Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари Абдул Басир Камджу

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдул Басир Камджу. Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Абдул Басир Камджу; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/345

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс развития науки и познания всегда играл важнейшую роль в социальной жизни человека и ставил перед ним новые задачи, соответствующие духу времени и его потребностям.

С этой точки зрения, ирфан (мистицизм), как удивительное симбиотическое явление, в истории философии, в становлении мировоззрения человека имеет переходящее значение. Мистицизм представляет собой одну из мировых философских систем, которая с давних времен является предметом исследования различных исследователей. Этот вид познания четко прослеживается в вероучениях и убеждениях несторианства, буддизма, митраизма, зороастризма. В аспекте исследуемой нами темы изучение древнейшей культуры Азии в целом и особенно культуры древнего Хорасана представляет собой особый интерес и поэтому является задачей и предметом изучения многих ученых-философов. При этом следует отметить тот факт, что мир человеческого познания, и наука стала в наш век центром пересечения и диалога цивилизаций, а приоритетность и достоинство развитых наций во все века были связаны с их древней культурой и созидательной историей.

Становление Хорасана как очага цивилизации и научно-философского литературного и мистического (ирфана) познания, которое сформировалось и достигло своего совершенства на этой древней земле, с одной стороны, отражает наше национальное и культурное самосознание, а с другой, является предметом гордости и значимости нашего народа среди других развитых наций.

Знание и идеи, которые выдвинул, обосновал и оставил нам в наследство Ходжа Абдуллах Ансари, являются важнейшей частью нашего социально-философского наследия и социального сознания. Его можно сравнить с яркой звездой на небе познания этого древнего края.

Именно поэтому определение места и роли Ходжи Абдуллаха Ансари в хорасанском суфизме и мистицизме является весьма актуальным и значимым предметом научного исследования. Глубокое изучение обозначенной выше проблемы поможет осветить одну из интереснейших страниц культуры этого региона. Анализ и интерпретация идейного наследия Ансари может послужить в наш век идейным фундаментом для обоснования многих мистических воззрений, для развития способных активно повлиять на становление литературы и этики, будущих поколений Таджикистана, Афганистана, Ирана и других народов региона.

Степень изученности проблемы. Изучение наследия Ходжи Абдуллаха Ансари, а также его роли и места в хорасанском суфизме и мистицизме, а также его влияние на суфийскую мистическую культуру региона и всего исламского мира имеет многовековую историю.

Можно утверждать, что на протяжении достаточно длительного периода ученые, исследователи и специалисты из разных стран подвергли научному исследованию и анализу мистические, литературные, этические и теологические воззрения в наследии Хаджи Абдуллаха Ансари, что нашло свое отражение в их монографиях и исследованиях, изданных на различных европейских и восточных языках.

В данной работе мы не намерены рассматривать все имеющиеся исследовательские работы, посвященные мировоззрению Хаджи Абдулле Ансари, так как это потребовало бы большой работы по их систематизации. Тем более, что такая работа уже осуществлена многими исследователями. Наша цель заключается в том, чтобы представить идейные воззрения Хаджи Абдуллы Ансари в новом свете, а для этого многое в его творчестве следует переосмыслить, оценить по достоинству богатое философское и мистическое наследие великого мыслителя Хорасана.

Книги «Кашфу-л-асрор, «Иддату-л-аброр», «Мунаджатнаме», «Сад майдон» и «Манозилу-с-соирин» являются самыми значимыми и популярными суфийскими произведениями Ходжи Абдуллаха Ансари. Они содержат в себе свежие этические и мистические мысли, а также глубокие толкования и комментарии коранических аятов.

Эти произведения наряду с трудами других корифеев мистико-философской мысли Хорасана, отразили в себе своеобразный вечный процесс мистическое познание на протяжении тысячи лет, процесс, ватянувший в свою орбиту большое культурное пространство Хорасана.

Произведения, посвященные изучению и оценке мистического учения Хаджи Абдуллаха Ансари в общем можно разделить на две группы:

  1. Труды в которых анализируются, комментируются, принимаются или опровергаются идеи Хаджи Абдуллаха Ансари. Зачастую они написаны его последователями, проживающими в арабоязычных и персоязычных странах.

Одним из первых мистиков, который во многом подражал мистическому стилю изложения Хаджи Абдуллаха Ансар, был Санаи. В своих маснави, с мистических познаний, он писал о бытии и сотворении мира, о принципах мистицизма и аскетизма.

Научный метод изучения мистицизма Санаи продолжил Аттар Нишапури. Своего же апогея этот метод достиг в поэзии Мавлана Джалалуддина Балхи.

Аттар Нишапури, используя богатое мистико-философское наследие своих предшественников, в первую очередь Хаджа Абдуллаха Ансари, своими гениальными идеями также обогатил научно-философское мышление хорасанской научной школы.

Например, категории «тавба» («покаяние») и «истигфар» («мольба о прощении») занимают в мистическом познании Хаджи Абдуллаха Ансари весьма важное место. Мавлави Джалалуддин Балхи, обращая огромное внимание на эти категории, часто использует их в различных сказаниях своего «Маснавии Маънави».

Мистико-философские воззрения также свидетельствуют о том, что идейно-мистическое учение Хаджи Абдуллаха Ансари оказало на них огромное влияние. Это достаточно четко отражено в его наследии.

Великий мистик Абдуррахман Джами в своем мистико-философском учении также следует Ходжи Абдуллаха Ансари и часто цитирует и ссылается на него, комментирует его изречения. Так, он говорит: «Он признает предел (нихоёт) последней ступенью при приближении к Аллаху, который состоит из любви (мухаббат), единобожия (тавхид), познания (маърифат) и исследования (тахкик);

  1. перевод некоторых сочинений Ансари на английский, немецкий, французский, русский и урду, с комментариями и вступительными статьями.

Все источники, использованные в нашем исследовании, доказывают величие и актуальность изучения его наследия в наше время.

Следует отметить и тот факт, что начиная с прошлого века, в персоязычных странах – Иране, Афганистане и Таджикистане, начинает издаваться множество трудов ученых, посвященных изучению богатого наследия этого мыслителя:

В Афганистане свои труды Ансари посвятили доктор Раван Фархади, Мухаммад Асиф Фикрат, Абдулхаи Хабиби и др. Так, доктор Фархади издал и написал комментарии к следующим работам Ансари:

«Ходжа Абдуллах Ансари. Маназилу-с-саирин //Под ред. Абдулгафура Раван Фархади. Тегеран, 1383; «Хаджа Абдуллах Ансари Харави». Тегеран, 1377; Серж Дю Буркуй. Саргузашти пири Хирот / Пер. с фр. доктора Равана Фархади. Кабул, 1350.

Также под руководством доктора Равана Фархади в 1354 г. в Афганистане был проведен конгресс, посвященный 1000–летнему юбилею этого великого мыслителя.

Мухаммад Асиф Фикрат издал в 1354 г. в Кабуле книгу «Муноджот ва гуфтори пири Хирот» («Ходжа Абдуллах Ансари»). Подготовка и редакция - Мухаммада Асифа Фикрата и Фарида Муради. Этот труд объемом в 346 страниц был посвящен 1000-летнему юбилею Ходжи Абдуллаха Ансари.

В предисловии к вышеупомянутой книге Мухаммад Асиф Фикрат отмечает: «Все молитвы и сказания, приписываемые Ходже Абдуллаху Ансари, были разрознены и составляли несколько листов, не были собраны в один сборник, поэтому мы начали свою работу этим комментарием. Выявление высказываний Ходжи Абдуллаха Ансари в десятитомном тафсире «Кашфу-л-асрар», его мыслей и идей в «Табакату-с-суфия», его цитат из посланий «Расаил». - все эти высказывания Ходжи Абдуллаха Ансари в этом собрании приведены в двух частях: молитвы и обращения к богу; высказывания Пира тариката».

Абдулхай Хабиби издал под своей редакцией в 1431 г. в Кабуле книгу Ходжи Абдуллаха Ансари, «Сад майдон», а также его труд «Табакат ас-суфия» (в 1362 г.).

В Иране фундаментальные и серьезные исследования Ходже Абдуллаху Ансари посвятили следующие ученые:

Саид Нафиси - «Марди Майдон Ходжа Абдуллах Ансари». (1342 г.);

«Манозир ас-саирин» (1355 г.); «Сарчашмаи тасаввуф» (1345 г);

Алиасгар Халаби - «Джилвахои ирфон ва чехрахои орифон» (1383 г.);

Исмаил Шахруди – «Ходжа Абдуллах Ансари. Мунаджатнама». (1372 г.);

Тобанда Гунбади – «Расоили джомеи Ходжа Абдуллохи Ансори» (1347);

Камалуддин Абдурраззак Касани – «Хаджа Абдуллах Ансари. Маназил ас-саирин» (1381);

Хабибуллах Омузгор – «Ходжа Абдуллах Ансари. Тафсири адаби ва ирфонии Куръони мачид» (1373).

Все эти произведения Ансари сопровождаются глубокими научными комментариями названных ученых. Хотя много было последователей Ансари, однако комментаторов научных исследований его произведений практически отсутствовало до 30-40 годов двадцатого века. Что касается философского исследования его трудов в историко-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за исключением монографии профессора К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Ансари в трудах некоторых русских, афганских, иранских и таджикских исследователей, таких как Бертельс Е.Э., Брагинский И.С., С.Нафиси, Богоутдинов А.М. Мухамедходжаева А., Одилова Н.Ф., Хазраткулова М., Танеева-Саломатшоева Л.З., Зиёева Х.М., Шамолова А.А., Махмаджоновой М.М. и др.

