Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Акулов Анатолий Александрович

Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа
<
Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акулов Анатолий Александрович. Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа : 07.00.02 Акулов, Анатолий Александрович Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа (1922-1945 гг.) : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Хабаровск, 2007 222 с. РГБ ОД, 61:07-7/659

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие сети военных учреадений культуры и органов печати на Дальнем Востоке в 1922-1941 гг. 21

1.1. Возникновение и реорганизация системы военных учреждений культуры и органов печати в Дальневосточном регионе после окончания Гражданской войны ~27

12. Формирование и работа военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в предвоенные годы.

Глава 2. Деятельность военных учреждений культуры и органов печати на Дальнем Востоке в 1941-1945 гг. 94

2.1. Роль политических органов и военных печатных изданий Дальневосточного фронта в организации и работы в условиях нарастания военной угрозы в дальневосточном регионе

2.2. Процесс совершенствования форм и методов функционирования военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны. 116

2.3. Деятельность профессиональных коллективов (ДКА, военных театров, ансамблей, фкестров) в дальневосточном регионе в условиях военного времени Л 36

Заключение —164

Источники и литература 172

Приложения -205

Введение к работе

Акіуальность темы исследования. В современных условиях, конца произошли коренные изменения всей социально-политической системы России, возрастает интерес нашего общества к своему историческому прошлому. Движение вперед невозможно без преемственности поколений, без учета вековых традиций народа и государства.

Злободневность рассматриваемой проблемы стала особенно остро проявляться в последние годы в связи с глубоким реформированием не только политического и социально-экономического развития российского общества, но и его вооруженных сил, одной из важных составляющих которых являются учреждения культуры в войсках.

В последние годы, несмотря на наличие стабилизационного фонда, прсфицитный бюджет, положение в стране объективно не позволяет решить целый ряд проблем, стоящих как перед российской культурой в целом, так и в культурно-досугоюй работе в Вооруженных Силах РФ. Коммерциализация творческой деятельности привела к коллизии ценностных ориентиров, резкому ослаблению роли культуры в системе морально-нравственного воспитания молодежи.

Поэтому в преобразовательной деятельности по укреплению морально-психологического состояния личного состава Российской армии неизменно существенное значение имеет более полное использование в воспитательной практике возможностей многовековой культуры и искусства страны, обеспечение полноценного досуга военнослужащих. В условиях военной реформы меры по экономическому и социально-политическому обновлению России, принимаемые на государственном уровне, не могут не коснуться личного состава армии, что «позволит развить и создать богатый духовно-нравственный потенциал Вооруженных Сил, систему новых ценностных ориентации, направленную на всеобщий культурный подъем военнослужащих1». Центральное место в организации этой деятельности занимают военные учреждения культуры и органы печати.

В военной области возврат к традиционным взглядам на многочисленные аспекты армейской жизни обусловлен, прежде всего, необходимостью поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества. Это обусловлено также тем, что становление ценностных ориентиров у молодежи, призываемой в наше время в ар-

4 мию, проходило в крайнє противоречивой политической, экономической и социально-культурной атмосфере, сложившейся в стране в последние десятилетия. В этих условиях необходимо учесть, что в облике призываемой молодежи отражаются все проблемы современного российского общества. Поэтому, чтобы грамотно организовать политико-прсюветительную работу в армии, нужно учитывать происходящие общественные изменения.

О важности этих положений говорят и требования законодательства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России, приказы и директивы руководства Министерства обороны Российской Федерации2.

В последние десятилетия в отечественной исторической науке заметно усилился интерес к проблемам духовного состояния общества и Вооруженных Сил. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период мировоззренческого вакуума, который образовался в стране в 1990-е годы XX века. В связи с этим значительное место в исследованиях стали занимать вопросы культурной политики государства, роли культуры в развитии всего общественного уклада, и в частности Вооруженных Сил. Эти аспекты малоизученны и рассматривались ранее под мощным воздействием идеологического пресса. Особую значимость приобрел анализ специфики развития культуры в целом, и военных учреждений культуры, в частности, в «переломные» эпохи. Одним из таких периодов является первая половина XX в., особенно 1920-е - 1940-е годы. Необходимо отметить, что именно в эта годы военные учреждения культуры и органы печати Дальневосточного военного округа прошли длительный и сложный путь исторического становления и развития, в процессе которого происходило их жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи, которые соответствовали историческому состоянию и развитию общества и вооруженных сил. Проводимая ими работа в условиях напряженной военно-политической обстановки была ярким и значительным явлением в культурной жизни3.

Являясь составной частью региональной и российской культуры, они после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке и с началом активного военного строительства становились центрами культурно-прсісветительной работы, которые были способны возглавить идейно-воспитательную и культурно-художественную деятельность среди военнослужащих, гражданского населения не только в воинских гарнизонах, но и в городах и поселках Дальне-

5 восточного края (ДВК)4. В этом контексте актуально звучали слова AM Горького, сказанные им в 1928 г. вскоре после открытия Центрального Дома Красной Армии: «Интересно было бы подсчитать ..., какова цифра культурных людей, воспитанных первой, за всю трагическую историю Европы, действительно народной армией, созданной не для нападения, а для самозащиты?... Красная Армия не только боевая сила, она- культурная сила»5.

Именно в эти годы в структуре революционных перемен в стране происходило становление так называемой социалистической культуры, целью которой, по мнению ВМЛенина, стало достижение высокого результата в сфере искусства в интересах широких народных масс, путем четкого руководства со стороны пхударства, основанное на принципах коммунистической партийности6. Все учреждения культуры и органы печати, в том числе и военные, их деятельность с установлением советской власти в стране и регионе стали рассматриваться партийным руководством страны в качестве важнейшего инструмента в идеологическом воспи-тания граждан и всешослужащих.

Этот подход обусловил коренные перемены в государственной политике в области культуры, в том числе и в деятельности военных учреждений культуры и органов печати, и привел к пересмотру многих сложившихся ранее критериев оценки их деятельности,

В первые годы советской власти военные учреждения культуры Дальнего Востока, отдаленные от главных культурных центров страны, развивались самобытно. Но по мере проведения преобразований органов военного управления, увеличения численности Вооруженных Сил в регионе, создания аппаратов руководства военными учреждениями культуры эти черты постепенно исчезали, и они становились неотъемлемой частью культуры региона, формировались как элемент советской социалистической культуры в масштабе страны.

Исследование опыта становления, развития и деятельности армейских учреждений культуры и органов печати в изучаемый период важно также с точки зрения поднятия патриотизма в армии, повышения уровня нравственности в армейских взаимоотношениях, их духовности.

Такой опыт работы учреждений культуры и органов печати в армии актуален и крайне востребован в настоящее время, но только наполняемый другими идеологическими задачами, решением новых современных армейских проблем, воспитанием преданности Отечеству, повышением привлекательности службы в армии.

Несомненный интерес представляет опыт развития военных учреждений культуры и их

роль в укреплении морально-политического фактора в свете реализации государством военных доктрин в рассматриваемый период7. Используя весь арсенал и возможности культпро-светучреждений и органов печати командование и политорганы доводили политические цели, задачи, способы их решения, на основные направления военного строительства. Это важно и сегодня, в условиях нарастания военно-политическая ситуации не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире.

Сегодня военные учреждения культуры переживают новый этап своего развития. С одной стороны, это связано с реформами, проюдимыми в стране и Вооруженных Силах, с другой -ведется работа по оптимизации деятельности военных учреждений культуры и их структурных преобразований. Предложенные изменения коснулись всех военных учреждений культуры и органов печати, в том числе и Дальневосточного военного округа. В результате изменяются принципы их деятельности, многие лишаются гарантированной поддержки государства, все сводится к принципу самоокупаемости или сокращению.

И в связи с этим, есть основания полагать, что нынешняя государственная политика в области армейской культуры в России получит дальнейшее развитие с непременным учетом накопленного исторического опьпа. Она вынуждена будет выстраиваться с учетом уроков и ошибок из ближайшего прошлого, использовать положительные тенденции в развитии сета учреждений культуры и органов печати в войсках в советский период определяя их роль в качестве творческих, культурно-обгжювательных и воспитательных институтов в армии.

Степень научной разработанности проблемы. Историографическую базу диссертационного исследования составила литература, отражающая как историю военного и культурного строительства на Дальнем Востоке, так и различные аспекты деятельности военных учреждений культуры.

В период с 1920-х до начала 1930-х годов происходило первичное накопление, отдельные попытки обобщения и анализа фактического материала, связанного с рождением и развитием социалистической культуры. Появились первые публикации по различным проблемам участия Красной Армии в трудовой, общественно-политической и культурной жизни страны, в том числе, и военных учреждений культуры. Однако эта публикации отличались идеологической заданностью и схематичностью в изложении материала.

В эти годы вышли в свет работы известных политработников РККА, которые освещали

7 практический опыт развития, роль и значение к>оіьтурно-просветительной работы в Красной Армии. Среди них можно отметить исследования Л. Дегтярева, А. Вырвича, ИИ Петухова, НЕ. Славина, ВА Вашкевича8, содержательные брошюры А. Жуховицкого, И. Смирнова и др9. Все эта издания насыщены интересным фактическим материалом, в них показано многообразие форм и методов деятельности в частях и соединениях по организации культурного воспитания воинов, раскрывается опыт работы по ликвидации неграмотности и малограмотности в Красной Армии, приведены конкретные цифровые данные о масштабах этой работы. В них впервые использовались сведения из архивных фондов, широко привлекались материалы периодической печати, мемуаров.

