Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Астраханская епархия в XVII-XVIII вв. Дубаков, Андрей Валентинович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубаков, Андрей Валентинович. Астраханская епархия в XVII-XVIII вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Волгоград, 1998.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/28-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники по истории Астраханской епархии 19

Глава 2. Образование Астраханской епархии 48

Глава 3. Астраханская епархия после Смуты 79

Глава 4. Образование Астраханской митрополии 107

Глава 5. Астраханская епархия в XVIII в. 129

Заключение 159

Источники и литература 164

Приложение 199

Список сокращений 200

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящее в России
реформирование социально-экономической системы

сопровождается глубоким духовным кризисом. Отказ от коммунистической идеологии и попытки заменить ее общечеловеческими ценностями вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Резко возрос интерес к прежней государственной религии русского народа - православию, к истории Русской Православной Церкви. В современной общественной мысли четко просматривается течение, которое предлагает преодолеть духовный кризис путем восстановления той роли, которую играла церковь в царской Poccrai. Проблема заключается в том, что многие представления об истории Русской Православной Церкви основываются не на данных исторических исследований, а на многочисленных переизданиях духовной литературы XIX - начала XX вв., что явилось благодатной почвой для многочисленных спекуляций. Происходит явное искажение прошлого, что делает исследование истории Русской Православной Церкви весьма актуальным.

Общероссийские проблемы приобретают определенную специфику на региональном уровне. Нижнее Поволжье -уникальная в историко-культурном отношении часть России, которая резко отличается от центральных областей как по природным условиям, так и по составу населения. В течение многих веков на ее территории жили, сменяя друг друга,

разные народы, приносившие с собой различные религиозные и культурные традиции. Сложившаяся на рубеже XVI - XVII вв. Астраханская епархия имела свои особенности как по сравнению с епархиями внутренних районов страны, так и пограничных. Она возникла на завоеванной и колонизируемой территории, на перекрестке важнейших евразийских торговых путей, в условиях постоянной военной опасности, вызванной набегами степняков, в непосредственной близости от вольных казачьих городков и станиц.

Хронологические рамки исследования - XVII - XVIII вв. В конце XVI в. появились первые церкви и монастыри в Нижнем Поволжье, начали вызревать условия для образования Астраханской епархии, которое произошло в самом начале XVII в. В XVII столетии Астраханская епархия смогла достичь расцвета в своем развитии. Именно в этот время епископство было преобразовано в архиепископство, а затем и в митрополию. В XVIII в. расцвет сменился упадком, который привел в конечном счете к разделу епархии и возвращению астраханским владыкам сана епископов.

На протяжении трех веков Астраханская епархия сохраняла относительное территориальное единство. Несмотря на то, что титулы астраханских владык менялись (они были Астраханскими и Терскими, Астраханскими и Ставропольскими, Астраханскими и Моздокскими), основная территория епархии оставалась неизменной. В состав епархии входило население Нижнего Поволжья и части Северо-Восточного Кавказа. В конце XVIII в. из этой территории

была выделена Саратовская епархия и присоединены вновь покоренные земли Северного Кавказа. Прежнее территориальное единство было нарушено, и епархия вступила в новый период своей истории, который требует отдельного, специального исследования.

Степень изученности темы. Отдельные вопросы истории
Астраханской епархии затрагивались в трудах В.Н.Татищева,
Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина,

В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова и др. Больше внимания
проблемам ее истории уделялось в общих трудах по истории
Русской Православной Церкви: митр. Макария,
Н.Добронравина, И.М.Покровского, А.В.Карташева,

Й.К.Смолича. Ценные данные по истории Астраханской епархии были собраны в связи с изучением ее иерархии Н.Туркиным, П.Любарским, А.Орнатским. П.М.Строевым .

Специальные исследования истории Астраханской епархии в основном проводились силами местных историков и краеведов. Они собирали легенды, предания, сохранившиеся письменные источники и попытались изложить их в жанре древних русских летописей. Так возникли Царицынская (кон. XVIII в.), Черноярская (XVIII

1 Рукопись Никифора Туркина // Сборник Астраханского Петровского общества. Вып. 1. Астрахань, 1896. С. 43 - 56; Любарский П. Иерархия Астраханской епархии // Сборник разных исторических статей. М., 1848. С. 21 - 38; Амвросий (Орнатский А.А.) История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 20, 104 -105; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

в.), Ключаревская (ок.1825 г.) и Камышинская (ок. 1867 г.)
летописи2. Некритический подход к собранным материалам
привел к тому, что летописцы-краеведы положили начало
многим ошибкам и неточностям в историографии. В первой
половине XIX в. в краеведческой литературе наблюдается
переход от летописного жанра к историческим сочинениям.
Весомый вклад в изучение прошлого Астраханской епархии
внесли М.Рыбушкин, С.Матвеев, Н.Каменский,

М.Благонравов. Важной вехой в дореволюционной историографии стало сочинение протоиерея И.Саввинского4. В отличие от предшественников, в основу периодизации автор положил поворотные события в истории епархии, а не периоды правленім ее архиереев. Его работа явилась последним в дореволюционной литературе серьезным

Лугарев П. О начале заведения города Царицына и о древних случайностях оного по устному уверению старожилов, получивших сведения от их отцов и дедов // ОР. РНБ. F. IV.789 (1). Л. 1 - 15; Описание о начатии Черного Яра на месте сем и о погорении первого города, которое место ныне называется городищем // ОР. РНБ. Q. XVII . 53 (2). Л. 49 - 59; Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887; Камышинская летопись // Библиотека Камышинского краеведческого музея. Без номера.

Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841; Матвеев С. Епархия Астраханская и Терская // Журнал министерства народного просвещения. Часть XXXIV. 1842 г. Отд. 2. С. 1-16.; Каменский Н.Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886.; Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. 4 Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902) Астрахань, 1903. С. 3; Саввинский И. Астраханская епархия. (1602 - 1902 гг.) Вып. 1-2. Астрахань, 1905.

исследованием, которое подвело итоги изучению истории епархии, но далеко не исчерпало тему.

Астраханские краеведы в основном касались изучения прошлого церковной жизни Астрахани, ее окрестностей, и отчасти Терков. Это, по всей видимости, было связано с тем, что история церковной жизни Царицына, Саратова, Камышина и т.д. в XVIII - XIX вв. активно разрабатывалась саратовскими учеными и краеведами. Отдельные ценные наблюдения по истории церквей и монастырей можно почерпнуть из работ А.Леопольдова, А.Терещенко, К.Туровского, А.Н.Минха, А.А.Гераклитова .

В советское время интерес к изучению истории Русской Православной Церкви в целом и особенно Астраханской епархии снизился. Тем не менее именно в это время обстоятельно были рассмотрены вопросы истории монастырского хозяйства центральной и северной России, отношения церкви к народным движениям XVI - XVIII вв. В связи с изучением истории городов России Н.Б.Голиковой были затронуты вопросы экономической жизни Астраханской епархии. В последние десятилетия отдельные вопросы

Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848; Терещенко А. Царицын и Дубовский посад. СПб., 1848; Туровский К. Очерки по истории и географии Царицынского уезда. Царицын, 1911; Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI - XVIII вв. Саратов, 1923; Минх А.И. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т. 1. Аткарск, 1902. 6 Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России. Конец XVII -нач. XVIII в. М., 1982.

истории Астраханской епархии поднимались исследователями
А.С.Марковым, Н.М.Васькиным, В.П.Никитиным

(Астрахань)7; В.М.Водолагиным, В.И.Томаревым,

Б.С.Абалихиным, С.И.Рябовым, Л.С.Орловым (Волгоград)8; Е.К.Максимовым, В.А.Осиповым, М.В.Булычевым (Саратов). Анализ литературы показал, что история Астраханской епархии активно разрабатывалась только в дореволюционной литературе, главным образом, церковными историками. В центре их внимания постоянно находилась история иерархов, остальные проблемы затрагивались лишь попутно. Исследователи не ставили перед собой задач критического анализа источников. Многим публикациям свойственен компилятивный пересказ доступных источников и литературы в хронологической последовательности. Астраханские события часто излагались ими в отрыве от общероссийских. В последние годы исследователи вновь вернулись к разработке истории епархии, что в будущем несомненно продвинет изучение данной темы. Между тем объективное исследование

Марков А.С. Были Астраханского края. Волгоград, 1976; Его же. Забытые страницы. М., 1984; Его же. Петр Первый и Астрахань. Астрахань, 1994; Его же История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань, 1996; Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973; Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. М., 1981.

Водолагин В.М. Очерки истории Волгограда, 1589 - 1967. М., 1969; Рябов СИ. История родного края. Волгоград, 1988; Томарев В.И., Абалихин B.C., Орлов Л.С. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989. 9 Очерки по истории Саратовского Поволжья. Саратов, 1993.

истории отдельных епархий существенно продвинуло бы вперед разработку истории Русской Православной Церкви в целом. В связи с этим представляется перспективным провести исследование истории одной из крупнейших епархий старой России - Астраханской.

Целью диссертационного исследования является выяснение процесса зарождения и развития Астраханской епархии в XVII - XVIII вв. Мы рассчитываем достичь поставленной цели через решение следующих задач:

  1. проведение специального критического анализа всего комплекса выявленных источников по истории Астраханской епархии, как ранее известных, так и вновь вводимых в научный оборот;

  2. изучение процесса зарождения церковных структур и образования Астраханской епархии;

  3. исследование роли государства в развитии местной церковной организации, анализ деятельности епархии по освоению Нижнего Поволжья в XVII в.;

  4. выявление предпосылок преобразования Астраханской архиепископии в митрополию и его последствия;

  5. выяснение причин упадка Астраханской епархии в XVIII в. и изменений ее статуса.