Среди исследований приведенных выше, можно особо отметить работу Карломатулло Олимова, который впервые на таджикском и русском языках дал объективную оценку жизни и творчества Ансари и познакомил с ними советских читателей.

Объектом исследования является жизнь и философское творчество Ходжи Абдуллаха Ансари.

Предмет исследования - наследие Ходжи Абдуллаха Ансари, а также его роль и место в Хорасанском суфизме и мистицизме, а также его влияние на суфийскую мистическую культуру региона и всего исламского мира.

Цели и задачи исследования. Целью исследования являются критический анализ суфизма и выявление гносеологических аспектов в учении Ходжи Абдуллы Ансари и его влияние на дальнейшее развитие Хоросанского суфизма. Исходя из поставленной цели решили следующие задачи:

- изучение связи между разумом и верой в познании единства бытия в учении Ансари;

- переоценка мистических воззрений Ансари, отражающих его мировоззрение, исходя из современного анализа суфизма и его места в истории персидско-таджикской философии;

- анализ влияния мистического учения Ходжи Абдуллаха Ансари на последующих представителей хоросанского суфизма;

- выявление отличия мистических идей Ходжи Абдуллаха Ансари от идей Санаи, Аттара, Мавлана Джалалиддина Балхи и Абдуррахмана Джами, а также и того общего, что их объединяет;

- изучение этических ценностей в учении Ходжи Абдуллаха Ансари и их влияния на хорасанскую школу мистиков, а также на современную мысль.

Теоретико-методологическую основу диссертации послужили концептуальные идеи и положения классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии и этики, а также методы системного, структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются Ходжа Абдулла Ансари «Тафсири кашф-ул-асрор», Ходжа Абдулла Ансари «Манозил-ус-соирин» с комментариями Камолуддина Абдуразака Кашани, под редакцией Мухсина Бедорфор, Трактат «Сто полей» Хаджы Абдуллы Аснари, составитель Касим Ансари, 2-ое издание.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- изучены и проанализированы мистические источники, распространенные в Хоросане до Ходжи Абдуллаха Ансари;

- исследованы социально-политическая ситуация в эпоху Ходжи Абдуллаха Ансари и её влияние на формирование его теоретического и практического мистицизма;

- проведен глубокий научно-философский анализ наследия мистиков, живщих после Ходжи Абдуллаха Ансари, выявление их общности и отличия с учением Пира тариката;

- с новых позиций рассмотрены и проанализированы познавательные и мистические ценности в учении Ходжи Абдуллаха Ансари;

- исследованы интерпретация единства бытия в учении Ходжи Абдуллаха Ансари, который говорит: «Единобожие - это не то, чтобы ты называл Его Единым, а то чтобы ты считал Его Единым…»;

- основой веры, согласно Ансари, являетсяне признание единства Единой Сущности, а познание множества вещей в единстве бытия;

- при изучении мистического познания хорасанских мистиков определены два основных вида источникових учений: 1) вера и идеологические источники; 2) рациональные и познавательные источники;

- впервые рассматривается проблема отчуждения человека от своей сущности в мистической литературе.

Положения, выносимые на защиту:

- Ходжи Абдуллах Ансари является одним из основных теоретиков суфизма в Хорасане, в диссертации рассматриваются его идеи оказавшие огромное влияние на мистическую философию и гносеологию в целом ;

- многие ученые изучали различные аспекты учения Ансари, которые стали основой нашего исследования, но при этом мы впервые рассматриваем его мистические и познавательные ценности в русле понимания единства бытия;

- процесс мистического мышления Ходжи Абдуллаха Ансари следует рассматривать с учетом двух положений: 1) познание с помощью разума и мудрости; 2) познание с помощью веры и убеждений. Именно поэтому в его идеях рассматриваются два вида познания, проистекающие из взаимосвязи веры и разума. Первый вид познания Истинносущего – это познание с помощью веры, то есть это познание, которое не нуждается в опыте. Второе вид познания – это познание с помощью разума, т.е. это познание, которое ведет путника к пониманию единства бытия.

Область внедрения полученных результатов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке различных этических концепций с учетом исторических корней, определяющих менталитет народов Востока, написании истории этической мысли стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекций по истории философии, теории и истории этики, истории политико-правовых учений, составлении учебников и учебных пособий для высших и средних образовательных заведений.

Положения этического учения суфизма, рассмотренные в диссертации, могут быть включены в различные программы по воспитанию молодёжи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на международных конференциях, посвященных культуре Востока и исламской цивилизации, в статьях и сообщениях на страницах печати, в научных сборниках, в «Известиях Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право».

Похожие диссертации на Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари