Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия индийского атомизма Градинаров, Пламен Иванов

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Градинаров, Пламен Иванов. Философия индийского атомизма : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03 / АН СССР. Ин-т философии.- Москва, 1989.- 44 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/3313-1

Введение к работе

Индийская философия, подобно древнегреческой, не является предметом узкорегионального интереса, а представляет собой общечеловеческое достояние. Она открывает доступ к вершинам знания, которые поражают воображение открывающимися возможностями для интеллектуального созерцания,масштабностью познавательных перспектив. Такой выдающейся вершиной в истории человеческой мысли является философия индийского атомизма, Конституирующая предметную область настоящего диссертационного исследования.

Под атомизмом автор понимает совокупность продуктивных философем, обладающих мощным теоретико-конструктивным потенциалом. Имеется в виду и тот факт, что разные философемы могут обладать разными степенями значимости и применимости. Так, например, допущение о мире идей, обособленном of конкретного эмпирическото мира, относится единственно к философий рациона* лизма и применяется главным образом в рамках философского идеализма. Идея эйдоса однако имеет значительно более широкую сферу значимости и область применения. Она относится как к рационализму, так и к эмпиризму, как к концептуализму, так и к сенсуализму, ее применение позволяет говорить об объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической, трансцендентально-идеалистической и даже материалистической интерпретация эйдосов. Более чем показательным является тот факт, что Демокрит пользовался термином "эйдос" для обозначения последних неделимых структур материального мира.

На основе обширного фактического материала диссертант проводит идею о том, что, как правило, генезис собственно философского мышления в древней Индии осуществляегся одновременно с процессом формирования развернутых атомистических учений. Эта констатация относится в первую очередь к философии Джайны, Ад-живики и Вайшешики; с некоторыми оговорками ее можно признать справедливой и применительно к остальным ортодоксальным (actum) и неортодоксальным (настика) даршанам. Она, однако, может вызвать в какой-то мере законные возражения относительно генезиса буддийской и ведантистской философии. Эти возражения

легко нейтрализовать ссылками на эзотерическую философию Будды, которая, судя по Абхидхамматтха-сангахе, содержала достаточно развитое атомистическое учение, а также на то обстоятельство, что основополагающий дли философии Веданты афоризм "таг твам асии (это есть ты) принадлежит первому философу-атомисту Индии (Уддалаке) и относится к вопросу о совпадении минимальных материальных структур (ану), атмана и высшей реальности (сат).

Значимость и применимость атомистической идеи в пределах философии и науки индийского субконтинента трудно переоценить. С философско-методологической точки зрения чрезвычайно интересным представляется вопрос о Том, как атомистическая гипотеза вписывалась в то или иное философское учение, стимулируя тем самым развитие философской рефлексии в области гносеологии, метафизики, категориологии, психологии, логики и натурфилософской эристики.

В теории познания атомизм связан с более четким выявлением степеней познания, с возможностью обособления латентных, или ин-фрачувственных вторичных качеств, с диалектикой перцептивного и рационального в познавательном процессе, с обоснованием практического характера истины (прамаиъл), зависящей от сложного каузального комплекса и т.д.

Психология атомизма достигает ценных обобщений, проблема-тизируя атомистичность или всепроникаемость души (атмана), роль чужого Я и возможности его социальной перцепции, манас (внутренний орган) как атомистический регулятор процессов осмысления перцептов и особенно вопрос о типах восприятия, поскольку именно восприятие как первый и главный инструмент адекватного познания должно наглядно подтвердить существование атомов.

В области метафизики и категориологии индийский атомизм находит свое завершенное выражение в философской системе Ньяя-Вайшешики. Разрабатывая атомистическую модель мира, мыслители Ньяя-Вайшешики сравнительно последовательно придерживаются принципа материального единства мира, уделяя должное внимание выяснению системо-генеративных функций категории атман. Если-однако, исходить из числа допускаемых субстанций (дравъя), то следует признать, что в своей физической онтологии все системы индийского атомизма, за исключением Самкхья-Йоги и буддийско-

го атомизма, плюралистичны (Самкхья-Патанджала рассматривает грубые элементы, а следовательно и атомы, как субстанции, производные с точки зрения эволюции пракрти, а буддизм вообще связан с отрицанием существования каких-либо проявляющихся субстанций) . Пространство и время, независимо от того, как они понимаются — как субстанции или просто как формы существования праматериальной субстанции, — объявляются метафизическими принципами индивидуации. Особенно характерной для метафизики индийского атомизма является диалектическая идея совпадения минимума и максимума, которая принимает различные категориальные материализации.

Большое значение атомизм имеет для развития логики и натурфилософской эристики. Зависимость между этими теоретическими конструкциями является демонстративно-прикладной. Основные постулаты атомизма оказываются в центре многовековых дискуссий по вопросам о механизме возникновения новых качеств, о соотношении части и целого, о природе органической системы, о типах логической установки и стиле философского мышления, о возможностях трансцендентальной и многоаспектной логики, о труктуре силлогизма и аргументной привидности (хвтвабхаса), о перцептивных заблуждениях и т.д.

Научная актуальность избранной темы обусловлена возросшим значением синтетических и интегративных тенденций, характерных для современной научной картины мира. С историко-философской и историко-научной точки зрения, философия индийскою атомизма является прообразом своеобразной синтетической метафизики, находящейся в состоянии постоянного траисцензуса по направлению к частнонаучным дисциплинам. В этом отношении атомизм представляет собой воплощение более общей оппозиции, выражающейся в диалектике прерывности и непрерывности . Должен

По мнению Дж. Н. Моханти, индийский атомизм является историческим прецедентом перехода от феноменологической теории восприятия к теоретической области региональных онтологии; "Удовлетворительная теория восприятия должна рассматривать следующие два феноменологических факта: прерывность и непрерывность нашего перцептивного опыта. Не феноменалистский атомизм юмистско-буддийского типа, а именно и только физически объектный

ли мировой процесс объясняться как совокупность дискретных и в этом смысле атомарных событий или же он характеризуется наличием непрерывной прогрессивной (или циклической) линии изменений? В отличие от атомизма Демокрита и Эпикура, с именами которых связана разработка дисконтинуалистского направления в физике, индийский атомизм предлагает широкий спектр континуа-листских и эволюционно-дискретных программ, которые могут быть обобщены и противопоставлены друг другу как паринама-вада и арамбха-вада. Атомистические интерпретации и конкретизации данных учений можно обнаружить во всех (или почти во всех) частнонаучных дисциплинах таких, например, как космология, физика, астрономия, механика, химия, геометрия, биология и т.д.

Идея циклического характера космических процессов объединяет разные "атомистические Вселенные" индийской космологии; главные различия между ними обнаруживаются прежде всего в выяснении причин для активизации находящихся в состоянии космологического покоя (пралая) атомов. Анализ этих причин выявляет некоторые сходства космологии индийского атомизма с современной космологией антропного принципа (разумеется, с точки зрения ебщефилософских следствий и толкований), 'ставшие специальным предметом наших исследований1. Другие "симметричные идеи" мы видим в представлении джайнистой о пульсирующей Вселенной и первичном атоме, в космогонии множества миров (соответственно Вселенных) буддистов. Самая сильная и плодотворная гипотеза космологии индийского атомизма — это гипотеза об эволюционирующей Вселенной.

атомизм Ньяи объясняет первый аспект. Но физически объектный атомизм должен как-то объяснить и второй аспект нашего перцептивного опыта... В каждом восприятии наличествует тенденция к самотрансцендированию или к дальнейшему самоопределению; эта тенденция заложена не в нашем сознании, а в самом объекте перцептивного осознавания, поскольку объекты Перцептивного осознавания конституируют, в силу подобных интенций, один единственный мир", г- Mohanty J.N. Phenomenology and Ontology. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1970, p. 196.

Cm. Gradinarov P. Anthropic Web of the Universe: Atom and Atman. - Philosophy East and West 39 (January 1989): 27-45.

Механика индийского атомизма и атомистическая физика предлагают ряд решений и гипотез, научная значимость которых доказывается последующим развитием естествознания. Джайнистским атомистам, например, приписывается открытие закона о гравитации; интересно также отметить, что тяжесть (гурутва) рассматривается как объективно присущее свойство атомных агрегатов, которое в механике интерпретируется как причина падания (падана) тел.

Пространство и время описываются в едином континууме, метрические характеристики которого зависят от эволюционного состояния материи. Распространеные толкования акаши (эфира) позволяют определить ее, с одной стороны, как субстратную основу эмпирических пространственно-временных изменений, а с другой стороны, как энергетическую ткань универсума, обеспечивающую взаимодействие атомов. Более того, в рамках атомистической фи-, зики космоса говорится об едином поле взаимодействий (см. понятия дхармы и адхармы у Джайны). Широко обсуждается вопрос о космологической и чисто физической роли вакуума (апокакаша), о качественной специфике отдельных элементов, о типах движения и вообще о динамической картине Вселенной. Даются первые формулировки закона сохранения энергии и движения, закона сохранения материи (согласно Ньяя-Вайшешике, число атомов во Вселенной постоянно). В большинстве случаев физику индийского атомизма можно определить как качественную физику изменений, хотя достаточно внимание уделяется и исследованиям состояния материи — обсуждается вопрос о фазовых переходах, о смене агрегатных состояний, о способах, при помощи которых реализуется каузальная энергия всех физических трансформации и т.д.

Особенно важными по своему научному и эвристическому зничению являются проблемы физико-химии, т^е. той науки, которая подвергает анализу взаимоотношения между атомами и молекулами. Считается, что атомы разных элементов обладают различным атомным весом. Вследствие этого обнаруживаются разные тенденции движения атомов, а также специфически определенная валентная связь (так, например, атомы Самкхья-Йоги связаны с точно определенными танматрамщ образующими радикал расположенных ниже с точки зрения атомного веса атомов и служащими в

качестве менструума, в котором осуществлаяется синтез более тяжелых атомов), способность к моно- или полиэлементному кон-гломерированию и т.п. Активно обсуждаются три основных варианта описания атомов: а) атомы как вечно дифференцированные субстанции, б) атомы как продукт космологической эволюции праматерии и в) атомы как результат их собственной самодифференциации. В этой связи тематизируется также вопрос об инфра-атомном уровне исследования материи, равно как и возможность существования фундаментальных структур, снимающих в эволюционном отношении многообразие материального мира. Кроме того, постулируется возможность вмещения атомов всей Вселенной в пространство одного атома прадханы. В современной физике элементарных частиц эта идея связана с именем Фридмана (см. фрид-моны).

Основные положения атомизма находят отражение и в астрономии, где измерение движения небесных тел осуществляется в единицах, отвечающих перемещению небесного тела на один атом пространства за один атом времени. В математике разрабатываются основы дифференциального изчисления. В геометрии постулируются аксиомы, посредством которых консолидируется главный принцип атомизма — принцип деления. Знания об атомах, очевидно, использовались для развития металлургии, служили методологической и общенаучной основой для бесспорных успехов медицинских школ древней и средневековой Индии.

Все это дает нам достаточно оснований для того, чтобы определить философию индийского атомизма не только как значительное явление спекулятивно-положительной мысли в Индии, но и как общую методологию для обоснования и развития научного познания. К этому следует прибавить и те задачи, которые атомистическое учение решает в области общественного познания и практики, анализ которых предопределяет социально-политическую значимость выбранной темы.

Если для европейского континента отношения между атомизмом и индивидуализмом строго ограничены рамками механистической или, соответственно, органической канцепции взаимосвязи элементов природы и социума, в пределах индийского культурного региона разные варианты атомизма предполагают также разные со-

циомодификации индивидуализма, варьирующие от утверждения до теоретического уничтожения индивидуального субстрата человеческого Я. Так, например, в рамках атомистической философии Ньяя-Вайшешики индивидуальное Я (атман) положено как отдельная и независимая субстанция наряду с материальными атомами: махабхута и атман (а' следовательно, атомы и индивиды) — одно-порядковые субстанции, находящиеся в сложных отношениях космологической координации. Для Джайны атомы и множество индивидуальных Я (дживатман) представляют собой совместимые субстанций — индивидуальное Я теряет свойство всепроникаемости и ограничивает себя во время трансмиграций размерами индивидуальной субстанции, продолжая, однако, выполнять функции организующего принципа по отношению к материальному телу. Для Уддалаки и для большинства представителей Самкхья-Йоги индивидуальное Я, в той мере, в какой оно схватывается как субстанция, совпадает по размерам с атомом и помещается в сердце человека. Несмотря на это, при помощи диалектики атмана и Брахмана (см. сат) индивидуальное Я, независимо от своей атомистичности, становится идентичным со всеобъемлющей реальностью: атом является символом неделимости индивида как в микро-, так и в макро-Кйсмическом аспекте. И наконец, для буддизма нет никакого отдельного Я как субстрата моментально существующих скандх: как атомы, так и индивиды не более чем эфемерно сосуществующие дхармы.

Разумеется, главным направлением исследования остается выявление эвристических возможностей и реальных теоретико-концептуальных структур философии индийского атомизма. В этом отношении главная цель диссертации — создание интегральной картины парадигмальных образцов индийского атомизма с точки зрения их философского потенциала, демонстрация индийского атомизма не просто как совкупности атомистических тенденций в тех или иных школах индийской философии, а как метафизического синтеза единого образа мира. Достижение этой цели осуществляется путем постановки и решения ряда взаимосвязанных задач, таких, как:

1. Выявление основных областей применения атомистического способа мышления в Индии.

  1. Анализ исторической и концептуальной достоверности корреляции атомизм-материализм, а также конкретных формо-проявлений данной корреляции.

  2. Исследование взаимодействия разнообразных эмпирических, психологических, онтологических и трансцендентально-логических оснований различных теоретических экспликаций философии индийского атомизма.

  3. Экспозиция основных типов логических структур, характерных для философии индийского атомизма. Такими структурами являются филогенетическая, или эволюционная логика атомизма, онтогенетическая логика, т.е. логика самообоснования атомизма, собственно логические конструкции (анумана-вада) в философии индийского атомизма и прежде всего Ньяя-Вайшешеки, а также связанные с атомизмом параконсистентные и диалектические формы мышления.

б. Критическая оценка преимуществ и недостатков атомисти* ческого видения природы как средства создания синтетической картины физического мира.

  1. Методологическое и общефилософское исследование соот* ношения между категориями "материя", "движение" и "энергия" (т.ё; между категориями дравья и карма), а также возможностей энергетических Истолкований атомизма.

  2. Развернутый анализ двух ооновополйгйющих программ ин» дийского атомизма — арамбха-вады (грубо говоря, механицизма) и парИнама-вады (эволюционизма).

  3. Критическая реконструкция механизма взаимодействия ток или иных каузальных доктрин с атомистическим способом мышле* ния в рамках индийской философии.

  4. Анализ космологических функций акаши (эфир) как принципа (возможно пустоты), являющегося комплементарным по отношению к атомистическому учению.

  1. Выявление космологических проекций пространственно-временных применений атомистического способа мышления.

  2. Анализ возможных выходов атомизма на концепции множественной и соответственно циклической Вселенной.

Если попытаться рассмотреть историю индийского атомизма не столько в ее конкретной процессуапьности, сколько в процессе

ее современной реконструкции, то можно выявить следующие этапы в данном процессе, позволяющие судить о степени изученности проблемы:

  1. Этап предварительной интеграции атомизма как нераздельно-неразличимого фрагмента в общей панораме индийской философии. Пионером этого предварительного этапа в осознании действительных масштабов атомистической идеи является Г.Т. Кольбрук, главное внимание которого направлено на выявление отдельных систем индийской философии. Атомизм представлен им как сущностный определитель философской системы Канады, которая излагается главным образом по Прашастапада-бхашье; . В интерпретации Кольбрука имеются некоторые недостатки. Во-первых, описание атомизма Ньяя-Вайшешики нередко базируется на последующих ведантистских трудах и в частности на Брахма-сутра Шанкара' бхашъе, где дается критика основных (нередко искаженных) концепций Вайшешики. Во-вторых, Кольбрук определяет так наз. "вторичные" качества (вкус, цвет и т.д.) как латентные, Т.е потенциально существующие в атомах и молекулах. Данное определение является скорее результатом смешения европейской и самкхьяист-ской традиций. Оно приводит к ненужному "атомизированию" собственной концепции Самкхьи, которая не работает с понятием атома на тех этапах, которые предшествуют появлению элементных стихий. Скорее впего, именно Кольбрук стоит у истоков специфически европейского толкования самкхьяистского квазиатомиз-Ма, состоящего в том, что танматры приравниваются к атомам великих элементов*. В начале XX столетия Ф.Й. Щербатской продолжает называть танматры рудиментарными частицами, экстраполируя данное толкование и в сферу буддийского атомизма, главным образом своим утверждением о том, что атом тождествен дхарме.

  2. Этап концептуально-школьной интеграции атомизма. Выражение "концептуально-школьная интеграция" означает процесс окончательного формирования представлений об отдельных "схоластических" (т.е. принятых в рамках данной школы) интерпретациях древнеиндийского атомизма, а также появление первых Це-

* Colebrooke Н.Т. Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus. London, etc., 1958, pp. 173-178.

2 Ibid., pp. 153-154.

лостных моделей атомистической философии, где атомизм описывается как доминанта в развитии той или иной философской системы. Идея атомизма наличествует там не просто как застывшее концептуальное образование, которое возникло путем дедукции из более общего представления о членении материи. Она развернута во множестве вариантов, что и предопределяет главное отличие индийского атомизма от древнегреческого. Главные усилия направлены не столько на анализ категорий индийского атомизма в целом, сколько на выявление категориальных структур отдельных атомистических школ и взаимосвязи между ними. В 1900 году В. Хандт издает книгу "Атомистические основы философии Вайшешики",, в которой излагается общая система Вайшешики, причем предполагается, что Вайшешика заимствовала идею атомов у буддийских школ Тхеравады. Подобную гипотезу трудно отстоять из-за нехватки конкретных исторических свидетельств и, что более существенно в данном случае, в силу огромной разницы между атомистическими Концепциями Вайшешики И, Например, Сарвастивады. Герман Якоби предлагает другой вариант прослеживания генезиса атомизма Вайшешики и видит его корни в атомистической доктрине Джайны1.

До середины 20-ых годов выходит целый ряд фундаментальных трудов по философии Ньяя-Вайшешики — Д. Чаттерджи 1912, Б. Фаддегон 1918, А. Кит 1921, Г. Джха 1915-1918 и мн. др. Работа Бр. Сила "Механические, физические и химические теорий древних индусов", впервые показала философию Самкхья-Йоги как доктрину, содержащую атомистические элементы. Чрезвычайно важными для оформления целостной картины индийского атомизма являются труды академика Ф.И. Щербатского. Для Щербатского буддийский атомизм "едва ли не самая интересная атомистическая теория в Индии' Ее основные черты раскрыты также и Б. Семиче-вым ,

Encyclopaedia of Religion and Ethics, vol.2, pp. 199-202. See Ray P.C. A History of Hindu Chemistry. Vol. II. Calcutta, 1909, pp. 59-290. Шербатской Ф.И. Научные достижения древней Индии. — В кн.: Избранные труды русских индологов-филологов. Москва, 1962, с. 261. Semicev В. Matter according to the Visuddhlmaggo of Buddhaghosa and the Abhld-hammattha-sangaho of Anuruddha. Известия Ан СССР. Отд. гум. наук, 1930, С. 319-345.

Одна из важнейших особенностей индийского атомизма, считает создатель компаративистского подхода к индийской философии П. Массон-Урсель, заключается в том, что он строится на возможностях диалектического и материалистического (в самом широком смысле этого слова) толкования оппозиции большое-малое. Понятия анутва и махаттва (минимальность и максимальность) действительно являются одними из самых устойчивых архитектонических инвариантов философии индийского атомизма, конкретизированных далее в оппозиции анутва-вибхутва (атомистичность-всепроникаемость). Что касается компаративистской философии, то она, по мнению крупнейшего индолога современности Б.К. Матила-ла, приобрела плохую славу (bad connotation) благодаря обилию поверхностных аналогий и непродуманных интерполяций .

3. Этап категориально-метафизического прояснения индийского атомизма. Лучшие работы данного этапа в репрезентации философии индийского атомизма признают необходимость решения основного философского вопроса при определении специфики той или иной формы индийского атомизма. Самое главное достоинство книги У. Мишры о понятии Материи в Ньяя-Вайшешике состоит в том, что все субстанциальные категории Ньяя-Вайшешики, за исключением атмана, подведены под предельно общее понятие материи. Атомы, акаша, пространство, время и Манас не что иное, как формы существования материи. Безусловно, это понимание представляет собой более высокую ступень в процессе постижения единства природы, выходит за рамки чисто физической модели мира и позволяет достичь широкомасштабных обобщений самого высшего метафизического порядка. Поэтому данный этап в репрезентации индийского атомизма можно назвать и метафизико-синтетическим. Вслед за выявлением физики и химии индийского атомизма (см. работы Б. Сила и С. Дасгупты) на повестку для ставится задача философского обобщения его метафизических идей. Эта задача осуществляется прежде всего в работах С. Дасгупты (1930, 1987), С. Бхадури (1947),Э.Фраувалльнера (1956) ,В. Рубена (1954,1979),

' Matilal В.К. 'Preface' to Gradinarov P. Phenomenology and Indian Eplstemology,

(Studies in NyayaA/aisesika Transcendental Logic and Atomism). Delhi, 1990. 2 Mishra U. Conception of Matter according to Nyaya-Vaiceslka. Allahabad, 1936.

Ч. Шармы (1960), Д. Рипа (1961), ЕЛ. Гостеевой (1963), Дх. Шаст-ри (1964), Д.П. Чаттопадхьяи (1966, 1967, 1978), А.Д. Литмана (1982, 1985, 1988), а также в монографии В.Г. Лысенко , которая является первым в социалистических странах серьезнейшим исследованием по атомистической натурфилософии Вайшешики.

В силу необъятности доступного исторического материала мы были вынуждены отбросить хронологический и системно-репрезентативный подходы, характерные для второго, а в определенном смысле и для третьего этапа историко-философский реконструкции индийского атомизма. Мы обратились к возможностям проблемно-дисциплинарного подхода, основанного на стратификационном методе исследования, который снимает в себе исторические различия и представляет их в плоскости внутренней понятийной логики объекта репрезентации. Это позволяет подойти конкретно к вопросу о применении фундаментального диалектико-материалистического принципа совпадения исторического и логического к отдельным структурам и теоретическим образованиям философии индийского атомизма. Разумеется, способ выявления внутренней логики развития и функционирования конкретных идей и концепций в пределах индийского атомизма должен соответствовать уровню философской рефлексии и достигнутым результатам в разных интеллектуальных даршанах Индии. Поэтому синтетично-селективный под» ход, характеризующийся направленным выборочным синтезом присутствующих в философских системах атомистических элементов и тенденций, должен был быть дополнен подходом, позволяющим посмотреть на развитие индийской философии с точки зрения ее целостности, а именно органично-системным подходом. Кроме перечисленных выше общих методов философской обработки и систематизации доступного материала в работе применяются и ряд других методологических процедур более частного порядка, среди которых особо следует отметить метод (нередко диалектических) оппозиций и текстологический метод. Первый из них опирается на философскую релевантность таких оппозиций, как вьякта-авьякта, джнеятва-прамеятва, анутва-вибхутва, паринама-локастхити, сук-

Лысенко В.Г. "Философия природы" ..в Индии: атомизм школы вайшешика. Москва, 1986.

шма-стхула и т.д. Текстологический метод направлен на самовыявление имманентного тексту способа репрезентации и концептуальной организации исторического материала. Плодотворность применения данного метода обеспечивается обширным фондом оригинальных санскритских источников. Адекватность перевода того или иного специального санскритского термина гарантируется ссылками на Ньяя-кошу, словарь санскритских философских терминов, а также на ряд других произведений, которые не были охвачены Бхимача-рьей.

В своей совкупности описанные выше подходы создают реальную возможность определить индийский атомизм как синтетическое выражение философии и науки, находящихся на определенной ступени исторического развития духовной культуры индийского субконтинента, как интегральное отражение индийского натурализма и узловую точку в процессе его адекватного постижения. Этим и определяется научная новизна диссертации. Впервые в индологи-ческой литературе разрозненные атомистические тенденции многочисленных школ индийской философии показаны в их аподиктическом понятийном единстве, в их концептуальной взаимосвязи и идейном противоборстве. Отсюда вытекают и некоторые более конкретные вклады диссертанта в философскую индологию, обусловленные более или менее удовлетворительным решением поставленных основных задач.

1. Установлено, что атомистический способ мышления в Индии
обладает действительно универсальным применением — атомисти
ческие конструкты можно найти во всех областях философского
знания, а также в подавляющем большинстве части онаучных дис
циплин.

2. Определенным вкладом в философскую индологию явля
ется выяснение и текстуальное подтверждение того факта, что мате
риализм в индийской философии, как правило, связан с атомисти
ческим способом мышления, а атомизм предполагает материалис
тическую парадигму объяснения природы. Результаты исследова
ния с достаточной степенью достоверности показывают, что, с ре
троспективной точки зрения, атомы — даже в системах буддийского
атомизма — являются материальными структурами, обладающими
минимальным размером (тримана). Тем самым продолжающийся

уже 70 лет спор о размерности или безразмерности (соответственно материальности или нематериальности) атома решается в пользу первой альтернативы.

  1. Впервые в нашей литературе дается интегральная картина физической онтологии основных философских школ Индии; из-следуются физико-химические характеристики атомов, специфическое понимание энергии и движения, оппозиция эволюционизм-механицизм и каузальные учения в индийской философии.

  2. Разработана целостная модель терминов и концепций для адекватной репрезентации системы логики и категориологии Ньяя-Вайшешики.

б. Вводится в научный оборот множество оригинальных произведений, написанных в традиции Ньяя-Вайшешики, ранее не переводившихся на европейские языки.

6. Дается первый перевод произведения Лаугакши Бхаскары Тарка-каумуди, снабженный подробными комментариями и ссылками на обширный фонд санскритских философских произведений.

Практическая значимость диссертационного исследования — с учетом самого широкого контекста задач, поставленных перед научной индологией, — состоит в экспозиции особого типа рациональности, характерной Для зрелых сочинений индийской философской прозы, о определении строгих границ между сотериологиой и категориологией, которая, хотя и в последнем счете подчинена сотериологии, занимается, как правило, выяснением секуляризированных вопросов. Выяснение данного обстоятельства позволяет по-новому взглянуть на проблему так наз. "философско-религиозных" систем Индии и определить философию индийского атомизма, а вместе с ней и целые слои традиционных даршан Индии как рациональные конструкции, четко разграниченные от продуктов религиозного и мифологическото способа мышления.

Работа имеет и более частное значение. Она является практическим утверждением намечающейся в современной философской индологии тенденции к синтезу историко философских, историко-научных и логико-методологических исследований.

Наконец, материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для подготовки как общего курса по истории ин-

дийской философии, так и спецкурсов по логике, физике и космологии тех или иных школ индийской философии.

Апробация работы. Диссертация была обслужена и рекомендована к защите на заседаниях сектора актуальных проблем современной философии стран Азии и Африки Института философии АН СССР (16 марта 1989) и секции философии Института марксизма-ленинизма Академии общественных наук и социального управления при ЦК БКП (18 апреля 1989). Ее две основные части были обсуждены в качестве монографических исследований на заседании секции философии ИМЛ АОНСУ и по предложению официальных рецензентов — проф. д-ра Р.П. Шриваставы, вице-президента Индийского философского общества, и ст.н.с. К. Кынева — депонированы в ЦИНТИ.

Основные результаты исследования были отражены автором в монографиях, разделах коллективных трудов, статьях и других Научных публикациях, указанных в конце автореферата. Они были Изложены и защищены в выступлениях и докладах на философских І1 науковедческих конференциях и симпозиумах, в частности: "Материалистическая диалектика, диалектическая логика и формальная логика" Варна, 2-7 июня 1986; Пятая европейская конференция по Истории общественных и поведенческих наук, Варна, 1986; "философия, физика, Космос" — III международный симпозиум. Кырджа-ли, 14-16 мая 1987; VIII международный конгресс по логике, методологии и философии науки. Москва, 17-22 августа 1987; "философия и общество". Пловдив, 10-13 декабря 1987; Летняя международная Варненекая школа по философии, 6-11 июня, 1988; Международный симпозиум по методологии и логике социального познания. Варна, 12-16 июня 1988; I международный симпозиум "Модели значения". Варна, 25-28 сентября 1988; "Логическая непротиворечивость и диалектическое противоречие". София: БАН, 1988.

Часть результатов научно-исследовательской работы диссертанта апробировалась при прочтении подготовленного им спецкурса по философии индийского атомизма для студентов-философов Софийского университета имени Климента Охридского (1987-1988), а также в лекциях по истории философии, логике и методологии науки для студентов и слушателей Академии общественных наук и социального управления при ЦК БКП (1988 и 1989). Основные ре-

зультаты исследования обобщены в курсе по философии и методологии индийского атомизма для слушателей университета Пуны (Индия, 1989).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, перечня санскритских источников, списка использованной литературы, (всего около 400 позиций), именного указателя и словаря-указателя санскритских терминов.