Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анри Бергсон Блауберг Ирина Игоревна

Анри Бергсон
<
Анри Бергсон Анри Бергсон Анри Бергсон Анри Бергсон Анри Бергсон
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блауберг Ирина Игоревна. Анри Бергсон : диссертация ... доктора философских наук в форме науч. доклада : 09.00.03.- Москва: Изд-во "Прогресс-Традиция", 2003.- 672 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-9/28

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Концепция Анри Бергсона (1859-1941), одного из классиков западной философии XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1927), стала важным этапом в развитии философской мысли во Франции, в существенной мере определив направления ее дальнейшего движения, и оказала сильное влияние на духовные процессы в других странах, в том числе в России. Французская философия обязана Бергсону прежде всего обновлением проблематики и методологии, происшедшим на рубеже XIX и XX веков и постепенно затронувшим многие области культуры. По словам известного французского историка философии Э. Брейе, он «преобразовал условия философского мышления» своего времени1. Наряду с В. Дильтеем, О. Шпенглером, Ф. Ницше, У. Джеймсом и др. Анри Бергсон способствовал формированию неклассического стиля философствования, изменению понятия рациональности, созданию нового образа человека и Вселенной. Переоценивая классическое наследие, отказываясь от многих его постулатов и установок, философия конца XIX - начала XX века повернулась к проблемам человеческого бытия, заново осмыслила вопросы о времени, сознании, свободе. Специфика концепции Бергсона обусловлена тем, что он исследовал эти проблемы в рамках особого варианта спиритуализма, который в начале XX века оказался созвучным немецкой философии жизни, но во многом отличен от нее, поскольку связан с иными традициями и строится на иных основаниях, определенных трактовкой времени. Создав на этой основе целостное учение, вобравшее в себя психологию, гносеологию, онтологию, эволюционную теорию, этико-религиозную концепцию, Бергсон возродил во Франции метафизику (со свойственным ей кругом проблем), претензии и правомочность которой оспаривались позитивизмом. Но вместе с тем в его учении оставило заметный след и влияние позитивизма, призывавшего к опоре на конкретный опыт, к отказу от философских спекуляций и развитию научных, позитивных исследований. Философская программа создания «позитивной метафизики», заявленная им уже в первых сочинениях и осуществлявшаяся, шаг за шагом, в дальнейшей его деятельности, и была попыткой синтеза двух этих установок —глубинной метафизической и конкретно-позитивной.

Разработанная Бергсоном философская модель сознания и мира, концепция времени и эволюции позволяют причислить его к виднейшим представителям «философии процесса», которую харак-

1 BrehierE. Histoire de la philosophie. Т. II, fasc. 4. P., 1968. P. 891.

теризуют как одну из ведущих тенденций философии XX века2. Его творчество стало важным теоретическим источником экзистенциализма, персонализма, католического модернизма, интуитивизма, анархизма и иных философских и социальных течений прошлого столетия. Авторы многих концепций, представители самых разных направлений философии испытали на себе его воздействие: среди них - П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа и В.И. Вернадский, Г. Башляр, М. Блондель, А. Тойнби, Ж. Сорель, Н. Лосский, . А. Уайтхед, М. Унамуно, М. Шелер, А. Шюц. Он стал одним из предшественников эволюционной эпистемологии, развивавшейся в работах К. Лоренца, Д. Кэмпбелла, К. Поппера, С. Тулмина и др.

