Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Натурфилософия абу рейхана бируни Маджидов Диловар Хафизович

Натурфилософия абу рейхана бируни
<
Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни Натурфилософия абу рейхана бируни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маджидов Диловар Хафизович. Натурфилософия абу рейхана бируни: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Маджидов Диловар Хафизович;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2016.- 163 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава1. Социокультурные и идейные предпосылкиформирования взглядов Бируни 21-23

1. Исторические и социокультурные условия развития мировоззренческих взглядов Бируни. 2341

2. Жизнь инаследие АбуРейхана Мухаммад ибн Ахмад Бируни 63

3. Идейные предпосылкии методологические основы учения Бируни .

Глава II. Онтологические и гносеологические аспекты натурфилософии Бируни .86

1. Учение Бируни о первопричине 86107

2. Концепция движения, времени и пространства

3. Гносеологические аспекты натурфилософии Бируни

Заключение .147-152

Библиография:

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях принципиально новой геополитической реальности, политизации религиозных программ и разворачивания радикальных глобализационных процессов изменяется сама природа влияния на международной арене и характерные для геополитики амбиции в борьбе за контролем над природными ресурсами становятся поистине самой опасной проблемой. Поэтому, как было отмечено Президентом Эмомали Рахмоном на встрече с интеллигенцией Таджикистана, одной из альтернативных форм развития является секулярно-демократические программы развития, и как база для подобной формы развития служит продвижение и развитие у молодёжи естественнонаучного образования и мышления.1

История таджикской философии раннесредневекового периода пестрит многообразием имен и школ мысли, а также великими личностями, представляющими эти школы, и примечательным и уникальным явлением данного времени является бурное развитие естественнонаучной мысли. Естественнонаучное и историко-культурное творчество Абу Рейхана Бируни, этого гиганта мысли ирано-таджикского средневековья и мировой культуры, основоположника одной из школ натурфилософии на Востоке, требует дальнейшего освоения и изучения его благодарными потомками.

Понятие «натурфилософия» возникло еще в древние времена, и тогда оно выражало мировоззренческие взгляды, равнозначные понятиям философия природы (Аристотель, Сенека), а в новое время в Европе названное как «метафизика природы», «спекулятивная физика» (Шеллинг) и т.д.Натурфилософия является, по сути, исторической формой интегративного мышления, очень важным для выживания в современном сложном, глобальном по своей природе, плюралистическом мире.

Актуальность темы обосновывается следующими соображениями:

Во-первых, изучение натурфилософских взглядов Бируни представляется весьма своевременным в связи с нуждами

1См: Э. Рахмон. Выступление на встрече с интеллигенцией страны. 19.03.2015 11:08, город Душанбе. «…задача интеллигенции будет заключаться в том, чтобы при представлении своих предложений в эту Концепцию учли приоритетность принципа светскости, развития национального и светского мышления».

современного таджикского общества в борьбе с радикализмом, в развитии научного мировоззрения, развитие рациональных, секулярных и демократических и плюралистических проектов, соответствующих провозглашённым Конституцией РТ принципам, с перспективами обновления философских и культурологических ценностей современного общества.

Во-вторых, в настоящее время, как и древние века на всех стадиях развития человеческого общества, естественная среда обитания человека, отношение к природному окружению и острота различных ситуаций, связанных с окружающим миром, ставят перед человечеством задачи теоретического осмысления природной среды, её всестороннего и глубоко научного понимания. Актуальность подобного осмысления и понимания связана с тем, что в различных частях мира потребительское отношение современного обществах к природным ресурсам рано или поздно приведёт человеческую цивилизацию к катастрофе. Отсюда следует, что эти отношения нуждаются в постоянном переосмыслении, как на уровне самой науки, так и на уровне их философского переосмысления.

В-третьих, натурфилософия и натурфилософское

мировоззрение, понимаемое как целостная система самых общих законов естествознания, являются попыткой найти фундаментальные закономерности природы и мира. Природа, ее описание, классификация структуры природных явлений, а также исторически важные теории философского характера, как натурфилософия, были частью той теоретической научной картины мира, которой посвящено наибольшее количество трудов Абу

Рейхана Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни.

В-четвертых, изучение «природы» в сочинениях Бируни представляется крайне своевременным в связи с новыми перспективами историко-философских и культурологических реконструкций, открывающихся перед современным обществом. В систему духовных ценностей современника «возвращаются» традиции и научные методы, имевшие место в философском наследии наших передков, которые играют важную роль в сохранении самобытности таджикского народа (как «людей книги/ знания»), в воспитании молодого поколения. Естественнонаучное

наследие является частью огромного культурного наследия, и оно пока еще недостаточно изучено и освоено таджикским обществом.

Степень научной разработанности проблемы. Следует подчеркнуть, что учение Бируни, как на Западе, так и на Востоке давно привлекало внимание ученых, и в части его философской мысли исследователями сделано немало. Ещё в 1878 г. немецким ориенталистом Эдуардом Захау была напечатана на арабском книга Бируни «Памятники минувших поколений», а затем - на английском языках.

Начиная со второй половины XX в. произведения Бируни одно за другим переиздавались и переводились на различные языки. Восхищаясь работами Бируни, Розен оценивая «Индию», пишет: «Это- памятник единственный в своем роде и равного ему нет во всей древней и средневековой научной литературе Запада, и Востока»1.

