Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Идибеков Насрин

Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли
<
Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Идибеков Насрин. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли : ил РГБ ОД 61:85-9/234

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Учение Насирдщщна туси о свободе воли 12

I. Насириддин Туей об обществе, как естественной основе свободы воли 12

2. Идейные предпосылки разработки Насириддина Туей проблемы свободы воли 38

3. Учение Насириддина Туей о свободе воли 75

ГЛАВА II. Этические воззрения насириддина. туси и их связь с теорией свободы воли 114

I. Насириддин Туей о сущности и нормах морали 114

2. Проблема воспитания в этике Насириддина Туей ... 135

3. Связь этики Насириддина Туей с его теорией свободы воли 146

Заключение , 161

Библиография

Введение к работе

Актуальность проблемы, В истории общ?ственно-политической и научной мысли народов Средней Азии и Закавказья Насириддин Туей (ХШ в.) занимает одно из почетных мест. Он сыграл большую роль в развитии естествознания, философии,, психологии и этики. Изучение трудов Насириддина Туей имеет большое значение для исследования историко-философского наследия средневекового Востока, для критики европоцентристских и азиоцентристских концепции1 культуры.

Среди проблем, находившихся в центре внимания Насириддина Туей были вопросы возникновения общз ства» причины и факторы его становления и совершенствования, понимания общества как естественной основы свободы воли человека, морали и ее принципов и т.д. Необходимость исследования этих проблем обусловлена тем, что Насириддин Туей как выдающийся ученый-философ оставил ценное наследие в изучение указанных проблем. Будучи представителем Восточной перипатетической школы (Фараби, Ибн Сина и йбн Рушда) углубил научный подход их решения.

Актуальность темы определяется:

- Необходимостью выяснения особенностей борьбы различных философских школ, течений и направлений вокруг проблемы свободы воли и морали, необходимостью идейного противоборства вокруг научно философского наследия народов стран Ближнего и Среднего Востока в современных условиях, а так же критики попыток искажения диалектики взаимосвязи и взаимодействия восточной и западной культур.

- Задачами разоблачения исламского фатализма, имеющего значительное влияние на сознание отсталой части населения.

Необходимостью выяснения вклада Насириддина Туей в развитии теории свободы воли и морали, а так же решения спорных вопросов мировоззрения мыслителя.

В решениях ЦК ЮЮС о дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы отмечаются необходимость сосредоточения внимания ученых на исследование проблемы формирования материалистического мировоззрения различных групп населения, и постав т лена задача усиления борьбы против пережитков прошлого . В свете

этих решений нашей партии определенную актуальность приобретают и-исследования истории этических учений, среди которых значительное место занимает учение Насириддина Туей о морали, взаимозависимости свободы воли и моральных норм.

Состояние изученности проблемы. Первой известной нам работой, которая непосредственно посвящена учению Насириддина Туей о свободе воли, является перевод А.Э.Шмидта трактата мыслителя "Китоб аль-фусул фил-усул" ("Книга разделов и методов") с арабского на русский язык, выпущенный в Петербурге в 1913 году в сборнике статей в честь Д.Ф.Кабеко; Достоинством данного перевода является первая инициатива автора в распространении философских идей Насириддина Туей, еще неизвестного в научных исследованиях, попытка выяснения отношений мыслителя как рационалиста, выступающего против установленных догм ортодоксального ислама в лице джабаризма и калама, не признающих малейшей свободы и волеизъявления в человеческих поступках.

В 1912 году в Лейпциге опубликована работа Д.Хортена "Спекулятивная и позитивная теология ислама в творчестве Рази и его критика Насириддином Туей", а в 1923 году вышла работа Е.Стефенсона "Классификация наук", в которой содержится защита Насириддином Туей передовых идей Ибн Сино от клеветнических нападок мусульманского идеолога Фахриддина Рози и разоблачение ложности его взгля -5 дов по основным вопросам философии. Работа Е.Стефенсона посвящена анализу одному из важных разделов учения Насириддина Туей -классификации наук. В обеих названных работах проблема свободы вояиг совершенно не затронута а поэтому из их содержания невозможно сделать определенного вывода по этому вопросу.

