Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи возрождения Хаустова, Дария Олеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хаустова, Дария Олеговна. Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи возрождения : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Хаустова Дария Олеговна; [Место защиты: Рос. ун-т театр. искусства (ГИТИС)].- Москва, 2012.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-5/1493

Введение к работе

2Jiy

Данное диссертационное исследование посвящено анализу особенностей развития жанра кровавой трагедии мести в английском театре на рубеже XVI-XVII веков. Рассматривая пьесы драматургов-современников Шекспира и работы отечественных и зарубежных театроведов и исследуя общественный и культурный контекст жизни Англии, автор ставит своей целью проследить основные направления и закономерности эволюции трагедии кровавой мести как одного из ключевых жанров в Английском театре эпохи Возрождения. В диссертации предпринята попытка обобщить и систематизировать материалы наиболее известных исследований, связанных с проблемой популярности трагедии мести, а также охарактеризовать основные художественные инструменты, использованные английскими драматургами рассматриваемого периода.

Актуальность работы обусловлена тем, что кровавая трагедия мести была яркой чертой эпохи английского Возрождения, отразившей и воплотившей свое время. Между тем, в отечественном театроведении жанр трагедии мести в целом прежде не был рассмотрен. Трагедия кровавой мести создала своё, присущее именно театральному искусству, понимание роли личного мщения и государственного возмездия в жизни общества. Феномен мести на сцене английского театра выступал в качестве основного смыслового мотива, что позволяет глубоко и многогранно оценить тексты драматических произведений современников Шекспира и яснее представить себе их место в истории европейского театра, их роль в развитии искусства XVI-XVII вв.

Объектом исследования является период расцвета трагедии кровавой мести в английском театре конца XVI - первой половины XVII века. В диссертации осуществлена попытка проанализировать основы построения трагедий, позволяющие говорить не только об их принадлежности к стилю английского театра эпохи Возрождения в целом, но и к популярному жанру трагедии кровавой мести. В этом смысле можно говорить о ренессансных и маньеристских

чертах в творчестве современников Шекспира, которые чётко проявляются через отношение к феномену мести и его этическое и эстетическое толкование.

Предметом исследования стали художественные инструменты, использованные английскими драматургами для представления феномена мести (личного мщения и государственного возмездия) на театральной сцене.

Материал исследования представлен сохранившимися текстами трагедий Томаса Кида, Генри Четтла, Джона Марстона, Джорджа Чапмена, Сирила Тернера, Томаса Миддлтона, Джона Мейсона, Джона Уэбстера, Уильяма Ро-ули, Филипа Мессинджера, Френсиса Бомонта и Джона Флетчера. Значительная часть пьес доступна исключительно на английском языке, в том числе, характерном для XVII века.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и иноязычных исследователей, посвященные истории английского театра эпохи Возрождения. В их числе следует особо выделить работы И. А. Аксёнова, А. А. Аникста, А. В. Бартошевича, А. Н. Горбунова, Н. Э. Микеладзе, Л. Е. Пинского, В. Д. Адамса (W. D. Adams), Ф. Бауэрса (F. Bowers), Ф. Боаса (F. Boas), Э. Гёрра (A. Gun), Дж. Клэр (J. Clare), Б. Эванса (В. Evans).

Образная, сюжетная, композиционная и постановочная система английского театра и его роль в жизни английского общества на рубеже XVI-XVII вв. представлены в работах А. А. Аникста1, А. В. Бартошевича" и Э. Гёрра (A. Gurr) "'. И. А. Аксёнов впервые в отечественном театроведении обратился к «Испанской трагедии» Томаса Кида, проанализировал текст пьесы и описал основные черты канона трагедии мести"'. Высоко оценивая точность и детальность интерпретации И. А. Аксёнова, нельзя не отметить её ярко выраженный классовый характер, отвлекавший автора от рассмотрения художественных особенностей трагедии. В статье Н. Э. Микеладзе" представлен анализ текста, свободный от этих недостатков и учитывающий также достижения современных исследователей. В фундаментальных трудах

В. Д. Адамса (W. D. Adams)", Ф. Боаса (F. Boas)vii, Ф. Бауэрса (F. Bowers)"" и Дж. Клэр (J. Clare)'" рассмотрены трагедии Томаса Кида и его последователей и обсуждены типичные приёмы развития действия наиболее известных пьес английских драматургов. Основные черты маньеризма как стиля, получившего развитие в искусстве позднего Возрождения, проанализированы в работах А. А. Аникста", Л. Е. Пинского и В. Ю. Силюнаса"". При выполнении диссертационной работы использованы историко-культурологический и контекстуальный методы работы с материалом и метод театроведческого анализа текстов и реконструкции старинных спектаклей, разработанные этими учёными.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить в сравнительном анализе художественные особенности и черты эволюции жанра трагедии кровавой мести в английском театре эпохи Возрождения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проследить особенности отношения английского общества к личному мщению и государственному возмездию и историко-культурные и социальные условия возникновения жанра кровавой трагедии мести;

рассмотреть истоки и источники трагедии мести в английском театре и описать её взаимосвязь с трагедиями Луция Аннея Сенеки и европейскими историческими хрониками эпохи Возрождения;

охарактеризовать модель трагедии кровавой мести и основные художественные инструменты, использованные драматургами-современниками Уильяма Шекспира;

описать и проанализировать ряд английских пьес XVI-XVII вв., в которых наиболее ярко проявились черты трагедий кровавой мести; сформулировать художественные особенности этих произведений в рамках заявленной темы исследования;

проследить основные направления эволюции жанра трагедии кровавой

мести в английском театре эпохи Возрождения.

Решению перечисленных задач подчинена логика данного исследования.

Научная новизна работы состоит в том, что глубокое и разностороннее изучение проблемы позволило автору представить основные направления развития трагедии кровавой мести на фоне широкой панорамы жизни английского общества в конце XVI - середине XVII века. Тем самым, в диссертации проанализирована эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре и показано, какое отражение мировоззрение и эстетические предпочтения англичан получили в картине мира, созданной в лучших трагедиях мести на рубеже Возрождения и Нового времени.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована в лекционных курсах по истории английского театра эпохи Возрождения, при подготовке специальных курсов и семинаров по реконструкции старинных спектаклей, а также при написании учебных пособий. Работа может познакомить практиков театра с разнообразием трагедий кровавой мести, которые продолжают вдохновлять современных британских режиссёров на создание новых спектаклей и кинофильмов. Материалы анализа художественных особенностей пьес драматургов-современников Шекспира могут найти применение при составлении комментированных изданий их произведений на русском языке. В русле возрастающего интереса к эпохе Шекспира, к связи современных нравственных ценностей с идеалами прошлого представляется заманчивой и перспектива постановки наиболее ярких трагедий кровавой мести на отечественной сцене.

Апробация диссертации. Положения диссертации отражены в ряде статей, опубликованных в отечественных научных изданиях. Общий объем публикаций составляет 4,8 п.л., в том числе - 3 п.л. в журналах, включённых в перечень ВАК Минобрнауки РФ. Результаты диссертации представлены на международных и российских конференциях, в числе которых: Межвузовская конференция «Человек. Образование. Культура» (г.Москва, апрель 2011 г.), International Conference on Arts, Ideas, and the Baroque (Монреаль, июль

2011 г.), Международная научно-практическая конференция «Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы» (г. Пенза, сентябрь 2011 г.). В 2011-2012 гг. материалы работы были обсуждены на заседаниях кафедры истории зарубежного театра Российского университета театрального искусства - ГИТИС.

Основные положения, выносимые на защиту.

Месть была неотъемлемым элементом жизни английского общества в эпоху Тюдоров, а также, несмотря на старания официальной власти, в яко-битское и Каролинское время. Личное мщение и государственное возмездие отличались театральностью. Открытые спектакли турниров, дуэлей и публичных казней были неотъемлемой частью повседневной жизни англичан. Формула правосудия «Выпотрошен, повешен и четвертован» оставалась неизменной на протяжении нескольких столетий.

Месть стала «магистральным сюжетом»"' трагедий, снискавших особую популярность у зрителей английского театра эпохи Возрождения. Образец, данный «Испанской трагедией» Томаса ЬСида, был успешно использован и обогащен драматургами так называемой «школы Кида» в течение «золотого двадцатилетия»"' развития жанра.

На протяжении последующего периода происходила эволюция основных мотивов и тенденций, обусловленная как развитием индивидуальных авторских предпочтений, так и общим изменением социального, исторического и культурного контекста. В ряду трагедий мести, представленных английской публике в 1585-1625 гг., можно выделить несколько характерных групп.

В трагедии долга ренессансный герой-титан борется с активно противодействующими ему силами зла. Высокая риторика направлена на обличение пороков современного герою общества. Доблестный мститель вершит справедливое возмездие, даже если это не соответствует его убеждениям. Герои фехтуют, вступают в неравные поединки, актёры развлекают публику «игрой шпаг»'". В финале трагедии протагонист погибает или уходит в монастырь.

В трагикомедии долга герой отстаивает честь и обретает счастье. Число трагедий долга невелико; внимание драматургов привлекали более широкие возможности, открывавшиеся при анализе злодеяний, вызванных жаждой мести.

В маньеристских трагедиях злодейства властвует злодей-протагонист, который соответствует образу макиавеллиста, укоренившемуся в английском обществе. Движущей силой трагедии мести становится злодейская интрига. Индивидуальные линии мщения сплетены в запутанную сеть. Декламация сменяется живыми диалогами. Драматурги помещают персонажей в немыслимые ситуации, но «игре шпаг»"1 оставлено теперь весьма скромное место. Душевные страдания безвинных жертв безмерны, физические мучения чудовищны, потоки крови безграничны. В трагедиях злодейства активно используются возможности сцены; действие может происходить параллельно на подмостках и на балконе. Вещественный мир постановок включает разнообразные предметы и приспособления, многие из которых играют роль символов.

В трагедиях порока персонажи - и герои, и злодеи - погружаются в атмосферу безнравственности, они безвольны, потеряны и ощущают себя песчинками в турбулентном мире подступавшего Нового времени. В этих пьесах тема мщения постепенно теряет доминирующие позиции. Детальное исследование природы порока, причин и самого процесса грехопадения, а в ряде случаев - нравоучение и назидание берут верх. При этом эстетически грех может быть привлекательным, прельстительным. Язык маньеристских трагедий порока отличает образность, приближённость к реальной жизни и лёгкость восприятия. Особую роль в этих трагедиях играет возмездие небес, постепенно приходящее на смену личному мщению. Если в ренессансных комедиях нравов порок высмеян', то в трагедиях порока он разгромлен. Грешников разбивает гром и испепеляет молния, и это знаменует окончательное развенчание и порицание личной мести в соответствии с нормами англиканской морали.

Структура работы: работа изложена на 147 страницах машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений (таблицы трагедий мести и кратких изложений текстов проанализированных в диссертации трагедий, не опубликованных на русском языке).

Похожие диссертации на Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи возрождения