Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция режиссуры татарского театра (1906-1941) Арсланов, Мехаметгали Гилмегалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арсланов, Мехаметгали Гилмегалиевич. Эволюция режиссуры татарского театра (1906-1941) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01 / Рос. ин-т искусствознания.- Москва, 1993.- 47 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/2008-3

Введение к работе

Казань - крупный центр научной и культурной жизни Поволжья и Приуралья, прославившаяся знаменитым университетом, мирового значения учеными, писателями, художниками, издавна известна своими богатыми театральными традициями. Здесь, как и в Москве, и в Санкт-Петербурге создавалось особое силовое поле искусства и любой, даже самый прославленный актер, режиссер, антрепренер считал для себя честью быть приглашенным з Казань. История столицы Татарстана неразрывно связана с именами многих выдающихся деятелей русской культуры - Л.Н.Толстого, Ф.И.Шаляпина, А.М.Горького, А.Н.Толстого, В.В. Хлебникова и др. На ее сцене играли М.С.Шепкин, А.П.Ленский, В.Н. Давыдов, К.А.Варламов, П.А.Стрепетова, Ы.Г.Савина, В.И.Качалов, А. И.Царев, М.И.ЇІаров. Не случайно именно здесь, в центре пересечения духовной жизни Востока и Запада, одним из первых среди национальных театров страны, в начале XX Еека, зародился суверенный институт народной культуры - татарский театр.

, Актуальность_темы. Татарский .театр, зозникший после революции 1905 года, в своем поступательном движении прошел большой и сложный путь развития-. Не случайно исследованию национального сценического искусства посвящены весьма обстоятельные и ценные труды. Однако, если общая панорама театральной жизни Татарстана в целом достаточно ясна, то гораздо -менее изученными остаются отдельные проблемы развития татарского театра, а также искусство целого ряда наиболее активных участников творческого процесса, их взаимосвязи, их взаимодействие, их взаимоотношения. В этом смысле осо-' бый интерес представляет творческое наследие виднейших режиссеров татарского театра. Дело не только в том, что само по себе

_ 4 -

национальное сценическое искусство - одно из значительных ценностей татарской культуры, заслуживающее пристального анализа уже потому, что в разносторонней деятельности мастеров постановочного дела отчетливо прослеииваетоя стремление к демократизму, к народности и идейной насыщенности сценических образов. Не менее важно и другое: без конкретного раскрытия проблем развития и глубинного содержания творчества режиссеров республики нельзя с необходимой полнотой и цельностью представить себе динамику борьбы за достижение подлинных высо? искусства в татарском театре. Кроме того, изучение взятой в основу данного труда проблемы эволюции режиссуры татарского драматического театра актуально не только для театроведческой науки, но и для нынешней театральной практики. Опыт мастеров прошлых лет может и должен оказаться ценным подспорьем в работе деятелей татарского театра наших дней, способствуя подлинному исіоризму, жизненной правдивости их искусства, эмоциональной насыщенности, яркости сценических характеров.

Актуальность исследования темы в значительной мере определяется еще и тем, что анализ. процесса развития татарского театра 190С>-1У41 гг., проблем его режиссуры позволяет выявить не только веду- ] щие тенденции времени,, присущие данной национальной культуре, но и общие закономерности сценического искусства других народов, разви ваздцихся в сходных исторических условиях.

Как и в любом виде искусства, в татарской режиссуре отразилась борьба передовых, демократических сил с отживавщими идеями. По глубокому убеждения диссертанта, национальная режиссура с первых ке дней своего существования была пронизана духом подлинного демократизма, идеями интернационализма и гуманизма, в сочетании с началом национальным, неизменно боролась за овладение реалистической образностью. Жизненная правда, национальные традиции, передовая русская реалистическая театральная

школа - все это питало корни татарского театра, насыщало его живительной силой, сделало его способным к постоянному поиску.к обновлению'.

