Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Южанинова Екатерина Рафаэлевна

Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова
<
Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Южанинова Екатерина Рафаэлевна. Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Южанинова Екатерина Рафаэлевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. - Екатеринбург, 2008. - 162 с. РГБ ОД, 61:08-9/164

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Философия в структуре мировоззрения М. А. Булгакова 15

1.1. Философия и литература как формы смыслообразования 15

1.2. Философская специфика мировоззрения М. А. Булгакова 28

Глава вторая. Философские основания мировоззрения М.А. Булгакова 43

2.1. Ценностный ряд в мировоззрении М. А. Булгакова: сопряженность рационального и иррационального 43

2. 2. Добро и зло как ценностные представления в творчестве М. А. Булгакова 58

2. 3. Понятия веры и судьбы в человековедении М. А. Булгакова 75

2.4. Философия истории в мировоззрении М. А. Булгакова 87

Глава третья. Влияние философских традиций на ценностные и рационально-теоретические компоненты мировоззрения М. А. Булгакова 109

3.1. Кант и Булгаков 109

3.2. М. А. Булгаков и русская философия 119

Заключение 151

Библиография 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940) в последнее время все чаще и чаще переводят из разряда «выдающихся» писателей в разряд «великих». И дело здесь, видимо, не в том, что рано или поздно все становится на свои места. Думается, что Булгаков начинает быть особенно .востребованным именно в наше страшное время, когда в России вновь «распалась связь времен», а разнообразные «инфернальные» силы, о которых так любил писать Мастер, вот уже второй десяток лет планомерно уничтожают нашу Родину. Поэтому актуальность данного исследования может быть обоснована следующими аргументами.

Во-первых, ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова не становились ранее предметом специального научного исследования именно как философские основания мировоззрения этого талантливого и самобытного творца. Сама фигура этого русского писателя обычно не упоминается в ряду отечественных философов, хотя он по силе своего влияния на современное любомудрие заслуживает самого пристального изучения. Ведь оригинальный, далекий от академических канонов склад ума, поглощенность конечными вопросами бытия роднят М. А. Булгакова с Д. Мережковским, Л. Шестовым, Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Ивановым и другими русскими философами. В 1991 году, в самый разгар «булгаковского ренессанса», В. Гудкова восторженно писала: «К нам пришел гениальный романист мирового масштаба, романтик и философ, моралист и социальный провидец»1. И, тем не менее, о Булгакове как о мыслителе и философе пишут и вспоминают на удивление редко. Иное дело — литературоведение. В этой области отечественной и зарубежной науки творчество Булгакова отнюдь не является terra incognita. И все же духовный капитал, оставленный нам Михаилом Булгаковым в его произведениях, еще не получил в

1 Гудкова В. Истоки //Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 3. отечественной философии надлежащей оценки. Хотя значение М. А. Булгакова как классика родного слова никем не оспаривается, в понимании философского смысла его творчества существуют большие неясности.

Философы и историки философии в последнее время упоминали о Булгакове в учебных пособиях и некоторых статьях. Вот что пишут К. Н. Любу-тин и Ю. К. Саранчин, когда говорят о тесной связи философии и литературы в современной России: «Философия обретает и имеет в разные времена различное обличив, ее социальное бытие плюралистично. Искусство, литература, так или иначе, несут в себе философские идеи. Русская национальная философия и до 1917 года и после давала неповторимые образцы на этот счет. Разве не уникальны как философы Гоголь, Булгаков, Зощенко? Любое переломное время обостряет экзистенциальные проблемы, в том числе и потому, что в такое время злое социальное начало в человеке проявляется очень агрессивно»". Но такого рода упоминания остаются скорее исключениями, нежели становятся правилом.

Исследование философских оснований мировоззрения.М. А. Булгакова, во-вторых, может представлять интерес в теоретическом плане. Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов. Именно такими и представляются философские воззрения М. А. Булгакова. Каждая жизнь есть точка зрения на Вселенную. Думается, что «точка зрения» Михаила Булгакова будет небезынтересной и небесполезной в наших сумбурных поисках должного пути на трудных перекрестках отечественной истории.

Художественный мир М. А. Булгакова многие исследователи называли «странным», ибо мир этот существует на грани реального и ирреального, трагического и комического, высокого и низкого. Булгакову была свойственна необычайная художественная прозорливость, которая позволила ему проникнуть в глубинную и непреходящую суть человеческих страстей и конфликтов. Именно эта прозорливость, свойственная гению, выводит М. А.

2 Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западноевропейской философии. М., 2002. С. 9. Булгакова и его творения за рамки его эпохи, сообщая им общечеловеческий, подлинно философский смысл. В своих произведениях писатель выступает как философ-антрополог, изучающий созданных им героев в «пограничных ситуациях», на пределе их экзистенции. Недаром сам писатель говорил: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом че-ловеке» . Это стремление к «восстановлению погибшего человека», продолжающее лучшие традиции Ф. М. Достоевского, является подлинно философским.