Сравнительно серьезное исследование философских и психологических воззрений Насириддина Туей начинается с 50-х годов нынешнего века. В 1955 году А.К.Закуев написал книгу "Психологические взгляды Насириддина Туей". В этой работе содержится анализ взглядов мыслителя о видах души и душевных сил, в которой на основе доступных философских фактов раскрывается метафизический характер идей мыслителя по анализируемой проблеме. Однако вопросы свободы воли1, которые Насириддин Туей разрабатывает на основе учения о соотношении: душгг и тела, остаются вне поля внимания А.К.Закуева.

Иранскими исследователями философии Насириддина Туск в 1950-х годах написан ряд статей и фундаментальных трудов. В сборнике "Разделов Хаджи Туей" (Тегеран 1335Д957) М.Т.Донишпажух поместил: статью под названием "Предисловие к "Книге разделов Хад-жит Туей" ("Дебоча ба "Фусули Хаджаи Туей"). М.Разави в этом же году опубликовал книгу "Жизнь и наследие Мухаммад бин Мухаммада бин аль-Хасан аль-Туси" ("Ахвол ва осори Мухаммад бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Туси"), а М.Зинджони: - "Биография и философские взгляды Насириддина Туей" ("Саргузашт ва акоиди1 филсафии Насирид-дини Туей"), где несмотря на некоторый поверхностный и общий характер их исследования, внесен значительный вклад в определение ряда историко-биографических сведений о жизни, научном и философском творчестве мыслителя. Содержащиеся в них вопросы морали ограничены лишь рамками общей оценки морали и истории написания фундаментального труда мыслителя "Этика Носира". В статье М.Т . Дониш-пажуха проблема свободы воли проанализирована лишь в рамках кри -6 тики джабаризма и калама. Конечный вывод Донишпажуха не обосновано расхождением идеет Насириддина Туей с религиозными- течениями ислама и сводит лишь к якобы его намерениям преодолеть логические противоречивости их догм.

В деле исследования философских, психологических и этических взглядов Насириддина Туей большой вклад внесли М.Е.Болтаев, М.Ди-норшоев, Ш.Ф.Мамедов, Е.А.Кулматов» Ф.И.Эйвазов. Книга М.Н.Болтае-ва "Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы", вышедшая в 1966 году в Душанбе посвящена исследованию общефилософских взглядов мыслителя, разностороннему анализу его гносеологии и логики. Вопросы свободы воли и морали упомянуты лишь: шмоходом. По этим вопросам в ней заслуживает внимания лишь то, что автор впервые обоснованно поднял вопрос о рационалистическом прогрессивном характере идеи Насириддина Туей, как антипода исламской догмы предопределения в самых жестких условиях ее господства. Спорным в этой работе является положение о том, что мыслитель был "далек от понимания свободы воли как познанной необходимости" . Что касается вопросов моралиг то они содержатся в работе М.Н.Болтаева на четырех страницах и существенным в ней можно считать то, что автор совершенно правильно оценил идею мыслителя о нравственности в связи с жизнью человека в семье и в обществе .

Книга М.Диноршоева "Философия Насириддина Туей" (Душанбе, 1968 г.), охватывающая проблемы онтологии и гносеологии- в воззрениях Насириддина Туей, подвергла разностороннему анализу проблемы бытия, души и тела, материя и форма, теория познания и др. Проблемы социологии и свободы воли в ней помещены на трех-четы-рех страницах. В работе автор справедливо считает, что "все эти -7 ческое учение мыслителя связано с его теорией свобода воли",что одной из положительных идей мислителя является идея об изменчивости и переходящем характере морали и нравов" . Однако ограничиваясь этими общими оценками, признавая проблемы возникновения общества, свободы воли и морали,выходящими из рамок постановки его цели,М.Ди-норшоев не считает необходимым останавливаться на подробном их анализе.

Среди работ, посвященных исследованию философских и общественно-политических взглядов Насириддина Туей, не менее значительной следует считать диссертацию Ф.И.Эйвазова "Общественно-политические и этические воззрения Насириддина Туей" (Баку-1969 г. на азербайджанском языке). Судя по авторефератов диссертации Ф.И.Эйвазова раскрываются антипровиденциалистские концепции мыслителя об обществе, роли1 труда,ремесла,роста городов в возникновении и укреплении общественных отношений. Исследованы взгляды мыслителя о роли человеческого разума и науки в нравственной деятельности,трудовом воспитании детей и др. Но в диссертации Ф.И.Эйвазов,ограничиваясь анализом отдельных моментоы учения Насириддина Туей об обществе, норм и принципов морали, не затрагивает проблему сущности морали, как целостной теоретической системы (хотя автор данной диссертации учитывая широты этой проблемы в учении мыслителя также на это не претендует) в общефилософской концепции мыслителя.Исследователь порою проявляет неосторожность в разграничении этических и дидактических взглядов мыслителя,в результате чего идеи Насириддина Туей низводятся до степени простых житейских наставлений.Что касается проблемы взаимосвязи морали, ее принципов и норм со свободой воли,являющейся одной из важных частей социальной философии Насириддина Туей, то она вообще осталась вне поля зрения Ф.Й.Эйвазова.

