Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев Кужугет, Айлана Калиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кужугет, Айлана Калиновна. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев : автореферат дис. ... кандидата искусствовед. : 17.00.01 / Рос. ин-т искусствознания.- Москва, 1994.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/2248-9

Введение к работе

Актуальность темы. Культура тувинского народа изучена не достаточно глубоко и многосторонне. Объектом научных исследова ний в 50-е-70-е гг. в основном были появившиеся в социалистический период профессиональные виды искусства. В исследовам природы народного творчества сделаны лииь первые ваги. Театре ведческое изучение обрядов необходимо сегодня для более глубокс го и многостороннего понимания их роли в культуре, а также для развития современных зреливно-игровых форм.

Тувинским праздникам посвячена этнографическая работа Г.! Курбатского*. Это первый и единственный труд, предметом иселеді вания которого являлись праздники: народные и социалистически! Работа Г.Н. Курбатского содержит детальное описание зимнеї праздника В а г а а встречи Нового года по лунному календарі летнего массового праздника тувинцев Оваа д а г ы ы р і

*Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. - Кызыл,1973.

- 2 -свадебного обряда.

Тувинский играм, составной части праздников, была посвячена работа И.9.Самбуу*.

Проблема формирования зрелицно-игровых элементов в древних обрядах предков тувинцев не была предметом специального исследования. Однако вопросы об истоках, корнях тувинского советского театра затрагивались в работах А.К. Калзана и К.Ч. Сагда*.

В диссертации fi.Калзана представлено описание зрелищного и очень выразительного танца борца-победителя "девиг". деионстри-роваввего моць и красоту сильного муяского тела и ииитировавиего полет мифической птицы Гаруды. н.Калзан обратил внимание на присутствие элементов театра в проведении соревнования по традиционной борьбе - х у р е в. Автор также подробно рассмотрел по-пулярнув игру "Сайзанак", в которой дети разыгрывали по ролям события из повседневной визни взрослых, пользуясь при этом ка-иегкаик, как марионетками. В его работе такке приводится описание внопеской игры "аскак кадай" - "хромая старумка", построенной на диалоге, ft.К. Калзан привел в своей диссертации описание свадебного обряда в театроведческом аспекте, раскрыл суть іанра тувинского фольклора "чечен чугаалар" -"изящные беседы", имеющего такяе диалогическое построение.

Однако проблема зрелицно-игровых элементов в обрядах и

Самбуу И.У. Тувинские игры. - Кызыл. 1Э?8.

Калзан ft.К. Становление тувинской драматургии.- Дисс. ... канд Филол. наук. - Кызыл. 1961;

Сагды К.Ч.История возникновения тувинского театра.-Кызыл,1973.

- з -праздниках тувинцев в целом остается неразработанной. Особенно это касается религиозных культов и празднеств, ыистерий, глубокое и многостороннее исследование которых не предпринималось ранее по идеологическим соображениям. Рассматривались сугубо светские обряды и игрица.

При отборе культовых обрядов были взяты наиболее типичные и распространенные действа, и те, в которых наиболее ярко выявляются зрелицно-игровые грани. Так, из всей многогранной деятельности лам (чтение молитв, лечение, участие в обрядах освячення и т.д.) в работе рассматривается только мистерия - ц а м.

Время возникновения трех исследуемых видов культовых действ (коллективных молений, иаманских камланий и ламаистских мистерий) различно,однако,начиная с конца XYIII века все они бытовали на территории Тувы, мирно сосучествуя в обчей системе религиозных верований тувинцев.

Цели и задачи исследования. Цель данной диссертации состоит в конкретном театроведческом изучении культовых обрядов тувинцев.

Основными задачами работы, вытекаючими из поставленной цели, является:

  1. Исследовать структуру обрядов в зрелично-театроведческои аспекте. Выявить основные принципы пространственно-временной организации обрядов и праздников.

  2. Выявить доминируйте зрелично-итровые элементы в обрядовых действах.

  3. Изучить аксессуары, маски, костюмы, использовавчиеся в обрядах.

Методологической основой диссертации послужили теоретические работы русских и зарубежных ученых, посвященных изучении

традиционных обрядов, обычаев и праздников разных народов: В. Тэрнера. Н.И. Конрада, П.Г. Богатырева, а также коллективные работы: "Народный театр": "Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор"; Трехтомное исследование новосибирских ученых "Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири"*.

Научная новизна диссертации. Зрелично-игровые элементы в религиозных обрядах и праздниках тувинцев не были предметом специального исследования. В предлагаемой работе предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы преподавателями театральных учебных заведений, драматургами и режиссерами при постановке спектаклей, исследователями традиционной духовной культуры тувинцев и других народов Южной Сибири.

материалом исследования послужили сведения о традиционных обрядах, и праздниках тувинцев, извлеченные из трудов путеяест-венников (России, Англии, Германии) - этнографов, фольклористов, лингвистов, иняенеров, опубликованных в конце XIX - нач. XX вв.: Н.Ф. Веселкова. Н. Останкина, Г.Н. Потанина и ft.В. Потаниной. А.В. Овуркова, Н.Ф. Катанова. Н. Райкова, П.Е. Островских, В.II. Ладыгина, Е.К. Яковлева. Г.Е. Груим-Гржимаило. Ф.Я. Кона. Вс.

* Тэрнер В.Символ и ритуал.-Н.:Наука 1983;0н ае. Fros Ritual to Theatre.- Hew York,1982: Конрад Н.И.Избранные труды.Литература и театр - П.: Наука, 1978; Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М.: Искусство,19? і: Народный театр.-Л..ЛГИТНиК ,1974; Фольклор и этнография. - Л.: Наука, 1974;Тра-диционное мировоззрение тпрков Южной Сибири. - Новосибирск:На-ука. 1989. 1990, 1991.

- 5 -Родевича, И.ft. Булгакова, капитана Генитаба Михеева, Б.К. Вишки на, ft.П. Беннигсена, СР. Нинцлова. Д. Каррутерса, M.ft. Ериолае ва, Й.В. йдрианова, 0. Менхен-Хелфена. Мы опирались также н труды ученых, исследовавших культуру тувинцев в 50-70 гг. XX ве ка: Л.П. Потапова. СИ. Вайнжтейна. В.П.Дьяконовой, И.А. Дэвлет М.Х. Маннай-оола, Г.Н. Курбатского.

В диссертации использованы архивные материалы Рукописног Фонда Тувинского научно-исследовательского института языка, ли тературы и истории, Центрального Государственного архива Респуб лики Тува. Института Востоковедения и Института этнографи Санкт-Петербургского отделения Российской Академий Наук.

В диссертации вошли также полевые материалы, собранные ав тором в районах республики: Нлуг-Хемском, Барун-Хемчикскои Бай-Тайгинском.Тес-Хемском. Нонгун-Тайгинском, Овпрском. Тол минском, Кызылскон, Тандинском в І985-1992 гг.

йпробацип работы.Основные полоеєния диссертации изложень автором в 5 статьях, в докладах на конференциях: "Социально-зкс комическое развитие Сибири" (Омск, 1985). молодых учень (Улан-9дз,і98?.і;Улангоме (Монголияі1993); Международной тюрколс гической (Казань. 1992). Диссертация обсуждалась на расжиренш заседании сектора фольклора ТНИИЯЛИ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четыр! глав и заключения.