Пережив пору расцвета в первые полтора десятилетия XX века, концепция Бергсона, войдя в разряд философской классики, постепенно была потеснена другими учениями. Но со временем, к концу столетия, выяснилось, что она скрывала в себе такие смыслы, которые при жизни ее автора далеко не всегда осознавались как ведущие и лишь гораздо позже стали проявляться в качестве таковых. Многие из тем, обсуждаемых сегодня в философии и науке, были когда-то предметом внимания и раздумий Бергсона. Среди них - необратимость и качественная разнородность времени, темпоральность, историчность как фундаментальная характеристика человеческого сознания и бытия, коэволюция человека и природы, новая рациональность, самоорганизация, порядок и беспорядок, память и забывание и др. Разумеется, Бергсон не дал окончательных решений, но и основные проблемы, рассмотренные им, и предложенные подходы к их изучению сохраняют актуальность, отнюдь не списаны в философский архив. Творческий импульс, отраженный в его работах, пройдя через многие поколения, не угас и продолжает вдохновлять исследователей. Рефреном отзывов о философии Бергсона звучит мысль о ее принципиальной открытости: Бергсон не создал некоей замкнутой системы, он наметил определенные направления, давшие позже целый калейдоскоп различных философских, и не только философских, идей. Его воздействие коснулось и различных областей научного знания, где бергсоновская концепция времени и эволюции также была и является до сих пор предметом осмысления и обсуждения. Многие положения, высказанные Бергсоном в его главном сочинении -«Творческой эволюции», - и прежде всего сам созданный в нем образ живой, эволюционирующей Вселенной оказались близкими современным научным представлениям. В наши дни все большее признание получают идеи об отсутствии жесткого детерминизма не только в микро-, но и в макромире, о неустойчивости и нестабильно-

2 См.: Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса // Вопросы философии, 2005, № 3. С. 128-139.

сти как фундаментальных характеристиках мироздания, о самоорганизации в природе, о многовариантности развития и необходимости учета внутренних тенденций сложноорганизованных систем. В науке все сильнее осознается важность введения в разных сферах исследования представления о «стреле времени», о необратимости, эволюции. Еще в начале XX века Бергсон предвосхитил очень важные направления дальнейшего движения науки, что признает в своих работах глава одной из наиболее влиятельных сегодня научных школ, создатель нелинейной динамики и теории самоорганизации Илья Пригожий3. Взгляды Бергсона привлекли внимание и некоторых известных биологов XX века, в том числе автора теории номогенеза Л.С. Берга и А.А. Любищева4.

Многие идеи Бергсона оказались созвучными процессам, происходившим в прошлом столетии в литературе и искусстве, а иногда и прямо повлияли на эти процессы. Немало написано о близости установок Бергсона и представителей символизма5. Сходство с бергсо-новскими представлениями обнаруживается и в литературе «потока сознания», в произведениях М. Пруста, Дж. Джойса и В. Вулф, разрабатывавших с помощью собственных художественных и философских средств новую психологию, новый образ человека. По словам американского исследователя этой проблематики П. Дугласа, «Бергсон сыграл важную, возможно решающую роль в развитии выражен-но „модернистской" философии и литературы»6, для которой оказались важны и взгляды французского мыслителя на время, свободу, память, открытую историю, и развитая им эстетическая концепция, в том числе идеи о роли художника в мире, о сущности художественного творчества и значении интуиции, и критика языка, призыв к его обновлению путем постоянного обращения к личностному, уникальному опыту. Все эти бергсоновские положения, как показывает Дуглас, повлияли на Дж. Фитцджеральда, Т. Элиота, Р. Фроста, Г. Стайн, Г. Миллера, У. Фолкнера и др., обновивших с опорой на них художественный метод.

Таким образом, учение Бергсона серьезно воздействовало на духовную атмосферу последующего времени, на культурную ситуацию в целом, а значит, сделало возможным появление иных культурных феноменов. Его идеи и сейчас живут в культуре, что делает осо-

3 См., например: Пригожий И., СтенгерсИ. Время, хаос, квант. М., 1994. С.
25.

4 См., в частности: Nethercott F. Une rencontre philosophique: Bergson en
Russie (1907-1917). P., 1995. Здесь подробно изложена история рецепции идей
Бергсона в России.

5 См., напр.: Arbour R. Henri Bergson et les lettres francaises. P., 1955.

6 Douglass P. Bergson, Eliot and American Literature. Lexington, 1986. P. 1.

бенно актуальным и настоятельным детальное исследование его концепции.

