Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия радикальной теологии Т. Альтицера Селиванов, Юрий Руфинович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селиванов, Юрий Руфинович. Философия радикальной теологии Т. Альтицера : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1991.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/1796-6

Введение к работе

Диссертация посвящена философским взгляда?.! видного представителя современной протестантской теологии США Томаса Джонатана Джексона Альтицера {р. 1927).

Актуальность исследования определяется несколькими обстоятельствами. Эволшия религиозной философии составляет неотъемлемую и специфическую часть историко-философского процесса. В рамках религиозной философии могут разрабатываться различные философские направления. Наряду с философской разносторонностью религиозной мысли присуща идеологическая.подвижность. Религиозно-философские учешія способны содействовать как революционным преобразованиям в обществе и в мировоззре-Ш1и, так и упрочению традициошшх общественных и духовных устоев. Актуальность исследования религиозной философии об-уславливается также сложностью её теоретического содержания, недостаточно изученного советской историко-философской наукой.

Философские проблемы, которые ставятся в теологии, так или иначе замыкаются на понятии бога, но благодаря фундаментальности и универсальности этого понятия теологические конгепшш способны охватывать широкий круг мировоззренческих вопросов : онтологических, гносеологических, этических, философско-исторических. Теологию можно рассматривать как ядро религиозной философии, опирающейся на теистическую религиозность. Такое положение теологии позволяет ей протікать' в различные области культуры s искусство,

политику, науку, мораль.

В XX веке деятельность христианских теологов оставила заметный след в духовной жизни Запада вообще и в западной философии в частности. Имена К.Барта, П.Тиллиха, Р.Нибура, П.Тейя-ра де Шардена с полным правом]'прописались" в философских словарях и на страницах историко-философских исследований. Обращая внимание на значительную активность теологов в разработке вопросов философии, Л.Н.Митрохин в статье, затрагивающей актуальные проблемы советской философской науки, сделал вывод, что "профессиональный анализ теологических концепций лежит на магистральных путях развития современного философского знания, и без них оно останется заведомо, обедненным и односторонним".

Ведущие позипии в протестантской теологии первой половины XX века занимало неоортодоксальное'течение (теология кризиса), близкое в области философии к .экзистенциализму (К.Барт, П.Тил-'лих, Р.Бультман). Во второй половине XX века ему на смену приходят теологические течения с новыми философскими ориентация-ми. Ъто теология процесса, разрабатываемая в русле идей-философов А.Н.Уайтхеда и Ч.Хартсхорна, лингвистико-аналитическая религиозная апологетика, а также радикальная теология, которая характеризуется решительной критикой традиционного теизма и опирается на эклектичную философскую базу. Радикальная теология получила распространение в ряде протестантских стран. Наибольшую известность и влияние радикальные теологические концепции приобрели в США, где их становление совпало с развертыванием социально-политических и контркультурных движений середины 60-х годов.

1 Митрохин І.Н. Философы и религия // Вопросы фклософіш. -Ш9. - J». - С.32.

Одним из признанных лидеров американской радикальной теологии является Томас Альтштер. В начале 60-х годов он пришел к выводу, что теоретический кризис, который теизм переживает уже длительное время,- свидетельствует о том, что бог христиан "умер". Альтицер, однако, не считает, что наступление "смерти бога" означает уничтожение христианства и теологии. С его точки зрения, "смерть бога" требует от христианства разрыва с теизмом и создания теологии с новыми философскими основаниями и с новым взглядом на истину христианского учения. Поскольку Альтштер питался построить христианскую теологию, исходя из идеи "смерти бога", в литературе за его коннепгиеп закрепилось название геологии "смерти йога" или "христианского атеизма" (по названию самой известной работы теолога - "Бвангелие христианского атеизма"(1966)). Исследование философского содержания концепции Альтипера раскрывает современное состояние философских проблем христианской теологии и расширяет представлеіше о её теоретических возможностях.

Состояние научной разработки проблемы. Проблема взаимоотношений теологии и философии лежит на пересечении предметных областей двух дисциплин - религиоведения и истории философии. По этой причтів изучение данного вопроса ведется по двум направлениям, и существующую литературу' можно разделить, соответственно, на религиоведческую и историко-философскую. Теология "смерти бога" Альтипера часто упоминается в религиоведческой литературе как одно из наиболее интересных идейных течений в современной протестантской теологии, но предметом специального рассмотрения эта конгеттия стала лишь в работах

В.И.Добренькова . В них освещаются работы Алътипера 60-х годов, которые составили, несомненно, самый яркий период в творчестве этого мыслителя. Добреньков отмечает, что Альтицер является наиболее последовательным из радикальных теологов того времени. Вместе с тем,.он высказывает мнение, что концепция "христианского атеизма" не является атеизмом в подлинном смысле слова и представляет собой не отказ от идеи бога, а переход от потустороннего бога к богу пантеистическому. Исследователь выделяет в радикальной теологии тенденцию к разрыву с религией и сближению с философией,.что в конечном итоге ведет к слиянию теологии с идеалистической философией. Им положительно оценивается критика теологом-модернистом религии, а также альтицеровский призыв к активному участию христиан в жизни мира.

Изучение современных теологических концепций с позиций истории философии как одно из направлений исследования философской мысли Запада получило значительное развитие в последнее * десятилетие. Алмиперовская теология нашла отражение в книге Н.С.Юлиной "Теология и философия в религиозной шсли США XX ве-ка" . В ней рассматриваются взгляда Альтицера, выдвинутые им в

См. Добреньков В.И. Критический анализ авангардистских тенденций в современной протестантской идеологии. М.,1975; Добреньков В.И. Модернизация идеи <5ога в современной религии. М.Д978; Добреньков В.И. Совреызнный протестантский

теологический модернизм в США. М.,1980.

См. Шяина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли

США XX века. М.,1966. - C.I4I-I56.

начале 80-х годов в русле нового модернистского течения в американской протестантской теологии - так называемой теологии "смерти теологии". Автор отмечает идейную преемственность между этим течением и теологией "смерти бога", подчеркивает ведущую роль Альтицера в становлении теологии "смерти теологии". Особое внимание обращается на связь философской активности модернистской теологии с положением в современной американской философии.

В советской философской литературе альтииеровская концепти представлена как заметное явление в духовной жизни Америки 60-х - 80-х годов, имеющее непосредственную связь с развитием американской философской мысли. Это позволяет заключить, что вполне назрела постановка вопроса о теологии Альтипера как предмете специального историко-чфияософского исследования. Работы Добренькова В.И. и Юлиной Н.С. послужили исходным толчком для данного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы осмислить теологию Альтицера как философское явление. Эта пель предполагает, что в ходе исследования альтше-ровской конпеппии предстоит:

определить основные этапы её развития и рассмотреть идейное содержание каздого этапа;

определить философские- и теологические источники этой кошепщш;

выявить идеологическую направленность радикальной тео- ' логин и её связь с.общественной и духовной обстановкой в США;

выделить стержневую философскую проблематику, разраба-тыяаемую Альтииером, п критически проанализировать предлагаемый им способ решения этих вопросов.

Научная новизна исследования .В работе впервые дается цело-' стный историко-философский анализ радикальной теологии Альтше-ра, охватывающий период с начала 60-х до начала 80-х годов; разбираются произведения Альтюіера 70-х годов, ранее в советской литературе не рассматривавшиеся; освещаются философские истоки теологии Альтипера; устанавливается связь между догматическими положениями и философскими принципами радикальной теологии.

Методологическими основаниями исследования являются марксистско-ленинская теория историко-философского процесса, работы советских историков философии, посвященные изучению религиозной философии и теологии. В работе были учтены также отдельные методологические приемы, используемые зарубежными исследователями.

Научно-практическая значимость исследования. Материал данного исследовшшя может быть использован в дальнейшей работе по изучению современной философской мысли Запада и взаимоотношений философии и теологии, а также при подготовке курсов лекций по. философским специальностям в-вузах.

Структура исследования определяется объемом и содержанием исследуемого материала. Работа состоит из введения, трёх глав, ' заключения и списка литературы. В первых двух главах рассматривается теология "смерти бога" Альтипера, третья глава посвящена последующему развитию его радикальной теологии.