Методологической основой исследования и выдвинутых в диссертации положений является принцип историзма, предполагающий изучение фактов во всем многообразии, в конкретно-исторических условиях их возникновения и развития. Все вопросы рассматриваются на фоне

общероссийских событий.

Научная новизна работы обусловливается степенью изученности темы, целью и задачами исследования, расширением круга архивных источников. Впервые на основе критического анализа источников, как уже известных, так и впервые вводимых в научный оборот, предпринимается попытка проследить взаимоотношения государственных и церковных структур в Нижнем Поволжье, выяснить роль Астраханской епархии в становлении и развитии региона.

Практическая значимость работы. Осмысление более
чем двухсотлетнего опыта истории епархии призвано
послужить основой для принятия научно обоснованных
решений в современной общественной практике, прежде всего
в сфере межконфессиональных отношений на Нижней Волге.
Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут
быть использованы в научных исследованиях по истории
Астраханского края, Русской Православной Церкви и истории
России XVII - XVIII вв., при подготовке специальных курсов
по истории Отечества и Русской Православной Церкви.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в
курсе "История Отечества", читаемом автором в

Волгоградском колледже газа и нефти, и специальном курсе "История Русской Православной Церкви в Нижнем Поволжье", читавшемся в Царицынском Православном университете.

Результаты работы апробированы в выступлениях на ежегодных научных конференциях преподавателей и студентов

Волгоградского государственного университета 1993 - 1997 гг.,
на конференциях Царицынского Православного университета
им. преп. Сергия Радонежского 1995 - 1998 гг., на
краеведческих чтениях в Волгоградском краеведческом музее
1993 - 1997 гг., в спецсеминаре проф. Р.Г.Скрынникова на
историческом факультете Санкт-Петербургского

государственного университета в 1996 г., в Семинаре восточноевропейской истории университета г. Кельна в 1995 г., в четырех научных статьях.

Источники по истории Астраханской епархии

Источники по истории Астраханской епархии, несмотря на их широкое использование в исследованиях, в источниковедческом плане специально не изучались. Более того, нет сколько-нибудь полного обзора собранных материалов. В литературе имеются лишь отдельные замечания относительно достоверности некоторых из них. По этой причине мы сочли необходимым посвятить первую главу нашей работы их анализу.

Астраханские архивы, в которых хранились документальные материалы по истории Астраханской епархии XVII - XVIII вв. сохранились лишь частично. В архивах старейших астраханских монастырей Троицкого и Благовещенского со времени их основания накапливались документы, касавшиеся их открытия, статуса, деятельности. Поскольку в XVII в. Астраханские архиереи долгое время жили в Троицком монастыре, можно полагать, что ранние епархиальные документы также первоначально накапливались в монастырском архиве. В 1623 г. в монастыре был сильный пожар, во время которого погибли как архиерейские, так и монастырские документы . Братии удалось восстановить некоторые из них с помощью копий полученных из московских приказов2 О том, что удалось возобновить, мы можем судить по «Описи Троицкого монастыря» которая была составлена в 1768 г. по приказу губернатора НАБекетова .

Богатое собрание архивных материалов имелось в архиве другого старейшего астраханского монастыря - Благовещенского. Но они, как видно из доношения игуменьи Маргариты астраханскому епископу Мефодию, погибли во время сильного пожара в мае 1774 г."

После упразднения астраханских Троицкого и Вознесенского монастырей свитки царских грамот, челобитные, важные деловые бумаги поступили в ризницу Успенского собора . В настоящее время в фонде Астраханского кафедрального Успенского собора в Государственном архиве Астраханской области (ГААО) находится всего лишь 109 единиц хранения. Материалов XVI - XVII в. среди них нет. В основном это документы 1763 - 1907 гг.: указы Синода, Астраханской Духовной консистории годовые описи собора, клировые ведомости . Во время переезда ГААО в новое здание в начале семидесятых годов XX в. некоторая часть материалов этого собрания была утрачена. Кое-что позже удалось отыскать местному историку АС.Маркову, который в 1990 г. передал находки вместе со своей коллекцией рукописных и старопечатных книг в дар Астраханскому историко-архитектурному музею-заповеднику . Наибольший интерес из них представляют рукописный сборник в который включены копии царских жалованных грамот Троицкому монастырю XVI -XVII вв., синодики Успенского собора, Троицкого и Вознесенского монастырей XVII - XVTII вв. Они содержат важные сведения по истории хозяйства первых монастырей характеризуют взаимоотношения местного духовенства со светской властью. Отдельные грамоты сборника были опубликованы в «Актах исторических».

Об этом свидетельствуют пометки: «Отпечатать сии грамоты в «Актах исторических», издаваемых Археографической комиссией в 1841 году, т. 1, стр. 423 - 426» .

Списки с жалованных грамот астраханских архиереев духовенству епархии, духовные завещания, дела по обвинению мирян в несоблюдении религиозных обрядов, челобитные духовенства хранились в архиве Астраханского Судного духовного приказа, который был учрежден в начале XVII в. как орган церковного управления и суда на территории епархии. В 1728 г. приказ был преобразован в Духовную консисторию, куда был передан основной массив документов его архива. После поступления архива Духовной консистории в ГААО часть документов бывшего архива Астраханского Судного приказа была выделена в особый фонд. В настоящее время он насчитывает всего лишь 34 единицы хранения . Среди них большую ценность представляют списки некоторых жалованных грамот11 и дела характеризующие хозяйственную жизнь епархиального духовенства 12 относящиеся к XVII в.

С учреждением Астраханской Духовной консистории многие епархиальные документы начали накапливаться в ее архиве. Именно там хранились грамоты Синода, консистории, переписка архиереев, исповедные росписи, сведения о церковнослужителях. В настоящее время это собрание находится в ГААО и насчитывает 6577 единиц хранения. Самые ранние дела в нем относятся к 1708 г., наиболее поздние к 1917 г.13 В рамках исследования наиболее полно документами представлен конец XVIII в. Это, главным образом, материалы, касающиеся открытия Моздокской викарной епархии14.

Много ценных материалов по истории епархии отложилось в архиве Астраханской Приказной палаты. Их накопление началось еще в XVI в., но документы за этот век и первые годы XVII в. погибли во время Смуты. Все, что сохранилось, относится к XVII и отчасти XVIII вв. В начале XIX в. Археографическая экспедиция изъяла основной документальный фонд Приказной палаты за XVII - XVIII вв. и переправила в Санкт-Петербург. В настоящее время он находится в архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории Российской Академии наук и насчитывает 13382 единицы хранения . С начала XIX в. этот фонд активно изучался. Наиболее ценные документы были опубликованы в «Актах исторических», «Дополнениях к актам историческим» и «Российской исторической библиотеке»16. Многие, особенно касающиеся истории церкви, остались неизданными. Некоторые документы Астраханской Приказной палаты уже в советское время попали в Москву в Российский государственный архив древних актов17. Небольшая часть фонда осталась в Астрахани. В настоящее время в государственном архиве Астраханской области находится 78 единиц хранения, охватывающих период с 1623 по 1720 гг.18

В архиве Астраханской Приказной палаты отложились распоряжения высших, центральных и местных органов государственной власти относительно церковных дел, отписки в Москву представителей местной церковной администрации, памяти, поручные записи, выписи из таможенных книг, отчетные росписи, откупные грамоты, купчие, сказки, различные дела, письма и пр. Здесь же имеются многочисленные челобитные духовенства, которые содержат уникальные данные для изучения церковного хозяйства, взаимоотношений церкви и государства. Особую ценность документам приказного делопроизводства придает их практический, деловой характер, большая точность содержащихся в них данных.

Комплексы материалов по истории местной церкви содержал архив Астраханского Приказа общественного призрения. Среди них царские жалованные грамоты Троицкому монастырю первой половины XVII в. В начале XIX в. наиболее интересные документы были изъяты вместе с документами Астраханской Приказной палаты Археографической экспедицией и затем опубликованы в «Актах историчесскх»19О Остальные находятся в настоящее время в фонде Астраханского Приказа общественного призрения государственного архива Астраханской области. В нем числится 3007 единиц хранения, относящихся к 1786 - 1914 гг. Это, главным образом, материалы о богадельнях, приютах, ревизиях больниц20.

В начале XIX в. г. правительственная комиссия, возглавляемая М.М.Сперанским, обследовала архивы высших и центральных правительственных учреждений и издала «Полное собрании законов Российской империи». Оно насчитывает 45 томов и охватывает период с 1649 г. по 1825 г . В собрание вошли царские, императорские, сенатские указы, указы Синода, распоряжения, инструкции и пр. документы, относящиеся к Астраханской епархии22. Отдельные материалы по истории Астраханской епархии XVI - XVIII вв. как в оригиналах, так и в копиях удалось отыскать в фондах архива Синода: «Рукописи Синода», «Канцелярия Синода» и «Канцелярия обер-прокурора»23.

Астраханская епархия после Смуты

Смута начала XVII в. подорвала хозяйство и ослабила Русское государство. Она разрушила многое из того, что уже удалось создать на Нижней Волге. Царицынская и Саратовская крепости были сожжены. Сильно пострадала Астрахань и Терская крепость. Новое руководство страны во главе с патриархом Филаретом и царем Михаилом Романовым поставило перед собой цель восстановить былое могущество державы и взять реванш у Речи Посполитой за поражения Смутного времени. Именно поэтому основным направлением внешней политики было избрано западное. Южное направление патриарх и царь рассматривали как второстепенное и стремились поддерживать мир с турками и татарами. Камнем преткновения в русско-турецко-татарских отношениях были казаки. За годы Смуты Войско Донское значительно пополнилось за счет «показачившегося» населения центральных районов России и превратилась в могучую силу. В 30-40 гг. XVII в. оно достигло пика своего могущества . Дерзкими походами казаки наводили ужас на турок и татар и надежно прикрывали южные границы страны от татарских набегов. Угроза военных вторжений в Нижнем Поволжье уменьшилась, и это создало благоприятные условия для быстрого восстановления и развития местного хозяйства.

