Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность и призрение в повседневной жизни российского общества в XVIII – XIX вв. Гаврилина Надежда Афанасьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврилина Надежда Афанасьевна. Благотворительность и призрение в повседневной жизни российского общества в XVIII – XIX вв.: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Гаврилина Надежда Афанасьевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный университет"].- Курск, 2015.- 466 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография, источники и методология исследования 16

1.1. Историография 16

1.2. Источники 58

1.3. Методология исследования 69

Глава II. Условия возникновения и формирования российской благотворительности и призрения 89

2.1. Возникновение древнерусской благотворительности и ее христианские истоки 89

2.2. Эволюция благотворительности и призрения в российском обществе наканунеХУШ в 106

Глава III. Развитие системы государственного и общественного призрения в XVIII в., влияние социальных реформ на повседневную жизнь общества 124

3.1. Государственное призрение при Петре I и его преемниках 124

3.2. Екатерининские реформы и их влияние на повседневную историю общества. Законодательные основы организации общественного и государственного призрения в России во второй половине XVIII в 143

3.3. Влияние деятельности приказов общественного

призрения на повседневную жизнь населения российского общества 167

Глава IV. Благотворительность, призрение и изменение социальной политики в XIX веке 214

4.1. Приказы общественного призрения, светские благотворительные общества и влияние их деятельности на повседневную жизнь 214

4.2. Сословное призрение в повседневной жизни населения России 257

4.3. Роль либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в решении з вопросов социальной политики государства 278

Глава V. Благотворительность тульских предпринимателей и ее влияние на повседневную жизнь провинции 334

5.1. Вклад представителей рода Демидовых в развитие образования и науки 334

5.2. Вклад представителей тульских купеческих родов в развитие общественного призрения и решение социальных проблем 369

5.3. Благотворительность тульских градоначальников и почетных граждан г. Тулы 384

Заключение 405

Список источников и литературы 4

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена важностью сохранения гармонии и стабильности экономического и социального развития в современном российском обществе. Социальная сфера сложна и наиболее восприимчива к изменениям, происходящим в экономической и политической сферах. Государство не в состоянии решить все социально-классовые проблемы, возникающие в ходе непрерывных модернизаций, поэтому оно создает условия для деятельности негосударственных структур, определения гибкой и эффективной модели взаимодействия государства и общественности в решении непрерывно возникающих проблем, вызванных социально-экономическими реформами и трансформациями. На современном этапе благотворительность не может в полном объеме заменить государственную социальную политику. Проанализировать деятельность институтов подобной помощи и определить, на кого она должна быть направлена, возможно, проследив, как подобные вопросы решались на различных этапах российской истории.

Актуальность темы определяется необходимостью исследования влияния реформ на повседневную жизнь различных слоев населения России. Изменения, связанные с реализацией реформ, способствовали политическому, экономическому и культурному развитию всех сфер жизни общества. Необходимо проанализировать процесс возникновения государственного и общественного призрения, частной благотворительности, их становление и развитие в России в XVIII-XIX вв., показав их влияние на повседневную жизнь российского общества.

Практика благотворительности, общественного и государственного призрения претерпела значительные изменения на различных этапах российской истории. Прежде чем оценить эффективность тех или иных институтов подобной помощи, необходимо подробно изучить задачи, мероприятия, исторический опыт этой деятельности. В России на протяжении XVIII-XIX вв. появляются и укореняются новые, неизвестные для отечественной традиции формы благотворительной деятельности и призрения. Эти изменения изучены до сих пор недостаточно. Однако накопленный за десятилетия опыт может быть полезен. В этой связи анализируемый период представляет особый интерес. Именно в это время по-новому складываются отношения между обществом и государством, т. к. изменяются социально-экономические условия. Развитие социальной помощи осуществлялось по следующим направлениям: общественное призрение, включавшее деятельность частных благотворителей, сословных обществ, церковно-приходская благотворительность, имеющая давние христианские традиции, государственное призрение. В общественном сознании формировался комплекс взглядов на место и роль благотворительности и призрения в государстве, во многом определяющий взгляды на это явление в России XXI в. Проблема повседневности является

актуальной на фоне перемен, вызванных модернизацией российского общества. Процессы, происходящие в стране, ставят вопросы о необходимости изучения исторического опыта и влияния реформ на все стороны повседневной жизни.

Таким образом, исследование, посвященное изучению влияния роли российской благотворительности, общественного и государственного призрения на историю повседневности российского общества в XVIII-XIX вв., представляется нам необходимым по следующим соображениям.

Во-первых, необходимо изучить не только развитие благотворительности, общественного и государственного призрения, мотивации, степень индивидуальной включенности, но и место этих явлений в жизни общества, сословий и социальных групп.

Во-вторых, анализ историографической литературы показывает, что,
несмотря на значительное количество работ, посвященных
благотворительности, общественному и государственному призрению,
изданных в дореволюционный период и за последние 30 лет, эта проблема в
историческом ключе до сих пор является наименее исследованной.
Отсутствуют научные исследования, отражающие влияние

благотворительности, общественного и государственного призрения на изменение повседневной истории российского общества.

В-третьих, была поставлена задача создать комплексное исследование, в котором свести воедино изучение ряда важнейших характеристик благотворительности, общественного и государственного призрения в период противоречивой модернизации российского государства и общества XVIII-XIX вв., проанализировать правительственные решения, общественное отношение к ним, переплетение интересов государства и общества, позицию частных благотворителей.

В-четвертых, благотворительность частных предпринимателей в XIX в. - яркий пример подражания тем, кто в современной России имеет возможность оказать помощь не только малоимущим, но и детям, оставшимся без попечения родителей, страдающим неизлечимыми заболеваниями, гражданам с ограниченными возможностями, образовательным и воспитательным учреждениям.

Объектом исследования является государственная социальная политика Российской империи XVIII-XIX веков.

Предметом диссертации стала деятельность государственных структур, обществ и частных лиц по созданию и развитию системы призрения и благотворительности в повседневных условиях России XVIII-XIX веков.

Хронологические рамки исследования. Период исследования определен как начало XVIII-конец XIX вв. Это объясняется тем, что в ходе реформ Петра I была сформирована система государственного призрения, оказавшая положительное влияние на повседневную жизнь определенных категорий населения: детей-сирот, воинов-инвалидов, вдов и др. Верхней

границей исследования определен конец XIX в. В этот период уже сложилась система государственного и общественного призрения, получила развитие частная благотворительность, большую роль в решении социальных вопросов сыграли реформы 60-70-х годов XIX в. Необходимо подчеркнуть, что автор выходит за установленные им хронологические рамки. Анализирует более ранний период, показывая истоки зарождения благотворительности, мотивацию, роль государства в развитии благотворительности. Монастыри оказывали помощь бедным в периоды голода и эпидемий. Однако сопротивление бедствиям происходило стихийно. До середины XVI в. не было законов, касающихся регулирования дела призрения. В 1551 г. царь Иван Грозный в своем обращении к Стоглавому собору поставил несколько вопросов относительно нищенства и призрения. Иван Грозный возложил дело призрения на один из существующих приказов и таким образом включил эту проблему в круг задач государственного управления1.

До конца XVII в. общественное призрение не рассматривалось как общегосударственная проблема, следовательно, не разрабатывалась законодательная база и не формировалась политика властей.

В результате государственной деятельности Петра I начала формироваться политика страны в сфере призрения и благотворительности, развивались формы призрения, выявлялись нуждающиеся и их социальные категории. Законодательство определяло приоритетные направления благотворительности и призрения, продолжалась эволюция общественного призрения в государственную систему с законодательным обоснованием и сетью учреждений. Формирование приказов общественного призрения Екатериной II способствовало созданию упорядоченной системы государственного призрения. В первой половине XIX в. была создана сеть специализированных учреждений призрения.

В конце XIX в. законодательно оформилась система социальной помощи. Дело организации помощи неимущим легло на плечи государства. Сложились разнообразные формы и методы работы, ставшие впоследствии традиционными.

Территориальные рамки исследования. Территориальные рамки исследования охватывают центр России (г. Москва, г. Тула, Тульская губерния), некоторые губернии Черноземья (Воронежская, Тамбовская), г. Санкт-Петербург, Тверская губерния, губернии Северо-восточного региона (Костромская, Ярославская). Такой подход позволил провести сравнительный анализ влияние благотворительности и призрения на повседневную жизнь общества в центре и провинции Российской империи.

Цель и задачи исследования. Изучив широкий круг источников и исследования предшественников, автор поставил следующую цель: раскрыть

О общественном призрении в России. О начале устроения и распространении в России общественного призрения, о нынешнем состоянии оного под ведомством приказов общественного призрения и изданные о сем предмете законы до учреяедения губерний. Часть I. СПб., 1818. С. 20.

развитие благотворительности и призрения в России в XVIII-XIX вв., показав их влияние в повседневной жизни российского общества, проследить как проведение реформ, с одной стороны, войны и стихийные бедствия, с другой, ставили перед правительством России задачу определения способов смягчения социальной напряженности, создания системы поддержки и жизнеобеспеченности населения.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1) рассмотреть методологические аспекты данной проблемы на основе
сочетания классических и цивилизационных подходов;

2) исследовать, какое место занимали проблемы призрения и
благотворительности в средневековом российском обществе;

3) проанализировать законодательную деятельность Петра І в области
призрения, его реформы в этой сфере (борьба с нищетой, репрессивные
меры, направленные против профессионального нищенства, забота о
незаконнорожденных детях, призрение воинских членов, учреждение
богаделен и больниц), рассмотреть влияние реформ Петра І в области
призрения на повседневную жизнь различных категорий населения;

4) изучить законодательные основы организации общественного
призрения в России во второй половине XVIII в.; показать, что с
учреждением приказов общественного призрения государство официально не
только признало необходимость, но и взяло на себя обязанность заботиться о
наиболее незащищенной части общества с целью создания стабильности
повседневной жизни и решения социальных вопросов;

  1. определить изменения повседневной жизни различных категорий населения в результате деятельности приказов общественного призрения;

  2. установить, как повлияла на ситуацию с социальным призрением реформаторская деятельность Александра I. Показать, что в первой половине XIX в. инициаторами возникновения разных типов институтов были различные силы: государство, частные предприниматели, общественные группы, подчеркнуть, что благотворительность не отменяет обязанностей государства по социальному обеспечению, а создает дополнительную возможность оказания помощи нуждающимся, меняя повседневную ситуацию;

  3. проследить изменения, произошедшие в области государственного и общественного призрения в результате реформ 60-70-х годов XIX в., показать, что благотворительная деятельность постепенно стала неотъемлемой функцией новой государственной системы;

8) выявить тенденции региональной благотворительности, осветить
благотворительность тульских предпринимателей, почетных граждан и
градоначальников, показав их роль в изменении повседневной жизни
губернского города.

Методологии исследования посвящен 3-й параграф главы I. Научная новизна исследования состоит в самой постановке проблемы, которая с учетом обозначенных методологических,

б

хронологических и территориальных рамок не рассматривалась в исторической науке. Впервые в исследовании представлен подробный анализ методологии рассматриваемой исторической ситуации. Наряду с классическими принципами (объективизм, историзм, системность) исследованы и те, которые обоснованы в методологическом пространстве современной исторической науки. Использованы принципы «истории ментальностей», антропологически ориентированной истории, элементы отрасли исторического знания - истории повседневности.

