Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная итальянская историография русской философии Кусенко Ольга Игоревна

Современная итальянская историография русской философии
<
Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии Современная итальянская историография русской философии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кусенко Ольга Игоревна. Современная итальянская историография русской философии: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.03 / Кусенко Ольга Игоревна;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2016.- 245 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Русская философия – это философия, представляющая не только «внутренний интерес». Свидетельством востребованности русской мысли являются опыты её зарубежного осмысления, которые, к сожалению, остаются до сих пор terra incognita для многих отечественных историков русской философии. Изучение зарубежной философской русистики позволяет глубже уяснить особенности и национальное своеобразие русской мысли, сравнить собственный и зарубежный пути её исследования, вступить в профессиональный научно-философский диалог с зарубежными исследователями, лучше понять и оценить вклад русской мысли в мировую философию.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, ценностью опыта изучения зарубежного философского россиеведения, в данном случае, итальянского. В российской диссертационной литературе на сегодня отсутствует понятие «итальянская историография русской философии». Настоящая работа восполняет этот пробел. Другим важным обстоятельством, определяющим значимость проделанной работы, является факт открытия дополнительных диалогических граней российской и итальянской культур.

Диалог между Россией и Италией на протяжении многих веков шёл очень интенсивно. Широко известны стремления русских художников, писателей, музыкантов «вдохнуть» итальянские впечатления, побывав в этой стране – колыбели прекрасного. Отношения русской диаспоры с политическими, театральными, художественными кругами Италии, с миром писателей и мыслителей – это насыщенная история взаимообогащающей дружбы. В свою очередь, итальянские интеллектуалы всегда проявляли живой интерес к русской культуре и социально-политической ситуации, в целом формируя позитивный образ России и выступая проводниками «мягкой силы» в культурно-политическом пространстве Европы.

Итальянский вклад в осмысление русской литературы и русского изобразительного искусства достаточно подробно исследуется отечественными учёными, в то время как страницы итальянской историко-философской мысли о России практически неизвестны. Их подробное исследование несомненно откроет новое в собственном интеллектуальном наследии, а кроме этого, в условиях современной геополитической ситуации, станет дополнительным шагом навстречу к открытой по отношению к русскому миру культуре.

Историко-философская мысль Италии обращается к русской философии на
фоне революционных событий 1917 года. Этот интерес развивается на
протяжении всего ХХ столетия, проделав значительную эволюцию от
академического энтузиазма отдельных учёных до формирования конкретных
исследовательских направлений со своими особенностями, яркими

представителями и сложившимися традициями. В последней четверти XX века в Италии сформировалось целое поколение исследователей, для которых изучение русской философии стало главным предметом творческой деятельности. В эту группу входят такие учёные, как: Адриано Дель Аста (Adriano Dell’Asta)1, Нинфа Боско (Nynfa Bosco), Даниэла Стейла (Daniela Steila), Сильвано Тальягамбе (Silvano Tagliagambe), Наталино Валентини (Natalino Valentini), Любомир Зак (Lubomir Zak), Роберто Салиццони (Roberto Salizzioni), Антонелло Вентури (Antonello Venturi), Антонио Мазоеро (Antonio Masoero), Анжела Диолетта Сиклари (Angela Dioletta Siclari). Публикуемые этими и другими специалистами историко-философские труды (монографии, статьи, диссертации) достаточно полно отображают общий круг проблем и реалий русской философии.

1 Ввиду частого обращения к иностранным именам собственным и названиям, имеющим прямое отношение к итальянской и в целом к зарубежной историографии русской философии, автор придерживается следующей системы: при первом упоминании указывается полное имя собственное/название на русском языке, и следом в круглых скобках приводится оригинальный вариант написания на латинице. В дальнейшем по тексту имена и названия указываются только на русском языке.

