профессиональной культуры. С личностями актеров связано в признание узбекского театрального искусства как самобытного явления, их вершинные достижения - вехи в развитии национальной сцены. Творческий путь театра, его актеров, наиболее показателен я с точки зрения осмысления результатов воздействия на театральное иснуостю разнообразных факторов как эстетического, так и вне эстетического характера.

Степень изученности темы. Отдельные аспекты развития узбекского драматического театра нашли отражение в трудах Э.Ис-маилоЕа, М.Кадырова, О.Олидор (Кайдаловой), М.Рахманова, А.Рыбника, Т.Турсунова, Я.Фельдмана, в кандидатских диссертациях Т.Исламова, Д.Мусаевой, Г.Махмудовой, М.Туляходжаевой, Т.Юдда-шева.

Кроме того, имеется ряд книг, посвященных творчеству отдельных актеров. Большинство из них опубликованы давно, некоторые требуют существенных добавлений, а в ряде случаев переосмысления. Но и в написанных сравнительно недавно превалирует жанр творческого портрета. В них не ставилась цель рассмотрения личности актера, ни, тем более, актерских поколений в широком контексте театрального процесса, в комплексе с другими компонентами сценического искусства, как не рассматривалась эволюция актерского искусства в движении времени. Практически не затронуты вопросы взаимодействия искуоства актера и аудитории.

В узбекском театроведении еще нет крупных обобщапцих исследований посвященных актерскому искусству и режиссура дрлмати-

4 ческого театра, по-существу, только создается систематизированное обобщение истории театра имени Хамзы послевоенного периода.

В отсутствии исторических и теоретических обобщений, комплексный анализ процесса развития актерского искусства узбекской драматической сцены в русле названной концепции уже определяет новизну настоящего исследования.

Обширный эмпирический материал, содержащийся в театроведческой литературе, в ряде случаев освобождает автора от подробностей описательного характера, позволяя сосредоточиться на более общих тенденциях и проблемах актерского искусства, а также взглявуть на известные факты театрального.процесса под новым углом зрения.

Цель и задачи исследования. Исходя из вышеизложенного, определяется главная цель работы - проследить логику развития актерского искусства драматической сцены в контексте основных тенденций театрального процесса, выявить особенности проявления национальной исполнительской культуры в ее художественной вволщии и изменениях социокультурных ориентации.

Цель исследования диктует хронологический принцип организации материала, как наиболее целесообразный. Среди других, он.позволяет решить оледупцие задачи: определить общие черты и особенности творчества разных актерских поколений, проанализировать такие проблемы, каг. "актер и режиссер", "актер и драматург", "актер и зритель" о точки зрения их взаимодействия; выявить результаты творчества отдельных мастеров, в которых зри мо проявляются важные признаки узбекского актерского искусства; проследить процесс смены театральных форм и изменений статуса театрального искусства в обществе и общественной психологии.

Актерское искусство рассматривается в работе как часть национальных художественных ценностей. Поэтому среди общих задач - его соотнесение с иными театральными системами; проблема органичности проявления своеобразия исполнительской культуры в различных формах и жанрах; ее видоизменение в результате разнообразных влияний.

Методологической базой диссертации послужили труды искусствоведов, критиков, деятелей театра, в которых освещаются принципы диалектического подхода к проблеме преемственности художественных традиций в современных сценических поисках, анализируются вопросы актерского мастерства в сопряжении с иными компонентами театрального' искусства. Комплексный характер исследования, необходимость сбалансированности конкретного и универсально-теоретического методов анализа в изучении актерского творчества, адресовал автора к трудам ведущих специалистов по общим вопросам театральной эстетики, по отдельным видам к жанрам театрального искусства. Автор руководствуется теми методами исследования и критериями оценки, не утратившими научного и эстетического значения, несмотря на вынужденную апологетичность многих выводов в театроведческих исследованиях политическим реалиям времени, так и новыми взглядами, формирующимися в современном искусствоведении.

Апробация диссертации. Работа выполнена в отделе театра и хореографии Института искусствознания имени Хамзы, обсуждена на расширенном заседании этого отдела. Результаты научных изыоканий збсуядались и получили одобрение на заседаниях Ученого совета названного института, іи кафедре режиссуры и актерского маатерот-ва Ташкентского института искусств имени М.Уйгура. Основные положения диссертации отражены в двух монографиях, научных статьях,

докладах и сообщениях на конференциях, проводившихся по линии Института искусствознания имени Хамэн.СТД Узбекистана и СТД СССР.

Практическая значимость исследования. ІАатериалн диссертации дают основу для дальнейшей разработки научной проблештики, уже используются при чтении курсов лекций по истории узбекского театра. Очевидна ее необходимость для коллектива театра имени Хамзн, других театров Узбекистана, в определении ближайших и перспективных задач. Основное практическое значение исследования видится в том, что оно позволяет определить пути полноценной реализации творческого потенциала узбекского актерского искусства.

Объем и структура работы. Диссертация представлена в объеме 14 авт.л. основного текста и списка литературы по теме исследования. Ооновной текст состоит из Введения, трех глав и заключения.