Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия любви немецкого романтизма Садунова Наталия Владимировна

Философия любви немецкого романтизма
<
Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма Философия любви немецкого романтизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садунова Наталия Владимировна. Философия любви немецкого романтизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Садунова Наталия Владимировна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/139

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Любовь как мировоззренческая категория немецкого роман тизма 3

1.1. Романтизм как историко-культурный феномен: жизненный мир и экзистенциальное состояние личности 28

1.2. Философско-мировоззренческие основания рассмотрения проблемы любви в немецком романтизме 43

1.3. Категория любви в картине мира немецкого романтизма 60

Глава II. Любовь в человеческих взаимоотношениях в философии не мецкого романтизма 82

2.1. Чувственная любовь в философии немецкого романтизма 82

2.2. Проблема равенства полов в философии немецкого романтизма .98

2.3. Проблема брака в немецкой романтической философии 110

Заключение 129

Список литературы 140

Введение к работе

І. Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Философия романтизма в настоящее время привлекает внимание представителей самых разных областей гуманитарного знания. Это связано, прежде всего, с тем, что романтизм является не просто историческим явлением. Он представляет собой особую мировоззренческую парадигму, которая, так или иначе, воспроизводится в различных социокультурных обстоятельствах. С ней связан особый психологический тип личности, могущий существовать в различные эпохи.

Романтическая парадигма олицетворяет протест человека против отчужденной подавляющей и разрушающей человеческую личность действительности, устремленность к возвышенному идеалу, которая постоянно воспроизводится в истории. Романтизм является особым движением, соединяющим и синтезирующим в себе различные стороны человеческого духа: эмоционально-чувственное, поэтическое отражение мира, рационально выраженное подчинение идеалу, представление об определенном стиле жизни, наполненном специфическим ценностным содержанием.

Романтическая философия позволяет соединить концепцию мира как целостности с представлением об отдельной человеческой личности как самоценной силе. Она противостоит современному массовому сознанию, в котором высшие духовные ценности отодвигаются на второй план.

Обращение к романтической традиции заключает в себе возможность нравственного возрождения, в частности возрождения возвышенного отношения к любви, всегда бывшей одной из основополагающих ценностей человеческого бытия.

В свете сказанного особый интерес представляет собой немецкий романтизм, в котором данное миросозерцание нашло наиболее развитое и системное выражение.

Степень разработанности проблемы. Изучение романтизма ведется по многим направлениям. Прежде всего, следует назвать работы, посвященные исследованию романтизма как особого исторического типа культуры. В этом плане наиболее значимыми являются исследования отечественных авторов Берковского Н.Я., Дмитриева А.С., Грешных В.И., Хруле-ва В.И., Милюгиной Е.Г1. а также зарубежных: Гайма Р. и Вилшира Б., Бо-ура С, Тэйлора Р., Шейбер М., Хьюджа Дж., Пекхема М.~ Глубокое исследование философских оснований романтизма осуществлено известным представителем неокантианства В. Виндельбандом . В отечественной фи-

1 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975; Грешных В.И. В мире немецкого романтизма: Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне. Калининград, 1995; Хрулев В.И. Романтизм как тип художественного мышления. Уфа, 1985; Милюгина Е.Г. Идея универсального человека в романтизме / Е.Г. Милютина // Романтизм: Грани и судьбы. - Тверь, 1998. - Ч. П. - С. 100-108.

Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891, Romanticism and evolution: the nineteenth century. An anthology. Selected, edited, and with an introd. by Bruce Wilshire, New York, 1968; Bowra С. M. The romantic imagination. London, 1950; Taylor R. The romantic tradition in Germany. An anthology with critical essays and commentaries by Ronald Taylor. London, 1970; Scheiber, M. M. Ludwig Tieck and the mediaeval church. New York, 1970; Hughes G. T. Romantic German literature. London, 1979; Peckham M. Romanticism and ideology. Greenwood, 1985.

3 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993.

лософии эта проблематика наиболее интересно разработана В.Ф. Асмусом, P.M. Габитовой, А.В. Гулыгой1. По-видимому, наиболее исследованными являются эстетические идеи представителей романтизма. В этой связи следует назвать труды Ванслова В.В., Лосева А.Ф., Овсянникова М.Ф., Смирновой З.В.2

Тема любви в философии романтизма нашла свое отражение в тру-дах Жирмунского В.М., Нарского И.С., Чавчанидзе Д.Л. Работы Литвиновой А.Л., Меньшикова М.О.4 посвящены изучению философии любви представителей немецкой классической философии, чьи воззрения оказали сильнейшее влияние на романтизм.

Как известно, романтизм идеализировал средневековую культуру. Поэтому для понимания его основных идей, и, в частности, учения о любви особое значение имеют работы, посвященные исследованию этой темы

1 Асмус В.Ф. Диалектический материализм и логика. Киев, 1924; Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978; Гулыга А. В. Шеллинг. М, 1994.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966; Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927; Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М., 1963.

3 Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., 1996; Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви в 2-х томах. М., 1990. Т. 1; Чавчанидзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9, Филология. 1992. № 2.

Литвинова А.Л. Из истории философских представлений о браке и семье (Проблема брака и семьи в философии Канта, Фихте, Гегеля) // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974; Меньшиков М.О. О любви. Спб., 1899.

применительно к средневековой культуре. В этой связи следует назвать публикации Абрамсона МЛ., Габрахманова П.Ш., Лучицкой СИ., Опица К.,1. Их работы позволяют выявить истоки романтической концепции любви.

Труды Сосновского А.В., Успенской В.И., Фукса Э." дают важный материал для установления взаимосвязи романтического видения любви и представлений эпохи Европейского абсолютизма.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные моменты постановки проблемы философии любви в наследии теоретиков немецкого романтизма. Однако до сих пор в научной литературе, сфокусированной на изучении философии романтизма, отсутствуют исследования, специально посвященные целостному анализу этого вопроса. Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования,

1 Абрамсон МЛ. Семья в реальной жизни и в системе ценностных ориен
тации в южноитальянском обществе X-XIII вв. // Женщина, брак, семья до
начала Нового времени. М., 1993. С. 42-56; Габдрахманов П.Ш. Брачная
политика сеньоров и брачное поведение сервов в средневековой Франции
// Женщина, брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. С. 15-34; Лу-
чицкая СИ. Быт, нравы и сексуальная жизнь крестоносцев // Женщина,
брак, семья до начала Нового времени. М., 1993. С. 56-78; Опиц К. Жен
щина в зеркале позднесредневековой агиографии // Женщина, брак, семья
до начала Нового времени. М., 1993.

2 Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. М., 1992;
Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII-XVIII веков // Женщины,
история, общество. Тверь, 2002, выпуск 2. Фукс Э. Иллюстрированная ис
тория нравов: Галантный век. М., 1995. Фукс Э. Иллюстрированная исто
рия эротического искусства. М., 1995.

объектом которого явился романтизм как духовное движение, характеризующееся особой мировоззренческой парадигмой, а предметом - любовь как категория романтического мировидения.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение содержания категории любви и ее места в картине мира немецкого романтизма. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

охарактеризовать основные черты романтизма как особого культурно-исторического феномена, специфическим образом воспроизводящего жизненный мир и экзистенциальные состояния личности;

выявить философско-мировоззренческие основания рассмотрения проблемы любви в немецком романтизме;

определить место категории любви в философии немецкого романтизма;

рассмотреть отношение немецких романтиков к чувственной любви;

изучить решение проблемы взаимоотношений полов в немецком романтизме;

проанализировать особенности постановки проблемы брака в философии немецкого романтизма.

Источники. В диссертационном исследовании использовались два круга источников. Во-первых: это философские труды немецких романтиков, а также их художественные и публицистические сочинения. Среди них следует выделить труды Фридриха Шлегеля - главного теоретика немецкого романтизма, а также работы Ф. Новалиса, Л. Тика и др. Во-вторых, в круг источников входят произведения мыслителей, которые стали источником для размышлений немецких романтиков и оказали непосредственное влияние на их взгляды (Боккаччо, Петрарка, Данте, Аврелий Августин и др.)

Методологические основы диссертации определяются предметом и спецификой источниковой базы исследования. В диссертационном

исследовании применены герменевтический подход, а также общенаучные методы, среди которых необходимо выделить сравнительно-исторический, проблемно-тематический, структурный методы, системный подход, диалектический метод.

Структура и основное содержание диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 154 с.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется цель и задачи исследования, его методология, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Романтизм как историко-культурный феномен: жизненный мир и экзистенциальное состояние личности

Романтизм как идейное и художественное движение, пришедшее на смену классицизму, охватывает самые различные области культуры. Это движение характеризуется определенным типом мышления, противопоставляющим мир идеальный материальному миру. Романтизм также есть не что иное, как определенное миропонимание, концепция жизни, гуманистическая в своей основе

Романтизм является важнейшим этапом в истории культуры, он имеет исторический характер. Парадигма романтического мышления постоянно воспроизводится в истории, однако, собственно культура романтизма проявляется в конкретных условиях. По поводу романтизма, который сопутствует человеческой истории, ведутся дискуссии, и существует множество точек зрения.

В настоящее время тема романтизма является одной из обсуждаемых в культурологической и философской литературе. Некоторые исследователи, например, Соколов А.Н. предлагает изучать романтизм как совокупность различных признаков, поскольку они представляют собой единство, без которого попытки понять явление будут односторонни и бедны. Среди основных признаков романтического миропонимания Цейтлин А.Г., например, называет религиозность, интуитивность, индивидуализм, ирра ционализм, историзм и народность. Однако невозможно охарактеризовать романтизм по какому-то одному признаку. Хрулев В.И. связывает романтизм с художественным развитием человечества. Он отмечает, что определение и понимание романтизма даже по совокупности признаков является недостаточным, и предлагает рассматривать его сущность с точки зрения развития человеческого сознания и проявления этого сознания в философии и художественной практики. Хрулев В.И. предлагает осмысливать романтизм как "исторически закономерный этап на путях художественного развития человечества .

Нам представляется возможным охарактеризовать романтизм как особенность мировоззрения, некое духовное движение, которое невозможно свести к совокупности признаков.

Рассматривая романтизм как общественно-историческое и культурное явление, необходимо обратиться к предпосылкам его возникновения в конце XVIII века. Появление романтизма было обусловлено духом самой эпохи рубежа XVIII-XIX веков. Среди социально-исторических предпосылок Хрулев В.И. называет смешение феодальной системы и капиталистических отношений, в результате чего личность потеряла устойчивые взаимоотношения со средой и обществом. По мысли Хрулева В.И., на этой почве сложился особый тип духовного и "духовно-практического" освоения жизни, в основе которого лежит акцент на отдельной человеческой личности как "самоценной силе". Данная сила представляется способной освободить себя и других от "чуждых им жизненных обстоятельств и утвердить иной желаемый образ жизни" . Подобная абсолютизация самоценности человеческой личности, по мысли Волкова И.Ф., нашла свое выражение в субъективном идеализме Фихте, провозгласившем человеческое "Я" единственной реальностью и всемогущей творческой силой; в культе Наполеона; в появлении социальных утопий. Хрулев В.И. полагает, что в литературе выражением романтического типа сознания стало воспроизведение индивидуального характера как абсолютно самоценного и независимого от окружающих обстоятельств.

Гносеологической основой романтизма явилась "опора личности на возможности раскованного сознания, на стремление человека опередить конкретно-историческое развитие действительности и провозгласить свои идеалы как единственно достойные"3. Ориентация на высшие духовные ценности позволила романтикам по-новому осмыслить человека и окружающий мир. Важно отметить, что романтики попытались диалектически взглянуть на мир и законы его развития.

Психологические истоки романтизма Хрулев В.И. усматривает в протесте индивидуальности против рационализма Просвещения, подавляющего личное "я". Приоритет разума над чувством, долга над свободой создает психологический дискомфорт для личности, которая стремится вырваться из рамок жестких нормативных отношений.

Философско-мировоззренческие основания рассмотрения проблемы любви в немецком романтизме

Всякое крупное духовное движение самоопределяется в истории культуры созданием собственной философии. Сказанное относится и к романтизму, создавшему ряд философских учений, имеющих значение не только в рамках исторически конкретного типа культуры, но и как мировоззренческая основа особого способа понимания человека и форм его самоосуществления, так или иначе,- воспроизводящегося в различные исторические эпохи. Романтическая философия сформировалась во время расцвета немецкого идеализма, испытав огромное его влияние, однако философия романтизма не утратила собственного самостоятельного значения как система философских взглядов по гносеологическим, натурфилософским, эстетическим, этическим проблемам.1

Философия романтизма, как и любая другая философия, рассматривает отношение субъекта и объекта, конечного и бесконечного, свободы и необходимости. Однако необходимо отметить специфику романтической философии, которая заключается в своеобразии методологического подхо да и собственно тех ответов, которые она нам дает на поставленные вопросы.

Специфика романтизма характеризуется художественным принципом мировоззрения. Романтики воспринимали мир как "художественный организм", а действительность представляли согласно диалектическому мировоззрению.1 В отличие от дискурсивного мышления, для романтизма органичным является метод "интеллектуальной художественной интуиции", романтики противопоставляли философию с приоритетным значением искусства - философии, основанной на научном познании. В философии романтизма происходит замена аналитического метода на "синтетический", прямолинейного на "циклический". Философское мышление романтиков отличается многообразием и свободной сменой методов. Помимо художественного постижения действительности (метод свободного мышления), романтическая философия активно пользуется методами физики, математики - экспериментирование, конструирование. Философия в романтическом понимании — это эксперимент, с одной стороны, и — абсолютное знание, с другой. Философия - это знание знания, это "само по себе сущест-вующее целое" . Фридрих Шлегель отмечал, что "...всякое знание должно быть генетическим..., структурным, расчлененным на элементы", но в тоже время, " ...для правильного философствования требуется ...дух, которому не обучить никаким методом", "смысл усматривается непосредственно, ... сущность понимается в ее целостности"3. Метод, согласно романтической концепции, вообще не должен быть однообразным; дух нико гда не должен находиться в услужении у метода, жертвуя сущностью ради формы.

Особенные черты романтической философии, такие как, диалектическое воззрение на мир, постижение его в целостном единстве противоречий, универсальность, синкретичность философии с одной стороны, и фрагментарный стиль мышления и философствования - с другой, позволили романтикам постигнуть полноту и конкретность жизни. По мнению Га-битовой P.M., форма философии романтизма в виде афоризмов, фрагментов, философем позволила романтикам выразить действительность "в ее свернутом, сокращенном, зашифрованном виде, недоступном дискурсивному мышлению"2.

Диалектический способ мышления немецкого романтизма обусловил попытки романтиков теоретически разработать принцип противоречия, попытки обосновать принцип диалектического развития, интерес к взаимопереходу понятий, критику метафизического способа мышления. Также диалектизм романтиков вызвал к жизни стремление к воспроизведению противоречивости реальной действительности в философии, литературе, эстетике. На материале искусства, литературы, поэзии романтики апробируют синтетический метод философствования.

Чувственная любовь в философии немецкого романтизма

Философия любви немецкого романтизма представляет собой единую концепцию, в которой взаимосвязаны все составляющие. Одним из важ-нейших элементов философии любви является обращение к культуре чувственности, которая, по мнению романтиков, в истории незаслуженно отошла на второй план.

Философия немецкого романтизма обращается не только к идеальной и возвышенной любви, но и к чувственной ее стороне. Для немецкого романтизма одним из ведущих мотивов философии любви является реальное жизнеутверждающее начало и радость чувственного бытия. В философии любви немецкого романтизма можно проследить определенные модели понимания чувственной любви и женщины, впитанные из многовековой истории развития человеческих взаимоотношений. Чувственная любовь проявляет себя и в средневековом культе Прекрасной Дамы, и в телесности Возрождения, и в светской культуре Рококо, и в природной "естественности" Просвещения. Все эти исторические парадигмы восприятия чувственности были философски переосмыслены немецкими романтиками.

Одним из важнейших стимулов поклонения романтиков женщине является телесное влечение, подобное влечению рыцаря к Прекрасной Даме Средневековья. Философия романтизма во многом открывает миру средневековую культуру, перенимает ее рыцарское служение Прекрасной Даме и поклонение женщине как Богоматери. В Средневековой культуре, в частности в куртуазной лирике, сформировался определенный тип отноше ния к женщине. С другой стороны, благодаря культу Прекрасной Дамы утверждается реальное чувственное начало в отношениях между мужчиной и женщиной, которое признается официальной культурой. Философия немецкого романтизма делает попытку установить свои правила игры, подобно правилам куртуазной любви. К сожалению, не всегда подобные опыты немецких романтиков оказывались удачными. Например, наиболее продуманный в данном вопросе философский роман Фридриха Шлегеля "Люцинда" не имел успеха у современников. Напротив, роман встретил враждебный прием критики и был оценен как "гениальное бесстыдство", "эротическая безвкусица", "скука и отвращение, удивление и презрение, стыд и печаль"1. Из всех современников Фридриха Шлегеля только берлинский проповедник Шлейермахер выступил в защиту романа, подчеркнув, что именно любовь и делает это произведение религиозным и нравственным.

В философии любви немецкого романтизма происходит поразительное слияние любви и религии. Также как и в культуре Средневековья в романтизме существует чувственная окраска религиозной экзальтации. Ро-мантики продолжили путь "романтической идолизации" любви. В то же время можно отметить, что в отличие от официальной религиозно окрашенной культуры Средневековья, в немецком романтизме очевидно проявляется гедонизм чувственной радости.

В романтической философии не существует дуализма в понимании любовного чувства: происходит сакрализация любви и утверждение значимости чувственной культуры. Любовь соединяла телесный мир с Богом, поэтому "...священное получало некую чувственную окраску, а чувственное выступало в ореоле священного" .

Реабилитация романтиками чувственной любви в некотором смысле сродни средневековому культу Прекрасной дамы на третьем этапе эволюции чувственности в куртуазной культуре2, когда важным стимулом поклонения Даме является именно телесное влечение, наполненное сложным психологическим содержанием. Если первый этап куртуазной любви характеризуется первенством рыцарского идеала над чувством любви в сочетании с превосходством мужчины над женщиной, на втором этапе на первое место выводится земная любовь, то третий этап отличается усилением духовного начала в любви. Одним из основных принципов куртуазной любви является "любовное влечение, подлинная страсть и взаимность чувств"3. Развитие культа Прекрасной дамы способствовало становлению новых представлений об идеальном облике мужчины и женщины и их взаимоотношениях. Половая страсть не сводилась только к физической. Соитие выступало как венец сближения, а не его единственное оправдание. Благодаря культу Прекрасной Дамы половое влечение наполнялось более сложным психологическим содержанием, его обязательным элементом становилось признание душевных достоинств партнеров. Каждый из них стремился к самосовершенствованию ради другого. Возникало то, что мы привыкли называть любовью в собственном смысле этого слова. Куртуазная литература создавала примеры для подражания. Основные прин ципы истинной любви, изложенные в трактате Андре Капеллана составляли своеобразную инструкцию для молодых рыцарей: - "Основу истинной любви составляют любовное влечение, подлинная страсть и взаимность чувств; - человек должен быть достоин любви, главным образом своей доблестью; - выше ценится труднодостижимая, но не легкодоступная любовь; - любовь должна быть лишена корысти; - чувство ревности лишь доказывает истинность любви и усиливает ее; - в интимных отношениях любовников не должно быть внутренних запретов; - вместе с тем безмерное сладострастие губит любовь."1

В диалогах Андре Капеллан различает две формы любви - "amour purus" (чистую любовь) и "amour mixtus" (любовь плотскую). В основе первой - созидание духа и сердца, когда даже поцелуи и физический контакт облекаются в целомудренные и стыдливые формы, тогда как вторая есть полное торжество Венеры. Для автора это две стороны одного и того же чувства, но, судя по его стремлению ввести любовь в некие рамки, более предпочтительной является "amour purus" в ее куртуазном смысле, когда большее значение имеет не физическое обладание, а желание не удовлетворенное, что усиливает чувство любви.

Проблема равенства полов в философии немецкого романтизма

Настоящая любовь в представлении романтиков возможна только к "равному", однако, для Гегеля такового в реальной жизни практически нет.

Тенденция к раскрепощению женщины в семье и в обществе достигает своеобразного апогея в философских представлениях Фридриха Шлеге-ля, который одним из первых официально заявлял о своих взглядах и стремился к их распространению и укоренению. Наиболее ярко, несомненно, его философские размышления на тему равноправия полов раскрыты в романе "Люцинда", в статье "Приложение о любви и браке в связи с "Избирательным сродством Гете", во "Фрагментах".

Романтическая философия показала, что мужчина может обрести гармонию бытия только в любви к женщине. Герой философского романа Фридриха Шлегеля "Люцинда" нашел в женщине и возлюбленную, и лучшего друга. В этом романе утверждаются новые нормы отношений между людьми - в любви, в дружбе, - исключающие какое-либо подавление индивидуальности, провозглашающие равенство, взаимное уважение, полное понимание и помощь друг другу. Романтизм воспринял идею просветителей о том, что истоки равноправия изначально заложены самой природой, и только общество исказило естественные отношения полов. Мужчина и женщина, для философа, - два совершенно равных существа, причем, женское начало романтизм оценивает гораздо выше, нежели мужское. Подобные воззрения вызваны представлениями романтиков о глубокой связи философии жизни и Женского начала, полагая, что это наивысшее качество духовности, которой проникнут мир. Вечная Женственность - это мощнейшая энергия, основа жизни и мира. Философию любви немецких романтиков можно обозначить как универсализация любви, когда они соединяют основные концепции и представления о любви в некую общую теорию. Идея равноправия социального, политического и, главное, духовного провозглашается романтиками на уровне универсального подхода к межличностным отношениям.

Принцип равноправия полов в творчестве немецких романтиков утверждался не только мужчинами, но и самими женщинами, знаменитыми женщинами йенского круга романтиков: это Каролина Шлегель, Доротея Фейт, Беттина фон Арним. Именно в йенском романтизме начал осуществляться значительный прорыв в изменении отношения к восприятию женщины. Подготовка этого прорыва началась задолго до XX века, но только романтизм с его особым мировосприятием вознес женщин до небывалых высот. В предыдущие эпохи высокое положение женщины было связано либо с ее политической властью (женщина на троне), либо с ее влиянием в жизни мужчин; были небывалые всплески женского творчества (Сапфо, Маргарита Наваррская, госпожа де Лафайет и другие), но именно с эпохи романтизма женщина стала восприниматься как полноправный член общества, способный творить наравне с мужчинами. Идеологическая основа всплеска женского творчества XIX века была заложена в кругу йенских романтиков, куда входили Август и Фридрих Шлегели, Шеллинг, Шлей-ермахер, Тик, Ваккенродер, Новалис.

Среди участников йенского круга стойко держался культ Каролины, между тем она не писала ни стихов, ни прозы, если не считать ее литературных попыток, брошенных в самом их начале. Она не создавала собственных философских систем и не толковала чужих. Зато ее саму рассматривали как замечательный феномен жизни и культуры, требующий истолкования и разгадывания. Фридрих Шлегель с жаром интерпретировал Каролину, каждое ее полуслово или полу-движение. В "Люцинде" он писал, что Каролина отвечает на вопросы, которые еще не успели предложить ей, умея все предугадать заранее, что лицо ее полно музыки, новой каждый раз. Она была искусницей разговоров и писем, тирад, попутно вставленных замечаний, каких-то трех-четырех фраз, которыми произведению или человеку, как считали романтики, выносился окончательный приговор. Шиллер в среде романтиков своей незавидной репутацией был обязан именно ей, так как Каролина порицала его как вычурно-рационального поэта.

В романтическое объединение женщины вносили непосредственность, то, чего недоставало их чрезвычайно ученым и высокомудрствую-щим мужьям. Женщины враждовали с книжностью и книжниками, с педантством, которого немало было и у романтиков, антипедантов по своим программным убеждениям. Культура во всех ее течениях и специальностях была представлена в романтическом сообществе, все кипело волей к синтезу всех искусств друг с другом и к синтезу этого синтеза со всеми богатствами отвлеченной мысли1. На долю женщин выпадал синтез самый ответственный: культуры с жизнью как таковой. Доподлинность и живость жизни нашли своих хранителей в Каролине и Доротее. Романтики ушли бы еще далее от мира, в котором остались все прочие люди, не будь на них этого женского влияния, заставлявшего их проверять себя простым воззрением на вещи. Женщины при романтиках играли роль изящных "опрости-тельниц", в чем и состояло их обаяние".

Каролина сближала романтиков не с одним только повседневным течением жизни, она вела их к большему: на ранний романтизм веяла Французская революция. Каролина была реальной связью с нею. В Майнце, оккупированном французами, Каролина выказывала сочувствие к ним и к революции, за что и была брошена немцами в тюрьму, когда они опять стали хозяевами в городе. Также она состояла в дружбе с Георгом Форстером, немецким якобинцем, и через нее он духовно входил в йенское содружество. Уже сам "женский стиль" Каролины принадлежал новым временам.

Другая известная женщина йенского круга романтиков, написавшая роман "Флорентин" Доротея Фейт, все же ценима была не в качестве самобытного автора, а в своей роли при ком-то другом.

Похожие диссертации на Философия любви немецкого романтизма