Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пермская деревянная скульптура XVII—XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности) Черняк, Алевтина Игоревна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черняк, Алевтина Игоревна. Пермская деревянная скульптура XVII—XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Пернская деревянная скульптура ХУІІ-XYIII веков представляет собой сложное художественное явление, с одной стороны, характеризующее народный пласт русской культуры, с другой - средневековый, культовый. В обществе, остававшемся в существенных чертах Феодальным, религия во многой определяла мировоззрение и повседневное бытие людей, с религиозными обрядами и обычаями местного населения была связала и культовая пластика Прикамья.

Пермская деревянная скульптура до сих пор не была предметом специального и систематического изучения. Назрела необходимость дать более полное и аргументированное на основе архивных документов и литературных источников объяснение появлению этого Феномена в Прикамье, исследовать сферу и условия его функционирования, выявить специфические художественные особенности. ХУП -XYIII века - период расцвета ваяния в крае, когда явление однородно, что делает возможным наиболее эффективно провести исследование. Результата его выходят за пределы локальных границ, так как пернская пластика представляет собой своеобразный пласт русской культуры, сохранившийся в достаточной объеме только в данном регионе (среди известных в настоящее время коллекций). Кногочислеянне памятники пермской деревянной скульптуры доказывают бытование этого вида иску;ства, вопреки неоднократным запрещениям церкви. Этим и обосновывается актуальность выбранного автором темы диссертационного исследования, которая состоит: в раскрытии самостоятельного значения и определении места пермского ваяния в истории русского искусства на основе сравнительного анализа местных памятников с произведениями других регионов; в выявлении и публикации нового архивного материала и литер.ітурннх источников; в обобщении уже известных Фактических данных, позволявших создать определенное представление о пермской паголной пластике ТЧТТ -XY1TT веков.

методологической основой для исследования пермского ваяния стала концепция Г. К. Вагнера, обоснованная в книге "От символа к реальности", посвященной развитие пластического образа в русском искусстве ХІТ XV вв. Становление статуарной пластики, развитие художественного творчества от символа к натуре означает создание новой образной структуры ренессансного характера. Изучение пермской деревянной скульптуры не только подтверждает основные выводы исследователя, но и позволяет автору внести некоторые коррективы и дополнения, основанные на спепиФике пластического образа в Прикамье и иных временных рамок. Особого внинания требуют и исследования в смежных науках и видах искусства: труды по древнерусской литературе Д. С. Лихачева, византийской эстетике, в ко-

- г -торой серьезно была разработана теория образа. D. В. ТДт-ткова. размышления о спепиінке мифологического каления и особенностях художественного канона А. Ф. Лосева и др.

В обаих изданиях русского искусства авторы, рассматривая народную деревянную скульптуру и резьбу, ограничиваются, в основном, констатацией Факта существования пермской пластики, повторяя без достаточно аргументированного научного обоснования многие положения, высказанные еше ее первин собирателем. В настоянеє время проблемы, рассматриваемые советской медиевистикой и другими смежными науками, открытие новых памятников деревянной скульптуры в различных районах страны дают возможность на новом уровне изучить и ввести в научный оборот народну» пластику Прикамья. Методика исследования определяется как основными задачами диссертации, так и спецификой привлекаемого материала. Отсюда художественный анализ произвєдєешй сочетается с историко-культу-рологическим подходом. Так. вопросы особенности бытования, функционирования пермской деревянной СКУЛЬПТУРЫ и ее стилистики рассматриваются с учетом конкретного исторического Фона.

Дель и задачи работы. Диссертационное исследование посвяше-но анализу народной пластики Прикамья ХУП-XYIII веков, ее типологии. Его цель: показать пєркскую деревянную скульптуру как явление уникальное, как вид творчества с ярко выраженной стилистической спецификой, на основе историко-художественного анализа не только известных памятников, но и новых еше не. подвергавшихся каталогизации и нигде не воспроизводимых произведений, рассмотрения их в контексте народной деревянной пластики других регионов.

В соответствии с этим ставятся следующие задачи: 1) проследить истоки и причины, обусловившие Формирование и своеобразие развития антропоморфного изображения христианских святых в пластике пермского края; 2) рассмотреть условия бытования народной скульптуры Прикамья, характер восприятия и отношения местного населения к деревянным изваяниям, специфику Функционирования резных изображений в храме, влияющих на динамику развития шрмского ваяния; 3) на основе сравнительного анализа памятников пермской деревянной скульптуры с произведениями ДРУГИХ районов выявить типические черты, свойственные скульптуре Прикамья, показывающие своеобразие ее пластических средств и образности, и в то же время определить художественное значение и место пермского народного ваяния в русском искусство ХУІІ-ХУГІІвеКОВ.

Научная новизна диссертации заключается в том. что это первая монографическая работа о пермской деревянной скульптуре как художественной явлении после исследования Н. н. Серебренникова, в

которой многие предположения бшіи высказаны "a priori", без in с-таточяой аргументации и привлечения архивных докуиєнтое, з тг:=е наличия сравнительного анализа стилистических особенностей произведений пермского ваяния с памятниками деревянной пластики других регионов. Широкий круг архивных и литературных источников (документальные материалы ИГАМ. ЦГИЛ, ЯОКИ, ГАПО, ОР и ОРК, ПОКИ. OP ИРЮІ, ОРК ЧКН), многие из котормх впегвпе привлекаются автором настоящего исследования, позволил не только обобпить имеющиеся сведения о пермской деревянной скульптуре, значительно дополнив их. но и подойти к разработке концепции эволютам народной пластики Прикамья на современном уровне палеи. На примере возникновения пермской скульптуры и ее развития показан один из' возможных оригинальных путей появления и Функционирования культовой пластики в России.

Практическая пенпость диссертации состоит в том, что она представляет собой историко-культурологическое исследование, в котором основные положения подтверждена архивными документами и литературными источниками, обширным краеведческий материалом, анализом, ранее не привлекаемых учеными памятниками пермской пластики, обобщенный в диссертации материал не только свидетельствует о высоком уровне, самостоятельности и самобытности пермской деревянной скульптуры, но и призван расширить представления о народной пластике XYII-XYIII веков, о ее значении и развитии русского искусства.

Настоянеє исследование открывает возможность дальнейшего изучения такого сложного и своеобразного явления, как народное культовое ваяние Прикамья. Результата диссертации могут быть использованы в атрибудионной музейной работе при составлении научных каталогов. Формировании коллекций, в экскурсионной практике, а также ими моано воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому и народному искусству.

Апробадия работы.

Основные положения исследования были долокены и обсугдепы на всесоюзных и республиканских конференциях: Ленинград. Гос. университет - 19S4: Москва. Академия педагогических наук - 1985: Пермь, гос. университет - 1985. 1986; Львов, картинная галерея -1986: Пермь, Гос. институт культуры - 1983-1990.

Структура работы. Диссертация представлена в двух тонах. Первый той содержит текст на 130 страницах, включающий введение, три главы и заключение, а также примечания, список использованных архивных документов и литературы, список иллюстраций на 93 страницах. Второй том - альбои иллюстраций, содеріапий Фотографии тех памятников деревянной скульптуры, которые стали объектом исследования (105 ил.).