Известный интерес в исследовании общефилософских воззрений Насириддина Туей представляет работа иранского марксиста Эхсона Табари "Некоторые сведения о мировоззрениях и общественных движениях в Иране" ("Бурхе баррасихо дар бораи чахонбинихо ва чунбиш-хои ичтимои дар Эрон"), вышедшая в 1348 (1970) году. В ней Э.Та-бари посвящает Насириддину Туей всего пять страниц, где дан обзор личности1 мыслителя - общий обзор его этического учения, характеризуемого по своей сущности как сугубо научного и рационалистического. Но Э.Табари почему-та не уделяет внимания проблеме свободы воли.

Не умаляя значения вышеуказанных исследований в раскрытии различных сторон-философских, общественно-политических взглядов Насириддина Туей» следует отметить, что значительным упущением в изучении учения мыслителя является отсутствие более глубокого исследования рассматриваемых проблем, выражаемых существенные части era мировоззрения, К ним относятся проблемы возникновения общества, причины и факторы его развития, роль личности в общественной жизни, понимания общества как естественной основы свободы воли, проблема свободы воли и механизмов ее проявления, сущность морали, ее принципов и норм, взаимозависимость свободы воли и моральных: принципов, воспитание детей и его роль в.формировании общественных отношений, эволюция идей свободы воли,, как в истории философской мысли, так и во взглядах Насириддина Туей. В.связи с этим, задачей настоящей диссертации является попытка в некоторой степени восполнить этот пробел. 

Цели и задачи исследования. Цель диссертации1 - выявить мировоззренческую сущность теории свободы воли и морали Насириддина Туей и ее общественно-историческую значимость.

Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть сущность воззрений Насириддина Туей на общество, его политическую организацию,проанализировать социальную утопию мыслителя,выявить преемственность его идей с идеями Аристотеля, Фараби и Ибн Сины и выяснить вклад ученого в решении этих вопросов.

2. Определить несовместимость взглядов Насириддина Туей о

свободе воли со схоластическими догмами различных мусульманских течений, выявить преемственную связь его идей со взглядами Восточного перипатетизма.

3. Раскрыть идейаую направленность понимания Насириддином Туей сущности, элементов и основ волевых действий человека, а также отличия человеческих волевых действий от животеых и механизмов их проявления.

4. На основе критического анализа раскрыть эволюцию мировоззрения Насириддина Туей об обществе,свободе воли и морали, выявить сущность взглядов мыслителя о месте морали, ее принципов и роли в общественной жизни.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- Впервые сделана попатка более обстоятельно исследовать теорию свободы воли Насириддина Туей, ее теоретические истоки и связи с теорией морали, а так же выявить ее мировоззренческую направленность и историческую значимость.

- Проанализировать основные принципы этического учения Насириддина Туей на основе обстоятельного изучения его "Ахлаки Но-сири"("Носирова э тика").

- При анализе общественно-политических взглядов мыслителя доказывается,что Насириддин Туей рассматривал общество как условие свободы воли,а разделение труда как основу расширения сферы производства,профессионализации и укрепления общественных отношений.

Обосновывается материалистическая направленность трактовки Насириддина Туей соотношения свободы воли- с необходимостью. В связи с этим особое внимание уделяется раскрытию точки зрения мыслителя о зависимости воли от природных способностей волеизъявителя, как субъективного условия правильного восприятия необходимости; зависимость волевых действий и свободы воли от гармонии физического и духовного здоровья, от уровня восприятия объекта и условий среды; механизмам проявления волевых движений и свободы воли» выраженным рационалистическим тенденциям в психологических концепциях Насириддина Туей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Поднятые и соответственно решенные в диссертации вопросы дополняют известные историко-философские разработки в определенной степени преодолевают: ряд противоречий в оценке идей Насириддина Туей. Самый факт антжпровиденционалистского решения проблемы общественной жизни являлся значительным шагом в развитии прогрессивной мысли. Раскрытие рационалистических тенденций в творчестве прогрессивных мыслителей эпохи феодализма, в том числе Насириддина Туей способствуют преодолению сохранившихся ложных представлений.о якобы сугубой религиозности всей Восточной общественной мысли. Демократические настроения, стремления освободить человека из-под влияния религиозного фатализма,, рациональное обоснование свободы воли человека в учении Насириддина Туей могут быть использованы для обо-, снования демократических доктрин в странах мусульманского Востока, которые борются за свободу и прогресс.

Содержащиеся выводы диссертации могут быть использованы в преподавании истории философии психологии» этики.марксистско-ленинской философии на гуманитарных факультетах ВУЗов, идеологической, политико-массовой и воспитательной работы, научно-атеистической пропаганде.

Методология и источники- исследования. При написании диссертации автор руководствовался марксистско-ленинским принципом партийности, ленинскими требованиями диалектической логики и исторического подхода к решению исследуемых проблем. Автор опирался на решения ХХУ-ХХП съездов КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КГОС и других партийных документов.

Главными источниками для написания диссертации служили произведения самого Насиридцина Туей на языке оригинала, труды Аристотеля, Фараби, Ибн Снна, йбн Ропща, Газали, Джурджани, Шахрис-тони и др.

В диссертации использованы труды Бартольда В.В., Беляева Е.А., Бертельса Е.Э., Петрушевского Е.П., посвященные исламу и различным его течениям; Афнан СМ., Минови М. и Минорского В., Стефен-сона Е., Табари Э., Хортена Н., исследовавшие различные аспекты философии йбн Сины и Насиридцина Туей; труды советских философов, психологов, физиологов Болтаева М.Н., Диноршоева М., Волкова B.C., Григоряна С.Н., «Щкахида A.M., Закуева А.К., Кулматова Н.А., Лебедева К.И., Мамедова Ш.Ф., Новикова К.А., Одилова Н.Ф.,. Ойгензихта В.А., Ойзермана Т.Н., Рубенштейна С.Л., Сагадеева А.В., Селиванова В.И., Сеченова И.М., Уткина С, Филипова М.М., Хайрул-лаева М.М., Чалояна В.К., Челпанова Г.И., Шаймухамбетовой Г.Б., Шахновича М.Й., Шингарова Г.Х., Эйвазова Ф.И., Ярошевского М.Г. и многих др., посвященных различным проблемам философии , социальной политики, психологии, этики Фараби,йбн Сины, йбн Ропща, Насиридцина Туей, в особенности физиологическим основам теории свободы воли, оказывающие неоценимую помощь в изучении характера и постановке вопросов исследуемой проблемы.  

Насириддин Туей об обществе, как естественной основе свободы воли

Большую часть жизни Насириддин Туей (60I/I20I - 672 или 674Д274 гг.) посвятил исследованию проблем общественной жизни, многообразным ее явлениям. Становление человеческого общества вообще он рассматривает в неразрывной связи с теми признаками, без которых невозможно представить его отличия от животного мира. Наряду с трудоспособностью, способностью создавать орудия трудаг мыслитель к существенным признакам отличия человека как первоэлемента общества, относит нравственность и его склонности к самоопределению, т.е. к свободе воли. Не случайно поэтому проблема воли ," волевые действия, свободы связь и взаимообусловленность свободы воли с моралью философ считал теми решающими средствами-, от гармонии функционирования которых во многом зависело существование и нормальное функционирование человеческого общества.

Для того, чтобы создать более или менее правильное представление о роли свободы воли и морали, ее принципов в возникновении и формировании общества, необходимо раскрыть суть взглядов Наси-риддина Туей об обществе, факторах его возникновения, формирования и развития.

Вопросы общественной жизни в истории философии народов Средней Азии занимают важное место. Еще Фараби, а затем Ибн Сина и Ибн Рупщ пытались понять сущность общества, условия его существования и развития, его политическую организацию и т.д.

Взгляды Фараби на общественную жизнь и ее сущность изложены в его трудах "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и "Гражданская политика". Взгляды Абуали Ибн Сино„ продолжавшего линиго Фараби в решении этих вопросов, изложены в его трудах "Исцеление", "Управление домашним хозяйством", "Вспомогательное средство от различных ошибок при- управлении", "Об управлении войском, мамелюками, их рационе и жаловании", "О государственном поземельном налоге" и др.

