Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимоотношений личности и общества в философии Мухаммада Икбала Зиеева Зебониссо Идибековна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиеева Зебониссо Идибековна. Проблема взаимоотношений личности и общества в философии Мухаммада Икбала: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Зиеева Зебониссо Идибековна;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2016

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема соотношения человека и мира считается одной из фундаментальнейших в философии. Сегодня, когда перед мировым сообществом встали важнейшие глобализационные вопросы, личность как таковая человеческий индивид со всеми своими духовными и даже материальными потребностями как бы отошли на второй план. B результате такого нивелирования и даже игнорирования запросов человека актуализировалась проблема смысла и перспектив человеческого существования ценности жизни, возможностей и условий взаимодействия человека с другими людьми, с обществом в целом.

Современная цивилизация не решила ни одной глобальной проблемы: до сих пор в мире сохраняется социальное неравенство, идут войны, дают знать о себе терроризм, голод, надвигающаяся экологическая катастрофа. Ситуация еще более обострилась в эпоху постиндустриального общества, когда происходят фундаментальные сдвиги в самих основах общественного устройства, обусловленные появлением новых форм труда и внедрением информационных технологий в сферы экономики, политики, духовной жизни общества, когда усложняются механизмы символической коммуникации.Отсюда возникает явная тенденция к «растворению»индивида в обществе, к поглощению его сетью всех тех отношений, которые сейчас формируются в мировом пространстве. Мы наблюдаем размывание тех общественных институтов, того национального государства и той патриархальной семьи, которые вообщем-то и обеспечивали процессы обретения индивидом идентичности. Обнаруживая себя в центре коммуникативных потоков, дискурсивных практик, человек сталкивается с проблемой самоидентификации.

B современном мире углубляется кризис индивидуальной идентичности, самоопределение современного человека становится проблематичным. C одной

стороны, индивид растворяется в массе, которая предстает как нечто усредненное, неразличимо-нейтральное, как сумма равнозначных индивидов. C другой стороны, современное общество характеризуется небывалым всплеском индивидуализма, нарциссизма, как повышенного внимания к собственному «Я». B основе этих двух противоположных тенденций лежат трудности самоопределения человека, которые нашли свое яркое выражение в творчестве Мухамада Икбала (1873 или 1877-1938), известного поэта и философа Индостана.

Как предмет религиозно-философского исследования, проблема человека всегда связывалась с конкретной эпохой. B данном случае «человек» рассматривается как часть общественной, политической, религиозной жизни, а представления о нем приобретают какую- либо значимость с точки зрения включения их в ту или иную культуру. Особую актуальность вопрос о человеке приобретает в переходные эпохи, когда разрушаются и трансформируются прежние моральные установки, характеризующие культуру в целом, и создаются новые, многие из которых призваны определить облик общества грядущего.

Всем вышеизложенным и объясняется наше обращение к творчеству Икбала, который смог глубоко отразить те исторические и духовные коллизии, которые происходили в Индии в конце XlX- начале ХХв. По нашему мнению, без всестороннего и глубокого исследования проблемы личности в философии Икбала невозможно раскрыть не только специфику творческой эволюции великого поэта-философа Индии, но и определить своеобразие всего исторического процесса второй половины XlX и начала XX вв. Огромный интерес к человеку как самобытному и самоценному явлению, которое, однако, сильно зависит от внешних объективных факторов, присущ практически всему творчеству этого выдающегосямыслителя.

Всестороннее исследование диалектики взаимоотношений личности и общества в воззрениях великих представителей философии Востока, в том числе

Мухаммада Икбала позволяет не только подробно рассмотреть позиции мусульманских мыслителей по отдельным вопросам о сущности, ценности и предназначении человека, но и проследить развитие антропологических взглядов в рамках зарождения и становления современной мусульманской культуры, выявить преемственность между философским наследием прошлого и формирующейся новой философией. При этом в центре внимания оказываются не только философская и религиозная составляющие данной проблемы. При такой постановке вопроса достаточно четко прослеживается связь человеческого бытия с развитием общественных отношений, которые претерпевали и претерпевают существенные изменения под влиянием происходящих исторических событий.

B конце XlX - начале XX вв. в противоречивых условиях колониализма и активизации движения просветительства наметился подъем мусульманской литературы и культуры, в рамках исламаначали формироваться новые идеологические установки.Всё происходящее называлосьреформаторством, и главную роль в этом процессе сыграли такие выдающиеся реформаторы-философы, как Джамалиддиналь-Афгани (1839-1897), Мухаммед Абдо (1849-1905), индийский философ Мухаммад Икбал (1873 или 1877-1938), поэт Шибли Нуъмани (1857-1914). Общей чертой их научной и общественно-политической деятельности было то, что они стремились соединить достижения западной и восточной цивилизаций и тем самым возродить былое могущество мира ислама, вернуть прежнюю славу мусульманской философии, науке и культуре. Особой критике реформаторы подвергли внешние проявления мистицизма - радения суфиев, поклонение святым и их могилам, аскетизм. B то же время в суфизме их привлекала морально-нравственная сторона этого учения - стремление его последователей к самоочищению и самосовершенствованию на пути мистической увлеченности и любви к богу.

Как и реформаторы конца XlX - начала XX вв., более поздние сторонники этого критического направления также стремились приспособиться к

социальным и политическим реалиям своего времени, выход они искали в синтезе западных и восточных идеалов1.

K концу XX в. проблема человека еще более обострилось, и обусловлено
это было тем, что в мире появилось множество вопросов глобального характера,
затрагивающих самые различные сферы бытия личности. Новые
исторические условия, быстрое изменение общественного сознания, развитие
антропогенной цивилизации ставят общество, перед необходимостью осознания
того, что без раскрытия в человеке возможностей интеллектуального и
духовного развития дальнейший прогресс человечества, укрепление

нравственного здоровья любой нации в полной мере просто не осуществимы. Таким образом, актуальность нашего исследования не вызывает сомнений, тем более что многие проблемы в нем решаются впервые.

Степень разработанности проблемы. Сегодня по изучаемым нами
вопросам написано несколькоспециальных монографий и диссертационных
работ, опубликованы отдельные статьи, посвященные исследованию проблемы
человека в общем контексте мусульманской культуры и особенно в
философских воззрениях исламских мыслителей. Здесь можно говорить о
серьезны работах, принадлежащих перу как отечественных, так и российских,
западных и восточных исследователей, в которыхрассматриваются

философские воззрения отдельных представителей мусульманскихфилософских школ разных эпох, так или иначе касающиеся проблемы человека.

Из наиболее значимых исследований назовем труды Л.А.Чухиной2 «Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека» (М., 1993), «Человек и мир в японской культуре» (М., ' 1985), «Человек как философская проблема: Восток - Запад» (М., 1991), «Бог - человек -общество в традиционных культурах Востока» (М., 1994), а так же ряд других.

B 60-90 -e годы прошлого века вышли в свет работы таких ученых, как A.E. Бертельс, C.H. Григорян, Т. Ибрагим, A.A. Игнатенко, Г.М. Керимов, H.C.

1 См.: Халифа Абдулхаким.Мухаммад Икбол //Мухаммад Шариф. История философии ислама. Тегеран, 1370. С. 213-246. (на перс.яз).

2Чухина Л.А. Проблема человека в религиозной философии. М., 1993.

Кирабаев, А.Д. Кныш, A.B. Смирнов, М.Б. Пиотровский, СМ. Прозоров, E. Резван, A.B. Сагадеев, M.T. Степанянц, E.A. Фролова, Г.Б. Шаймухамбетова, Р. Шукуров и др.'Практически все они исследовалиобщие вопросы мистико-философского характералишь мимоходом затрагивая учение Мухаммада Икбала.

B отечественной(таджикской) историко-философской литературе внимания заслуживают научные работы К. Бекзода2, И. Зиёева3, которые имеют прямое или более или менее близкое отношение к теме нашей диссертации. B этихисследованиях проблемы человека в творчестве Икбала рассматриваются в общем контексте социально-политических преобразований Индии конца XlX -начала XX вв.

Изучение религиозно-философских воззрений Икбала началось еще при его жизни. B историко-философскомаспекте о нем писали Н.П.Аникеева, Л.P. Гордон-Полонская, М. Т.Степанянц, Н.И. Пригарина, А.Д.Литмана, А.Гафорова, Р.Никольсона, А.Баузани, Е.Мееровича, А.Шимель,С. П.Юлдашева, Саид Мухаммад Акрам, Гулом Ризо Саид, Саид Абдулвохид, Мукаддам Суфёри, Муджтабии Минави, Тошихиско Изутцу, Абдулло Дови, Мехрнур Хомайни, ХусайнРамзджу, АяталлаХомайни, Мухаммад Маруф, АсадуллаМухаккик, Мухаммад ХусайнФариди, Мухаммад Бакои (Макон), Г.Саидини многие другие исследователи4. Что же касается' проблемы взаимоотношения личности и

1Cm. список их научных работ в библиографии.

2Бекзода K., Политические, социальные и этические воззрения Мухаммада Икбала // Исследования по таджикско-персидской философии (X16 - начало XX веков), Душанбе, 2002, - С. 572- 618.

3 Проблема человека в философии Мухаммада Икбала, Душанбе, 1996; его же, Мухаммад Икбал и суфизм, Душанбе, 2006; его же, Философия религии Мухаммада Икбала, Душанбе, 2013 и др.

4См.: Аникеев Н.П, Общественно-политические взгляды Мухаммада Икбала//Советское востоковедение, № 3, 1958; его же, Проблема личности в философии Икбала //ВФ, №6, 1958, Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, M, 1959; его же, Мухаммад Икбал, Философская энциклопедия, T.2, М, 1962 и др.; Гордон-Полонская Л.Р, Социальные идеи Мухаммада Икбала/Лворчество Мухаммада Икбала, M, 1982;Степанянц M.Т, Концепция совершенного человека в творчестве ДжалолуддинаРуми и Мухаммада Икбала// Творчество Мухаммада Икбала, М, 1982; ее же, Мусульманские концепции в философии и политике X1Х-ХХ вв., М, 1982; ее же, Философские аспекты суфизма, М, М, 1987; ее же, Предисловие к «Реконструкции религиозной мысли в исламе Мухаммада Икбала», М, 2002.; Пригарина Н.И, Вступление в поэму «Асрори худи»//Краткйе сообщения Ин-та Азии и Африки, №30, 1964; ее же, Поэзия Мухаммада Икбала, М, 1972; ее же, Поэтика творчества Мухаммада Икбала, M, 1978; Литман А.Д, Современная индийская философия, М, 1985;его же, Философия в независимой Индии, М, 1988; Гафоров А, Персоязычная поэзия Индии и Пакистана во второй половине XlX и XX века, Д, 1975 (на тадж.Яз.); NicholsonR.A, lqbal'sMassageoftheeast (Payam-IMashrig),- islamica”, London , 1925.; Baysani A, The Concept of Timein Iqbal’s Religious Philosophy,.-“DieWeltdes Islams”, Leiden, 1954;егоже, “Gulsan-IRaz-Igadiddi Muhammad

общества в философии Икбала, то она до сих пор не подвергалась специальному исследованию, и это при том, что основная философская концепция Икбала непосредственно связана с проблемой личности. Правда, в статьях Мухаммада Бакои,1 Мухаммада Махди Hосеха2, Вахида Ишрата\ Халифа Абдулхакима4Г.Саидин5. Уже делались попытки решения поставленных Икбалом вопросов в интересующем нас ракурсе. Но эти попытки были эпизодическими. Особого вниманиязаслуживает книга профессораГ. Саидин.: Во-первых, она написана в последние годы жизни Икбала, и, во-вторых, Икбал лично прочитал ее и благодарил ее автора за правильное понимание его мыслей: «Ваши заключения о моих взглядах относительно вопросов воспитания не имеют аналога, и мне нечего добавить »6.

Можно привести достаточно широкий перечень исследований антропологического характера об отдельных мусульманских мыслителях, творчество которые так или иначе было связано с исследуемой нами темой. Но считаем более эффективным, если мы будем ссылаться на них в процессе анализа соответствующих проблем в параграфах настоящей работы. Это

Iqdal,- “Annalidellistituto Universitazio Orientaledi Napoli, Nuovasezie”, vol. VIII, 1959; егоже, M Iqbal L L poema celeste a cuza di Alessandro Baysani , Roma , 1965; егоже, 357; Iqbal: his Philosophy of Religion and the West. Crescent and Czeen, London, 1955, егоже, Muhammad Iqbal's Message (1873-1938), “East and West”, vol. L. 1950.; Meyezovitch E., Themes mystiguesdansL’oeuvre de Djalal-ud -din Rumi, These principale pour le DoctoratesLettzes, presentee par Eva Meyzovitch”, (Paris), 1968.; Schimel Annamarie, Gedziel’s Wing, London, 1963.;ЮлдашевА., Мухаммад Икбал - шарк нингбуюк шоири ва мутафакири, Ташкент, 1979.; Сайд Мухаммад Акрам, Икбал по пути Руми (Икбол дар рохи Мавлави), Лахор, 1982.(наперсид. яз).; Гулом Ризо Сайди, МыслиИкбала (АндешахоиИкболи Лохури), Тегеран, 1370 (напере, яз); Сайд Абдулвохид, Икбал: творчество и мировоззрение, перевод с английского М.Шахиди, Д., 1978.; Мукаддам Суфиёри, Убеждения Икбала (ИкониИкбол), Лахор, 1989; его же, Шинохти Икбол, Тегеран, 1992 (наперс.яз). Муджтабии Минави, Лахорский Икбал (ИкболиЛохури), Тегеран, 1338 (наперс.яз); Тошихиско Изутсу, Худо ва инсон дар Куръон, Техрон, 1368.

'Мухаммад Бакои, «Взаимоотношения личности и общества в понимании Икбала» (Робитаи фард ва чомеа аз нигохи Икбол) и «Арити Гомераихуди Икбала» («Арити» Хумерва «худи»-и Икбол) (наперс.яз)// Икбол дар чахор дах ривоят, Тегеран, 1379.

2МухаммадаМахдиНосеха, «Нормычеловеческих ценностей в понимании Мухаммада Икбала» (Меъёрхои арзишхои инсонй аз нигохи Икбол) // Икбол дар чахор дахривоят, Тегеран.

^«Предпосылки и источники философских взглядов Икбала» (Маохиз ва масодири фалсафаи Икбол), опубликование сборнике «Икбал в четырнадцати изложении» (Икбол дар чахордахривоят, чопи аввал, Тегеран, 1379) (наперс.яз).

« Мухаммад Шариф, «История исламской философии» (Таърихи фалсафа иисломй), Тегеран, 1370 (на перс.яз).

5Г. Саидин, Основы воспитания личности и общества во взглядах Икбала (Мабонии тарбияти фард ва джомеа аз дидгохи Икбол), Тегеран, 1379 (на перс.яз).

6Г. Саидин, Основы воспитания личности и общества во взглядах Икбала - С.

поможетболее четко обозначить основы антропологического учения Мухаммада Икбала.

Однако все вышесказанное вовсене говорит о том, что антропологическая проблематика в философии Икбалавообще не исследовалось. Так, мировоззрение Икбала, в частности поставленные им вопросы формирования личности в общем контексте социально-политических движений, идеологические проблемы современной Индии, модернизации ислама, социальной сущности человека в современной индийской философии, современных мусульманских идейных течений, гуманизма, поэзии и поэтики, вопросы разработки мусульманских концепций в философии и политике глубоко и последовательно изучались крупными исследователями Российской Федерации - Н.П. Аникеевым,Н.И.Пригариной, Л.Р.Гордон-Полонской, А.Д.Литмана, M.T. Степанянц и др.

После тщательного изучения всех существующих и доступных нам работмы пришли к выводу, что тема нашего исследования, а именно проблемы взаимоотношения личности и общества до сих пор не были объектом отдельного комплексногонаучного исследования ни в зарубежной, ни в отечественной историко-философской литературе.

Предмет исследования-взаимоотношения личности и обществав воззренияхМухаммада Икбала.

Объектом исследования сущность человека, пути и способы формирования личности. Наряду с этим в диссертации подвергались научному анализу социальные и идейно-теоретические предпосылки формирования идейных воззрений Мухаммада Икбала, онтологические й этические аспекты проблемы человека, понятие «худи» - как ядро его философских размышлений. Также нами подробно рассматривается суфийская концепция совершенного человека, разработанная этим мыслителем в соответствии с конкретной исторической эпохой и социально-политическими условиями Индии конца XIX -начала XX вв.

Цели и задачи исследования. Цели диссертации - системное исследование диалектики взаимоотношений и взаимовлияний личности и общества в философии Икбала, выявление и анализ антропологических взглядов мыслителя. Для реализации поставленных целей необходимо было решить ставятся следующие задачи:

вкратце охарактеризовать социально-политические и религиозно
философские воззрения Икбала;

проанализировать онтологические и гносеологические основы учения
мыслителя;

определить место концепциисовершенного человека в философии Икбала;

исследовать идеиИкбала о процессах самопознания человека в их
антропологическом аспекте;

проанализировать трактовку Икбалом экзистенции человеческого бытия;
выявить специфику икбаловского понимания «Я» (в русле

распространенных на Востоке религиозно-философских и особенно суфийских концепций);

рассмотреть икбаловское понимание человеческой субъективности и моделей самореализации субъекта;

определить, как Икбал понимал Абсолют и его роль в сложении человеческой личности: взаимосвязь Бога и личности;

выявить выдвинутые Икбалом принципиальные положения концепции совершенного человека суфизма, методы формирования и совершенствования личности.

исследовать влияние восточных и западных мыслителей на мировоззрение
Икбала о человеке;

раскрыть особенности взаимовлияния и взаимоотношения личности и
общества в религиозно-философских воззрениях Икбала.

Научная новизна работы состоит в попытке более глубокого осмысления

проблем взаимоотношения личности и общества в многогранном творчестве

Икбала, в обосновании динамики его взглядов по интересующем нас

ю

проблемам. Новизну выполненной работы отражают следующие конкретные результаты:

изучены главные аспекты мировоззрения Икбала;

выявлено, какв философии Икбала обосновывалось взаимосвязь личности и общества;

конкретизирована трактовка мыслителем природы индивидуального «я», экзистенциалов человеческого бытия (любовь, страх и смерть), человеческой субъективности Абсолюта;

в научный оборот впервые введены многие исследовательские работы
русских, иранских, пакистанских исследователей, посвященные творчеству и
мировоззрению Икбала;

проанализированы позиции Икбала по антропологическим проблемам с учетом концепций западных мыслителей XX в., прежде всего Бергсона, Уайтхеда, Ницше и др.;

на основе трех парадигм, касающихся исследования «Я» (религиозной, философской и мистической), определена концепция «Я» Икбала с онтологической и социальной точки зрения;

обосновано значение и использование исторического методапри анализе проблемы «Я». Применение этого метода помогает осознать идею развивающегося родового «Я», позволяющая понимать эту проблему как развитие теоретического представления о «Я» за счет выявления (актуализации) резервных психико-эмоциональных сил, находящихся в состоянии потенции;

показано влияние учения Икбала на исламских реформаторов, в частности
на известных иранских философов и теологов, таких, как М.Мутаххари, А.
Сорош, Али Шариати и др., чьи религиоведческие концепции пользуются
популярностью среди иранских исследователей.

Теоретические и методологические основы диссертации. Теоретическую

основу диссертации составили труды Отечественных и зарубежных

исследователей по истории философии и суфизма, а методологическую

її

объективно-исторический, научно-логический, сравнительный и системный методы анализа.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения различных аспектов философского наследия Мухаммада Икбала. Они являются также определенным вкладом в общее понимание основных тенденций мистико-философского развития исламской культуры и просвещения, в частности способствуют более глубокому пониманию творчества Икбала, которое достаточно популярно в Таджикистане. Сделанные нами выводы могут быть использованы также в преподавании спецкурсов, при написании обобщающих работ по истории таджикской и мировой философии, культурологии, истории и теории суфизма.

Основные положения, выносимые на защиту. Взаимоотношения личности и общества в философии Икбала- это не просто чисто антропологическая система. Здесь имеется множество других элементов, связанных с исламской философией, индийским просветительством. Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

  1. Проблемы антропологии Икбала следует рассматривать через призму его отношения к проблемам сущности, ценности и достоинства личности.Немалое значение здесь имеет религиозно-философский аспект взаимоотношения личности и общества.

  2. Взаимоотношения личности и общества особенно четко проявляются в контексте анализа социально-политической обстановкщсложившееся в Индии, в конце XlX - начале XX вв., с учетом, конечно, подъема национального самопознания и национально-освободительных движений.

3. B философии Икбала важное место отводилось экзистенциональным
проблемам (о смысле жизни, предназначении, страхе смерти, о свободе- и
несвободе личности). Их решению мыслитель уделял очень много внимания.

4.B учении Икбала о взаимоотношении личности и общества явно прослеживаютсясинтез мусульманских антропологических идей и западных концепций о личности.

5. Икбаловскую концепцию свободы можно рассматривать как основной
принцип существования человеческой личности. Свобода, по мнению этого
этого философа, реализуется в идее первичности личностного начала по
отношению к социально-коммуникационному в человеческом бытии.На основе
свободы формируются в человеке новые духовные потребности, ценностные
ориентации и ожидания.

6. Взаимоотношения личности и общества в условиях глобальных религиозных и
политических кризисов и духовного синтеза, направленного на их преодоление,
претерпевают различные нравственно- этические изменения.

7. B инт^пр^игГІЇкбала^

концепции совершенного человека, самопознания и т.д., хотя в сущности мыслитель сам признавал антисуфийскую направленность своих концепций,(из-за их изложения в наиболее доступной поэтической форме).

8. B религиозно-философских воззрениях Икбала прослеживается влияние
взглядов видных восточных и западных мыслителей.

9. Концепция активной жизненной позиции личности имеет,по мнению этого
философа, большое нравственное и морально-воспитательное значение,
поскольку способствует самопознанию и совершенствованию как отдельной
личности, так и общества в целом.

10. Икбалу принадлежит огромная роль в становлении современной исламской
(особенно современной иранской) философии и в подъеме национально-
освободительских движений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии' и права им. акад. A.M. Баховаддинова Академии Наук Республики Таджикистана («29» мая 2015 г., протокол №19). Основные положения и выводы диссертации изложены на научных конференциях Института философии, политологии и

права AH PT (2010-2015) и опубликованы в виде научных статей, список которых приведен в конце автореферата.

Структура работы определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Диссертация состоит из двух глав (каждая глава включает три параграфа), заключения и списка литературы.