Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мимодрама Жана Кокто "Юноша и смерть" и ее значение в современной хореографии Шкарпеткина, Ольга Юрьевна

Мимодрама Жана Кокто
<
Мимодрама Жана Кокто Мимодрама Жана Кокто Мимодрама Жана Кокто Мимодрама Жана Кокто Мимодрама Жана Кокто
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкарпеткина, Ольга Юрьевна. Мимодрама Жана Кокто "Юноша и смерть" и ее значение в современной хореографии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Шкарпеткина Ольга Юрьевна; [Место защиты: Рос. акад. театр. искусства].- Москва, 2011.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/101

Введение к работе

Творчество Жана Кокто (1889-1963), называемого «человеком-оркестром», «принцем поэтов», «enfant terrible», развивалось в течение почти трех десятилетий первой половины XX века и оставило яркий след как в культуре Франции, так и в мировой культуре. Дитя своего века, он как никто другой впитал всю прелесть и ужас своей эпохи, без опаски насыщая свои произведения реалиями времени, бесконечными аллюзиями. Кем назвать Кокто, как охарактеризовать его творческий метод - модернист? реалист? сюрреалист? символист? Все эти «определения» не имели для него значения. Кокто-художник верен своему предназначению Поэта.

Кокто был удостоен высоких званий члена Бельгийской королевской академии, затем Французской академии (1955), его избрали председателем жюри Каннского кинофестиваля (апрель 1953 г.), он получил орден Почетного легиона (1956), ему был присвоен титул «Принц Поэтов» (1960), который до него носили лишь П. Верлен и С. Малларме.

Если для литературоведа-филолога имя Жана Кокто ассоциируется прежде всего с его литературным (преимущественно поэтическим и драматургическим) творчеством, то для отечественного исследователя-искусствоведа Кокто - видная фигура эпохи Русских Сезонов в Париже. «Балетный» Кокто - это Кокто дягилевских Сезонов, его хореографические эксперименты - продукт этого же сотрудничества. Он - автор либретто, декораций и афиш. Сезоны и, в частности, Сергей Дягилев создали Кокто-поэта, творца. Но было бы неверно на этом завершить рассмотрение открытий Жана Кокто в области балетного театра. А они весьма и весьма существенны, ведь Кокто не только создавал либретто балетных спектаклей (которые трудно назвать «либретто», ибо они не ограничивались просто содержанием, сценической фабулой, но носили характер цельного идейного и художественного замысла, поэтому в афишах и програм-

мах часто значится не «либретто Жана Кокто», а «идея Жана Кокто»), но и придумывал к ним декорации, костюмы, свет, часто - хореографию.

В центре нашего внимания вошедший в золотой фонд мирового хореографического наследия балет-мимодрама Ж. Кокто-Р. Пети «Юноша и Смерть», роль Жана Кокто в его создании, а также значение этого произведения в современной хореографии.

Объект исследования - балет «Юноша и Смерть» (1946), который до сих пор можно увидеть на сценах мира в исполнении современных танцовщиков. Сохранились также записи балета - мимодрама с Михаилом Барышниковым в главной партии вошла в художественный фильм «Белые ночи» (1985), кинозапись постановки с участием Зизи Жанмер и Рудольфа Нуреева (1966), а также версия в трактовке солистов Гранд-опера М.-А. Жило и Н. Ле Риша (2005). Автор дает оценку своему произведению в главе «О мимодраме» (сборник «Тяжесть бытия»)'. В исследовании речь идет о драматических произведениях Кокто, в частности, монодрамах «Человеческий голос» (La Voix humaine, 1930) и «Равнодушный красавец» (Le Bel Indifferent, 1940).

Предмет исследования - идейно-художественные особенности балета Ж. Кокто-Р. Пети «Юноша и Смерть».

Цель исследования - всесторонний анализ мимодрамы Ж. Кокто «Юноша и Смерть» и определение ее значения в современном хореографическом искусстве.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что мимодрама «Юноша и Смерть» стала квинтэссенцией эстетики Ж. Кокто и выразила языком танца центральные идеи его художественного мира.

Задачи исследования:

определение достижений Ж. Кокто и его места в истории мировой культуры (литературы, театра, балетного театра);

выявление влияния Кокто на последующие поколения художников, представителей различных течений мировой литературы и искусства;

установление взаимосвязи и взаимовлияния французской и русской культур, сложившихся в творчестве раннего Ж. Кокто в тесном и плодотворном сотрудничестве с балетной труппой СП. Дягилева;

доказательство идейного авторства Ж. Кокто мимодрамы «Юноша и Смерть»;

сопоставление музыки и хореографии мимодрамы и выявление единства их мотивов в концептуальных точках пересечений;

анализ трактовок исполнения партий героев балета (диахронический и синхронический).

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время только одна научная работа исследует вклад Ж. Кокто в хореографическое искусство (Aschengreen Е. "Jean Cocteau and the dance". - Kobenhavn, ed.Gylendal, 1986). «Юноше и Смерти» посвящена одна из многочисленных глав этого труда. Различные публикации, статьи и исследования, касающиеся темы- «Жан Кокто и танец», рассматривали ранний этап работы Кокто в балетном театре, его сотрудничество с труппой СП. Дягилева в период его становления.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлен системный анализ взглядов Ж. Кокто на искусство, в рамках избранной темы изучены его важнейшие критические работы и эссе, а также литературные произведения.

Актуальность работы заключается в том, что впервые в России подробно исследуется балет Ж. Кокто-Р. Пети «Юноша и Смерть».

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались следующие методы - анализ и синтез, построение аналогий. В диссертации осуществлен хореографический и филологический анализ «текста» балета «Юноша и Смерть».

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2003 - 2010 гг. в три этапа. На первом этапе исследования интересующая тема была начата дипломным проектом, далее продолжена в работе над диссертационным исследованием на кафедре Всемирной литературы Московского педагогическо-

го государственного университета. Определялся общий замысел исследования, актуальность, организация исследования. На втором этапе работы осуществлялось экспериментальное критическое и балетоведческое исследование, практическое опробирование результатов и выводов на базе деятельности в журнале «Балет». На третьем, завершающем, этапе подготовки работы на кафедре хореографии балетмейстерского факультета РАТИ - ГИТИС суммировались найденные в процессе работы выводы.

Практическая значимость исследования. Описание творческих взглядов и принципов Ж. Кокто важно для преподавания в ВУЗах таких дисциплин, как история балета, история мирового театра, история зарубежной литературы, искусство хореографа.

Методологическую основу работы составили исследования Э. Ашен-грена, М. Эсслина, К. Боргала, В. Чистяковой, М. Яснова, Н. Бунтман, У. Эмбо-дена и Т. Кларка, Ж. Бросса, А. Волынского, Н. Дунаевой, В. Ванслова, М. Ва-лукина и др.

Апробация работы осуществлялась в публикации статей, в подготовке тезисов для выступлений на научных конференциях (Всероссийская научно-практическая конференция г. Бийск, «Пуришевские чтения» МПГУ г. Москва, межвузовская научно-теоретическая конференция РАТИ-ГИТИС «Методология современного театроведения»), в обсуждениях на кафедре Всемирной литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета и кафедре хореографии балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства- ГИТИС.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.