Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Дегтеренко, Людмила Николаевна

Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты
<
Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дегтеренко, Людмила Николаевна. Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дегтеренко Людмила Николаевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2010.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/167

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДУХОБОРЧЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 37

1.1. Исторические причины и идейные предпосылки возникновения и развития духоборчества 37

1.2. Социально-правовое положение духоборцев 59

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ДУХОБОРЧЕСКОМ ВЕРОУЧЕНИИ 74

2.1. Учение духоборцев о человеке и обществе 74

2.2. Отношение духоборцев к Русской православной церкви и государству 93

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОБОРЧЕСКИХ ОБЩИН.. 120

3.1. Представления о труде в вероучении духоборчества 121

3.2. Конфессионально-этические представления духоборцев о собственности 132

3.3. Экономическая практика и хозяйственная культура духоборчества 126

Глава 4. КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОБОРЧЕСТВА 163

4.1. Роль семьи и брака в духоборчестве 163

4.2. Проблемы просвещения и школьного образования в духоборческой среде 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188

ПРИЛОЖЕНИЯ 198

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 223

Введение к работе

Актуальность темы. Методология исследования. Историография и источники проблемы

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью объективного изучения истории взаимоотношений государственной власти и Русской православной церкви с оппозиционными официальной православной религии русскими религиозными течениями, в частности, духоборцами. Духоборчество как религиозно-общественное течение представляет собой попытку утверждения нравственных принципов в жизни людей, гуманного отношения к человеку. Эти постулаты духоборцы считали главными в христианской религии, которую они исповедовали.

Русская православная церковь периодически сталкивалась с разного рода отступничеством от тех или иных догматов православия, а во второй половине XVIT в. она претерпела раскол в связи с распространением старообрядчества, роль которого заключалась в «создании новых конфессиональных ценностей, обеспечении возникновения особого типа религиозности».1 Духоборчество имело иную природу. Оно отвергало «внешнюю церковь» и христианское богослужение, а в начале XIX в. отказалось, фактически, и от Священного Писания. Очень важны и социальные аспекты учения этого течения, настаивавшего на равенстве «сынов Божиих».

В конце XIX — начале XX вв. сформировавшиеся гуманистические идеи духоборчества - пацифизм, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества - привлекли внимание Л.Н. Толстого. Он считал, что в духоборчестве проявилось истинное стремление христианской жизни, что последователи течения «с новой силой и сознательностью» обращались к христианским верованиям, к испол- ''Керов В.В. «Се человек и дело его...»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. - М., 2004. - С. 572. нению закона Христа о непротивления злу насилием.' Л.Н. Толстой называл течение духоборцев «примером новой праведной жизни» и писал, что никто из его современников не служил делу мира «действительнее и си ль-нее этих людей»." Великий писатель сыграл активную роль в процессе переселения сторонников течения из России на Кипр и в Канаду. Само участие писателя в судьбе духоборчества вызвало большой общественный резонанс и способствовало известности духоборчества на мировом уровне.

Немаловажным аспектом изучения истории духоборчества является рассмотрение миграционных процессов. Последователи течения подвергались принудительному переселению в соответствии с решениями российской власти. Тем самым они способствовали расселению русских народов на присоединяемых к России сопредельных территориях.

Духоборцы в России были относительно малочисленными, однако в формировании этого течения, как и других, проявились важные тенденции, развивавшиеся в российском обществе в период модернизации. Выявление влияния этих тенденций на вероучение и социально-религиозную практику духоборцев позволило бы уточнить некоторые аспекты цивилизационного развития нашего общества.

Уважение интересов меньшинств и свобода совести являются основополагающими понятиями гражданского общества, процесс построения которого протекает в настоящее время в России. Необходимо учитывать историю взаимоотношений российского общества и российского государства с конфессиональными меньшинствами.

