Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древний Шугнан в письменных и устных источниках Хушназар, Давлатназар

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хушназар, Давлатназар. Древний Шугнан в письменных и устных источниках : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02, 07.00.09 / Ин-т востоковедения и письменного наследия.- Душанбе, 1998.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-11/903-7

Введение к работе

і

Предметом настоящего исследования является источниковедческий анализ истории, древней культуры Шуглана на основе исторического прошлого Шугнана н шугнанцеэ и их пклад в обшенранскую культуру.

Актуальность темы: Шугнанская этническая группа является одной из иранских этнических групп. О шугнанских "XUY- NONI" как о племени говорится еще в "Авесте". История этногенеза этого племени, одного из древнейших иранских племен малоизучена и к-большому сожалению остается не исследованной до настоящего времени, в то прсмя как шугнанцы сыграли значительную роль в развитии таджикской истории и культуры. Ценным вкладом шугнанцев является их богатое языковое и фольклорное наследство. Древнюю историю предков таджикского народа не возможно осмыслить без привлечения этого материала о Шугнане.

После долгих и длительных этнических раздоров и вторжения тюркских кочевников, а также агрессии со стороны сасанидского Ирана шушапо-эфталнтскнй союз утратил свое политическое влияние на равнинной част Турана, подвластной им территории и шугнанцы "сохранились лишь в недоступных горных ущельях Памира. Относительная изоляция позволяла шугнанцам сохранить в основой древнейшие верования, обычаи н ритуалы своих арийских предков. ,

В современной персоязычной-иранистике ареал распространения древнеиранскнх племен ограничивается преиммущественно легендарным Ираном (территорией до Аму-дарьи), что касается территории древнего Турана т.е. Мовароунналра, то сведения этих исследователей являются неполными и даже, на наш взгляд, ошибочными. В представленной диссертации древний Шугнан рассматривается как неотъемлемая часть Турана. Автор считает, что главной причиной легендарного разделения на Иран и Туран, является не конфликт между кочевыми и оседлыми иранскими племенами как принято считать в исторической литературе, а неприятие туранцами новой религии - зороастризма.

Настоящая диссертация является первой попыткой освещения древней истории Шугнана на основе древнейщнх письменных источников и фольклорного материала. Поскольку шугнанцы были и остаются неотъемлемой частью таджикской нации, изучение истории древнего Шугнана естественно открывает новые страницы в обшей истории Таджикского народа и всего древнего Востока.

Степень изученности темы: Многие путешественники и исследователи Памира XIX века, в том числе; А.Н. Куропаткин1, А.Г. Серебренников2, А.А. Бобринский3, А.Е. Снесарев4, Мирзо Санг Мухаммад Бадахши5, Сайд "Айдаршох Муборакшох6, И.И. Зарубин7, А.Н. Семенов8, М.САндреев9, Бурханудинхан Кушкеки10 уделяли внимание изученого современных народностей Памира.

Однако вышеназванные исследователи мало обращали внимание на древнюю историю Шугнана или же давшій фактам неточную, на наш взгляд гнтерпретацшо. Имеются лишь ряд сообщения отечественых и зарубежных историков, о древнем Шугнане в

1 Куропаткин А.Н. Кашгария. Исторически» очерк.СПБ 1879;
Он же, Шугнан/ЛЗестник Европы.-1985-N ,6-7,

2 Серебренников А.Г. Очерки Шугнана. //Военный сборник, -1895. том 226. -N П.
Он же. Очерк о Памире.//Военный сборник ,1899.-том 247, N 6;

Он же. Очерки Памира - СПБ, 1900

1 Бобринский А.А. Сччта "исмаилия" в русских и бухарских передачах^Ср. Азии.

Этнографическое обозрение.- М., 1902; ' ,

Он же Горцы верховьев Пянджа (Вахан и Ишкашим), СПБ, 190S. .

Снесарев А.Е.Памиры в середине ве<са и великий припамирский путь// ИТО,
РГО, 1907, т.7. - . _
Он-же Афганистан.-М., 1921.

Он-же, Религия и обычаи горцев Западного Памира/ГГуркест.ведомости -1904,

N89-94. ' '.."''.

s Мирзо Сангмухаммади Бадахши "Таьрихи Бадахшон", (1907). факсмилное

издание под редакцией. Болдырова,Ле. 1960.

»Сайд Хайдаршох Муборакшох. "Таьрихи Шугнон" (1912).

'Зарубин И.И. Обувь горных таджиков долины Бартанга ЛСМАЭИАЫ.-1915. т. 3,

Он-же Путь с верховьев Вахана реки Язгуляма, реки Бартанга, реки Гунда (путеш-

И.И. Зарубина)// ИЗВ. общества, 1916.Т 11, Вып 2,

Он же, Материалы и заметки по этнографии горных таджиков в долине Бартанга//

Сб. Матер по археолог, эт.ист. АН СССР I9I7.T.1.

Он-хс. Истрни Шугнана.-Доклады AHCCCF А, 1926 ' .

Семёноь А.Н. Из области религиозных верований ш\тнанских исмаилитов// Мир
Ислама СПБ, томі,N4, етр 524

' Андреев М.С. и А.Н. Половцев Материалы по Этнографии и арх-гнн Ср. Азии,

Ишкашим, Шхан// СМАЭИНН, СПБ, 1911. т. 9,

" Кушкски Бурханидднн Катаган и Гадахшан.-Ташкент, 1926.

Б.Г. Гафурова', Пури Довуда2, П. А. Хонларн3, П. Джа.мшедова4 Ариіл Стейна5, А. Кухзод6, М. Гарави и других, которые рассматривали разные аспекты деятельности античных шугнанцев; их быт, язык, этногенез, основываясь на сообщениях Авесты; Вед, других доисламских и послеисламских источников.

Все перечисленные авторы, на наш взгляд, совершали одну типичную и показательную ошибку, а именно, пытались объяснить этническое самоназвание страны шугнанцев (XUYNON) особенностями шугнанского языка, счоеводъно заменяли таджикский звук "ш" на "X" в щугнанском языка и тем самым выводили "XUYNON" из топонима' Шугнан, а не наоборот.

При этом получалось, что топонимическое понятие "Шугнан" древнее "XUYNON". Поскольку однозначное названые такого топонима в Авесте, нет поэтому шугнанцев исключал!! из списка древнейших арийских племен. По вопросу топонима Арьянам Вайчах (ориеновича), частью которого является Шугнан можно найти интересный .материал в исследованиях М. Гарави7, М.Джовидлура8, В. Бартольда', А. Гафура10, Ю. Яъкубшох", А. Кухзода12 Пури Довуда15, К. Элчнбекова14, в книге "Доират-ул-маорифн ориено"15, (эншнслопед)ы ориено) и др. Некоторые сведения о древней культуре

' Гафуров Б.Г. Точикок (на языке дари). Кобул,! 363Х. с.277 ,

3 Пури Довуд. Лвасто. Ясно чузве аз номам гагаузи, (на перс, языке) Бомбай,

1934.-С.63-129.

5 Хонларн П.Н. Таърихи эабоии форси (на перс. «зыке).-Техрон. 1358; 4.2. с.44.

«Джамшедов'п. Шугнан; Душанбе, I497.-C.9-W

! Ариэл Стейн. Дар минтакаи Омуи уяё. Журнал: Кабул.! 3!5 мохи асад.

' Ахмадал» Кухзод Ориено с Афгонистон кабд аз истом <«а яз. дари) //журнал

Кабул мохи асад. 13IS х.

7 М. Гаравн указаная книга.

« Мухамзд Джаводпур "Мапмуаи пттилоот дар бсраи "Эрой ва Зро..иен" (на

перс, яз.) Техрон 1363.x. с.2

Бартольд В.Чугрофия таърихи Эрой (па гщкяі) Теярои, 1JC8 х. с.4.

» Абдул Гаффур "Махдл Ориён" (на персяз) //в журнале "Кобул", 1316 х. N8.

" Юсуфшохи Яъкубшох "Точнкон (традиция этногенез (на тадж. яз) Душанбе. -

1994Г.С.9-.

" Ахмадали Кухзод "Эъломн таърихяя Афпзипстоя" (яз яз. даря) //в журнале

"Ориено", акраби, 1326.x. N10.

» Пури Довуд. "Адабиётн маздоясно "Яштхо'с 55 127.208, 233,379,391.

" Элчибеков Курбоибек "История Бадзхшанз" как источник по исгории

Шугнаиа. Душанбе, 1981.

»Допратул-маорифи Ориено (на перс из) Кобуч ШЗд, 4.1NI0.

