Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в "Шахнаме" Абулкасима Фирдавси (историко-философский аспект) Атоев Атоулло Мухторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атоев Атоулло Мухторович. Проблема человека в "Шахнаме" Абулкасима Фирдавси (историко-философский аспект): автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.03 / Атоев Атоулло Мухторович;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2015

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях новых современных угроз, усиливающихся процессов глобализации и распространения радикальных религиозных джихадитских идеологий, творчество Абулкасима Фирдавси, проникнутое глубоко гуманистическими и высоконравственными целями приобретает особую актуальность.

После распада Союза ССР независимый Таджикистан, обладающий исторически мощным символическим культурным капиталом, вступил в новую эпоху - эпоху возрождения своей национальной идентичности.

Актуальность данного исследования диктуется, и тем обстоятельством, что до сих пор отсутствует глубокий историко-философский анализ «Шахнамэ» Абулкасим Фирдавси, который позволил бы увидеть его творчество в системном и концептуальном плане, включая анализ проблем онтологии, гносеологии, нет в философской науке и исследований, связанных с изучением природы человека как в историческом, так и современном социально-культурном контекстах.

Важно также новое прочтение «Шахнамэ», которое должно основываться прежде всего на ее философско-герменевтической интерпретации, при которой сохраняется одновременно уважительное отношение к самому тексту. Это позволит объективно раскрыть принципиальные идеи поэмы. При этом во главу угла должно быть поставлено сочетание всех ключевых элементов герменевтического анализа: понимание (текст), интерпретация (контекст) и аппликация (результат).

Во многом это возможно при условии, если сконцентрироваться на исследовании изучения философских параметров человеческой природы, так как именно при данном подходе к этой проблематике можно найти ответы на вопросы, которые были заданы в эпосе «Шахнамэ» Абулкасим Фирдавси как своему поколению, так и будущему.

По мнению автора, всесторонний историко-философский анализ эпоса «Шахнамэ» Абулкасим Фирдавси в русле многих вызовов, связанных с ростом глобализации и радикальных религиозных идеологий в южном и центральноазиатском регионах, поможет использовать всегда современные идеи и ценности «Шахнамэ» в том конструктивном направлении, которое, собственно, и было заложено в его бессмертном произведении.

Степень научной разработанности проблемы. В мировой ориенталистике о Фирдавси и его «Шахнамэ» имеется значительная исследовательская литература .

Учеными-востоковедами обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, социально-этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой литературы и культуры. Большая работа проделана по переводу «Шахнамэ» почти на все языки мира.

Европейское востоковедение, особенно начиная с XIX в. посвятило Фирдавси и его поэме много трудов.

В русском и советском востоковедении о Фирдавси и месте его поэмы в литературе и истории писали многие. К примеру, в работах Н.Назарянца, Ф.А. Розенберга, В.В.Бартольда, Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского, М.И.Занда описываются жизнь и творчество Фирдавси, при этом авторы акцентируются главным образом на его бессмертной поэме «Шахнамэ», в основном на ее

См.: Coyajee С. - Studies in Shahnameh. - Bombay, 1939; Francisrek Machalsli. - Firdausi I jego "Shah-name" - Krakow, 1970; Noldeke Th. Das Iranischhe National epos. - Strassburg, 1904; Rugarli Vitlorio. - Montana ropoemapersianatradotto da. - Bologna, 1991; Sehack A.F. -Helsesagen des Firdausi. - Stuttgart, 1877; Tritton A.S. The Caliphs and Non - Muslim subjects. - L.: 1970; Низами Арузи Самарканда. - Собр. Редкостей или четыре беседы. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963; Розенберг Ф.А. Вступительная статья \\ Абу-л-Касы-ал-Туси, называемый Фирдоуси. Книга царей Шахнамэ: Избранные места. - М.: Л., 1934; Бартольд В.В. - К истории персидского эпоса \\ Соч. - М., 1971; Брагинский И.С. От Авесты до Айни (Исследование по истории таджикской литературы). - Душанбе: Ирфон, 1981; Дьяконов М.М. - Очерк истории древнего Ирана. - М.: Наука, 1977; Османов М.Н.- Место «Шахнаме» Фирдоуси в таджикской литературе IX -Хвв.- М., 1954 и др.

художественно-литературном толковании, гуманистическом характере ее идей и художественных образов героев .

В трудах И.Орбели, А.Ромаскевича, К.В.Тревера, И.К.Чайкина и А.Н.Самойловича особенно глубоко исследованы историческая направленность поэмы, обоснован ее историко-мифологический характер,

говорится о влиянии ее на литературу других народов мира .

В связи с исследуемой проблематикой, нельзя не отметить работы ММ Дьяконова, М.Н. Османова и И.В. Пьянкова, в которых авторы, анализируя жизнь и творчество Абулкасим Фирдавсив историко-филологическом ключе, уделяют некоторое внимание и природе моральных ценностей в «Шахнамэ», отдельным мировоззренческим взглядам поэта3.

О непреходящем интересе к наследию Фирдавси свидетельствует и тот факт, что на родине самого поэта-философа в течении последнего столетия уделяют большое внимание его наследию. В научной литературе проделана большая работа по анализу его литературного творчества.

Поэтому, хотя в работах Джалали Халикии Мутлака, Бадеъуззаман Фурузонфара, Варахрами Марджона, Дабири Сиёки Сайид Мухаммада, Ёхаки Мухаммад Джаъфара, Забеуллах Сафо, Казоззи Мир Джалолуддина, Мадхии Сайиди, Махмуда Умедсолора, Надушана Мухаммад Алии Исломи, Ризой Абдулфазла, Риёхи Мухаммадамина, Фасои Манучехр Растагора,

См.: Назарянц Н. - Абуль-Касем Фердовси Тусский. - Творец книги царей, известной под названием «Шах-намэ». - Казань: Типография Ун-та, 1849; Розенберг Ф.А. -Вступительная статья \\ Абу-л -Касы-ал-Туси, так называемый Фирдоуси. Книга царей Шахнамэ: Избранные места. - М: Л., 1934;Бартольд В.В. К истории персидского эпоса \\ Соч.- М, 1971;Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы .- М: Изд-во вост. лит., 1960; Брагинский И.С. - Из истории персидской и таджикской литературы. Избранные работы. - М.: Наука, 1972; Занд М.И. - Шесть веков славы: Очерки персидско-таджикской литературы .. — М.: Наука, 1964.

2 См.: Орбели И. - Шахнаме Фирдовси. - Л.: 1934; Романскевич А.А. - Очерк истории изучения Шах-наме Фирдовси. - О.: 1934; Тревер. К.В. Сасанидский Иран в Шах-намэ \\ Фирдавси. - Л.: 1934; Чайкин К.И. - Асади старший и Асади младший \\ Фирдавси. - Л.: 1934; Самойлович А.Н. Иранский героический эпос в литературах тюркских народов Средней Азии \\ Фердавси - Л.: 1934.

Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. - М.: 1961; Османов М.И. - Фирдоуси. Жизнь и творчество. - М.: Изд-во вост.лит., 1959; Пьянков И.В. Ктецкий о Заратуштре \\ Материальная культура Таджикистана - Душанбе, 1968.

Джунайди Фаридуна анализируются некоторые философско-этические и
нравственно-эстетические взгляды мыслителя, однако, все

вышеперечисленные исследователи в своих работах исходили не из философского и мировоззренческого анализа учения Фирдавси, а из чисто литературного, лингвистического, художественно-повествовательного и дидактического. В этих работах нет, к сожалению, глубокого анализа интересующих нас проблем. Иранские авторы не приводили соответствующего анализа философии, этики и эстетики мыслителя, их прагматической сути и место и роли этого учения в истории философской мысли народов Среднего и Ближнего Востока.

Однако, заметим, что наряду с литературным анализом «Шахнамэ» Фирдавси, другие иранские исследователи занимались сугубо анализом проблем философского, социального, политического и этического характера.

