Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Венский зингшпиль и его традиции в музыкальном театре Х1Х-ХХ веков Габриэлова, Екатерина Вячеславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Габриэлова, Екатерина Вячеславовна. Венский зингшпиль и его традиции в музыкальном театре Х1Х-ХХ веков : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01.- Москва, 1994.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Комический музыкальный театр XVIII зголетия давно признан одним из наивысших достижений в истории мирового оперного искусства. Появление жанра венского зингшпиля приходится -:а такую стадию его развития, когда заложенные в демократическом опертом искусстве художественные возможности достигают степени полной зрешети.

Изучение жанровой природы венского зингшпиля позволяет глубже ::стигнуть закономерности и особенности оперной формы, осознать сложные процессы, происходящие в музыкальном театре, в том числе и в настоящее время.

Венский зингшпиль представляет собой также одно из проявлений сснкретного этапа в истории западно-европейской художественной культуры, воплотившее в яркой форме некоторые ее важнейшие и характерные -;ерты.

Поэтому рассмотрение жанра венского зингшпиля во всем многообразии его связей с духовной культурой Австрии XVIII века становится за-ачей не менее важной, так как позволяет приблизиться к пониманию жутренних причин, во многом обусловившим возникновение этого значительного художественного явления.

Цель работы - Анализ историко-культурных и эстетических предпосы-гак возникновения жанра австрийского ( венского ) зингшпиля в контекс-с развития традиционных форм австрийского театра и при учете влияния -стетики европейских комических опер.

Рассмотрение зингшпиля не только как характерного явления худо-;ественной культуры Австрии XVIII века и как определенного музыкаль-ю-драматического жанра со своими хронологическими рамками, собствен-;ой эстетикой и эволюцией, но как образца спектакля, главный принцип второго - сочетание "sing" ( музыкального начала, пения, танца ) и spiel" ( театральной драматургии, зрелищности. импровизации ) - с одой стороны восходит к ранним формам существования музыкального предс-авления австрийского народного театра, а с другой продолжает свое су-іествование. творчески преобразуясь, в Формах музыкального театра XIX. X веков.

Целью диссертации является исследование творчества композиторов и ;!ореттистов. определявших облик жанра.

В центре внимания проблематика поэтапного развития формы смешан ного музыкально-драматического спектакля, испокон веков называемого германоязычных землях "зингшпилем" и ее трансформация в самостоятель ный жанр австрийского музыкального театра 2-ой половины XVIіі - начал; XIX веков.

Главнейшей задачей исследования является стремление к определенш жанровых границ зингипиля. Автор диссертации сознательно отказываете от выявления жанровой специфики путем дифференциации выразительны} средств как это имеет место в работах австрийских и немецких исследователей и справочной литературе на русском языке. Избирается путі рассмотрения жанра венского зингшпиля как суммы двух основных Форм еп существования. Первая, жанровая разновидность, связана с традициям; европейской комической оперы (прежде всего с итальянской оперой-буффа) и представляет собой оперный, или как он назван в работе "высокий' зингшпиль. в котором музыкальное начало является ведущим по отношенш к драматическому развитию действия. Второй тип венского зингшпиля. таї называемый "низкий", тяготеет к форме драматической пьесы комедийноп характера со вставными музыкальными сценами. При этом на первый плаь выступают проблемы социального характера, так как если "высокий" зингшпиль представляет собой образец придворной театральной оперной эстетики, то "низкий" является продуктом демократической среды театроЕ венских предместий.

Принятие во внимание социального фактора при определении жанровое специфики зингшпиля позволяет затем рассмотреть проблему родства зингшпиля с опереттой и мюзиклом XIX. XX веков. В работе предпринята попытка доказать, что последовательное развитие буржуазных, коммерческих принципов комической оперы XVIII столетия ( прежде всего на примере зингшпиля ) в XX веке трансформируется в формы синтетических представлений, отвечающих психологии массового сознания. Венский зингшпиль, как ярчайший образец музыкально-драматического спектакля XVIII века е -своих чертах предвосхищает утверждение современной эстетики "синтетических" зрелищ.

Научная новизна и практическая ценность исследования.

Представленная диссертационная работа является первой в истории советского искусствознания попыткой специального исследования, посвященного жанру венского зингшпиля.

В диссертации автор пытается сформировать новый взгляд на некотс-

іне аспекты музыкального комического театра XVIII столетия в его обще-шровоззренческих, эстетических, общекультурных связях с театром XIX. :х веков.

Новым является также анализ черт своеобразия австрийской теат-іальной культуры в сравнении с германской и выявление подлинно нацио-[альных черт австрийского музыкального театра.

По-новому в работе также трактуются проблемы, связанные со стиле-юй интерпретацией зингшпиля в.музыкальной театре XIX, XX веков и обійми социально запрограмированными свойствами зингшпиля и мюзикла. Вы-шляются закономерности развития ветви "легкожанрового" музыкального театра на протяжении. XVIIІ-ХХ веков.

Результаты исследования помимо их теоретической ценности могут іметь практическую ценность для представителей отечественного музы-сального театра. Отсутствие в русском музыкальном театре собственной трофессиональной школы синтетического актера ( что прежде всего связанно с различными традициями, "легкожанрового" музыкального театра в 3оссии и Европе ) не позволяет, к сожалению, создавать спектакли, ідекватнне оригиналам. В этом смысле богатейшие возможности "тренинга" *огут открыться перед нашими практиками при обращении к венскому зинг-ипилю. анализу эстетики которого посвящена данная диссертационная работа.

Материал диссертации может быть использован как в учебных курсах лстории музыки, так и в лекциях по истории и теории музыкального театра.

Апробация работы. Результаты исследования апробировались на кафедре истории и теории музыки РАТИ, на научных конференциях аспирантов и ассистентов-стажеров РАТИ, на межвузовской научной конференции "Стиль в искусстве", проходившей в МГУ 25.02.90 г.

Кроме того, апробация результатов исследования осуществлялась на лекциях для актеров и режиссеров факультета музыкального театра РАТИ.

Во время нахождения автора диссертационной работы на научной стажировке в Высшей школе музыки и зрелищных искусств ( Вена. Австрия ) -Hochschule fiir Muslk und Darstellende Kunst - в 1991/92; 1992/93 учебных годах представленное исследование о венском зннгшпиле многократно обсуждалось на семинарах и лекциях студентами, аспирантами и преподавателями кафедры истории музыки ( Institut fur Musikgeschichte ). Автором диссертации было составлено также методическое пособие и библиография по теме "Венский зингшпиль" ( на немецком языке ). которое

служит справочным пособием библиотеки венской высшей школы музыки.

Метод исследования. Использованный в диссертации метод направл как на рассмотрение общих историко-культурных проблем, так и на реш ние конкретных вопросов, актуальных для современного музыкального т атра.

В исследовании используются традиционные способы и подходы к ан ли.зу материала, разработанные в отечественном и зарубежном искусств^ ведении.

Присутствующее в работе стремление в максимальной степени осв< тить вопросы жанровой специфики зингшпиля в ее соотнесении с исторі ко-культурным и социальным аспектам, привлечение категорий стиля и п орий "буржуазной культуры", "массовой культуры" позволяют определит принятый з диссертации метод как наиболее близкий стилевому анализу.

В современных теоретических науках об искусстве наряду с тралит окно научным анализом "технологии" творчества наблюдается очевидні тенденция к преодолению цеховой замкнутости теоретических наук И СбЛ1: жения музыковедения, театроведения, литературоведения, науки об изос разительных искусствах, проявляющаяся в образовании сферы гуманитарно мысли.

Предмет исследования продиктовал необходимость использования по добного методологического общегуманитарного подхода к теме с цельн е рассмотрения в единстве с тенденциями европейской художественной куль туры XVIII-XX веков.

Композиция работы. Основной текст диссертации содержит 143 стра ницы и состоит из введения, трех глав, заключения.и списка литературы Примечания к тексту даны в постраничных сносках.