Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Режиссура узбекского драматического театра (тенденции развития и современные проблемы) Туляходжаева, Мухаббат Турабовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Туляходжаева, Мухаббат Турабовна. Режиссура узбекского драматического театра (тенденции развития и современные проблемы) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01.- Ташкент, 1996.- 47 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Диссертация представляет собой моторико -аналитическое обобщение режиссерского творчества узбекского драматического театра на протянении более семидесяти лет. Избрав темой диссертационной работы исследование путей становления и развития, а также рассмотрение проблем современного состояния режиссуры драматического театра, автор стремился проследить тенденции и направления режиссерского творчества, определить его значение, воздействие на театральный процесс.

В истории узбекской культуры XX века режиссура - одно из самых молодых і! поздно определившихся искусств. В отличие от европейского театра она сформировалась в сравнительно короткий период. В сжатие сроки был пройден путь от любительских представлений в постановке неопытных актеров, только осваивающих основы сценического искусства, до профессиональных спектаклей, осуществленных режиссерами, свободно оперирующими многообразными художественными структурами современного сценического языка. Процесс развития режиссуры узбекской драматической сцены обусловлен противоречивым характером творческих искании, связан как национальными, так и общими тенденциями и направлениями мирового сценического искусства.

В основе работы лежит концепция взаимодействия национальных сценических традиций и новаторских исканий режиссуры. Такой взгляд продиктован объективной реальностью, с одной стороны, движения самого театрального процесса, с другой, необходимостью нового подхода к изучению достижений и проблем в области театрального искусства,в частности, режиссерского творчества. Задача стояла не в переоценке минувшего, а в том, чтобы определить реальную ценность сценических произведений, обусловленную объективной закономерностью развития театрального искусства, критериями исторической и художественней правды.

Решение этой актуальной проблемы узбекского театроведения необходимо не только для непредвзятого освещения истории театра, режиссерского искусства, но и определения идейно-художественных ориентиров, которые сделают возможным дальнейшее

-4.-

продвюкение к обновлению.

Сегодня уже невозможно определить основополагающие тенденции развития режиссуры узбекского драматического театра без учета закономерностей театрального процесса. Современное развитие театрального искусства все более подтверждает главенствующую роль режиссера-постановщика, который является и сочинителем и организатором спектакля. Формы взаимосвязи режиссуры с драматургией, с искусством актера, художником становятся все шире и многообразнее. Одну из ванных задач современного театра режиссер видит в том, чтобы представить национальные традиции в репертуаре, в актерской игре, стилистике театрального языка, понимая под традицией не застывшие формы и каноны, а то, что поддается трансформации и обновлению в соответствии с велением времени и идеями независимости Узбекистана. Они далеки от замкнутости и стремятся выработать ориентиры взаимодействия с мировым театральным процессом, оставаясь на позициях того искусства, где властвует "правдоподобие чувств и истинность страстей".

Цель и задачи исследования. Исходя из вышеизложенного, определяется главная цель работы - осмыслить пути развития режиссерского искусства узбекской драматической сцены, выявить основные тенденции этого развития в контексте художественной эволюции и изменений социокультурных ориентации. В связи с -указанной_целыо_в исследовании были поставлены следующие задачи:

рассмотреть по этапам развитие режиссуры узбекского драматического театра, используя хронологический принцип в организации материала:

определить главные идейно-художественные направления поисков режиссуры на примере анализа значительных сценических произведений, осуществленных на материале национальной драматургии:

проанализировать проблемы взаимодействия режиссера с драматургом, художником, особенно с актерами:

раскрыть понятия "режиссер-постановщик", "режиссер-автор спектакля":

исследовать проблему взаимовлияния традиций народного театра с опытом мировой сценической практики, показать в какой

мере современный сценический язык содействует росту и обогащению театральной культуры:

рассмотреть проблему взаимодействия национальных сценических традиций к новаторских исканий режиссуры, показать в связи с этим эволюцию сценических выразительных средств, отражающих новые веяния в искусстве театра:

исследовать актуальные проблемы режиссерского творчества на современном этапе:

показать в какой мере искусство режиссера влияет на поступательное движение театрального искусства.

Объект исследования. - В центре внимания автора процесс развития режиссерского творчества академического театра драмы им. Хамзы, ведущих театральных коллективов республики - театра им. А. Хидоятова / бывш. "Еш гвардия"/, Наманганского областного музыкально-драматического театра им. Л.Навои, Сурхандарьин-ского областного музыкально-драматического театра им. М. Уйгура, Ферганского областного музыкально-драматического театра им. Ю.Шакаржанова. узбекского и русского ТЮЗа, Каршинского театра-студии "Мулокот", в которых отражены главные тенденции творческих поисков, эволюция движения режиссерских принципов.

Степень изученности темы. Узбекское театроведение уделяет искусству режиссуры достаточное внимание. В книгах ведущих театроведов республики М.Рахманова. М.Кадырова, Т.Турсунова, Я.Фельдмана, И.Мухтарова, в 6-ти томном издании "История советского драматического театра", в мемуарах известных актеров, деятелей узбекского театра Р.Хамраева "Цель моей жизни", К.Ходжаева "Монолог об актерской жизни", И. Радула "Путь к сцене"- авторы касаются отдельных аспектов проблем режиссуры, в них заключаются важные и ценные размышления о творчестве режиссеров. В монографии Э.Исмаилова "Машюн Уйгур" содержится анализ жизненного и творческого пути основателя, одного из первых режиссеров узбекского театра. Творческой деятельности замечательного мастера национальной сцены посвящена книга Н.Захидовой "Ташходжа Ходжаев".

Вместе с тем рассмотрение вопросов режиссерского творчества в контексте театрального процесса, в комплексе с другими компонентами сценического искусства, эволюции режиссерских принципов в движении времени не затрагивались, как и не прово-

лилось специального обобщающего исследования, посвященного режиссуре узбекской драматической сцены. Данная работа - первое историко-аналитическое исследование путей развития режиссерского искусства узбекского драматического театра в русле концепции взаимодействия национальных сценических традиций и новаторских исканий. Этим определяется новизна настоящей диссертации.

Методологической базой работы послужили труды театроведов, критиков, деятелей театра, посвященные истории и современному состоянию узбекской сцены. В процессе написания, автор опирался на известные теоретические работы русских театроведов, а такие на исследования, касающиеся вопросов актерского и режиссерского творчества советского театра. В диссертации были использованы материалы архивов театров. Института искусствознания им. Хамзы, Государственной библиотеки им. А.Навои, библиотек ВТО и ГЦТБ Москвы.

Апробация диссертации. Работа выполнена в отделе театра и
хореографии Института искусствознания им. Хамзы, обсуждена на
расширенном заседании этого отдела. Результаты научных изыска
ний обсуждались и получили одобрение: на заседаниях Ученого
совета названного института, на научном семинаре кафедры "Ре
жиссура РТВ и кинотелеоператорства" Ташкентского Государствен
ного института искусств им. М.Уйгура, на научном семинаре
"Современная национальная литература" при Специализированном
~Совете"Института~"литературы-им—А.-Навои-АН-РУз

Основные положения диссертации отражены в двух монографиях, научных статьях в специальных журналах, докладах и сообщениях на конференциях, проводившихся по линии Института искусствознания им. Хамзы, СТД Узбекистана и СТД СССР.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования дают основу для -дальнейшей разработки научной проблематики. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории узбекского театра, на семинарских занятиях по современным проблемам режиссерского творчества, в спецкурсах по истории режиссуры узбекского драматического театра. Учитывая новизну методологического и фактологического материала исследования, содержание работы может быть использовано в истории искусств республик региона.

Структура диссертации Работа включает введение, четыре главы и заключение. К диссертации прилагается библиографический материал.