См.: Джалоли Холикии Мутлак. Аз «Шохнома» то «Шохнома». - Торномаи нуф жонуя, 2009. - http//; Он же: Суханхои дерина (си гуфтор дар бораи Фирдавси ва «Шохнома») - Техрон: Нашри афкор, 1381; Он же: Хамосаи шохномасарои дар Эрон//Фирдавси ва шохномасарои. - Техрон: Фархангистони забон ва адаби форси, 1390; Бадеъуззамон Фурузонфар. Сухан ва суханварон. - Техрон, Интишороти Хоразми, 1380; Варахрами Марджон. Хунёгарон ва гусонхо дар эрони бостон//Пажухиши эрони. Ба кушиши Ризо Муродии Гиёсободи. - Техрон, 1381; Дабири Сиёки Сайид Мухаммад. Пешгуфтор//»Шохнома»-и Хаким Абудкосими Фирдавсии Туей. Бо мукаддима ваш архи лугот ва таъбирот. Сайид Мухаммад Сиёки. - 4.1-5. Техрон, 1388; Он же: Зиндагиномаи Фирдавси ва саргузашти «Шохнома». Бо инзимони достони «Куки Гавхарзод» ва бахше аз «Барзунома». - Техрон: Ширкати чон ва интишороти илм, 1370; Он же: Баргардони ривоятгунаи «Шохнома»-и Фирдавси ба наср. - Техрон: Нашри катра, 1390; Ёхаки Мухаммад Джаъфар. Фаршанги асотир ва достонворахо дар адабиёти форси. - Техрон: фарханги муосир, 1386; Забеуллох Сафо. Хамосасарои дар Эрон. Аз кадимтарин ахди таърихи то карни чахордахуми хичри. - Техрон: Муассисаи интишороти Амири Кабир, 1384; Казоззи Мир Джалолуддин. Тундбоде аз кунч. Гузорише аз «Достони Рустам ва Сухроб». - Техрон: Интишороти ойдин, 1386; Мадхии Сайиди. Сарояндаи кохии назми баланд. Панч гуфтор дар замон ва зиндагии Фирдавси. - Машхад, 1371; Махмуди Умедсолор. ХудойномаУ/Фирдавси ва шохномасарои. - Техрон: Фархангистони забон ва адаби форси, 1390; Надушан Мухаммад Алии Исломи. Чоми чахон. - Техрон: Нашри катра, 1389; Ризой Абдулфазл. Таърихи даххазорсолаи Эрон. Чилди аввал. - Техрон: Интишороти Икбол, 1379; Риёхи Мухаммадамин. Фирдавси. - Душанбе: Шучоиён, 2010; Фасои Манучехри Растагор. Тахлили маъноии вожаи «гуфтан» дар «Шохнома»-и Фирдавси.//...Зи дафтар набишта гахи бостон. Ба кушиши гурухи ричол ва мафохири маркази хуросоншиноси. - Машхад: Маркази хуросоншиноси, 1379; Хуросони Али Мухаммад. Одоб ва хунари номанигори дар «Шохнома»-и Фирдавси//Фаслномаи «Пож» 4. Чашнномаи Холикии Мутлак. Соли аввал, шумораи чахорум, зимистони 1387; Чунайди Фаридун. Пешгуфторе бар вероиши «Шохномаи»-и Фирдавси. - Техрон: Нашри Балх 1387.

К ним, в первую очередь относятся Ахмади Самеи, Абудлфазли Хатиби, Дарёбандари Мухсин, Зумурради Хумайро, Кучони Нахид Юсуфзод, Муртазави Манучехр, Мухочирони Сайид Атоуллох, Надушан Мухаммад Али Исломи, Рахими Мустафо, Ризо Фазлуллох, Сарроми Кадамали, Толиби Фулур, Холикии Мутлак Джалол, Хамидиён Саъид.1

Среди названных работ стоит особенно отметить монографию современного иранского исследователя Махмуда Шафии «Знание и разум у Фирдавси». В ней достаточно подробно освещены вопросы разума и знания и их связь с проблемой человека. По мнению этого ученого, именно разум и знание способны «очеловечить» человека и укрепить его нравственность.

Вопросы онтологии и гносеологии в «Шахнамэ» Абулкасима Фирдавси были затронуты индийским ученым Дж.Кояджи . Из всех названных исследований работа Дж.Кояджи отличается хорошим философским изложением вопросов и может служить примером для исследователей, изучающих философско-теологические идеи мыслителя.

См.: Ба фарханг бошад равон тандуруст. Маколахо ва накдхои «Номаи фархангистон» дар бораи «Шохнома». Ба кушиши Ахмади Самеи, Абдулфазли Хатиби. Ба муносибати хамоиши хазораи «Шохнома». - Техрон: Нашри осор, 1390; Дарёбандари Мухсин. Афсонаи устура. Шархи чанд назария дар афсонашиноси ва накди як истилох. - Техрон: Навруз, 1380; Ёхаки Мухаммад Чаъфар. Аз поён то равзанаи разон. Чусторхое дар зиндаги ва андешаи Фирдавси. - Техрон: Интишороти сухан, 1388; Зумурради Хумайро. Аден ва асотир дар «Шохнома»-и Фирдавси, «Хамоса»-и Низом ива «Мантик-ут-тайр»-и Аттор. -Техрон: Интишороти заввор. 1385; Кучони Нохид Юсуфзода. Партави ниёиш дар «Шохнома»-и Фирдавси. - Машхад: Пагохон, 1388; Муртазави Манучехр. Фирдавси ва «Шохнома». - Техрон: Муассисаи мутолит ва тахкикоти фарханги, 1372; Мухочирони Сайид Атоуллох. Хаммосаи Фирдавси. Накд ва тафсири номаи номвар. Чилди аввал. — Техрон: Интишороти иттилот, 1372; Надушан Мухаммад Алии Исломи. Зиндаги ва марги пахлавон дар «Шохнома». - Техрон: Ширкати саххомии интишорот, 1385; Рахими Мустафо. Сиёвуш бар оташ; тахлиле аз достонхои Фаридун, Ковус, Сиёвуш, Кайхусрав. — Техрон: Ширкати саххомии интишор, 1371; Ризо Фазлуллох. Пажухише дар андешахои Фирдавси. Тафсир ва тахлил. - Техрон: Ширкати интишороти илми ва фарханги, 1369; Сарроми Кадамали. Аз ранги гул то ранчи хор. Шаклшиносии достонхои «Шохнома». -Техрон: Ширкати интишороти илми ва фарханги, 1383; Толиби Фулур. Достонхои астории «Шохнома»-и Фирдавси. - Техрон: Нащри наванд, 1386; Холикии Мутлдак Чалол. Гули ранчхои кухан. Баргузидаи маколот дар бораи «Шохнома»-и Фирдавси. Ба кушиши Алии Дехбоши. - Техрон: Нашри марказ, 1372; Он же. Аз «Шохнома» то «Худойнома». Чусторе дар бораи маъхази мустаким ва гайримустакими «Шохнома». -Торномаи нух жонуяи, 2009; Хамидиён Саъид. Даромаде бар андеша ва хунари Фирдавси. -Техрон: Нашри марказ, 1372. Coyajee С. Studies in Shahnameh. - Bombay, 1939.

Из исследований, посвященных философско-этической проблематике в «Шахнамэ», прежде всего, следует отметить весьма ценные работы таджикских ученых МРаджабова, X.Шарифзода, А.Курбонмамадова, К.Олимова и М.Хазраткулова.1

Из последних работ, посвященных различным частным аспектам
философии Абулкасима Фирдавсии его эпоса, можно назвать статьи
Х.Мухаббатова, З.Ахрори, М.Хуросони, М.Муллоахмада, Т.Мирзода,
В.Самада, А.А.Шамолова, С.Б.Бузургмехра, К.Бекзода и

А.Мухаммадходжаева .

Особо следует также выделить целый ряд серьезных исследований по эстетическим воззрениям Фирдавси, авторами которых стали Г.В.Лыгина, Ш.М.Щукуров, Р.Шафак, Р.К.Маллаев, С.Рахимов, Ф.Турсунзаде, Х.Х.Муминджанов, X. Юсупов, Х.Додхудоев и др3.

См.: Раджабов М.Р. Фирдавси и современность. (Анализ мировоззрения). - Душанбе: Ирфон, 1976. - 136 стр; Шарифзода Худой. «Шохнома» ва шеъри замони Фирдавси. Ба муносибати хазораи «Шохнома». - Душанбе: 2014; Курбанмамадов А. Эстетика Фирдавси. - Ташкент: Фан, 2007; Курбанмамадов А. Эстетические представления древнеиранских народов в Авесте\\В кн.: Борбад, эпоха и традиции культуры. Душанбе, 1989; Олимов К. Фирдавси и таджикское возрождение. - Душанбе, 1994; Он же. Философия в эпоху Саманидов//Кн. Мероси Сомомниён ва эхёи тамаддуни форси-точики. - Душапнбе: Ирфон, 1998. - С.173-205; Он же. Андешахо дойр ба фалсафа, ирфон ва худшиносии мили. - Душанбе: Дониш, 2014. - 393 стр; Хазраткулов М. Философские и социально-этические воззрения Абулкасима Фирдавси; Он же: Ориёихо ва тамаддуни ориёи. - Душанбе, 2004.