Московское руководство в первую очередь беспокоили взаимоотношения с казачьей вольницей и местными кочевниками. Правительство приняло меры, направленные на возобновление отношений с казаками, нарушенных в Смутное время. Летом 1614 г. Донское казачье войско дало астраханским воеводам И.Н.Одоевскому и С.В.Головину грамоту о его готовности служить государю .

Воеводы повсеместно приводили православных служилых и «жилецких» людей к государеву крестному целованию, а иноверцев к шерти . В память об освобождении Астрахани от Заруцкого была сооружена церковь Казанской Божьей Матери".

Острая нужда государства в деньгах требовала восстановления и развития торговых связей. Астраханские воеводы приглашали торговых людей, рассылая грамоты с извещением о водворении у них спокойствия . Правительство звало торговать в Астрахань восточных купцов и донских казаков . В 1616 г. широкую известность получило следствие по делу о злоупотреблениях в торговых делах астраханского воеводы и приказных людей . В документах 1620 -1628 гг. не раз подчеркивалось, чтобы местные воеводы хорошо устраивали купцов, которые приезжают в Астрахань со своими товарами, говорили б им «накрепко», чтобы они и впредь в Астрахань ездили торговать. Предписывалось беспрепятственно пропускать их вверх по Волге в Казань и другие города . Особое внимание правительства к региону способствовало его восстановлению и развитию. Шел постоянный приток населения из центральных районов, усилившийся в связи с событиями начала века и последовавшего усиления крепостничества.

Астрахань быстро переросла границы Кремля. К востоку от крепостных стен вскоре возник Белый город, площадь которого в три раза превышала территорию Кремля10. Побывавший в 1623 г. в Астрахани купец Федот Котов сообщил о двух монастырях, находившихся за крепостными стенами - Долбовском и Вознесенском11. Источники указывают на располагавшиеся в начале века возле них служительские слободки12. Южнее Кремля и Белого города вырос Земляной город. Н.Б.Голикова считает, что на его территории находилось около 4000 - 4500 дворов. В конце XVII в. в состав Земляного города входило уже около 11 слобод13. По описаниям иностранцев Астрахань XVII в. являлась как по величине, так и по красоте одним из лучших городов Московского государства. Ее гарнизон состоял из девяти стрелецких приказов, по 500 человек в каждом. Выгодное географическое положение сделало Астрахань важнейшим торговым центром России14. В течение века на ее территории возникли иностранные колонии. На протяжении всей первой половины XVII в. в городе наблюдался постоянный рост населения.

Как только в крае установилось спокойствие, в Астрахань был прислан новый архиерей. Преемником Феодосия на астраханской кафедре стал Ануфрий. По сведениям П.Строева, он был хиротонисан 15 февраля 1615 г.15 Из-за скудости епархии на содержание архиерейского дома Ануфрию в 1616 г. были подтверждены права на владение с.Тенька в Свияжском уезде со всеми деревнями и угодьями. В отличие от прежнего архиепископа, Ануфрий сверх того получал ругу деньгами, хлебом и другими запасами16. Документы дают основание предположить, что к 1619 г. архиепископ в качестве пожалования дополнительно получил учуг Бирюль. Эти данные содержат челобитные владыки с просьбами отпустить из казенных амбаров соль на учуг для засола рыбы. К примеру, 11 сентября 1619 г. архиепископу на Бирюль было продано из казны 2000 пуд. соли и 16 сентября этого же года еще 2000 пуд. соли17.

Значительные пожалования, данные астраханскому архиерею, свидетельствуют о желании властей поддержать церковь в удаленном и неспокойном крае. Усиление правительственного влияния на Нижней Волге и Дону вызывало открытое недовольство казачьей вольницы. Руководство страны было вынуждено проводить очень осторожную, не затрагивавшую интересы казачества, политику по закреплению своих позиций в регионе, особая роль в которой отводилась Астраханской епархии.

К.Васильев указал, что в 1622 г. астраханский архиепископ был пожалован еще одним учугом - Чурка. Эти сведения он почерпнул, по-видимому, из более раннего сочинения П.Любарского. Позднее эта дата перекочевала в работы М.Благонравова и И.Саввинского18. Между тем С.Матвеев отыскал в соборной ризнице подлинные документы, которые показывают, что Ануфрий получил учуг в 1628 г. По нашему мнению, второе свидетельство следует признать более точным, т.к. оно опирается на документы соборной ризницы. Пожалованию, по свидетельству, С.Матвеева, предшествовало челобитье архиепископа царю. К.Васильев сообщает, что царь якобы учел большие заслуги иерарха в умиротворении паствы и дал ему богатые пожалования19. С.Матвеев сообщил более точные сведения. Он указал, что по просьбе Ануфрия, ему вместо пожалованных с.Тенька и руги был дан «учюг Чюрка со всеми угодьями, дававший откупу 520 рублей; рыбная ловли на Волге, с шестью связками и неводом; право на безпошлинную греблю на озерах 5000 пуд соли; право брать лодку с гребцами для лиц, посылаемых из Астрахани в Москву, со Святою водою и по другим делам духовных»20. Вероятно, село Теньки было слишком далеко для управления его делами из Астрахани и не приносило архиепископу большого дохода. Исходя из этих соображений, Ануфрий отказался от него в пользу развития рыбного промыслового хозяйства.

Благодаря правительственной поддержке, архиерейское хозяйство успешно развивалось. Вскоре понадобилось место под архиепископский хозяйственный двор. С.Матвеев, ссылаясь на несохранившиеся дела соборной ризницы, отметил, что в 1634 г. по царскому указу воевода кн. Трубецкой отвел «во всегдашнее владение» астраханским архиепископам место за Николаевскими воротами «для складки рыбных и других товаров и запасов»21.

Образование Астраханской митрополии

Во второй половине XVII в. в жизни Астраханской епархии произошли значительные изменения. Она была преобразована в митрополию. Руководство государства и церкви всерьез рассматривало проекты открытия подвластных митрополиту епископских кафедр. Архиереи отдаленного от центра государства, пустынного, малозаселенного и в то же время неспокойного края заняли третье место среди митрополитов в российской церковной иерархии.

Вопрос об открытии в Астрахани митрополии в исторической литературе специально не рассматривался. Доминирующими темами в исследованиях по российской церковной истории XVII в. были отношения между светской и духовной властями, деятельность патриарха Никона, церковные соборы, повлекшие за собой раскол в Русской Церкви, борьба за церковные земли и привилегии . Эти яркие и драматические события в масштабах всей страны заслонили собой проблемы развития церкви, носившие локальный характер. Казалось бы, тут самое время обратиться к работам местных исследователей. Однако открытие митрополии ими рассматривалось просто как случившийся факт, вне анализа причинно - следственных связей, исключительно как результат случайного стечения обстоятельств. К примеру, астраханские историки М.Благонравов, И.Саввинский, С.Матвеев считали, что главной причиной посвящения Иосифа в митрополиты было ходатайство восточных патриархов Паисия и Макария, которые якобы были поражены качествами характера астраханского владыки2. Основное внимание они сосредоточили на описании мученической гибели первого митрополита . Причины открытия митрополии, отводившаяся ей при этом роль и скорое сведение местных архиереев с митрополитов до епископов остаются пока не выясненными.

Проведенный в предыдущей главе анализ развития Астраханской епархии в первой половине XVII в. показал, что объективные условия для преобразования епископии в митрополию не вызрели. В регионе действовало только восемь небольших монастырей и около двадцати церквей, которые содержались, главным образом, за счет руги. Роль, отводимая Астраханской епархии в сношениях с казаками, постепенно стала ей утрачиваться. Документы указывают, что на Дону появились свои церкви. В 1650 г. по благословению патриарха Никона в Черкасске была заложена соборная церковь". С этого времени в Москву начинают идти челобитные с просьбой о выдаче денег на церковное строительство, иконы, утварь, припасы. Указания на действовавшие на Дону церкви и часовни содержат «Акты, относящиеся к истории донских казаков и к расколу на Дону» и «Дело о бунте Разина и его сообщниках», помещенные в «Актах исторических» . В.Г.Дружинин, посвятивший специальное исследование истории раскол на Дону, с ссылкой на документальные источники, сообщил о посылке царем 1670 и 1675 гг. в Черкасск икон, церковной утвари и денег в уплату за сделанные церковные припасы . Историк, ссылаясь на материалы патриарших приказов, указал, что в начале второй половины XVII в. донские казаки в церковном отношении стали управляться патриархом . В этой ситуации акт образования митрополии, действительно, выглядит как результат случайного стечения обстоятельств. Но это впечатление обманчиво. Чтобы разобраться, необходимо взглянуть на эти события в контексте основных событий русской истории второй половины XVII в.

В 50-х годах XVII в. патриарх Никон и царь Алексей Михайлович начали церковные реформы, которые должны были превратить Русскую Православную Церковь в одну из пяти православных церквей и решить разногласия, возникшие между греческим, русским и украинским православием. Проведение реформ совпало с окончательным утверждением крепостного права в стране. Это привело к тому, что антикрепостническое движение народа быстро приобрело характер борьбы за старую веру и прежние порядки . В сложившихся условиях многое зависело от ситуации в епархиях и от позиции занятой местным духовенством.