Характеристика источников и степень разработанности темы

Зарубежная историография русской философии в целом до сих пор является
недостаточно разработанной областью историко-философского знания. Первые
отечественные публикации в этой сфере появляются в советской историко-
философской науке начиная с 50-60-х гг. XX столетия. Советские философы
критически оценивали иностранные монографии, осуждая упрощения и
искажения истории русской мысли. Акцент делался на англо- и немецкоязычных
авторах, на критике антимарксистских и антикоммунистических

методологических и мировоззренческих установок буржуазных авторов, занимавшихся историей русского материализма и радикализма (работы И.Я. Щипанова, С.А. Покровского и др.2). Очевидно, что советские идеологизированные подходы не могут служить образцами объективного анализа западной философской русистики. Концептуальные разработки в этой предметной области появились в конце советского периода3. Несмотря на преобладание критического подхода, в научный оборот начинали вводиться новые идеи и подходы, расширявшие горизонт восприятия отечественной философии, впервые проявилась мысль о необходимости диалога с квалифицированными западными мыслителями, не стоящими на позициях русофобии.

Аналитическое рассмотрение зарубежной философской русистики

продолжилось в постсоветской историографии. Для этого этапа характерны плюрализм, преодоление методологических или идеологических предпочтений,

2 Против современных фальсификаторов истории русской философии / Под ред. И.Я Щипанова. М., 1960;
Щипанов И.Я. Идейные истоки современных буржуазных извращений истории русской философии // Критика
современных буржуазных фальсификаций истории философии народов СССР. М., 1974. С.5-28; Покровский С.А.
Фальсификация истории русской политической мысли в современной реакционной буржуазной литературе.
М., 1957; Попова И.Я. Против буржуазной фальсификации идейного наследия А.Н. Радищева // Против
современных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960. С. 120-143; Апрышко П.П. Критика
современных буржуазных фальсификаций идейного наследия В.Г. Белинского // Критика современных
фальсификаций истории философии народов СССР. М., 1974. С.115-138.

3 Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. М., 1988; Маслин М.А. Русская
философская культура в современных американских интерпретациях // Взаимодействие культур СССР и США.
ХIX-ХХ вв. М.: Наука, 1987. С.73-82; Русская философия ХIХ – начала ХХ вв.: критика современных буржуазных
интерпретаций. М., 1987; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало ХХ в. М., 1980.

открытый интерес к изучению творчества всех направлений и школ. Ценный вклад в исследование зарубежной историографии русской философии, её основных персоналий, тем и методологии вносит профессор М.А. Маслин, автор востребованных научных публикаций4 и университетских курсов, прочитанных в России и за рубежом5. Выявлению образа русской мысли, формируемого западными исследователями, посвящены также работы В.В. Ванчугова6, А.П. Козырева7 и некоторых других немногочисленных исследователей8. Труды данных учёных ключевым образом повлияли на формирование теоретико-методологической базы диссертации. Также автор часто обращался к

4 Маслин М.А. Европа и Россия: диалог о русской философии // Тетради по консерватизму. Альманах Фонда ИСЭПИ. 2015. №3. С. 25-34; Маслин М.А. Философское россиеведение за рубежом // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2015. №1. С. 119-131; Маслин М.А. Анджей Валицкий как историк русской философии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2014. №6. С. 108-121; Маслин М.А. Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М., 2013. С. 657-667; Маслин М.А. Зарубежная историография русской философии // Философское образование: вестник Межвуз. центра по рус. философии и культуре. 2012. Tом 1. №25. С. 3-12; Маслин М.А. Размышления о судьбе русской философии на Западе // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2007. №1. С. 108-114.

5 Курсы, прочитанные в МГУ им. Ломоносова: «Зарубежные концепции истории русской философии», «История
русской философии как научная дисциплина. Методология, источниковедение, историография», «Россиеведение:
философское измерение», «Русская философия за рубежом».

6 Ванчугов В.В. Что сделано западными россиеведами применительно к русской философии // Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2013. №1. С. 79-90; Ванчугов В.В. Кто и как
сегодня формирует на Западе образ русской философии // Всероссийская научно-практическая конференция
«Восьмые Саранские философские чтения». Современные проблемы философии и провинциальная культура.
Саранск, 2013. C. 53-66; Ванчугов В.В. Русская духовность сквозь призму «Russian Idea». Современные трактовки
«русской идеи» в американском россиеведении // Духовно-нравственное состояние российского общества и
православие. Нижний Новгород, 2013. C. 57-65.

7 Доклады: Козырев А.П. Изучение истории русской философии во Франции. Опыт исследовательского диалога//
Российское философское сообщество: история, современное состояние, перспективы развития. Философский
факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 2014; Козырев А.П. Христианский гнозис Н.А.Бердяева в
католических журналах. Международный симпозиум «Личность. Творчество. Россия. Философское наследие
Н.А.Бердяева». Институт Философии РАН, Россия, 2014.

8 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М.,
2007; Моторина Л.Е. Анджей Валицкий о русской идее и особенностях русской философии // Вестник Вятского
государственного гуманитарного университета. 2013. №1. С. 18-22; Шмелева Е.А. Французская историография
русской духовности и философии: дисс... кандидата философских наук: 09.00.03 / Шмелева Елена Анатольевна.
СПб., 1996.

энциклопедии «Русская философия»9, к «Очерку истории философии
«самобытно-русской»10 В.В. Ванчугова, к cборникам и антологиям «Русская
философская мысль: на Руси, в России и за рубежом», «Русская идея» и «О
русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и её философской
культуре»11 (редактор и составитель М.А. Маслин). Опорными стали материалы
круглых столов и конференций по актуальным вопросам современного
философского россиеведения12. Другими важными источниками для

формирования общей концепции диссертации явились работы отечественных
историков русской философии: Б.П. Вышеславцева, Г.Г. Шпета,

В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.С. Хоружего, В.В. Сербиненко, А.А. Ермичева, Б.В. Емельянова13.

В общем приходится констатировать недостаток публикаций, посвященных конкретно зарубежной философской русистике, и отсутствие системы целостного систематического изучения данной темы. Таким образом, для современного этапа, начиная с 1990-х гг., хотя и характерно энергичное развитие отечественной историографии и источниковедения русской мысли, однако, зарубежной

9 Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014.

10 Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.

11 Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М., 2013; Русская идея. М.: Республика, 1992; О
русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и её философской культуре. М., 1990.

12 Круглый стол «Единство и многообразие русской философии» // Вестник Вестник Вятского государственного
гуманитарного университета. 2015. №2. C. 6-46; Русская философия: многообразие в единстве / Мат-лы VII росс.
симпозиума историков русской философии. М., 2001; Всероссийская научно-практическая конференция «Десятые
юбилейные Саранские философские чтения»: образ России в русской философии, истории и культуре. Саранск,
2016.

13 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Часть 1-2. М., 2008-2009; Зеньковский В.В. История русской философии: Т. 1-2. Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. М., 2007; Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии. СПб., 1994; Сербиненко В.В. Русская философия. М., 2005; Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М., 1996; Сербиненко В.В. Современные исследовательские проблемы истории русской философии // Вестник МГТУ. 2007. Т. 1. №3. C. 453-457; Ермичев А.А. Имена и сюжеты русской философии. СПб., 2014; Ермичев А.А. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб, 1998; Ермичев А.А. К достоинствам взгляда со стороны // Вопросы философии. 1995. № 2. С.76-80; Емельянов Б.В. История русской философии. Екатеринбург, 2015; Емельянов Б.В. Русская философия как человековедение. Екатеринбург, 2014.

историографии в данном корпусе работ уделяется скудное внимание. Значительным импульсом для развития исследований являются переводы трудов иностранных историков русской философии на русский язык. В последнее десятилетие в России был переведен и опубликован ряд квалифицированных работ таких крупных экспертов в области русской мысли, как: Джеймс Хедли Биллингтон (James Hadley Billington), Томаш Гарриг Масарик, (Tom Garrigue Masaryk), Анджей Валицкий (Andrzej Walicki), Исайя Берлин (Isaiah Berlin), Джеймс Патрик Скэнлан (James Patrick Scanlan), Френсис Нэтеркот (Frances Nethercott), Джонатан Саттон (Jonathan Sutton), Мартин Малиа (Martin Malia)14. Переведено и издано несколько книг итальянских исследователей: Витторио Страда (Vittorio Strada) «Этика террора. От Федора Достоевского до Томаса Манна», Д. Стейла «Наука и революция: Рецепция эмпириокритицизма в русской культуре (1877-1910 гг.)», Пьеро Кода (Piero Coda) «Сергей Булгаков», Н. Валентини «Павел Флоренский»15. К сожалению, подобные переводы – скорее редкость, чем регулярная практика. Интерес к русской мысли со стороны западных (шире – зарубежных16) коллег есть, но его не всегда замечают и успевают анализировать.

Переходя к источникам, непосредственным образом связанным с предметом диссертационного исследования, отметим, что в отечественной историко-

14 Биллингтон Д. Икона и топор: Опыт истолкования истории русcкой культуры. М., 2001; Масарик Т.Г. Россия и
Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т.1-3. СПб., 2003; Валицкий А. История русской мысли от
просвещения до марксизма. М., 2013; Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001; Cкэнлан Дж. Достоевский как
мыслитель. СПб., 2006; Нэтеркот Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917). М., 2008; Саттон Д.
Религиозная философия Владимира Соловьева. На пути к переосмыслению. Киев, 2008; Малиа М. Александр
Герцен и рождение русского социализма. 1812-1855. М., 2010.

15 Страда В. Этика террора. От Федора Достоевского до Томаса Манна. М., 2014; Стейла Д. Наука и революция:
Рецепция эмпириокритицизма в русской культуре (1877-1910 гг.). М., 2013; Кода П. Сергей Булгаков. М., 2015;
Н. Валентини. Павел Флоренский. М., 2015.

16С 1990-х гг. русская философская мысль активно исследуется в Китае Наиболее известные китайские специалисты в области русской философии: Чжан Баичунь, Цзя Зелинь, Ли Шандэ, Сюй Фэнлинь. В 2010 г. аспирант кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломносова Лю Цзоюань защитил кандидатскую диссертацию по теме «Метафизика русской идеи в творчестве Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева. Взгляд из России и Китая». В работе содержится подробная библиография китайской историографии русской мысли.

философской литературе практически отсутствуют публикации, специально посвященные итальянской историографии русской философской мысли. Немногие работы на близкие темы принадлежат историкам и культурологам: «Россия – Италия: культурные и религиозные связи в XVIII–XX веках», «Друг – зеркало для друга...»: российско-итальянские общественные и культурные связи, X-XX вв.», «Русские в Италии: культурное наследие эмиграции»17; статьи М.Г. Талалая18 (историк, итальянист, представитель Института всеобщей истории РАН в Италии). Отдельно стоит сказать о докладе «Франко Вентури и советская историография народничества»19, подготовленном доктором исторических наук и сотрудником Института российской истории РАН – В.А. Твардовской. В докладе раскрывается история создания известного труда «Русское народничество»20 и его специфика.

В качестве источников был задействован весь доступный корпус публикаций итальянских исследователей русской мысли (монографии, статьи в научных журналах и сборниках, тезисы докладов) на русском языке21. Ряд работ

17 Россия – Италия: культурные и религиозные связи в XVIII–XX веках. CПб., 2014; «Друг – зеркало для друга...»:
российско-итальянские общественные и культурные связи, X-XX вв. М., 2013; Русские в Италии. Культурное
наследие эмиграции. М., 2006.

18 Талалай М.Г. Отец Павел Флоренский в современной итальянской культуре // На пути к синтетическому
единству. Философско-богословское наследие П.А. Флоренского и современность. М., 2006. С. 125-130; Талалай
М.Г. Русская Италия: Памяти ушедших (Е.А. Вагин, В.Л. Заславский, Н.М. Каухчишвили) // Берега. 2010. №13.
С. 32-40; Талалай М.Г., Валентини Н. Восприятие о. Сергия Булгакова в Италии // Русское богословие в
европейском контексте. С.Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль. М., 2006. С. 80-95.

19 Твардовская В.А. Франко Вентури и советская историография народничества // Труды Института российской
истории РАН. 1997-1998 гг. Вып. 2. М., 2000. С. 109-135.

20 Venturi F. Il populismo russo. Torino: Einaudi, 1952. На русский язык этот фундаментальный труд не был
переведен.

21 Валентини Н. Понятие «дружба» в трудах П.А. Флоренского // На пути к синтетическому единству европейской
культуры: Философско-богословское наследие П.А. Флоренского и современность. М., 2006. С.71-84; Гидини М.К.
Особенности герменевтики Г.Г. Шпета // Начала. 1992. №2. С.13-18; Дель Аста А. Реализм В.С. Соловьева //
Соловьевский сборник. М., 2001. С. 272-294; Дель Аста А. Соборность, личность и преображение
против коммунальности, индивидуализма и революции - пример и свидетельство русской религиозной философии
в мире тоталитаризма // Личность в церкви и в обществе. М., 2003. С.105-119; Дель Аста А. Проблема церковного
единства у C. Булгакова // C.Н. Булгаков: религиозно-философский путь. М.,2003. С.285-300; Диолетта-Сиклари А.
Символ и миф в мышлении Л.П. Карсавина // Историко-философский альманах. 2010. №3. C. 226-23546;
Оттавиано Д. Г. Шпет: путь от феноменологии к герменевтике // Нorizon Феноменологические исследования. 2013.
№2. С. 62-76; Серретти Д. Монархо-универсалистская идея Данте и теократический идеал В. Соловьева //

итальянских авторов опубликован на английском языке22. Однако подобные публикации оставляют далеко не полным представление о характере, глубине и масштабности итальянского умопостижения русской философии.

Основную источниковую базу настоящего диссертационного исследования составляют научные работы на итальянском языке (монографии, статьи, антологии, рецензии, справочные энциклопедические статьи, учебные пособия и другие материалы, опубликованные в Италии в 1980-2010-х гг.). Они принадлежат авторам университетского и теологического направлений и посвящены различным проблемам и персоналиям русской философии. В диссертации проанализирована заслуживающая особого внимания совокупность работ о сущностных особенностях русской философии и её значении в современном мировом философском пространстве. Среди них выделяются труды Адольфо Аснаги (Adolfo Asnaghi) «Жар-птица. История русской философии»; Джино Пиовесана (Gino Piovesana) «История русской философской мысли: 988-

Cоловьевские исследования. 2004. №9. С. 97-111; Стейла Д. Человеческая деятельность и истина: ранние русские марксисты и прагматизм // Вопросы философии. 2012. №.1. С. 129-143; Стейла Д. Теория познания Г.В. Плеханова и ее философские источники // Марксизм в России: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов (Ленин). М., 2013. С. 23-49; Cтейла Д. История и идеалы: значение некоторых неокантианских тем в спорах русских марксистов на рубеже XIX и XX веков // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010. С. 328-342; Cтейла Д. Проблема ответственности и человеческой личности: М.К. Мамардашвили и А.А. Зиновьев // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд. М., 2014. С. 435-455.

22 Oppo A. A Loss of Truth. A Tragic Turning Point at the Beginning of Shestov’s Philosophy // The Tragic Discourse: Shestov and Fondane’s Existential Thought. Oxford, 2006. P. 103-116; Oppo A. «Kantian» Shakespeare. The Defense of Morality in Shestov’s First Work // The Slavic and East European Journal. 2014. №4. P. 573-589; Steila D. Death and Anti-Death in Russian Marxism at the Beginning of the 20th Century // Death and Anti-Death. Vol. 1: One Hundred Years After N.F. Fedorov (1829-1903). Palo Alto, 2003. Р. 101-130; Steila D. From Experience to Organization: Bogdanov's Unpublished Letters to Bazarov // Aleksandr Bogdanov Revisited. Helsinki, 2009. P. 151-172; k L. Prophecy and Testimony of a «New Way of Thinking». Reflections on P.A. Florensky's Gnoseology. Slovak Studies. 2001. №23. P. 134-148; k L. The kenosis of Christ and Mystery of the Church in the sophiology of Bulgakov // SpCr. 2005. №2. P. 117-136.

На английском языке в сети интернет доступны краткие содержания выступлений итальянских специалистов на международных конференциях (полные тексты чаще всего остаются неопубликованными).

1988», «Россия-Европа в русской философской мысли»; Кьяры Кантелли (Chiara
Cantelli) «Русская философия: анаморфозы западной философии», Н. Боско
«Русская философия как филокалия», «Русская религиозная мысль»; Д. Стейлы
«Идея русской философии как элемент коллективной идентичности.

Исторический очерк», «Между Востоком и Западом: русская философия», «Русская философия между родиной и диаспорой», Лауры Сатты-Боскиан (Laura Satta Boschian) «Просвещение и степь. XVIII век в России», Томаша Шпидлика (Tom pidlk) «Русская идея: иное видение человека»23 и др.

Значительная часть литературы собрана автором во время научной стажировки
в Италии, во Флорентийском университете (2013 г.). Источниковая база
диссертации была преимущественно сформирована в процессе работы с фондами
библиотеки Флорентийского университета, Национальной центральной

библиотеки Флоренции, Национальной центральной библиотеки Рима. Некоторые материалы были любезно предоставлены Д. Стейлой, Л. Заком, А. Мазоеро и Н. Валентини. Также удалось взять интервью по теме диссертации у Л. Зака, П. Кода, Серджо Дживоне (Sergio Givone). Ценные советы и рекомендации получены от А. Дель Аста, Марчелло Гарзанити (Marcello Garzaniti)24 и от Кристины Штёкль (Kristina Stoeckl)25.

23 Asnaghi А. L'uccello di fuoco. Storia della filosofia russa. Sotto il Monte: Servitium, 2003; Piovesana G. Storia del pensiero filosofico russo: 988-1988. Milano: Paoline, 1992, Piovesana G. Russia-Europa nel pensiero filosofico russo. Storia antologica. Roma: Lipa, 1995; Cantelli C. La filosofia russa: anamorfosi della filosofia occidentale // Giornale do Bordo di Storia, Letteratura ed Arte. Firenze, 2010. P. 22-45; Bosco N. La filosofia russa come filocalia // Icona e avanguardie. Percorsi dell'immagine in Russia. Torino, 1999. P. 25-31; Bosco N. Il pensiero religioso russo // Dio nella filosofia del Novecento. Brescia, 1993. P. 502-511; Стейла Д. Идея русской философии как элемент коллективной идентичности. Исторический очерк. Соловьевские исследования. 2011. №4. C. 41-54; Steila D. Tra Oriente e Occidente: la filosofia russa // Storia della filosofia. Vol. V. Bari, 1997. P. 236-259; Steila D. La filosofia russа tra patria e diaspora // Storia della filosofia .Vol. VI. T. I. Bari, 1999. P. 172-195; Satta-Boschian L. Illuminismo e la steppa Settecento russo. Roma, 1994; pidlk Т. L’idea russa: un’altra visionе dell’uomo. Roma, 1995 (Рус. издание: Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека. СПб., 2014).

24 М. Гарзанити – итальянский учёный-славист, профессор славянской филологии при Флорентийском Университете. Автор квалифицированных работ об истории средневековой культуры славянских народов.

25 К. Штёкль – специалист по русской религиозной философии, разрабатывает проблематику современной российской философской мысли, в частности, изучает творчество В. Бибихина (Stoeckl K. Vladimir Bibikhin:

Необходимые сведения для целей настоящего диссертационного исследования почерпнуты из корпуса публикаций, который жанрово можно отнести к историографии итальянской философской русистики или к саморефлексии итальянских авторов относительно истории и специфики «русских исследований» в их стране. Среди таковых работ можно выделить статью А. Аснаги на русском языке «Интерес к русской религиозной философии XX века», работы А. Дель Аста, раскрывающие историю и основные направления деятельности центра «Христианская Россия» (Russia Cristiana), очерк Н. Валентини о рецепции русской религиозной мысли итальянскими философами XX в., cтатью Н. Боско об изучении наследия С. Булгакова в Италии и публикацию Антонио Маччони (Antonio Maccioni), посвященную истории изучения наследия П. Флоренского в Италии26. Полезную информацию относительно истории рецепции той или иной специальной проблемы русской философии, как правило, можно получить из вводных глав монографических исследований. Помимо этого, последние часто содержат солидный библиографический список по теме и, что особенно ценно, раздел аннотированной библиографии.

Автором осуществлена историографическая и источниковая систематизация итальянской философской русистики и предъявлен первый в своём роде приступ к составлению сводной библиографии итальянской историографии русской философии. В списке литературы указаны наиболее важные работы итальянских специалистов, опубликованные на русском, английском и итальянском языках. (монографии, научные сборники, статьи, антологии, интернет-источники). К исследованию также прилагается аннотированная библиография, вводящая в

filosofia e memoria // La Nuova Europa. 2010. № 6. P. 97-104). Она является сотрудником Университета Вены, но проживает в Италии, во Флоренции.

26 Аснаги А. Интерес к русской религиозной философии XX века // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975. С. 143-149; Dell’ Asta А. La filosofia religiosa russa e la sua diffusione in Italia. L'esperienza di «Russia Cristiana» // Italia-Russia. Incontri culturali e religiosi fra '700 e '900. Napoli, 2009 P. 145-169; Dell’Asta A. Un patrimonio di pensiero // La nuova Europa. 2010. №2. P. 3-18; Valentini N. La filosofia italiana di fronte al pensiero religioso russo // Religione, secolarizzazione, politica. Brescia, 2009. P.171-192; Bosco N., Lingua G. Storia e storiografia bulgakoviane // Filosofia e Teologia. 1992. №2. P. 236-252; Maccioni A. P. Florenskij. Note in margine all’ultima ricezione italiana // eSamizdat. 2007. №5. P. 471-478.

российский историко-философский оборот некоторые концептуальные

положения трудов итальянского философского россиеведения.

Объектом исследования является рецепция и осмысление русской философии в Италии в период с последней четвери ХХ в. до настоящего времени.

Предмет исследования составляют ведущие идеи и направления современной итальянской историографии русской философии, анализ восприятия и понимания русской философской мысли в пределах сложившейся в Италии национальной школы историко-философского россиеведения.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание национально своеобразных черт итальянской историографии русской философии, проанализировать основные направления интерпретации русской философии в современной итальянской историографии русской мысли, ввести в отечественный историко-философский дискурс ранее неизвестные имена и научные работы.

Задачи исследования:

проследить особенности возникновения и формирования итальянской историографии русской философии, проанализировать основные вехи её развития, выделить наиболее крупных представителей и их работы;

реконструировать основные мировоззренческие ориентации и методологические установки итальянской философской русистики;

ввести в научный оборот и проанализировать наиболее значительные работы итальянских исследователей русской философской мысли;

систематизировать общие представления итальянского философского россиеведения о предмете, специфике и национальном своеобразии русской

философии, определить наиболее характерные тенденции анализа сущности и многообразия отечественной мысли; проанализировать и очертить дальнейшие перспективы историко-философского анализа итальянской историографии русской философии.

Методологическая основа и теоретическая база исследования

Теоретическую основу исследования составляет корпус работ современных итальянских исследователей русской философии, а также их оценка российским научно-философским сообществом.

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы
исследования, принципы исследования историко-философской науки, базовые
приемы текстологического, компаративистского и конкретно-исторического
анализа, а также методы реконструкции и герменевтики. На основе метода
когнитивной историко-философской реконструкции дана характеристика
разнообразных современных итальянских концепций истории русской

философии.

Методологический ориентир диссертации связан с концепцией «интегральной истории русской философии», оставляющей основу научной и преподавательской деятельности кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета27.

Научная новизна исследования:

1. Впервые в российской историко-философской историографии дано
целостное освещение итальянской историографии русской философской
мысли, проанализированы основные персоналии и вехи её истории.

2. Введены в научный оборот ранее не изученные в России историко-
27Маслин М.А. Кафедра истории русской философии: очерк развития // Вестник Московского университета. Серия
7: Философия. 2013. №6. С. 3-15; Маслин М.А. Единство и существенная оригинальность русской философии //
Вестник Литературного института им А. М. Горького. 2007. №1. С. 154-168; Маслин М.А. Единство и
многообразие русской философии // Вестник Калужского университета. 2006. №1. C. 15-24.

философские источники – работы современных итальянских исследователей русской философии.

  1. Составлена аннотированная библиография, впервые представляющая основные качественные характеристики наиболее репрезентативных итальянских исследований русской философской мысли.

  2. Проанализированы основные научные результаты современной итальянской историографии русской философии.

  3. Рассмотрены перспективы дальнейшего конструктивного теоретического диалога между русской и итальянской национальной историко-философской традицией.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Настоящее диссертационное исследование является встречным шагом к диалогу с итальянской традицией исследования русской мысли, по-своему оригинально интерпретирующей её основные проблемы, а также создающей позитивный образ русской философии в мировом контексте. Историко-философский диалог с итальянской философской русистикой, по убеждению автора, может стать конструктивной основой для дальнейших научных исследований и в целом базой для эмпатического общения двух культур. Для историков русской философии также представляет интерес компаративное изучение традиций осмысления проблематики истории русской философии, сложившихся в российской и в итальянской историографии. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной теме, а также в преподавании общих и специальных курсов по истории русской философии и культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современная итальянская историография русской философии представляет
собой относительно единую национально-своеобразную традицию,

составляющую совокупность университетских (светских) и теологических (религиозно-ориентированных) исследований.

  1. Специфику итальянской русистики определили два основных историко-культурных влияния – Коммунистическая партия Италии и Католическая Церковь – на протяжении всего XX века определявшие главные направления философских «русских исследований» в Италии.

  2. Университетское и теологическое направления исследования русской мысли существенно отличаются в своих мировоззренческих, сюжетных и методологических предпочтениях. Отлична и их познавательная мотивация. Однако эти направления, не являясь замкнутыми в себе, ведут постоянный диалог и cовокупно раскрывают многообразие идейных парадигм и философских течений в России.

  3. Тематико-методологическое своеобразие работ итальянских учёных обусловлено их творческой независимостью как от догматического марксистского давления, так и от русофобских и советологических влияний.

  4. Относительное методологическое единство итальянских ученых по вопросу сущности и национального-своеобразия русской философии сформировано на основе общего представления о русской философии как органической части общеевропейской истории идей. Однако акценты в обосновании этого общего положения различаются ввиду различия авторских мировоззренческих подходов.

Апробация работы

Теоретические положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях, сделанных автором во Флорентийском университете на кафедре славистики, в Институте «София» в Лоппиано (Тоскана, Италия) в 2013 году, а также на ежегодной Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2016 году. Основное содержание диссертации отражено в научных публикациях автора.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 15 июня 2016 г. и была рекомендована к защите.

Структура работы