В научный оборот впервые введены ранее не опубликованные архивные документы и материалы, осуществлен синтез источников для более полного анализа аспектов повседневной истории Российского государства в XVIII-XIX вв.

В исследовании впервые представлен научный анализ проблемы, заключающейся во влиянии благотворительности и призрения на изменения общественно-политической ситуации общества, на историю повседневности. Ввиду того, что определенная широта темы предполагает обращение не только к историческому, но и к культурологическому, психологическому материалу, выявлена эволюция системы социального призрения, ее закономерности и особенности функционирования. Автор проследил эволюцию законодательства по проблеме призрения. Отличительной новизной законодательной деятельности Петра I явилась борьба с нищетой. Показана не только роль реформ Петра І в области благотворительности и призрения, но и изменения в повседневной жизни общества.

Изучение роли приказов общественного призрения, основные направления их деятельности, освещение места воспитательных домов в решении вопросов социальной политики, позволили автору дать характеристику повседневной жизни различных категорий населения центра, черноземных, северо-западных и северо-восточных губерний России.

В исследовании показана не только деятельность учреждений «Общества на особых основаниях управляемых», но и тех благотворительных обществ и организаций в губернских городах России, которая влияла на повседневную историю. Привлечение новых источников позволило автору сделать вывод о том, что в социальной помощи нуждались не только неимущие слои населения, но и дворяне. На страницах работы в рамках модернизационной концепции впервые был сделан акцент на изучение проблем региональной истории. Впервые в исследовании показан вклад предпринимателей, почетных граждан губернского города в решение социальных проблем: открытие детских приютов, общества «Милосердия», богаделен, народных библиотек.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в постановке новых методологических проблем изучения истории благотворительности, общественного и государственного призрения в России. Результаты диссертационного исследования могут стать основой для разработки учебных пособий, специальных курсов по истории

благотворительности, развития общественного и государственного призрения.

В современных условиях развития общества необходимо как дальнейшее совершенствование существующих государственных структур, занимающихся решением социальных проблем, так и создание новых, наиболее соответствующих современным условиям и требованиям. Это невозможно без изучения опыта деятельности государства в области социальной политики, благотворительных обществ, частных пожертвований в дореволюционной России. Центральным, региональным и местным органам государственной власти, следует оказывать поддержку общественным организациям, частным лицам, которые активно занимаются благотворительной деятельностью. Объективное и систематическое освещение во всех средствах массовой информации фактов помощи и поддержки нуждающимся может способствовать организации новых благотворительных акций.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Благотворительность и призрение непосредственно отражаются на повседневной жизни общества. Однако, благотворительность, с одной стороны, имела тенденцию организоваться, с другой, увеличивая и развивая нищенство, готовила против себя негативную реакцию со стороны власти. Но в XVI в. в общественном сознании происходит поворот, свидетельствующий о том, что способные к труду нищие не могут быть предметом попечения и благотворения, а должны быть принуждаемы светскими властями к занятию ремеслами и другими работами.1

  2. Петровская система призрения явилась следствием проводимых им реформ. Государственная власть предприняла попытку регулирования дела призрения в жизни, оказания государственной помощи в борьбе с профессиональным нищенством. На органы государственной власти были возложены законодательные функции, осуществление карательных мероприятий по борьбе с нищенством. Все это нашло отражение в повседневной истории, включающей в себя обыденную деятельность человека и его сознание.

  3. В результате законодательной и административной деятельности государства «просвещенного» абсолютизма была создана упорядоченная система государственного призрения. Это выразилось, прежде всего, в осуждении и запрещении нищенства, создании целой сети учреждений под названием «приказов общественного призрения», определении сословных и других обязанностей по призрению в сельской местности и городах. Государство официально не только признало необходимость, но и взяло на себя обязанность заботиться о наиболее незащищенной части общества,

Цит. по Кудрявцев А.Н. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства: Речь, произнесенная в торжественном собрании имп. Новороссийского университета 30 августа 1885 г. / А.Н. Кудрявцев. Одесса, 1885. С. 8

выполняя этим одну из своих важнейших социальных функций, что не могло не отразиться на повседневной истории государства.

  1. В конце XVIII-начале XIX вв. в России формируются первые благотворительные учреждения, которым покровительствовали обладатели верховной власти, это являлось национальной отечественной традицией еще со времен Древней Руси. В исследуемый период власть сознательно и активно поощряла благотворительность.

  2. Под воздействием пореформенных преобразований вторую половину XIX в. можно рассматривать как ранний индустриальный период российской модернизации. Развитие рыночных отношений способствовало трансформации производственной и повседневной деятельности населения. В этих условиях наблюдается резкий подъем благотворительности, который вызван совпадением основных целей государства и благотворительной общественности.

  3. Формы благотворительной деятельности, эффективность общественного призрения зависели от наличия на тех или иных территориях благотворительных обществ, позиции и отношения к проблемам социальной помощи частных благотворителей. Изучение источников, литературы по проблемам благотворительности свидетельствуют о том, что только около 25 % финансовых средств поступало от государства, городского и земского самоуправления. Остальное финансирование осуществлялось за счет благотворительных обществ и частных лиц1.

Апробация научного исследования:

Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в 15 научных статьях, опубликованных в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Всероссийской Аттестационной Комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, в 25 статьях, опубликованных в других изданиях. В монографии «Благотворительность, государственное призрение в России в XVIII - начале XX вв. Исторические особенности становления и развития основных направлений», в монографии «Благотворительность в России как фактор социальной стабильности в условиях рыночных трансформаций в XVII-XIX вв.».

Основные положения диссертационного исследования были представлены автором на Международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (2006 г.), III, IV научно-практических конференциях «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследованиях (2007, 2008 гг. Тула ТГПУ им. Л.Н. Толстого)», Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.И. Кошелева (Рязань, 2007 г.), Международных Толстовских чтениях (г. Тула, 2008 г.), на мероприятиях, посвященных празднованию Дня русского языка российских соотечественников и иностранных граждан (г. Астана, Казахстан, 2014).

Россия: Энциклопедический словарь. М, 1991. С. 421.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее территориальные и хронологические рамки, определяются предмет и объект исследования, формируются цели и задачи работы, раскрываются научная и практическая значимость диссертации, апробация результатов исследования.

Методология исследования

В 1851 г. в «Журнале Министерства внутренних дел» был опубликован «Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России»1. Автор Я. В. Ханыков в своем сочинении дает моральную оценку князьям, оказывавшим помощь бедным. Сведения о благотворительности основываются на летописных свидетельствах, последующие - на материалах судебников 1497 и 1550 гг., Стоглава и далее на статьях Полного собрания законов (начиная с 1649 г.). Автор использует терминологию первой половины XIX в. Я. В. Ханыков выделяет в развитии человечества несколько стадий развития благотворительности: личное сострадание, характерное почти для всех народов древности, религиозная обязанность поведения с принятием христианства и период появления общин, корпораций, когда благотворительность была не только проявлением нравственного долга, но и правительственной мерой.

В 1862 г. была опубликована книга И. Г. Прыжова «Нищие на святой Руси» , в которой приказы общественного призрения. Текстовая часть имеет содержательное представлен интересный материал по проблеме благотворительности. Большой интерес для изучения нашей проблемы представляет книга К. А. Мушинского - начальника Второго отделения Хозяйственного Ханыков Я.В. Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России // ЖМВД. 1851. Кн. 10. С. 60-109. Кн. 11. С. 212-266. Прыжов И.Г. Нищие на святой Руси. Материалы для истории общественного и народного быта в России. М. 1862. департамента МВД (1862 г.) «Устройство общественного призрения в России», содержащая ряд интересных для истории сведений. Введении выше указанного департамента находились дополнение в виде одиннадцати ведомостей, представляющих сведения о состоянии 55 приказов, их доходах и расходах, количестве заведений и пациентов, стоимости содержания призреваемых.

В 1874 г. было издано «Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России»1.

В этой книге, представляющей серию ранее напечатанных статей, указывалось: «По мере развития гражданственности у нас в России, также как и у других народов, общественное призрение было предметом особого внимания Правительства. Иначе и быть не могло: без общественного призрения ни одно благоустроенное общество немыслимо. Нищета, убожество, крайнее невежество, грубость нравов и, наконец, непредвиденные несчастия, постигающие как отдельные личности, так иногда и массу народа - те общественные язвы, которые могут потрясти в основании всякий здоровый организм государства»2. Безусловно, начало текста, передавало дух публицистики 1870-х гг.

Новой чертой литературы о благотворительности является публикация биографических очерков. Представляет интерес очерк В. Ф Боцяновского «Князь В. Ф. Одоевский» , в котором рассказывается о человеке, создавшем «Общество посещения бедных». Автор отмечает новаторские методы благотворительной деятельности, нехарактерной для России 1840-х гг.

В 80-ые годы XIX в. основным поводом для обращения к истории благотворительности по-прежнему остаются юбилеи различных заведений,

Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. СПб. 1874.

Боцяновский В.Ф. Князь В.Ф. Одоевский и Общества поселения бедных в С.-Петербурге /В.Ф. Боцяновский. СПб. 1899. обществ и учреждений1. Единственное новшество, которое здесь можно отметить, порождено не изменением интереса, а, вероятно, практической эффективностью появления подобных очерков для сбора новых пожертвований, - выходят «исторические очерки» в связи не только с 25, но и 20 и даже с 10-летними юбилеями. Разумеется, в момент появления эти очерки можно было именовать историческими лишь весьма условно. Но сохранившиеся в них свидетельства о поисках наиболее эффективных средств и методов благотворительной деятельности делают, по прошествии времени, именно их наиболее ценными историческими источниками, опираясь на которые, мы можем судить о смене приоритетов благотворительной деятельности2.

В 1880-1886 гг. были изданы семь томов «Сборника сведений по общественной благотворительности в России» . Данные были собраны и систематизированы Центральным статистическим комитетом МВД для Совета Императорского Человеколюбивого общества. Работа шла под руководством директора ЦСК П. П. Семенова-Тян-Шанского (который

Историческая записка о Московской Мариинской больнице для бедных. МЛ 880. Жуковский Э.А.Ведомство учреждений Императрицы Марии Ист.очерк / Э.А.Жуковский. СПб. 1886. Высочайше учрежденный Комитет для разбора и призрения нищих в С.Петербурге: Очерк деятельности за пятьдесят лет, 1837-1887. СПб., 1887; Детские приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии (1839-1889). К пятидесятилетию со времени издания Положения о детских приютах 21 декабря 1839 года. СПб. 1889. Краткий обзор деятельности Московского попечительного о бедных комитета за последнее 25-летие (1855-1880) // Московские ведомости, 1880,№ 146; Никитин В.Н. Обзор деятельности Попечительства над адресантами Петербургской пересыльной тюрьмы за одиннадцать лет, 1871-1882 / В.Н.Никитин. СПб. 1882; Пятидесятилетие Высочайше утвержденного Московского благотворительного общества 1837 года (1837-1887) Ист. зап. М., 1887; Пятидесятилетний юбилей Демидовского дома призрения трудящихся, 1839-1889. Памятная записка, составленная конторою заведения. СПб. 1889; Историческая записка о Никольском доме призрения престарелых и увечных граждан С.-Петербургского купеческого общества и о состоящих при нем школах Николаевской и Александровской, и приютах за 50 лет их существования, 1833-1882. СПб. 1883. Тимофеев В.П. Пятидесятилетие С.-Петербургского Николаевского сиротского института, 1837-1887: Ист.очерк СПб. 1887. Исторический очерк развития деятельности частного Колпинского частного благотворительного общества за первые 25 лет его существования, с 1860 по 1885 год. СПб. 1885. С.5.

Сборник сведений по общественной благотворительности в России. Т. 1-7.СПб. 1880-1886 [фактически 1875-1886]. являлся активным деятелем петербургской благотворительности и знал предмет «изнутри»).

Характерно, что авторы лучших статей по истории благотворительности (А. Д. Стог, Е. Д. Максимов, В. И. Герье, Е.С. Шумигорский и др.) были одновременно активными организаторами современной им системы государственного призрения и благотворительности.

Систематизированные фактические сведения о 198 наиболее активно действующих благотворительных учреждениях России были собраны в небольшой по объему (80 страниц), но ёмкой по количеству информации книге Н. Е. Кафтанова «Общественная благотворительность в России к 1899 г.»1. Книга была издана в связи с юбилейной выставкой Общества поощрения трудолюбия в Москве.

В 1899 г. под эгидой Ведомства учреждений Императрицы Марии был издан «Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных заведений в С-Петербурге и Москве» , составленный по распоряжению Главноуправляющего Собственной Его Императорского Канцелярией) по учреждениям Императрицы Марии. Для работы над сборником в Канцелярии был образован специальный Статистический отдел. Составлением сборника занимались чиновник особых поручений Канцелярии А. А. Тулубьев, младшие чиновники Н. С. Постников и П. П. Даниловский. Сборник содержал сведения о 1404 благотворительных обществах и 3555 учреждениях по следующей схеме: год основания, количество пациентов, размеры капиталов, наличие и стоимость недвижимости, доходы и расходы в 1896 г.

Эволюция благотворительности и призрения в российском обществе наканунеХУШ в

Реализация петровских узаконений на практике проходила медленно, причиной являлось отсутствие четко назначенных и достаточных сумм. Заведения были устроены в губернских городах, но при ревизиях уже после смерти Петра I выяснилось, что призреваемые содержались плохо - мест на всех не хватало, кормежка была столь скудная или отсутствовала («в пропитании претерпевали нужду»), что живущие в богоугодных заведениях периодически отлучались, чтоб просить милостыню («питаются мирским подаянием»)1.

На учреждение больниц было обращено большое внимание. С целью привлечения средств больницам указом от 25 января 1709 г. «Венечные памяти» было указано обращать внимание на содержание больниц; указом от 1722 г. предписывалось при всех монастырях учредить лазареты для престарелых и больных; есть даже основание предполагать, что существовало призрение умалишенных 2.

Если обратиться к вопросу о результатах деятельности Петра І в области организации государственной заботы о нуждающихся, данные на этот счет относительно скудны. Известно, что если в конце XVII столетия в Москве домов призрения, содержащихся за счет царской казны, было 8 или 9, а количество призреваемых в них - 41 человек, то в 1718 г. их уже в Москве насчитывалось 90, а общие цифры штатных призреваемых, состоящих на жаловании, доходила до 4000 человек, и на жалованье им расходовалось государством до 12 тыс. рублей ежегодно .

Преемники Петра I продолжали издавать указы о запрещении нищенства вплоть до 1775 г., и указы эти во многом повторяли подобные петровские распоряжения, но около 20 указов, изданных Петром против нищенства, практически не реализованы. Основная причина - петровские распоряжения по борьбе с нищенством и организации призрения в стране не имели под собой соответствующей социальной и экономической базы, т. е. общество не созрело еще для создания эффективной системы социальной помощи. Своими реформами в политической, военной, экономической и культурной областях правительство Петра лишь начало готовить такую базу.

В результате петровской государственной деятельности начала формироваться политика страны в сфере призрения и благотворительности, развивались формы призрения, выявлялись нуждающиеся и их социальные категории. Законодательство определяло приоритетные направления благотворительности и призрения, продолжалась эволюция общественного призрения в государственную систему с законодательным обоснованием и сетью учреждений. В эпоху Петра I система помощи бедным может быть с полным правом квалифицироваться как государственная и «не потому, что обязанности по призрению легли на государство и его органы, а потому, что законодательную разработку норм ее, насаждение и регулирование их в жизнь и осуществлении от всех слоев населения взяла на себя государственная власть» \ «Множество указов... в промежуток времени от Петра I до Екатерины II ясно свидетельствует, с одной стороны, о постоянных усилиях преемников Петра Великого, а с другой - показывает, что «меры, принимаемые ими... путем полицейских преследований, оказались недействительными»2. Полицейским преследованиям, естественно, подвергались нищие.

