Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Радиоискусство: Проблемы истории и теории 1922-1941 гг. Шерель, Александр Аркадьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шерель, Александр Аркадьевич. Радиоискусство: Проблемы истории и теории 1922-1941 гг. : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01 / Гос. ин-т искусствознания.- Москва, 1995.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/2940-0

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена многими причинами, среди которых на первое место мы ставим следующие. Постоянное увеличение объема художественных программ радиовешания характеризуется стремлением к образным средствам общения с аудиторией, к усложнению режиссёрских приёмов и всего комплекса выразительных средств. Это требует разработки и постоянного обновления методик творческой работы у микрофона, овладения всем художественно-технологическим арсеналом искусства невидимой сцены. Но такой процесс практически невозможен или, по крайней мере, чрезвычайно затруднён без фундаментального теоретического осмысления природы радиоискусства как оригинального вида творческой деятельности, без выявления закономерностей его развития, без анализа накопленного опыта. При этом следует учесть, что многие проблемы творческого процесса у микрофона были выявлены и нашли интересные и перспективные решения уже на этапе непосредственного, т. н. "живого" вещания. Появление магнитной звукозаписи как глобальной технологической основы производства радиопередач (это произошло в 1945-46г. г.) стимулировало, главным образом, поиск новых возможностей звукообразования и монтажа, т. е. внесло технологические новшества на уровне отдельных приёмов радиорежиссуры. Основные же принципиальные вопросы работы автора, актёра, режиссёра, соединения игровых элементов и документального материала, адаптации литературных произведений и театральных спектаклей для передачи по радио, использования слова, музыки, рисующих шумов в единой образной структуре и т.п. получили практическое развитие в конце 1920-х, 30-е и начале 1940-х г. г. Этим фактором объясняются избранные нами для исследования временные рамки.

Цель работы - исследовать своеобразие основных этапов развития отечественного радиоискусства, дать типологию

его структур; проанализировать влияние драматического театра на становление и эволюцию радиоискусства, обозначить специфические театральные формы в системе художественного вещания; выявить эстетические закономерности формирования комплекса выразительных средств радиоискусства.

Научная новизна обусловлена прежде всего тем, что история и теория отечественного радиоискусства до настоящего времени не были предметами целенаправленного комплексного исследования ни в искусствоведении, ни в теории культуры, ни в какой-либо другой научной дисциплине. В данной работе впервые рассматриваются генетические связи радиоискусства и драматического театра, что позволяет ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы, характеризующие вклад мастеров российской сцены - преаде всего В. Э. Мейерхольда, актёров Художественного театра и др. в становление и формирование радиотеатра как самостоятельного направления культуры XX века. Принципиальное отличие и новизна подхода к эмпирическому материалу, использованному в работе, заключается в том, что мы рассматриваем радиоискусство не изолированно, а как органическую часть драматического искусства. - Впервые разрабатывается понятие о звуковом образе, дана классификация специфических выразительных средств аудиокультуры.

Размытость представлений о радиовещании вообще и радиоискусстве в частности - как в искусствоведческой литературе, так и в трудах эстетиков, культурологов, социологов и исследователей СМК, противоречивость в интерпретациях профессиональной терминологии радио потребовали от автора тщательной проработки методологии исследования. Положенные в её основу принцип историзма и концепция преемственности культурного развития дали возможность продемонстрировать, что .радио, как и другие виды "технических" искусств, аккумулировало в себе достижения предшественников, и прежде всего литературы и сценических искусств. Мы исходили также из того, что радиоискусство начиналось с репродуктивной деятельности и в процессе переработки художественных произведений иной среды бытования определяло границы своих собственных возможностей в области продуктивной, т. е. в сфере создания оригинальных произведений.

В поле зрения автора при этом были труды отечественных

театроведов, эстетиков, литературоведов, социологов, специалистов в области коммуникологии, истории и теории культуры. Использованы труды зарубежных исследователей радио и СМК. Особое значение имели работы по теории драмы, истории и теории режиссёрского искусства, актёрского мастерства. На первое место по важности для автора исследования мы ставим труды К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда,

A. Я. Таирова, А. Д. Попова, А. Д. Дикого, Г.А.Товстоногова, А. В. Эф
роса, С. М. Эйзенштейна, А. А. Тарковского, И. Л. Андроникова и др. ,
книги и статьи А. С. Выготского и М.М. Бахтина, исследования А. А.
Аникста, В. В. Волькенштейна, Б. В. Алперса, К. Л. Рудницкого, П. А.
Маркова, К И. Зингермана, К Л. Вишневской, О. Я. Ремеза, Т. А. Мар
ченко и др. Из зарубежных авторов, чьи работы сыграли важную
роль при формировании авторской концепции, назовём Т. Адорно,

B. Беньямина, Ф. -В. Вишофа, Б. Кларка, М. Макклюэна, А. Моля,
В. Франкла и др.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения, выдвинутые автором, стали основой новых творческих методик, используемых в практической деятельности отечественных радиоредакций и радиокомпаний, занимающихся подготовкой к эфиру художественно организованных программ разного рода, в том числе постановкой радиоспектаклей и передачами "Театра у микрофона". Материал исследования может быть использован в лекционных курсах по истории и теории радиоискусства, теории и практике СМК, а также в курсах общей эстетики, культурологии и социологии искусства.

Апробация исследования. Материалы диссертации были апробированы на нескольких научных конференциях, которые проходили в Государственном институте искусствознания, в МГУ им. М. В. Ломоносова, в Российской академии театрального искусства (ГИТИС). На протяжении многих лет эти материалы входят в учебные курсы, которые автор читал на театроведческом, режиссёрском и актёрском факультетах ГИТИСа, в МГУ им. М. В. Ломоносова, Российском государственном гуманитарном университете, а также в ряде зарубежных университетов.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании Отдела художественных проблем СМК Государственного института искусствознания.

Объём и структура работы. В качестве диссертации представлена монография "Там, на невидимых подмостках. Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922-1941"

- общим объёмом 10 п. л. Она включает Введение и 2 раздела.
Часть I "Поиски языка и технологии" состоит из 3-х глав; часть
II "Драматический театр в радиостудии" состоит из 2-х глав.

дуализм функционирования даёт возможность рассматривать природу радиоискусства, так же, как его историю и теоретические проблемы, в неразрывной связи художественно-просветительских, художественно-публицистических и развлекательных программ. Именно поэтому I часть работы посвящена процессу становления разнообразных радиопрограмм без их принципиального деления на группы с точки зрения общественно-политических и эстетических задач. Такой подход продиктован необходимостью выявить особенности радио, которые, являясь общими для всех видов и жанров вещания, представляют собой базовую - природную

- основу этого искусства.

II часть посвящена двум наиболее распространённым направлениям радиоискусства - Радиотеатру и "Театру у микрофона".