Диссертационное исследование призвано осветить эти проблемы комплексно с учетом изменения исторических условий жизни духоборцев.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XVIII в. по 1914 г., когда в процессе исторического развития ду- 1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1956. - Т. 39 // «Собрание класси ки» Библиотеки Мошкова (ЬіЬлі/Классика) // httpy/az.libiu/l/tolstojJcwjiikolaewidVtext_1200.shtrnl 2 Там же. хоборчества оформлялись и развивались основные положения вероучения, представления об обществе, власти и человеке, труде и собственности, эволюционировало отношение к семье и браку, формировалась система образования. В обозначенный период представители духоборческой общины преодолевали гонения со стороны власти и Русской православной церкви, терпели целый ряд принудительных переселений, но продолжали исповедовать свои взгляды.

Нижняя хронологическая граница определяется второй половиной XVIII в., то есть временем возникновения духоборческого течения и оформления основ его вероучения.

Верхняя хронологическая граница связана с процессом депортации духоборчества в Канаду в конце XIX — начале XX вв., размежеванием течения на относительно самостоятельные направления, вызванного концептуальными разногласиями по вопросу принятия земли в частную собственность, а также революционными событиями 1917 г. и последующими социальными, политическими, экономическими изменениями, трансформировавшими общественное сознание не только адептов духоборчества, но и всего российского общества.

Территориальные рамки исследования обусловлены ареалом проживания духоборцев. Они охватывают территорию Российского государства в пределах границ второй половины XVIII - начала XX вв. с учетом традиционно сложившихся центров распространения духоборчества. Это Тамбовская, Воронежская, Екатеринославская, Орловская и др. губернии, Кавказ. В диссертации освещено вынужденное переселение духоборцев внутри России, а также депортация части представителей течения в Канаду.

Данное исследование не ограничивается только обозначенными хронологическими и территориальными рамками, так как нельзя обойтись без экскурсов в более ранние или поздние хронологические периоды и вне указанных географических границ при изучении духоборчества как религиозно-общественного течения России.

Актуальность темы исследования определяется и степенью научной разработанности проблемы.

В историографии духоборчества можно выделить три периода:

Середина XIX - 1917-е гг.;

1917-конец 1980-х гг.;

Начало 1990-х гг. - по настоящее время.

Границы названных периодов условны, но весьма точно отражают последовательность накопления фактического материала, изменение принципов его анализа и теоретического осмысления, различия в оценках.

Первый этап характеризуется зарождением историографии русского религиозного сектантства, изданием первых работ официальных представителей Русской православной церкви, появлением первых научно обоснованных трудов, авторы которых пытались на основе привлечения источников объяснить причины, сущность, последствия сектантства, дать оценку взглядам противоборствующих сторон.

В историографии и источниковедении XIX в. мы не находим письменных работ, авторами которых являются собственно духоборцы, излагающие основные аспекты вероучения течения. Это связано со спецификой духоборческого мировоззрения, выражавшегося в отрицательном отношении к образованию.

Период середины XIX - начала XX вв. в отечественной историографии характеризуется, в основном, отрицанием концепции сектантства, в целом, и духоборчества, в частности, и официально-охранительным направлением. Светских и церковных авторов, примыкавших к официально-охранительному направлению, объединяла идея обличения антигосударственной и антихристианской направленности духоборчества. А беспристрастные публикации, хоть в небольшой мере не отвечающие официальной, синодальной позиции, до «Высочайшего Манифеста о веротерпимости» 1905 г. запрещались. Соответственно, историографии данного этапа в большей степени присуще негативное отношение исследователей к ука- занному религиозно-общественному течению и отождествление его со старообрядчеством. В трудах этого периода последователи духоборчества называются «раскольниками», а старообрядцев — сектантами.

Тем не менее, в отечественной историографии во второй половине XIX в. появляются первые исследования, направленные на рассмотрение собственно истории, специфики вероучения, хозяйственной этики духоборчества.

Одним из первых исследований истории духоборчества являлся труд О.М. Новицкого «О духоборцах» (1832), студента Киевской Духовной Академии, который видел в возникновении духоборчества влияние западноевропейского квакерства, однако не обосновал своего мнения с опорой на исторические факты. Но став профессором этой же Академии через пятьдесят лет, сам О.М. Новицкий сознался, что дал в первом издании совсем неверные сведения. Тем не менее, в то время книга эта служила единственным источником для знакомства с духоборцами и под ее влиянием духоборцы были зачислены в категорию особенно вредных сект рядом с хлыстами и скопцами.1

Первые фундаментальные труды этого периода, имеющие большое значение для современного исследователя, представлены вышедшими в середине XIX в. в свет книгами епископа Винницкого и ректора Петербургской Духовной академии Макария, впоследствии митрополита Московского, «История русского раскола старообрядства» (1854) и «История Русской Церкви» (1848 - 1855), направленные на обличение «раскола». В своих работах автор рассматривает истоки и причины «раскола» («семена и зародыши»), к которым относит религиозные разномыслия XV в., опи-сывает историю «раскола». Причинами распространения «раскола», к ко- 1 О духоборцах. Сочинение студента Киевской Духовной Академии. - Киев. 1832; О. М. Новицкий. Духоборцы. - Киев, 1882. ~ Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви: в 9 т.- М., 1994-1996. - Т. VI. - С. 214. торому автор относит и сектантство, по мнению митрополита, являются: упадок просвещения и распространение невежества не только в народе, по и в духовенстве, распространение искаженных религиозных книг и отсутствие компетентных людей, знающих греческий язык и способных разобраться в сложившейся ситуации.1

Работы митрополита Макария имеют большое значение для исследования истории духоборчества, поскольку в них максимально полно для соответствующей эпохи отражены анализ причин формирования религиозно-общественных течений, оппозиционных Русской православной церкви, содержание догматики, специфика взаимодействия с государственной властью и церковным аппаратом.

Разработкой обозначенной проблемы среди светских и духовных авторов в указанный период занимались Ф.В. Ливанов, И.Н. Харламов, Н. Варадинов."

Названным исследователям в своих работах удалось представить богатый материал, характеризующий особенности российского законодательства XIX в. и социально-правовое положение сектантства, в том числе и духоборчества.

Ф.В. Ливанов своим трудом «Раскольники и острожники» преследовал цель разоблачения «раскола» и сектантства. В своей книге он видел оружие в борьбе с «заблуждениями» их последователей. В труде Ф. Ливанова освещена история духоборчества от возникновения течения до 1840-х гг. При всей предвзятости отношения Ф.В. Ливанова к духоборчеству, сама работа имеет значение для исследования в связи с тем, что содержит 1 Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. - С. 312.

Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. - СПб. - М., 1872. - Т. 1.; СПб. - М., 1872. - Т. 2; Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. — СПб., 1863. - Восьмая дополнительная книга: История распоряжений по расколу; Харламов И.Н. Духоборцы // Русская мысль. - 1884. - №11 - 12. важные этнографические материалы, отражающие различные стороны бытовой жизни представителей течения.

Богатый материал, характеризующий особенности российского законодательства XIX в. и социально-правовое положение старообрядчества и сектантства, в том числе и духоборчества, содержится в исследовании Н.В. Варадинова «История Министерства внутренних дел». Несмотря на то, что сам Варадинов, будучи чиновником особых поручений при Министре внутренних дел, относился к религиозным течениям, оппозиционным официальному православию, отрицательно, его труд, благодаря обилию документальных сведений и архивных данных, является чрезвычайно ценным для изучения истории духоборчества.

Представителям официальной историографии противостояли народнические авторы И. Юзов (И.И. Каблиц)1 и И.Н. Харламов. Идеализируя русское крестьянство, авторы-народники стремились отыскать в нем антиправительственный дух, указывали на роль последователей старообрядчества и сектантства в изменении к лучшему существующего строя общественной жизни.

И. Юзов сформулировал мысль о социально-политических, а отнюдь не религиозно-обрядовых факторах возникновения русского сектантства и в том числе духоборчества.

И.Н. Харламов дал развернутую характеристику первым руководителям духоборчества Силуану Колесникову (1750 — 1775), Иллариону По-бирохину (1775 - 1785) и Савелию Капустину (1790 - 1818/1820), затронул проблему взаимоотношения с властями, объяснил особенности мировоззрения той социальной среды, в которой возникло течение. Исследование И.Н. Харламова ограничивается 1805 г., но, тем не менее, содержит некоторые этнографические сведения, необходимые для описания семейно-бытовых традиций течения. 1 Юзов И.И. Русские диссиденты. Староверы и духовные христиане. - СПб., 1881.

Немаловажной особенностью работ И. Юзова и И.Н. Харламова дискуссия о проявлении в вероучении и социальной практике течения духоборцев религиозного рационализма. С точки зрения И. Юзова, религиозный рационализм в духоборчестве проявился в высоком уровне развития нравственности у последователей течения, в стремлении организовать свою жизнь на общинных началах, на глубоком уважении к личности и вытекающей из этого идеи равенства людей.1 И.Н. Харламов, напротив, утверждал, что наличие «общинноустроительных попыток» не является основанием для причисления духоборчества к рационалистическому на-правлению." В противовес И. Юзову он называет течение мистическим и ссылается на ключевой концепт вероучения духоборцев, по которому человек объявляется «обоготворенной личностью», и следующим за ним положением о социальном равенстве людей. Однако постулаты вероучения и социальная практика, по мнению Харламова, часто противоречат друг другу. Так, например, в учение о человеке как носителе божественной сущности проникает мысль о греховности природы человека. Расхождение между вероучением и реальной жизнью подтверждает и социальное развитие духоборческой общины: идея социального равенства подменяется образованием внутриконфессиональной иерархии, а хозяйственное развитие общины сопровождается экономическим расслоением.

Стремление к идеализации духоборчества проявляется в работах А.С. Пругавина. Тем не менее, особого внимания заслуживает собранный им богатый фактический материал, который намного шире характеризовал состояние сектантства, чем материалы правительственных чиновников, не говоря уже о представителях официальной церкви.'

Существенными исследованиями в области экономической деятельности духоборцев и хозяйственного освоения ими районов Закавказья яв- 1 Юзов И.И. Русские диссиденты. - С. 125-128. 2 Харламов И.Н. Духоборцы // Русская мысль. - 1884. -№11. - С. 142-144. 3 Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. - М., 1905. ляются работы Х.А. Вермишева «Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии», Н.А. Абелова «Экономический быт государственных крестьян Елисавет-польского уезда Елисаветпольской губернии», В.П. Бочкарева «Карсская область», A.M. Аргутинского-Долгорукова «Борчалинский уезд Тифлисской губернии в экономическом и коммерческом отношениях». '

Описания локального развития Закавказского региона второй половины XIX в. обладают большой исторической ценностью в отношении изучения принципов ведения хозяйства духоборцами.

Важным моментом в историографии духоборчества данного периода следует обозначить полемику между православным миссионерством, наиболее ярким представителем которого являлся В.М. Скворцов, и сторонниками Л.Н. Толстого — В. Ольховским, Л.А. Сулержицким, П.А. Дементьевым, П.И. Бирюковым, В.Г. и А.Г. Чертковыми, О.М. Бодянским и др.

Чиновник обер-прокурора, известный миссионер, православный публицист, редактор «Миссионерского обозрения» В.М. Скворцов в публикациях «О переселенческом движении в Америку среди закавказских «духоборов — постников», «Духоборы в Америке и граф Л.Н. Толстой», «Еще раз о духоборцах в Канаде» высказывает официальную позицию по отношению к духоборчеству, дает ему отрицательную оценку как соци- ! Вермишев Х.А. Экономический быт государственных крестьян в Лхалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. - Тифлис, 1886. - Т. 3.; Абе-лов Н.А. Экономический быт государственных крестьян Елисаветпольского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края.- Тифлис, 1887. - Т. 7.; Бочкарев В.П. Карсская область // Район Тифлисско-Карсско-Эриванской железной дороги в экономическом и коммерческом отношениях. -Тифлис, 1897; Аргутинский-Долгоруков A.M. Борчалинский уезд Тифлисской губернии в экономическом и коммерческом отношениях // Район Тифлисско-Карсско-Эриванской железной дороги в экономическом и коммерческом отношениях. - Тифлис, 1897. ально-религиозному течению и обвиняет его адептов в анархизме, а связь с Л.Н. Толстым расценивает как пропаганду «толстовско-анархического лжеучения». Негативное отношение к духоборчеству, пронизывающее все работы В.М. Скворцова, не мешает современному исследователю увидеть в них содержание социальных идей, особенности вероучения, перипетии депортации в Канаду и сложности, возникшие в процессе адаптации переселенцев к новому этнокультурному окружению, в другое государство.

Опубликованные на рубеже XIX — XX вв. в периодической печати статьи и мемуары сторонников философии Л.Н. Толстого и одновременно участников переселения духоборчества в Канаду Л.А. Сулержицкого, П.А. Дементьева (Тверского), П.И. Бирюкова, В.Г. и А.К. Чертковых, О.М. Бо-дянского и др. направлены в защиту духоборчества. Они содержат обширные сведения о трудностях переселения и процессе адаптации духоборцев в Канаде, передают особенности отношения к ним Л.Н. Толстого."

В связи с тем, что работы названных авторов отражают полемику по религиозным вопросам, выражают мнение официального политического курса в отношении духоборчества, документально фиксируют события из истории течения и передают колорит своей эпохи, они могут быть также отнесены к категории источников по истории религиозно-общественных течений.

Заметный вклад в изучение темы религиозной жизни русского общества внес П.Н. Милюков, который к причинам «раскола» относит «нацио- 1 Скворцов В. О переселенческом движении в Америку среди закавказских «ду хоборов - постников» // Миссионерское обозрение. - Март, 1899. — С. 318; Скворцов В.М. Духоборы в Америке и граф Л.Н.Толстой // Миссионерское обозрение. - СПб., 1900. - 2-ое издание журнала. - С. 3-11; Скворцов В.М. Еще раз о духоборцах в Канаде // Миссионерское обозрение. - СПб. -Январь 1901 г. - Год б. - С. 147. 2 Сулержицкий Л.А. В Америку с духоборами (из записной книжки). - М., 1905; Дементьев (Тверской) П.А. Новые главы духоборческой эпопеи. - СПб., 1901; Бирюков П.И. Духоборцы. Сборник статей, воспоминаний и других документов. С приложением духоборческих псалмов. - М., 1908. нализацию» русской церкви и формализм русского благочестия, оценивает «раскол» как чисто религиозное явление, лишенное социального протеста. 1 Как указывает П.Н. Милюков, влияние протестантизма в XVI - XVII в. на появление сектантства в России было слабым, и объясняет этот факт пониженным интересом русских к реформационным процессам Европы, низким уровнем просвещения общества, неразвитостью книгопечатного дела в России в этот период. С его точки зрения, причины появления и распространения сектантства имеют, скорее всего, субъективный характер: сектантство является «естественной стадией развития народной веры», «признается самобытным и национальным продуктом», а процесс религиозного развития представляет собой естественный переход от крайних беспоповских старообрядческих течений в сектантство путем «постепенной спири-туализации религии, ... перехода религии обряда в религию души».

Концентрируя свое внимание на психологических аспектах «раскола» и русского религиозного сектантства, П.Н. Милюков рассматривает духовность и стремление к саморазвитию как из важнейшие стороны мировоззрения адептов данных течений, что является основанием для воссоздания в исследовании тех мотивов, которыми они руководствовались в религиозно-обрядовой, социально-бытовой, экономической и познавательной деятельности.

В этот же период в отечественной историографии продолжается работа по исследованию социально-правового положения старообрядчества и сектантства (А. Введенский, В.И. Ясевич-Бородаевская), что было обусловлено либерализацией политики российских властей в отношении названных течений и соответствующими изменениями российского законодательства." 1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1994. - Т. II. - Ч. 1. -С. 102-112,82-94.

Введенский А.И. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов: 1) Высоч. указы, манифесты, постановления. 2) Распоряжения М-ва внутрен.

Сборник действующих законоположений в отношении старообрядцев и сектантов, составленный доктором богословия А. Введенским, затрагивает период правления Николая II. Здесь представлены высочайшие указы, манифесты, постановления, распоряжения Министерства внутренних дел, распоряжения Министерства народного просвещения, определения св. Синода и др. «Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии» В.И. Ясевич-Бородаевской представляют собой ценный источник по истории религиозных течений, в том числе и духоборческого, в России в XIX — начале XX в.в. В нем собраны разнообразные материалы, затрагивающие социальное и правовое положение преследуемых религиозных течений христианства. Здесь на основе документов характеризуется их уклад жизни, традиции и обычаи. Ценность работы заключается в том, что автор книги пользовалась не только архивными источниками, но в течение 25 лет тесно общалась с так называемыми «раскольниками», исследуя их быт и взгляды. Книга свободна от штампов господствующей Церкви, более того, автор симпатизирует многим религиозным группам, показывая их историческое и культурное значение. В.И. Ясевич-Бородаевская рассматривала возникновение сектантства в России как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену отжившей религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества. Особое место в работе отведено анализу религиозного мировоззрения и нравственных убеждений Льва Толстого.

В этот же период В.Г. Богораз (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан) пишет для русской прессы серию этнографических очерков о жизни общи- дел. 3) Распоряжения М-ва нар. просвещения. 4) Определения св. Синода. 5) Ст. Уго-лов. уложения. 6) Ст. Общ. положения о крестьянах. 7) Прил. - Одесса, 1912; Яссвич-Бородаевская В.И. Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. С приложением статей закона и высочайших указов. - Спб., 1912. ны духоборов в Канаде, казавшихся многим выражением идеала «крестьянского социализма». В 1904 г. эти очерки выходят отдельной книгой «Русские в Канаде».1

Таким образом, в историографии XIX в. — 1917 г. были заложены основы изучения мировоззрения, социально-правового положения, хозяйственной деятельности и быта духоборчества; сформировались различные точки зрения на факторы возникновения этого течения, его характер.

Советский период историографии сектантства детерминирован фор-мационным подходом к анализу исторических событий и марксистско-ленинскими принципами понимания истории. Взгляды историков привлекали экономические аспекты развития Русской православной церкви, религиозно-общественных течений, оппозиционных официальному православию. Именно рассмотрение экономических аспектов развития Русской православной церкви и религиозно-общественных течений значимо в характеристике представлений их последователей о труде, собственности, моральных принципах трудовой этики. Отличительными чертами всех исторических исследований советской историографии является формирование двух противоположных оценок в действиях Российского государства по отношению к духоборчеству. Согласно первой из них, действия государства в пореформенный период по отношению к инакомыслящим трактовались как прогрессивные, согласно второй — действия оппозиционных православию течений рассматривались как антимонархические и оказывающие пассивное сопротивление царскому режиму.