В целом, работы 20-х годов в совокупности дают представление об участии Красной Армии в жизни страны по всем направлениям, в том числе и в повышении культурного уровня населения и іюешсслужащих.

Из работ, посвященных ликвидации неграмотности и малограмотности, повышению общеобразовательного уровня военнослужащих, заслуживает внимания богатая по содержанию брошюра А. Вырвича «Красная Армия в борьбе с неграмотностью»10. В ней автор впервые предпринял серьезную попьпку проанализировать и систематизировать богатый фактический материал, отражающий роль Красной Армии в ликвидации неграмотности и малограмотности до 1925 г. включительно.

Вопросы культурного воспитания военнослужащих в своей книге рассмотрел Вй Павловский1 l. Он приводит данные о количестве клубов и библиотек в частях Красной Армии, об организации кружков по подготовке советских работников.

Наиболее часто развитие военных учреждений культуры и проводившаяся ими культурно-прсісветигельная работа отражались в военно-политических журналах12, бюллетенях, газетах, где печатались статьи ответственньїх военных работников. В многочисленных брошюрах, статьях, сообщениях, заметках авторы на основе конкретного материала анализировали влияние Красной Армии на повышение культурного уровня молодежи. Написанные очевидцами или участниками событий они наглядно передавали атмосферу и события тех лет, отражали огромное стремление и желание военнослужащих познать лучшие достижения отечественной культуры. Тем не менее, в указанных работах некоторые важные проблемы были только обозначены, носили описательный, зачастую, декларативный характер13.

С начала 1930-х до второй половины 1950-х годов общественные науки развивались наименее плодотворно, так как сказывалась атмосфера культа личности Сталина и усиление репрессий. В этот период имелись значительные ограничения в доступе и использовании архивных документов. Поэтому количество работ было сведено до минимума. Однако, было бы преувеличением полагать, что историческая литература, вышедшая в эти годы по военной тематике, всецело представляла собой лишь популяризацию «Краткого курса истории ВКП (б)». В рассматриваемый период было создано и немало интересных работ. Несмотря на значительное распространение субъективизма, догматизма и схематизма, историческая наука не стояла на месте.

В предвоенные годы широкий читательский интерес вызвали работы по истории Красной Армии, отдельных родов юйск, в которых содержались новые факты об участии РККА в общественно-политической и культурной жизни страны14.

С началом Великой Отечественной войны первостепенное значение приобрела историческая тематика, связанная с необходимостью воспитания советского патриотизма, укрепления единства армии и народа, фронта и тыла. Кроме этого, в связи с изданием в 1941-1945 гг. институтом Маркса-Энгельса-Ленина XXXTV и XXXV Ленинских сборников, внимание исторической науки усиливается в исследовании роли В И Ленина в обеспечении единства фронта и тыла. Этой проблеме посвятили свои труды ИА Гладков, В.Д Мочалов, К Остроухова, Н. Суворовцеваи др15.

Интерес представляет монография ЛС. Фрид, в которой рассматривается культурная работа в Красной Армии. Сделав первые в этой области обобщения, ЛС. Фрид высказала мысль, что "великая культурная и политико-просветительная деятельность Красной Армии должна быть предметом самостоятельного исследования"16.

Издававшиеся работы чаще всего носили пропагандистский характер. В них очень слабо освещалась роль военных учреждений культуры Красной Армии в жизни страны в межвоенный и военный периоды. В этом одна из особенностей историографии по данной проблеме периода Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы расширяются география и тематика исследований. Появляются труда АА Ковалевского, НИ Шатьггина, НФ. Побежимоваи др17.

Со второй половины 1950-х до конца 1980 годов эта тема продолжала развиваться. Появи-

9 лось большое количество новых исследований, которые после «хрущевской оттепели» в общественно-политической жизни страны вновь были заключены в строгие рамки партийных идеологических требований того времени. Вместе с тем, в эти годы развитие историографии характеризовалось интенсивным процессом преодоления элементов субьекгавизма и схематизма Значительно расширилась источниковая база, гораздо полнее использовались архивные материалы, появились фундаментальные исследования, посвященные участию Красной Армии в жизни страны в изучаемый период. Некоторые вопросы участия военных культпросве-тучреждений Красной Армии в жизни страны и Дальневосточного региона были подняты в обобщающих историко-партийных и военно-исторических трудах, а также в монографиях и статьях18.

Наряду с работами по истории и культуре Дальнего Востока, публиковалась и театроведческая литература, посвященная развитию отдельных дальневосточных театров, таких, как комсомольский, сахалинский, благовещенский театры драмы; драматические театры Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота19. Их авторы фокусировали свое внимание на анализе репертуара, оценивали постановки, игру актеров.

В конце 1970-х г. появляется первое диссертационное исследование, посвященное истории развитая театрального искусства в регионе. Эта работа АС. Иванова «Театральное искусство Забайкалья и Дальнего Востока в период Октябрьской реюлюции и Гражданской юйны (1917-1922 гг.)»20. Достоинством работы является ее обширная источниковая база. Большое внимание автором было уделено творческой деятельности антреприз, работавших в Забайкалье и на Дальнем Востоке в 1917-1922 гг., анализу репертуара, биографиям гастролировавших актеров.

Фундаментальной работой, по истории национальных театральных коллективов региона, являлась книга И. Кима «Советский корейский театр»2'. На широкой документальной базе автор рассмотрел становление и деятельность дальневосточного корейского театра в 1920-е годы, много внимания уделил характеристики репертуара, творческой судьбе актеров. Но другие национальные труппы (а их в 1930-е годы в регионе было пять), а также в воинских формированиях, где также имелись самодеятельные национальные театральные коллективы, так и не стали предметом специального исследования.

Интересной представляется монография М С. Кузнецова, который подробно рассматри-

10 вал культурное строительство на Дальнем Востоке22. Его научные работы были первыми крупными исследованиями, посвященными борьбе партийных организаций края за становление советской культуры после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. Основное внимание в них сосредоточено на обобщении практического опыта дальневосточных партийных организаций. Автором освещалась также деятельность местных советов, общественных оргшизаций в области культуры. В данных работах раскрывались условия, в которых развертывалась культурная революция, характеризовались успехи, достигнутые в области повышения грамотности населения, перестройки общеобразовательной школы, подготовки специалистов, совершенствования идейно-политической, культурно-птхюветительной работы и деятельности учреждений искусства. Они бьши написаны, главным образом, на основе архивных источников и поэтому имеют большое значение.

Опосредовано к исследуемой нами проблеме имеют отношение работы ученых-дальневосточнжов, которые освещали развитие культуры в регионе в целом. Было издано не-сколько работ о пфиодической печати дальневосточного региона . В них значимо представлены 20-30-е годы. Однако военная печать в этих работах рассматривались лишь обобщенно. Хотя в эти годы ота занимали значительное место не только в воинских частях, но и в крае. Широкое освещение в печати получили проблемы развития дальневосточной литературы и искусства24.

Авторы указанных работ рассматривали развитие литературного, искусствоведческого направлений в регионе, которые ранее были мало изучены, анализировали участие в становлении дальневосточной литературы и искусства вьщающихся творческих деятелей того времени А. Фадеева, М. Горького и других.

В этот период значительный интерес был проявлен дальневосточными историками к изучению культурного стригельства по отдельным регионам Дальнего Востока25.

Впериодс 1985 по 1991 гг., в связи с резким изменением политического курса и идеологии в стране, начинаются коренные изхменения в методологии, меняются точки зрения на процессы, гтгхшсходившие в стране в 20-40-е годы, в том числе, и на состояние и развитие исторической науки26. Появляются первые работы, освещавшие ранее не изученные проблемы. На этом этапе историкам была предоставлена возможность создания более достоверных научных исследований в разных областях исторической науки. Но по интересующей нас проблеме бы-

ло сделано немного. Можно отметить работы В Л Кандыбы, ЛА Дъябелко, С А Монаховой, В А Королева, ЛА Вайман и др27. Авторы рассматривали развитие культуры как в целом по региону, так и по отдельным жанрам искусства, основываясь на малоизученных документах и пфиодических изданиях, помогая, тем самым заполнить пробелы, имевшиеся в исторической науке.

Работа ВЛ Кандыбы28 специально посвящена проблеме становления художественной культуры Дальнего Востока, ще он раскрывал основные тенденции развития культуры в регионе в 1858-1938 гг., выделив период с 1917 по 1938 гг., как этап внедрения советской идеологии в различные сферы художественной культуры. Автор пришел к выводу, что лишь к 1938 г. с помощью репрессивных мер и цензуры советскому руководству удалось сформировать «истинно революциошое искусство».

С 1991 года и по настоящее время происходит новый поворот в отечественной историографии. В это время произошел распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, резко меняется политический курс. Под воздействием объективных факторов в эти годы стала складываться новая система научных знаний о формировании и развитии Вооруженных Сил в целом и военных учреждений культуры и всей культурно-іігх)светгаельной работы, в частности. В этот период расширяется исгочниковая база и тематика исследований, появился плюрализм мнений, изменились подходы к изучению, произошла переоценка исторического развития страны в предьідущем периоде, отказ от идеологических штампов и догм. Отсутствие цензурных ограничений позволило не только использовать ранее недоступные архивные документы, но и выявить новые объекты исследования. С учетом изменившихся условий на этом этапе продолжалось изучение проблем развития военных культттросветучрежде-ний и роли Красной Армии в культурном слроительстве29.

В этом контексте заслуживает внимание исследование AT. Климовича30. В нем автор, используя архивные материалы, другие доступные источники, изучил деятельность военных формирований, дислоцированных в центральной части страны во всех областях: от трудовой до культурной сфер. Представляет также интерес работа В Л Матвейчука31, в которой рассматривалась деятельность военных оркестров на Тихоокеанском флоте, раскрывались вопросы их образования и развития, выявлялась их роль в развитии музыкальной культуры Приморского края.

Культурное строительство Дальнего Востока исследовали СБ. Белоплазова, АС. Иванов, В А Королева, Е. Кудиш, НИ Засуха, ДА Матвеева, ЕЛ Рожко, АА Пахомов, АВ. Шавга-рова32 и др., которые в своих работах обобщили большой фактический материал, дали объективную оценку развитию культурной жизни Дальневосточного региона Однако указанные работы и исследования не дают полного представления о формировании и развитии военных учреждений культуры на Дальнем Востоке.

Возросший интерес к общественным проблемам привел к появлению в 1990-е годы трудов по истории культуры, в основе которых лежали социологические методы исследования. Так, в 1993 г. BJL Нейгальберг опубликовал работу «Функционирование искусства в зеркале статистики 1920-1930-е годы в СССР», в которой дал анализ развития искусства на основе статистических данных33. Это, по мнению самого автора, приблизило его к объективной оценке исторических процессов в сложный и прогаюречивый период отечественной истории 1920-1930-хгг.

В 1990-е годы появились работы, посвященные театральному делу в дальневосточном регионе. Так, в 1994 г. была опубликована монография АС. Иванова, в которой автор рассматривает особенности развитая драматического искусства в Хабаровске в периоде 1860 по 1990-е г.г. Следует подчеркнуть, что АС. Иванов использовал богатый фактический материал, выявленный им в процессе работы с региональными периодическими зданиями. Однако отметим, что за рамками исследования остались проблемы развития и влияние на театральную культуру региона и города Хабаровска военных театров. Эти юпросы не изучались и в дальнейшие годы другими исследователями.

Значительный интерес представляет работа ЛВ. Максименкова34. На основе рассекреченных архивов МВД автор выявил огромный масштаб репрессий, проведенных в отношении деятелей искусств. Яркие эпизоды повествования, рассказывающие, в том числе, о судьбах работников культуры и искусства крупных столичных культгтреюветучреадений, вынужденных работать на подмостках лагерных клубов, раскрывают всю глубину трагедии, пережитой отечественной культурой в 1930-е годы.

Содержательным является исследование ВМ Пескова, в котором автор анализирует геополитическую ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке в конце 20-х - начале 40-х годов XX века, военную политику советского руководства, направленную на укрепление активной

13 обороны дальневосточных рубежей, обеспечение материальной базы обороноспособности Дальневосточного края в условиях модфнизации народного хозяйства страны, укреплении боеспособности воинских частей, а также основные направления мобилизационно-массоюй работы в предвоенные годы35. Нараду с другими проблемами, автор рассмотрел деятельность некоторых военных учреждений культуры, их влияние на укрепление морально-психологического состояния военнослужащих в напряженной военно-политической обстановке, складывавшейся на Дальнем Востоке в 30-е годы XX века.

Из исследований, проведенных в последние годы, интерес представляет работа СЮ. Гамалей, в которой проанализированы проблемы развития театрального дела на Дальнем Востоке в 20-30-е годы XX века36. В проведенном исследовании автор обобщила деятельность государства по разработке и осуществлению политики в области театрального дела на Дальнем Востоке; выявила особенности театрального дела в условиях революционных событий и Гражданской войны, определила основные тенденции в период утверждения советской власти в регаоне; показала процесс формирования и становления системы управления театрами в стране и ее функционирование в условиях Дальнего Востока; исследовала государственную политику в отношении национальных театров в регионе. Но автор не ставила перед собой задачу изучить развитие театрального дела в воинских формированиях, поэтому данный аспект в работе фактически отсутствует.

Из современных исследований, рассматривающих проблему становления и развития радио на Дальнем Востоке, заслуживает внимание труд ВВ. Погарцева37. Автор на примере Хабаровского и Приморского радиокомитетов комплексно рассмотрел процесс становления и развития системы радиовещания в Дальневосточном регаоне с 1901 по 1956 гг.; обобщил предпосылки возникновения и выявил основные направления работы дальневосточных радиокомитетов; в работе использованы малоизвестные и ранее не публиковавшиеся документы центральных и дальневосточных архивов. Вместе с тем, большой объем материалов связанных с развитием радиовешания в Дальневосточных воинских формированиях автор не рассмотрел, хотя оно значительно влияло на развитие радио в регионе, в особенности в отдаленных гарнизонах.

Формирование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке невозможно рассматривать вне связи с общей историей региона Дня этого автором был изучен широ-

14 кий круг региональной литературы. Значительный интерес в этой связи представляют работы дальневосточных историков СБ. Белоглазовой, АЛ Деревянко, НИ. Дубининой, ЮБ. Пика-лова, ЮЛ Ципкина и других38, которые позволили автору реконструировать картину политического и социально-экономического развития региона и осмыслить в ее контексте специфику формирования и деятельности военных учреждений культуры.

В целом необходимо отметить, что в существующей историографии рассматриваемая тема не подверглась отдельному научно-теоретическому анализу и систематизации. В проанализированных работах отсутствует факты, материалы, достаточные для построения комплексного научного исследования о становлении и развитии военных учреждений культуры и органов печати на Дальнем Востоке в 2040-х годах XX века Специальных же исследований, которые во всей полноте определили бы их взаимосвязь с жгонедеятельностью войск, дислоцированных в регионе, с социально-экономическими и политическими процессами, их роль в развитии культуры Дальнего Востока в обозначенных хронологических рамках, до настоящего времени не проюдилось. Имеющиеся работы, с одной стороны, сформировали историографическую базу, с другой - породили необходимость продолжения исследования, в котором бы наиболее полно раскрывались роль и значение военных учреждений культуры и органов печати, а также проводившаяся ими культурно-досуговая и информационная деятельность отдельного округа в общей исторической панораме России, и отдаленного региона в частности.

Историографический анализ литературы по истории формирования и деятельности военных учреждений культуры и органов печати на Дальнем Востоке в 1922-1945 гг. позволяет говорить о малоизученности проблемы и необходимости пристального рассмотрения этого сложного и, по-своему, уникального явления.

Целью исследования является обобщение и анализ процесса формирования военных учреждений культуры и органов печати Дальнего Востока и их деятельность в период с 1922 по 1945 гг.

Исходя из цели, автором ставятся следующие исследовательские задачи:

рассмотреть процесс становления и деятельность военных учреждений культуры и органов печати во всех сферах и условиях жизнедеятельности войск в разные годы в рамках рассматриваемого периода;

проанализировать эффективность форм работы военных культпрсюветучреждений и пе-

15 чати в культурно-іірсюветительной, агшаїїионнсьгпропагандистской и информационной работе, в поддержании высокого морально-психологического состояния военнослужащих и состояние боевой готовности войск в условиях мирного и военного времени, выявить специфику их работы;

изучить основные тенденции в развитии военных учреждений культуры и органов печати, раскрыть важнейшие особенности и традиции культурно-досуговой работы в воинских формированиях среди личного состава, а также определить содержание и показать основные направления в их деятельности на .Дальнем Востоке в рассматриваемый период и влияние на развитие культуры в воинских гарнизонах, поселках и городах Дальневосточного края;

исследовать нормативно-праювую базу, опыт деятельности и взаимодействия политор-ганов Красной Армии, местных хозяйственных, партийных и советских органов в формировании, становлении и развитии военных учреждений культуры и органов печати в условиях Дальневосточного края и привлечении их к решению задач, стоявших перед обществом и армией в исследуемый период.

Объектом исследования является Дальневосточный военный округ в период с 1922 по 1945 гг.

Предмет исследования -деятельность военных учреждений культуры Дальневосточного военного округа в 1922-1945 гг.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают временной отрезок с 1922 г. по 1945 г. Начальный период обусловлен окончанием Гражданской войны на Дальнем Востоке и началом военных реформ, а также последовавшей за ней технической реконструкцией, организационным укреплением и развертыванием в связи с усилением военно-политической напряженности и началом активного образования военных учреждений культуры. Завершающий период исследования обусловлен участием дальневосточных воинских формирований и учреждений культуры в разгроме милитаристской Японии и окончанием Второй мировой войны, а также началом нового этапа в их развитии.

В целом это был один из наиболее важных, сложных и насыщенных периодов в формировании и развитии Советского государства и его армии. В рассматриваемые годы на Дальнем Востоке произошли крупные преобразования в воинских формированиях: проведение военной реформы, техническое перевооружение армии и увеличение ее численности в период

усиления угрозы военного нападения. Была сформирована значительная часть военных культпросветучреждений и органов печати, которые внесли существенный вклад в развитие культуры не только в воинских гарнизонах, но в целом в регионе.

Таким образом, хронологические рамки диссертационного исследования представляют органически цельный период в рамках истории развития политорганов, учреждений культуры и печати в Дальневосточном регионе, что позволяет проследить динамику их развития и глубоких преобразований в рассматриваемый период.