См.: Мухаббатов X. Фирдавси асосгузори андешаи милли - ватанпарастии мардуми форсизабон \\ Чунбиш. - 1998. №1. - С.1; Мирзод Т. - Сухане чанд перумони кохии бегазанд\\Чунбиш - 1997. №9. - С.7; Муллоахмад М. - Хунари шахсиятофаринии Фирдавси\\Чунбиш - 1997. - №10. - С.8; Ахрори 3. Симой Фирдавси дар Сухани порси\\Чунбиш. - 1997. №10. - С.6; Хуросони М. «Гаршаспома» аввалину бехтарин пайрави аз «Шохнома» ва андешахои волои он\\Чунбиш. - 1997. №10. - С.7; Мухаммадхоча А. Макони хирадазназари Фирдавси\\Чунбиш. - 1997. №3. - С.8; Шамолов А.А. Философия поэзии предков. - Душанбе, 1999; Он же. Социально-политические взгляды Абулкасима Фирдавси//Баррасихо аз таърихи фалсафаи точик. - Душанбе: Ирфон, 1997. - С.372-394 и др.

3 См.: Лыгина Г.В. Природа в «Шахнаме» Фирдоуси (Х-начало XI вв.)\\ Вестник МГУ. Серия 13; Шукуров Ш.М. - «Шахнаме» и ранняя иллюстративная традиция. (Текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI-XIVbb.). М., 1983; Р. Шафак. Ватанпарастии Фирдавсиро чи тавр бояд фахмид\\«Бохтар» № 11-12. Техрон, 1934; Маллаев Р.К. Философско-эстетическая концепция Фирдавси в «Шахнаме». - Худжанд: «Меъроч», 2009; Турсунзаде Ф. Идеалхои эстетики Фирдавси\\Садои Шарк. 1995. №1-3; Рахимов С. Эстетика зороастризма. - Душанбе, 2006.; Муминджонов Х.Х. Философские

В настоящее время ряд современных зарубежных исследователей осуществили анализ символов «Шахнамэ» Абулкасима Фирдавси с учетом современных социально-политических процессов, происходящих в Пакистане и Афганистане. В частности, особое внимание было уделено деконструкции символического капитала поэмы в условиях распространения и усиления радикальных джихадистских движений в Южной Азии. Данный анализ основан на интерпретации современных миниатюр и художественных работ, отражающих ключевые символы «Шахнамэ» в контексте серьезных геополитических сдвигов в южно-азиатском регионе. Здесь следует особо выделить работу Суруша Ирфани . Примерно в таком же концептуальном ключе работают такие исследователи, как М.К.Фассари, Хатф Сиванесан и К.Мирза2.

В то же время автор отмечает, что, несмотря на достаточно обширный материал по творчеству Абулкасима Фирдавси, до сих пор отсутствует целостная концептуальная историко-философская работа, в которой бы охватывались все основные аспекты эпоса «Шахнамэ», касающиеся анализа природы человека в онтологическом, гносеологическом, эстетическом, этическом, социокультурном и геополитическом плане.

Автор попытался восполнить этот пробел, осуществив целостный концептуальный анализ поэмы на базе не только исторического и культурного материала, но и на основе герменевтического анализа текста

проблемы зороастризма. Душанбе, 2000.; М.Санохир. Фирдавси устоди трожеди \\ Ки аз бодиборои... Техрон, 1368 (на перс.яз.).

См.: Soroush Irfani. - Shakhname: The Other Story \\ Painting the Persian Book of Kingstory. Anciet Text and Modern Images. - London, Cambridge UK, Published by Talking Tree Books. 2010.-P.33.

См.: Mansoor Rastgar Fassari. - Farhange Nam'ha'ye Shahnama. 2 vols. - T 1 .Tehran: Cultural Studies and Research Institute. Ministry of Culture and Higher Education. 1990. - P.35. Hatvf Sivanesan. - Absence as Presence/ Jayce Salloum and Khadim Ali. - The Heart that has no love/ pain/ generosity in not a heart, - Toronto: SAVAC, South Asian Visual Arts Centre, 2010.-P.25.

Quddus Mirza. - Contemporary Concerns. - Review of Khadim Ali's Rustam, The News on Sunday, October 25, 2010.

«Шахнамэ». При этом автор стремился также обосновать значение этой поэмы в формирования национальной таджикской

идентичности.