В востоковедческой и историко-научной литературе зарубежных (особенно западных) стран огромное значение придается наследию Абу Рейхана Бируни. Это предисловия к новым переводам и публикациям трудов великого мыслителя, характеристика его работ и научных взглядов в статьях энциклопедического характера, в том числе работы Босфорта С.Е, Фрая Р., Сартона Дж., Хаджсона Маршала, Линберга Д., Массиньона Л., Маккензи Д.Н., БойлотаД.Дж., Стромайера Г., Самиана А.Л., Салим Хана М., Газанфара А., Дани А. Х., С. Насра и др.2 В частности, БойлотД.Дж. и Газанфар отмечают, что Бируни

1АбурайханБеруни. Избранные произведения. Т.ІІ Ташкент-1963, С. 7.

2См: Bosworth, C. E. (1968), “The Political and Dynastic History of the Iranian World (A.D. 1000– 1217)”, J.A. Boyle (ed.), Cambridge History of Iran, vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods, Cambridge: 1-202. [45]; R.N. Frye, "The Golden age of Persia", 2000, Phoenix. pg 162; Rahman, H. U. (1995),«A Chronology of Islamic History : 570 - 1000 CE», London: с. 167,; L. Massignon, Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.; Gotthard Strohmaier, "Biruni" in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach,Medieval Islamic Civilization: A-K,Vol. 1: An Encyclopedia, Taylor & Francis, 2006.; G. S. Hodgson,The Venture of Islam: Conscience and History in a World Civilization, Vol.3, Chicago, 1958), 168.; S.H. Nasr, "An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwn al-af, al-Brn, and Ibn Sn", 2nd edition, 1993. pp 111; ДаниАмадХасан. (1973),Alberuni'sIndica: A record of the cultural history of South Asia about AD 1030, Islamabad; НалиноКарлАлфонс.Таърихинучумиисломи. Тар. ОромАмад. Бахман. Терон, С.3412-345 (без года изд., на фарси); Сартон Джордж. Таърихиулум (История науки). Тарч. Ахмад Ором, АмириКабир. Терон, 1357 (на фарси); Доиратулмаорифизаррин (Золотая энциклопедия). БобакиХакоик, БобакиРиёхипур, Терон. 1357 (на фарси); Баррасихо дар

является величайшим, наиболее оригинальным и выдающимся ученым исламского средневековья, он в равной степени превосходно разбирался в математике, астрономии, физике и всех других естественных науках. Он особо выделялся вкладом в географию, был превосходным историком, специалистом в области хронологии, был отличным лингвистом, знатоком обычаев и обрядов народов. По этой причине его величали «Устод».1 Ричард Фрай пишет, что вклад иранских народов в историю мировой математики огромны. Абу Рейхана Бируни был одним извеличайший учёным в мировой истории2Ф.Розенталь считает Бируни уникальным ученым, связующим звеном между греческой и индийской наукой.3 Однако, отмечая приверженность Бируни к основным религиозным канонам ислама, его отрицательное отношение к древнегреческому и восточно-перипатетическому подходу о вечности мира и времени, некоторые исследователи его творчества, такие как Сайид Хусейн Наср, стараются искусственно подчеркнуть теологические моменты в его творчестве, подчиняя его натурфилософию религиозным догматам, что не соответствует реальному положению дел.

Наследие Бируни со временем становится важным ресурсом в научном освещении истории культуры народов Центральной Азии как противовес ее религиозным началам. Таким образом,в 1950 году АН СССР начала мобилизацию ресурсов на поиск и исследование научного наследия мыслителя, до сих пор неизвестного русскоязычной научной общественности. В том же году под общей редакцией Толстова С.П.4 в Москве издаётся сборник научных статей, посвященный его творчеству. Написанные в последующие годы, статьи и монографические работы Булгакова П. Г., Садыкова Х.У., Шарипова А., Джалолова Г.Д., Джалоловой З.Г., Матвиевской Г.П., Сираждинова С.Х.,

бораиАбурайхонБерунибамуносибативалодати у. Марказимутолиотвахамохангиифарханги.

Терон (без г. изд. на фарси).

1См:D.J. Boilot, "Al-Biruni (Beruni), Abu'lRayhanMuhammadb. Ahmad",вкн.

ЭнциклопедииИслама (англ.). (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238.

2См: R.N. Frye, "The Golden age of Persia", 2000, Phoenix Press.pg 162

3См: Rosenthal, F. E. Yarshаter, ed., Al-Biruni between Greece and India, New York: Iran Center,

Columbia University. 1976.

4См: Бируни. Сборник статей.Под ред. С. П. Толстова. М.-Л., 1950.

Рожанской М.М., Розенфельда Б.А.1 стали своего рода научно-исследовательскими путеводителями творчества Абу Рейхана Бируни. В 1986 Тимофеев И. написал книгу под названием «Бируни»2из серии «Жизнь замечательных людей», которая была издана огромным тиражом.

