Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен глобальности в философии русского космизма Исакова Наталья Владимировна

Феномен глобальности в философии русского космизма
<
Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма Феномен глобальности в философии русского космизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исакова Наталья Владимировна. Феномен глобальности в философии русского космизма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Краснодар, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:05-9/155

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки формирования идей русского космизма и его глобальная направленность .

1.1. Исторические и социокультурные предпосылки зарождения глобального мировоззрения в русской философии 17-40

1.2. Глобальная проблематика русского космизма 40-54

Глава II. Индивидуальный и социальный аспекты русского космизма .

2.1. Онтологические основания психо-физической эволюции человека 55-69

2.2. Идеи социальной организованности в русском космизме 69-86

2.3. Утопизм в социально-анропологических концепциях русских космистов 87-103

Глава III. Русский космизм в XX-XXI вв.: поиски, реализация, перспективы .

3.1. Современное осмысление идей космизма 104-112

3.2. Практическая реализация проектов космистов в современных условиях 112-128

Заключение 129-133

Литература

Введение к работе

Актуальность темы.

Завершивший второе тысячелетие новой эры XX век останется в истории человечества как век непримиримых противоречий: с одной стороны, ознаменованный грандиозными научно-техническими достижениями, с другой - трагическим разрушением самих основ существования человеческого общества, его физического и нравственного здоровья, его морали и традиционной народной культуры, исторически сложившегося образа жизни людей. Социальные потрясения сопровождаются глобальным и опасным, не только для человека, но и для всего живого на Земле, загрязнением окружающей среды и хищническим уничтожением природных ресурсов.

Однако, задумываясь о нарастающих превратностях XXI столетия, мало кто придает им характер закономерной тенденции. А тенденция эта именно закономерна. Она есть следствие духовного, экологического и экономического кризиса, поразившего современный мир. Крах технократической цивилизации становится все более очевидным в силу того, что цель этой цивилизации состояла, и все еще состоит, в увеличении потребления материальных благ.

Есть ли будущее у человечества во многом зависит от того, сможет ли оно отказаться от тех ценностей, которые ведут к межличностному разобщению и нарастанию личной безответственности, к отчуждению человека от общества и от природы, к криминализации многих сторон человеческой деятельности и усилению нигилистических и аморальных тенденций в общественной жизни. Сможет ли современная цивилизация выработать новые ценностные установки, объединяющие общество и формирующие глобальное мировоззрение, найти новые духовно-нравственные основания, которые обеспечат устойчивое развитие не только живущих в данное время людей, но и будущих поколений.

В последней четверти XX века сформировалось качественно новое единство мира - новая «глобальная реальность», характеризуемая созданием единого экономического и информационного пространства, доступностью любых ресурсов для человеческой деятельности, а также взаимосвязанностью и взаимозависимостью протекающих в мире процессов. Однако интересы государств нередко противоположны, и возможности пользования «плодами» глобализации не у всех одинаковы. Это приводит к нарастанию диспропорций в экономическом, демографическом, культурном, образовательном, научно-техническом и ином развитии различных регионов. Именно это указывает на необходимость и важность поиска нового мировоззрения, обеспечивающего целостное восприятие основных проблем и противоречий, переживаемых современным обществом.

Для выработки нового пути дальнейшего движения человечества чрезвычайный интерес представляет обращение к духовному, нравственному, научному авторитету русского космизма, установившему закономерности космопланетарного развития и обратившему внимание на непрерывное усложнение антропо-социо-природной системы. Возрастающий с каждым годом интерес к наследию русских космистов вызван, с одной стороны, их философскими исканиями исторической «правды» и стремлением к созданию богочеловеческого общества на земле, с другой стороны - широким научным охватом тенденций эволюционного развития, исторических перспектив человеческой цивилизации в масштабах Космоса. Такая многоплановая направленность обусловила выделение в космизме двух одинаково сильных и взаимодополняющих направлений - религиозного и научноориентированного. Проблема человека является основной для обоих направлений, что традиционно для русской философии вообще. Отсюда и основной вопрос, поставленный космистами: сможет ли человек, ощутив себя частью мироздания, преобразовать собственную природу, внешний мир, достигнуть физического и нравственного совершенства и даже обрести бессмертие? Способно ли человечество создать уникальное социальное устройство, в котором духовные и нравственные идеалы будут иметь определяющее значение и где природа и Космос станут его жизненно-важной, неотторжимой частью?

Космисты достаточно оригинальны в осмыслении проблемы человека, но в их научных и религиозных построениях наиболее четко выражена основная особенность рассмотрения этой проблемы: антропологический и социальный аспекты тесно связаны с онтологией, с определением места и бытия человека в космическом бытии. Такое видение проблемы привело мыслителей к расширенному пониманию общественного прогресса - от узкосоциальных до онтологических, космических границ, так как совершенствование человека и общества неизбежно влечет за собой преображение всего мира.

Таким образом, в русском космизме человек рассматривается с точки зрения его соответствия гармоничному порядку космопланетарного целого, как часть сознательного развития природы и общества. Сама возможность рассмотрения человека в таком ракурсе говорит об уверенности русских космистов в том, что будущее человечества не бесперспективно и во многом зависит от него.

Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников. Вопросы, получившие осмысление в рамках космизма, затрагивают не только различные стороны исследуемых проблем, но и раскрывают их сущность, помогают кардинально изменить восприятие будущего общественного развития. Данная позиция, значительная по своему размаху и степени проявления, раскрывается в философии русских космистов через категории всеобщности, универсальности, всемирности, цельности и становится, в определенных параметрах, доминантой глобальной идеологии не только XX, но XXI века. Тенденция к распространению глобальных проблем на все сферы жизнедеятельности человечества предопределила значимость идей русского космизма в осмыслении перспектив будущего миропорядка.

