Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Ндаки Феликс

Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы)
<
Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ндаки Феликс. Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) : ил РГБ ОД 61:85-9/741

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Объективные и субъективные условия возникновения негритюда 10-69

I. Рабство, работорговля и восстание негритянского населения в США 11-33

2. Колониализм и его последствия 34-52

3. Великая Октябрьская социалистическая революция и

колониальные страны 52-56

4. Появлениеннегритянской интеллигенции во Франции...57-69

Глава II. Нетрищ, его социальная сущность и роль 70-189

I. Роль негритюда в период колонизации Африки 70-91

2. Расизм: сущность и формы проявления 91-119

3. Негритюд в современной Африке 120-189

3.1. Критика негритюда Л.С. Сенгора 120-158

3.2. "Африканский социализм" как требование негритюда Сенгора 158-189

Заключение 190-193

Библиография

Введение к работе

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новые перспективы подъема национально-освободительной борьбы в колониальных и полуколониальных странах, а также разгром Советским Союзом фашистской Германии создали необходимые условия для национально-освободительной революции в Африке, которая до основания потрясла колониальную систему империализма. На ее развалинах возникли новые независимые государства, роль которых на международной арене постоянно возрастает. Наблюдается заметный и ощутимый рост демократических и революционных сил. В странах социалистической ориентации революционные партии переходят на позиции марксистско-ленинской идеологии и устанавливают прочные связи с международным коммунистическим и рабочим движением для того, чтобы преодолеть капиталистический этап развития. Империализм лишь недавно расстался с монополией на мировое господство, и он не может примириться с потерей своего влияния в недавноосвободившихся странах и надеется, опираясь на неоколониализм, продолжить эксплуатацию этих стран, контролировать их хозяйственную и политическую жизнь. "Империалистов, - говорится в "Материалах ХХУІ съезда КПСС", - не устраивает укрепление независимости освободившихся стран. Тысячами путей и способов они пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах" . Понятно поэтому, почему империализм ведет яростную пропаганду против научного социализма. В этой антикоммунистической

-------^---1----

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с. 14.

- 4 -пропаганде, которая ведется сегодня в том числе и в Африке, значительную роль играет негритюд, призванный противопоставить белому расизму черный расизм, на деле сохранить капиталистический путь развития под флагом замены научного социализма самобытным "африканским социализмом".

Тема негритюда вызывала многочисленные дебаты почти с момента провозглашения независимости африканских стран, продолжаются они и в настоящее время. Действительно, не было ни одного панафриканского фестиваля, где не поднималась бы проблема негритюда. Можно в этой связи вспомнить, например, фестивали, проводившиеся в Дакаре (1966 г.) и Алжире (1969 г.), во время которых проводилось очень оживленное обсуждение проблемы негритюда. Более того, в попытках подвести под негритюд солидную теоретическую базу, были организованы, если так можно сказать, "дни размышлений" о негритюде. В этом же направлении проходил "Коллоквиум по негри-тюду", организованный с 12 по 18 апреля 1971 года в Дакаре (Сенегал) под эгидой Прогрессивного Сенегальского Союза (ПСС). Отметим также, что довольно большое число студентов и преподавателей (африканских и неафриканских) в самых различных институтах и университетах защищают дипломы и пишут кандидатские диссертации по вопросам негритюда. Пожалуй, нет другой такой темы в африканской литературе, по которой так много было всего написано. Наконец, отметим, что нет такого университета в Африке, где не велся бы курс по этому вопросу. Словом, тема, которую мы избрали для исследования, имеет очевидную актуальность и представляет значительный интерес с точки зрения теории, идеологии, политики, тем более, что речь идет о том, чтобы задаться вопросами об исторической судьбе негритюда, его роли в экономическом

политическом, социальном и культурном развитии молодых африканских государств.

Остановившись на этой теме, мы ставили перед собой следующую цель - внести наш скромный вклад в дискуссию о сложных теоретических, идеологических и политических импликациях негритюда. Естественно, мы не ставим перед собой цель исчерпывающе ответить на все вопросы темы и поставить точку в этой дискуссии. Тем не менее марксистский анализ негритюда весьма актуален. Представляет определенный интерес и то, что впервые конголезец - насколько нам известно - предпринимает такой анализ.

Задачи, которые мы ставим перед собой в предлагаемой работе, сводятся к тому, чтобы научно определить место негритюда во времени и в пространстве, его значение в идеологической борьбе развивающихся стран. При этом мы стараемся избежать и не дать нас увлечь поверхностными утверждениями, довольно часто распространяемыми некоторыми критиками негритюда. Прежде всего, мы стремимся показать, что негритюд не миф, а является реальностью, рожденной в определенный период эволюции политической ситуации в заморских французских колониях в результате сложного переплетения множества факторов (экономических, политических и социальных). Затем мы постараемся выявить ту роль, которую играет негритюд - как одна из форм национализма в Африке - во время колониального периода, а затем - найти то место, которое он занимал и занимает в массовом движении за национальное освобождение, приведшее, в конце концов, к поражению колониализма на континенте.

Для более глубокого понимания концепции негритюда, мы полагали необходимым проследить развитие идей наиболее видных

теоретиков негритюда. Для этого мы должны были проанализировать прежде всего труды Л.G.Сенгора и Э.Сезера.

Продолжая работу в этом направлении, мы показываем, что после провозглашения независимости африканских государств не-гритюд лишается своего демократического и антиколониального содержания (как было, например, у Э.Сезера), превратившись в откровенно расистскую, реакционную теорию, особенно в изложении Леопольда Седара Сенгора. Мы постараемся также доказать, что негритвдшестидесятых годов (то есть в период африканской независимости) становится концепцией самобытного "африканского социализма", обоснованием особого пути развития африканских стран.

Новизна нашего исследования заключается в марксистско-ленинском анализе негритюда, в критическом подходе, который будет отражен в нашей работе. Он заключается в выявлении глубоких классово-социальных корней негритюда, позволяющем показать, что негритюд - это не случайное явление, в нем отразилось выражение реальной колониальной ситуации и протеста против этой ситуации. Новизна работы заключается еще и в том, что в диссертации вскрывается реакционный характер негритюда, особенно в работах Сенгора. Такого всестороннего анализа и критики до сих пор не было в исследованиях африканских авторов.

Научный характер, который мы хотели бы придать нашей работе, обязывает нас использовать марксизм-ленинизм в качестве методологии, без которой, как мы полагаем, просто невозможно охватить во всей полноте все аспекты концепции негритюда. Вот почему мы руководствовались в нашей работе произведениями классиков марксизма-ленинизма: К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Мы опирались также на прогрессивные взгляды таких известных по-

литических деятелей, как К.Нкрума, М.Нгуаби и А.Кабрал. В нашей работе мы также широко использовали труды советских ученых, таких как Р.А.Ульяновский, Б.А. Шабаев, Б.С. Ерасов, А.Н.Мосейко, Н.Д.Косухин, О.В. Мартышин, Е.С. Троицкий и др., обращавшихся в разное время к негритгоду в качестве объекта исследования. В нашей работе мы использовали и труды таких советских марксистов, как С.Т.Калтахчян, Б.Н.Бессонов, Л.А.Алексеева, Л.К.Туманова, М.И.Брагинский, Г.Б.Старушенко, К.М. Цаголов и др., а также исследования таких зарубежных африканистов, как Ж.Сюре-Каналь, Р.Барбе, Имре Мартон и др. С большим интересом мы обращались и к работам некоторых африканских и антильских критиков негритгода, таких как М.Това, С.Адотеви, Э.Энаньон, Ж.Ламартиньер, Р.Депестр и др. Мы принимали также во внимание точку зрения А.А.Арутюняна, автора диссертации "Социологические проблемы концепции "африканского социализма" (Ереван, 1975), и позицию по этому вопросу французского философа Ж.П.Сартра.

Наша работа состоит из двух глав. Первая, названная "Объективные и субъективные условия возникновения негритгода*, посвящена исследованию тех условий и причин, которые способствовали и обусловили появление негритюда. Глава состоит из четырех параграфов. В первом из них - "Рабство, работорговля и восстание негритянского населения в США" - исследуются условия, в которых жили негры в период рабства и работорговли, а также выявляется содержание и смысл негритянских восстаний в Соединенных Штатах Америки. Второй параграф "Колониализм и его последствия" посвящается анализу положения негритянского населения в условиях колонизации, принявшей широкий размер в связи с новым переделом мира, ставшим главным из причин Первой мировой войны. В третьем

- 8 -параграфе "Великая Октябрьская Социалистическая революция и колониальные страны" показывается роль социалистической революции в России в 1917 году в формировании политического сознания народов колониальных стран, ее влияние на основателей негритюда. В четвертом параграфе - "Появление негритянской интеллигенции во Франции" прослеживается роль сформировавшейся в недрах метрополий негритянской интеллигенции в идеологической и социально-политической борьбе в колониальных странах. Здесь также показывается, что формирование негритянской интеллигенции во Франции стало очень важным моментом становления самосознания негритянских народов, живущих в условиях жестокой эксплуатации.

Во второй главе "Негритюд - его социальная сущность и роль" анализируется классовое содержание негритюда до и после провозглашения африканской независимости. Глава состоит из трех параграфов. В первом - "Роль негритюда в период колонизации Африки" критически рассматриваются позиции некоторых немарксистских критиков негритюда, считавших, что негритюд во все времена и во всех отношениях имел лишь реакционный характер. В диссертации показывается, что в колониальный период негритюд имел и демократическое содержание. Во втором параграфе "Расизм: сущность и формы проявления" вскрывается классовый характер и природа расизма, принимавшего в разные периоды истории самые различные формы и проявления. Этот параграф должен помочь нам глубже осознать и понять подлинную классовую природу сенгоровского негритюда. Третий параграф -"Негритюд в современной Африке" разделен на две части. Первая - "Критика негритюда Сенгора" содержит критический анализ взглядов Сенгора на негритюд. Этот анализ позволяет четко видеть совпадение сенгоровского негритюда с расизмом, в частно-

- 9 -сти с расистскими идеями Гобино, идеалистической философией Темпельса, Тейяра Де Шардена и Бергсона. Вторая часть этого параграфа "Африканский социализм", как требование негритюда Сенгора", посвящена показу того, каким образом темы "негритюд" и "африканский социализм" оказались тесно связаны друг с другом. Анализ сенгоровского "африканского социализма" показывает, что он представляет собой реакционную альтернативу научному социализму. Теория "африканского социализма" способствовала, в конце концов, зарождению и расцвету множества теорий социализма национального типа, распространившихся сегодня повсюду на африканском континенте, идет ли речь о "танзанийском социализме", "кенийском социализме" или же "самобытности" в Заире. Все эти разновидности "социализма" имеют один и тот же классовый характер. Они не только утопичны, но и реакционны.

Диссертационное исследование в целом подводит к заключению, что вопреки всем утверждениям Сенгора и его последователей, успех экономического, политического, социального и культурного развития африканских стран кроется вовсе не в "негритюде" или же в "африканском социализме", а в научном социализме К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Рабство, работорговля и восстание негритянского населения в США

ХУ век является первым важным поворотным пунктом в развитии европейского капитализма. В самом деле, в странах Западной Европы происходило деление общества на новые основные антагонистические классы: буржуазия и пролетариат. Создавались благоприятные условия для перехода к новому, более совершенному, чем при феодализме, способу производства - к капитализму. Но этот период характеризуется также многочисленными проблемами, которые встают перед Европейскими государствами. Капитализм ищет новые рынки. Эти поиски первоначально подстегивалисьтем, что Европа стала испытывать "золотой голод". "...Золото, - писал Ф.Энгельс, - искали португальцы на Африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке ; золото было тем магическим словом, которо е гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото - вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег" .

Предприимчивость искателей новых богатств нуждалась в необходимых технических средствах: готовятся каравеллы, используется особого типа парус, который обеспечивает спокойное плавание в открытом море, пушечный порох приспосабливается для его использования для огнестрельного оружия, приобретаются компасы, изобретен новый штурвал, новое развитие получила картография и все это предназначается для осуществления великих экспедиций, начавшихся в 1487 г. с путешествия Бартелемея Диаза и завершенных Магелланом. "Вся эта цепь сенсационных событий свидетельствовала об осознании, что планета - это единое целое. Это могло стать источником объединения людей за победу прогресса. Для Африки это могло стать долгожданным случаем для воссоединения с главными силами человечества. Но, это стало началом нескончаемых мучений. Лихорадочное и циничное грабительство африканских богатств, пленение африканского человека будет продолжаться четыре века" .

Экспедиции подымающегося европейского капитализма положили начало колониальной экспансии со стороны сначала Италии, затем Португалии, Испании, Голландии и Англии. G открытием Америки открылась и одна из самых трагических страниц в истории порабощенных народов. Вот что писал К.Маркс по этому поводу: "Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих - такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы - суть главные моменты первоначального накопления .

Верхушка первых европейских колонистов, ограбив туземцев и обеспечив себе политические привилегии, стала опорой укрепления колониализма и его идеологического обоснования - расизма. После островов истребления "дикого и варварского населения" Америки и Антильских отобрав у них земли и все, что им принадлежало, появилась необходимость в чернокожих рабах для работы на плантациях сахарного тростника, хлопка и кофе, чтобы заменить тех, кто стал жертвой геноцида. Нужны были чернокожие, так как они считались более послушными, более сильными и приспособленными для тропиков. С этого момента начинается настоящая охота на негров. Рабство, которое всегда существовало еще со времен римской империи, принимает в эпоху великих географических открытий (середина ХУ -середина ХУЛ вв.) новые формы и значительные масштабы. Зарождающийся капиталистический способ производства стал опираться на рабство африканского населения. Более того, началась широкая работорговля. Сынов Африки стали вывозить в Америку для мучительного рабского труда, описанного, например, писательницей Бичер Стоу в романе "Хижина дяди Тома".

Чтобы глубже понять бедствия черного населения, принесенных рабством и работорговлей, приведем в пример несколько фактов из книг Ж.Ки-Зербох и А.Дюкаса. От Аргина до Анголы территория была поделена на несколько секторов. Каждый сектор должен был поставлять определенный тип рабов. "Чернокожие Кайора: рабы для войны, которые затевают волнения. Бамбара: глупые, послушные и сильные. Золотой Берег и Уида: хорошие земледельцы, но способные на самоубийство. Конголезцы: веселые и хорошие работники."

Колониализм и его последствия

Перераспределение мира между европейскими державами, что явилось результатом первой мировой войны, дало новый толчок для развития колониализма. Оно стало вершиной колониальных завоеваний. Капитализм, который с конца XIX века перешел к новой стадии развития - к империализму, усилил эксплуатацию колониальных народов. "Империализм, - писал Ленин, - есть эпоха угнете т ния нации на новой исторической основе .

Колониальные завоевания, проводимые под лживым лозунгом: "цивилизаторской миссии", не осуществлялись мирным путем и не ставили перед собой гуманных целей. Колонизация - это кабала и эксплуатация местного населения. Повсюду, куда добрались шупальцы империалистов Западной Европы, подчиненные народы испытывали все формы унижения, что приводило к психологическим трамваи, к страху перед белым человеком, которого якобы надо уважать без возражений и разделять его презрение к своей культуре, своей личности. Напрасно пытались завоеванные народы заявить о своей личности перед своими непрошенными господами. В своей стране колонизованные народы становились рабами иностранцев. Им доставались в удел каторжные работы, культурное и расовое ущемление, притеснение, сегрегация и линчевание. Вот что писал В.И.Ленин об империалистической стадии развития: "Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью "передовых" стран гигантского большинства населения земли".

Бернар Милебамане Миа-Мусунда так иллюстрирует методы репрессии, используемые колонизаторами для упрочения господства и усиления эксплуатации местного населения: "В Бельгийском Конго нам приходилось присутствовать при сценах, когда представители колониальной администрации, приехавшие в деревню, приказывали без всякой причины избить старого отца перед всей его семьей и в присутствии жителей соседних деревень. Использование кнута для конголезцев было предусмотрено бельгийским законом от 1941 г.

Под угрозой винтовки, штыка или кнута туземцы выращивали кофе (в Анголе), добывали каучук (в Экваториальной Французской Африке), переносили в гамаке арендатора на многие километры" . Эта жестокость представителей метрополий по отношению к туземному населению вынудила Патриса Лумумбу высказать 30 июня I960 г. в присутствии короля Бодуена I во время церемонии провозглашения независимости Республики Заир (бывшее Бельгийское Конго): "Наши раны еще слишком свежие, птобы мы смогли стереть их из нашей памяти. Мы знали насмешки, оскорбления, побои, которые мы должны были переносить и утром, и днем, и вечером, потому, что мы были неграми". Но не только Бельгия притесняла туземное население в своих колониях, все европейские державы, без исключения, прибегали к подобным методам подчинения населения, для удовлетворения своих дьявольских амбиций, в том числе и Франция, как это подчеркнул Ф.Энгельс: "Начиная с момента первой оккупации Алжира французами до настоящего времени несчастная страна является ареной непрерывных кровопролитий, грабежей и насилий. Каждый город, большой и малый, завоевывается пядь за пядью ценой огромных жертв. Арабские и кабильские племена, которые дорожат независимостью, как сокровищем, а ненависть к иноземному господству ставят выше самой жизни, подавляются и усмиряются посредством свирепых набегов, во время которых сжигаются и разрушаются их жилища и имущество, вытаптывается их урожай, а уцелевшие несчастные существа подвергаются либо истреблению, либо всем ужасам разврата и жестокости" .

Но, как мы уже подчеркивали, колониализм это не только физическое насилие, колониальный захват это также искоренение культуры, расы, так как негр - это "примитивное существо" и это потому, что он якобы принадлежит к "низшей расе", а посему он заслуживает наказаний со стороны "цивилизованного" Запада, который наряду с военным арсеналом использовал все достижения "науки": философии, этнологии, географии, биологии, истории, чтоюы доказать свое превосходство и оправдать свои действия против мирного туземного населения.

Гегель в книге "Лекции по философии истории" представлял негра как "природного человека", "дикаря". "Негр, (...), - пишет он, - представляет собой естественного человека во всей его дикости и необузданности: следует соврешенно отрешиться от благоговения и нравственности, от того, что называется чувством, чтобы правильно понять его; в этом характере нельзя найти никакой гуманности" . Затем обратив внимание на моральные устои, исповедуемую религию, преклонение перед культом, фетишизм, Гегель приходит к отрицанию историко-культурных корней в Африке: "Африка, - пишет он, - не является исторической частью света... говоря об Африке, мы собственно имеем в виду то, что у него нет истории, нечто не исследованное, то, что еще вполне находится на первобытной ступени развития духа и о чем здесь нужно было упомянуть, лишь говоря о пороге всемирной истории.

Эпитеты "дикий", "варварский" употребляются беспрестанно в нашем современном мире большинством расистских авторов, чтобы защитить формацию исторически приговоренную - капитализм, оправдать империалистическую экспансию, основанную на идее неполноценности негров по отношению к белому человеку. Для расистских идеологов, и старых и новых, Африканец - существо дикое, живущее вне истории, неспособное абстрактно мыслить, иметь идеологию, классовое сознание, вследствие чего он обречен на колониальную эксплуатацию. Но, что бы ни говорили расисты, Африка никогда не была вне истории и без культуры. Многочисленные исследования в области этнологии доказали, что еще до прихода Европейцев на континент, Африка уже имела свою историю и свою культуру. Французский антрополог Клод Леви Строе в своих произведениях "Раса и история" (П. ЮНЕСКО, 1952), "Дикий разум" (П. 1962) доказал, что не существует народности без культуры. Немецкий этнолог Лео Фробениус в своей книге "История африканской цивилизации" констатировал еще в 1906 г., что цивилизация действительно существовала в Африке и охватывала всю территорию черного континента.

Роль негритюда в период колонизации Африки

В определении социальной роли негритюда встречаются крайние суждения. Одни критики негритюда часто характеризуют негритюд как реакционную идеологию, другие - как революционную идеологию, при этом ни те, ни другие не учитывали фактор времени, исторические условия его возникновения и эволюции. Антиисторизм в определении негритюда приводит к схоластическим спорам. Негритюду можно найти действительное определение только рассматривая его в диалектическом взаимодействии с различными социальными явлениями, в котором негритюд проявлялся как одна из форм национализма в Африке. Национализм в Африке проявился в нескольких формах, даже, как это отметила группа советских ученых, в религиозной форме. "Втягивание широких масс в освободительное движение нередко связано с борьбой против дискриминации коренного населения в церкви. В странах Тропической Африки антиимпериалистическое содержание национализма на определенном этапе выступало также в форме религиозного протеста" . В книге "Национализм в современной Африке", в которой четко рассматривается этот вопрос, говорится о том, что на африканском континенте появилась очень рано и сыграла большую роль в антиколониальном движении религиозная форма национализма, т.е. "религиозный национализм". Появление религиозно-сектантских националистических организаций было особенно характерно для тех стран, где колониальная администрация не допускала создания политических организаций. Поэтому антиколониальное движение приняло нелегальные формы, а антиколониальная националистическая идеология приобрела религиозную окраску. Так, в бывшем бельгийском Конго возникли политико-религиозные секты, которые сыграли важную роль в пробуждении национального самосознания угнетенных народов, в формировании антиколониальных настроений. В 20-е годы нашего века такие настроения и взгляды широких масс африканцев нашли свое выражение в борьбе за создание новой афро-христианской церкви и вероучения, которое по имени его создателя Симона Кимбангу получило название кимбангизма. Негритюд также проявился как одна из форм национализма, как манифест черных народов за их политическое освобождение и имел, в своих истоках, ярко выраженное антиколониальное содержание. Что же такое национализм?

Рассмотрим определение советского ученого Карена Брутенца: "Национализм - это идеология и политина, но это также и психология, которая рассматривает нацию как высшую форму, экстра-историческую и вне класса в социальном обществе, перед которой отходят на задний план, стираются все другие формы, в том числе классовые связи и классовая изолированность; нация рассматривается как гармоничное единое целое, основанное на идентичности, совпадении основных интересов всех социальных слоев, а также отдельных ее личностей, как единое целое, где социальные слои растворяются и обезличиваются. При этом за интерес всей нации выдаются стремления и цели класса, маленькой социальной группы, которая в конкретных исторических условиях, выступает как носитель и инициатор идеологии и националистической политики - буржуазия, мелкая буржуазия и т.д.. Основная идея этого определения состоит в том, что национализм отдает предпочтение естественным связям таким какк "принадлежность нации" и отодвигает на задний план классовые отношения и что в гносеологическом отношении он возводит национальный момент в абсолютный принцип. В таком проявлении национализм безусловно представляет собой реакционную идеологию и политику, направленную на внушение недоверия и враждебности между народами. Однако в национализме угнетенных народов имеется общедемократическое содержание: борьба против империализма, феодализма, за независимость, национальное возрождение. Поэтому, как это подчеркивает и Карен Брутенц, даже, если на практике националистическая политика служит инструментом для данного класса, являющегося носителем и инициатором этой политики, она не всегда выражает эгоистические интересы класса. Характер национализма, его социально-историческая роль в качестве идеологии и политики, меняются в зависимости от социальной среды, от социальной природы и той роли, которую сыграли основные силы класса, от их связей с народными массами. Характер национализма зависит также и от исторического этапа развития и от соотношения классовых сил не только в конкретной стране, но и в некоторой мере в международном масштабе от положения данной нации в системе взаимоотношений от нации к нации. Вот почему, в противовес однобокой и застывшей концепции национализма, положения ленинской теории предполагают более глубокий подход, диалектический, к этому вопросу. Ленин считал исторически оправданным национализм угнетенных народов, когда в нем имеется общедемократическое содержание, а говоря о самой сущности буржуазного национализма, подчеркивает, что "никакого закрепления национализма пролетариат поддерживать не может, - напротив, он поддерживает все, помогающее стиранию национальных различий, падению национальных перегородок, все, делающее связи между национальностями теснее и теснее, все, ведущее к слиянию наций. Поступать иначе - значит встать на сторону реакционного националистического мещанства. Указывая на принципиальное отношение марксизма к национализму как таковому, Ленин писал: "Марксизм непримирим с национализмом, будь он самый "справедливый", "чистенький", тонкий и цивилизованный. Марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм"2.

Исторический подход к оценке национализма помогает отличить национализм, имеющий демократическое содержание, от национализма, не имеющего или утерявшего его. Понятно почему В.И. Ленин писал, что "марксизм непримирим с национализмом" и вместе с тем подчеркивал необходимость учета того исторического конкретного содержания, которое в определенных условиях может нести демократические прогрессивные элементы, выражать антиимпериалистические стремления непролетарских слоев. Любой марксистско-ленинский анализ национализма не должен плутать в абстракции, а наоборот должен быть подчинен научному изучению его конкретных форм: "Никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще, -писал Ленин. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и нацио-нализм нации маленькой" .

Расизм: сущность и формы проявления

В работах многих исследователей, особенно западных, обсуждение проблемы расы и расообразования предваряет понимание такого феномена, как "расизм". Именно так поступали в своих работах такие исследователи, как Голетт Люйомэн , Альберт Жаккар , Ми шель Лейри1, Л.К. Дгонн , Жан йерно и др.

Что касается нашей точки зрения, то мы считаем, что такой подход к вопросу, который может быть и полезен для описания определенных границ между отдельными расами, таит в себе и большую опасность, так как он заставляет предположить, что расизм, на первый взгляд, является феноменом, порожденным самим существованием рас. Такая точки зрения не может быть, очевидно, поддержана. Расизма не было в первобытном обществе, нет при социализме, не будет при коммунизме, хотя расы были и будут в указанных обществах. Расизм - порождение классово-антагонистического общества. Имеются различные классификации расовых групп, но ученые единодушны в том, что нет чистых рас. Существует много переходных форм рас. Наиболее распространенным является деление рас на три основные расовые группы: европоиды (или белые), монголоиды (или желтые, к которым относят в основном и краснокожих) и негроиды (или чернокожие, негры). Эти расовые группы в той или иной мере представлены и в Советском Союзе, не знающем расизма. Расизм -это сложное явление, порожденное классово-антагонистическими, экономическими и социальными отношениями людей, народов. "Расизм - психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости и даже необходимости господства "высших" рас над "низшими". То, что по природе не может быть "высших" и "низших" рас, что все они равноценны, а потому должны быть равноправны, доказывает наука.

Научная антропология твердо установила, что все расы представляют подразделения единого вида человека. Советские антропологи доказывают это независимо оттого, придерживаются ли они моноцентристской или полицентристской гипотез расогенеза.

Согласно моноцентристской концепции, расы образовались после появления неоантропов. Переселение их из своей первоначальной эйкумены - Восточного Средиземноморья, Передней и Южной Азии в различные географические зоны и их длительная и сложная эволюция в новых условиях привели к образованию различных рас.

Согласно концепции полицентризма, основные современные человеческие расы появились в нескольких центрах Азии, Африки, Европы. Известный советский ученый СТ. Калтахчян пишет, что "моноцентристская гипотеза, если она окончательно подтвердится, конечно, нагляднее продемонстрирует единство человеческих рас, покажет, что это единство объясняется не только общими закономерностями эволюции человека,но и единым происхождением всего человечества. Но единству рас не противоречили бы и факты, указывающие на различные центры их возникновения. Видеть в полицентризме расогенеза угрозу его диалектико-материалистическому пониманию нет основания. Ведь в обеих гипотезах, речь идет о возникновении человека, т.е. существа, качественно отличного от животного. Человек каждой расы качественно тождественен с человеком любой другой расы. Главное в характеристике неоантропа, происходившего от любого палеантропа, будет всегда то, что он совершил качественный скачок к человеку. Решающим было то, что у всех неоантропов уже была человеческая рука, человеческий интеллект, имеющие неограниченные возможности к совершенствованию .

Далее СТ. Калтахчян указывает: "Хотя ни моноцентризм, ни полицентризм происхождения рас не противоречат законам диалектического и исторического материализма, тем не менее обе эти концепции могут быть истолкованы и в действительности истолковываются как диалектико-материалистически, так и метафизико-идеалис-тически. С позиции метафизики обосновывается, в частности, узкий моноцентризм. Например, анатом и антрополог Ф.Вайденрейх считает, что различные палеантропы в разных центрах превращались в неоантропов параллельно и независимо, без воздействия среды и трудовой деятельности, просто вследствие действия внутренней движущей силы, имевшейся в организмах древних гоминид" .

Похожие диссертации на Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы)