Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурный жанр во фрамандской живописи XVII века (по материалам эрмитажной коллекции) Бабина, Наталия Павловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабина, Наталия Павловна. Архитектурный жанр во фрамандской живописи XVII века (по материалам эрмитажной коллекции) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12.- Санкт-Петербург, 1997.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Изображение церковных интерьеров и дворцов - один из наименее изученных жанров фламандской живописи XVII века. Анализ картин архитектурного жанра находится в начальной стадии. Здесь до сих пор отсутствуют не только обобщающие труды, но даже монографии об отдельных художниках. До недавнего времени эрмитажные произведения (в частности, Ван Стенвейков и Неффсов) не подвергались сколько-нибудь подробному изучению. Поэтому необходимость исследования архитектурного жанра для Эрмитажа не подлежит сомнению.

Задача и проблематика исследования. Своеобразие эрмитажного собрания определило проблематику диссертации и дало возможность рассмотреть основные особенности архитектурного жанра. В работе конкретизируются вопросы о родоначальниках жанра и его последовательных стадиях, а также выстраивается линия преемственности мастеров. В диссертации исследуются проблемы: „фантастическое и реальное" в изображении архитектурных видов; сотрудничество различных мастеров в одном жанре; разделение работ внутри одной семьи живописцев. Затрагивается вопрос об антверпенской традиции, имевшей широкое распространение, поскольку ей следовали как фламандские, так и голландские мастера.

В суммарном виде задача работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития архитектурного жанра во фламандской живописи XVII века, преимущественно на материале эрмитажных картин. В диссертации делается акцент на тех произведениях, которые ранее не публиковались.

Метод исследования. Диссертации предшествовал полный научный каталог фламандской живописи XVII века в Эрмитаже, часть которого (куда входили архитектурные виды) была написана автором. Методика вырабатывалась в ходе составления этого каталога, в котором использовались архивные материалы, данные технико-технологического исследования, сделанного в лаборатории Эрмитажа. В процессе работы над диссертацией привлекалась зарубежная и отечественная искусствоведческая литература. При этом критически переосмысливались труды ученых, изучавших архитектурный жанр в голландской живописи XVII века. Исследования в рентгеновских и ИК-лучах позволили уточнить атрибуции. Атрибуционной работе помогли занятия в библиотеках и музеях Бельгии, Голландии и других стран.

Научная новизна исследования. Изучение стилистических особенностей эрмитажных картин позволило уточнить некоторые датировки и сделать ряд атрибуций. Новые материалы приводятся в разделах диссертации, в особенности в главах, посвященных произведениям Ван Стенвейков и Неффсов. К примеру, „Интерьер церкви" (Инв. № ГЭ 433), ранее приписывавшийся Хендрику ван Стенвейку Младшему, был отнесен автором к работам Питера Неффса Младшего.

В диссертации также исследовались картины, исполненные двумя мастерами, из которых лишь один был известен. В одних случаях определялся художник архитектурной части, в других - живописец фигур.

Наряду с совместной работой двух фламандских живописцев, в диссертации приводились примеры сотрудничества фламандских мастеров с голландскими и итальянскими художниками.

Разделение работ внутри одной семьи обсуждалось в контексте творчества Вредеманов де Врисов, Ван Стенвейков и, особенно, Неффсов. В эрмитажном каталоге 1981 года пять картин считались произведениями Питера Неффса Старшего. Более дифференцированный подход позволил подтвердить авторство отца в четырех сценах, а одно полотно приписать Питеру Неффсу Младшему (Инв. № ГЭ 1892). В oeuvre сына, Питера Неффса Младшего, был также включен „Интерьер церкви св. Карла Борромея" (Инв. № ГЭ 2731). Еще один холст был отнесен нами к мастерской Неффсов. Таким образом, с учетом упомянутого выше „Интерьера церкви" (Инв. № ГЭ 433), общее число работ, связанных с Неффсами, достигло восьми.

Практическая пенность работы состоит в том, что в научный обиход введены новые материалы, ранее не публиковавшиеся. Благодаря более чем десяти атрибуциям, суммированным в приложенном к диссертации каталоге, ряд картин обрел авторство и тем самым эрмитажное собрание существенно обогатилось. Изучение архитектурного жанра во фламандской живописи XVII века, предпринятое в диссертации, не имеет прямых аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, являясь, по сути, первым специальным исследованием данной темы.

Сведения, приведенные в диссертации, окажут помощь специалистам в музейной, исследовательской и атрибуцнонной работе. Выводы, сделанные в диссертации, могут найти применение в общих и специальных трудах по истории западноевропейского искусства. Публикации автора по теме уже использовались в научной литературе (в частности, ссылки на альбом, посвященный эрмитажным картинам Давида Тенирса Младшего, содержатся в каталоге монографической выставки этого художника, состоявшейся в Антверпене в 1991 г.).

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 11 работ, общим объемом 4 авт. листа: статьи, аннотации в каталогах зарубежных выставок и вышеупомянутый альбом о Д. Тенирсе Младшем. Находится в печати научный каталог „Фламандская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже" (538 карточек в соавторстве; из них 225 принадлежат соискательнице, общий объем 11 авт. листов). По теме диссертации были прочитаны доклады на конференциях в Эрмитаже в 1989 и 1994 гг.; Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова („Лазаревские чтения", 1990 г.); Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (конференция, посвященная М. В. Доброклонскому, 1992 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, примечаний к основному тексту, списка использованной литературы (239 наименований), а также одного приложения. Приложением является краткий каталог фламандских архитектурных видов, включающий 26 картин (многие из которых до сих пор не опубликованы). Общий объем диссертации - 194 машинописных стр.