Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ирония как смысловая стратегия даосского канона "Чжуан-цзы" Тугарёва Марианна Владимировна

Ирония как смысловая стратегия даосского канона
<
Ирония как смысловая стратегия даосского канона Ирония как смысловая стратегия даосского канона Ирония как смысловая стратегия даосского канона Ирония как смысловая стратегия даосского канона Ирония как смысловая стратегия даосского канона
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тугарёва Марианна Владимировна. Ирония как смысловая стратегия даосского канона "Чжуан-цзы" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 2005.- 256 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/46

Введение к работе

У0ґ\$ґ1 .

Актуальность темы. Тема вынесенного на защиту исследования представляется очень актуальной по причинам, обусловленным положением дел в мировой синологии. Взаимосвязь стилистики древнекитайских философских текстов и их смыслового содержания является одним из определяющих компонентов, необходимых для адекватного прочтения и интерпретации первоисточников китайской мудрости. Однако эта особенность древнекитайской философии долгое время игнорировалось в синологии.

Своеобразие стиля изложения, использование самых различных художественных и философских средств часто приводило к непониманию и даже отторжению китайской философии. С другой стороны, указанные особенности стимулировали комментаторов, интерпретаторов и исследователей и подводили к размышлениям о специфике философского языка, способов изложения и самого философствования в целом. Так, например, изучение китайских канонических текстов подтолкнуло французского синолога Франсуа Жюльена к обнаружению в них особенных, отличных от западных т.н. смысловых стратегий и соответствующих им приёмов. Смысловая стратегия означает то, какими путями осуществляется познавательный процесс, то, каким образом китайские мыслители в своих текстах буквально доводят человека, ученика, читателя до понимания. Обусловленные этими смысловыми стратегиями косвенные способы изложения, допускают бесконечную вариативность и с трудом поддаются исследованию.

Ирония является одним из таких косвенных и малоисследованных на китайском материале способов выражать свои мысли. Как показало исследование У Куан-мина, даосский канон «Чжуан-цзы», считающийся одним из наиболее загадочных и во многом не до конца понятых произведений мировой философской мысли, активно использует иронию, что создаёт энигматичность текста и его особенную стилистику, системное и комплексное исследование которое еще не было осуществлено.

явственных образов РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ. БИБЛИОТЕКА . і СПетер 09

«Чжуан-цзы» - не только философский труд, но и жемчужина китайской литературы, подлинное произведение искусства, образное оформление которого становится основой философствования. Тол

лишь в качестве литературных объектов неизбежно приводило ранее к конфликту интерпретаций и к нивелированию философской проблематики в каноне. Таким образом, в синологии назрела необходимость исследовать и упорядочить эти образы и философское содержание, которое скрыто за ними.

Постановка проблемы функционирования иронии в качестве смысловой стратегии в даосском каноне «Чжуан-цзы», предоставляет возможность исследовать эстетическую и философскую систему канона целостность, специфику его языка, а также в этом новом свете пересмотреть даосскую философию языка. Исследование иронии в «Чжуан-цзы» способно пролить свет на многие ранее необъяснимые особенности даосского канона и способствовать новому, более системному анализу философии «Чжуан-цзы», в том числе пересмотру его эстетической системы, что отвечает насущным потребностям мировой даологии и синологии.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексная постановка проблемы иронии как смысловой стратегии в даоском каноне «Чжуан-цзы», анализ древнекитайского канона и его иронии в качестве эстетико-риторического прибма работы с сознанием каждого отдельного читателя. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

Во-первых: поскольку объект данного исследования - трактат «Чжуан-цзы» -является даосским каноническим текстом и порожден китайской философской традицией, постольку необходимо, прежде всего, выявить особенности китайской философии и эстетики, что позволит в дальнейшем сравнить китайские и европейские смысловые стратегии, а также, по возможности, и назначение иронии в обеих философских традициях.

Во-вторых, проанализировать философское содержание «Чжуан-цзы» и проверить его на наличие образного поля иронии. Его наличие позволит говорить об ироничности мышления, стоящего за текстом.

В-третьих, рассмотреть философию языка «Чжуан-цзы» на предмет еб ироничности, а также показать, что язык и его философия в каноне функционируют как инструмент иронии, в качестве ее стратегии.

Наконец, в-четвертых, проанализировать конкретные примеры функционирования иронии у «Чжуан-цзы» как смысловой стратегии, направленной на достижение

познавательных целей, обнаружить иронию как эстетико-риторический приём работы с сознанием каждого отдельного читателя.

Степень разработанности темы. Избранная проблематика относительно нова для мировой синологии. Исследование опирается на результаты работы французского синолога Ф. Жюльена , обнаружившего в китайских философских текстах специфические, отличные от западных, смысловые стратегии и впервые проанализировавшего их функционирование на китайском материале. Однако Ф. Жюльен специально не рассматривал проблему иронии в «Чжуан-цзы». В разработке этой проблемы диссертант обращается к широкому спектру философской литературы: первоисточникам, монографиям, посвященным исследованию подобной проблематики в мировой синологии (Е.А. Лукьянова, Е.А. Торчинова, Ван Дею, Мэртона, Крила, Грэма, Чан Цун-туна, Крокера, Янь Чжэньи, У Куан-мина), а также к исследованиям различных авторов, предлагающих теоретико-систематический и обобщающий подход к проблеме иронии в философии (Р. Рорти, Янкелевич, С. Кьеркегор, Е.И. Кононенко, Л.А. Мирская, В.07 Пигулевский, В.М. Пивоев, С.Д. Савов). Помимо философских текстов, в данном исследовании привлекаются работы из других гуманитарных сфер. Так, поскольку, «Чжуан-цзы» - в том числе и литературное произведение, а ирония - это также и художественный оборот, постольку в настоящей диссертации используются достижения современной литературной теории на Западе, как они изложены в труде А. Компаньона2. При этом, особенное внимание уделяется также специфике китайских теорий литературы, указанных в монографии Джеймса Лю3.

Кроме того, в данной диссертации использован обширный круг литературы по эстетике на Западе и в Китае. Так, А. Ф. Лосев и В. П. Шестаков4 рассматривает иронию в качестве одной из эстетических категорий. Вышеуказанное образное поле иронии является эстетическим воплощением понимаемой в качестве эстетической категории иронии, а её эстетические образы доступны для научного выявления.

1 См.: Жюльен Ф. Путь к цели в обход или напрямик Стратегия смысла в Китае и Греции. М., 2001.

2 См : Компаньон А. Демон теории. М., 2001.

3 См.: Liu James I.Y. Chinese theories of literature. London, 1975.

4 См.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

Именно для выявления стилистического оформления иронии, адекватного китайскому материалу, потребуется кропотливый, покомпонентный его анализ в «Чжуан-цзы» с использованием трудов китайских и отечественных авторов, таких, как В.А.Кривцова5, исследователя эстетики даосизма, и В.В. Малявина6, одного из наиболее известных исследователей даосского канона в нашей стране. В данной работе привлекаются также различные работы по эстетике китайских авторов, начиная с «Истории китайской эстетики»7, где выделяются основные особенности китайской эстетики в целом, и до самых разнообразных исследований эстетики даосизма (работы Хуан Дэюаня, Ду Даомина, Е Лана, Чжан Ханя и Ши Хунвэня, На Вэя).

Методология. Попытка рассмотрения «Чжуан-цзы» в неразрывной связи философской мысли и художественного оформления, его единой эстетико-философской системы уникальна для мировой синологии и, естественно, требует, соответствующего метода, с использованием достижений не только историко-философской науки, но и других гуманитарных наук.. Методами проведения исследования являются герменевтический метод, компаративистический, цивилизационный и междисциплинарный подходы с использованием различных исследовательских методик в их связи с историей философии, например, таких, как текстологический анализ, лингвистика, эстетика, психология, литературоведение, в работе используется также элемент логико-структурного анализа. Основные положения, выносимые на защиту. 1. В представленной диссертационной работе ирония в даосском- каноне «Чжуан-цзы» рассматривается в качестве смысловой стратегии, характеризующегося сочетанием эстетического и риторического компонентов в своей структуре,

5 См.: Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993.

