Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ Блинова, Светлана Анатольевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блинова, Светлана Анатольевна. Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Блинова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2013.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/113

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Предпосылки формирования концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX- первой половины XX веков 17

1.1. Философско-религиозные предпосылки формирования взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX -первой половины XX веков 17

1.2. Идейно-теоретические предпосылки становления и развития концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков 34

Глава II. Основные аспекты взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков 53

2.1. Философско-религиозный аспект в отечественном религиозном философском осмыслении семьи 54

2.2. Аксиологический аспект анализа проблематики семьи в русской религиозной философии 78

2.3. Социальный аспект воззрений на семью в отечественной религиозной философии 92

2.4. Исторические судьбы и тенденции развития концепции семьи, сформированной в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков 107

Заключение 129

Библиография 139

Философско-религиозные предпосылки формирования взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX -первой половины XX веков

Философско-религиозная традиция осмысления проблемы семьи связана с библейским воззрением на семью, с толкованием этого воззрения и эпохой Средневековья.

Эпоха Средневековья формирует особое понимание человека, созданного по образу и подобию Бога. Эта эпоха связана с культом любви человека к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог-Творец заложил в мир, когда его создавал. Целью познания считалась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире. В период Средневековья Бог выступает в качестве высшего блага. Идея всеобъемлющей духовной любви явилась центральной в христианстве и наиболее полно была разработана в период раннего христианства. Супружество в соответствии с этой идеей определяется как союз мужчины и женщины, имеющий основу в нравственной природе человека, в живом чувстве любви. Этим не отрицается в браке и физическая сторона; она только должна быть безусловно подчинена высшему началу и высшим целям. Заключенный по страсти брак утрачивает нравственное и религиозное значение. Таким воззрением на существо брачного союза христианское учение о браке резко отличалось от представлений языческого мира, не придававшего браку нравственного значения и смотревшего на него как союз двух лиц разного пола с целью рождения детей.

Христианство посмотрело на человека глазами Творца, который стал человеком, чтобы открыть человеку возможности стать Богом. Святой Афанасий Александрийский сформулировал суть христианских требований к человеку: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом» . На этом тезисе основывается и смысл христианского брака.

Семья, по библейскому воззрению, есть форма брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности, это освещенный Богом союз мужчины и женщины. В христианстве брак - это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. В Священном Писании определено, что брак был установлен Богом еще до грехопадения человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2,18; 22-24) .

Таким образом, в библейском изложении, Божий замысел о человеке не осуществился окончательно, пока не была сотворена жена. Мужчина и женщина есть две части одного целого и в онтологическом смысле едины. Ни одна из этих частей не может быть полной, пока при содействии благодати Божией единство их не будет достигнуто. И мужской, и женский пол (половинки единой человеческой сущности) как божественное творение имеют равное достоинство, взаимную ценность и достигают своей полноты в единении друг с другом. Освящение своим присутствием брака Сына Божия Иисуса Христа, совершившего свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской и претворившего воду в вино, знаменует тайну, таинство преображенья земной любви в союз духовный.

В Библии брак есть стремление к совершенству, полноте бытия, полное метафизическое выше личное единение в одном существе. Библейское повествование постулирует истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе мужчины и женщины как равносущных, соединенных любовью ипостасей.

Принципы христианского понимания любви и брака отражены в Новом Завете, в посланиях апостола Павла. В первом послании коринфянам апостол Павел говорит о месте любви в мире: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны; и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется не правде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится. А теперь пребывают сие три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (IKop. 13, 1-8, ІЗ)23. Апостол Павел прежде всего говорит о любви к Богу, но поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то сущность любви распространяется и на любовь супружескую. Определение любви у апостола не содержит толкования понятия, а основано на процессуальных характеристиках и отражает степень духовного восхождения человека. Сущность любви Апостол Павел определяет как «совокупность совершенства» (Кол. З, 14)24. Любить истинно - значит принимать человека таким, каков он есть, каким создал его Бог, любить до самоотречения.

По апостолу Павлу, одно из оснований семьи - целомудрие: «(Ева) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15)25. Он называет это «чистотою» (1 Тим. 5,2)26 - когда при «телесном целомудрии сохраняют и душевное и не причиняют себе никакого нравственного вреда посредством зрения или слуха» . Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей: «Чистота целомудрия - когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий»28. Чистоту целомудрия апостол называет «честью сосуда» (то есть тела нашего) и «святостью»: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4, 3-5) . Продолжая свою речь о чистоте, апостол далее говорит: «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4, 7)30. И кто отвергает это, сказанное о святости, тот отвергает не человеческую заповедь, а Божию, отвергает Бога, который назначил сердце наше в жилище Святому Духу Своему: «непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фес. 4, 8)31.

В христианской традиции, в браке естественное влечение ставится под господство духа, и физическая сторона его, хотя не вытесняется и не уничтожается нравственною стороною, но подчиняется ей. Человеку поставлено задачей не отрицать свою природу (по слову апостола Павла «брак честен и ложе непорочно» (Евр. 13,4) ), но обращать ее на службу просвещенному и освященному Божией благодатью духу. Брак одною стороною касается физической природы, но то, что есть в нем физического, должно быть преддверием высшего начала. Чистота есть признак здравия души, источник внутренней духовной радости и мира в семье.

Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. «В правде с любовью заключается одухотворение души, а одухотворение тела - в целомудрии, обнимающем и всякую отрешенность от всего чувственного (греховного) и полную чистоту от страстей»33. Целомудрие - плод борьбы и подвига34.

Через посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению - «сочетавают с Богом»35.

Христианство подняло супружеский союз на высоту Таинства.

Апостол Павел в союзе супружеском усматривал «тайну великую» -«тайна сия велика» (Еф. 5, 32), в которой благословение Божие ведет сочетавшихся браком к познанию Христа и его Церкви. Церковь своими священнодействиями и молитвами низводит на брачующихся благословление Божие. И тогда волеизъявлением Церкви Таинство брака становится «Таинством благодати»36 - образом духовного союза Христа с вступившими в брак, благодаря которому, по слову апостола, создается «домашняя церковь» (Кол. 4,15)37.

Идейно-теоретические предпосылки становления и развития концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков

Одна из первых попыток осмысления проблемы семьи принадлежит представителям Афинской философской школы. В эпоху античности сложились две основные исследовательские традиции, условно называемые «традицией Платона» и «традицией Аристотеля». Общим для них является то, что семья признается как всеобщий закон, гармонирующее начало.

Платон в работе «Законы» развивает теорию патриархальной семьи, подробно рассматривает проблему выбора партнера для брака, рождения и воспитания детей, семейных отношений в браке. Так как брачные союзы служат основой для рождения детей во всех государствах, благодаря этому род человеческий остается вечно тождественным и причастным бессмертию. Платон указывает на божественную природу зачатия и рождения детей в браке, семье: «Соединение мужчины и женщины есть рождение. Это дело божественное, ибо зачатие и рождение являются проявлением бессмертного в смертном»74. Таким образом, семья, по Платону, есть преодоление смерти, обретение бессмертия рода человеческого, в основе семьи лежит начало духовное.

Платон положил начало трактовке таких категорий, как любовь и брак. У Платона любовь - побудительная сила духовного восхождения. Любовь, по Платону, благо, которое как ничто иное побуждает человека к благородной, достойной жизни: «Утверждаю, что человек любящий, будучи обличен в каком-нибудь постыдном поступке или перенесши от кого-нибудь обиду по невозможности отомстить не станет так мучиться ни перед глазами отца, ни перед другим кем-либо так, как перед возлюбленным. То же самое замечаем и в возлюбленном: и он особенно стыдится любимого, когда попадается в деле постыдном»75.

Состояние любящего, по Платону, есть высшее из благ, это дар Божий. Любящий божественнее возлюбленного, потому что он «боговдохновлен»76. Для любимого подлинный любящий - благо, ибо он заботится о душе предмета своей любви и именно в общении с ней обретает истину, богоподобие и спасение.

Любовь, по Платону, - это гармония, причем гармония не как соединение различных начал, а как проявление единого начала: «Гармония есть созвучие, а созвучие из начал разногласящих, пока они разногласят, невозможно...Согласие внушает любовь и взаимное единение, и потому музыка есть знание любви в деле гармонии и ритма» .

Учение о возвышенной идеальной любви, соединяющей сердца влюбленных не слепым зовом плоти, а мистическим угадыванием в другом своей утерянной половины, идет от платоновского мифа об андрогине. В диалоге Платона «Пир» находим поэтическое изображение самого происхождения любви. По этому изображению, было некогда время, когда различия полов в людском роде не существовало, когда в одном человеке соединялись оба пола. Но эти существа в одно время решили восстать против воли богов. Тогда Зевс, в наказание их, разделил каждое существо на две половины. И с тех пор разделенные половины имеют непреодолимое влечение соединиться и образовать одно существо. Этот миф излагается в «Пире» устами Аристофана: «В древние времена было три рода людей, а не так как теперь два - мужеский и женский. Тогда присоединялся к ним еще третий, составленный из того и другого, которого ныне осталось одно имя, а сам он исчез: тогда был андрогин в одном лице, и по виду и по имени общий тому и другому полу, мужскому женскому... С давнего времени Эрот прирожден людям и, как возвращающий древнюю природу, стремится делать из двух одно и врачевать таким образом человеческую природу»78.

По Платону, любовью называется жажда цельности и стремление к ней: «Древняя наша природа была такова, что мы составляли целое, и этой страсти к целому, этому преследованию целого имя - Эрот... Наш род будет блаженствовать, когда каждый, найдя однородного своего любимца, возвратится к древней природе»79.

В любви, в попытках человека найти свою половину проявляется стремление личности к изначальной целостности: «Каждый из нас есть половинка человека. Мы двоица из одного, и поэтому каждый -из нас ищет другую свою половину»80. Любовь есть стремление, присущее любящему существу, восполнить себя тем, чего ему не достает. При этом любовь всегда является началом рождающим. В указанном диалоге Платона Сократ перечисляет различные виды рождения, в которых проявляется одна и та же плодотворная сила любви. Любовь, по Платону, есть сила соединяющая, синтезирующая и оплодотворяющая, это нечто посредствующее между смертным и бессмертным, божественным и человеческим: «Соединение мужчины и женщины есть рождение. Это дело божественное, ибо зачатие и рождение являются проявлением бессмертного в смертном»81. В последствии миф об андрогинах Платона получил новое истолкование у В.С.Соловьева и Н.Л.Бердяева.

С точки зрения Платона, любовь служит основанием супружеского союза. В супружеском союзе, семье человек обретает целостность. Семья, по Платону, - это метафизическая категория.

Таким образом, Платон, рассматривая сначала семью как ячейку государства, выходит на метафизические основания семьи, идею андрогинизма, обретения человеком в семье целостности.

Аристотель развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной ячейке общества. Он еще более усиливает значение семьи, отводя ей первостепенную роль в образовании государства.

По мнению Аристотеля, семья - внеисторическое явление, так как она остается неизменной на протяжении всей истории человечества. Семья -коренная основа общества и государственности. Из семей возникает селение, из нескольких селений, состоящих из семей, рождается государство.

Семью Аристотель рассматривает в системе мирского жизнеустройства, трактуя ее как экономический институт, домохозяйство. Он дает определение семьи: «Общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья»82. По Аристотелю, цель брака - продолжение рода, деторождение: «Необходимость побуждает сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, -женщину и мужчину в целях продолжения потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам и растениям, -оставить после себя другое подобное себе существо» .

По мнению Аристотеля, интересы личности и семьи должны подчиняться интересам государства. Семья есть часть государства, заинтересованного в добродетелях своих членов, поэтому необходимо воспитывать «достойных детей и достойных женщин» .

Таким образом, концепции Платона и Аристотеля совпадают в части определения роли государства во влиянии на семью: государство практически полностью подчиняет себе личность и семью на основании тех законов, которые этим государством принимаются. Брак между мужчиной и женщиной в государстве существует исключительно для деторождения; непререкаемым авторитетом и высшей властью в семье является глава фамилии, отец. Но различия во взглядах на семью Платона и Аристотеля обусловлены тем, что семья в трудах Платона рассматривается не только как экономический институт, часть государства, но и как сфера самореализации человека в его бытии, как восполнения полноты бытия (идея андрогинной сущности человека в платонизме).

Эту идею Платона об андрогинной сущности человека развивает Я.Беме. Его учение об андрогине и о Софии - Божией Премудрости связано с воззрениями на семью и семейные отношения. «Ты юноша или дева, а Адам был и тем и другим в одном лице»85. Учение о Деве есть учение о Софии - Божьей Премудрости. Софийность человека связана с его андрогинностью. Падение андрогинна было утерей девы-Софии и возникновением женщины-Евы. «Дева - извечна, несотворена, нерождена; она есть Божья Премудрость и подобие Божества»86. Христос восстановил андрогинный образ в человеке и возвратил ему Деву-Софию. «Образ Божий - мужедева, а не женщина и не мужчина» . Иисус Христос вновь соединил мужское и женское в единый андрогинный образ: «Христос затем был рожден Девою, чтобы снова освятить женскую тинкстуру и претворить ее в мужскую, дабы мужчина и женщина стали мужедевами, как был Христос»88.

Аксиологический аспект анализа проблематики семьи в русской религиозной философии

Аксиологический аспект анализа проблематики семьи связан с осмыслением семейных ценностей в русской религиозной философии и представлен в трудах Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, Б.П.Вышеславцева, Г.И.Шиманского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина.

В философии Н.Ф. Федорова воскрешение предков предчувствуется как глубоко интимный, высоко и интенсивно любовный процесс, в ходе которого сыны и дочери человеческие как бы «рождают» из себя своих родителей. В статье «Рождение или воссоздание?» философ говорит нам о необходимости нравственной, духовной чистоты вступающих в брак мужчины и женщины как об основном условии жизнеспособности рождающихся в браке детей: «Чтобы создать третье существо, нужно еще построить, создать самого себя, правильно, духовно и телесно. Правильное самосозидание обязывает и к воссозданию родителей. Если же заменить волю похотью, а созидание (плотским) рождением, то брак, конечно, будет союзом, забывающим тех, от которых мы получили жизнь, началом выделения, обособления (ибо похоть - начало умерщвляющее для рождающих)». Отсутствие духовного начала в супружеской жизни влияет даже на не появившегося на свет ребенка. «Ослабляя в самих себе ум и волю, рождаем не подчиняющееся нашим творческим желаниям существо, не для жизни предназначенное, а на смерть обреченное». Далее Федоров продолжает: «Если же брак будет союзом ума, чувства и воли, правящих духовными и телесными отправлениями, то рождение заменится воскрешением и приведет не к выделению и обособлению одних от других, а к объединению всех»194.

Первым шагом к воскрешению Федоров считает достижение целомудрия, которое предполагает противопоставление половой природе любовь к родителям и «долг возвращения их к жизни». Энергия слепого биологического рождения должна быть перенаправлена на творческое воскрешение предков посредством акта прогнозирующей интуиции. Федоров описывает этот акт в строго определенной последовательности этапов:

1. Отречение от преобладающих в себе сил природы и мудрое руководство собственной энергией, которая направляется на воссоздание предков и их преображение.

2. Изучение генетического ряда своих предков, позволяющее восстановить их генетическую структуру через запись в себе как потомке.

3. Сосредоточенность энергии на образе отца, деда, прадеда и так далее вглубь, приближающая эти лики к собственному образу.

4. Претворение природы предков в самом себе путем перестройки собственной «материальной организации» в иную «полногранную» и «самосозидаемую» систему, в которой сохраняется Я самосознающей личности, а тело, подчиняясь сознанию органически и функционально, одухотворяется.

В итоге сила полового инстинкта может быть побеждена целомудрием, «то есть полною мудростью, сколько умственною, столько же и нравственною»195. Ценность семьи - целомудрие.

Целомудрие есть проявление истинной любви, которая способна преодолеть смерть и одарить любящих людей бессмертием. Это любовь супружеская.

Истинность человеческой любви рассматривает B.C. Соловьев в работе «Смысл любви». Человек, с точки зрения Соловьева, призван быть проводником Всеединства, носителем его духа: «Истинная индивидуальность есть некоторый определенный образ всеединства, некоторый определенный способ восприятия и усвоение себе всего другого. Утверждая себя вне другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование...»196 Он должен входить своей любовью в ту любовь, которая есть в глубинах Всеединства. Чтобы это сделать, нужно преодолеть свой эгоизм. Силой разума это сделать невозможно -теоретическое мышление может мотивироваться эгоистически. Только любовь упраздняет эгоизм. Общий смысл любви, согласно Соловьеву, в спасении человека путем преодоления эгоизма, это «оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма»197. Жертва эгоизмом позволяет человеку обрести внутреннюю точку опоры, которая задает условия возможности для дальнейших действий на пути самосовершенствования. Эгоизм преодолевается не в мистицизме, где ищут слияния с Абсолютом, потому что, возвращаясь в обычное состояние после слияния, люди остаются эгоцентриками. В любви родителей и детей эгоизм тоже не преодолевается, эта любовь продолжает род и редко когда ведет к жизни в духе и истине. В дружбе каждый остается собой, без глубинного преображения душ, означающего, что «эго» отходит на второй план. В античности дружба (филиа) высоко ценилась, но это не агапе - не та жертвенная любовь, образец которой дал Господь. Патриотическая любовь побуждает человека приносить свою жизнь в жертву за родину, но происходит это где-то на «периферии сознания»198, а «эго» не затрагивается. Оно не преодолевается в любви к науке, искусству, в культурном творчестве. По мысли философа, эгоизм полностью преодолевается в подлинной половой любви: «Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая»1 . Познавая в любви истину другого не отвлеченно, а существенно, перенося на деле центр своей жизни за пределы своей эмпирической особности, человек тем самым проявляет и осуществляет свою собственную истину, свое безусловное значение, которое именно и состоит в способности переходить за границы своего фактического феноменального бытия, в способности жить не только в себе, но и в другом. Половая любовь - высший образец любви, она побуждает нас всем существом признать за другим то безусловное значение, которое в силу эгоизма мы придаем только себе. Видя центр своей жизни в другом, он или она достигают единения внутреннего и окончательного: «Только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть одну, т.е. станут одним реальным существом» . Такое единение может быть достигнуто только в благословляемом Богом союзе мужчины и женщины - браке, семье. В.Соловьев отождествляет любовь половую и любовь супружескую. «Истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская» . Сила любви «непосредственно создает семью» .

Истинная любовь, по Соловьеву, не только одухотворяет того, кто любит, но желает ему вечной юности, утверждает в вечной жизни. Она требует бессмертия, поэтому основана на вере. «Признавать безусловное значение за данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия. Эта триединая вера есть уже некоторый внутренний акт, и этим актом полагается первое основание к истинному воссоединению человека с его другим и восстановлению в нем (или в них) образа триединого Бога» . Только вера, полагающая любимого как существующего в Боге, придает любимому бесконечное значение. Трансцендентное отношение к другому, мысленное перенесение его в сферу божественного по аналогии подтверждает и собственную укорененность в ней.

Исторические судьбы и тенденции развития концепции семьи, сформированной в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков

В современной отечественной литературе исследование проблем семьи получило большое распространение в 80-е годы XX в. (А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, СИ Голод, А.Г.Волков, В.А.Сысенко и др.). В настоящее время интерес к проблемам семьи сохраняется, и это, прежде всего, связано с вопросами жизнеспособности человека в современном мире, семьи как формы бытия человека, проблемы ее существования в современном обществе.

Как показывает ряд отечественных исследований283, семья занимает ведущие позиции в иерархии ценностей.

Однако, многие специалисты по семейной проблематике, анализируя современное состояние семьи, приходят к выводу, что институт семьи переживает системный кризис, который характеризуется следующими показателями: осложнение психологических взаимоотношений в семье; сокращение количества браков; увеличение числа разводов; рост сиротства; увеличение числа неполных семей; рост алкоголизма, наркомании, проституции среди подростков; ослабленная потребность подростков в семье; отсутствие авторитета родителей в глазах детей; предпочтение материального начала в семье морально-нравственному и духовному; стремление подростков к изоляции от семьи; отрицание молодыми поколениями ценностей родителей, семейных ценностей и традиций.

Т.А.Гурко285, анализируя тенденции трансформации института родительства, отмечает, что в современных условиях происходит размывание нормативов на уровне представлений. Предпосылкой этого процесса служит многообразие реальных практик родительства.

И.Андреева, А.Гулыга анализируют кризисные явления в семье. «В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей» .

Среди факторов, фатально влияющих на семью, отмечаются культ в сфере потребления, в основе своей призванный заменить истинный смысл жизни и подлинные ее ценности, погоня за чувственным удовольствием, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди становятся жертвой потребительского отношения друг к другу, потребительская установка на успех, канон которой определяется модой и средствами массовой информации . Исследователи определяют: «Семья разрушается, но на нее возлагают надежды, в нее продолжают верить» . И.Андреева, А.Гулыга приходят к заключению о необходимости возрождения и сохранения ценностей семьи, идущих от отечественной религиозной традиции: «Альфа и омега прочного брака и подлинной близости человеческой, возвышающей, одухотворенной, дающей подлинную радость, - взаимная любовь. Как рождается это чувство - тайна, как реализуется - таинство. Здесь нет стандартов, здесь бессильна наука... Для гармоничной жизни семьи необходимы особая духовность и осознание святости брака и родительства. Религия на протяжении веков воспитывала эту духовность. Сегодня мы, наконец, познали силу и величие вековой народной традиции...»289.

В наши дни с небывалой остротой встает вопрос об утрате подлинного, таинственного измерения союза мужа и жены, о сведении брака к различным социальным функциям.

Смысл и назначение, ценности семьи, осмысление семейно-брачных отношений, идущие от русской религиозной философской традиции, получили дальнейшее осмысление и развитие в современных научных и богословских трудах.

Митрополит Антоний Сурожский, рассматривая проблемы семьи, приходит к пониманию семьи как таинства любви и единства, как способа исполнения человеком своего изначального предназначения. «Брак - чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством» . Цель семьи есть «жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности»291. Такое понимание цели семьи митрополитом Антонием Сурожским совпадает с воззрениями на семью В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Г.И. Шиманского, В.В.Зеньковского, С.В.Троицкого (тайна семьи как «тайна духовного расширения»).

Ценности семьи митрополит Антоний Сурожский определяет, исходя из ее цели и назначения. Любовь как ценность призвана восстановить образ Божий в человеке. «Дело любви посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту - и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь - это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен»292. Любовь реалистична до конца, она объемлет человека всецело, она видит, она зряча. «Только глазами любви мы можем видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности... Только любовью можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту»293.

Похожие диссертации на Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