Важнейшими источниками, питающими философскую мысль, всегда были литература и искусство. При этом философия и художественная литература особенно близки и сходны между собой как формы осмысления человеческой жизни в слове и через слово. И философ, и писатель работают над словом. Н. И. Конрад писал: «Есть различные формы мышления. Одна действует в той области, которую мы называем наукой; другая - в той, которую мы называем философией; третья - в той, которую мы называем искусством. Материал, с которым работает наша мысль, вызывает существование многих специфических отраслей как науки, так философии и искусства, но все они для общественного сознания человека представляют своеобразное целое. Это целое, отлившееся в понятия, символы, воплощено в языке, в непосредственной действительности мысли, а через язык, возведенный в план искусства, - в литературе. Именно это и делает литературу достоянием общественного сознания»4.

В-третьих, исследование философских воззрений М. А. Булгакова актуально в социальном плане. Некогда А. Ф. Лосев в своей ранней, работе «Русская философия» назвал характерную черту русского философствования - «апокалиптическую напряженность». Эта напряженность присутствует и на

3 Булгаков МЛ. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. Жизнеописание в документах. М., 2002. С. 281.

4 Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. С. 429-430. страницах творений Михаила Булгакова - глубоких по содержанию и блистательных по форме. Особый интерес к творчеству писателя обусловлен тем, что он осмыслил трагизм человеческого бытия, тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. Его творчество, пронизанное тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений, созвучно сегодняшней ситуации в нашей стране.

Эпоха, переживаемая ныне Россией, побуждает отечественных интеллектуалов и, прежде всего, философов искать ответы на «вечные вопросы» в первую очередь в великой русской литературе. Как справедливо отмечал А. Ф. Лосев, «художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических произведениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но и философскими и гениальными»5. Слияние философии и художественной литературы является одним из показателей самобытности отечественной культуры, ее оригинальности и неповторимости, свидетельствует об огромном потенциале духовного развития русского человека.

Степень разработанности проблемы.

Исследование, посвященное философским основаниям мировоззрения М. А. Булгакова, будет правомерно, ибо о нем как о философе и мыслителе почти нет исследований не только в России, но и в мире. Его больше знают и изучают как великого писателя. Но писатель, если он не только сочинитель строк, но и мыслитель, обязательно являет собой новый шаг в истории цивилизации; информация, заложенная в его творчестве, сообщает миру новое качество. Ведь слово легче запомнить, чем формулу. Разумеется, свои фило 5 Лосев А. Ф. Русская философия И Лосев Л. Ф. Страсть к диалектике. М., J 990. С. 74. софские взгляды М, А. Булгаков никогда не стремился выразить системно. В творчестве М. А. Булгакова философские проблемы ставятся и звучат в краткой, порой афористической форме; они перебрасываются на сюжетные коллизии, разыгрываются в сценах и эпизодах его произведений. Почти невозможно найти у него привычную для философии терминологию. Но Лев Шестов недаром писал: «Собственно же философия должна начинаться там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во вселенной»6. Но именно эти философские проблемы и лежат в основании всего творчества М. А. Булгакова!

При написании диссертационного исследования автор опирался на определенный методологический базис историко-философских исследований, содержащийся в трудах В. Ф. Асмуса, А. Б. Баллаева, М. М. Бахтина, И. Ф. Бэлзы, Г. Н. Волкова, А. В. Гайды, П. П. Гайденко, П. А. Горохова, М. Н. Громова, А. В. Гулыги, Б. В. Емельянова, Ю. Г. Ершова, В. Н. Железняка, В. А. Жучкова, В. Т. Звиревича, А. Ф. Зотова, О. Б. Ионайтис, В. А. Кайдалова, Л. Н. Когана, А. В. Лукьянова, К. Н. Любутина, Л. А. Микешиной, Ю. И. Ми-рошникова, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, А. В. Перцева,,Д. В. Пи-воварова, В. М. Русакова, Ю. К. Саранчина, К. А. Свасьяна, С. Л. Слободню-ка, В. В. Соколова, Э. Ю. Соловьева, В. Г. Федотовой, Д. М. Федяева, А. Н. Чанышева, Е. С. Черепановой, В. Д. Шмелева.

Философские взгляды М. А. Булгакова рассматривались, в той или иной мере, в работах П. Абрагама, А. Н. Баркова, И. Белобровцевой, А. Ву-лиса, Б. Гаспарова, П. А. Горохова, А. Зеркалова, Л. Г. Ионина, Л. Ф. Киселевой, Л. Н. Когана, А. Кораблева, О. Костанди, С. Кульюс, В. И. Немцева, М. Микулашека, Л. А. Левиной, В. В. Петелина, В. И. Сахарова, Б. В. Соколова, Г. Стальной, Н. И. Утехина, В. В. Химич. Рассмотрению фигуры Булгакова-мыслителя были посвящены диссертационные работы Ю. В. Кузнецовой , В.Шестов Л, И. Избранные сочинения. М., 1993. С. 88.

1 Кузнецова Ю. В. М. А. Булгаков в пространстве мифологизированной советской культуры (Опыт культурологического анализа): Дис.... канд. филос. наук. - Саранск, 2004. - 140 с. Б. Петрова 8, Е. Г. Сидоровой 9, Е. В. Уховой ,0. Но целостного историко-философского исследования философских взглядов М. А. Булгакова в отечественной литературе не было. 

В качестве объекта диссертационного исследования у нас выступает творческое наследие Михаила Афанасьевича Булгакова, великого русского писателя и талантливого мыслителя.

Предмет исследования - ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова, рассматриваемые как его философские основания сквозь призму творческой деятельности писателя.

Цели и задачи исследования.

Цель нашего исследования мы видим в том, чтобы на основе анализа литературного наследия М. А. Булгакова концептуально реконструировать ценностные и рационально-теоретические компоненты мировоззрения писателя и последовательность его философских построений. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обозначить основные философские проблемы, разрабатывавшиеся Булгаковым на протяжении его творческого пути, и дать анализ предложенного им способа решения этих проблем.

2. Оценить степень влияния философских традиций на формирование ценностных и рационально-теоретических компонентов мировоззрения М. А. Булгакова.

3. Раскрыть эвристический потенциал философских взглядов Булгакова, вплетенных в ткань писательского творчества, и оценить возможности представления этих взглядов как цельной системы.

Петров В. Б. Художественная аксиология Михаила Булгакова: Дис. ... д-ра филологических наук. - Москва, 2003.-406 с.

9 Сидорова Е. Г. Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М. А. Булгакова: Дисканд. культурологических наук. - Санкт-Петербург, 2004.- 185 с.

10 Ухова Е. В. Философско-этические идеи в творчестве М.А. Булгакова: Дис... канд. филос. наук. - Москва,

1999.- 152 с. Решение указанных задач позволяет, на наш взгляд, получить достаточно полное представление о М. А. Булгакове как мыслителе и о ценностных и рационально-теоретических компонентах его мировоззрения. Рассматривая данным образом заявленную здесь тему исследования, мы сможем избежать односторонностей простого систематизирования и статичности в восприятии его облика.

Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Есть только один способ спасти классика: самым решительным образом используя его для нашего собственного спасения, иными словами, не обращая внимания на то, что он - классик, привлечь его к нам, осовременить, напоить кровью наших вен, насыщенной нашими страстями и проблемами»". Но и чрезмерным «осовремениванием» мыслителя тоже не следует, на наш взгляд, увлекаться.

Источники исследования.

В судьбе всякого самобытного таланта имеется некая тайна, разгадывать которую приходится не столько его современникам, сколько ученым биографам, которые по опубликованным книгам, клочкам рукописей, письмам и мемуарам начинают спорить об итогах незаурядной судьбы художника и мыслителя. Гегель недаром с некоторой долей иронии говорил, что великий человек осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.

Взгляды М. А. Булгакова на жизнь и собственное мировоззрение выражены во всем его творчестве: в художественных произведениях, в пьесах, письмах, дневниках и задокументированных разговорах. Большую роль играют изданные воспоминания его родственников, друзей и знакомых. Большинство документов, относящихся к творчеству М. А. Булгакова, сосредоточено в материалах фонда 562 отдела рукописей Российской Государственной библиотеки.

В качестве источников при написании настоящего диссертационного исследования были использованы следующие основные издания сочинений М. А. Булгакова: " Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001. С. 454 - 455. 1. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1989 - 1990.

2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в восьми томах. СПб.: Азбука-классика, 2002.

Методологическая база диссертационного исследования основана на идее перерастания системного видения мировоззрения М. А. Булгакова в целостное. При этом мы отталкивались от принципа системности, применение которого обусловлено необходимостью нахождения логических связей между составными частями такого сложного и многогранного структурного образования, как мировоззрение М. А. Булгакова, а также установления, таким образом, внутренней целостности и качественной определенности мировоззрения. Данный принцип был использован также для приведения в систему отдельных результатов самого диссертационного исследования.

Диссертант применил не только исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики, понимаемой как метод исследования .отношения человека к миру, как общая теория их взаимоотношения, но и основные методологические начала истории философии как науки и важнейшие среди них:

- методы историко-философского анализа, ориентированные как на объективную полноту исследования, так и на его критический характер;

- компаративистика, т. е. сравнительный анализ основных мотивов и положений философского мировоззрения М. А. Булгакова и мыслителей прошлого и настоящего.

В диссертации использованы элементы психологического подхода, поскольку духовный мир личности выступает у Булгакова центральным моментом исследования на протяжении всего его творчества. Здесь уместно вспомнить точку зрения В. В. Зеньковского, писавшего, что «задача историка не в том, ведь, заключается, чтобы реконструировать взгляды данного автора и придать им известную систематичность, а в том, чтобы уяснить те темы, которые преимущественно определяли творчество данного автора, и те интуиции или исходные построения, которые направляли это творчество»12.

Отношение к истории философии лишь как к памятнику давно ушедших эпох может вытеснить саму рефлексивную, творческую работу разума, заменив все простым комментированием. Застывшая история философии -это, как говорил Гегель, бесплодное «скитание среди могил». Как прекрасно писал великий немец: «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания»13. Для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и, тем самым, нахождение самой себя, а поскольку философия есть движение духа к самопознанию, его саморазвитие к абсолютному знанию, постольку философия и история философии оказывались тождественны.

Смысл подлинного философствования - нахождение новых смыслов, созвучных нашему времени. Философское понимание текста есть такая его интерпретация, которая делает его нужным сегодня. И именно тот самый факт, что в результате такой интерпретации исследователю порой приходится отступать от канонизированного философского текста, сообщая ему продолжение в мыслительной деятельности современников, отражает одну из задач философии. Этот путь - один из источников приращения теоретического философского знания. Часто случается, что мысль писателя или философа, которая была второстепенна в контексте ушедшей эпохи, может оказаться чрезвычайно современной в наши дни. Историю философии изучают не столько ради того, что было, сколько для прояснения наших сегодняшних мыслей о бытии и человеке. Так и М. А. Булгаков современен для нас не только в силу внутренней ценности размышлений, содержащихся в его твор 12 Зеньковский В В История русской философии В 2-х т. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991. С. 232.

13 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб , 2001. С 69. ческом наследии, а в силу потенциальной возможности новой теоретической интерпретации его произведений сегодня.

Прекрасно сказал об этом замечательный философ и историк философии И. А. Ильин: «Существует возможность и соответствующая способность правильно осознать акт чужого созерцания и размышления и встать на творческую позицию философа в такой мере, что начинаешь жить в ней и философствовать соответствующим образом: ощущаешь все, как он ощущал, «видишь» то, что видел он, не произнося «аминь» над духовной очевидностью. Любой великий философ дает основания для такого подхода; изучать и излагать историю философии может только тот, кто систематически воспитывает в себе подобную способность и систематически ее применяет»14.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании ценностных и рационально-теоретических компонентов в мировоззрении М. А. Булгакова,, и может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. М. А. Булгаков, при всей его самобытности как писателя и мыслителя, во многом вышел из русской культуры конца XIX - начала XX века - той эпохи, которую часто характеризуют как «серебряный век» или «русский ренессанс». Идеи русской софиологии, тесно связанные с отечественным экзистенциализмом, были близки по базовым философским интуициям мировоззрению М. А. Булгакова.

2. Как философ М. А. Булгаков относится к экзистенциальным мыслителям, хотя сам экзистенциализм - достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого числа концепций. Все же в творчестве Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, которые чаще всего относят именно к экзистенциалистским: Бог и проблема свободы человека наряду с загадками «обезбоженности» и Мирового Зла; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием; понимание сознания и конституирование значений опыта.

14 lljin I. Die Philosophie Hegels a!s contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S. 7.

3. Главным объектом философского и художественного мышления М. А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (по терминологии М. М. Бахтина15), образуя с ней единое «смысловое» целое. Центральными понятиями ценностно-ориентированной философской антропологии М. А. Булгакова выступают судьба и вера. Аксиологически философское мировоззрение М. А. Булгакова может быть представлено в виде перевернутого конуса, основанием которого служит точка — человеческая индивидуальность.

4. Для.социально-политических позиций писателя на протяжении жизни были характерны большая пестрота и неоднородность (от левого радикализма до устойчивого консерватизма). Философия истории Булгакова, как и его мировоззрение в целом, была пессимистичной. Считая, что революция сломала естественный ход исторической эволюции России, да и мира в целом, Булгаков ждал от будущего мало светлого. 

5. В-произведениях М. А. Булгакова присутствует смысл или эйдос экзистенции. Его произведения можно представить как двусмысленное-литературно-философское письмо. Один смысл воплощен в линейном письме как некотором физическом ряде событий мира, имеющем своим адресатом людей, находящихся в соответствующем узком времени-пространстве. Другой смысл заключен в экзистенциальном письме, помещающем читателя в предел бытия,.в метафизику пространства и времени, в особую культуру восприятия мысли. Второе письмо, требующее для своего понимания особого чтения, в произведениях М. А. Булгакова является основным.

6. Важнейшей философской составляющей художественного метода писателя явилась сопряженность рационального и иррационального. Булгаков использовал экзистенции для. создания- в сюжетах своих произведений ситуаций абсурда. Он представляет абсурд как бесконечную, не ограниченную никаким количеством имен, живую жизненную реальность, которая мо 15 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 89-115. жет быть персонифицирована в любых формах. Его абсурд - это всегда избыточная, исполненная самой себя реальность мира. Абсурд - это и одно из литературных средств воздействия на читателя с целью изменить его. Булгаков показывает Безумие в экзистенциальном смысле - как общее состояние мира в период крушения ценностных и нравственных основ.

7. Миросозидающим началом, гармонизирующим человеческие отношения и усмиряющим хаос, видится Булгакову мировая культура, хранящая духовную культуру человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания.

Теоретическое и практическое значение работы представляется не только историко-философским, но и историко-культурным. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по проблемам истории российской философской мысли, а также при чтении общих лекционных курсов по истории русской философии, культуры и литературы и специальных курсов для студентов философских специальностей.

Апробация работы.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Регионального отделения Российского философского общества в течение 2003 - 2007 гг., на Международной конференции «Иммануил Кант и философская мысль России: история и современность» (2004), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005). Материалы диссертации были использованы при подготовке лекционного курса «История русского экзистенциализма», читаемого студентам Оренбургского государственного университета, обучающимся по специальности «Философия».  

Философия и литература как формы смыслообразования

Жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940) описана в самых разнообразных литературоведческих исследованиях. В рамках настоящей историко-философской работы целесообразно отметить лишь некоторые моменты.

М. А. Булгаков так и не дожил до пятидесятилетнего возраста, но жизнь его была насыщена событиями и встречами, ненавистью и любовью, триумфами и катастрофами. В дневнике он писал: «Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их. День, как во время севастопольской обороны, за месяц, месяц - за год»16. И в таком напряжении духовных и телесных сил, вечной борьбе прожита вся эта удивительная жизнь необыкновенного и очень типично-русского в глубине основ своих писателя.

М. А. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии, мать его была учительницей, а дед со стороны отца - священником. После окончания гимназии, где он получил основательное общее образование, Булгаков в 1909 -1916 гг. учился на медицинском факультете Киевского университета, окончив который, работал врачом Вяземской городской земской больницы. Там его застало известие об Октябрьской революции. В 1918 году Булгаков уехал в Киев, а в 1919 году был мобилизован белыми как врач и находился в Добровольческой армии во Владикавказе. В это время он заболевает тяжёлой формой тифа, и его первая жена - Татьяна Лаппа, видя, что муж на грани жизни, не рискует вывезти его за границу. После прихода красных, факт нахождения Булгакова в белой армии всячески скрывался, и он сотруд ничал в газете в качестве корреспондента. В 1920 году Булгаков оставил медицину и всецело посвятил себя литературе.

В 1921 году он приехал в Москву, много раз менял место службы, находя «скудное, неверное, зыбкое» пропитание. Сотрудничал в газетах и постепенно вошел в среду московских писателей. Его ранняя проза - «Дьяво-лиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и другие - свидетельствует о блистательной фантазии и большом таланте, который не боится экспериментировать со словом и сюжетом. Но печатать удавалось далеко не все. Написанный Булгаковым роман «Белая гвардия», переделанный им для сцены под названием «Дни Турбиных» и поставленный МХАТом в 1926 году, имел большой зрительский успех. Пьеса чрезвычайно понравилась Сталину, который уже в то время задумывался о необходимости возвращения к патриотизму. Однако одобрение Сталина не помешало появлению таких рецензий: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы» . Даже в Большой Советской энциклопедии (1927) о пьесах драматурга говорилось, что Булгаков использует теневые стороны советской действительности в целях ее дискредитирования и осмеяния.

Воистину, великие люди - это далеко не великий народ. Чаще всего великие люди - жертвы парода. Тоталитаризму великие люди не нужны, ибо попросту мешают. Тоталитаризм не может допустить посягательств на величие вождей. Любое инакомыслие приравнивается к духовному развращению и интеллектуальной заразе. Ему нужна лишь абсолютная покорность, столь мало совместимая с подлинным величием.

Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству: «Зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя... я прошу ... об изгнании меня за пределы СССР»18. Телефонный звонок И. В. Сталина означал, что Булгакову позволили жить и работать в качестве режиссера и актера Художественного театра. Но он был лишен возможности видеть большинство своих пьес поставленными, а книги изданными. Булгаков ушел из жизни, казалось, обреченный на забвение. Но прошли десятилетия, и все созданное им постепенно нашло путь к читателю, подтвердив, наперекор всякой житейской логике, ставший знаменитым романтический афоризм «Рукописи не горят».

Печально, но все лучшее, что было создано Булгаковым, увидело свет лишь после смерти Мастера. При жизни в советской литературной иерархии Булгаков ничего не значил, и лишь немногие неглупые и достойные люди осознавали, кто перед ними, и дорожили обществом писателя. Воистину, прав был Сенека, когда сказал, что крупные достоинства пробуждают обычно глухую злобу в ничтожных людях. Такие произведения Булгакова, как «Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», были изданы благодаря титаническим усилиям Елены Булгаковой лишь в 50-х - начале 60-х годов. «Мастер и Маргарита» - «закатный роман», который писатель дорабатывал, будучи уже тяжело больным, был напечатан в журнале в 1966, а полностью лишь в 1973 году. Повесть «Собачье сердце» увидела свет лишь в 1988 году. Только тогда Булгаков был по-настоящему «открыт» читателями на его родине.

Человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований, является главным объектом философского и художественного мышления. Особенно наглядно это ощущается в литературе и искусстве. Все содержание, логика, стилистика - вся художественная ткань, форма произведения объединяется, охватывается «идеей человека» (по терминологии М. М. Бахтина19), образуя с ней единое «смысловое» целое.

Философская специфика мировоззрения М. А. Булгакова

Последовательно решая вечные проблемы, любой философ формирует то, что носит название «мировоззрение». Это русское слово аналогично по логике своего образования немецкому «Weltanschauung». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека, на отношение человека к миру. Сам термин «мировоззрение» появляется впервые в начале XVIII века в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф. Шлейермахера «Речи о религии». В «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегель рассматривал «моральное мировоззрение»30, а в «Лекциях по эстетике» - «религиозное миросозерца-ниє» . В третьей книге «Лекций по эстетике» Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника32. Следовательно, Гегель пытался разграничить типы мировоззрений.

Типология мировоззрений может быть построена на самых разных основаниях. Часто говорят о религиозном, естественнонаучном, социально-политическом, философском мировоззрениях. Многие исследователи говорят об обыденно-житейском мировоззрении, о мировоззрении мифологическом и эстетическом. По мнению А. В. Иванова и В. В. Миронова, «традиционно выделяют пять основных типов мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-исторический характер и просто фиксирует наиболее распространенные формы мировоззрения, отражая характер их становления. Они могут сочетаться в самых разных вариантах в сознании конкретного человека» .

Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о мире, о месте в нем человека, о смысле человеческого бытия и т.д. Мировоззрение формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. На этой основе складывается определенное воззрение на мир. Мировоззрение, таким образом, это - общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму человеческих целей и интересов.

Особенностью мировоззрения является то, что оно возникает из практического отношения к миру и является способом духовно-практического освоения мира, в котором определяющим принципом является ценностный подход к его изучению. В мировоззрении мир удваивается на мир сущего и мир должного, преобразованного соответственно интересам и потребностям человека. Это удвоение есть в любом типе мировоззрения: и в мифологии, и в религии, и в философии. Как в любом интегральном образовании, в мировоззрении принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят: 1) общенаучные знания, 2) специальные знания, 3) повседневные или жизненно-практические знания. Науки о природе и обществе дают общие представления о различных сторонах объективного целостного мира. Искусство, мораль, право отражают в своеобразном преломлении всеобщие законы и сущность природной и социальной действительности. Жизненно-практические взгляды о мире и человеке формируются мифологией и религией.

И, тем не менее, мировоззрение - не механическая сумма обособленных элементов знания. Только теоретически можно выделить из мировоззрения различные элементы, а в реальном процессе они органически соединены и составляют целостное отраженное содержание бытия. Взаимоотношение мировоззрения и различных форм сознания - это взаимоотношение целого и части, общего и единичного. В каждой отдельной форме специфически проявляется общее. И если мировоззрение не существует вне конкретных форм сознания, то и они, в свою очередь, органически связаны с мировоззрением как общим объединяющим началом.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным, статичным, неизменным. На разных этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание. В зависимости от того, какие формы сознания, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, в зависимости от способа вхождения тех или иных знаний в структуру мировоззрения и способа их обоснования, а также, в зависимости от субъекта мировоззрения, необходимо видеть разные уровни, формы и типы мировоззрения. То или иное мировоззрение различается, прежде всего, тем, что в нем по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.

Ценностный ряд в мировоззрении М. А. Булгакова: сопряженность рационального и иррационального

Черты художественного метода Михаила Булгакова во многом определялись его своеобразной концепцией личности. Мир фантасмагорий и гротеска питался представлением писателя об изменившемся кардинальным образом положении человека в новой реальности, когда он оказывался не активно действующим субъектом, а объектом приложения враждебных ему сил, от бюрократических установлений и общегосударственных мифов до превращения в «человека толпы» с ее комплексами и агрессивным единением. Булгаков как художник и мыслитель исследовал не подчинение человека жесткой и ломающей его среде, которая «заедает», как это было в русской реалистической литературе XIX века. Он не исследовал и процессы освобождения человека от власти этой враждебной среды. Внимание Булгакова было приковано к состоянию разрушенной «среды обитания» и судьбам людей, вынужденных жить в переломную эпоху.

Разрушенная среда обитания, пошатнувшийся универсум русских людей, страх перед грядущим - все это нашло свое отражение в творчестве писателя и подверглось художественному и философскому анализу. В своем творчестве Булгаков выстроил своеобразный ценностный ряд, каждый элемент которого равноправен и важен для понимания особенностей его философского мировоззрения.

Вера писателя в гуманистические основы жизни часто воплощалась в теме дома - ведущем ценностном ориентире в его творчестве. Это видно в романе «Белая гвардия» и сделанной по его мотивам пьесе «Дни Турбиных». Новая реальность, по мнению Булгакова, разрушила Дом как пристанище, лишив убежища человека, оказавшегося в ситуации экзистенциальной заброшенности. Булгаков видел и переживал ситуацию всеобщей вселенской бездомности. Недаром человек предстает в его произведениях в новой роли не только вечного странника Агасфера, но и просто человека, потерявшего свое место в жизни. Герои Булгакова часто обитают в чужих домах, в подвалах, коммуналках, - ведь он сам прошел через все это, вынужденный «снимать углы». Как и герой «Театрального романа», Булгаков в годы революции болезненно ощущал свое жилье как «проклятое» и «омерзительное». Он прекрасно показал и заставил читателя почувствовать и убожество комнаты с пыльной тусклой лампочкой, и вечные кухонные запахи. Зримо мы видим дешевенькую чернильницу, нагроможденные на полу старые газеты и подобранную в подворотне несчастную голодную кошку.

Наряду с Домом экзистенциальным убежищем для Булгакова и его героев выступает Книга как уникальная ценностная составляющая булгаков-ского художественного мира. «Лучшие на свете шкапы с книгами» описывает Булгаков в различных своих произведениях. В «Белой гвардии» будут упомянуты «Капитанская дочка», «Господин из Сан-Франциско», «Бесы», «Война и мир», «тяжелая книга в желтом кожаном переплете» - Вечная книга, выступающая порой в качестве полноправного действующего лица. И в «Жизни господина де Мольера» перед читателем предстанет солидный реестр сокровищ мировой литературы.

У Булгакова книги не только стоят в старинных шкафах, но порой и валяются на полу и привозятся в чемоданах, о них азартно дискутируют и ими любуются «с приятной и тихой радостью», с наслаждением «путешествуя вокруг облепленных полками стен, жадными глазами глядя на переплеты». И в качестве непременного условия для восстановления нормальной, человеческой жизни в России Булгаков полагал именно книги. Описывая черты прежнего, канувшего в Лету жизненного уклада, Булгаков подмечает «два тесно сдвинутых шкафа, полных книг», ибо «так и называлась комната в семье профессора - книжная».

Мир часто предстает в видении Булгакова как «библиотека», как полная книг естественная среда обитания человека культурного, ибо лишь таковой может быть в полном смысле назван Человеком. Шариков, старательно читающий, но не могущий понять произведения классиков марксизма, предстает жуткой пародией на такого Человека. И крушением мира выглядят у Булгакова эпизоды сжигания книг: «Всю ночь бушевало пламя в старинных печах в библиотечных приделах зала. Юнкера, под командою Мышлаевско-го, "Отечественными записками" и "Библиотекою для чтения" за 1863 год разожгли белые печи и потом всю ночь непрерывно, гремя топорами, старыми партами топили их»45.

Так как целостное и глобальное искажение привычных жизненных ценностей, казавшихся незыблемыми для культурного русского человека начала XX века, воспринималось Булгаковым как неизбежное, перманентное состояние современности, то важнейшей философской составляющей его художественного метода явилась сопряженность рационального и иррационального. Именно эта сопряженность позволяет рельефнее выявить ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении писателя.

«Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами, - пишет Булгаков в рассказе «№ 13 - Дом Эльпит-Рабкоммуна». - Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак»46. И к этой обыденной, набившей оскомину картине коммунальной жизни, ставшей привычной в сошедшей с ума России, писатель подключает мотивы бесовства, говоря о «бесовской метели» и все уничтожающем пожаре, который раздувает бес. Здесь нельзя не вспомнить знаменитые вещи А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского.

Кант и Булгаков

Михаил Булгаков являл собой пример писателя, в творчестве которого художественные решения были неразрывно связаны с исканиями всемирной философии и культуры. Отечественная и мировая литературная традиция у Булгакова были тесно переплетены с освоением философской мысли. Философскими источниками творчества М. А. Булгакова называли труды И. Канта, В. Соловьева, С. Кьеркегора. Будучи сам генератором идей, М. А. Булгаков никогда не отрицал того огромного влияния, которое оказывали на его литературное творчество гениальные предшественники и современники.

В данной главе мы попытаемся представить лишь те немногие, но, на наш взгляд, наиболее сущностные параллели, важные для исследователя, занимающегося выявлением философских оснований мировоззрения М. А. Булгакова. И перед мысленным взором не может не встать грандиозная фигура Иммануила Канта.

Иммануил Кант (1724-1804), считающийся основоположником немецкой классической философии, оказал значительное влияние на русскую литературу в целом и, в частности, на творчество Михаила Булгакова. Часто отмечали «странную идиосинкразию» по отношению к кантовской философии в России в самой философской среде. Немецкий философ воспринимался как «черт» и «лжесудья» (Н. Федоров), создатель «духовных казарм» (Н. Бердяев), «лукавый философ» (П. Флоренский).

Хотя Булгаков не особенно злоупотреблял великими именами в своих произведениях, на фигуру Канта писатель решил обратить внимание своего читателя. Особенно заметно влияние «кёнигсбергского отшельника» в рома не «Мастер и Маргарита». В ключевом для всего произведения разговоре на Патриарших прудах сто пятьдесят лет, отделяющих жизнь Канта от визита Сатаны в Москву, как бы аннулируются, обращаются в ничто. Кант предстает чуть ли не современником описываемых событий, а Иван Бездомный в максимализме своего классового чутья даже призывает отправить его в Соловки. Какой бы дикой и невежественной ни казалась эта мысль, само соединение жуткого понятия «Соловки» с именем конкретного - пусть даже уже умершего - человека делает обладателя этого имени живым существом из плоти и крови, достойным жалости и сочувствия.

Разговор на Патриарших прудах является завязкой философского конфликта, под сенью которого протекает все действие романа. Именно в этом разговоре Воланд упоминает о завтраке у Канта, который столь изумил высокоученого Берлиоза, но оставил глубоко равнодушным пролетарского поэта, не слышавшего ранее вообще о существовании великого немца. Само имя философа в романе.больше не встречается, но кантианская тема отнюдь не исчерпана.

Знаменитая вопрошающая реплика Воланда «... ежели Бога нет, то, спрашивается, кто управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»134 и ответ Берлиоза «сам человек и управляет»135 напоминают о третьей и четвертой антиномиях чистого разума - о существовании Бога и свободе воли. Схожий, практически дублирующий момент наличествует и в разговоре на террасе. Иродова дворца («перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил!») . Здесь может показаться, что позиции Воланда и Иешуа странным образом сходятся именно на противодействии Канту, в философии которого Бог и свобода воли вытекают друг из друга как взаимосвязанные тезисы антиномий. Кажется, что Воланд и Иешуа утверждают обратное: они из факта существования Бога постулируют отсутствие свободной воли. Но впечатление это поверхностно и ошибочно. В реальности, позиции Воланда и Иешуа отличаются друг от друга принципиальным образом.

Эти позиции соотносятся с философией Канта, но ни одна из них полностью с ней не совпадает. Сочетание разговора на Патриарших прудах со сценой допроса Иешуа являет собой художественное воплощение христианского представления об отношении добра и зла в человеке в том виде, в каком это соотношение представил Иммануил Кант. Он писал: «... два противоположных друг другу, как небо и ад, принципа в человеке, представленные как личности вне его, не только пробуют свои силы друг против друга, но стремятся (один как обвинитель, а другой как защитник человека) доказать, словно перед высшим судьей, законность своих притязаний... » Собственно, именно это положение Булгаков и демонстрирует в романе: человек и в древнем Ершалаиме (Понтий Пилат), и на Патриарших прудах в XX веке (Иван Бездомный) оказывается перед лицом одного из принципов, воплощенных «как личность вне его» в Воланде и Иешуа.

В самом начале романа Воланд напоминает Михаилу Александровичу и Ивану Бездомному о доказательствах бытия Бога: «Но позвольте вас спросить, (...), как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?». На что Берлиоз замечает: «Ни одно их этих доказательств ничего не стоит... Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может» , повторяя тем самым мысль Канта, который, разрушив все пять доказательств, как бы в насмешку над самим собою, создаёт собственное шестое. Поэтому сатана предъявляет им свое собственное доказательство «от противного» («Поверьте хоть в то, что дьявол существует! Имейте в виду, что на это существует седьмое дока-зательство, и уж самое надёжное! И вам оно сейчас будет предъявлено» )