Как уже сказано выше, о татарском театре написано достаточно много. И здесь в перзую очередь следует указать четыре оснобопо-лагающие работы: исследование Б.Гиззата "Татарский театр", опубликованное в шеститомной "Истории советского драматического театра" /М.: Наука, 1966-197V; книги - "Татарский советский театр" /"Татар совет театры", Казан, 1975/, выпущенный сектором искусства Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова ШШ СССР; "Театр имени Камала" /Илялова И., Казань, 1936/; "Дореволюционный татарский театр" /"Октябрьгэ кадэрге татар театры", Казан, 1983/. Б данных исследованиях авторами собран и систематизирован большой фактический материал, воссоздана вся история, или определенный период развития татарского театра, либо какох'о-то одного творческого коллектива. Однако даже в гтих крупных работах весьма мало внимания-уделено творчеству выдающихся мастеров постановочного искусства.

Кроме того,, почти все перечисленные книги написаны в так называемые ,:застойные" "годы и потому многие их положения требуют более углубленного осмысления, а то и пересмотра в свете социальные процессов, происходящих з обществе, йти же олова можно сказать по отношению таки* работ И.Иляловой, как "Актерское искусстве современного татарского театра" /Казань, 1S7B/. "Межнациональшэ г.влзч татарского театра" /Казань, 1У85/.

Как видно, несмотря не имеющуюся достаточно большую литературу по татарскому театру, о его режиссуре, о проблемах разниїкл искусства создания целостного в идейно-художественном отноаоыы спектакля написано сравнительно мало. Лишь некоторые сведения о

жизни и труде отдельных режиссеров имеются в работах Ш.Сарымсако-ва, А.Ахыадуллина, Д.Гимрановой, Х.Губайдуллина, Х.Кумысникова, Р.Игламова, Х.Ыахмутова. До сих пор нет также специального исследования национальной режиссуры, где аспекты многогранной деятельности его ведущих представителей были бы рассмотрены с точки эре-' ния проблемы эволюции искусства создания целостного в идейно-художественном отношении спектакля. Поэтому задача аналитического рассмотрения данной проблемы представляется в высшей степени назревшей. Искусство режиссеров республики впитывало в себя наиболее характерные тенденции времени и выражало -г подчас очень определенно и отчетливо - эстетический идеал и эстетические нормы, а значит, оказало сильное воздействие и на дальнейшее развитие татарской Сцены.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - в.свете происходящих новых социачьных процессов в обществе, с учетом вновь открытых архивных материалов и неиспользованных доныне е научном обиходе фактов - проанализировать процесс развития татарского' театра в 1906-1941 гг., его режиссуры в обозначенном выше живом исто-рическом контексте. Конкретные задачи диссертации:

исследование процесса эволюции татарской режиссуры;

анализ проблемы условности и достоверности в режиссерском искусстве Татарской Республики;

анализ принципиально важных работ режиссеров республики и характеристика их творческой индивидуальности. Определение поста-

. новочного стиля, оценка их вклада в национальное театральное искусство 1906-1941 годов;

- выявление наиболее важных закономерностей развития татар
ской режиссуры.

_ 7 -

Научная_новизна работы. Диссертация является первой в татарском театроведении комплексной монографической работой, исследующей важнейшие проблемы развития татарсхого театра указанного периода, его режиссуры с учетом исторических перемен в жизни страны. В работе делается первая попытка освещения проблем условности и достоверности в творчестве реяиссероэ Республики Татарстан. Названная проблема их творчества исследуется на широком фоне всего процесса развития национального театра указанного периода, впервые дается научная периодизация, выводятся некоторые закономерности развития татарской режиссуры, предпринята попытка литературной реконструкции ее лучшх спектаклей; впервые вводятся в научный обиход многие неопубликованные доныне архивные материалы.