Кривцов В.А. Эстетическая мысль древнего Китах (VI в. до н.э. -П в. н.э.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1963. ' См.: Малявин ВВ. Китайская цивилизации. М, 2000. Малявин В.В Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987. Малявин В В. Чжуан-цзы. М., 1985

7 См.: Чжунго мэйсюе ши. История китайской эстетики. Пекин, 1984. Т.1.

что обусловливает её функционирование и в сфере эстетики, и в сфере риторики канона, находящегося на стыке философии и искусства.

2. В данной диссертации понимание иронии в качестве эстетической категории
позволяет выявить многочисленные компоненты образного поля иронии в
каноне и восстановить, таким образом, его эстетический континуум.
Признание невысказываемости Дао в каноне и попытки сообщить о нвм с
помощью у янь (неговорения) интерпретируются в качестве иронической
«речи тишипы». Проповедь у вэы (недеяния) как деятельности мудреца,
понимание свободы как отсутствия необходимости выбора, пара у и ю,
выступающая в качестве неразрывного творческого союза гармонизирующей
индифференциащга и дифференцирующей актуализации, осмыслены в
качестве элементов функционирования двойственности иронии. Игра
противоречиями в поисках высшего синтеза, природная позиция вне морали -
имморализм, позиция наблюдателя в каноне, подтверждением которой
являются образы воды и зеркала, - проинтерпретированы в качестве
компонентов образного поля иронии в «Чжуан-цзы». Поэтика странствий,
беззаботного скитания сяо яа ю в «Чжуан-цзы» понимается в качестве одного
из образов Дао и воспринимается в качестве указания на эстетический опыт
иронической нефиксированной точки зрения, предпосылками которого
являются заново проинтерпретированные у цзи, у гун, у мин. Указание на
Абсолют Дао воспринимаются в данном исследовании в качестве тайны, на
которую указывает ирония в каноне. Кроме этого, в настоящем исследовании
эстетический континуум «Чжуан-цзы» философски осмысляется через теорию
и практику музыки в каноне. Именно музыка и музыкальность в каноне
интерпретируется в качестве метода философствования, способа преодоления
различных оппозиций на всех уровнях и в качестве одного из возможных
образов Дао в каноне.

3. Осмысление западной иронической традиции и базисных характеристик
иронической риторики в данном исследовании позволяет интерпретировать
язык и философию языка «Чжуан-цзы» в новом свете и делает возможным
целостный взгляд на проблему иронии как систему подсветок того объекта, на
который она всеми доступными средствами указывает. Образ Оси Пути (дао

шу) в «Чжуан-цзы» воспринимается в качестве иронической позиции вне односторонности, позиции, объединяющей крайние полюса в любом противопоставлении. В данном исследовании с точки зрения функционирования иронии заново проанализированы три вида иносказаний в каноне, составляющих основу его философии языка. Первый вид юй янь - это использование притч, в которых транспозиция речей функционирует в качестве интерпозиции. Это иронический способ сопоставления общепринятых договоренностей, являющийся своеобразным имплицитным эхом, когда говорящий временно присоединяется к тому мнению, конвенциональный характер которого он намерен рассмотреть. Второй вид иносказания в каноне чжун янь представляет собой цитирование, являющееся распространенным ироническим приёмом, предупреждающим появление любой фиксированной метапозиции. И, наконец, третий вид иносказания, присутствующий в каноне чжи янь - слова, подобные перевёртывающемуся кубку, - интерпретируется в данном исследовании в качестве, собственно, иронии.

  1. Анализ иронии в качестве смысловой стратегии в каноне позволяет в данном исследовании вновь пересмотреть многочисленные оппозиции в «Чжуан-цзы»: красота-уродство, полезное-бесполезное, сон-явь, жизнь-смерть, единое-неединое, субъект-объект. Именно иронические несоответствия, которыми постоянно оперирует «Чжуан-цзы», дают возможность осознать относительность любых оппозиций. В данном исследовании на примерах указанных оппозиций зафиксированы те сигналы текста, которые формируют его стратегичность и указывают на его иронию, реализующую себя одновременно в эстетико-риторической, коммуникативной и творчески-стимулирующей функциях.

  2. Переосмысление Небесного равновесия тянь цзюнь в качестве Природного равновесия позволяет в данном исследовании определить цель Пути-Дао, на который указывает ирония в каноне. С одной стороны, это динамическая гармония постоянно разрешающихся противоречий, с другой стороны - это процессуальность становления Природы - естественности цзыжанъ. По мнению диссертанта, ирония «Чжуан-цзы», являющаяся смысловой стратегией,

пытающаяся выразить невыразимое, обнаруживает и сталкивает противоположности с целью доступа к спонтанному, сингулярного самовыстраивания процессуального становления по-даосски понимаемой Природы

Научная новизна исследования. Основными результатами научного исследования являются - доказательство тесной взаимосвязи древнекитайского философского текста и его стилистики, обозначение нового направления в китаеведческой историко-философской науке, заключающегося в структурном анализе смысловых стратегий древнекитайских мыслителей. Кроме того, в данном исследовании на разнообразных примерах из канона зафиксированы те сигналы текста, которые формируют стратегичность текста и указывают на его иронию, реализующую себя одновременно в эстетико-риторической, коммуникативной и творчески-стимулирующей функциях.

В данном исследовании впервые в мировой синологии эстетика и философия «Чжуан-цзы» рассмотрена в неразрывной связи, а также осуществлена попытка прочесть и понять текст не только в качестве литературного произведения или в качестве памятника философской мысли, но и в качестве подлинного шедевра искусства философии. Проведённый анализ философско-эстетической системы «Чжуан-цзы» обнаружил её единство и продемонстрировал, что именно ирония позволяет воссоздать целостную картину эстетического континуума канона, понять кажущиеся аномалии стиля в качестве философско-эстетически оправданных и выстроить систему образов, которые использует ирония в качестве обходного способа наиболее эффективного указания на Дао. Проведённый философский анализ восстановил эстетический континуум «Чжуан-цзы» именно в качестве неразрывной связи явлений, его составляющих. В свете функционирования иронии в эстетической системе канона вновь пересмотрены ключевые понятия и образы даосизма: Дао, у в эй, у, ю, у щи, у гун, у мин, сяо яо ю, свобода, позиция вне морали, образы воды и зеркала и др. Настоящее исследование впервые осуществило философское осмысление эстетического континуума «Чжуан-цзы» через теорию и практику музыки в каноне.

Осмысление западной иронической традиции и базисных характеристик иронической риторики в данном исследовании позволило интерпретировать язык и

философию языка «Чжуан-цзы» в новом свете и сделало возможным целостный взгляд на проблему иронии как систему подсветок того объекта, на который она всеми доступными средствами указывает. В данном исследовании с точки зрения функционирования иронии заново проанализированы три вида иносказаний в каноне юй янь, чокун янь, чжи янь, составляющих костяк его философии языка. Впервые в свете функционирования иронической риторики в «Чжуан-цзы» проанализированы многочисленные пары оппозиций в каноне: красота-уродство, полезное-бесполезное, сон-явь, жизнь-смерть, единое-неединое.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть привлечены для дальнейшего изучения философии даосизма. Содержащиеся в исследовании материалы расширяют научные представления о философии даосизма. Полученные результаты могут быть использованы в подготовке программ различных курсов для специальностей "культурология", "философия" и "регионоведение (Китая)". Материалы исследования позволяют создать лекционные и семинарские спецкурсы по истории культуры Китая, по истории философии дальневосточного региона и особенностям формирования канонической литературы даосизма. Результаты работы представляют интерес для создания энциклопедических и справочных изданий культурологического и философского характера. Кроме того, возможно использование результатов анализа при осуществлении новых переводов на русский язык даосского канона, а также для коррекции уже имеющихся переводов.

Апробация работы. Основные результаты данного исследования отражены в ряде статей (см. список). Основные положения диссертации обсуждались на X и XI Всероссийской конференции «Философия восточно-азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация (Москва, ИДВ РАН, ноябрь 2004, Москва, ИДВ РАН, май 2005). Текст диссертации обсуждался на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета РГГУ, получил положительную оценку и по результатам обсуждения был рекомендован к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трбх глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 177 наименований. Общий объбм диссертации составляет 256 страниц.

Похожие диссертации на Ирония как смысловая стратегия даосского канона "Чжуан-цзы"