Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема разума в философии Льва Шестова Мизякина, Светлана Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мизякина, Светлана Николаевна. Проблема разума в философии Льва Шестова : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Минск, 1996.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Оказавшись перед лицом глубокого социального и мировоззренческого кризиса, современное общество стало перед необходимостью создания смькложизнениых ориентиров, нуждающихся в философском обосновании. Отечественная философия активно включилась в процесс обсуждения проблем, связанных с выработкой нового идеала рациональности, который дал бы возможность обрести гармонию с миром и самим собой, сохранить огромный духовный потенциал, накопленный всей предшествующей культурой, в условиях разрушения прежних ценностей.

В связи с этим особую актуальность приобретает не только диалог с современными западными мыслителями, но и обращение к духовному наследию религиозно-идеалистической философии России начала XX столетия. Именно мыслители "серебряного века" особенно остро ставили перед собой вопросы, определяющие современное философское познание и духовную жизнь: о Месть человека в мироздании, смысле его жизни, возможности Осуществления творческого начала, новых путях познания, связанных с единством веры и разума. Идеи русских философов начала века еще во многом не освоены ни в России, ни на Западе. Поскольку культура Беларуси всегда была тесно связана с культурой России, то осмысление творчества лучших представителей русской философии становится особенно актуальным в сегодняшней жизни, когда мы пытаемся возвратиться к своим духовным корням.

Одним из ярчайших представителей русской философии является Лев Исаакович Шесгов {Шварцман} - 1866-1938 * уникальная и во многом загадочная фигура среди мыслителей начала века. В отечественной философии, пожалуй, не найдется человека, который бы с большим радикализмом выступал против сциентистских и прагматических тенденций западной культуры и против классического идеала рациональности в целом. В то же время, он не вписывался и в круг русских религиозных философов, стремившихся органически объединить идеал классического мышления с православной традицией духовного познания. Лев Шестов всегда стоял особняком от философских и литературных течений своего времени. Часто его не понимали, еще чаще не принимали, считая, что жить с тем, о чем говорит философ, невозможно. И тем не менее, вопросы, которые он ставил в своем творчестве, находились в русле гея проблем, которые решали русские и европейские философы первой по-

2 ловины XX е. (поиск новых путей осмысления реальности, ниспровержение многих аксиом, на которых до сих пор покоилась философская мысль, выявление внерационального духовного опыта личности и т.д.). Философия Л.Шестова отражает один из существующих способов обустройства в мире. Поэтому его духовный опыт (независимо от того, принимаем мы его или отрицаем) важен как для современной философии вообще, так и для конкретного человека, стремящегося решить смыс/ю-жизненные проблемы своего бытия. Обращение к работам Л.Шестова помогает высвободить мысль из-под бремени абстрактных схем, общепринятых традиций, принимаемых на веру очевидностей, прийти к мысли живой, основанной только на прожитых в собственном духовном опыте суждениях.

Идеи Л.Шестова оказали влияние не только на развитие русской философской мысли начала XX в. и послеоктябрьского зарубежья, но и на западную философию (особенно экзистенциализм). На Западе Шестов является наиболее известным русским философом после Н.Бердяева. Творчество Л.Шестова высоко оценивалось не только мыслителями, близкими ему по духу (Н.Бердяев, М.Хайдеггер, М.Бубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр), но и людьми, имевшими достаточно несхожие с Шестовым позиции (Э.Гуссерль, ЛЛеви-Брюль, А.Бергсон, Г.Г.Шпет, В.В.Зеньковский, С.Н.Булгаков и др.).

Проблема разума - одна из ключевых тем философии Л.Шестова'. В отечественной литературе эта проблема до сих пор анализировалась главным образом лишь в связи с антропологией и этикой философа или в контексте его общего мировосприятия. Анализ осуществлялся почти всегда лишь в плане выявления иррационалистической сущности его философии н радикализма в противопоставлении веры и разума. Фактически не замечалось (или упоминалось вскользь), что философия Л.Шестова включает не только крайне критическое осмысление классического идей па рациональности, но и напряженно бьется над поиском новых путей соприкосновения с бытием, совершающемся в мире смыслов и ценностей. Оценка философии Л.Шестова как крайней формы иррационализма требует, на наш взгляд, не просто констатации, а прояснения и уточнения. Для этого необходимо обратить внимание на мысли философа относительно механизмов и направленности процесса познания, функций, которые исполняют в нем разум м вера. Несмотря на то, что философия Л.Шестова представляет собой наиболее радикальное крыло

' Примечание. Л.Шестое отожествляет понятия рассудок и разум, понимая последний как мышление в категория* ' «общего и необходимого.

в критике классического идеала рациональности, она, тем не менее, вносит свой вклад в выработку нового способа осмысления реальности. Это делает чрезвычайно актуальным исследование проблемы разума в философии Л.Шестова.

Связь работы с крупными научными программами, темами. Диссертация является инициативной работой.

Цель и задачи исследования. Главная цель работы - реконструкция и анализ взглядов Л.Шестова на сущность разума и способы его бы-тийствования в духовной жизни человека. Эта цель реализуется через решение ряда задач:

выявить мировоззренческие основания шестовской критики клас» сического идеала рациональности;

проследить связь идеи разума и феномена повседневности в творчестве Л.Шестова;

установить особенности представлений философа об истине и ее критериях;

рассмотреть идеи Л.Шестова о сущности познавательной деятельности и способах познания;

раскрыть взгляды мыслителя относительно роли разума в проблеме ценностного выбора и свободы воли;

прояснить смысл шестовской идеи веры как "третьего измерения мышления".

Научная новизна полученных результатов заключается в преодолении стереотипа в оценке философии Л.Шестова как крайне ирра-ционалистической и религиозной. Не отрицая этих оценок полностью, автор существенно корректирует сложившееся представление о мировосприятии мыслителя, выявляя в структуре его мировоззрения весьма своеобразную концепцию познания, в которой ведущую роль играют вера, озарение и экзистенциальные переживания. Раскрывая мировоззренческие корни шестовской философии, автор работы выдвигает не обсуждавшуюся ранее идею о том, что отрицание Л.Шестовым классического идеала разума и введение им в собственную концепцию познания категорий веры обусловлено его стремлением решить чрезвычайно важную для самого мыслителя проблему ценностного выбора. Кроме того, некоторые аспекты творчества Л.Шестова (его характеристика феномена "обыденности'', решение проблемы свободы воли, идея веры как "третьего измерения мышления") впервые рассматриваются а связи с проблемой разума.

Практическая значимость полученных результатов. Основные теоретические выводы исследования дают возможность существенно переосмыслить и дополнить сложившееся представление о философии Л.Шестова, открывают перспективу органичного включения его творчества в контекст русской и западной философии. Автор полагает, что полученные результаты способствуют осмыслению и некоторых общефилософских проблем (проблема рациональности, ценностного выбора, истины и ее критериев, а также феномена повседневности) и несут конструктивный потенциал для теоретических разработок в данных направлениях.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по русской философии, в общем курсе философии. (разделы "гносеология" и "антропология"), в написании учебных пособий.

Рассмотренные в настоящей работе проблемы могут стать импульсом для осмысления целого ряда мировоззренческих вопросов, стоящих перед каждым человеком, а не только философом-профессионалом.

Экономическая значимость полученных результатов. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к печати антологии русской философии, серии научно-популярных брошюр для учащихся . гимназий, лицеев, колледжей и вузов, создания учебно-методических комплексов по русской философии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- в результате рассмотрения проблемы разума в философии
Л.Шестова автор пришел к убеждению, что взгляды мыслителя не могут
быть б полной мере названы иррационализмом. Л.Шестов отрицал не ра
циональность как таковую, а лишь особый ее тип, оформившийся в фи
лософии Нового зремени, предлагая личностно-заинтересованный, цен
ностно ориентированный способ познания действительности, осу
ществляющийся через экзистенциальные переживания личности. Он так
же н<* отказывался от возможности использования принципов классиче
ского мышления в рамках науки и предметно-практической деятельности.

- в работе утверждается, что Л.Шестов в своей концепции познания
отводит одно из ведущих мест вере, считая последнюю составной частью
мышления, вершиной, источником и способом экзистенциального позна
ния и критерием истины.

- автор исследования полагает, что изначальным переживанием,
определившим радикгльное отрицание Л.Шестовым классического идеа
ла рациональности и приведшим к появлению идеи веры как необходи-

мой составляющей познавательного процесса, явилось стремление философа в собственном экзистенциальном опыте осуществить идеал человеческой свободы и невозможность сделать это в рамках рационального выбора, являющегося основным принципом осуществления свободы в классической философии.

Личный вклад соискателя. Весь объем исследования по теме диссертации автором выполнен самостоятельно. Нами был изучен, систематизирован и проанализирован обширный фактический материал, ранее не обобщавшийся исследователями.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации докладывались на вторых международных философско-культурологических чтениях (СПб, 1995г.), третьем Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии (СПб, СПбГУ, 1995г.), международной конференции "Философия Кьеркегора и современность" (Минск, РИВШиГО, 1995г.), учебно-методических конференциях (Минск, БИМСХ. 1991г., Минск, БАТУ. 1995г.).

Опубликованность результатов. Результаты исследования опубликованы в 2 статьях и 5 тезисах конференций.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, общей характеристики , двух глав, выводов и списка литературы. Объем диссертации 101 стр. При написании рабйты использовано 132 источника.

Похожие диссертации на Проблема разума в философии Льва Шестова