Степень изученности проблемы. За почти сто лет, прошедших со времени расцвета творчества Бергсона, учеными разных стран были подробно освещены все важнейшие аспекты его концепции, эволюция его взглядов, пути влияния его идей и пр. Во Франции ему посвящена чрезвычайно обширная и многоплановая литература; фундаментальные труды Л. Адольф, М. Бартельми-Мадоль, Р. Виолетта, Р.-М. Моссе-Бастид, Ж. Шевалье, В. Янкелевича и др. заложили солидную основу современного бергсоноведения7. В последние 15 лет там появился ряд работ, где предлагаются новые подходы к пониманию бергсоновской концепции, с учетом опыта, накопленного философией и наукой к концу XX века и позволившего по-новому оценить смысл и актуальность некоторых идей мыслителя, в том числе его учения о времени, эволюционного учения, этико-религиозных взглядов и др. В других странах также вышло немало интересных исследований о философии Бергсона, где особо подчеркивается ее влияние в XX столетии и созвучность современности9.

В начале XX века Бергсона хорошо знали и в России: тогда публиковались отдельные его работы, было издано собрание его сочинений, вокруг его концепции велась оживленная полемика, в которой участвовали представители русского интуитивизма, неокантианцы, анархисты, махисты. Некоторые русские философы, в том числе С.А. Аскольдов, Б.Н. Бабынин, А. Лазарев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, дали в свое время глубокую и оригинальную трактовку бергсоновских

7 См.: Adolphe L. L'univers bergsonlen. P., 1955; Barthelemy-Madaule M. Bergson. P., 1967; idem. Bergson etTeilhard de Chardin. P., 1963; Chevalier J. Bergson. P., 1948; Jankelevitch V. Henri Bergson. P., 1959; Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. P., 1955; idem. Bergson et Plotin. P., 1959; Violette R. La spiritualite de Bergson. Toulouse, 1968.

6 В их числе следующие: Cariou М. Lectures bergsoniennes. P., 1990; Hude H. Bergson. V. I. P., 1989; V, 2. P., 1990; Philonenko A. Bergson ou de la philosophie comma science rigoureuse. P., 1994; Soulez F. Bergson politique. P., 1989. Современное значение ранних идей Бергсона подчеркивалось и в сборнике «Bergson. Naissance d'une philosophie. Actes du colloque de Clermont-Ferrand 17 et 18 no-vembre 1989» (P., 1990), выпущенном во Франции к 100-летию издания «Опыта о непосредственных данных сознания». В последние годы опубликованы в русском переводе три работы французских философов, анализирующих взгляды Бергсона: Делёз Ж. Бергсонизм // Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза; Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004; Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. М., 2006.

6 Среди них: Capek М. Bergson and modern physics. Dordrecht, 1971 (Boston studies in the philosophy of science, v. VII); Kolakowski L. Bergson. Oxford - N.Y., 1985; Lacey A.R. Bergson. L.-N.Y., 1989; Skarga B. Czas і trwanie. Studia о Berg-sonie. Warszawa, 1982, а также цитированная выше книга П.Дугласа.

идей, помогающую понять ряд «эзотерических» моментов в творчестве французского мыслителя10.

В конце 1920-х годов в России вышло еще несколько работ, посвященных Бергсону, в том числе статьи В.Ф. Асмуса. Затем интерес к французскому философу угас, и надолго (в 1930-е годы его поминали в отечественных изданиях чаще всего в негативном ключе, к примеру, как «идеолога фашизма» и пр.). Вновь исследователи обратились к нему уже в 1960-х годах; тогда была опубликована книга В.Ф. Асмуса «Проблема интуиции в философии и математике» (1963), где анализируется и концепция Бергсона, прежде всего теория восприятия и учение об интеллекте и интуиции. Вообще же в советский период вышла только одна монофафическая работа на эту тему - книга К.А. Свасьяна «Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона» (Ереван, 1978), где взгляды французского мыслителя анализировались в общекультурном контексте, в сопоставлении с литературно-художественными течениями его эпохи. Из остальной, совсем немногочисленной отечественной литературы советского периода отметим работы П.П. Гайденко, Т.А. Кузьминой и М.А. Рубене, удачно освещающие ряд аспектов бергсоновской философии11, а постсоветского - работы И.И. Гарина, А.Б. Гофмана и Ю.В. Подороги12. Однако целостного впечатления об учении Бергсо-

См., напр.: Аскольдов С. Время и его религиозный смысл // Вопросы философии и психологии, 1913. Кн. 117 (II). С. 138-173; Бабынин Б. Философия Бергсона // Вопросы философии и психологии, 1911. Кн. 108 (III), 2-я паг. С. 251-290; кн. 109 (IV), 2-я паг. С. 472-516; Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922; Лазарев А. Философия Бергсона // Мысль и слово. Т. I. М., 1917. С. 177. Из крупных работ этого периода назовем также следующие; Базаров В. О философии действия // Современник, 1913. № 6. С. 143-164; № 7. С. 133-164; № 10. С. 139-167; Юшкевич ПС. К современному возрождению метафизики (Анри Бергсон и его философия антиинтеллектуализма) // Юшкевич П.С. Мировоззрение и мировоззрения. СПб., 1912. С. 25-51; 164-194; его же. Бергсон и его философия интуиции // Русское богатство, 1914. № 2. С. 33-59; № 3. С. 47-67.

11 Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской филосо- .
фии // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 225-262 (о кон
цепции длительности у Бергсона - с. 233-239); Кузьмина Т.А. Проблема субъекта
в современной буржуазной философии. М., 1979; Рубене М.А. Кантовское учение
о времени и его интерпретация в философии жизни и феноменологии // «Критика
чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984. С. 268-275. В 1980-1990-е
гг. были также защищены несколько диссертационных работ, посвященных глав
ным образом поздней концепции Бергсона. Среди них можно отметить исследо
вание Н.А. Тельновой «Соотношение социального и индивидуального в этиче
ской концепции А. Бергсона» (автореферат дисс. ... канд. филос. наук. М., 1988).

12 См.: Гарин И.И. Воскрешение духа. М., 1992 (сюда вошла глава о Берг
соне); Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона //
Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 351-374; Подорога Ю.В.
Понятие длительности и философия А. Бергсона // Опыт и чувственное в культу-

на, об эволюции его взглядов все же не сложилось. Исследовались, как правило, отдельные стороны его концепции либо давался краткий ее обзор в контексте проблематики западной философии XX века13. Осталось множество белых пятен, не была проведена даже первоначальная работа - тщательный разбор текстов, которые нередко довольно «темны» и создают определенные сложности для понимания, что объясняется, помимо прочего, характерным для философа «синкретическим» стилем. «Бергсон внешне не расчленяет ни отдельных областей знания, ни отдельных проблем в пределах одной и той же области; он дает нам сложный клубок переплетенных и связанных идей», - писал об этой особенности его стиля русский исследователь Б.Н. Бабынин14. Трудности в понимании Бергсона связаны и с характерным для него «дихотомическим» методом, искусственно разделявшим - с целью выявления псевдопроблем и устранения «плохо проанализированных композитов» (выражение Ж. Делёза) - то, что в реальности соединено. Неудивительно поэтому, что часто о его философии складывается только поверхностное представление. Множество бергсоновских тем и идей рассеяны по страницам последующей философской литературы, но, поскольку нет ясности относительно их истоков, авторства и значения, сами они тоже часто остаются «за кадром», а вместе с ними теряется и весь связанный с ними глубинный контекст.

В целом образ Бергсона, сформировавшийся в отечественной философской литературе и часто воспроизводимый в монографиях и учебных пособиях, нуждается в существенной корректировке на основе углубленного изучения всего творчества французского мыслителя, а также с учетом наиболее продуктивных подходов, предложенных западными бергсоноведами и русскими философами начала XX столетия. В зарубежных исследованиях, где высказывались разные, зачастую противоположные, оценки Бергсона, в последние десятилетия возобладало убеждение, что определения его концепции как иррационализма или антиинтеллектуализма не соответствуют подлинному духу (а при внимательном и непредвзятом прочтении - и букве) его творчества. Не случайно сам философ всегда возражал

ре современности. М., 2004. С. 136-158. См. также: Барсукова Т.И. Проблема «память-время» в гносеологических воззрениях И. Канта и А. Бергсона. Ростов-н/Д, 1991 (работа депонирована в ИНИОН РАН); здесь сделана попытка рассмотреть по существу учение Бергсона о памяти.

13 Так, взгляды Бергсона кратко освещались в работах ТА. Сахаровой «От
философии существования к структурализму» (М., 1974), В.Н.Кузнецова «Фран
цузская буржуазная философия XX века» (М., 1970), А.В. Новикова «От позити
визма к интуитивизму» (М., 1976).

14 Бабынин Б. Философия Бергсона // Вопросы философии и психологии,
1911. Кн. 108(111), 2-я паг. С. 252.

против таких характеристик, появившихся во французской литературе еще в начале XX века и обсуждавшихся в дискуссиях, которые приобрели особенно активный характер после публикации «Творческой эволюции» (1907). Последовательный анализ корпуса его сочинений подтверждает его правоту.

Исходя из вышеизложенного формулируется основная цель данной работы: автор стремился дать отечественному читателю целостное представление о взглядах Бергсона в их эволюции, обращая особое внимание на те моменты его учения, которые чаще всего служили поводом для дискуссий и могут быть адекватнее оценены в контексте новейших исследований и публикаций, в том числе изданных недавно архивных материалов. В свою очередь, это позволит точнее определить значение концепции Бергсона в развитии западной философской мысли XX века, а тем самым сделает и саму картину этой мысли более полной.

Целью работы обусловлены исследовательские задачи автора:

выявление теоретических истоков философии Бергсона, недостаточно освещавшихся до сих пор в отечественной литературе;

выделение основных этапов его творчества, их характеристика и выяснение причин эволюции его взглядов;

подробный разбор сочинений мыслителя, анализ центральных понятий его учения и изменения их содержательных нюансов в ходе этой эволюции;

выявление аспектов его концепции, приобретших особую актуальность в свете дальнейшего развития философии XX века.

Методология исследования определяется целью и задачами работы. При описании эволюции взглядов Бергсона автор стремился раскрыть как философский контекст, в котором формировалась концепция мыслителя, так и имманентную логику развития его идей, выяснить внешние и внутренние причины изменения теоретических установок, влиявшего на содержательные трансформации ряда основных понятий, в том числе центрального понятия длительности. При этом автор исходил из того, что именно понятие длительности явилось той главной «интуицией» Бергсона, реконструкция которой и выявление связанного с ней спектра идей, раскрывшегося в разных областях его творчества, позволяет понять смысл всего его учения. При исследовании бергсоновской концепции времени автор использовал методологические принципы историко-философского анализа проблемы времени, содержащиеся в работах П.П. Гайденко, В.И. Молчанова, Н.Н. Трубникова и др.

Источники. В своем изложении автор опирался на работы Бергсона, вошедшие в собрание его сочинений («Oeuvres», Р., 1959;

рус. изд.: Собр. соч. в 5-ти томах. СПб., 1913-1914; Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1992; «Два источника морали и религии». М., 1994) и в трехтомник «Ecrits et paroles» (P., 1957-1959), а также на опубликованный недавно курс его лекций по проблемам психологии и метафизики, по истории греческой и новоевропейской философии (Cours. V. I-IV. Р., 1990-2000), позволяющий выявить множество новых аспектов бергсоновского творчества, лучше понять его истоки и направленность. Вторую группу источников составили работы непосредственных предшественников Бергсона, представителей французского спиритуализма XIX века Мен де Бирана, Ф. Равессона, Ж. Лашелье и Э. Бутру, - той традиции, в лоне которой он формировался как философ. Автором была также проанализирована обширная исследовательская литература на русском, французском, английском, польском и немецком языках. Среди второисточников особую группу составляют свидетельства людей, лично общавшихся с Бергсоном и имевших возможность уточнить у него неясные им аспекты его учения. Наиболее важны в этом смысле книги И. Бенруби, Ж. Гиттона, Ж. Шевалье15. Помимо этого, ценный и тщательно документированный материал содержится в работах Р.-М. Моссе-Бастид «Бергсон-педагог» и Ф. Сулеза «Бергсон-политик»16.

Научная новизна работы. Автор впервые в отечественной литературе предпринял попытку дать развернутый обзор творчества Бергсона, подробно проследив эволюцию его мысли - от философской психологии, развитой в ранних работах, до этико-религиозной концепции, изложенной в «Двух источниках морали и религии». При этом

предметом особого внимания автора стали истоки философии Бергсона, и прежде всего взгляды указанных выше представителей французского спиритуализма;

выделены и охарактеризованы два этапа философской деятельности Бергсона: первый, завершившийся публикацией «Творческой эволюции» (1889-1907), когда были сформулированы главные положения его учения о человеке и мире, и второй (1908-1932), когда ведущим направлением его поисков стало исследование этико-религиозных проблем; центральная работа этого периода - «Два источника морали и религии»;

детально проанализированы сочинения французского мыслителя и показана как их преемственная теоретическая связь, так и

15 См.: Benrubil. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel-Paris, 1942; Guit-
ton J. La vocation de Bergson. P,, 1960; Chevalier J. Bergson. P., 1948; idem. Entre-
tiens avec Bergson. P., 1959.

16 Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. P., 1955.

имеющиеся в них изменения в трактовке ряда проблем и понятий, в том числе ключевых понятий длительности и интуиции;

впервые обстоятельно исследованы книги Бергсона «Материя и память» и «Длительность и одновременность», а также ряд работ позднего периода, в том числе вошедших в сборники «Духовная энергия» (1919) и «Мысль и движущееся» (1934);

подробно рассмотрены бергсоновская философия сознания, онтологическая и гносеологическая концепция, теория эволюции, социально-этическое и религиозное учение, философия истории, социокультурная утопия; освещены главные принципы методологии Бергсона; показано, что трактовка сознания, разработанная им в ранний период исходя из понятия длительности, задала направление его дальнейшего творчества, став основой его общего теоретико-методологического подхода к анализу философских проблем;

введены в научный оборот темы бергсоновской концепции, в советский период практически не исследовавшиеся или не получившие адекватного освещения в отечественной литературе: теории памяти, материи; проблемы возможного и действительного, объяснения в истории; отклик Бергсона на теорию относительности А.Эйнштейна и др.;

обрисован путь Бергсона к выработке - на основе созданной им концепции сознания и интуитивистской гносеологии, обусловивших критику позитивизма и сциентизма как «естественной метафизики человеческого ума», - более широкого понятия рациональности и показаны как позитивные, так и дискуссионные, а порой внутренне противоречивые аспекты предложенных им решений;

охарактеризовано философское значение концепции Бергсона и освещены основные направления влияния его идей;

рассмотрены некоторые аспекты рецепции учения Бергсона в России в конце XIX — первые два десятилетия XX века.

В работе, написанной в жанре философской биографии, используется обширный фактографический материал, в том числе новые сведения о дипломатических миссиях Бергсона во время Первой мировой войны.

Научно-практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащийся в нем материал существенно обогащает представление о творчестве одного из ведущих мыслителей XX века, помогает преодолеть ряд сложившихся в отечественной историко-философской науке стереотипов в подходе к его концепции, лучше понять реальное значение его взглядов для философии и культуры прошлого столетия, а следовательно, адекватнее оценить теоретические процессы, связанные с его идеями и повлиявшие на последующее развитие философии. Выводы, сделанные автором на осно-

ве исследования всего творчества Бергсона, могут быть использованы в дальнейшей теоретической работе по изучению западной философии XX века, в преподавании соответствующих курсов в вузах и колледжах, при написании учебных пособий и программ. Материалы, обобщенные автором, представляют интерес и в плане философского анализа проблем времени, сознания, эволюции, а также в контексте теоретического исследования истоков современной науки.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы нашли отражение в публикациях автора, в том числе статьях, изданных в журналах «Вопросы философии», «Мир психологии» и др., предисловиях и комментариях к переизданиям сочинений Бергсона в 1990-е годы, в. ряде материалов, опубликованных в словарях и энциклопедиях по философии и культурологии.

Монография была обсуждена на заседании сектора современной западной философии Института философии РАН и рекомендована к защите.

Структура исследования и его объем. Работа включает в себя предисловие, десять глав, заключение, приложение, библиографию и указатель имен. Объем монографии - 672 с. (36 а.л.)