Таким образом, органично соединив в себе глобальное мироощущение русской православной народности с философскими, научными и духовными исканиями ученых, русский космизм предстает как прочная основа современного мировоззрения, методологический ориентир научно-практической деятельности ученых при решении глобальных проблем современности и разработке целевых программ самоуправления. Более того, стремление сформировать у человечества чувства ответственности за окружающую природу и Космос представляет данное направление как глобальный принцип отношения человека к миру, где условия сотворчества человека, общества и природы являются определяющими.

Степень разработанности проблемы.

В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н.Н. Моисеева - умонастроение), получившее определение «русского космизма». На его формирование оказали огромное влияние русская общественная мысль, православная традиция, философия славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков), успехи отечественного естествознания (М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и другие), а также западноевропейские (Платон, Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Ньютон, Я. Беме, Ф. Шеллинг и другие) и восточные (даосизм, буддизм) философские, религиозные и мистические учения.

Первые аналитические работы о творчестве русских космистов появились в 20-е годы XX века и были связаны с выходом в свет «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова (1906). Их авторы (А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон) не ограничивались интерпретацией идей «общего дела», а стремились развить и уточнить мировоззренческую направленность взглядов Н.Ф. Федорова.

В 1983 году вышла книга Ю.А. Школенко «Философия, экология, космонавтика», где, наряду с рассмотрением идей космизма, изучаются философско-социологические концепции взаимодействия общества и природы. В работе предложены различные подходы к анализу общества - от технических, игнорирующих законы общественного развития, до эсхатологических, предсказывающих крах цивилизации. Также здесь дается негативная характеристика религиозно-идеалистических проблем и западных концепций в решении проблем человека, природы, космоса.

Начиная с 1988 года (когда отмечалось 125-летие со дня рождения В.И. Вернадского) в отечественной философии заметно активизировался интерес к феномену русского космизма. Такой интерес к идеям этого направления философской мысли был обусловлен, в немалой степени, изданием трудов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и других космистов. Особо следует отметить работы С.Г. Семеновой, историко-философские исследования Б.В. Емельянова, В.П. Пазиловой, М.Б. Хомякова.

В 1989 году на Всесоюзной конференции «Русский космизм и ноосфера» (г. Москва) космизм трактуется как социокультурный феномен, где человеку отводится центральное место и развиваются идеи антропоценризма. В 1990 году выходит книга Н.Н. Моисеева «Человек и ноосфера», где автор отстаивает идею целостного подхода к проблеме взаимоотношения человека и природы - центральную идею естественнонаучного космизма. В этом же году выходит каталог, посвященный одноименной экспозиции выставки «Проект Земного шара будущего», организованной Комитетом космонавтики ДОСААФ СССР и Центром русского космизма на ВДНХ СССР. В данном проекте отражена общемировая панорама глобальных проблем современности - проблем человека, войны и мира, защиты биосферы, мирного освоения космоса и действий мирового сообщества по их решению. Также здесь предложен ряд научно-практических гипотез и идей, посвященных ноосферно-космическим перспективам цивилизации.

Таким образом, в фокусе теоретических разработок последних десятилетий XX века вновь оказались идеи и выводы «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, «космической философии» К.Э. Циолковского, теория гелиотараксии А.Л. Чижевского, научные обобщения В.И. Вернадского, которые наиболее рельефно выражают сущность русского космизма в характерных для него формах. Среди исследований этого периода значительное место занимают работы Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, Н.Н. Моисеева, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, С.Г. Семеновой и других. В них акцентируется внимание на отдельных сторонах русского космизма: идеях активной антропологической и социальной эволюции, взаимосвязанности природы и общества, социокультурном значении русского космизма.

Наряду с исследованиями, оценивающими в целом положительно идеи русского космизма, существуют и другие точки зрения, например, о технократическом влиянии этого направления, об идеализме и утопичности как резко отрицательной черте построений русских космистов (В.А. Кутырев); о близости и даже совпадении идей русского космизма с идеями коммунистического строительства (Н.К. Гаврюшин).

В последнее время наметилась тенденция комплексного анализа русского космизма. Среди исследований такого рода следует отметить работы В.Н. Демина, В.П. Селезнева «К звездам быстрее света. Русский космизм: вчера, сегодня, завтра» (1993), С.Г. Семеновой «Русский космизм: Антология философской мысли» (1993), И.А. Александрова «Космология России: история, современность, судьба» (1996); сборники «Грезы о земле и небе: Антология русского космизма» (1995), «Философия русского космизма» (1996) и «Русский космизм: традиции и современность» (1997).

Постепенно русский космизм стали понимать как связанное, хотя достаточно разнородное, внутренне упорядоченное движение отечественной мысли, в основе которого лежит представление о мировом (точнее космопланетарном) эволюционном процессе, включающем помимо стихийно-природных факторов развития факторы социальный и антропологический. Это особенно заметно по публикациям, посвященным вопросам биосферно-ноосферного учения В.И. Вернадского, влиянию идей русского космизма на становление современной научной картины мира, преодолению глобального экологического кризиса. Это работы В.А. Агаджаняна, Э.В. Гирусова, Т.Г. Григорьяна, О.Н. Дрейера, В.В. Казначеева, Р.С. Карпинской, В.А. Кобылянского, И.А. Козикова, И.К. Лисеева, В.А. Лося, В.В. Мантатова, Н.Н. Моисеева, Ю.В. Олейникова, Ю.К. Плетникова, Ю.П. Трусова, А.Д. Урсула, Е.Т. Фадеева, Е.К. Федорова, Л.В. Фесенковой, Ю.А. Школенко, Ф.Т. Яншиной и других. Особо следует отметить вышедший в 2002 году «Социально-экологический словарь (русско-французский)» под редакцией И.Н. Ремизова, являющийся результатом труда специалистов самых разных профилей. Данное исследование дает адекватную оценку происходящим событиям во взаимоотношениях общества и природы, интерпретирует эти процессы в целях обеспечения дальнейшего социального прогресса.

Следует отметить, что в последние годы активно исследовались вопросы, посвященные не только глубокому анализу идей русского космизма, но и проблемам активной эволюции человека и биосферы, энерго-и массобмену, моделированию биосферных процессов и глобальных проблем, информатики, синергетики, созданию экологически чистой автотрофной индустрии в биосфере и Космосе общественной жизни, также предложено осмысление нравственно-философских вопросов, особенностям духовного мира современной цивилизации, обретению новых ценностей и идеалов. Данные работы составили самостоятельную группу источников и были представлены в журналах: «Философские науки», «Вопросы философии», «Человек», «Экология и жизнь», «Эхо планеты», «Знание -сила», «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Свет. Природа и человек», «Наука в России», «Москва» и других.

Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточно обширная литература о русском космизме, целостная социально-философская концепция, созданная отдельными представителями этого направления все еще остается не обозначенной в достаточной мере.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования стал анализ феномена глобальности в философии русского космизма, а также осознание места и значения, созданных в рамках этого направления концепций и идей в современном глобализирующемся обществе.

Достижение основной цели исследования включает в себя решение следующих задач:

1) осуществить исторический и социокультурный анализ предпосылок зарождения глобального мировоззрения в философии русского космизма;

2) выявить проблемы, разрабатывавшиеся в рамках русского космизма, которые положили начало комплексному изучению процессов глобального характера;

3) определить космизм как активно-эволюционное направление, в рамках которого были предложены идеи нравственно-духовного и физического преображения человека;

4) рассмотреть концепции социальной организованности, предложенные сциентистским и религиозным течениями космизма;

5) дать анализ футурологическим идеям космистов, а также показать недостаточность оценок и интерпретаций данных концепций;

6) определить космизм как современное, перспективное научно-философское мировоззрение;

7) оценить возможности использования проектных разработок космистов в решении глобальных проблем выживания и развития человечества в современных условиях.

Теоретико-методологическая база исследования.

Диссертационная работа построена на теоретической базе произведений ведущих отечественных философов, культурологов, историков, политологов, специалистов технических дисциплин, рассуждавших не только о нарастающих проблемах человечества, но и о возможных методах их решения. Методологической основой работы является широкий спектр положений, разработанных, прежде всего, в отечественной философии и отвечающих задаче специфического анализа основных идей русского космизма как направления, в рамках которого рассмотрение антропологических и социальных вопросов приобрело глобальный характер.

В диссертационной работе применяются принципы исторического подхода в исследовании истоков зарождения феномена русского космизма, как составной части отечественной философской традиции конца XIX -начала XX веков.

Также используется метод компаративистского анализа существовавших в них идей глобального характера (ноосферы, всеединства и тому подобного).

Использование проблемно-логического подхода позволит определить проблемное поле исследования; сформулировать основные понятия и категории; выявить отношение к идеям русского космизма во время его возникновения и в современную эпоху.

Важное место занимает комплексный подход, который включает философско-исторический, культурологический, лингвистический и другие методы познания действительности.

Совокупность методологических подходов позволяет в ходе исследования определить русский космизм как направление, в рамках которого идеи нравственной и физической эволюции человека, трансформации природной и социальной реальности приобретают всеобщую (глобальную) направленность.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые предпринята попытка осмысления русского космизма не только как течения русской философии, но и как глобального мировоззрения, охватившего всю совокупность проблем, вызванных активно-преобразовательной деятельностью человека на планете. В связи с этим:

1) проведен исторический и социокультурный анализ предпосылок возникновения феномена глобальности в философии русского космизма;

2) русский космизм представлен как составная часть глобального мироощущения русской православной нации;

3) осуществлен сравнительный и сопоставительный анализ проблем и вопросов, предложенных русскими космистами на рубеже XIX - XX веков с глобальными проблемами XXI века;

4) определено место русского космизма в формировании идей современной глобалистики;

5) представлен ряд современных проектов и разработок, воплотивших на практике идеи русских космистов и могущих иметь перспективное значение для развития России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русский космизм как определенная ориентация русской науки, философии, религии и культуры стал квинтэссенцией глобального мировосприятия и мироощущения, выраженного в концепциях русских философов и ученых XIX-XX веков.

В рамках данного положения понятие глобальности интерпретируется как нечто выдающееся, значительное по своему размаху и степени проявления, кардинально меняющее существование, развитие, восприятие кого-, чего-либо. С точки зрения предложенной трактовки концепции ноосферы, соборности, всеединства, активно-эволюционные идеи трансформации человека, общества и природы, осмысление исторических перспектив человеческой цивилизации в общепланетарных и космических масштабах, а также многие другие вопросы и проблемы, обозначенные космистами, характеризуются, глубокой, всеобъемлющей, разносторонней направленностью, иначе, - глобальной.

Значительную роль в формировании глобального мировоззрения оказала русская православная традиция и, сформировавшаяся под ее влиянием философско-религиозная концепция «русской идеи», а также категория «соборности» как ее составная часть. Это явление получило широкое освещение в работах B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, В.В. Розанова, С. Л Франка, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и других. С точки зрения данной позиции, «русская идея» стала стремлением русских философов отразить готовность народа к всемирному единению, общности, духовному единству, к осмыслению своей судьбы и предназначения.

Таким образом, особенности русского космизма, обогатившегося православной традицией, культурными, философскими, естественнонаучными отечественными, а также мировыми (западноевропейскими и восточными) достижениями, отразились в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом отношении к человеку, обществу и природе в глобальных и космических масштабах.

2. Наличие широкого спектра исследуемых космистами вопросов (религиозного, этического, культурологического, естественнонаучного и прочих) предопределило их условное разделение на два объемных блока. В первый раздел включены проблемы, обусловленные сложным взаимодействием человеческого общества и природы, предполагающие необходимость выработки качественно нового отношения человека к окружающей среде, базирующегося на гармоничных, разумных и гуманных началах.

Если первый круг обозначенных проблем носит, прежде всего, экологическую направленность (в современном понимании), то второй блок содержит этикоцентричные вопросы, исследующие отдельные аспекты нравственности и морали, духовности и религиозности, культуры и традиций, а также национальной идентичности, менталитета и самосознания. В рамках этой обширной темы главный вопрос состоит в том, как в условиях нарастания цивилизационных конфликтов заново утвердить приоритеты нравственности и морали, сохранить разнообразие человеческих практик

Совокупность мировоззренческих вопросов, предложенных русскими космистами, их актуальность и значимость в современном обществе дает основание обозначить это направление как перспективную глобальную идеологию, способную дать интересные идеи, показать новые способы решения современных экологических, этических, аксиологических проблем. 3. В русском космизме, в его религиозно-философском и сциентическом вариантах, исследование глобальных проблем предполагает изучение человека и общества. Однако решение антропологических и социальных вопросов зависит от решения онтологической проблемы. При этом в обоих вариантах русского космизма бытие понимается во многом чувственно-наглядно, как Космос. В религиозной версии космос выступает в качестве реализации божественного замысла мира. В сциентических концепциях он играет роль иллюстрации универсальных законов, но в обоих вариантах о нем можно говорить как о едином целом, подчиненном единому принципу. Таким онтологическим принципом, связующим космос, для религиозной философии и является идея всеединства, а для сциентически-ориентированнной мысли - универсальные космические законы. Но, в любом случае, человек как органичная часть Космоса, может быть понят только через уяснение его логических принципов и законов.

Неразрывность чувственно-наглядного и идеального компонентов Космоса приводит к тому, что человек представляет собой психо-физическое существо. Но эта двойственная характеристика сущности человека понимается в русском космизме по-разному. В первую очередь эти различия заключаются в разнице понимания идеального компонента человеческого существа. Так, сторонники всеединства разделяют христианско-платонические взгляды на природу души, так как научноориентированные мыслители склонны к волюнтарно-энергетической природе человека. Но, каким бы образом ни понималась метафизическая, идеальная сущность человека, она не рассматривается в качестве статичной. Человек - это деятельное существо, для которого борьба с природой и преобразование собственной телесности имеет глубоко нравственный смысл.

4. Наличие единого принципа в устройстве вселенной приводит к тому, что человеческое существо сознательно стремится к ее пониманию, пытается отразить эту идею в реальности. Охваченность человеческих индивидов единой идеей, единым делом приводит к консолидации человеческого общества в целом. На основании этого, становится возможным говорить о реализации неких процессов, имеющих глобальное значение для социума.

В философии всеединства происходящее в социальной сфере имеет телеологические целесообразные причины. Предвечный замысел мира, присутствующий в мышлении Бога, притягивает к себе людей. Стремясь к реализации идеи богочеловечества людское сообщество преодолевает собственную раздробленность и, говоря современным языком, глобализируется.

В противоположность метафизике всеединства, исходящей из телеологической интерпретации социальных процессов, сциентисты предлагают, по сути, функционалистскую концепцию общества. Человеческое общество является органической частью космоса и всецело зависит от процессов протекающих в нем (А.Л. Чижевский). Ноосферная концепция предполагает создание гармоничных социоприродных взаимоотношений, где главным критерием выступит экологический императив.

Для обоих направлений русского космизма характерна проблема осуществления возможности преодоления социального детерминизма и перехода на высшую ступень развития, где реализуются идеи свободы и любви. В философии всеединства такой ступенью является предвечная София, в сциентической версии - ноосфера.

5. Футурологический характер проективных идей космистов предполагает утопическую направленность некоторых исследуемых концепций и ассоциируется в отдельных авторских работах с некой экзотикой в области науки и философии. Критической оценки, подвергающей сомнению ряд основополагающих позиций, не избежали социально-антропологические концепции философов, предполагающие необходимость преображения человека и общества. К ним следует отнести учение Н.Ф. Федорова о воскрешении мертвых с помощью достижений научно-технического прогресса, предложения К.Э. Циолковского о трансформации человека в лучистую форму, а также социально ориентированные концепции В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского.

Подобные оценки, зачастую необоснованные и односторонние, не снижают вклад русских космистов в мировую философию и науку. Огромный потенциал данного направления, несущий в себе проективный, научно-технический и духовно-нравственный заряд, дал толчок к развитию многих направлений в цикле естественнонаучных и гуманитарных наук. К тому же в рамках философских и естественнонаучных утопических концепций феномен глобальности получает более полное осмысление, так как утопия изначально предполагает наличие глобальной направленности -идей радикального улучшения мира, общества, человека, ориентированных не на отдельное замкнутое социальное или национальное пространство, а на весь мир.

6. Совокупность теоретических и практических разработок космистов, несмотря на их утопическую направленность, приобретает в современном глобализирующемся пространстве все более востребованную характеристику и проективное воплощение. Причем в современном обществе оказались востребованы не только научно-технические предложения, но и тот духовный опыт, нравственный потенциал и гуманистическая направленность, которая отличает концепции всех адептов русского космизма. Более того, системный кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности общества, придал этому направлению общечеловеческое значение, показал значимость глубоких теоретических и практических выводов, поразительных предвосхищений, глядящих не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В этих условиях умение предвосхищать, прогнозировать становится приоритетным, а роль футурологии возрастает в геометрической прогрессии. В рамках данной позиции мировоззрение и методология русского космизма будут составлять существенную часть современной науки.

Научно-практическая значимость:

Практическая значимость диссертационного исследования определяется предполагаемым в ней решением мировоззренческих вопросов. Процесс глобализации, проходящий в мире, диктует современной цивилизации необходимость формирования нового типа мышления, где основными составляющими будут экологический и нравственный императивы. Данная работа частично поможет справиться с этой задачей. Отдельные выводы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении курсов, спецкурсов в рамках предмета философии: «Русская философия», «Концепция цивилизаций. Перспективы формирования планетарной цивилизации», «Человек в традиционном обществе и в техногенной цивилизации», «Человечество перед вызовом глобальных проблем», «Человек в экологическом измерении», «Историческая ответственность человечества» и других. Результаты исследования будут способствовать выработке более четкого представления о дальнейших перспективах современного общества в космопланетарном масштабе, что позволит более успешно предвидеть и решать основные проблемы современности.

Апробация работы

Итоги диссертационной работы представлены авторам в выступлениях на международных, Всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в семи научных публикациях.

Исторические и социокультурные предпосылки зарождения глобального мировоззрения в русской философии

Трансформации в современном обществе, называемые аналитиками не иначе как глобализация, привели к серьезным изменениям во всех сферах жизнедеятельности человечества. Наблюдающийся в последнее время интерес к мировой философской мысли обусловлен стремлением человечества к осмыслению своего исторического прошлого. Это явление имеет глубокий смысл и причины: в истории философии мы пытаемся найти ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности, найти духовную опору, определить вечные нравственные, социальные и общемировоззренческие ценности, в ней усматриваем утраченную традиционность, национальную гордость, достоинство и патриотизм, стремимся уловить вектор будущего развития.

Эти вопросы стали особенно актуальны на фоне противоречивых экономических, политических, религиозных, социокультурных процессов, обусловленных радикальными трансформациями в глобальных масштабах. С уверенностью можно отметить, что глобализация очевидна в сфере экономики, где ценности рынка и денег получили несомненное признание, также происходит глобализация политических процессов, выдвигающая на первый план ценность демократии, но пока еще рано говорить о глобальном слиянии, изменении в сфере духовных начал человеческого существования, о возникновении единой универсальной культуры или религии.

Современная общемировая идеология может быть охарактеризована как потребительская, где основным жизненным критерием выступает «модус обладания» - иметь, взять, обладать, приобрести, получить - вот ценности III

тысячелетия. Остановившись, по пирамиде Маслоу, на низшей ступени человеческих потребностей - удовлетворении базовых нужд, мы все чаще забываем о гораздо более уникальных способностях, данных природой лишь человеку - способностях создавать, творить, преобразовывать и изменять окружающую действительность; способностях осмысливать, осознавать свои действия и поступки, прогнозировать и предугадывать события, и, в конце концов, способностях прогрессировать и эволюционировать не только в физиологическом, природном аспекте, но и, в первую очередь, духовном, нравственном, творческом.

В попытке обрести новые идеалы в современном глобализирующемся обществе, мы возвращаемся к историческому, культурному и, прежде всего, к философскому наследию России, где приоритетное место всегда занимали вопросы смысла и цели истории, где главным объектом исследования является человек, его будущее, судьба и жизненные пути. Стремление создать целостное мировоззрение, осмыслить и объяснить цель, направленность мирового исторического процесса, дальнейший жизненно-эволюционный путь всего человечества и русской нации, в частности, - вот основная проблематика, стоявшая в центре философских исканий русских мыслителей. Данная тенденция обусловлена духовными устремлениями, национально-культурными особенностями, склонностью к единению и высоким уровнем толерантности, исходившими из прошлого русского народа, из общенациональных особенностей русской души.

Подобные особенности русской истории и государственности, глубинно связанные с менталитетом народа, с его мировосприятием и мироощущением, обусловили такую специфическую черту русской философии как глобальность, т.е. стремление понять, осмыслить и решить важнейшие задачи не только в рамках отдельно взятой русской нации, но и в масштабах всего человечества. Квинтэссенцией этих идей стал, как известно, русский космизм, который можно рассматривать как срез мирового общекультурного целого, как космическое миросозерцание «оплодотворенное» русской идеей. Он возникает на основе осмысления социально-исторического, религиозно-мистического и художественно-эстетического опыта русской цивилизации и становится глобальным мировоззрением, синтезом научной, философской и культурологической мысли России.

Собственно, терминологическое словосочетание «глобальное мировоззрение», не встречавшееся в современной философской литературе, лишь в последнее время стало употребляться в отдельных диссертационных исследованиях и научных работах (23, 101, 110, 118). Но более содержательно оно рассматривается через такие термины как целостное, системное мировоззрение. Однако для пояснения авторской позиции следует более детально рассмотреть понятие «глобальности», предлагаемое в данном диссертационном исследовании в качестве основополагающей характеристики философии русского космизма.

Во-первых, проведенный лингвистический анализ (144, с. 88) позволил определить следующие интерпретации исследуемого понятия: глобальный (от фр. global) - охватывающий территорию или население всего земного шара, всемирный, всеобщий и, близко с этими трактовками, - всесторонний, всеобъемлющий, глубокий, основательный. Данная позиция раскрывает лишь общие характеристики понятия «глобальности», что, в принципе, применимо к различным теоретическим направлениям в области философии, культурологии, социологии, политологии, экологии и других наук. Поэтому представляется правомерным ввести в оборот более содержательные интерпретации, а именно: глобальный - затрагивающий разные стороны или саму сущность чего-либо; кардинально меняющий существование, развитие, восприятие кого-, чего-либо; выдающийся, фундаментальный, грандиозный; значительный по своему размаху, степени проявления (18, с. 208).

В рамках данной трактовки исследование идей русских космистов приобретает особое «звучание». Концепции ноосферы, соборности, всеединства, активно-эволюционные идеи трансформации человека, общества и природы, осмысление исторических перспектив человеческой цивилизации в общепланетарных и космических масштабах, а также многие другие вопросы и проблемы, обозначенные космистами, характеризуются, с точки зрения данной позиции глубокой, всеобъемлющей, разносторонней направленностью - иначе глобальной.

Глобальная проблематика русского космизма

Идеи русского космизма как направления, в рамках которого были исследованы важнейшие проблемы дальнейшего развития человечества в условиях формирования и развития глобального общества, сегодня стали составной частью концепций и предложений, получивших общемировой статус.

Космисты еще в начале XX века указали на то, что человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровЗйР л »«РФЕК стабильности. Естественно, ход процессов развития человека сопровождается состоянием неустойчивости, возникают новые системные качества, новые аттракторы. Так как человечество приобретает всепланетарный статус, то вновь возникающие проблемы часто имеют глобальный характер. Космизм помогает по-новому осмыслить и понять причины и сущность наблюдаемых кризисных явлений. В совокупности и религиозное, и естественнонаучное направления космизма дают нам целостное представление о картине мира, бытии человека и мира в их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма природы, характере взаимосвязей в мироздании. Именно этот всеохватывающий, целостный, глобальный взгляд на мир, человека и на его активную преобразующую деятельность (и позитивную, и негативную) предлагает свое особое видение приоритетных задач человечества и уникальное решение важнейших проблем цивилизации.

Несмотря на то, что только в 90-е годы XX века появилась литература, посвященная проблемам глобального характера, в истории человеческой мысли эти вопросы подвергались неоднократным анализу и исследованиям. Так, в русском космизме главной проблематикой становится жизнь всего человечества в условиях Земли и космоса.

Несомненно, что космизм, в первую очередь, является активно-эволюционным течением, где приоритетное место занимает понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от «регуляции природы» до ноосферы у сциентистов или Царства Божьего у религиозно-ориентированных мыслителей (123, с. 32). Но именно в этих «общеродовых» чертах космического направления осуществляется постановка и варианты решения глобальных вопросов и проблем, поставленных перед человечеством. Их условное разделение на два направления, предложенное в первом параграфе, требует отдельного, подробного рассмотрения.

Тема взаимоотношений человека и природы, которая на современном этапе носит очень сложный и противоречивый характер, еще в конце XIX века в концепциях В.И. Вернадского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и других ученых поднималась как одна из важнейших проблем человечества, требующая первостепенного решения.

Данная проблематика занимает одно из центральных мест в философской системе Н.Ф. Федорова. Автор «Философии общего дела» писал: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» (158, с. 301). Признавая в целом внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и появлению сознания, он делает вывод о том, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя. Такую власть над природой или осуществление проекта «регуляции природы» мыслитель считал необходимостью. Этот проект должен включать в себя некоторые конкретные предложения, в том числе, регуляцию погоды методом взрыва в облаках, которая в настоящее время широко применяется, а также и более глобальные задачи: управление магнитными силами и движением земного шара, овладение новыми источниками энергии и метеорической регуляцией в масштабах не только всей планеты, но и Космоса.

В основе этих идей Н.Ф. Федорова лежит убеждение, что человечество сможет начать новый этап эволюции мира, когда, отказавшись от роли «пассивного» агента этого развития, оно направит его в определенную сторону: «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою» (158, с. 301). В регуляции, управлении силами слепой природы заключается, как писал философ, то великое дело, которое может и должно стать общим. В понимании Н.Ф. Федорова, власть над природой означает такую способность вмешиваться в естественный ход природных и общественных процессов, которое спасет человечество от гибели в результате катастроф и истощения природных сил. Цель человека - не слепое подчинение обстоятельствам, а попытки конструктивного решения возникающих проблем в отношении человека и природы, стремление понять общепланетарный порядок, необходимый для продолжения истории цивилизации. Общепланетарный масштаб необходим потому, что биосфера и общество - одно целое и локальные мероприятия не могут дать положительного результата.

«Власть над природой» Н.Ф. Федорова - это по существу коэволюция биосферы и человека, где понятие «коэволюция» означает совместное развитие. Поэтому изменять свою человеческую природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении. Если же человек не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведенное несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции сознательной и разумной), приводит к истощению природы, которая, как бумеранг, в виде катастрофы обрушивается на самого человека. Мыслитель считал, что для обеспечения совместного развития человека и природы необходимы не только новые знания, но и новая нравственность. Именно поэтому Н.Ф. Федоров полагал, что наука и техника должны подчиняться исключительно моральным целям, так как бездумно развивая технику человек оставляет самого себя ограниченным физически и нравственно. Разрыв между увеличивающейся мощью техники и слабостью человека растет и приводит к катастрофам.

Онтологические основания психо-физической эволюции человека

В русском космизме существует чувство взаимосвязанности человека и природы, их взаимовлияния, а также момент неизбежного закономерного изменения человеком окружающей среды и своей природы, причем не только биологической, но и духовной, нравственной.

Однако в религиозно-философском и естественнонаучном вариантах космизма, понимание человека и общества связано с интерпретацией Космоса, охватывающего всю совокупность бытийственных характеристик. То есть решение антропологических и социальных вопросов зависит от решения онтологических проблем. Таким образом, ученые-космисты указывали на то, что познание человека, его психических и физических возможностей, развитие его мысли и разума, осуществление дальнейшей физической и нравственной эволюции человечества неразрывно связаны с изучением Космоса как чувственно-наглядного бытия. Поэтому уже в начале XX в. исследование земно-космических взаимосвязей стало уже целым направлением в научном творчестве.

Так, П.Д. Успенский указывает на то, что невозможно изучать человека без изучения вселенной, но и вселенную изучать невозможно, не изучая самого человека. Человек, отмечает ученый, - это подобие мира. «Он был создан теми же законами, которые создали мир в целом. Познавая и понимая себя, человек будет познавать и понимать весь мир, все законы, которые творят мир и управляют им. В то же время, изучая мир и законы, которые им управляют, он узнает и поймет законы, которые руководят самим человеком... Следовательно, изучение мира должно идти параллельно, изучению человека, и одно будет помогать другому» (154, с. 78).

В свою очередь, В. И. Вернадский, говоря о научном понимании Космоса, на первый план в его познании выдвигал эмпирические обобщения, а также логические аксиомы. Считая их сложными и в значительной мере иррациональными (то есть не разлагаемыми на математические или логические составные части) научными достижениями, определял их основным субстратом картины природы и Космоса в целом. Встав на позицию чувственно-наглядного понимания Космоса, ученый не объяснял его только научно, математически-схематично как механическую модель, ибо, считал он, это «рационалистическая сетка, которую наш разум набрасывает на сложный, эмпирически научно охваченный Космос» (29, с. 218). Мыслитель указал на то, что «мир заземного космоса» приобретает новые формы в свете развития научных представлений о времени, пространстве, материи, энергии, атоме, тяготении, жизни и живом. И этот научный прогресс связан с небывалым ростом человеческой мысли, направленной на пересмотр основных принципов природы, с изменением взглядов на «научную картину космоса», в которой долгое время не было «места жизни», то есть основным принципам эволюционной теории. Сопоставляя развитие человеческой мысли с вполне аналогичным естественным процессом, ученый указывал на взаимосвязь эволюции человеческого разума, физиологии человека с законами и принципами Космоса. Таким образом, великий натуралист пришел к мысли - человек и Космос выступают как понятия взаимосвязанные, где человек является не только «промежуточным» эволюционирующим существом, но и активным, преобразующим себя и Космос элементом.

В рамках сциентического направления космизма выступал и К.Э. Циолковский. Он стоял на позициях материализма, определяя космос как «бесконечный и сложный механизм». Выделив материю как единую субстанцию и силу, действующую во Вселенной, ученый наделил ее качеством бесконечного усложнения в своем развитии. Вместе с тем, мыслитель признает распространение жизни в космосе в разных формах и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных существ.

Говоря о космосе, К.Э. Циолковский указал на значительность его активно-эволюционного ядра, высказал убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека. Космос выступает как потенциально пригодное поприще для будущего биологического, социального существования и творчества землян. Выход человека в космос, его освоение и преобразование - это эволюционно необходимый и неизбежный момент в развитии цивилизации. Причем, не только космическое пространство является средой для активной эволюции человеческого тела и разума, но и разумная деятельность человека влияет на устройство Вселенной. Мысль у К.Э. Циолковского является «фактором эволюции Космоса».

В религиозной ветви русского космизма Вселенная выступает в качестве реализации божественного замысла мира. По мнению крупнейшего исследователя космизма С.Г. Семеновой, здесь также следует выделить идею обожения человека, то есть трансцедирование, превозможение присущей ему физической, душевной и духовной природы и стяжание высшего, бессмертного, преображенного Божественного бытия. Например, Н.Ф. Федоров определяет «небесное пространство» как замысел Бога, который через человека вносит целесообразность в природу. То есть «Творец чрез нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее...Чрез труд воскрешения человек, как самобытное, самосозданное, свободное существо, свободно привязывается к Богу любовью» (158, с. 360). Ученый приходит к мысли, что благодаря грандиозному синтезу наук и труду, человечество овладеет стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйдет в космос и начнет его активно осваивать и преобразовывать, в надежде обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем вместе со всеми воскрешенными поколениями. Для того, чтобы исполнить эту смелую задачу, Н.Ф. Федоров призывает к всеобщему познанию, опыту и труду, первоначально в пределах реального мира и далее во все более расширяющихся, космических пределах.

Замысел Н.Ф. Федорова нашел свое отражение в творчестве B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Здесь идет речь о «философии хозяйства», понимаемой как устроение не только земного, но всего космического хозяйства, «организации и регуляции» стихийных природных сил, одухотворении материи, победы над смертью. У С.Н. Булгакова хозяйство, как творческая деятельность человека по отношению к природе, носит софийный характер, что «обосновывается причастностью человека к Божественной Софии» (123, с. 133), как совокупности идеального образа мира, заключенном в Боге и человеке. Эта идея восходит к трактовке B.C. Соловьевым космоса как идеального бытия, «общей совокупности идей в их внутреннем отношении или взаимодействии, как объективное выражение истинно-сущего» (138, с. 206), где человек есть лишь посредник между Богом (идеальным бытием) и бытием материальным. Человек - собиратель «падшего творения», прибывающего в раздельности и розни, взаимной непроницаемости элементов и одновременно «устроитель и организатор Вселенной». В процессе исторической и космической деятельности он возрастает в «духе к истине», обретает бессмертие, всем человечеством образует единый соборный - неслиянный и нераздельный организм - Софию.

Позднее, как отмечает С.Г. Семенова, в третьей части книги «Россия и Вселенская церковь», а также в статье «Красота в природе» B.C. Соловьев обоснует активную роль человека в эволюции самим смыслом творения, которое есть не единовременный акт, так как органический мир далеко не совершенный, а «постепенный и упорный процесс» воплощения материи духовного, божественного начала. Этот процесс предстанет перед нами как борьба с хаосом и бесформенностью за обладание материей, «душой мира». К идее такого эволюционного «сценария» близок Н.А. Бердяев. По его мысли, человек должен не только восстанавливать идеальный образ мира, но и участвовать в его творении. Мировой процесс, утверждает он в работе «Смысл творчества», - это продолжающееся творение, как бы «восьмой» его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.

Современное осмысление идей космизма

Современный этап развития общества связан с активным освоением человечеством биосферы, земных и космических процессов, что обуславливает потребность в глобальном управлении взаимодействием земной и космической природы. Новое мировидение космической эры современная философская наука обозначает терминами, введенными в обиход еще в начале XX века, - «антропокосмизм», «антропный принцип Вселенной», «теория ноосферы», рассматривая человека в качестве потенциального и актуального фактора эволюции Космоса. И со всей справедливостью необходимо отметить, что идеи ученых-космистов оказываются сегодня все более востребованными, приобретают практическую направленность. Русский космизм из разностороннего философского течения конца XIX - начала XX веков через тернии многолетнего забвения и осуждения полноправно вступил в XXI век как крупное научное, философское, культурологическое направление, как составная часть современной картины мира.

Проанализировав истоки становления этого феномена - социально-исторические предпосылки, культурно-духовные и религиозные факторы, -русский космизм можно определить, с одной стороны, как обобщенное, синтетическое понятие социально-этнического, культурно-исторического и естественно-природного сознания российской нации, ее геополитической уникальности. С другой стороны, - как перспективное движение научной мысли, ставшей общепланетарным явлением, новой силой в эволюции человечества начала III тысячелетия.

В современных условиях заслуживает внимания и всяческой поддержки обращение к выдающимся идеям этого направления, чьим основным стремлением было обратить внимание на человека как на существо, являющееся источником социальной и природной гармонии, совершенства. Ученые верили, что, наладив гармонию внутри себя, человек сможет распространить ее на весь окружающий мир, обрести принципиально новый тип мышления, который даст надежду на общепланетарное будущее. Причем речь идет не только о концепции устойчивого развития, но и о качественно ином пути космопланетарного движения, не отрицающем идею устойчивости и наполняющим ее новым содержанием, где на первое место выдвигаются этические, духовно-культурные мотивации научной и технической космогонии.

Однако космоцентричное мировоззрение, созданное, причем не просто созданное, а поистине выстраданное отечественными учеными-космистами в первой трети прошедшего столетия, долгое время было не только не востребованным во всей его полноте и сути, но во многом забытым и недошедшим до широкой научной и мировой общественности. На несколько десятилетий идеи русских космистов были погребены или отодвинуты на периферию философского и научного наследия, получили статус «идеалистических бредней», «фантазий» и ассоциировались (впрочем, как было показано в параграфе 2.3, часто ассоциируются и по сей день) либо с чем-то давно прошедшим, либо с некой экзотикой в области науки и философии. И это объясняется не тем, что космизм остался только на уровне общих мировоззренческих или сугубо теоретических идей, напротив, уже изначально он был проективен и имел непосредственный практический выход во многие области. Сложившаяся ситуация связана с факторами этического и психологического порядка, а также формами организации науки в нашей стране и во всем мире.

На этот феномен обратила внимание доктор философских наук Н.В. Бряник и пришла к следующему выводу - долгие годы неприятия космизма обусловлены тем фактом, что наука, не продуцирующая свои гипотезы и теории в горизонте космического миропонимания, обречена на геоцентризм (21, с. 62). И, несмотря на коперниканский переворот в науке, отмечает автор, заложивший первый камень в фундамент космизма, наука по преимуществу продолжает развиваться в парадигме геоцентризма. Однако, соглашаясь с мнением компетентного в этой области исследователя В.П. Казначеева, следует отметить, что русский космизм, «являясь составной частью научно-культурного (планетного) космизма, выделяется тем, что в его философских (мировоззренческих) и культурно-научных основах преодолеваются утвердившиеся до настоящего времени принципы антропоцентризма и геоцентризма» (61, с. 16).

Именно такая глобальная позиция русских космистов обусловила настоящее возрождение их идей и проектов. Более того, системный кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности общества, придал этому направлению общечеловеческое значение, показал значимость глубоких теоретических и практических выводов, поразительных предвосхищений, глядящих не только в современные, но и в значительно более далекие времена.

Следует отметить, что именно футурологическая направленность космизма в условиях нарастающих глобальных проблем становится ее сильной стороной. Русский космизм стал одной из первых концепций, предвосхитивших обозначенные проблемы, внесенные в мир, так называемой, техногенной цивилизацией. Данная тенденция обусловлена тем, что идеи и концепции космистов, по сути, не имея философской, научной или религиозной строгости принадлежат, по мнению современного исследователя космизма А.Ю. Семенова, скорее, «к пророческим мифологемам, титаническим исканиям человека в океане бессмысленности человеческого существования». Как отмечает автор, мысли Федорова, Соловьева, Циолковского, Хлебникова и других - телеологичны. Они интуитивно нащупывают нить развития жизни и бесстрашно экстраполируют ее сверхэволюционное развитие на всю историю в целом (132).

Таким образом, русский космизм, в одном из вариантов его современного осмысления, предстает не как аналитическое учение, а как потенциальное, предвосхитительное. А.Ю. Семенов отмечает необходимость предвосхищения, ведь прошлое, по его мнению, демонстрирует, что строить футурологию из наличного бытия не только недостаточно, но и ошибочно. Для автора русский космизм выглядит актуальным и даже универсальным, включает в себя разнородное содержание, определяет приоритеты современного общества. А именно: глобальное целостное понимание проблем, необходимое ответственное соучастие единого человечества в жизненных процессах, значимость футурологии для выживания людей и оптимального сосуществования с миром.

Похожие диссертации на Феномен глобальности в философии русского космизма