Истрчникиі-и_метоі(ологіия..исследования. Исследование творческого наследия ведущих режиссеров Республики Татарстан выполнено на основе изучения архивных фондов ЦГАЛИ, Центрального государственного архива Татарстана, Татарского СК КПСС, Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова АНТ, Союза театральных деятелей РТ, музеев - Центрального театрального им.А.А.Бахрушина, Государственного Объединенного РЇ, Государственного Изобразительного искусства РТ, Татарского государственного академического театра им.Г.ДСамала.

Изучена республиканская периодическая печать на русском и татарском языках, находящаяся в фондах библиотек - Центральной научной имени В.И.Ленина, Казанского государственного университета, Республиканской научной имени В.И.Ленина, научной К»ТИ и ИЯЛИ имени Г.Ибрагимова АНТ. Почти все цитируемые тексты татарских рецензий, статей о театре, об отдельных актерах, режиссерах даются в переводе автора.

Во время работы над диссертацией автор провел и записал ряд

- в-

бесед с видными деятелями татарской культуры: с драматургами На-ки Кеанбетом, Ризой Ищмуратсм и Мироаем Амиром; художниками Маэму-ном Сутшевым и Эрнстом Гельмсом; режиссерами Ширъязданом Сарым-сакозым, Празатом Исанбетом; актерами Фатимой Ильской, Касимом Шамилем, йуатом Халитовым, Абдуллой Шамуковым, Ратидой Зиганшиной,' Ааалом Ягудиным и другими. Дри исследовании темы ашроко использована научно-методическая.литература, освещающая историю театра Народов страны, труды театроведов,, посвященные отдельным проблемам развития театра, жизни и деятельности выдающихся деятелей многонационального сценического искусства, отдельных творческих коллективов. Здесь в первую очередь следует назвать такие работы, как "Истерия советского драматического театра" /тома 1-6, 196&-4971 гг./, "Новаторство советского драматического театра" /1963/, "В поисках реалистической образности"- /1981/» "Реальность и образность" /1984/, "Классика и современность" /1987/, книги D.А.Маркова, Й.И.Юэовского, Несмотря на имеющиеся в них отдельные неверные положения», продиктованные нормативным отношением к искусству в застойные года,,ати труды по-прежнему являются наиболее ценными научно-методическими ' исследованиями по театроведение. Естественно, автор диссертации часто обращался и к литературному наследив основоположников режиссерского искусства - К.С.Станиславского,В.И.Неиировича-Данченко, Е.Б,Вахтангова, В.Э.Мейерхольда, А.А.Таирова, И.А.Чехова. А.Д.До-пова, M.h.Кедрова, А.М.Лобаноьа, а также к более поздним работам режиссуры - Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса, А.А.Гончарова и других. йрактическая„значимость..рабрть: состоит в том, что материалы диссертации могу:1 быть использованы для создания обобщающего труда по истории татарского искусства и татарской культуры, Ее выводы могут углубить понимание проблем современного театроведения и

способствовать более широким заключениям по истории и теории театра народов России. Работа эта может быть использована также б преподавательской практике театральных вузов в процессе изучения курса истории театра (Татарский театр) и практической режиссуры. Исследование может быть адресовано также режиссерам драматических коллективов, студий, учителям, широкой интеллигенции и всем тем, кто интересуется театральным искусством.

Апробация работы. По ряду проблей диссертации автор неоднократно выступал в научно-теоретических конференциях, прозеденннх Институтом языка, литературы и истории им.Г.Ибрвгимова АНТ /1981« IS92 гг./, Казанским государственным институтом искусств и культуры /Г977-Г904 гг./, на заседаниях Учачсго совета и сектора искусства Института языка, литературы и истории им.Г.йбрагиуова АНТ. Результаты исследования,, по мере накопления и обработки материалов, выносились также на ежегодные итогозые научные конференции института..

По теме диссертации автором опубликованы две монографии и 8 статей в сборниках и журналах общим объемом 36,б п.л. /см. библиографическую справку в конце автореферата/.

Структура диссертации.' Работа состоит из введения, четырех глав, заклЕчения, библиографии.