В Таджикистане как историками и литературоведами, так и историками философии, также была начата работа по изучению наследия Бируни. Осими М.С. отмечает вклад Бируни в науку астрономию того времени и мира, а также огромное значение данного труда для разработки научной терминологии астрономии на фарси и таджикском языке. В 1978 г. вышла в свет редкая, написанная на фарси и арабском книга Бируни «Китоб-ут-тафхим» (Наука о звездах), под редакцией и подробным предисловием академиков Осимова М.С. и Диноршоева М.. В 1990 г. АН Республики Таджикистан под редакцией М.Диноршоеваиздано сочинение Бируни «Осор-ул-бокия» («Памятники минувших поколений»), подготовленное А.Девонакуловым. Отрадно, что натурфилософские идеи современников Бируни, например, Ибн Сины посвящена книга и одноименная диссертация М.Диноршоева, на основе чего можно сделать никоторые параллели.3

Из работ таджикских исследователей, посвященных творчеству мыслителей средневекового периода, в том числе,

1См: Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни. -Ташкент: 1972. 428 с.; «Геодезия» Бируни как историко-астрономический памятник//Историко-астрономические исследования, №11, 1972, с. 181—190.; Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри// Историко-астрономические исследования, № 11, 1972, с. 211—220.: Шарипов А.Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972; Джалолов Г. Д.Индийская астрономия в книге Бируни «Индия». //Историко-астрономические исследования, 8, 1962, c. 195—220.; Джалолова З. Г.Учение ал-Бируни о движении Солнца.Историко-астрономические исследования, 12, 1975, с. 227—236.; Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х.Абу РейханБеруни и его математические труды.М.: Знание, 1978.,Очерки истории тригонометрии.Ташкент: 1990.; Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. —М.: Наука, 1976. — 324 с.; Рожанская М. М. О реконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах.//Историко-математические исследования, 7(42), 2002, с. 223—243; Розенфельд Б. А., Рожанская М. М.,Астрономический труд ал-Бируни «Канон Мас’уда» //Историко-астрономические исследования, X, 1969, с. 63—95.: Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К.Абу-р-Рейхан Ал-Бируни, 973—1048.М.: Наука. 1973. Розенфельд Б. А.Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд».Историко-астрономические исследования, XII, 1975, с. 205—226.

2Тимофеев И. В.Бируни. —М.: 1986. — 304 с. — (ЖЗЛ). Вып. 671) 3ДиноршоевМ.Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе. 1985.С.256

Абу Рейхана Бируни, можно отметить труды таджикских ученых: Диноршоева М., Рахимова М., Диноршоевой З., Джонбобоева С, среди которых особо стоит остановиться на статье Джонбобоева С. Данное исследование, опубликованное в коллективном труде ученых Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН Республики Таджикистан "Истории таджикской философии",где анализируетсянатурфилософской воззрении Абу Рейхана Бируни.1Наиболее новым исследованием проблемы является диссертационная работа Исмаилиахангар М.Р. «Проблемы таджикско-персидской натурфилософии 1Х-Х1 веков».2

Вместе с тем, натурфилософское наследие Бируни по исследовано всё же недостаточно, в представленной диссертации мы главный упор делали именно на философском анализе натурфилософии в трудах Бируни. В данной работе более системнорассматриваются основные элементы натурфилософии Абу Рейхана Бируни, в том числе проблемы: движение, пространство, время, что не было предметом специального исследования до сих пор.

Цель и задачи исследования является изучение натурфилософии Абу Рейхана Бируни и философский анализ его взглядов на природу и природные явления. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

- показать исторические и социокультурные условия развития
мировоззренческих взглядов Бируни;

раскрыть некоторые важнейшие вехи, аспекты жизни и наследия Бируни;

исследовать идейные предпосылки и методологические основы учения Бируни;

- анализировать онтологические и гносеологические
аспектынатурфилософии Бируни;

- анализировать суть и значение учение мыслителя о
первопричине/первооснове;

1См: История таджикской философии (С древнейших времен до ХVв.). В 3-х томах, Т.2. Душанбе. 2012. С.165-195; Джонбобоев С. АбурайониБерун. Энциклопедияиточик. Душанбе. .2.

2Исмаилиахангар М.Р. Проблемы таджикско-персидской натурфилософии 1Х-Х1 веков. Диссерт.канд.филос.наук. Душанбе, 2014.

обосновать идею о первопричине, как связанной с учением Бируни о сотворении Вселенной, о специфической роли перводвигателя этом процессе творения мира;

охарактеризовать сущность концепции время, движение и пространство в философской системе Абу Рейхана Бируни;

- показать связь гносеологии Бируни с его натурфилософским учением;

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является средневековая таджикско-персидская натурфилософия, предметом –естественнонаучное и философское наследие Абу Рейхана Бируни и место в ней натурфилософской концепции.

Теоретические и методологические основы диссертации. В процессе исследования автором были использованы логический, исторический, диалектический, системный и сравнительный методы анализа, а также герменевтические методы. Согласно поставленным задачам, предполагающим выявление исторического и социокультурного контекста при изучении наследия Бируни, основополагающим методом исследования послужил историко-философский анализ, что способствовало комплексному изучению данной проблемы. В исследовании опирались на методологические принципы истории науки вообще (Койре А.,1 Кедров Б.М, Булгаков П.Г., Сайид Хусейна Наср, Сартон Дж., Босфорда С.Е., Асимова М.С., Рожанская М.М., Шарипов А.А., Розенфельд Б.А,, Гайденко П.П., Хайруллаев М.М. и др.), на исследования таджикско-персидской философии, в частности,исследование проблем натурфилософии, выполненноеМ.Диноршоевым на базе основных трудов Ибн Сина.2

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются оригинальные и переведенные труды мыслителя, в том числе «Канон Мас’уда» в двух томах, «Молу-л-Хинд» или «Индия», «Хронология древних народов», известная

1Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских

концепций на развитие научных теорий Пер. с фр. Я. Ляткера. 2-е изд. — М.: ,

2003.

