Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 Леонова Марина Константиновна

Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970
<
Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леонова Марина Константиновна. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970 : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Леонова Марина Константиновна; [Место защиты: Рос. акад. театр. искусства (ГИТИС)].- Москва, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/20

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Хореографическое училище в послевоенные годы 20

Глава II Школа и театр 111

Заключение 159

Библиография 165

Хореографическое училище в послевоенные годы

В разные периоды своей истории московская балетная школа переживала и подъемы, и временные спады. Как всякий живой творческий организм, она развивалась под влиянием тех или иных исторических событий, по-своему откликаясь на происходившие в стране изменения. Об этом свидетельствуют архивные документы и материалы, способные пролить свет на интереснейший отрезок времени, когда после Великой Отечественной войны Московское хореографическое училище1 возрождалось к новой жизни.

Жизнь школы в послевоенные десятилетия протекала на редкость интенсивно, несмотря на принесенную войной разруху, голод и бытовую неустроенность. Не последнюю роль в быстром возрождении школы сыграло то, что в 1941 году она была эвакуирована в волжский городок Васильсурск. По существу, школа была спасена усилиями тех, кто выехал в эвакуацию вместе с детьми. Руководство школой осуществлял в те дни известный деятель балетной педагогики Н.И.Тарасов, приложивший немало сил, чтобы школа выжила в тяжелейших условиях эвакуации. Вместе с ним в Васильсурск выехали педагоги: Е.А.Лапчинская, Е.Н.Сергиевская, Е.Я.Попова, И.П.Дега, В.П.Васильева и другие. Немного позднее к ним присоединился К.Я.Голейзовский.

В 1945 году художественным руководителем хореографического училища стал Р.В.Захаров. Выступая перед паедагогическим коллективом, он говорил: «В школе работают люди, которые любят ее, любят свою профессию. В годы войны школа была в эвакуации, терпела большие трудности, связанные с войной, но она должна была быть сохранена, и здесь я, прежде всего, вспоминаю Николая Ивановича Тарасова, которого за его огромнейшую и важную работу, связанную со школой в годы войны, по-товарищески хочу поблагодарить и сказать, что школа этого в своей истории никогда не забудет!»

После возвращения в Москву из эвакуации в 1943 году Н.И.Тарасов и его помощники - Р.Захаров, Ю. А. Бахрушин вместе с другими преподавателями - открыли новую страницу в жизни училища. Уже весной, после многих лишений, выпавших на долю учеников и педагогов, был подготовлен первый выпуск. В 1945 году школа начала свой 173 учебный год в полном составе: в списках числилось 283 ученика и 10 стажеров, 12 концертмейстеров и внушительный коллектив педагогов. Многие из них давно стали легендой в истории русской балетной педагогики. Среди них - А.А.Джури, М.А.Кожухова, А.М.Монахов, Л.И.Рафаилова, С.С.Холфина, Е.Н.Сергиевская, А.А.Варламов, Ю.Г.Кондратов, М.В.Васильева-Рождественская, Т.С.Ткаченко и другие. Это они в послевоенные годы возрождали Московское хореографическое училище и вывели его воспитанников на новый профессиональный уровень.

Историческая судьба московской балетной школы складывалась в тесном союзе с отечественными музыкальными театрами, и, прежде всего, с балетной труппой Большого театра. Из сезона в сезон, на протяжении десятилетий его труппа пополнялась одаренными исполнителями, подготовленными в классах училища. Эта традиция была заложена еще в дореволюционное время, когда Большой театр и Императорское Театральное училище составляли единый организм. Школа, как родник, ежегодно питала балет Большого театра свежими исполнительскими силами. Традиция поддерживалась и в советское время: труппа Большого театра на всех этапах своей жизни состояла, за редким исключением, из выпускников московской балетной школы, многие из которых по праву занесены в антологию балетных исполнителей мирового класса. Они укрепили авторитет московского балета за рубежом и завоевали у мировой театральной общественности широкое признание. Подтверждение тому творчество замечательных мастеров: А.Мессерера, И.Моисеева, М.Габовича, О.Лепешинской, С.Головкиной, М.Плисецкой, Р.Стручковой, Ю.Жданова, М.Кондратьевой, Н.Фадеечева, Е.Максимовой, В.Васильева, Н.Бессмертновой, М.Лавровского, М.Лиепа и многих других. Своим профессиональным мастерством они утверждали на сценических подмостках принципы московской балетной педагогики. Их исполнительское искусство способствовало тому, что педагогическая система московской школы стала выходить на лидирующие позиции. Ее формирование, несмотря на давно сложившиеся традиции, происходило непросто. Исторически так сложилось, что московская и ленинградская методики развивались параллельно, взаимно обогащая друг друга своими достижениями. При этом московская школа, как, впрочем, и ленинградская, утверждалась и за счет своих внутренних резервов, что свидетельствовало о ее способности к пересмотру уже достигнутых результатов. Обновление методических достижений во всех областях танцевальных дисциплин происходило постоянно. Это вело к экспериментальному поиску новых средств и методов в обучении не только классическому танцу.

Не секрет, что за успехами самых талантливых танцовщиков - не только их собственный труд, но и труд педагогов, репетиторов - вначале в школе, а затем в театре. За каждым шагом ученика в профессию необходим зоркий педагогический надзор, особенно на начальном этапе обучения, когда закладывается фундамент исполнительского мастерства, раскрываются особенности- природы таланта артиста. На этом ответственном этапе личность педагога, его мастерство играют, как мне кажется, доминирующую роль. Безусловно, профессиональное владение педагогической методикой - всего только «инструмент», с помощью которого шлифуется природный дар ученика. Педагог обучает ребенка не только навыкам исполнения тех или иных «па», танцевальных «фраз» и «предложений». Педагог (и это тоже заложено в русской традиции балетной педагогики) с самых первых уроков привносит в процесс воспитания свое мироощущение, свое осмысление искусства хореографии. Эта черта отечественной балетной педагогики способствует воспитанию в будущем танцовщике не только чувства, но и мысли, возвышающей артиста и раздвигающей границы его личности. Этим русская балетная школа отличается от всех других. Вероятно, поэтому балетные педагоги, воспитанные на традициях русской хореографической культуры, высоко ценятся в зарубежных странах и в наши дни.

Школа и театр

Большой вклад в развитие отечественной балетной педагогики внес выдающийся педагог и теоретик балетного искусства Н.И.Тарасов. Он и А.Ваганова разработали уникальную методику профессионального обучения, получившую широкое признание во многих странах мира.

«Балет - это искусство музыкального театра» . Именно Н.И.Тарасову принадлежит это определение балета как вида искусства. Он подчеркивал, что основой танцевальной образности является музыка. Словно искусный ювелир, скрепляющий звенья в неразрывную цепь, он соединял в логической последовательности звенья учебных задач по воспитанию музыкально-пластической выразительности.

Вопросам школьного образования Н.И.Тарасов придавал исключительное значение. Первую главу своей книги он не случайно назвал «Школа», вкладывая в это глубокий смысл: школа - как образовательное учреждение, и школа как методология обучения. Понимая, что не все исполнители обладают развитой в достаточной мере «музыкально-актерской культурой» Н.И.Тарасов рассуждал так: «Если содержание музыки станет для учащихся сознательным, активным творческим началом, внутренним чувством действия, которыми они могут управлять, значит, школа хорошо подготавливает своих питомцев к сцене. Театр с благодарностью и более успешно завершит эту работу, ибо он является для молодого артиста второй школой, окончательно формирующей его музыкально-актерскую культуру»

Н.И.Тарасов предельно ясно обозначил все ключевые узлы системного воспитания музыкально-пластической выразительности будущих артистов балета. Он много размышлял о том, какими путями следует идти, какие педагогические методы следует применять, чтобы в процессе обучения танцевальному мастерству приблизиться к подлинной музыкальности.

«Методика воспитания артиста современного балетного театра заключается в том, чтобы углубить внутреннюю связь музыки и танца на всех хореографических дисциплинах. Этого требует современная сцена. Поэтому умение слушать и танцевать музыкальную тему надо внести в учебную программу хореографических дисциплин как обязательный элемент, который следует освоить творчески, а не формально и поверхностно»181, - писал Н.И.Тарасов, обращая внимание коллег-специалистов на необходимость проникновения в сложнейшую паутину эстетических связей музыки и танца.

Для этого, как известно, требовалось поднять уровень педагогического мастерства, которое не ограничивается только сферой танцевальной методики. По существу, Н.И.Тарасов предлагал педагогам-практикам овладеть новыми профессиональными знаниями в области воспитания музыкально-пластической выразительности. И проявлял настойчивость в достижении этой цели. «Предлагаемым обстоятельством» этого процесса, говоря словами К.С.Станиславского, должна быть музыка, или точнее - ее эмоционально-образное содержание должно являться источником сценической выразительности.

Н.И.Тарасов, одаренный от природы пытливым умом, напоминал об этом постоянно, особенно на склоне лет, когда из-за болезни отошел от педагогической работы в ГИТИСе и все жизненные силы отдавал научной работе. В 1975 году за многолетний фундаментальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства», изданный в 1971 г., Николаю Ивановичу была присуждена Государственная премия СССР. Последние годы жизни он посвятил подготовке 2-го издания этой книги. Она вышла в свет в 1981 году, уже после ухода из жизни автора.

Вопросами воспитания музыкальности Н.И.Тарасов занимался многие десятилетия. Из года в год он все глубже проникал в сложившуюся систему хореографического образования, пытался освободить ее от рутины и косности. То, что сделал в балетной педагогике Н.И.Тарасов, можно без преувеличения назвать реформой. Однако он не разрушал и не расшатывал ее эстетических основ, как это иногда бывает в периоды всяких революционных преобразований, а лишь нацеливал на саморазвитие и обновление.

Он не уставал повторять, что музыкальность воспитывается не только на уроках фортепиано, поэтому особый упор делал на музыкальное сопровождение уроков. Музыка, справедливо полагал он, способна развить образное мышление ученика, подтолкнуть его творческое воображение к неформальному исполнению танцевальных движений. Мысли и подходы Н.И.Тарасова к решению проблем воспитания музыкально-пластической выразительности актуальны и по сей день.

Еще в довоенные годы в своей первой книге «Методика классического тренажа» Н.И.Тарасов, разрабатывая в соавторстве с коллегами программу развития педагогической системы, напоминал, что наряду с техникой танца надо воспитывать у будущих артистов балета навыки сценической выразительности и артистичности . Этому он отводил центральное место в своей педагогической системе.

Годы спустя он вновь возвращается к этой проблеме. И в своей практической деятельности, и в теории Н.И.Тарасов каждый раз поднимал на новую ступень решение учебных задач, связывая их с современной театральной практикой.

В 1958 году он «на правах рукописи» публикует свой доклад, подготовленный в 1950-м году для 2-го Всесоюзного смотра хореографических училищ.

Переработанный и значительно дополненный, этот доклад замечателен тем, что автор, сохраняя верность заявленным ранее принципам, раскрывал в нем «механизм» решения проблем. Это способствовало поиску более прогрессивных методов обучения, особенно в области воспитания музыкально-пластической культуры.

Похожие диссертации на Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра : 1945-1970