Объект исследования - проблемы природы человека в «Шахнамэ»

Абулкасима Фирдавси.

Предмет исследования - основные идеи и символы о природе

человека в «Шахнамэ» Фирдавси.

Цели и задачи исследования. Цель работы - определение параметров, условий и процесса образования смыслов, касающихся познания природы человека и этнонациональной идентичности таджикского народа, исходящих из базовых символических ресурсов «Шахнамэ» Абулкасим Фирдавси; выявление границ функционирования интерпретаций «Шахнамэ» в различных социально-политических, культурных и историко-философских контекстах; системный историко-философский анализ поэмы в эмпирическом и теоретическом аспектах.

Соответственно целям работы, были поставлены следующие задачи:

1) определение проблемы человека в контексте историко-
философской мысли мусульманской культуры в период ее Ренессанса

(IX-XI вв.);

2) выявление основных мировоззренических, социокультурных,
религиозно-философских установок относительно природы человека в
мусульманской культуре и их влияние на творчество Абулкасима

Фирдавси;

3) раскрытие онтологических и гносеологических параметров человека
на основе анализа эпоса «Шахнамэ» Абулкасима Фирдавси;

4) определение характера взаимоотношений бытия и человека в
«Шахнамэ» Фирдавси;

  1. исследование проблемы сущности и природы человека на основе анализа «Шахнамэ»;

  2. изучение этических и эстетических воззрений Абулкасима Фирдавси на основе историко-философского анализа «Шахнамэ»;

  3. конкретизация места и роли символического капитала «Шахнамэ» на основе историко-философского исследования современной социально-политической жизни Южной и Центральной Азии;

8) определение значения «Шахнамэ» Фирдавси в процессе
формирования современной таджикской идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основным методом изучения поставленных проблем стал компаративистский метод, основанный на активном использовании принципа историзма и диалектического метода, а также герменевтический анализ текста.

Научная новизна работы определяется совокупностью поставленных задач, включающих как теоретико-методологическое, так и конкретно-эмпирическое изучение такого историко-философского феномена, как источниковедческий текст «Шахнамэ» Фирдавси, и проблем относительно природы человека, включая онтологические, гносеологические, этические и эстетические измерения. При этом все эти проблемы решаются в контексте исторической и современной интерпретации. Отсутствие специальных монографических работ по данной проблеме, а также изучение ее в системном и концептуальном аспектах, которые включают и теоретические, и практические параметры, - это главные показатели научной новизны проведенного исследования. Теоретическая и практическая новизна работы заключается в следующем:

її

  1. впервые выявляются условия и комплекс историко-философских мировоззренческих идей, которые оказали серьезное влияние на творчество Абулкасима Фирдавси и отразились в его поэме «Шахнамэ»;

  2. впервые раскрыты онтологические и гносеологические параметры природы человека на основе герменевтического анализа текста «Шахнамэ»;

  1. выявлены мировоззренические идеи и ценностные установки Фирдавси через выявление этических и эстетических категорий «Шахнамэ»;

  2. выявлены место и роль «Шахнамэ» Фирдавси в процессе формирования современной таджикской идентичности в контексте сравнительного историко-философского и современного анализа текста, его интерпретации и аппликации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Поэма Абулкасима Фирдавси «Шахнамэ» сфокусировала в себе древние матричные ценности и идеи древнеиранского народа, которые в дальнейшем стали метафизической и символической основой не только для формирования мировых религий иудаизма, христианства и ислама, но и источником образования общеарийской идентичности в пространстве персо-таджикской этнонациональной культурно-исторической ойкумены.

  2. Основная онтологическая борьба добра и зла, на которой зиждется учение зороастризма, Фирдавси рассматривается не столько на уровне космологии, сколько в самой человеческой природе. По его мнению, зло появляется тогда, когда человек слабеет нравственно, а именно теряет рациональный контроль над своим бессознательным уровнем сознания. Пока человек контролирует себя посредством разума, он удерживает добро, при этом приход зла следует не до, а после ослабления разума и нравственных постулатов внутри самого человека, как это произошло с шахом Джамшедом. Именно поэтому Фирдавси считает, что только добрые человеческие поступки делают жизнь счастливей и приближают человека к истине.