В деле дальнейшего развития идеи этих выдающихся мыслителей важную роль сыграл Насириддин Туей, который в "Ахлоки Носири", "Насихатнома ба Обокохон" ("Наставление Абакахану"), "Адаб уль-мутаълиман" ("О воспитании учащихся"), "Авсоф уль ашроф" ("Нравы благородных") и других трудах неоднократно подчеркивал близость своих взглядов об общественной жизни со взглядами древнегреческой философии (Платона и Аристотеля), а также Фараби и Ибн Сина. Именно поэтому общественно-политические взгляды Насириддина Туей необходимо излагать только в тесной связи с общественно-политическими взглядами этих мыслителей.

Вопрос о том, что такое человеческое общество и каковы условия его существования и развития, является. центральной проблемой социологических воззрений Насириддина Туей. Отвечая на этот вопрос, философ пишет: "Поскольку бытие рода человеческого без взаи-помопощи нереально,, а взаимопомощь без объединения невозможна, постольку человеческий род естественным образом нуждается в объединении. И такое объединение (людей - Н.И.)... называется обществом ("тамаддун"). Понятие "тамаддун" - производное от "мадина" (город). "Мадина" же есть место сбора индивидов, которые оказывают друг другу помощь, благодаря своему различию в ремесле и искусстве... (Но здесь) под "мадиной" разумеется не местопребывание ее жителей, а особый союз между, ними" .

Отсюда совершенно очевидно, что, с точки зрения Насириддина Туей, человеческое общество есть особый союз между группами жителей города. Такое определение человеческого общества знаменательно тем, что в нем подчеркивается одна из важнейших тенденций человеческого рода - объединение. Но это определение может быть правильно понято только в связи с факторами, которые выдвигаются На-сириддином Туей в качестве важнейших условий социального бытия. К ним Насириддин Туей прежде всего относит необходимость взаимопомощи между членами общества в процессе производства средств существования. Он особо подчеркивает, что если люди в своей практической деятельности не будут оказывать друг другу помощь, человеческий род и, следовательно, человеческое общество неминуемо погибнет:, ибо отдельный человек не способен производить себе все необходимое, все жизненные средства. Резюмируя эти мысли, философ писал: "Подобно тому, как человек нуждается в природных вещах и минералах..., подобно этому он нуждается и в себе подобных,дабы взаимообслуживанием оказывать помощь друг другу... Человеческий род, являющийся венцом всех существ мира, нуждается в помощи других видов и себе подобных, как в целях сохранения своей индивидуальности, так и сохранения своего рода... Если бы каждому индивиду пришлось заниматься добыванием себе пищи, одежды, жилища, орудия, то он прежде всего вынужден был приобрести плотничные и кузнечные средства (орудия - Н.И.), благодаря которым мог бы изготовлять сельскохозяйственные орудия - средства жатвы, молотьбы, прядильные, ткацкие и средства для других ремесел и искусств.

Идейные предпосылки разработки Насириддина Туей проблемы свободы воли

Вопрос о свободе воли: - серьезная философская проблема и ее решение в значительной мере определяет характер философских взглядов того или иного мыслителя, его подход к социальным и этическим проблемам. Не случайно вокруг этого одного из кардинальных вопросов концентрировалась идеологическая борьба между прогрессивной и религиозно-идеалистической философией. Он стал также предметом спора между ортодоксальным мусульманством и прогрессивными мыслителями народов Востока. Та или иная интерпретация вопроса свободы воли- в значительной степени влияла на оценку богословами практической жизни- человека на решение таких вопросов этики,, как проблема нравственного поведения человека и его ответственность за свои поступки,, цель и смысл жизни, вопросы нравственного прогресса, добра и зла и т.д. Поэтому раскрытие противоречивости исламской трактовки вопроса о свободе воли, выявление причин возникновения и формирования различных идеологических течений на его почве и- борьба между ними; определение понятия свободы воли:, установление характера интерпретации этого вопроса некоторыми предшественниками и современниками Насириддина Туей и» наконец определение точки зрения самого автора в связи с современным философско-психологическим пониманием анализируемой проблемы, представляется своевременным.

Проблема свободы воли в исламе была тесно связана с вопросом о предопределении-. По мере превращения идеи абсолютной предопределенности в господствующую идею, в Коране меняется интерпретация свободы воли. Это подтверждается самой противоречивой сущностью Корана. В Коране, с одной стороны, утверждается: "Кого бог захочет поставить на прямой путь, откроет.сердце того для покорности-, в кого захочет уклонить в заблуждение у того сердце сделает ежа тым, стесненным", с другой стороны, говорится: "Им мы указали прямой путь, но они свою слепоту возлюбили больше, чем правоту", -или: "Каждый поступает по своему произволу".

Одни эти тезисы священной книги ислама доказываютг что решение проблемы свободы воли весьма запутано: выбор человеком своих поступков либо абсолютно подчинен божественной воле, либо божественная сила изображается бемпомощной в подобных случаях или нейтральной - и совершенно непостижимо здравому смыслу, кто несет действительную ответственность за совершенные поступки человека.

Внутренние противоречия в учении о свободе воли в Коране в той примитивной арабской среде, в которой происходило формирование ислама, еще не были до такой степени отчетливыми. Среди более культурных народов, какими были эллинско-римские и иранские народы, ислам не был: воспринят безоговорочно. В этих странах стали задавать вопросы: как человек может отвечать за свои поступки, если совершает их не по своей воле? Каким образом злые деяния людей могут быть предопределены богом,, если он не является источником зла? и т.д.

В ряде стран Аравийского полуострова и Ближнего Востока - в Египте, Сирииг Иране среди передовых представителей мусульманского мира развернулись споры и дебаты вокруг вопроса о предопределении и о свободе воли," которые получили особую остроту в УШ-ІХ вв. и привели к расколу старых и образованию новых направлений и течений.

Вопрос о свободе воли впервые поднимает так называемая школа мурджитов, на почве которой возникают два основных направления.

Сторонники учения об абсолютном предопределении получили название джабаритов Сот арабского слова "джабр" - "насилие, принуждение"), а более лояльные получили название кадария (от слова "ка-дар" - "власть", власть человека над своими поступками). джабариты утверждали, что поскольку бог создал каждого человека вместе с его характером, поступками и потенциями, постольку его воля ограничена, несвободна. Человек даже в малейшей степени не может управлять своими поступками и своим жизненным путем. Всякое действие человека, по мнению джабаритов,. направляется божеством, а человек является лишь обладателем способности присвоения этого действия. Более крайние радикальные джабариты считали, что воля человека не имеет ровно никакого значения. Поскольку в Коране вера в предопределение не выражена в столь категорической форме, как утверждают представители джабаритов, то отсюда следует, что они вступают в явное противоречие с требованиями Корана.

Насириддин Туей о сущности и нормах морали

Учение о морали Насириддин Туей относит к практической философии. Оно разносторонне разработано в первой статье его произведения "Ахлоки Носири", которая делится на две основные части: I. Об основах морали. 2. Учение о цели.

Первая часть охватывает семь разделов: I. Разъяснения о предмете исследования и его начале; 2. Учение о душе человека, называющейся душой, обладающей речью; 3. Учение о числе душевных качеств; 4. Учение о том, что человек самое благородное из живых существ этого мира; 5. Учение о том, что человеческая душа имеет совершенства и недостатки; 6. Изложение душевного совершенства человека и выявление недостатков заблуждающихся в исследовании этого вопроса; 7. Изложение учения о добродетели и счастье, в котором заключается достижение совершенства человеком.

Вторая часть состоит из десяти разделов: I. О границах и сущности морали и возможности изменения нравственности; 2. О моральном воспитании как самом благородном искусстве; 3. О родах благородных черт человеческой нравственности; 4. О видах благородных черт характера; 5. О противоположных (благородству) родах класса гнусных поступков; 6. О различии и сходстве в (человеческих) достоинствах; 7. Изложение превосходства справедливости над другими благородными качества, объяснение их смысла и частей; 8. О порядке приобретения благородных качеств и степенях счастья; 9. О сохранении здоровья, необходимого для обладания благородными качествами; 10. Об исцелении душевных болезней от гнусных качеств.

Простое перечисление проблем морали в учении Насириддина -подтверждение широты его кругозора как социолога, знатока челове ческой морали и психологии.

Теоретической базой разработки Насириддином Туей этических принципов служили- учения Аристотеля, Фараби и Ибн Сино. Однако, опираясь на своих предшественников, мыслитель во многом превзошел их: І. В систематизации законов и принципов этики. Хотя - Фараби, Ибн Сино в различных своих трактатах затрагивают многие проблемы этики, однако не посвящают этой проблеме специального произведения, как Насириддин Туей. 2. Критикуя существующую несправедливость, ни Фараби-, ни Ибн Сино не понимали, как справедливо замечает М.М.Хайруллаев, подлинных причин возникновения ее в самой социально-этической базе общества. Насириддин Туей хотя и недостаточно последовательно и не до конца, пытался связать эти причины с самыми общественными- условиями. 3. При определении этических категорий Фараби и Ибн Сино не могли, как это сделал Насириддин Туей, вывести их из их социальной сущности. 4. Хотя Насириддин Туей также жил в феодальном обществе, разделенном на различные классы и социальные слои, в отличие от Фараби и Ибн Сино, он стремился в своем этическом учении научно объяснить причины несправедливости, пытаясь найти их в самой общественной среде, экономических возможностях, тогда как Ибн Сино видит эти причины в конкретном, реальном человеке .

Вопрос о возникновении морали и ее норм Насириддин Туей решает в духе материалистически направленного рационализма с известным отклонением в сторону объективного идеализма. Например, исследование вопроса о границах и сущности морали, начиная с анализа предшествующих и современных представлений, мыслитель делит их на три группы. Одни философы считают, что некоторые нравы прирож- денные, а другие неприрожденные, другие утверждают, что все нравы непреходящие и неприрожденные. Третья группа доказывает, что нравы не прирожденные, а люди сотворены так, что некоторые легко, а другие трудно воспринимают любые нравы. Будучи сторонником третьей группы философов, сам мыслитель эту идею проводит красной нитью через все свои этические воззрения.

Как понимает Насириддин Туей сущность морали, процесс ее возникновения? По его мнению "мораль есть навык души, вызывающий к обдуманному совершению того или иного действия. Внешне может показаться, что Насириддин Туей делает упор лишь на идейных мотивах поступка и при определении сущности морали как бы сознательно усиливает их идеалистическое звучание. На самом же деле, несмотря на идеалистическую окраску этого определения, он в понятие "навык души" вкладывал не только духовные мотивы деятельности, а всю совокупность накопленного опыта в процессе жизненной деятельности, приобретенного под воздействием реальной жизни, переработанных в наших представлениях и превращенных в привычки. Они, следовательно, обдуманы и повторяясь неоднократно, переросли в постоянные навыки действия человека. Поэтому мыслитель вслед за этим определением дает другую формулировку: "Мораль есть навык души, который легко, без обдумывания и размышления вызывает то или иное действие" . Это больше похоже на ответную реакцию на внешние раздражители, которая вырабатывается в организме в процессе самой жизни человека. Хотя мыслитель не смог выразить это более четко, однако при анализе категории "навыка" у него проскальзывают сходные этому мысли. "Навык", по мнению Насириддина Туей, есть определенный опыт, приобретая который человек готовит себя к благородным поступкам или другим действиям. Анализ некоторых категорий морали убеждает нас в справедливости этого мнения»

Проблема воспитания в этике Насириддина Туей

Свои социологические труды "Ахлоки Носири" ("Этика Насира"), "Адаб уль-мутаълимин" ("О воспитании учащихся"), "Авсоф уль-Аш-роф" ("Качество благородных"), "Насихатнома ба Абокохон" ("Наставление Абакахану"), "Трактат об обычаях и нравах древних царей и способах взимания налогов" и др. Насириддин Туей посвящает вопросу воспитания человека.

Воспитание, согласно Насириддина Туей, есть процесс, в котором человека учат воспринимать все положительное, что способствует в нем формированию его положительных нравственных качеств. Важнейшим условием воспитания положительных качеств в нравственных поступках человека, по Насириддину Туей, является не следование чувственным влечениям, а подчинение чувств законам разума.Разум, по мнению мыслителя, не только служит оружием познаний тайн вселенной, но и не в меньшей степени является и основой морального поведения человека. Поэтому каждый человек для своего совершенствования обязан в процессе восхождения по нравственной лестнице осветить себе путь светом разума .

Человек, в своих поступках следующий не по законам разума, не только лишает себя осмысленной жизни, приобщения к добродетели" и моральной чистоте, но и обязательно попадает под воздействие дурных влечений, последствия которых могут.быть только печальными.

Насириддин Туей, вслед за Иб н Сино , учит, что человек способен при помощи разума взвешивать свои действия и соответственно создавшимся условиям поступать так, чтобы его действия не противоречили требованиям добродетели. В практической деятельности это открывает широкие возможности к правильному пониманию соотношения объективной необходимости и построению своих поступков в соответствии с ними, что способствует проявлению моральной свободы человека. А это становится возможным только при помощи просвещения, изучения науки.