Шугнана имеются в трудах А. Кухэода1, А. Мустафавн2, Пури Доиуда3, М.Ш. Аббоспура4. Краткий анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что история Шугнана древнейших времен недостаточно изучена, и это крайне неполное освещение имело решающее значение при выборе настоящего исследования. Одной из причин недостаточной изученности данной темы на наш взгляд является то, что сущестовал неправильный подход при объяснении топонима Шугнан и самого названия жителей этого края.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является освещение исторического прошлого шугнанцев, их вклад в общеиранскую культуру и цивилизацию на основе анализа древних письменных источников и фольклорного материала, путем привлечения ономастики Шугнана и её яркое отражение в овеете, языка пехлеви, наследия китайских путешественников и географов, сочинений исламских истериков и географов.

Диссертация обосновывает идею о том, что шугнанцы наряду с другими арийскими племенами с авестийских времен приобрели известность под общим древним названием "Турони". Этимология этого слова происходит из пехлевийского слова "Тур"-богатырь. Автор высказывает версию о том, что название "Шугнан" встречается в древнейших источниках в виде, "Xioyoaona" (самоназвание шугнанцев - "XUYNONIEN". Поскольку звук. "Y". >труден, для произношения в других языках, то в сочинениях исследователей это название нашло свое отражение в искаженном виде "Xiyoaoria".

В диссертации особое внимание уделено этнографии и этногенезу шугнанцев, их -взаимоотношением с другими этносами. Автор попытался осветить процесс развития шугнанского языка в сравнении с другими иранскими языками и "отразить сохранение архаичной авестийской лексики в шугнанском языке. Кроме того следует огметить, что пережитки древних религий и культов прослеживаются

К)мод' Ахмадалн "Куххои Ориёно дар Авасто" (на яз дари) журнал Орисно.асад, l32Jx,clO-l5. _

' М)(.глфавл А. "Дабистон-ул шлохиб" (на перс яэ) Техрон Ш1,сб6.

1 11>ри Доауд "Адабиёги маэдоясно" яштхо ч l.c.208.

' М.Ш. AoOocnjp, "Эронномае кериомаи эрониен дар аерн Ашкониен" (на лерс

я\) Мамсур. Индия, 1925,ч.2,с70,77,197

в культуре современных шупіанцев її сейчас. Таким образом, данная работа открывает широкое, поле деятельности не только для исследования истории культуры и языка Шугнана, но и всего памирского региона в целом.

Наущая новизна и практическая значимость диссертации; В настоящее время нет источниковедческого исследования не только по истории древнего Шугнана, но и по истории других этнических групп древнего Бадахшаиа. В диссертации впервые делается попытка источниковедческого изучения жизни, культуры, ритуалоп, традиции и обрядов древних шупіанцев. Диссертант считает что, этимологически название "XUYNHON" связано с понятием "родная земля" (буквально; сладкая мать). Впервые в историографии представлен регион Памира, в том числе Шугнан, как возможной колыбели иранских народов, дан филологический анализ топонимики региона, названия ^ск, Г0Р и других местностей, о многих из которых, имеются упоминания еще в "Авесте". Это может явиться косвенным свидетельством в пользу утверждения того, что Памир-исконное обиталище арийских племён. Другим доводом можеть служить наличие древнеарийских имен в живом шугианском языке, сохранение античных арийских обрядов и ритуалов среди жителей Памира, такие как обычай зажигания светильников по умершим, почитание огня и другие.

Практическая ценность диссертационной работы определяется актуальностью рассматриваемых задач. Проведенное диссертантом , исследование позволяет сделать достоянием исторической натай новый анализ самых древних исторических и эпических источников, материалы которых проливают свет .на многие, до сих пор малоизученные вопросы пстортг древнего Шугнана.

Источниковедческая база исследования. Эту базу составили устные и письменные источники собранные и изученные и опубликованные диссертантом в течение 18 лет с 1980 года m источников. В первую очередь мы должны сказать об "Авесте" древнейшем памятнике иранской культуры. "Авеста", в трех частях . "Ясно чузве аз номаи мннуви"1 "Адабиетн мазди ясно, Яштхо"2 и

Ибрагим Пурн Довуд. Ясночуззсаз номаи минузи. Бомбей 1312 х ' Он же Адабиёти музди Ясно, Яштхо. Бомбей 1310 X

Готхо1 переведенные на персидский язык Иброхимом Пури Довудом, содержит богатейший топонимический и этнографический материал. Из этой книги были использованы название племени "хиеаоаа" описания страны "Арьянум ваннах" (Ориёновнджа), названия рек и гор этой -страны, многочисленная авестийская лексика, присутствующая и сейчте в шугнанском языке. Из другой части "Авесты" переведенной на персидский язык "Джалилом Дустхохом"2. и также использованы названия рек и гор "Ориёношджа" и почерпнуты сведения о прототуранских арийских племенах. Из книги с анонимного автора "Дабистон ул ыазохиб"3 подготовленной к изданию иод редакцией А. Мустафави, использованы сведения об обычаях и нравах.

Сведения о Шугнане почерпнуты из книг Носири Хисрава4, Ибна Хавкала5, Ибни Возеха6, Яькуби Абдудфидо^Абу Исхоки Иброхима Астахри8. Особенно мы должны отметить бессмертное эпическое произвидсние "Шахнаме" великого А. Фырдавси*, в котором имеется самый разнообразный материал по этнографии, культуре и истории иранских племён.

Автор использовал сведения по этнографии шугшнцев приведё'ные в книге Ахмадали Кухз>да "Таърихи Афгонистон10. Кроме того в указанной книге имеется обширный материал о4 прародине арийцев. Сведения аналоіичного характера содержатся в сочинениях В.Бартольда "Чугрофияи таърихи Эрон"", и 'Туркистонома"12. сведения о авестийской лексике и о арийских народах содержатся в

' Он же "Готхо". Бомбей 1314 х;ичрй

' Джалил Дустхох Номаи минуви оини Зардушт Тегеран 1343 *ичрй

»Мустафави А, Дабистон - ул мазохиб Тегеран 1361 X. Сведения о Шугнове '

почергнуты из книг Носири Хисрава,

Носири Хисрав Девони касоид ва ашъор Кабул 1365. *ичрй ЧІбнХавкал Суратуя-арз Теечрон 1345.*ичрй

Ион Возёх Яъкуби. Ал-булдон Тсех;ром 1349*ичрй 'АГ'Ч)лфмдо. ал-булдон.Тегеран !349*ичрй

Лбду Ислок Иорохим истахри Масомкви мамолик Кабул.6363 »фнрдшки А. Шохноман Кабул 1303 цичрй ' Ахмадам Кухзод. Таърихи Афгонистон. Кабул 1325/іИчрй ь Барюльд В. "Чутрофпнп таьрахь Эрой." Те :\рон 130Й дичри >> Он же Гукнстаном Teapot. 1352 хи^Рй

произведениях Э. Брауна', А. Кристенсена2. Мухаммада Довуда Пура\ Фируза Озаргашаспа4, Из книга В. Гейгера "Тамадду*пг Эрониени ховари"5, автор использовал материал о древних арийцах н об их потомках сохранившихся в горном Бздахшаие, Из труда Перси "Сайкса "Таърихи Эрон" автор почерпнул сведешь; об отношениях между сасаиидзми и восточно-иранскими племенами6. Обширный материал о легендарной стране "Арьхнум ванджуах" (Ориеновидж) л мнения ученых по этому поводу, а также сообщения древних и современных источников о Шупгаие приведены в энциклопедиях и словарях таких как "Доират ул-маорнфи бузургн исломн"7, и "Доираг ул-маорифи Ориёко"*, "Фзрханпі Деххудо", О древних /фанцел интересный материал имеется в книге Ч.С. Куеджн9. Иракское происхождеіше туранцев убедительно доказывает Мухаммад Муин"\

0 космологических представлениях древних арийцев писал в своей
книге "Эроинома ё коркомап эроннён дар асра Ашкониёи іУЇухаммад
Шустери Аббоспур". Об истории шушанского языка и его связях с
авестийским имеются сведения у Шрвнза Ногила Хо;\".чрн и.
Вопросы этнической принадлежности хноннтоз (хиёниёи) и гипотезы
историков эту тему изучены Б. Гафуровым . Об характерних чертах
древних иранцев, и в том числе кушаяскпх племён писали автори
"Асри Авасто"и, и Ч.М. Розенфельд "Хунари даараи кушониен"15.

1 Браун Э. Таьрихи адаСч;» Эрон Техрои 1335 х,?»чрЯ
»'Кристснсен А. Эрон дар замени Сосониён. -Тегеран. 1317 кичрй

> Мухаммад Довуд Пури. Мачмуаи нттняоотдар борги Эроя за Эроянён. Тегеран

1363х,ичрй «Фкруз Озгргашасп. Бархе гэ фарханги авзстои ва татбикя си бо форса ва курди.

Тегеран 1337 *мчрй Сейгар В. Тамаддуни Эркиён хогарй "Бомбай" !92!. і Персис... Таърихи Эрон, Тегеран І323хтря 7 Допрат ул маорифи Бузурги истоми, Тегеран, 135 хщрй Допрат ул-маорифи Орнеїто, Кабул. 1328.

' Куеджи Ч.С. Оикхо ва афсонахои Эрон ва Чини бостон. Тегеран. 1353 кичрй " Мухаммад Муин. "Мазди ясно ва таъсирн он бар адабиёги порей". Тегеран.

Шбдичрй » Мухаммад Шустсрн Аббоспур. Эроннома ё корноиаи Эронися дар асри 'Ашкниёни. Майсур (хинд). 1925. / " Павиз Нотил Хонлари, Таьрикп забони форе*. Тегеран. 1358 *ичрй » Гафуров Б. Трчпкон. Кабул. 1336 хичрй

» Шпейгал Гейгар Виндишман ва синчоно. Асри Авесто. Тегеран.! 33 *ичрй » Розенфельд Ч.М. Хунари давраи кушукн. Кабул. 1353 ^ичрй

Автор использовал также материалы об арийцах и "Ориенвиджа" обычаях и традициях жителей Памира, о сочинениях путешественников посетивших Шугнаи, содержащихся в журналах "Баррасихои таърихн"1, "Кобул"2, "Ориено"3, "Фарханги Эронн Бостон"4.

Теоретической н методологической основами исследования послужили основополагающие труды крупнейших отечественных н зарубежных ученых; В.З. Бартольда, Б.Г. Гафурова., Пури Довуда, Ахмад Али Кухзода, Сэра Персисайкса3, Э.Бргуна6, М.Ш. Аббоспура, В.Гешара7, А. КристснсенаН, Ч.С Куенджи9, М.М. Аббоспура10, М.Губора",Ч.М. Розенфельда12. и др.

В процессе изучения затрагиваемых в настоящей работе вопросов мы следовали учению об объективных законах развития общества, смены общественно - экономических формаций, классовой борьбы. Данная диссертация является анализом источников по истории древнего Шугнана, определяет место древнего Шугнана и его всесторонние связи с другими арийскими племенами - согдийцами, маргшшцами, хорезмшщами, бактршщами, сако-хотанца:.ш и др.

Апробация работы л публикация. Данная темы является совершенно новой и никем ранее неиследованной, ни в западной, ни в восточной историографии. Для более лучшегэ изучения этого вопроса автором в августе 1995 года была организована конференция в Кабуле, в АН Афганистана под названием "Авестииское племя "хиеаона" и подверждение его существования в настоящем". Предлагаемая тема была встречена с большим одобрением со стороны ученых. После этого в декабре 1995г. автор организовал в Кабуле в

1 Баррасихои Таърихн. Техрои. 1343-1353 хичрй -

»Кобуя.Кибул. 1315-ШІ8ГТ. ''..-'.

»Ориено. Кабул. 1342-1345 хичрй

ФархангкЭрОим бостон. Теїдаом 1342-1344 к.гдичрй .

'Лерсисайкс "Таърихн Эрон". Техрон. 1323 х. ч.1. с. 141.

БрзунЭ. Таърихн Эрон. Техрон.

' В.Генгар. Тамадуни Эрониени Ховари. Бомбей, 1921.

1 Кристснсс і А. - Эрон дар замоки Сосоннён. Техрон. 1317 цщрА .

К>спджи Ч.С. Оинхо. ва афсонахои Эрон ва Чини бостон. Техрон, 1353 X. с.

51,102. " М.М)ии. Мачдаясно ua (аъекри он бар адабиігги Порем. Тсхрон. 1326, с.253. , " М.Г. Г>0ор. "А^гснш-лон iup масирн таърцх". Кобул. чРозенфельдДж. "Хунарндавраикушони" Кобул, 1358, с. N.

ЛИ конференцию под названием "Наличие звука (X) п авестийском языке", что также нашло понимание среди коллег.