  3. Фирдавси в эпосе «Шахнамэ» показывает, что слишком большая концентрация власти в одних руках и в течение длительного времени, даже

если это время процветания, может привести общество к нарушению общественного порядка и нравственных устоев (как это произошло с шахом Джамшедом). И поэтому Кей Хосров предупреждает: избежать этого можно посредством легитимной передачи своей власти другому человеку. Фирдавси ярко показывает, как трансформировался период героев в историческую эпоху (на примере Кей Хосрова).

4. В вопросах познания метафизического бытия Фирдавси был агностиком, так как не верил в возможности человека постигнуть божественное по причине его конечности и ограниченности. При этом он утверждал, что человек способен познать окружающую его реальность. В связи с этим Фирдавси придает большое значение самосознанию человека, так как именно в этом процессе он видит возможность сближения земного и небесного. Можно сказать, что Фирдавси еще до эпохи западноевропейского Возрождения возвестил о принципе антропоцентризма.

6. В «Шахнамэ» мы встречаем множество форм и типов договоров,
связанных главным образом со словом, которое играло очень важную роль в
древнеиранском обществе. Во многом это было связано с тем, что договор в
древний период основывался на принципах зороастризма, а именно уважения
к слову.

7. Символический ресурс «Шахнамэ» Фирдавси претерпел
кардинальные трансформации в современном мире. Многие символы поэмы
были деконструированы и изменены в соответствии с языком современного
радикального джихадизма. Во многом это происходит по причине сокрытия
исходных источников «Шахнамэ» Фирдавси и однобокой гиперболизации
того или иного символа в том контексте, какой выгоден группе, которая
инструментально использует его в своих целях. Другая причина заключается
в том, что расширением идеологии ваххабизма и исламского радикального
джихада в Афганистане многие древние культурные традиции персов были
искоренены как неисламские, традиционные институты и светское
образование уничтожены, а сохранившиеся символические значения

деконструированы и переформатированы в контексте радикального джихадизма.

  1. Символы «Шахнамэ» Фирдавси, в силу ряда геополитических и объективных причин могут быть трансформированы в сторону негативной их коннотации. Это происходит по следующим причинам: во-первых, когда утрачена какая бы то ни было связь интерпретации символов с текстом; во-вторых, посредством ограничения плюралистического пространства в общественном секторе; в-третьих, когда на веру принимаются многие положения «Шахнамэ», интерпретируемые (иногда полностью) так, что и сам текст и его символы якобы вполне отвечают радикальной идеологии; в -четвертых, посредством ослабления образовательных и культурных институтов как на официальном, так и неформальном уровнях в государстве. Это ведет к тому, что молодежь просто не знает поэму «Шахнамэ». В этом случае молодежь может последовать ложным интерпретациям, и абсолютизировать их. Это создает пространство, в котором начинают транслироваться и тиражироваться ложные стереотипы и схемы относительно того или иного символа «Шахнамэ», а чуть позже они укрепляются и в общественном сознании.

  2. Важно отстаивать объективные интерпретации, основанные на первоисточнике. При этом недопустимо подавлять разнообразии взглядов на текст, так как только при сохранении живой дискуссии вокруг источника возможно сохранение и самого текста. Важно создать свободное пространство для выражения всех контекстов и прочтений «Шахнамэ». Однако в этом случае не следует принимать все на веру, нужно подвергать все интерпретации или прочтения рационально-критическому конструктивному анализу, при этом ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину. Именно абсолютизация какой - либо интерпретации может привести в дальнейшем к ее идеологизации, что впоследствии ведет к ограничению плюралистического пространства и тем самым к радикализации какой-либо одной интерпретации.

Научно- практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего решения проблем, связанных с выявлением символического ресурса «Шахнамэ» Абулкасима Фирдавси с целью его использования в процессе формирования таджикской национальной идентичности.

Результаты исследования стали определенным вкладом в концептуальную разработку историко-философских проблем «Шахнамэ» в историко-культурном, онтологическом, гносеологическом, социально-политическом аспектах.

Выводы работы могут быть использованы также в учебных программах и лекциях, посвященных творчеству Фирдавси и его поэме «Шахнамэ».

Полученные в диссертации результаты могут быть также использованы в соответствующих спецкурсах по истории философии, онтологии и гносеологии, этике, эстетике и культурологии в высших учебных заведениях.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан (Протокол № 12 от « 25» мая 2012 г.).

Основные положения и результаты диссертации изложены в виде лекций, докладов и сообщений на различных научных семинарах и конференциях, отражены в монографии, статьях и учебно-методических разработках в общем объеме более 40 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.