Значение науки в том и состоит, что при ее помощи люди познав тайны природы и своей собственной жизни могут в себе вырабатывать навыки, умения и способности к самосознанию и самосовершенствованию. А это - необходимое условие совершенствования человеческой нравственности.

При анализе вопроса об изменчивости и преходящем характере морали и нравов, о роли воспитания Насириддин Туей опирается на древнегреческих ученых и философов, в том числе, на Галена и Аристотеля, относящихся к воспитанию оптимистично. В "Ахлоки Носири", напоминая слова Аристотеля о том, что даже "злодеи становятся добродетельными при помощи воспитания и обучения" , мыслитель подчеркивает, что каким бы ни представлялось трудным, повторение советов, упорное, постоянное и терпеливое воспитание рано или поздно окажет свое влияние. Сложность воспитания философ, прежде всего, видит в многообразии человеческих характеров, в результате которого не все люди в одинаковой степени поддаются ему., Насириддин Туей сосредоточивает внимание на трех наиболее распространенных характерах, неодинаково поддающихся воспитанию и требующих к каждому различных способов (методы) подхода. К первой категории относятся те, на которых наставления воспитателей оказывают незамедлительное (даранг) воздействие; ко второй - такие, которые упорно сопротивляются и не проявляют никакого желания стать на добрый, благородный путь; третья категория не только не поддается, но и оказывает упорное сопротивление, однако их относительно легче склонить к воспитанию. Все мудрецы (хукамо) сходятся на том, что поскольку нет естественного характера (имеется в виду врожденного), то любой характер является изменчивым, а все то, что изменчиво, следовательно, не может быть еотеотвенншг.

Насириддин Туей-, говоря о роли науки в воспитании человека, отметил, что достоинства любой профессии проявляется только тогда, когда служат целям умственного самосовершенствования. Например, наравне с медициной как наукой, непосредственно направленной на служение человеку, и даже выше, Насириддин Туси; ставил искусство воспитания Человека, т.е. воспитание высокого нрава, который прививается с детстви. Отсюда и его оценка искусству воспитания, как самого лучшего из искусств.

Насириддин Туей- считал, что нравственные устои общества зависят от правильного нравственного воспитания детей. Для убедительности сказанного философ приводит много фактов из собственных наблюдений, раскрывающих причины проявления аморального поведения детей, их становления такими с раннего возраста. Каковы источники этих поступков? Почему общество не может быть гарантировано от многообразных пороков? Как в нем формируется чувство враждебного отношения между людьми, воровство и другие недостойные человека пороки? Насириддин Туей не пытается искать ответ на эти вопросы в самой экономической жизни-основном корне неравноправия между людьми, в господстве частной собственности, приводящем к экономическому подавлению и унижению людей, а связывает их со стадией незрелости самого человека, с его неспособностью в младенческом возрасте правильно воспринять и оценить окружающие явления и выбрать правильные, соответствующие общечеловеческим принципам и нормам поступки. По его мнению, дети" в незрелом возрасте не способны ясно выразить свои желания и потребности. Для удовлетворения своих потребностей и желаний они ищут самостоятельный выход путем различных форм действий, таких как хитрость, уловки, обман и др. Совершая тот или иной поступок, дети пытаются любым способом скрыть результаты и истинные мотивы совершаемого от старших. Так они вырабатывают у себя определенные навыки в достижении своих целей разными способами, независимо от того, отвечают ли они- законам справедливости или нет. Такие действия детей Насириддин называл неосознанными. Действия же взрослых людей, наоборот, совершаются сознательно, целенаправленно. Насириддин Туей писал: "Другая группа людей (имеется в виду взрослых людей. - И.Н.), которые обладают способностью к размышлению и обдумыванию (последствий своих поступков. - И.Н.), не совершают то, что вредно. Они совершают свои действия предусмотрительно, стараются достичь лишь то, что полезно и нужно . Насириддин Туей говоря это, разумеется, не упускает из виду и экономических причин проявления аморальных поступков, но признание им экономических причин сводится лишь к нищете народных масс,, ленности, злоупотреблением феодалов, неправильной постановке воспитания в семье и др., что при всей своей справедливости, не могут быть достаточно убедительными. Основное общественное зло Насириддином Туей - представителем господствующего класса, останется незамеченным.

Похожие диссертации на Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли