Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути развития и основные особенности французской керамики XVI-XVII веков : По материалам эрмитажной коллекции Иванова, Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Елена Николаевна. Пути развития и основные особенности французской керамики XVI-XVII веков : По материалам эрмитажной коллекции : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 07.00.12 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1996.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/4147-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Многогранность избранной нами темы, богатство материала, которое она предусматривает, оставляют широкое поле для исследования.

Керамика Франции XVI-XVII веков представляет собой многообразное и значительное явление французского искусства. В XVI столетни эта отрасль находилась в стадии становления. В период средневековья глиняные изделия во Франции носили весьма скромный, чисто утилитарный характер и лишь в эпоху Возрождения они получают новое художественное осмысление. В этот период во Франции в Сентонже, Бове, Авиньоне, Нормандии и многих других местах изготовлялись гончарные изделия со свинцовой глазурью. Техника майолики - керамики с оловянной глазурью, завезенная во Францию из Италии, применялась в мастерских Лиона, Невера, Нима, Нарбонны и Руана.

Два столетия эти два вида керамического производства развивались параллельно.

Состояние вопроса. Французская керамика XVI-XVII веков привлекала внимание многих зарубежных авторов, но проблемы, связанные с формированием ее стиля, источниками изобразительных мотивов декора до сих пор не получили полного освещения. Во многих случаях исследователями были поставлены вопросы, исчерпывающие ответы на которые не были найдены. К мало изученным видам французской керамики относятся изделия Сентонжа и Бове, чрезвычайно загадочными до наших дней остаются фаянсы Сен-Поршера. Не достаточно изучены иконографические источники керамики круга Б. Палнсси и майолики Невера, стилистические особенности пластики Фонтенбло и Авона. В русской литературе данная тема почти не разработана. Что касается богатого эрмитажного собрания французской керамики, то оно было исследовано очень мало и весьма фрагментарно.

Цель и задачи диссертации. Нам представляется важным поместить эрмитажную коллекцию в контекст изучения французской керамики и, в целом, искусства XVI-XVII столетий. В данной работе сделана попытка систематизации мало изученного эрмитажного собрания этой керамики, изучения и атрибуции входящих в него экспонатов. Наряду с исследованием французского керамического производства ставится задача проследить взаимосвязь данной керамики с другими видами искусства, определить ее место в культуре эпохи, решаются вопросы атрибуции, поиска иконографических источников изобразительных мотивов, раскрытия сюжетов росписи майолики. Целью работы является изучение основных особенностей французской керамики XVI - XVII веков и путей развития стиля ее росписи или

-4-рельефного декора, рассматриваются причины расцвета и деградации центров керамического производства в Сентонже и Бове. В диссертации исследуются различные преломления стиля маньеризма в керамике Б. Палнсси и его последователей, а также в декоре фаянсов Сен-Поршера. Кроме того освещается влияние итальянской майолики на французское керамическое производство, а также воздействие китайского фарфора и персидской керамики на форму и манеру росписи французского фаянса, выясняется вопрос формирования стиля неверской керамики в эпоху барокко.

Объект и предмет исследования. Данная работа посвящена прежде всего изучению собрания гончарных изделий Франции, находящихся в Эрмитаже.

Эрмитажная коллекция французской керамики XVI-XVII веков является крупнейшей в стране и может соперничать по своему богатству с собраниями зарубежных музеев. В ней насчитывается более ста экспонатов, представляющих наиболее значительные центры керамического производства. Эта группа керамики ранее почти никак не была определена в отношении времени и места ее изготовления и не опубликована. Нам удалось выделить из нее круг вещей, изготовленных в Сентонже и Бове в XVI-XVII столетиях. В Эрмитаже находятся четыре экземпляра фаянса Сен-Поршера, обширная коллекция керамики Б. Палисси и его последователей в XVI, XVII и XIX столетиях окрашенной в массе свинцовой глазурью, включающая керамическую пластику Фонтенбло и Авона, а также Манерба, исполненную в XVII столетни. Что касается французской майолики, то здесь находятся образцы керамики XVI столетия, изготовленные Сигалоном в Ниме, а также значительное число керамики Невера XVII века.

Нами была привлечена также майолика Невера из музея СПГХПА, ранее считавшаяся там итальянской.

Мы обращаемся также к произведениям французской керамики XVI-XVII столетий из собрании Лувра, музея Клюни в Париже, музея Керамики в Севре, Метрополитен музея в Нью-Йорке, Национальной галереи Вашингтона, но основной нашей задачей является исследование круга памятников, находящихся в Эрмитаже.

Методы анализа. Французская керамика XVI-XVII веков теснейшим образом связана с развитием це только французского, но и итальянского, фламандского искусства и может быть рассмотрена в комплексе с современной ей графикой, ювелирным делом, обработкой металла.

При атрибуции керамики Б. Палисси и пластики Фонтенбло и Авона были предприняты физические исследования в лаборатории науч-

-5-но-технической экспертизы Эрмитажа. Нон-деструктивным методом проводилась х-гау флюоресцентная спектрография для выявления примесей, содержавшихся в пигментах глазури. Наличие примесей является датирующим моментом, так как в XIX веке керамисты использовали чистые пигменты, в то время как в XVI-XVII столетиях применялись материалы, содержавшие в себе посторонние вещества. Такого же типа анализы были сделаны деструктивным методом в отношении четырех фаянсов Сен-Поршера, находящихся в Эрмитаже, в лаборатории Национальной галереи Вашингтона (США). Для этого с них в стенах Эрмитажа взяли микроскопические пробы. В Национальной галерее было также проведено исследование при помощи электронно-сканирующего микроскопа (SAM).

Границы исследования. Избранный в данном исследовании период времени - XVI и XVII столетия - не случаен. Эти два века неразрывно связаны между собой в истории французской керамики, и было бы невозможно рассматривать их по отдельности. Это время было эпохой приобщения к ренессансному искусству, когда французская культура впитывала в себя итальянские черты, а затем создала на их основе свой национальный стиль. Почти все в керамике XVII столетия ведет свое происхождение из XVI века. .

Здесь уже отмечалось богатство эрмитажного собрания французской керамики XVI-XVII веков. Однако различные мастерские отражены в эрмитажной коллекции не вполне равномерно и, например, руанский фаянс XVII столетия в нем отсутствует. Так как диссертация посвящена в первую очередь изучению н систематизации эрмитажного собрания, то его лакуны в какой-то мере составляют границы исследования.

Научная новизна исследования. В результате исследований в Лаборатории экспертизы Государственного Эрмитажа и Национальной галереи Вашингтона, а также стилистических сопоставлений с керамикой из других музеев нами были выявлены „сельские глины", которые можно отнести к мастерской самого Б. Палисси, керамика в его стиле XVII столетия и подделки XIX столетия. Была сделана попытка сформулировать стилистические и исторические особенности керамической пластики, изготовлявшейся в Фонтенбло и в Авоне, которая всегда ранее рассматривалась как разновидность керамики в стиле Б. Палисси, а также определить ее принадлежность к мастерским в Фонтенбло, Авоне или Манербе, где в XVII веке также изготовлялась керамическая пластика в подражание Фонтенбло и Авону.

Введены в научный оборот ранее не исследованные материалы эрмитажной коллекции. В ходе работы над диссертацией был сделан ряд новых атрибуций, определены сюжеты и иконографические источ-

шиш рельефных изображений и росписи керамики. Например, были атрибутированы три майолики из музея СПГХПА, ряд керамики Сентонжа, большое архитектурное сооружение из Нормандии. Найдена металлическая южногерманская плакетка, послужившая образцом для керамической тарелки, исполненной в XVII столетии последователями Б. Палисси. Фигура, изготовленная в мастерской Фонтенбло, была определена как аллегорическое изображение дофина, будущего Людовика XIII.

Практическая ценность работы. Теоретические положения, атрибуции, сделанные в работе, определение сюжетов и источников изобразительных мотивов керамики из собрания Эрмитажа окажут помощь в музейной и атрибуцнонной работе. В частности, сноски на печатные работы автора этого исследования содержатся в каталоге западноевропейского прикладного искусства из собрания Национальной галереи Вашингтона.

Новые материалы, введенные в научный обиход в данной диссертации, могут найти применение в общих трудах по прикладному западноевропейскому искусству. Керамика, определенная автором, экспонировалась на выставке из коллекции А. П. Базилевского в собрании Эрмитажа в 1986 году.

Апробация исследования. Основные положения диссертации шложены в девяти печатных работах: это статьи и аннотации к каталогу выставки из собрания А. П. Базилевского, экспонировавшейся в 1986 году в Эрмитаже. Общий объем публикаций 3 авторских листа. По теме диссертации автором прочитаны доклады в Эрмитаже на конференции, посвященной 100-летию образования сектора Прикладного искусства в 1986 году; в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (конференция памяти М. В. Доброклонского), 1992 год; в Национальной галерее Вашингтона (США) на конференции, посвященной керамике Сен-Поршера в 1992 год; в 1993 году в Центре изучения искусства (CASVA) в Национальной галерее Вашингтона.

Диссертация была одобрена на заседании Отдела истории западноевропейского искусства Эрмитажа.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также примечаний и списка литературы.