Указ Анны Иоанновны 1730 г., практически повторяющий прежние петровские распоряжения о запрещении нищенства, которое в условиях постоянной смены правительств и разнузданности временщиков приобрело катастрофические масштабы, подтверждал отсутствие эффективной системы помощи нуждающимся в стране. Указом предусматривалось «нищих, которые бродят по Москве по улицам, переписывать, отсылать в коллегию экономии, затем определять в богадельни. С другой стороны, нам известно, что в богадельни вместо прямых нищих записывают таких, которые могут работой питаться, а иные в богадельнях не живут, но одно жалованье получают, и не без греха, что бедные без призрения страждут, а вместо них тунеядцы хлеб похищают, поэтому повелеваем немедленно тунеядцев из богаделен выслать или определить на работу, а других в богадельню весть: помещичьих отдать помещикам, посадских - в посады для пропитания; малолетних мужского пола определять в гарнизонные школы, чтобы, выросши, годились на службу вместо рекрутов; девочек - на фабрики или кто захочет взять их на воспитание и услужение» \

Сенат издает указ, чтобы проведение в жизнь указа Анны Иоанновны не тормозилось обычной российской медлительностью. Но исполнимый на бумаге способ борьбы встречает массу препятствий на практике. Полиция, на которую возложены исполнения распоряжения, бессильна. Издается циркуляр, которым грозят уже полиции наказанием не менее жестоким, чем преследуемым и обязывают ее наблюдать, «дабы из богаделен никого для прошения милостыни по улицам не выпускали»2. Полиция, в свою очередь, винит в распространении нищенства священников и обращается к Синоду с просьбой об обуздании нищих, которые скапливаются безнаказанно вокруг церквей. Синод, вняв мольбам полиции, предписывает в своем указе священникам не позволять просить милостыни при церквях, что практически неисполнимо. Заставить священников «обратиться в агенты полиции» Синод не мог в силу несовместимости сана служителя алтаря с обязанностями блюстителей порядка решать эти проблемы. Через некоторое время Сенатский указ от 19.05.1733 г. сообщает, что среди задерживаемых полицией нищих по-прежнему есть отставные солдаты, объявляющие о невозможности прокормить себя иным образом \ В этом же указе объявляется о постройке при петербургских церквах 17 новых богаделен на 40 человек каждая; а до их постройки Полицейская канцелярия должна представлять на смотр в Сенат отставных солдат, где им выдавать по 2 копейки в день, не допуская до прошения милостыни 2.

Однако при Анне Иоанновне «монастыри отказывали нередко в приеме подлежащих их призрению упомянутых чинов, ...ссылаясь на оскудение доходов, необходимых даже на церковные нужды» . С этой точки зрения представляет интерес доклад Сената, утвержденный ею в 1731 году. В нем утверждается, что отставников прислано в монастыри «многое из лишнее число, которых пропитать нечем и впредь таковых не посылать некуда». В то же время отмечается, что офицеры в монастырях «жалованье получают такое великое, какого они и в бытность свою в службе не получали». Предлагалось всем установить жалованье в размере двух третей от московского гарнизонного оклада, на что последовала резолюция: «Быть по сему»4.

В этом случае неясно одно: откуда взялось «такое великое» жалованье у офицеров, известно, что петровскими указами оно было установлено в пропорции к монашеским нормам. Хотя подлинные размеры монастырских доходов оставались тайной в эти десятилетия.

10 февраля 1733 года Сенат потребовал от Коллегии Экономии сведений, какому числу отставных и в которых монастырях надлежит быть по штату на пропитании и сколько таковых налицо, а также об убылых и умерших5. Но документальные свидетельства о том, что эти сведения действительно представлялись, отсутствуют.

Екатерининские реформы и их влияние на повседневную историю общества. Законодательные основы организации общественного и государственного призрения в России во второй половине XVIII в

Контингент богаделен периодически уточнялся. По указу от 29 марта 1784 г. престарелыми, подлежащими помещению в богадельню, считались те, которым исполнилось не менее 60 лет. В конце XVIII в. под юрисдикцией приказов общественного призрения в богадельни был открыт прием престарелых и инвалидов всех сословий. Но преимущественно принимались отставные воинские нижние чины и члены их семей по распоряжению приказов \

Определенного штата призреваемых в то время не было, не существовало и узаконенной штатной суммы для содержания богадельни. Составлялись ежегодные сметы, которые изменялись согласно реальным потребностям и количеству клиентов богадельни, постоянно увеличивающемуся. Иногда в богадельни по специальному разрешению вышестоящих властей могли быть помещены неизлечимо больные люди. В течение длительного времени в приказах общественного призрения военные и гражданские пациенты призревались в богадельнях вместе, причем поначалу военных было больше. Так, в богадельне Казанского приказа в основном жили отставные солдаты и матросы 2.

Богадельни могли быть разделены на 2 большие группы: 1) на богадельни несословные и 2) на богадельни сословные. Те и другие богадельни учреждались как общественными управлениями, так и частными лицами. Первая группа в свою очередь подразделялась: 1) на богадельни для лиц всех сословий и всех исповеданий; 2) на богадельни для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на богадельни для лиц иных исповеданий. В состав второй группы входили: 1) богадельни для лиц привилегированных сословий; 2) богадельни для лиц духовного звания; 3) богадельни для купцов, мещан и ремесленников и 4) богадельни для военных.

Богадельни учреждались как для лиц обоего пола, так и отдельно для мужчин или для женщин. Женские богадельни численно значительно преобладали над мужскими. Права на призрение в богадельнях определялись, во-первых, в зависимости от того, к какой из групп принадлежит богадельня, а во-вторых, в зависимости от некоторых более частных условий, вносимых учреждениями в уставы.

В числе таких условий определенную роль играла принадлежность призреваемого к жителям данной территории. В богадельню принимались одинокие люди, вдовы убитых на войне воинов, престарелые девицы, девицы, находившиеся на службе в казенных учреждениях, хотя в большинстве богаделен условия приема были не так строго регламентированы. Необходимо отметить, что при некоторых богадельнях существовали платные места, стоимость которых была разнообразна, но в среднем сумма составляла 80 рублей в год \

Жизнь без труда и за счет других могла быть допустима только при крайней нужде. Общественная благотворительность должна была доставлять большинству нуждающихся только минимум, необходимый для удовлетворения потребностей. Даже при таких размерах помощи оказание ее всем нуждающимся требовало значительных средств, что было весьма затруднительно для государств более богатых, чем Россия.

Призреваемые в богадельнях пользовались по общему правилу всем готовым, т. е. получали квартиру, пищу и одежду. Это налагало на призреваемых известные обязанности, которые в богадельнях ввиду нетрудоспособности подавляющего числа их населения сводились преимущественно к соблюдению установленных правил общежития. В некоторых богадельнях призреваемые следили за порядком, другие осуществляли закупки продуктов, кто-то занимался приготовлением пищи, убирал помещение.

Кроме обязательных работ по богадельне, призреваемые занимались разными работами и ремеслами. В петербургских городских богадельнях призреваемые шили обмундировочные вещи, вязали, нанимались в сиделки. Нередко благотворители помогали призреваемым в поисках новой работы. Призреваемые ухаживали за больными в лечебных учреждениях, выполняли работу в детских приютах, и такой труд большей частью оплачивался.

Устав общественного призрения 1842 г. рекомендовал «побуждать» богадельни к работе, причем к ручной работе, которая не причиняла бы беспокойства окружающим. Это могли быть шитье платья, белья, обуви, вязание чулок, а также работа на станках - токарных, столярных и других. Тем, кто не мог работать, предписывалось читать или слушать чтение священных книг \

В 1842 г. список лиц, принимавшихся в богадельни приказов, вновь законодательно уточняется и расширяется. В богадельни, как и прежде, принимались престарелые и инвалиды из всех сословий; абсолютно новым положением являлось то, что теперь принимали только тех, у кого не было родственников, могущих и обязанных содержать их2, т. е. вводился принцип солидарности. В богадельни приказов разрешалось помещать детей-инвалидов из семей нижних почтовых служащих, крестьянок, солдатских жен, престарелых, инвалидов, неизлечимо больных и умалишенных, которые находились вдалеке от своей родины3. По распоряжению губернского руководства в богадельни также могли помещаться инвалиды из числа арестантов, требовавшие ухода; осужденные к ссылке кормящие матери (до окончания срока кормления ребенка); просившие милостыни раненые или отставные военные; инвалиды из числа духовных лиц и разночинцев. За плату в богадельни принимались нижние чины сухопутных и морских войск; инвалиды, ушедшие в отставку по ранению и не имеющие средств. За призрение бывших военнослужащих приказам перечислялось из государственного казначейства их полное окладное жалованье, которое они получали на службе, и провиантские суммы. По указу Сената от 28 декабря 1853 г. в богадельни приказов принимали вольноотпущенных от помещиков престарелых и больных людей, которых не принимало сельское общество; их содержание оплачивалось казной. Подобная сословная размытость привела к тому, что в богадельнях приказов нарушалась дисциплина, процветал алкоголизм. Чиновниками МВД неоднократно отмечалось, что желательно бы обратиться к прежнему, чисто сословному порядку \

Несмотря на усиливающееся стремление управлений богадельнями обходиться силами только призреваемых, число служащих в них оставалось значительным. В 70-х годах XIX в. на 8,535 душ обоего пола, призреваемых в санкт-петербургских богадельнях, приходилось 1,086 служащих, в числе которых должностных лиц было 271, а прислуги - 815 человек. Таким образом, на одного служащего насчитывалось чуть менее 8 призреваемых. Такое большое количество служащих объяснялось, прежде всего, физическим состоянием призреваемых2.

Характеризуя состав призреваемых, можно отметить, что он оставался более или менее постоянен. Женщины среди призреваемых в богадельнях значительно преобладали над мужчинами: в Москве они составляли 74 % призреваемых, а в Санкт-Петербурге - 76 %. Возрастной состав богадельцев был очень разнообразен. Наибольший процент призреваемых мужчин находились в возрасте от 55 до 60 лет, а женщины - от 65 до 70 лет.

Роль либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в решении з вопросов социальной политики государства

Дворяне наиболее часто осуществляли пожертвования в пользу церкви. Денежные и вещественные пожертвования предназначались епархиальным богадельням, церквям и храмам. В конце XIX в. в г. Туле был создан Михайловский дом призрения бедных. Это заведение имело целью призревать сирот и детей обоего пола беднейших мещан г. Тулы, как престарелых, так и неспособных к труду. Дом призрения содержался на средства, назначаемые для него мещанским обществом по ежегодным его сметам, на проценты с завещанного чиновником Кольцовым капитала в 700 руб., хранящегося с 10 октября 1847 г. в Тульском Александровском банке3,на пожертвование частных лиц. Дом призрения состоял в ведении мещанского общества. Непосредственное заведование воспитательной частью возлагалось на смотрительницу, а хозяйственной частью заведовала Управа. В доме призрения призревались в возрасте от 7 до 10 лет, но не старше 12 лет. Число призреваемых составляло 25 человек, число призреваемых престарелых зависело от средств дома призрения. Детям, призреваемым в заведениях, давалось правильное физическое и нравственное воспитание. Призреваемые дети в возрасте от 7 до 9 лет обучались рукоделию, с 9-летнего возраста посещали училище, которое содержало мещанское общество. По достижении 18-летнего возраста девочки увольнялись из дома призрения, а мальчики должны были отдаваться под опеку кому-либо. Воспитанницы получали при выходе из дома призрения пособие в размере 50 рублей. При выходе в замужество каждой воспитаннице выдавалось пособие по 150 рублей1. Поступившие в отделение престарелые были на полном содержании, пользовались пищей, обувью, бельем. Количество и размер чего были не менее установленного для богаделен гражданского ведомства2. Призреваемые в отделении увольнялись управой, или по собственному желанию, или за предосудительные поступки. В 1876 г. в Туле появляется благотворительное общество «Милосердие» «для вспомоществования бедным в видах прекращения нищенства в Туле». Среди его учредителей и основных вкладчиков -известнейшие тульские купцы-благотворители: братья Иван и Петр Сушкины; Михаил и Николай Лялины; Петр, Иван и Алексей Васильковы; Александр и Василий Баташевы; Игнат Казьмич Платонов и другие. По уставу это общество должно было предоставлять дешевые квартиры, ночлежные помещения, пищу и одежду для бедных, приискивать им работу, средства для призрения престарелых и увечных, воспитывать их детей, назначать пособия, единовременные и постоянные . Число семейств, получавших ежемесячное пособие от 50 копеек до 50 рублей, сначала росло: 1879 г. - 294, 1881 г. - 195, а после 1882 г. несколько сокращается: 1882 г. -451, 1891 г. - 240, 1893 г. - 290. Помимо назначения пособий, общество давало возможность тульским беднякам самим зарабатывать себе на хлеб.апреля 1879 г. в Туле «Милосердие» открыло мастерскую для принятия заказов частных лиц как из материала заказчика, так и покупаемых на средства общества для обеспечения бедных работой. В этой мастерской по пошиву одежды могло работать более 50 человек. Управляла делами мастерской купчиха Елизавета Петровна Добрынина \

В 1888 г. «Милосердие» основало в Туле Дом трудолюбия, в котором люди, вынужденные по неимению средств прибегать к общественной благотворительности, могли находить себе работу, не требующую предварительной подготовки. «Прочное основание» Дому трудолюбия положил А. С. Баташев, пожертвовавший на него усадебное место с домами.

Тульский дом трудолюбия решал следующие задачи: определял работу нуждающимся и развивал эту работу путем разделения труда. Дома трудолюбия недолюбливали профессиональные нищие, привыкшие к ежедневному попрошайничеству, собиранию средств для существования. Принудительного труда не существовало, поэтому к помощи дома трудолюбия обращались лица, которые действительно искали хотя бы временного труда и работали охотно. Дом трудолюбия функционировал как частное филантропическое учреждение, и внутренний порядок не был регламентирован никакими правилами. Но, оказывая помощь лицам, находящимся в этом доме, Тульское попечительное общество было вправе требовать от них соблюдение дисциплины. Правление попечительного общества устраивало в доме трудолюбия по воскресеньям и праздничным дням народные чтения. При доме за счет частных пожертвований была скомплектована библиотека. Во дворе была устроена баня и развит маленький садик. В 1896 г. в доме трудолюбия находились 149 лиц обоего пола: 121 мужчина, 16 женщин, 12 детей.

Во второй половине ХІХв. в губернских городах России открывались дома трудолюбия. В декабре 1894 года такой дом был открыт в г. Воронеже \ В 1896 году в Воронежском доме трудолюбия работало 3200 мужчин и женщин . Воронежский дом трудолюбия был открыт при попечительном о бедных комитете.

Барон О. Буксгевден посетил осенью 1897 г. 27 городов России с целью исследования состояния домов трудолюбия. В числе этих 27 городов был и г. Воронеж. Барон О. Буксгевден предоставил отчет в комитет попечительства В 1879 г. на пожертвование купцов А. П. и Е. П. Добрыниных «Милосердие» в приходе церкви Владимира на Ржавце открывает «даровые квартиры», где были размещены 10 одиноких женщин в возрасте от 50 до 80 лет. Кроме бесплатной «крыши над головой», они получали ежедневно гречневую кашу с маслом.

В начале XX в. в Туле появился настоящий Благотворительный центр. Начало его положили братья Н. С. и С. С. Ермолаевы, построившие на Петровской улице храм во имя чудотворца Преподобного Серафима. Вокруг этого храма и разместились крупнейшие благотворительные учреждения Тулы, названные «Серафимовскими», - приют для детей, «брошенных и беспризорных», приют для нищенствующих детей, убежище для неизлечимо больных стариков и старух, глазная лечебница, богадельня, школа для слепых, уже упомянутый Дом трудолюбия. Последние пять заведений обязаны своим существованием А. С. Баташеву. Глазная лечебница, богадельня, Дом трудолюбия и школа для слепых располагались в домах с приличными земельными участками, подаренных им. Убежище для неизлечимо больных полностью существовало на пожертвование А. С. Баташева в 1904 г. 37 тыс. рублей. За все это 9сентября 1904 г. на заседании городской думы А. С. Баташеву было присвоено звание «почетный гражданин Тулы».

В истории развития тульских оружейников большой интерес представляет утвержденное в 1782 г. Екатериной ГГПоложение о порядке управления заводом и правах оружейников и других принадлежащих заводу лиц".1 Это положение отличалось социальной направленностью. Учреждалась школа для детей оружейников, больница, назначалось вознаграждение за различные изобретения, учреждалась касса помощи на случай пожара, наводнения и других несчастных случаев, оружейникам разрешалось продавать железо по казенной цене с начетом в 2 %.

Когда умер Александр III, оружейники на собрании единогласно решили отчислять 1/2 коп. от каждого полученного рубля на устройства ремесленной школы и богадельни имени императора Александра III. Завод имел капитал 80 тысяч рублей для приобретения продуктов, которые отпускались оружейникам по покупной цене. Если цена на муку поднималась, то бедные оружейники получали с заводского магазина муку и крупу по прежней цене, а убыток пополнялся за счет заводской казны. Многие тульские оружейные мастера в свободное от казенных работ время делали железные медные вещи, которые продавали тульским купцам, некоторые мастера для продажи таких вещей имели собственные лавки, а некоторые мастера занимались мелким промыслам.