Терріггориальньїе рамки исследования охватывают территорию Дальнего Востока в границах современного расположения Читинской, Амурской, Сахалинской, Камчатской областей, Хабаровского и Приморского краев, республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, на которых в рассматриваемый период размешались воинские формирования. Занимаемая воинскими формированиями площадь была обширной и малозаселенной. Следует отметить, что войска дислоцировались в приграничных, стратегически важных районах. Из-за сложного географического рельефа и сурового климата северные территории в тот период стратегического значения не имели, и поэтому крупные воинские подразделения там не размещались.

Мегодолопіческой основой диссертационного исследования является диалектический метод, предполагающий рассмотрение роли военных культпгххжетучреждений и органов печати в общественнсьполитической и культурной жизни Дальнего Востока в 2040-е годы XX века в многообразии взаимно возникавших связей, в процессе развития государственной и военной политики. Существенной составляющей являлись принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма предусматривает исследование причин формирования и динамики развития тех или иных исторических явлений, их взаимосвязи и взаимодействия с другими явлениями и процессами. Он позволил проанализировать процесс развития учреждений культуры и органов печати в воинских гарнизонах на Дальнем Востоке в тесной связи с международной и военночлратегической обстановкой, сложившейся в регионе и мире в исследуемый период. Принцип объективности требует всестороннего анализа совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в указанных хронологических рамках. Реализация данного принципа помогла избежать как односторонней критики, так и идеализации деятельности пхударственного и военного руководства по различным проблемам

17 развития учреждений культуры и органов печати.

Синтез различных методологических принципов, с ориентацией на общечеловеческие ценности стал опорой, позволивший более глубоко понять и осветить многогранную историческую реальность. Это дало возможность представить исследуемую проблему в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода и задач, решавшихся обществом и Вооруженными силами, а также выявить основные тенденции, формы и методы использования военных культпросветучреждений в реализации социально-политических и культурных задач.

Среди специальных исторических методов исследования особое значение, применительно к рассматриваемой теме, имели диахронный метод, или метод периодизации, сравнительно-исторический метод и метод актуализации. Применение этих методов исторического исследования дало возможность автору сопоставить роль военных учреждений культуры и органов печати в общественно-политаческой и культурной жизни региона на разных этапах, в том числе в начале и конце рассматриваемого периода; определить связь истории и современности; добиться современного звучания исследуемой проблемы.

Источниковой базой исследования явились различные исторические документы, которые можно разделить на офшгиально-документальные, неопубликованные архивные документы, периодические издания, мемуары.

Первую группу источников составили документы ВКП (б), Советского правительства, государственных и местных законодательных и исполнительных органов, общественных организаций, высших военных органов, в которых определялись основные направления развития культуры и деятельности учреждений, подводились итоги этой работы, ставились конкретные задачи. Их изучение дает возможность более полно раскрыть многогранную деятельность военных учреждений культуры Красной Армии в общественно-политической и культурной сфере, показать ее во всей сложности и противоречиях. Сведения, почерпнутые из документов и материалов политорганов и гюртийных организаций Красной Армии39, конкретизируют общепартийные решения, позволяют понять содержание, направленность и результативность процесса партийного руководства строительством военных учреждений культуры на Дальнем Востоке.

Кроме того, много полезной информации по теме исследования содержится в трудах деятелей Коммунистической партии и Советского государства, рукоюдителей Красной Армии40.

18 Осноюполагающие оценки роли Вооруженных Сил и военных учреждений культуры в жизни общества даны в выступлениях и статьях 20-30-х годов партийных и государственных руководителей41.

Главную группу источников составили архивные материалы, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Большой объем документов сосредоточен в Российском Государственном военном архиве (РГВ А, г. Москва), где наибольшей ценностью обладают материалы ф. 9 (Политическое управление РВС СССР), ф. 887 (Управление 18-го стрелкового корпуса ОКДВА), ф. 902 (Управление 19-го Приморского стрелкового корпуса ОКДВА), ф. 30738 (Управление 2-й Краснознаменной армии ДВФ), ф. 33879 (Управление Особой Краснознаменной Дальневосточной армии), ф. 34725 (Управление Дальневосточного фронта (1940-1941 гг.), ф. 35083 (Политическая работа в войсках (на материале 39 ск. 1 ОКА) и др.

Высокой степенью информативности обладают документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ, г. Подольск), которые были, в основном, использованы впервые. С них был снят гриф секретности и они стали доступны для исследования. Особо следует вьщелить материалы, подробно раскрывающие деятельность военных учреждений культуры Дальневосточного фронта в условиях военного времени и активных боевых действий. В частности, ф. 32 (Главное Политическое управление СА и ВМФ), ф. 238 (Полевое управление Дальневосточного фронта) и др.

Важные для исследования документы сосредоточены в Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ, г. Москва), где наибольший интерес представляют ф. 17 (Центральный Комитет ВКП (б), ф. 372 (Материалы партийных съездов и конференций КПСС) и др.

Значительный интерес представляют материалы Государственного архива Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск), особенно ф. П- 2 (Дальневосточный краевой комитет ВКП (б), ф. 2 (Далькрайком ВКП (б), и др.

Ряд использованных в работе документов находится в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА, г. Москва), Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток), Государственном архиве Приморского края (ГАПК, г. Владивосток), Государственном архиве Сахалинской области (ГАСО, г. Южно-Сахалинск), архиве штаба ДВО (г. Хабаровск).

Кроме того, в ходе исследования были отработаны архивные документы Военно-исторического музея ДВО, Музея штаба и управления ДВО, учреждений культуры округа, которые позволили автору глубже изучить и понять механизм образования и деятельности военных культгфосветучреждений в рассматриваемые годы.

Следующей группой источников стали материалы партийной, советской и военной печати. Они содержат сведения о работе местных партийных, советских, хозяйственных органов, трудовых и воинских коллективов по укреплению единства армии и народа, дают фактический материал о работе военных учреждений культуры в регионе. Наибольший интерес представляют армейские газеты: «Красная звезда», «Тревога»; периодические издания армий и дивизий; региональные печатные органы: «Тихоокеанская звезда», «Амурская правда» и др. Отдельные факты и примеры, опубликованные в центральной и местной печати, значительно дополняют и углубляют официальные источники, в которых подчеркивается роль и деятельность военных учреждений культуры Красной Армии в общественно-политической и культурной жизни страны и региона в 1922-1945 гг., что позволило автору четче представить многогранность проблемы, разнообразие форм деятельности военных культпрсюветучрежде-ний, а также оценить степень разработанности проблемы в отечественной науке.

Интересными и полезными для научной разработки темы явилась четвертая группа источников. Это мемуары современников, которые давали свою оценку роли Красной Армии в общественно-политической и культурной жизни страны в первой половине XX века42. Они содержат рад характерных деталей, интересных фактов, оценочных положений, не встречающихся в других работах. Воспоминания современников ярко отражают морально-политическую и психологическую атмосферу тех лет, что чрезвычайно важно для соискателя. Наибольший интерес представили мемуары государственных и военных деятелей: КЕ. Ворошилова, ПС Жукова, AM, Василевского, KJC Рокоссовского и др.43

Различные аспекты развития партийно-политических органов и военных учреждений культуры на .Дальнем Востоке, нашли отражение в ряде работ историков советской эпохи. У некоторых из них данная проблема рассматривалась в контексте изучения военно-организаторских вопросов и развития Вооруженных Сил в регионе, у других анализировались лишь отдельные стороны их деятельности. К подобного рода работам следует отнести исследования Ф.Ф. Кокорина, Янгузова ЗЛ1, ДН. Эндакова, AM Пашкова, Исаева С, ВН Хар-

20 ламова и др.44 Конечно, работы названных авторов в значительной степени несут на себе отпечаток советского времени, выполнены в духе господствовавшей тогда методологии, но это не умоляет их познавательной ценности. На большом фактическом материале авторы освещают мероприятия советского государства по укреплению вооруженных сил на Дальнем Востоке, оснащению их современной техникой, совершенствованию управлению войсками, раскрывают содержание политической работы с воешослужащими.

В подобном же ключе был написан коллективный труд «Краснознаменный Дальневосточный: История Краснознаменного Дальневосточного военного округа», посвященного героическим делам юинов-дальневосточников в предвоенные, военные и послевоенные годы.45 В 2003 г. было выпущено 4-е издание ((Краснознаменный Дальневосточный...», в подготовке которого принимал участие и автор диссергации.46 В новой редакции были расширены временные исторические показатели, от освоения русскими перюпроходцами дальневосточных земель до современного развития вооруженных сил в регаоне. Отдельно в контексте других проблем рассматривалась деятельность политорганов и военных учреждений культуры. Одним из главных достоинств новой редакции книги является то, что изложенный материал не подвергался какому-либо политическому и идеологическому влиянию, а был представлен с точки зрения развития исторических фактов, и поэтому будет интересен и полезен для всех кто интересуется историей Краснознаменного Дальневосточного военного округа.

Несомненный интерес представляют также фундаментальные труды, такие как шеститомная «История Коммунистической партии Советского Союза», 12-томная «История Второй мировой войны. 1939-1945 гг.».47 В них нашли отражение как деятельность центральных и местных партийных органов и организаций в различные периоды развития страны, так и аспекты военной политики в регионе по разным направлениям, как руководство военно-мобилизационной, военно-массовой работой на всех этапах существования страны. Эти и другие фундаментальные работы содержат огромный фактический материал, имеют большую познавательную ценность для исследуемой проблемы, хотя требует новых подходов, критического осмысления, преодоление тенденциозности и идеологической зашоренности.48

Таким образом, использование разноплановых источников, их комплексный и критический анализ дают достаточно полную документальную основу для реализации цели и задач исследования.

Научная новизна исследования обусловливается, прежде всего, целью и задачами работы. Впервые на материалах всего .Дальневосточного региона исследуются основные аспекты формирования и деятельности военных учреждений культуры и органов печати на протяжении более 20 лет в контексте социально-экономического, военного и культурного развития Дальнего Востока Автором использован широкий круг источников, многие из которых были введены в научный оборот впервые. В диссертационной работе впервые анализируются архивные материалы, которые были рассекречены в последние 5-Ю лет, содержащие сведения по организации и деятельности политических органов в условиях мирного и военного времени на Дальнем Востоке, отчеты и донесения учреждений культуры, а также разработки спецслужб разных стран (СССР, Японии, США, Англии) по ведению разведывательной и агита-щонно-пгхшагандистской работы в регионе. На основе выявленных источников автор провел комплексное исследование процесса образования и деятельности военных учреждений культуры и органов печати Дальнего Востока в обозначенных хронологических рамках, всесторонне исследовал факторы и структурировал процесс их работы в условиях мирного и военного времени, дополнил и пересмотрел некоторые выводы отечественной историографии темы исследования.

Прослежена динамика создания и развитая военных учреждений культуры и органов печати и их роль в пропаганде существующего строя.

Восстановлена общая картина организационного оформления и функционирования системы военных культпрсюветучреждений и органов печати в один из самых сложных периодов развития региона в 1922-1945 гг., как самостоятельных структур в комплексе информационно-пропагандистской и культурно-прсюветительной сферы в воинских гарнизонах, показаны особенности этого процесса.

Исследование, во многом, способствует расширению представлений о военных учреждениях культуры и органах печати, выявлено их влияние, роль и вклад в развитии культурных процессов на Дальнем Востоке в различных условиях жизнедеятельности, в довоенные и военные годы, которые рассматривались в комплексе с развитием военночлратегической обстановке в этом регионе.

Научно - пракпиеская значимость исследования. Проведенное диссертационное исследование позволяет воссоздать целостную картину механизма образования и деятельности

22 военных культпросветучреждений и органов печати в 1922-1945 гг. в Дальневосточном регионе. Это позволяет восполнить пробел в историографии истории культуры Дальнего Востока в обозначенном хронологическом периоде. Его материалы могут быть полезны при подготовке комплексного исследования по истории военных учреждений культуры Вооруженных сил России, а также при подготовке публикаций по истории Дальнего Востока СССР, работ монографического плана, посвященных истории отдельных военных учреждений культуры, разработке учебных пособий по кульпрсюветработе. Изложенные в диссертации сведения могут быть полезны в практической работе преподавателей истории, культурологии, а также востребованы в учебном процессе при подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности. Основные выводы работы также можно использовать при сравнительном анализе современных проблем в развитии военных культпросветучреждений и органов печати, корректировке проводимой в Вооруженных силах реформы, которая затрагивает и учреждения культуры, а также при разработке документов, регламентирующих культурно-досуговую работу в новых условиях.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и теоретические положения диссертации апробированы и получили положительную оценку Министерства обороны Российской Федерации и командования Дальневосточного военного округа, научной общественности и практических работников в войсках. Они излагались автором в Главном управлении воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации и управлении воспитательной работы .Дальневосточного военного округа, на региональных и всеармейских научно-практических конференциях, на кафедрах истории, культуры и искусства, культурно-досуговой работы, на ежегодных научно-методических сборах заместителей командиров всех степеней по воспитательной работе, начальников военных учреждений культуры округа, непосредственно перед армейскими работниками культурно-досуговых учреждений в ходе работы в воинских гарнизонах округа.

По некоторым результатам исследования приняты ссютізетствующие решения. В частности, внесены дополнения в учебную программу дисциплины "Теория и история культурно-досуговой работы" на факультете культуры и журналистики Военного университета, Хабаровского государственного института искусств и культуры В Министерстве обороны принята

программа по созданию культурных центров, аналогов тех учреждений культуры, которые были образованы в 1922-1945 гг.

Материалы исследования были использованы при создании музеев: управления и штаба Дальневосточного военного округа, управления тыла Дальневосточного военного округа, гвардейской мотострелковой дивизии в г. Бикин, обновлении экспозиций военно-исторического музея Дальневосточного военного округа, а также опубликованы в историческом очерке «Краснознаменный Дальневосточный», «Тыл Дальневосточного военного округа», «Управление вооружения Дальневосточного военного округа».

Основные идеи и теоретические положения проведенного исследования нашли отражение в 12 публикациях, в том числе в издании Перечня ВАК

Сгруюура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

' ОксшещвіразвигакультурнвВсоруженнькСилахР^^ 1996.G2

2 ЗакшРосшГшйФэдршдм'Оат^

Мишіяраобсроіьі РОссиЪой OqappoujMN Д^ от 13 иатя 1993 г.'Об qxa

РосавТскойФеяеращвґ;ПрішМвві^с)бо^

ных учреждр іий культурьґ'; Приказ Министра обора ы Рооа&жйФещші^Іі2і5аі17пая\99^г/'0]]^хкофіщху^офіщскт

клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федераиии",Прида Мишели обсрэный^

маргга2004г.''ОборгажіюспитшешіойреботьіВооруженнькСшР^^

  1. Военные учревдзви культуры ваДалы км Востоке были предоаапеньіклубащбіі6Ьіоіеками,театраш лами го ликвидации нарамотнссщ, агитунктами, ленівіскими ксмнатами, Домами Красной Армии, Аісамб^ духовышсркестрами.

  2. Территория советсмхо Дальнего Востокас конца 1922 г. по 1926 г. №ніоваласьДашішхлотюйо5ііхіью(ДВД^ кальской, Г^вмурской (до 1923 г.), Забайкальской, Г^ о6ласп>бьгагрео6ртошивДаевалочшйкрай

ли 9 округов: Владпзостокский, Хабаровский с Еврейской автономіюй обласпю (садаа в 1934 г.), Николаевский, Амурсюві, Зенско-

Ащиіский,Сретеш<ицЧишшв^Ка\гштавіиСахад^^

облает УссурвЪш, ЗеГская, Хабзрсто^ Нижнеа\щхз^

Еврейская, Нижі «амурская, Камчатская и Сахалинская и 21 ищи ильных округов: Чукотский и Корякский, кроме этого непхредоюпю

краю были годчи и ы 12 районов и городов, в т.ч. райої и Колымы) и Пршорскийкрая.

5ГорьюійАМСо6^всхтояншвЗОто\их;т.24.-М,1953,-С44Я444.

6ЛeIOT^B.И.OлиIcpaт>peииcкyccIвe.6eиї],-M,1979.-CJ656.

7Осногаіьк палгокегаяссюетсксй военной джц^

Армия», іде дскларірваласміеобходмюстьна^

(<Іфісе MB. Иэо^ньЕпрапведой»М,1984.С79^

завгршааксореяія«3(^хіг.ХХвекаРе^татьіееівшли0пижапЕву<^^

іюй стороны доориньиіеощіокралюуіочншга^

руюшейеёчертойосгашхъершшшияшрешитшлюен^

іьйхаракіфвсеиїй доктрины СССР нашато^^

З^хгссобсівевювотпьюустансвкиссветсшйвое^

ждукрзднькюоьгтйинепраиішіогопошім^

ошібшигрссчеіьігрпігюа исправлять непосредсівапюпс^

войньї гкитегжа вія советской вса п ш докіріньї заклкиа^

пешестью разгромиш его, грв р>ш к безоговсрочі і^ капигулящ

странь; атакже оказаа годдгржку тш содшы шм силам в mix, коїор^

шйС}щесвзующелувСХХР.(Всшш:вдіюю^

8 ДаттрвДРс^К^шАїжшвсовстсммк^

носша-М,19ДПетухшИП.Паглйшсрг^

сюйра5іжі в І^иаюй Армші - M-Jl, 1931; Вашкеин В А ОборсгаС^^

1931; Евдокимов ЕЛ Штиіичєше занятия в Красной Армии. -Л, 1933; Крзузе ЕЙ. Организация гтартийной работы в РККА. -Л, 1933;

МатлинАП. Вояпіо-техигксиекружшвКрааіойАрмии.-М, 1930.

9ЖухоишкийАНаішКроашАрмім.-М.-Л, 1926; С^рювИМьншфывсеобуча-М, 1931.

10ВьринАІ^їхзйяАрмиявбсрьбесїЕфа\)аіноаью.-М, 1925.

'' ПавловотмІШКжКрдашАрмиїшжотооґда 1929.-С12

12Псдаір&лк(іті924гг.)Сііуті^

гг.)

Вашкевич Г. Оборої и СССР и культурі ю-просвеппелы ая работа в щзеае-М-Л,1931;Д^лиііЕОбучхшилшера^гтоаішшчасіей вкаховойкроаюормаской(тюдеяішіссга//і*^хиіо^ іюотшк. -1934.-№74 Род и іов Ф. Крхкая Армга им>зьпса//Кроаі^ гогойП'бЪГяа-фавдмяа-М.-Л, 1929. идр. І4АнгаювМРаб»іее4(ралшисаяКрхішАг^лия//Б^ ваяювагаиразвгашвоеннькооооиетВ2*^ мии:И(лорігксиійоччж//Трупьіа<ааряии.ВьіаІУ.-Харілв, 1940 идр. ''ГлапковИАЛашозадшхфрошитьшвгодьіітижда /Мстогмш<ийжураа--1943.-№1;Олроух^ журвл.-1943.-№10.

  1. ФридЛС. Очеркиго іілоршрззвшия псілишкшзххветтельнойрабітівРОФС^^

  2. Ковалевский ААБсевсйітуш СйшжгііАрлт-

М, 1954;№бежи\1шНФ.Устройст)СоветаоойАрмиа-М, 1954 идр.

18КП<Хи(лрошелылюВоо^жен№^

МД958; Кузьмин Н.Ф. На страже мирного трупа 1921-1940. - М,1959; Конюхооский ВЛ Борьба Коммумспнеской партии за украла ве

КраснсйАрмшвгодашрізгосогтітістишт строив гг.)В2-хч.-М, 1958-1959; Петров ЮПШСС-руководитель

ивосгміаатітьКрааіойАр\іии-МЛ961;Сам^

19 Драмзпгчаский театр Ддщі^лшіш>воешс)гоок^^ 1962; Амурский областной драмагичесюй театр.-Благшщзкк,
1981.; Латышев В. История сахашского театра (1930-1940 it.) - ЮжіоСахалинск, 1982; Комссмсшийча-Амуре театр драмы - Комсо-
\юльск4&-Амуре, 198 МакпідшАА Театр Кр^іоанм

20 Иванов АС Театралы ве искусство Забайкатья иДзіїьшгоВоаокавпсріюдОктяЄрьскойревсшюц
т):Авторсф.канддсс.-М, 1979.

21 Ким Л Соїзетшйі^хйзсийтеатр. -Алма-Ата, 1982.
22КузііецовМС.КультуріюесіроительстюшДа^
Ой риВып.3. -Томск, 1965.

23 КуішковКПечатьатскойКамчшга(19Ш 1958;ЛевчукГ.З.Возникиовавіе и развитие рабселько
ровского движения на Далыкм Востоке(1923-1930іт.)Вопросьі журіатетики-Владивосток, 1970.

24 Назарова Р.Ф. К истории Амурского областного драматического театра (1855-1951 гг.). Сборник студанеских работ Елаговещзсмого
гвдінсг,т.6,1953;ТатуГюАКистоглмсгагагіен^

Рогаль Н. Всегда с народом, с парией! О творчестве гвсателей-даш свосточнимэв (1917-1967 гг.) «Дальний Восток», 1967, № 5; Беляев К Фадеев АА - редактор жур ала «На рубгже» (1935 г.) «Дальний Всстоіо>, 1968, №4; СтарткогаВГ. Художники П^ 1968; Комаїювский БЛ Пуга разшіїия литератур fapoaoB Край *тэСевераиДашио Востока СХСТ

ссшсучеііойстегші,каідфилол.нлук,-N1,1969; КучеряветвдЕ Горький и Дальний Восток. -Владивосток, 1969; ЮрковещаяАЗ.Со-і^ішіяіюваїтие&слшздіоФбщирафичеш^ ш их и іфорліащїміьк попрс&іхгей Авторофцээт

25 Стегснев ВВ. Развитие оодашепмеской культуры во Впадівостогавгодаїредвоеннькгіятхгок.
іц кн 2-Владивосток, I960; Слеш їж ВВ. Партій ш организм

гюрвойттлетки (1928-1933 гг.) Учеїтьіеотіст

тельство в Хабаровском т^ -Хабаровск; 1965; Нефедова СП Культурное строительство на Чукотке (1917-1958 гг.) Автореферат дес га
соїіскучеіюй степени каїщ, исторнзук-Л, 1966;ИЙиовААИзіістоглтиАмурскоготеатрад^^ 1975.-

С299-317; Шаванда АР. Из истории развития хоровой культуры в Забайкалье (1917-1925) //Традиции и современность в культуре народов Далы«то13осгока-Етадттосток,1983 идр

26 Nlai іькгжкм ИЛ, Шафранов 10Л Кушьтяишосш и іспрі^^

О некоторых догмах "краткого курсаШсииісамоо6разоваіііЕ.1989.-№ 8.- С5&63; История и сталинизм; Сб. статей. -М,1991; Борисов Ю, Голубев АТоталитаршм иотечеспивая историяСвободвя мыель.1992-№ 4.-G61-71 идр.

27 Кандаба ВИ Истерта слшжгавяирозвипихудо 1858-1938.-Владивосток, 1985.;МЬіахошСА
БлизкийДащввіГЗостш//СЬаму%іка1987, №^

ньіетрдадавкушуреіародеДащкгоВа

культура ДальнегоІЗостстагадбгжеХК-ХХвекш Ачтор^

28 Каї їдьібаВЛ История становлеіви и развития художееггавюйжизш Даш ire Востока, 1858-193&^

29 Золотарев ОВ. Куяътурно^росзетигедаия работа в Советских Вооружешых Силах: теория и практика (1918 -1991 гг.) Автореферат
дисс на ос»пс уча юй степени докг. «лор. наук» - М, 199 МгзфаиішілиИАКуж.туріюестроиіелктю в Крааюй

Автореферат две. на соиск уча юй степени канд истер, наук. -М, 1993; МаркгаНАКультурно-досуговая работа кжфок^

военшзгужащих, проходащих военную службу по призыву. Содюлогаческий авлиз. Автореферат две. ш соиос ученой степени канд

содюлнзук.Два-М,2Ш1;Шлях№АВ.СоверішЕівова^

зона): Автореферат две ш саек, ученой ставни канд, гедзг. наук. - М,2(ЩДзюбаГ Культур ю-досуговая работа в ва!^

пограничной службы России: сущность, содфжащггутасгаимизаиии:. Автореферат^^

2002 идр.

  1. Климович AT. Роль Красной Армии в трудовой, осцеслтенно-гюлипг кской и культурной жизни страны, 1921 -1941 гг. Автореферат две шсаекут)йсіепешдркт.іЕїор.наук-М,1995.

  2. МатвейчукВЯВсипьЕсркесірьігаТихсок^ Востока Автореферат даос га савкученойстегЕШкшсивкусств. -М.1996.

32БелопизсгаСЕИсіормкультурногостроиіельс^ Авторефератдкххшсствк ученой

степени канд, исюр. наук. -Владивосток, 1992; Иванов АС Дорога длипио в век-Хабаровск 1994. ЧГ299-317; КоролегаВА Ктузьжаль-

наякулыура юга Дальнего Востока России 1917 -1929 тОїфш истории Авторефкрэт две. m саек ученей степени ет -

Владивосток 1996;КудишЕТеатршшьмБіфсбвджая-Біїю&іджаіі, 1996;За^НИИсторисоздаиіясркЕСтргаіпро^

тгогаДалышВостоке//1Утузъпсашйя культура

Матвеева ДА Фортегпинная педагогика и івполниіельстю на Дальнем Востоке в 20е годы<Музыкалыия культура Дальнего Востока и

стран Азшско-Тихоокеш ского репюна. - М: Композитор. 1998. С 8-11;Рожт ЕЛ Музыкашга культуры Дальнего Востокавп^

ликойОїечестаапшваІньї'/Лтуьїкалишкульту^

11-14; Паж»ішААСркіірушіасаКДВО-50л^

сксьТихоокеавксго репюна-М:Комгюзиіф. 1998. С

Восток Рсссш(втораяпшювигаХ1Хчшаю XX ва) Авторе^

ев АД 1тугнв<огаИА Долгая дерогакбеш

33 НейгольбергВ.ЯФунщіонирсшїЕГЕкуссішв 1920-1930ег.-М, 1993.

34 Максименков JIB. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938 гг. -М, 1997.
35ПсооовВМВсшшгюшптаССХТтДадішВссгокевЗО^

36 Гамалей СЮ. Государственная полиша в обласга теаграль^ две насенвкученой степени, канд исгор. наук -Хабаровск2005. 37ПогарцжВВ.СіаіоаленіеиразншЕаілемьірадювещанияшД уча юйстепамкандилф.наук-Хабаровск, 2006. 8БелсивэоваСБ.КультураДалыих)ВсхлокаРосамвуата^ 2Ю1;ДмссвРГ1,ВетчиіікииРР.Культурночіросзетиіелиш

ia Ни Прюмурский гаЕрал-губерштср НЛ Гондатги. -Хабаровск, 1997; Пикалов ЮВ. Очерк истории сошшыюго развили Далыего
Востока России в 1922-1941 гг.-Хабаровск 1999; Ромаї аза ВВ. ЕвреигаДалысм Востоке Росаіи(П пса XLX-Ічет XX ва)-Хабаров
2(ЩЦищшЮНБелседзижегаешДзлышВосто^ 1996.

3911аріітйнз4іолишч(хя<аяработавКрааюй Армии: Докуменіьі 1921-1929 гг.-М, 1981; Партиґискюлиіичеаая Документі. Июль 1929г.-май1941г.-М, 1985.

40 Бухарин НИ Избр. произа -М, 1988; Ворошилов КЕ ОбораиОССР. Избр. статьи, речи, гввьт-М^937;КатигаиМИИзф.гіроизв.в
4-хх-Тт. 1-3(1917-1941 гг.)-М, 1960-1962; Киров СМ Избр. статьи и речи (1912-1934) М, 1957;КуГюышевВВ.Иэф.гтрэиз^
М,1958; Ленин ВИ Поли. соф. сеч в 55 т. Тт. 23-54. - М, 1975; ОрдаюникидеПСОатьииреча^
1957;РыкгаАНСтатьииречи-М-ЛЛ9ДСташгИВ.Оочв26т.Тт.5-^

Тезшдокладе//Известга UK КПГС.П

41 КалигомМИКрсашАрмияисмьгтка//Краашзведа-1924.-2^ 1924
год в военном строительстве. - М,1925; Военные достижения и всшімюлиіические задай Доклад га 54їгиртийн^
ірадскт)всотізгосжруга-М,1926;ГраждшЕШ

Ленинградского с6мшигорксшВШ(б)гоату^ 42Бьішиндусгрішиіьк.О'кркиивсспомиаііия.-\і,1973;ЖуковГХ

глеки строителя. -М, 1972; ОроОрджавікицзе.Вослзмишния, очерки, статьи соїремапвіка5.-\1,1981;ПаіоличевНСИспьпаніЕна зрелость.-М, 1980 и др.

43 Жуков ПС Воспоминаши и размышления. М, 1995; Василевский AM. Дзю всей жизни, -М, 1973; Конев И.С. Записки командующего фралом.-М,Воениздат,1991;РоксссовжйККО^ ^КокориФ.Ф.Всшючіргавватсрсшдеяіешю^ войны (1939-1941)//Автореф. канд две. Tovbk; 19

гшюстСО^(1929-1939гс)Благсшшвк, 1970;ЕГОЖЕФорпостітфое8//Героичсскоггювестіюваш героеаХабзрогск 19733дакшДНПсшгическиесргамипартітйньЕсрга

ной мощи Приморья (1932-1941 гг.)//Автореф. канд две. Влад шесток; 1973;Пашкга AM ДгжшссіьКоммуійЕт^ ГЕчениюбезопааюстдальневосгопькірш развиттгогроизгодоелЕ^катиукреппавгообф^

приганШСХЗгоукреппшіюдашЕгюсточіьіхрубгжейв 1931-1941 гг.//Boeннo^Eropгш<ийжypIHД 1981,№9,с64-69,ХарламовВН. ДгяіешюльвсеннькгиглийньксргаїювДзльнггоВост^ ва в юй войны (1941-1945 гг.)// Автсреф. канд две. М, 1984; Крааіззі шавъгё Дальневосточный ИстормКрзсн^

КраснвнаменньїйДїлшгвосточньїй... - Хабаровск Издяельстю«Хехиир»,2(Ш.

47 История Коммунистической партой Советского СЬктВ6т.ПатиіидаМ,197ф№горияВтор^
Воениздаг.М.1973.

48 50 лет Вооруженных Сип. М, Военшиат, 1968; КПСС и прошеяьаюСЬветскжвосруженньіхсш.М,ІЗоенизіетЛ%7;КП
женных сигах Советского Союза Документ 1917-1981. М,Воеящгщ1982;ССХТвкошєкстемеждунфОі№кошошгшйЗО-хгодж
/Советская внешняя политка 1917-1945 тПоиски новьк подходов. М, 1991

Возникновение и реорганизация системы военных учреждений культуры и органов печати в Дальневосточном регионе после окончания Гражданской войны

Формирование и развитие военных учреждений культуры и органов печати на Дальнем Востоке после окончания Гражданской юйны проходило в условиях хозяйственной разрухи и напряженной военно-политической обстановки в регионе. Вместе с тем такие факторы, как более поздний по сравнению с другими районами страны переход к мирному строительству, отдаленность от центра, сложный национальный состав населения1, обширность территорий, слабая заселенность, пограничное положение региона, неудовлетворительное состояние путей сообщения и средств связи, нехватка кадров, требовали от командования формирований, местных партийных и государственных органов конструктивного подхода к решению многих проблем духовного развития масс. Кроме этого, с особой остротой проявлялось противоречие между передовым существенно-политическим строем, с точки зрения партийного руководства страны, и низким уровнем культуры широких масс трудящихся на окраинах Советской России, в том числе и на дальневосточной.

В этих условиях вопрос формирования и развития военных учреждений культуры в регионе был одним важных в деятельности аппаратов военного управления и. Необходимо было перейти к такой системе организации и культурно-просветительной деятельности, которая не слишком бы обременяла государство, но вместе с тем обеспечивала решение вопросов укрепления идейно-политической, нравственно-эмоциональной и морально-психологической подготовки личного состава в условиях Дальнего Востока, удовлетворяла их духовные запросы2. Основной задачей, было сохранение и создание современных, хорошо оснащенных учреждений культуры, их укрепление, в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

Реформирование военных учреждений культуры в регионе, наряду с радикальным сокращением армии, началось активно проюдиться сразу же после разгрома основных сил иностранных интервентов и внутренней контрреволюции3. Восстановление Советской власти явилось важнейшей политической предпосылкой широкого развертывания культурного строительства в крае целом и в юинских гарнизонах в частности. С окончанием штабных боевых действий в регионе, вместе с реорганизацией и реформированием воинских

формирований и системы военного управления, важной составной частью являлось военно-организаторская деятельность, непосредственное руководство деятельностью военных.

В ходе реорганизации армии активно шла перестройка и политических органов, которые отвечали за проведение партийно-политической работы среди военнослужащих. Безусловно, они решали главную для них задачу - обеспечивали идейное единство в Вооруженных силах, что в то время имело огромное значение.

По указанию ЦК партии была разработана специальная программа политического воспитания личного состава, где содержание работы военных учреждений культуры было подчинено пропаганде правящей политики Коммунистической партии, теории и истории большевизма, разъяснению международных собьпий, задач Советских Вооруженных сил в новых условиях. Важнейшей ее составной частью явилось воспитание бойцов и командиров в духе революционной дисциплины, боевых традиций Красной Армии и своей части. Задачами по-прежнему являлись повышение общей грамотности и культуры красноармейцев, антирелигиозная пропаганда, борьба с «наследием старого быта». Указывая на важность и необходимость деятельности военных учреждений культуры, МБ. Фрунзе подчеркивал, что «мы всю силу нашей Красной Армии, всю ее мощь строим как раз на широко и глубоко развитой и политико-воспитательной работе»4.

Образование и развитие армейских в рассматриваемый период, и в целом культурное строительство в крае развертывалось общими для всей страны путями. Главная роль в этом принадлежала учреждениям. Были уточнены их функции и формы работы в мирное время. Но, в связи с тем, что активные боевые действия в регионе окончились позже, чем в целом по стране, перед командованием, государственными и органами на местах стояла задача в кратчайшие сроки ликвидировать отставание во всех сферах жизнедеятельности и достичь общего уровня развития в государстве. Поэтому деятельность военных учреждений культуры и вся работа начала эффективно здесь в более поздние и сжатые сроки.

Формирование и работа военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в предвоенные годы.

Укрепившись организационно, а также, получив значительный опыт информационно-пропагандистской и культурнекгфосветительной работы после окончания Гражданской войны, военные учреждения культуры в Дальневосточном регионе получили дальнейшее развитие. Наиболее активно они стали формироваться и работать на Дальнем Востоке со второй половины 1929 года в условиях обострения военно-политической обстановки в регионе.

В этот период в стране усиливается культ личности Сталина. Это привело к сталинской интерпретации теории марксизма-ленинизма, где главным тезисом было усиление классоюй борьбы Кроме этого партийным руководством страны было провозглашено о завершении борьбы с оппортунистами и переходе борьбы внутри партии с теми, кто не воспринимал сталинскую позицию, а также необходимость усиления сталинского варианта идеологизации общества, в том числе и армии, как важного его института. В этих условиях происходит усиление агшационно-пгх)пагандистской работы, как составной части идеологической деятельности, одной из форм которой является и культурнсъпреюветительная работа, имеющая специфический характер применения средств и форм идейного воздействия. Это обуславливалось тем, что по содержанию она во многом сливалась с агитационной работой, но имела присущие ей задачи и способы воздействия на сознание личного состава. В единстве разъяснения политики партии, обеспечением решения задач боевой и политической подготовки войск, средствами культурно-просветительной работы осуществлялось эстетическое воспитание военнослужащих. Объектом ее воздействия в большей мере, чем пропаганды и агитации, слу-жилаэмоциональная сфера сознания людей.

Для решения задач по повышению идеологизации военнослужащих партийное руководство постоянно заботилось о широком и эффективном использовании такого мощного средства, как печать, а также возможности учреждений культуры. В этой связи, выполняя требование партийного руководства страны культпросветучреждения и органы печати на Дальнем Востоке совершенствовали содержание, средства, формы и методы работы, обогащались сообразно конкретным условиям и задачам, которые решали вооруженные силы в Дальнево-сточном регионе в довоенные годы.

К концу 20-х годов происходит усиление военной напряженности на Дальнем Востоке.

Руководством страны в целях обеспечения безопасности дальневосточных границ принимается решение образовать Отдельную Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА), командующим которой был назначен В JC Блюхер. В период его командования на Дальнем Востоке уделялось большое внимание отдыху военнослужащих, развитию их кругозора и приобщению к лучшим достижениям культуры. Именно он стал одним из инициаторов образования новых военньк культурно-досуговых учреждений на Дальнем Востоке: Дома Красной Армии в Хабаровске (1930 г.), драматического театра (1932 г.), ансамбля красноармейской песни и пляски ОКДВА (1937 г.), других учреждений культуры . Наряду с боевой подготовкой войск BJC Блюхер придавал большое значение эффективной организации всей системы культурно-досугоюй работы в войсках, понимал важность и необходимость иметь армейские учреждения культуры в суровых условиях Дальнего Востока. Он был убежден, что руко-юдить огромным числом военньк людей, причем людей преимущественно молодых, невозможно, если военачальник стоит в стороне от самых высоких достижений культуры. На всестороннее развитие шучнснтрсісветагельной и культурно-массовой работы в войсках BJC Блюхер нацеливал всех командиров, политорганы, партийные и комсомольские организации. При его личном участии в частях и соединениях ОКДВА развертывалась широкая сеть клубов, библиотек, ДКА Например, в целях дальнейшего развития клубов в юинских частях, в постановлении РВС ОКДВА от 29.04.1932 г., подписанном BJC Блюхером, выдвигалось требование «обеспечить клубами и Домами Красной Армии все гарнизоны из расчета полного охвата минимумом культурно-прсюветительной работы всей красноармейской массы» . Активно стали развиваться шефские связи между учеными, деятелями литературы и искусства, лучшими творческими коллективами Москвы, Ленинграда, Урала и шинами - дальневосточниками. BJC Блюхер был тесно связан с культурно-творческой и литературной жизнью Дальневосточного края. И в этом он видел прямую связь со своей основной деятельностью - строительством мощных Вооруженных сил на востоке страны.

Здесь необходимо отметить, что такое отношение органов военного управления армии к функционированию культагхх:ветучреждений создавало благоприятные условия для их развития на местах. Гарнизонное командование также обращало особое внимание на развитие культпрссветработьі на местах, а также на укрепление и развитие их материальной базы, без которой невозможно было эффективно организовывать работу учреждений культуры. Так, например, в приказе по особому колхозному корпусу от 15.10.1932 г. отмечалось: «Для обеспечения строительства клубов во всех точках и объектах всего зимнего плана завершить закладку фундаментов к середине ноября 1932 г., закончить постройку клубов в 11 гарнизонах к февралю 1933 г.»89. Выполнение поставленных задач позволило в частях корпуса значительно улучшить работу военных учреждений культуры, поднять уровень проведения культурно-прсюветительной работы, повысить ее качество и эффективность.

Проблема укрепления материальной базы культпросветучреждений и всей культурно-просветительной работы особенно была актуальна для отдаленных гарнизонов, которых в крае было значительное количество. Например, командир 57-й стрелковой Уральской дивизии в своем докладе в апреле 1934 г. в вышестоящий штаб отмечал, что в подчиненных воинских частях недостаточно учреждений культуры, что негативно сказывается на развитии кулыпро-светработы и удовлетворении духовных запросов военнослужащих. И, несмотря на то, что в Пуголовском Дацане в текущем году на строительство объектов было выделено 500 000 рублей, часть из которых была использована на клубное и школьное строительство, этого недостаточно. Особое внимание им было обращено на то, что «вопросы боевой подготовки доминируют, но, учитывая отдаленность гарнизона, его оторванность от культурных центров, считает, что иметь Дом Красной Армии и школы важнее в Дацане, чем в Хабаровске»90.

Такая позиция командования позволяла более эффективно решать вопросы строительства новых учреждений культуры, влиять на их деятельность и развитие культпгххжтработа в целом, что положительно сказывалось на укреплении морально-психологического состояния и военнослужащих.

Роль политических органов и военных печатных изданий Дальневосточного фронта в организации и работы в условиях нарастания военной угрозы в дальневосточном регионе

С началом Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке в развитии и укреплении политических органов наступил новый этап, который характеризовался дальнейшим уточнением и перестройкой всей системы партийно-политической работы в условиях военного времени. В этих условиях специфика деятельности политорганов, работа дальневосточных партийных и советских организаций состояла в том, что, будучи самым отдаленным территориальным районом страны, Дальний Восток фактически являлся прифронтовой зоной, в которой в любой моментмогли начаться боевые действия.

С первых дней войны командование и политические органы Дальневосточного фронта развернули масштабную деятельность по превращению региона в единый боевой лагерь. В этих условиях военное руководство всеми вооруженными силами в регионе продолжало осуществлять командование Дальневосточного фронта (ДВФ), восстановленное еще в 1940 году и ставшее главным руководящим органом в регионе. В решении вопросов мобилизации личного состава, укрепления морального духа огромную работу выполняли политорганы Дальневосточного фронта, которые возглавляли член военного совета генерал-лейтенант Ф Л Яковлев и начальник политуправления генерал-майор ПТ. Лукашин, которые в короткие сроки должны были решить вопросы изменения, усиления и повышение эффективности всех средств аішащонно-пропагандисткой работы в условиях военного времени.

В этой связи член военного совета Дальневосточного фронта генерал-лейтенант ФЛ Яковлев, начальник политуправления генерал-майор П.Т. Лукашин, выполняя указания, которые были сформулированы в директиве от 29 июня 1941 г., требовали от всех политорганов, военных учреждений культуры и печати всех уровней усилить партайно-политическую, культурно-просветительную и информационную работу среди личного состава, а также мобилизовать его на образцовое выполнение задач, стоявших перед войсками фронта, на сознательное преодоление всех трудностей, возникших в связи с обстановкой военного времени и угрозой войны на Дальнем Востоке. Учитывая огромные физические и моральные нагрузки на военнослужащих, они совместно с командованием фронта принимали необходимые меры по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих. При их активной поддержке формировались новые культпрсюветучреждения, укреплялась материальная база красноармейских клубов и Домов Красной Армии.

Так, например, несмотря на сложную обстановку, военный совет ДВФ, учитывая необходимость укрепления культурнсьпросветительной и инффмационно-пгюпагандистской работы в отдаленных гарнизонах, к октябрю 1941 г. разрешил сформировать в Приморье три гарнизонных офицерских клуба для танковых дивизий в селах Монастырище, Троицком, северном городке г. Ворошилова, в марте 1942 г. утверждается штат ДКА в Биробиджане. К маю 1942 г. было закончено строительство Дома Красной Армии в г. Александровске - на - Сахалине. Кроме этого, решением политуправления фронта в марте 1942 г. при всех армиях утверждаются штатные ансамбли песни и пляски1.

Наряду с политорганами, на деятельность учреждений культуры особое внимание обращало и командованием фронта В особенности пристальное внимание уделялось развитию профессиональных творческих коллективов. Так, например для развития театрального дела в начале 1942 г. командующий юйсками фронта генерал армии ИР. Апанасенко, член военного совета фронта - секретарь Хабаровского крайисполкома ВКП (б) ГА Борков, корпусной комиссар ФЛ Яковлев, начальник политуправления ДВФ дивизионный комиссар ПТ. Лука-шин направили письменное обращение на имя начальника Главного политуправления Красной Армии армейского комиссара 1-го ранга ЛЗ. Мехлиса о разрешении на организацию стационарного театра ДВФ. Объяснялось это тем, что на гастролирующие коллективы из других регионов страны расходовались большие суммы денег дотаций. Поэтому нужен свой театр, который был бы выгоден экономически2.

Политуправлением фронта, в ведении которых находились все учреждения культуры и органы печати, постоянно направлялась и контролировалась их деятельность. В этой связи в гарнизоны регулярно для проверки их работы направлялись инструкторы политуправления фронта, которые непосредственно на месте изучали и анализировали их деятельность. По итогам работы представлялись отчеты для руководства, где освещались все вопросы, отмечался положительный опыт и недостатки. Так, например, только за период с 1941 по 1943 гг. проверке были подвергнуты до 90 процентов Домов Красной Армии, красноармейских клубов и других учреждений.

Кроме этого, политуправлением ДВФ ежегодно издавались директивы и приказы, в которых определялась работа военных культпросветучреждений на следующий период. Так, на-пример,в 1942г. быш изданы директивы №059 и 066, в 1943 г. №0033 и 031, в 1944 г. №59 и приказ политуправления ДВФ № 065. В этих документах обобщался опыт деятельности учреждений культуры по вопросам укрепления воинской дисциплины, повышения бдительности, воспитания среди рядового, сержантского и офицерского состава частей гарнизонов мужества, бесстрашия и стойкости, используя богатейшие традиции героического прошлого русского народа. Требовалось усилить устную агитацию и пропаганду, а также перестроить работу ДКА и клубов в условиях военного времени. Безусловно, издание таких документов в значительной степени активизировало работу командиров, политорганов, учреждений культуры в организации и проведении культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской, военно-массовой и спортивнсквдоровительной работы в воинских частях и гарнизонах. Кроме того, позволяло создавать условия и планировать работу культпросветучреждений на перспективу.

В годы войны наиболее ярко была проявлена деятельность политорганов при подготовке и ведении боевых действий по разгрому японской армии на Дальнем Востоке. Перед ними встали новые задачи, в особенности в подготовительный период.

Перед началом боевых действий с японской армией, в деятельности политорганов были существенно проведены структурные и штатные изменения, произошло качественное их наращивание и увеличение.

Похожие диссертации на Формирование и деятельность военных учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа