Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути совершенствования голосоречевого звучания актера в специфических условиях театра кукол Гаврилюк, Петр Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврилюк, Петр Иванович. Пути совершенствования голосоречевого звучания актера в специфических условиях театра кукол : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Санкт-Петербург, 1993.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Те^гр кукол гак особый вид искусства уникален трм, что при всем художественном преображения неживой материл,которое достигается п спектакле, реально живим, естественным остается только один компонент - подлинный голос актера.

В настоящее время в театр кукол, как я по все театральное искусство, активно вторгается .технический прогресс. Изменения, связанные с ним, касаются и сценической площадки, которой зачастую является ширма, и масок і кспользуэмих в таатрэ кукол. Новые технические приспособления, обогащая спектакль дополнительными выразительными возможностями, создают броские визуалышэ эффекта, но нэ всегда органично увязываются с емюй речью актеров. На фоне яркого изобразительного ряда она поневоле тускнеет и становится невыразительной. При этом начинает страдать художественная ценность спектакля и теряться коммуникативная связь актера со зрителем. Основные препятствия для голоса актера создают театральные ширмы и пеки.

Хотя речь всегда являлась неизменной составной частьп кукольного спектакля, голосорочевые особенности актера в специфических условиях' театра кукол, где голос взаимодействует с пярмаш и масками, нэ подвергались научному исследованию. Реяяссера и театральные педагоги д,:я устранения недостатков речи давали своим ученикам только самые общие рекомендации. Нарушенная связь манду артистами и зрительным залом в должной маре на восстанавливалась, так как созеты сводились, в основном, к простому усилении голоса, который из-за отого менял необходимую тембровую окраску и часто переходил в надрыв, разрушая тем самым органическую целостность художественного образа.

Понятен возросший интерес к изучении, в том числе с помощью современных технических средств, влиянля на голоо актера ширм и масок и созданию на этой основе рекомендаций, помогающих хотя бы частично устранить присущи:! театру кукол разрыв мезду ярким визуальным рядом и речевой выразительностью. Первой попыткой решения дарчого вопроса и слупит настоящая диссертация.

Как отмечалось, проблема голосорачевой специфики актера театра кукол остается почти неизученной. Писавсиэ об этом режиссеры и артисты ограничивалась отдельными принципиальными замечаниями (Н.К.Симонович-Ефимова, 1980; С.В.Образцсг, 1938; ІЗВІ-,

_ 4 -

Е.В.Сперанский, 1965; 1981); однако большинство аспектов проблеми раскрыто не было. Роль речи в театре кукол тезисно рассматривал профессор ЛГИТШК М.М.Королев? а наиболее пристально - доценты кафедры сценической речи того ке института Е.К.Кириллова я Н.А.Латышева. Изучая голосоречевую специфику, Е.И.Кириллова з своей диссертации писала об имеющихся акустических препятствиях для речи, в том числе вызванных ширмами и масками. Тем не менее влкяние этих атрибутов театра кукол на голосорече-воз звучание актера подробно не исследовалось. Ке было прослежено воздействие различных материалов, используемых при изготовлении ширм и масок, на тембровую структуру голоса и, следовательно, на художественную выразительность как отдельного образа, так и спектакля в целом. Все еще недостаточно рассмотрены физическая природа и функциональная сущность голоса такой уникальной куклы, как Петрушка, из-за чего и сегодня продолжаются споры специалистов.

Цель настоящей работы заключается в раскрытии голосоречеьой специфики актеров театра кукол v условиях ширмового театра (театр Петру;:.ки и современный тяатр верховых кукол) и изучении роли применяемых в кукольных спектаклях театральных масок.

"Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. - М. : Искусство,

1980. - 271 с.

Образцов СБ. Актер с-куклой. - М. : Искусство, 1983. - 170 с.

Образцов СВ. Моя профессия. Л. : Искусство, І9ЄІ. - 456 с.

Сперанский Е.В. Актер театра кукол. - М. : ВТО, 19613. - 159 с.

Сперанский Е.В. Повесть о странном жанре. - М. : ВТО, 1971. -

235 с.

>

'Королев М.Ы. Искусство театра кукол. - Л : Искусство, 1973. -

С. 43-4?.

ТСириллова Е.И. Сценическая речь в тдатрч кукол и речевое обучение актера-кукольника : Агтореф. дис. ... канн, искусствоведения. - Л., 1966. -16с.

Латышева Н.А. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Д., 1968. - 23 .:.

Кириллова й.И.. Латйшева Н.А. Речевое обучение актера-кукольника : Учебное пособие. - Л : ЛГИТіЗІК, J9fc9. - 71 с.

Для выполнения поставленной цели автор определил следующие задачи:

  1. Исследовать с помощью современных технических средств влияние различных ширм и масок на голос акизра.

  2. Дать практические рекомендации театрам кукол по использованию таких материалов для шлрм и масок, которые минимально изменяли бы структїру и силу голоса актера п тем самым сохраняли его естественную выразительность.

Объектом исследования послужил голос актера в специфических условиях театра кукол, а также голос петрушечника. Изучая голоз актера-кукольника при различных модификациях масок и ширм, диссертант исходил из того, что нынешние конструкции ширм и модели масок препятствуют голосоречевому звучанию, вызывают нарушение органики речи и. пластики, отчего страдает полнота, целостность художественного образа и понижается художественная выразительность спектакля как явления синтеза искусств. Вместе с тем в работе выдвинута гипотеза о том, что пра помощи имеющихся сегодня материалов молено создавать' такие модели ширм и масок, которые заметно отличались бы от существующих качеством передачи как текйра, так и силы голоса актера. Автор предположил, что благодаря современным акустическим приборам можно достоверно подтвердить гипотезу и раскрыть физическую природу голоса Петрушки, которая рассмотрена с оригинальных позиций, на исследовавшихся ранее.

Методологической основой работы явились положения К.С.Станиславского об органическом существовании актера на сцене, опыт крупнейших отечественных и зарубежных режиссеров, актеров и театральных педагогов, а также новейшая теория в области проблем .голосообразования - нейрохронакоическая. разработанная Р.Юсср-иом (1974) и объясняющая биофизическую сущность речевого акта.

В ходе работы применился эксперимент и обобщался практический опыт театров кукол различных стран (как народных, так и профессиональных). Освещение эволюции касок и шарм велооь с историко-аналитических позиций.

Чтобы составить цельное представление о предмета исследо- . ванля, автором изучена обширная литература на русской, украинском, польском, английском и немецком языках. Использовались материалы рукописного отдела ГПБ Россия и собственные наблюдения за творчеством тзатроь кукол (ЦТК им. С.В.ОЗразцсва, Сеикт-Петербургских Большого театра кукол, Театра масиоїиток и Tja-.'pv

- о _

сказки, театров Украины, Прибалтика и Молдовы, коллективов из Японии, Чехии, Словакии и Бразилиа, выступавших на Мекдународной фестивале театров кукол в Киеве (май, 1991). Рассмотрен так-яе педагогический опыт театральных вузов, в частности кафедр театра кукол и сценической речи Санкт-Петербургского института театра, музыки' и кинематографии им. Н.К.Черкасова, кафедры сценической речи Харьковского института культуры и кафедры театра кукол Харьковского института искусств им. И.П.Котляревского.

В основу экспериментального исследования положена оригинальная методика тонкого спектрального анализа, разработанная в отдельной проблемной акустической лаборатории (ОПАЛ) Института радиофизики и электроники Академии наук Украины. Данная методика позволила обрисовать наиболее объективную картину те-»f';poBoJi структуры голоса актера в его полетности в специфических условиях театра кукол. Сами эксперименты проводились на базе ОПАЛ и Харьковского театра кукол им. Н.К.Крупской.

Научная нсвяз.цз,. Представленная диссертационная работа явилась пзрвоа попыткой научного исследования голосоречевого звучания актера з специфических условиях театра і:укол. В ней впервые изучена взаимосвязь голоса актера с непременным компонентом кукольного театра - ширмой и маской. Получены объективные, опирающиеся на результаты научного эксперимента данные об изменении тембра в силы (полетности) голоса актера в зависимости от конкретного типа ширм и масок. Предложена также принципиально новая модель маски, позволяющая исключить дефекты речевого звучания, возникавшие при использовании других масок. ,.''..',

Данная модель зарегистрирована Всесоюзным научно-икследо-вательсжим институтом патентной экспертизы 9.06.91 г. как изобретение по классу 5А 41 G 7/С2. Маска прошла проварку практикой в спектаклях Харьковского государственного театра кукол "Светой я грешный", "Вождь краснокожих" и получила высокую оцо-яжу актеров, занятых в этих представлениях.

Кроме того, впервые предложена классификация чырм и масок по вх художественному я функциональному назначению.

Проанализирована физическая природа голоса Петрушки, до вас70ЯЦЁГо временя счятаввегося загадочным..

Практическая тнкссть 'работы заключается в том, іго поло-яеякя, обобизяия п вкводы, содержащиеся' jj w:c'juiJr:ai;iir, асгут #вть акайляьзаданы v творчестве театг,оі> кукол, jvutj'.'ijii.hl.'x і-узоь

- 7 -и вузов культуры, а также в исследованиях по теории театра. Они должны привлечь внимание теоретиков и практиков к слову как неотъемлемому полноправному компоненту кукольного спек-' такля.

Выводы диссертации помогут внедрить в практику театров кукол разновидности ширм и масок, улучшить коммуникативную связь между исполнителями и зрителями, создавая гармонию спе-'' ктакля как художественного целого. Материалы диссертации будут полезны всем видам театрального искусства, применяющим маски.

Апробация работц произведена ка эфедре сценической речи Санкт-Яетербургского института театра, музыки и кинематографии (декабрь, 1992).

По тема диссертации имеется 9 публикаций, из них две методических разрабоиш для преподавателей дисциплин речевого цикла.

Ооъем и структура диссертации. Изложена на 166 страницах машинописного текста а состоит из введения, трёх глав (Влияние специфики театра кукол на речь актера; Театральная ширма, ее воздействие на голоо актера-кукольника; Маска в театре кукол и ее влияние на голосовые особенности исполнителя) и заключения. Список использованной литературы включает 211 названий. Работа проиллюстрирована 32 рисунками. Приложение к диссертации содержит три протокола научных экспериментов и решение патентной експертизи ВШИЛ о признании маски театральной изобретением.