В мае 1656 г. патриарх Никон поставил на астраханскую кафедру архимандрита Иосифа, который, по сообщению «Иерархических каталогов», принял активное участие в работе собора об исправлении церковных книг . До хиротонии он управлял старейшим и наиболее влиятельным в епархии Троицким монастырем10. Архиерей был назначен из местных настоятелей, а не прислан, как это было раньше, из другого города. Жизнь Иосифа была связана с Астраханью с малолетства. Здесь же он прошел путь от инока до архимандрита11. Это давало ему особые преимущества. Прожив здесь десятилетия, он не мог не знать реальную ситуацию в регионе, местные традиции. Будучи архимандритом, он часто принимал казаков для моления в особо почитаемый ими Троицкий монастырь и пользовался авторитетом в казачьей среде12. Власти не просчитались. Иосиф быстро стал одной из наиболее крупных и деятельных фигур среди астраханских архиереев.

Астраханский край, расположенный вдали от духовного и гражданского начальства, служил надежным пристанищем для старообрядцев. Раскольники проникали в Астрахань и другие приволжские города и села на торговых судах, иногда в числе рабочих и ссыльных. Много приверженцев «старой веры» было среди стрельцов и казаков. В деле 1660 г. по челобитной казанского митрополита Лаврентия содержатся сведения о «сыске беглых крестьян и бобылей домовых его вотчин, живущих в бегах в Понизовых городах в стрельцах, казаках, пушкарях и солдатах»13. Среди документов Астраханской Приказной палаты сохранилось большое число воеводских отписок о принятии в Астрахань и Терек ссыльных из разных городов. Как свидетельствуют документы, пик ссылок на Нижнюю Волгу приходится на 1659 -1661 гг. По распоряжению правительства сюда были отправлены многие опальные лица духовного звания. В грамоте 1659 г. астраханскому воеводе кн. Д.П.Львову говорится об освобождении старца Спасского монастыря Михаила, сосланного в астраханский Троицкий монастырь «под начало» . С грамотой от царя к архиепископу Астраханскому и Терскому Иосифу в 1660 г. были присланы певчие дьяки Василий Аристов, Семен Сидоров, Афанасий Суздалец, с женами и детьми16. Раскольники находили в крае широкое поле для распространения своих убеждений. Особенно быстро их идеи получили поддержку среди казачества. В грамоте 1661 г. астраханскому воеводе кн. Г.Черкасскому сообщается, что присланы для следствия из Царицына в Москву черный дьякон Селивестр, чернец Иосиф, дьячок Алешка, работник Семена, Пронка Антропов. В Царицын они приехали из Астрахани. У дьяка и дьячка были обнаружены богоотступные письма в Царицын. Письма они списывали в Астрахани по найму для гулящего человека Митрошки, который потом сбежал из Астрахани к казакам. Чернец Иосиф и Пронка были сосланы обратно в Астрахань. Иосифа приказано было держать в Троицком монастыре под стражею до особого указа царя а Пронку отдать в стрельцы и тоже смотреть чтоб не сбежал Приведенные документы показывают насколько легко мог распространяться дух старообрядчества в среде астраханского духовенства. Если светская и духовная власть еще могли насаждать взгляды официальной церкви в центральных районах государства, то на отдаленных окраинах наблюдалась совсем иная картина

Астраханская епархия в XVIII в.

XVIII век занимает особое место в истории России. В течение этого столетия Россия, благодаря реформам Петра I и Екатерины II, превратилась из периферийного государства Европы в великую державу. Преобразования затронули и Русскую Православную Церковь. Реорганизация высшего церковного управления и секуляризация церковных земель повлекли глубокие изменения в жизни Русской Православной Церкви. Именно в это время Астраханская митрополия была преобразована в епископию.

Проблема реформирования Астраханской епархии в XVIII в. в исторической литературе специально не ставилась. Н.Каменский, П.Юдин ограничились общими замечаниями относительно преобразований всего государства и особой политики Петра в отношении церкви . И.Саввинский связывал низведение Астраханской кафедры на более низшую ступень в упразднении патриаршества, вместе с чем «естественно должно было сократиться и число митрополитов» . Говоря о событиях XVIII в. в Астраханской епархии, исследователи, главным образом, обращались к архиву местной Духовной консистории и летописным источникам. Уточнить представления о состоянии епархии в XVIII в. позволяют материалы Астраханской

Приказной палаты, фондов канцелярии обер-прокурора Синода, канцелярии Синода и рукописного фонда Синода .

С приходом к власти Петра I Россия возобновила активную внешнюю политику на юге. Русские войска в результате двух походов 1695 - 1696 гг. взяли Азов, что привело к кардинальным изменениям ситуации на юге России и, прежде всего, в Нижнем Поволжье. Опасность татарских вторжений из Крыма и Кубани резко снизилась. Завоевания создали более благоприятные возможности для заселения и освоения южных территорий страны. Округа Астрахани стала активно осваиваться. За городскими стенами выросли хозяйственные дворы церковного ведомства и монастырей; виноградники, сады и огороды. Возле Астрахани на учугах Камызяке, Чагане и Уваринском появились постоянные поселения 4. Наиболее оживленной была прибрежная полоса по рекам Волге и Кутуму. Обширную часть береговой полосы занимал Деловой двор с причалами и доками где приставали казенные речные и морские суда, а также военные яхты. Рядом с Деловым двором находились патриарший, митрополичий и монастырские загородные дворы с конторами погребами для поступавших с промыслов рыбопродуктов, хлебными амбарами и складами казенные митрополичьи и монастырские конюшни . Старейший в Астрахани Троицкий монастырь начал заниматься и садоводством. Об этом сообщает грамота сохранившаяся в архиве Астраханской Приказной палаты. Из нее следует что монастырь получил пустовавшее место под сад вблизи уже существовавших патриаршего и митрополичьего садов . Благоприятное хозяйственное положение монастыря позволило архимандриту Рувиму в 1697 г. начать строительство новой соборной троицкой церкви и колокольни . За последние годы значительно увеличилась площадь Спасо-Преображенского монастыря. В конце века он уже занимал довольно обширный участок Белого города. Монастырь был обнесен каменной стеной, по углам которой находились башни. Внутри располагалась церковь монашеские кельи и хозяйственные постройки . В другом астраханском монастыре - Вознесенском - в 1699 г. была построена Благовещенская церковь. Монастырь активно развивал свои соляные и рыбные промыслы. Из челобитной игумена астраханского Вознесенского монастыря Иоакима известно, что в 1672 г. за монастырем жило 56 бобылей . Наиболее бедным в Астрахани считался Благовещенский монастырь. Он был деревянным и небольшим по размерам. Но даже в нем, согласно челобитной игуменьи Епраксии Ивановой, в 1676 г. числилась 71 сестра10. На рубеже 80 - 90-х гг. XVII в. митрополит Савватий основал в Астрахани еще один монастырь - мужской Иоанна-Предтеченский. Среди населения он назывался Ивановским. В 1697 г. в нем был построен каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи. Как и другие монастыри он состоял из церковных жилых и хозяйственных построек, окруженных каменной стеной. Строителю монастыря старцу Александру на прокормление братии был отдан «сбор с лодочного перевоза и караула и садов на Кутумове реке безоброчно». Как следует из дел Приказной палаты сверх этого монастырю выдавалось денежное жалование Возле стен монастыря вскорепосле его основания, возникла небольшая слободка служителей11. Из «Благословенной грамоты преосвященного Савватия» известно о начале строительства в 1693 г. на Бурнатаевском бугре церкви Георгия Великомученника. Здесь располагался Бурнатаевский учуг, принадлежавший Троицкому монастырю, на что указывает подтвердительная грамота Троицкому монастырю о прежних владениях 1695 г.12 Вероятно, церковь возводилась для постоянно проживающих на зчуге людей. Широкую строительную деятельность в конце XVII в. вели сами митрополиты. К примеру, митрополит Сампсон заложил знаменитый кафедральный Успенский собор, который должен был заменить прежний. Он же построил Крестовую домовую церковь в архиерейском доме, церкви Рождества Богородицы и Входскую13. К 1702 г. была возведена приходская церковь Пророка Ильи между р. Кривушей и р. Кутумом14. Приведенные данные свидетельствуют, что Астраханская епархия вопреки уверениям иерархов динамично развивалась и богатела.

Глубокие изменения в жизни Русской церкви начались с конца XVII в., когда Петр I возобновил политику сокращения расходов на церковь и встал на путь установления налогов на ее имущество и контроля за ее средствами. В 1697 г. царь предписал астраханскому воеводе И.А.Мусину-Пушкину доставить сведения о том, «сколько архиерейских домов и монастырей имеют угодий, сколько в них имеется людей разного чина и звания и сколько издерживается на них суммы, и за тем сколько остается»15. В этом же году царь отправил в Астрахань грамоту, в которой И.А.Мусину-Пушкину было приказано взять в Приказную палату из архиерейской казны 10000 руб., а взамен их выдавать на содержание митрополичьего дома ежегодно по 1996 руб. 16 алт. 4 деньги16. В 1697 г. с 16 астраханских городских церквей была собрана церковная дань. Ее размер составил 68 руб. 3 алтын и 4 деньги17. Всего же по епархии данью было обложено в этом году 25 церквей. Общая сумма сборов составила 95 руб. 22 алт. Начиная с 1697 г., астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги. Петр I запретил митрополитам и настоятелям монастырей без особого на то распоряжения расходовать деньги из их казны. С полуденных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать «десятые пошлины»18. В 1699 г. по грамоте патриарха Адриана митрополит Сампсон вновь послал в Москву списки домовых приказных людей и подьячих с указанием их хлебных и денежных окладов . Таким образом, государство пыталось поставить под контроль епархиальные денежные средства.

Похожие диссертации на Астраханская епархия в XVII-XVIII вв.