2ДиноршоевМ.Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе. 1985.С.256

теперь как «Памятник минувших поколений», «Геодезия», «Минералогия». В качестве научного и методологического путеводителя исследованиябыли использованы работы вышеназванных авторов, анализированы статьи, опубликованные в честь 1000-летия со дня рождения мыслителя.

Научная новизна. Новизна диссертационной работы, прежде всего, заключается в том, что в ней вопрос о натурфилософии Абу Рейхана Бируни впервые стал предметом специального системного исследования и анализа.

Новизну проведенного исследования более конкретно отражают следующие результаты:

раскрыты идейные предпосылки, повлиявшие на научно – философское мировоззрение мыслителя;

детально анализированы натурфилософские взгляды Бируни, выявлены и определены основные понятия, связанные с интерпретацией им природы, их значение для истории науки и для исследования современных проблем природы и человеческого общества в ней;

- сформированы методологические основы исследования
философии природы в творчестве Абу Рейхана Бируни;

- реконструирована философия природы в воззрениях Бируни, в
частности, детально проанализированы понятия и проблемы,
связанные с концепциями время, пространство и движение;

- реконструированы естественнонаучные истоки
натурфилософской доктрины Бируни;

- проанализированы и раскрыты понятийный аппарат, связанный с
природой и составляющие его основы определения
взаимоотношения и взаимодействия природы и человека;

- в сравнительном анализе с учениями античных, а также
индийских философов, выявлены особенности учения Бируни о
первопричине, о движении, пространстве, времени и других
проблемах натурфилософии;

- исследовано учение Бируни о первопричине, где показано, что
мыслитель в качестве первопричины всего мира признает единого
Бога, однако его позиция коренным образом отличается от
традиционной религиозной интерпретации Бога, близкой к
западноевропейскому деизму;

- раскрытаспецифика гносеологии натурфилософии Бируни, которая заключающиеся в том, что для Бируни источником знания являются не только чувства и разум, но и опыт и практика.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Абу Рейхан Бируни был активным участником исторического процесса своего времени и несмотря на доминирующую роль господствующей религии, пользовался достаточной свободой творчества, чем не могли похвастаться многие ученые того времени.

  2. На формирование мировоззрения и научных идей Бируни оказывалиогромное влияние древняя и богатая интеллектуальная традиция Хорезма и хорезмийцев. Между тем, он показывает пример плодотворного взаимовлияния культур, цивилизаций и философских учений. На его мыслительную школу большое влияние оказали греческаяи индийские философии.Его философия является синтезом существующих учений, воспринятых ими, но с учетом особенностей, характерных для Бируни как ученого энциклопедиста и философа-скептика.

  3. Несмотря на то, что Абу Рейхан Бируни верил в существование Бога и в сотворение мира, согласно его концепции природы и перводвигателя,природа у него становится свободной в своем дальнейшем развитии. Его философские и религиозные воззрения были тесно связаны с его научными идеями и его мировоззрение можно обозначить как деизм.

  4. Сущность учения Бируни о первопричине заключается в том, что он, как уже было отмечено, в качестве первопричины признаёт единого Бога, но он не отрицает творческой силы природы, допускает существование многочисленных возможных миров, однако подчиняющихся универсальным и всеобщим законам, рассматривал все явления мира с точки зрения причинно-следственной связи. Наука для Бируни до конца его жизни была инструментом, способом, с помощью которого возможно раскрыть истину

  5. Бируни, следуя индийским и греческим школам, делает акцент на развитие философии, подкрепляемой научными данными, и считает их необходимым условием возникновения и развития научных знаний на основе практики и научного

эксперимента. Он рассматривал их не в традиционном, характерном для древнегреческого и восточного перипатетизма, а в более практическом, естественно -научном формате.

6. Он является первооткрывателем эспериментальной науки,
обосновавшим научно-методологические аспекты

эксперимента как основы развития теории. Бируни поддерживал гелиоцентрическую систему мира, известную ему из индийской науки астрономии. Особенно часто он упоминает о своих сомнениях в общепринятых воззрениях на устройство мира. В своей книге «Индия» Бируни сопоставляет многочисленные идеи индийских племен, расходящиеся с другими господствующими представлениями о мире (в том числе исламскими).

Теоретическая и практическая значимость

диссертационной работы. Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании вопросов истории персидско-таджикской научно-философской мысли и в целом вопросов натурфилософии Бируни, а также истории и философии науки. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории философской мысли народов Ирана, Таджикистана и сопредельных стран Средней Азии. Выводы диссертации можно также использовать в целях пропаганды науки и просвещения среди населения республики.

Апробация результатов работы.

Результатыдиссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях и семинарах, в том числе на ежегодных научно-практических конференциях, проходивших в ТГПУ им. С. Айни в 2008, 2010 и 2012 гг. Они также отражены автором в 5 статьях, опубликованных в научных журналах, реферируемых ВАК Министерства образования и науки РФ. Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии, этике, социологии, культурологии в ТГПУ им. С. Айни.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии ТГПУ им. С.Айни (протокол № 12 от 24 декабря 2014 г.) и отдела истории философии Института

философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии Наук Республики Таджикистан (протокол № от 22 сентября 2015 г.).

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Жизнь инаследие АбуРейхана Мухаммад ибн Ахмад Бируни

Ученого, исследователя различных направлений наук Абу Рейхана Бируни в истории развития человечества считают одним из великих мыслителей, а его научное наследие одним из важнейших достижений не только народов Востока, но и всего человечества. Высокие отзывы, заслуживающие доверия, данные исследователями разных уголков мира, являются показателем величия Абу Рейхана Бируни.В доказательство этих высказываний можно привести много примеров из научной литературы разных времен и разных народов по поводу непоколебимости Бируни.

Один из знаменитых философов Розен, оценивая высокую научную ценность наследия Бируни, считал, что «Индия» Бируни не имеет равных себе среди научных работ Востока и Запада.1Абу Рейхан Бируни один из знаменитых ученых, мыслителей и энциклопедистов Средней Азии, жил во времена политической нестабильности Мовараннахра и Хорасана, массового движения кочевых тюркских племен из Сибири, Монголии и современных западных территорий Китая в Среднюю Азию.2 Несмотря на войны и противостояния того времени, он оставил дорогое наследие для будущих поколений, которое создало условия для становления и развития различных направлений наук.

Политическая нестабильность его времени оказала большое влияние на его мировоззрения и научную деятельность. В работах Бируни наблюдается многогранность и многосторонность его способностей и навыков в различных сферах науки того времени. Следует отметить, что в становлении, развитии и повышении уровня его мировоззрения существовало несколько научных факторов, оказавших влияние на обоснование научных мыслей Бируни.

К этим факторам можно отнести появление больших городов, последующее развитие международной торговли, появление экономических, политических и культурных отношений между народами Востока и Запада, борьба между классами и различными слоями населения. Факторы бурного роста экономики, развитие ирригации, урбанизации, торговли и т.д. в Центральной Азии в Х в. оказали влияние не только на развитие мировоззрения и научной мысли Бируни, но и всей научной и творческой среды того времени.1 Это видно на примере деятельности великих ученых и сподвижников Абу Рейхана Бируни: Абу Махмуда Худжанди, Мухаммада Хорезми, Ибн Сины, а также Насира Хусрава, Рудаки, Фирдоуси, Балъами, Омара Хайяма и др.

Абу Рейхан Мухамед ибн Ахмед ал - Бируни жил и творил во времена политической нестабильности почти всей Средней Азии. Как нам известно, в VII- VIII вв. арабы захватили Среднюю Азию. Захват арабами Средней феодалами и крестьянами.2 Арабы захватили все крупные города и деревни Средней Азии, разместив свои войска и с их помощью подчинив местное население, взыскивали с них дань. После захвата Средней Азии со стороны арабского халифата состояние населения очень ухудшилось и этому способствовало то, что захватчики были очень жестокими. Согласно историческим сведениямАзии считается временем длительной борьбы между, арабы ставили штампы на руках людей, которые принимали ислам. Например, во время захвата Самарканда один из правителей арабских захватчиков Кутайба приказал своему брату, который возглавлял арабское войско: «Не разрешайте ни одному идолопоклоннику выходить из каких – либо ворот Самарканда до того, как ему будет поставлена на руку [глиняная]печать, и если глина высохнет прежде, чем он выйдет из города, - убейте его, и если у него найдут железный нож – убейте его. И если после закрытия ворот на ночь вы обнаружите в городе кого-нибудь, - убейте его»1.

Известно, что арабы после периода оккупации, грабежа и насилия, вначале дарили деньги и предоставляли определенные льготы для лиц, которые принимали ислам. Наверное это, наряду с принуждением, явилось одной из важной причин быстрого захвата и подчинения народов Средней Азии и принятия ими исламской религии за столь относительно короткие сроки. Вначале народы Средней Азии безрезультатно боролись против арабского халифата, и основная причина принятия такого оборота событий заключалась в том, что в Хорезме вспыхнуло народное восстание под предводительством брата хорезмшаха Хурзода. Кутайба, воспользовавшись этой внутренней борьбой Хорезмского государства, под предлогом помощи Хорезмшаху, ввел свои войска в Хорезм и заключил с ним мир.

Таким способом он склонил Хорезмшаха на свою сторону и вместе с ним выступил на Самарканд. В период захватнических действий арабов, в Средней Азии существовали разные княжества, которыми управляли самостоятельные правители. На территории Мовараннахра существовало тогда более 15 маленьких самостоятельных княжеств.

Идейные предпосылкии методологические основы учения Бируни

Хотя учение о природе в системе квалификации наук ученого не представлено как отдельная наука о природе, тем не менее, рамки учения гораздо шире и включают в себя различные области знаний.

Очень важным и удивительным достижением Бируни в области натурфилософии и астрономии являлись его учения относительно движения Земли. Особенно он часто напоминает о своих сомнениях в общепринятых воззрениях на устройство мира. В своей книге «Индия»Бируни излагает многочисленные идеи индийских племен, расходящиеся с другими представлениями (принятые у мусульман и других народов).

В процессе анализа воззрений Бируни в целом и особенно натурфилософии в частности, в какой-то степени чувствуется воздействие и других философских школ и мыслителей, и выявить их, определить, что является первоочередной задачей в этом параграфе, и не останавливаться на воздействие этих школ и учений в отдельности, было бы несправедливым.

Ощутимое воздействие на его воззрения, конечно, имели греческие и индийские философы. Прежде чем приступать к анализу воздействия этих школ и выявить их роль в формировании уникального энциклопедического учения Бируни, мы напоминаем, что духовная почва для подобного развития была очень крепкой, и она основывалась на почве священной книги мусульман - Коран и хадисов Пророка Мухаммада, которые всячески одобряли поиск новых знаний, независимо от их источников.1Конечно, исламская идеология была тем доминирующим звеном в истории философии, что под её эгидой формировалась не только исламская культура, но и возрождение культуры Ближнего и Среднего Востока. В то же время она обогащалась за счет синтеза существовавших до ислама в этом регионе различных культур, ноне только заих счет. Общеизвестно, что толчком в развитии науки и философии средневекового Востока была отношение к греческой философии и культуре. Как справедливо отмечается во введении к«Истории таджикской философии» (том 2): «Образцом такого культурного взаимообмена могут служить также труды Абу Рейхана Бируни, в частности «Осор-ул-Бокия» («Памятники минувших поколений»), «Таъ- рих-ул-Хинд» или Мол ул-Хинд» («Индия») и др., где с большим уважением описываются обычаи, нравы, верования как древних (зороастрийцев, согдийцев, хорезмийцев, греков, иудеев, христиан и т.д.), так и современных ему народов, - индусов, и по достоинству оцениваются их достижения»2.Здесь нам хотелось бы подчеркнуть воздействие индийского и античного учения на формирование натурфилософских воззрений Бируни, и опять-таки перед этим приведем слова самого Бируни, которые явно здесь уместны: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость»3.

Б) Знакомство с индийской наукой и философией, ассоциация их методов и передовых идей, интерпретация их, также как и другие факторы, помогли Бируни сформировать в себе поистине научно-философское мировоззрение и достигнуть больших успехов в области натурфилософии. О том, что Бируни под воздействием индийской науки формировал свои идеи, упоминают многие исследователи его учений. Наверное, это прежде всего связано с тем, что даже в названиях его работ видно упоминание о них, наподобие того, что «Индия», содержащая разъяснения принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых, или «Книга об индийских рашиках», которая посвящена тройному правилу в арифметике и многое др. Перевод и комментирование индийских произведений, а потом сравнение их идей с греческой мыслью превращается в один из важных методов Бируни, который в этот период также превращается в важнейшую черту научной и философской деятельности раннесредневекового общества в Азии. Но Бируни, замечая такую тенденцию в обществе, опасается того, что не все могут объективно отражать реалии этих теорий. В частности, в предисловии к «Индии» он пишет: «Как к примеру, иллюстрирующему содержание нашей беседы, мы обратились к религиям и верованиям индийцев. Тогда я указал, что большая часть написанного в книгах об этих религиях и верованиях ложно, им приписано, из одной книги в другую переносится, подобрано там и сям, перемешано, не исправлено в соответствии с мнениями индийцев и не отшлифовано. Я не нашел среди авторов книг о различных учениях ни одного, кто бы преследовал цель излагать объективно, без всяких пристрастий и примесей, за исключением Абу-л- Аббаса ал-Ираншахри, который не был приверженцем ни одной из религий и один придерживался изобретенной им самим [религии], к которой призывал [и других].»1Далее он обосновывает эти свои мысли, положительно оценивая Ираншахри, по поводу мировоззренческих религиозных учений греков, иудеев и христиан и некоторых других вероучений, но приходя к учениям индусов и буддистов, выражает сожаление, что его доводы становятся лживыми. Он пишет: «Но когда он дошел до вероучения индуистов и буддистов, его стрела прошла мимо цели и в конце ошибочно попала в книгу Зуркана, и он переписал из нее все в свою книгу. А то, что им не заимствовано из нее, по-видимому, услышано им среди простонародья из индуистов и буддистов» индийской школе он в частности отмечает:« Дело в том, что при разобщенности остается скрытым то, что при общении ясно обнаруживается; а разобщенность между нами и индийцами существует по ряду причин»1.Бируни по поводу различий идей индийской школы с другими приводит и те факторы, по которым они различаются: язык, религия, культура и т.д.. Особенно он останавливается на языке народов, населявших Индию, и их религиозных верованиях. Он отмечает: «Кроме того, некоторые согласные звуки, входящие в состав этого языка, не соответствуют звукам арабского или персидского языка и никак на них не походят».2Другая причина – это религия. О различии веры и верований он пишет: «…индийцы совершенно отличаются от нас по религии: мы ничего не признаем из того, во что веруют они, и они не признают ничего из того, во что веруем мы»3. Следующая причина – это традиции. Согласно учению Бируни: «Третья [причина нашей взаимной отчужденности состоит в том], что они настолько отличаются от нас по нравам и обычаям, что нашим именем, нашим одеянием и внешним видом они едва ли не пугают своих детей; все, что у нас есть, они считают идущим от дьявола, то есть противоположным тому, что должно быть ».4 Но что особенно сближало народы, и не отталкивало людей, так это наука и методы познания мира. Когда он побывал в Индии, он начал с того, чтобы поближе ознакомиться с их традициями, но и здесь он не переставал спорить и приводить те доводы, которые бы послужили истине: «Когда я немного продвинулся в ознакомлении с ними, я стал объяснять им причинную связь, демонстрировать им некоторые логические доказательства и показывать им истинные методы математических наук, они стали стекаться ко мне во множестве, выражая удивление и стремясь получить от меня полезные знания.»5

Концепция движения, времени и пространства

В «Геодезии» Бируни снова отмечает, что о первопричинах и сроках естественного сотворения мира, «кроме наблюдаемых результатов древних процессов, для образования которых потребовались большие сроки» в науке его времени ничего не было известно. На достаточно обширном материале, который мыслитель получил из различных древнегреческих, сирийских, арабских, иранских и индийских источников, Бируни сформировал свою концепцию перемещения. Он, анализируя астрономические и географические параметры процесса создания и изменения природных явлений в учениях ученых различных специальностей в этой области, главные их недостатки видит в том, что они «не говорят об эксцентричной орбите или эпицикле Солнца, опираясь на [познание их через] ощущение». При этом он также подчеркивает, что перемещение апогея [по эклиптике] подтверждается наблюдениями одних ученых, равно как отрицается наблюдениями других, поэтому необходимо рассуждать, «исходя из исторических сведений об этой проблеме, а не из конкретных доказательств». Эту мысль основывает на вопросе «о возникновении Вселенной и о возможности минования и долгого, и короткого срока с того времени».1 В этом Бируни выдвигает два постулата: 1) об обстоятельствах Земли и о перемещении ее частей по ее поверхности, обусловливающем перемещение частей, находящихся внутри нее. Одним словом - о первопричинах перемещения частей Земли и их особенности; 2) о необходимости наличия обусловленного этим общего движения Земли, когда с изменением расстояний от участков до всеобщего центра меняются их природа и климат. Другими словами – это поиск первоначальных условий общего движения Земли. Только после этого определения Бируни излагает свою точку зрения по данному вопросу в следующей формулировке: «И теперь скажу я, что это перемещение, если оно и случайное, и причины – смещение тяжестей с одного места на другое одним рывком…».1 беспорядочное, и незаметное на небольшом промежутке времени, и постепенно текущее вдоль диаметров вселенной, может либо прийтись на центр, либо быть составным из обоих движений [поверхностного и глубинного]… Это перемещение может быть однократным толчком при возникновении породившей его

Перемещение, в конце концов, обуславливает обеспечение удобных жизненных условий; оно повлияет на состояние климата и местности, где могли бы обитать сущие и особенно человек. Бируни, к примеру, полагает, что причиной отсутствия жизни людей на юге является положение Солнца в момент перигея в зените над югом. Он также рассматривает состояние места во время нахождения Солнца к зениту, к центру Земли и в апогее. Далее переходит к анализу климата местности, где ищет начало и причину происхождения жизни на Земле: «Земля стала обитаемой на севере в силу умеренности и уравновешенности [климата], ибо зенитное нахождение Солнца над ним вызывает увеличение тепла, а удаление его от центра [вселенной] обусловливает уменьшение [жары]…».2 От анализа состояния местностей и изменения климата в них Бируни приходит к заключению, что все это «не случайности и не зря, а от мудрого устроителя». Тем не менее, он в определении времени перемещения большее внимание придает геологическому времени – «долгие сроки», которые качественно и количественно не известны.

Не случайно ли в природе и положение, и существование человека, но какова, на взгляд Бируни, его первопричина? Мыслитель разъясняет это на примере понятия «эра», которую он определяет как время события, которое принято среди какого-либо народа для отсчета времени, т.е. начало определенного события. Это время растет в днях, месяцах и годах и по мере нарастания количества лет она образует эру и «в целях уменьшения этого количества (т.е. эры – М.Д.) пользующиеся ею переходят к другой эре». Важно для нашей работы здесь определение начала эры, о котором Бируни отметил: «Евреи ввели эру, счет которой ведется от сотворения Адама, но Моисей, да будет мир над ними обоими, счел ее слишком большой. Тогда они начали считать свою эру от потопа, затем от исхода сынов Израиля из Египта, затем от сооружения Соломонова храма….».1 Мыслитель понимает, что у времени тоже есть начало, однако познание его частей и их количества в смысле их происхождения невозможно. Представители всех религий, по его мнению, «едины в отсчете времени от первого человека. Однако они сильно расходятся в вопросе о количестве этого [времени]».2

Рассмотрение Бируни вопроса о «начале начал», т.е. о начале человеческой эры и истории вызывает интерес и в воззрениях индийцев. Он определяет у них начальный период, «в начале и конце которого семь светил соединяются в своих апогеях и джавзахирах в начале знака Овна, кальпа. Это четырнадцать смен владычества миром и тысяча возвращений, каждое из которых состоит из четырех частей…Каждая из упомянутых единиц является началом эры, а самая малая из них кали-кала, часть, в которой находимся мы».

Любопытно, что Бируни ставит и рассматривает это и другие вопросы как подлинный ученый, стремившийся подойти к его решению объективно, с точки зрения требований фактов и разума, а не с точки зрения авторитета той или иной религии. Главное требование к возможному решению этого вопроса состоит в том, чтобы оно удовлетворяло разумным доводам и опыту. В этом можно больше убедиться, когда он сопоставляет мировоззрение мыслителей мусульманской философии и религии с другими подобными. В этом еще раз можно убедиться на примере следующей цитаты о первоначале: «В наше время в [зиджах] употребляются три эры. Одна из них – эра хиджры. Она [возникла] по причине религии и государства.[Началом] ее было появление ислама, начало уничтожения язычества и упразднения власти царя…».

Гносеологические аспекты натурфилософии Бируни

Бируни рассматривает метод извлечения вывода на основе наблюдения или заключения, которое отвергается другими лицами, занимающимися этим же вопросом. При этом один довод в определенной области нельзя применять в другой области исследования, к которому он не подходит и, более того, если этот довод имеет навязывающий, но не доказывающий характер. Эта мысль довольно ясно и почти точно разъясняется в следующем: «Согласно же методике выведения выводов не рекомендуется придерживаться чего-нибудь, если это отвергается с других сторон, или затягивает получение результата, или если вывод выводится не должным путем… они полагали, что скорость движения присуща [лишь] тяжелым, плотным телам, а медленность или [полное] отсутствие его – легким, разреженным. Это [их] довод более уместен в физическом, нежели в математическом исследовании, и, более того, он – навязывающий [мысль, а не доказывающий]».1

При сопоставлении разных гипотез и заключений по ним, Бируни уверяет, что можно получить уверенность в истинности знания. При этом не исключает, что сомнение все же остается в действии: «Для этой цели нет такого количества наблюдений, которое бы освободило нас от сомнений и удовлетворило».2 Но есть сомнение, которое имеет под собой рациональную основу и приводит к постижению нового знания, и есть сомнения тех, кто в данной области исследования слабо осведомлены. В этом смысле, он не исключает из этого поля критики даже известный в те времена такого источника как «Альмагеста», который, как известно, был ключом для разгадки многих вопросов таким мыслителям, как ал-Фараби или же Авиценна. Бируни утверждает: «После рассмотрения, подобно этому, сомнения могут возникнуть лишь по причине крайне слабого знания основ сего, столь же [слабых навыков] анализа и вдвойне [слабого умения дать самостоятельные] ответы на данные [вопросы]. Комментарий на первую книгу «Альмагеста» - более подходяще для [подробных разъяснений сего], если помогут его [нам составить] в течение данного времени Аллах и душа [наша]».1

По этим и другим заключениям можно судить, что гносеология Бируни характеризируется своей естественнонаучной направленностью, где он в большей степени опору делает на опыт и эксперимент. При этом, он выступает и в роли создателя механизма познания и в роли исследователя явлений или предмета. В «Каноне Мас Пуда» он анализирует способ установления времен равноденствий, солнцестояний и других мест, заданных на эклиптике. Для начала Бируни обсуждает метод измерения Птолемея, что, согласно его «Альмагесты», времена равноденствий определяются при помощи кольца, установленного на линии равноденствия, плоскость его отклонена от плоскости круга, не имеющего азимута, на величину широты города, так что это кольцо находится в плоскости небесного экватора. Момент времени, когда тень верхней половины [кольца] попадает на нижнюю, и есть время равноденствия»

Но такие действия он считает утомительным и сомнительным, хотя бы потому, что такой опыт с равноденствием и солнцестоянием нельзя провести ночью. Поэтому он предлагает другие разные способы и пути познания этого явления, особенно использование механизмов и инструментов, а в данном случае установление «на поверхности Земли полусферу» и перпендикулярно ей гномона. Тем временем, Бируни кольцо считает тем инструментом измерения и познания, у которого нет недостатка и оно проще и легче для пользования.

Так, при определении времени равноденствия мыслитель прибегает к поиску различных способов. Условие здесь заключается в том, что, применяя эти способы на практике, он должен убедиться в их эффективности в познании вещей и явлений, как это было показано выше. Если говорить об этих средствах определениях времени равноденствия в общем, то они в

«Каноне Мас уда» обозначены как установление на поверхности Земли «полусферу в параллели с видимой части неба»; определение широты города и склонения Солнца по двум различным высотам и их азимутам в один и тот же день; использование тени, при помощи которой «на стенах определяется время летнего солнцестояния, а на земле – время зимнего солнцестояния»; при помощи высот, но при этом «появляются различия в способе [определения] искомого, которое удаляется от солнцестояния, если не увеличить инструмент настолько, что [можно будет] брать секунды градусов и то, что следует за ними».1 Но Бируни убежден в том, что эти инструменты его времени недостаточно точны и поэтому не всегда можно получить с их помощью желаемые результаты. Он утверждает: «Хотя наши действия были [предприняты] для уточнения, при подобном наблюдении неизбежна неточность по причине малости инструментов по сравнению с измеряемым, а также по причине изменений, существование которых неизбежно в объектах природы, связано с ними и неотделимо от них…».

Самый распространенный способ – общепринятый, который в целом применяется на практике как проверенный и надежный способ познания и экспериментирования объекта, на который можно полагаться. Например, общепринятый прием для нахождения апогея по наблюдениям в конце времени года Бируни описывает так: «Если мы сложим средние промежутки времени двух четвертей – двух следующих друг за другом времен года – и запомним полуразность суммы и половины оборота, то синус этой полуразности – первая сторона» и далее проводится вычет суммы полоборота и связанных с ним других математических задач и решений.