Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия аль-Кинди Мруэ али Аббас

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мруэ али Аббас. Философия аль-Кинди : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/1489-1

Введение к работе

Актуальность исследования . Арабо-мусуяьманская философская мысль является важной стадией общего историко-философскогс процесса. Однако генезис и статус средневековой арабской философии далеко не разрешен и остается во многом дискуссионным. I специальной литературе сформулированы по этой проблематике трі главных позиции.

Во-первых, арабо-мусульманское философское наследие среї невековья представляется - в духе Гегеля и Э.Ренана - как малі оригинальное в силу " неспособности" восточных народов к самое тоятельной философской мысли. Во-вторых, это наследие трактуем ся как исламская религиозная философия. В-третьих, арабская фі лософия средневековья представляется как эпигонско-комыентато] екая традиция, восходящая к древнегреческим истокам и заслужив! щая внимания лишь в качестве добавочной информации по античні философии.

Вместе с тем,невозможно пройти мимо множества публикаци; памятников философской мысли мусульманского средневековья, а также серьезных монографий по различным мыслителям и вопроса! арабской философии. Выдающуюся роль в исследовании арабо-мусу манекой философии сыграли немецкие ученые второй половины XIX - начала XX вв., опубликовавшие много ценных монографий. Одна ко они, возможно, больше других были склонны ставить формиров ние арабской философии в зависимость от ислама.

Более объективны в трактовке проблематики арабоязычной философии советские авторы. Они стремятся к обоснованной исто рической трактовке предмета и сущности этой философии, её вза моотношений как с теологией, так и наукой. Отсюда-их наиболее распространенная позиция, согласно которой в средние века

собственно философское, отличное от теологического мышление сохранялось и развивалось именно в странах Ближнего и Среднего Востока.

Примыкая к этой позиции, автор данной диссертации делает попытку исследования философского учения аль-Кинди, основоположника арабского средневекового перипатетизма (конец УШ в. - между 866 - ЄГ79 г.г.).

Степень разработанности проблемы. Это весьма влиятельное в средние века учение очень слабо изучено в советской философской литературе. Между тем,алъ-Кинди был одним из первых арабо-язычных философов, переведенных на латинский язык в европейском средневековье. Первый переводчик Корана на латинский Роберт Аф-честер перевел между II4I-II47 гг. книгу аль-Кинди " Ахкам ан -нуджум" ( "О расположении звезд"). Четыре его трактата били переведены на латынь йоханной аль-Ишбили ( ум. в 1157 г.) .Извест -

ним переводчиком трудов аль-Кинди на латынь был итальянец Джерар-

2 до Кремонский ( ум. в 1187 г.), который перевел три трактата.

Наследив аль-Кинди повлияло на средневекового философа

Альберта Великого (II93-I280 гг.) и на Роджера Бэкона { ум. в

1294 г.).3

  1. См.: Хитти Ф.Творцы арабской истории/ Пер. Фрайха Аниса,ред. "Зайида Махмуда.-Бейрут: изд-во "Дар ассакафа", 1969.-С 270-271 ( на араб, языке)

  2. См.: Аддифаа А.А. Наука в арабо-мусульманской цивилизации.-Бейрут: иэд-во " Муассасад аррисаля",1983.-2-е изд. - С.68.

  3. См.: Sarton G. Introduction to the history of science. Vol.1. - P.559. Cite par Cortabarria Beitia, ibid., p. 122.

Западноевропейское востоковедение, начиная с XIX в.,п< вятило жизни и творчеству аль-Кинди немало трудов. Почти в ;

бой работе по исламу и арабо-мусульманской культуре упоминаї

труды аль-Кинди. О нем писали следующие исследователи: A Koj

Л.Массиньон, Т. де Буур, М.Аллард, Ж.Атийэ, А.Иври, Ж.Жоливі

Х.Риттер, Р.Вальзвр, Г.Вольфсон, Э.Жильсон, Э.Целлер и др.

Интерес к философскому наследию аль-Кицди проявляется настоящее время. К его творчеству обращаются многие ученые I тока ( прежде всего - арабских стран). Среди них можно выдех следующих исследователей: А.Абу-Рида, А.аль-Ахвани, М.Фахри, Х.Мруэ, М.Абд ар-Разик, М Кадим , И. аль-Измири, А.аль-Аззау М. аль-Ираки, Т.Тизини, Д.аяь-Ясин, М.аль-мусауи, А Шах-Вали М.Лотфи Джюмаа, О.Фарух, Р.Ыаккарти и другие.

В советской философской литературе нет монографий об ал Кинди. Имеются лишь самые общие перки в книгах С.Н.Григорян В.В.Соколова , А.В.Джохадзе и Н И.Стяжкина . Перевод четырех произволений аль-Кинди осуществлен А.В.Сагадеевым.4.

  1. См.: Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнє: и Среднего Востока. М : Наука, 1966 .

  2. См. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школ, 1979

  3. См.: Джохадзе А.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси: изд-во Танатлеба", 1981 . —

  4. Избранные произведения шслитепей стран Ближнего и Средне] Востока ІХ-ХІУ вв / Пер. А.В.Сагадеева, А.И.Рубина - М.: СОЦЭКГИЗ, 1961. Сагадеев А.В. Новые публикации трактатов аль-Кинди// Народы Азии и Африки.- М.:Наука, 1964.- J I.

Трудность при изучении наследия аль-Кинди состоит в том, что из его упоминаемых различными учеными двухсот пятидесяти трактатов современный исследователь располагает лишь ста семью. Причем, принадлежность многих из них аль-Кинди не выяснена окончательно. Мы, конечно,не имели возможности ознакомиться со всеми трактатами "философа арабов", да и остальше исследователи вряд ли имели такую возможность, поэтому все работы, посвященные наследию аль-Кинди, не могут претендовать на целостное и всеохватывающее представление творчества арабского мыслителя. Нередки случаи противоречащих друг другу оценок философской концепции аль-Кинди как средневековыми, так и современными учеными. Отсюда следует необходимость дальнейших исследований наследия " философа арабов'.'

Целью данного исследования является по возможности полное воссоздание философской концепции аль-Кинди и определение места и роли "философа арабов" в истории арабоязнчной философии средневековья. Разумеется, выявление контекста этой философии невозможно без обращения к проблематике древнегреческой философии.

Творчество аль-Кинди представляет интерес не только потому, что он первый профессиональный арабский философ и первый мыслитель, выступивший за размежевание философии и теологии,но и потому, что он создал философскую методологию, в которой ведущую роль играет логико-математический компонент.

Принципиальный борец за истину, " откуда бы она ни исходила", аль-Кинди открыл двери перед аристотелизмом, греческой философией вообще для арабо-мусульманской мысли.

Как отмечено выше, досконально осмыслить учение аль-Кинди не только сложно, но в некоторых отношениях даже невозможно,

потому что в ряде случаев известны лишь названия его трактато: Но и в имеющихся трактатах приходится выявлять философские мы ли аль-Кинди косвенным путем, реконструируя мировоззрение " ф: лософа арабов."

Основными источниками автору данной работы послужили 41 трактат аль-Кинди и сообщения о не дошедших до нас книгах, уп наемых средневековыми историками, и отдельные цитаты из них.

Анализируя их, автор стремился решить следующие задачи: описать становление средневековой арабо-мусульманской мысли в целом; уяснить в целом философскую концепцию аль-Кинди и выя^ вить её связи с мутазилитским течением калама, с одной стороні и с греческой философией - с другой; вычленить воззрения аль Кинди об отношении бога и мира, отличные от воззрений Аристов ля, Платона, Плотина; уяснить сходство и различие взглядов а Кинди и мутазилитов в вопросе о происхождении мира , о душе и проблеме познания.

Научна;новизна. На основе оригинальных первоисточников : литературы, впервые привлекаемой автором, устанавливается спа цифические черты воззрений аль-Кинди в их отличии от учения м тазилитов, а также их связь и различие по отношению к древне греческой философии. Раскрывается методология аль-Кинди, её л гический и математический стержень, выявляется естественнонау ная устремленность мыслителя.

Автор впервые рассматривает некоторые факты жизни и твор чества аль-Кинди, подтверждающие взаимообусловленность воззре ний мислителя и реалий его эпохи; делает попытку раскрыть про воре чия его философской концепции, а также разрешить дискусси ные вопросы относительно формирования арабо-мусульманской фи лософской мысли под влиянием аль-Кинди.

Теоретической и методологической основой исследования является методология историко-философского исследования, основанная на положениях классиков марксизма-ленинизма и развиваемая в трудах марксистских философов. Автор руководствовался работами ряда советских философов, посвященных анализу средневековой традиции мусульманской культуры, - А.В. Сагадеева, В.В.Соколова, М.Т.Степанянц, Е А. Фроловой, Г.Б.Шаймухамбетовой, С.Н.Григоряна и др. В плане методологии и теории историко-философского процесса использованы работы А.С.Богомолова, Т.И. Ойзермана, Г.Г. Майорова и современных ливанских философов Х.Мруэ и А.Мехди.

Практическая значимость диссертации определяется её значением для уяснения развития средневековой арабо-мусульманской философской мысли в целом. Основные положения и выводы работы могут оказать содействие в дальнейшей разработке историко-философской проблематики. Материал диссертации может быть полезным для общих курсов по средневековой философии, философии религии, теории атеизма. Результаты могут быть использованы при разрешении дискуссионных вопросов о месте и значении арабо-мусульманской философии в мировой культуре.

Апробация работы. Диссертация обсушена на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.