Важную роль в исследовании истории сектантства играют работы В.Д. Бонч-Бруевича «Волнения в войсках и военные тюрьмы», «Раскол и сектантство в России», «Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в.», излагающие основные тенденции развития старообрядчества и

Тан В.Г. Русские в Канаде //Русские ведомости. - 1903. —№335. «духовного христианства», в том числе духоборчества.1 В названных работах автор проводит анализ причин появления старообрядчества и сектантства, дает сравнительную характеристику их сущности, указывает, что идеологической основой появления сектантства стало беспоповское направление старообрядчества, раскрывает специфику распространения, социального состава, догматики различных согласий старообрядчества и русского сектантства.

Ключевой чертой исследований В.Д. Бонч-Бруевича является трактовка сущности духоборчества через призму классовой борьбы, а подход к изложению их истории определяется ленинской постановкой вопроса о крестьянстве как союзнике в революционной борьбе.

Среди работ советского периода следует выделить «Историю русской церкви» Н.М. Никольского, в которой исследователь уделяет особое внимание истории сектантства, в том числе и духоборчества." Русское сектантство, в том числе духоборчество, он трактовал как социально-религиозный феномен, сформированный ростом торгового капитала.3

Весомый вклад в изучение истории духоборчества в советский период внес А.И. Клибанов, который в работах «История религиозного сектантства в России» и «Народная социальная утопия в России» определяет названное движение «религиозной формой общественного протеста против господствующей церкви и санкционируемого ею строя феодального клас-

Бонч-Бруевич В.Д. Волнения в войсках и военные тюрьмы. - Петроград, 1918; Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях- Петроград, 1918. - Ч. I.; Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России //Бонч-Бруевич В.Д. Избр. соч.: в 3 г.- М., 1959.-Т. 3. 2 Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985. 3 Корзун М. С. Русская православная церковь на службе эксплуатторских клас сов, X век - 1917 год. - Минск, 1984. сового господства», рассматривает его появление как свидетельство «пробуждения общественной мысли крестьянства» в XVII — XVIII вв.1

При изучении духоборческого течения А.И. Клибанов сконцентрировал внимание на характеристике религиозно-реформационного направления в русском сектантстве, развивавшегося в среде крепостного крестьянства, и указывал на глобальные изменения в духовной культуре, оценивая его как движение от мировоззрения средних веков к мироощущению нового времени. Идейную основу такого движения автор видел в утверждении суверенности человека и понимании его как личности.

А.И. Клибанов дал комплексный анализ предпосылок и причин появления сектантства, привел типологию религиозных сект, выявил регионы распространения, социальный состав и численность, а также основы вероучения, социально-экономической деятельности, характер взаимоотношений с государственной властью и православной церковью.

Опираясь на широкую источниковую базу, исследователь изложил историю формирования духоборчества, проанализировал основные аспекты его социально-экономической деятельности, причины социальных конфликтов среди духоборцев, подробно остановился на принципах взаимоотношений с российским правительством, обзорно описал степень влияния Л.Н. Толстого на формирование вероучения духоборцев и назвал причины депортации духоборцев в Канаду.

В общем, в трудах Н.М. Никольского и А.И. Клибанова развивается точка зрения исследований второй половины'XIX в., согласно которой духоборчество рассматривается как течение рационалистического направления, основой^ религиозной идеологии которого является критика учения церкви о Троице и Христе, выработка начал гуманистической мысли — «утверждения человека, равенства народов и вер», попытка перевести ре-

Клибаиов А.И. История религиозного сектантства в России. — М., 1965. — С. 35-56. лигиозные понятия на язык человеческих понятий и чувств, на язык человеческой морали.1

В ряду исследований советского периода, посвященных истории духоборчества, следует назвать и работы Л.Л. Меликсет-Бека, И.А. Малаховой, П.Г. Рындзюнского, З.И. Поракишвили, Л. Немира. Проблематика их исследований концентрируется вокруг подробного описания особенностей вероучения, религиозной деятельности, хозяйственной этики, культуры, отношения к войне и миру духоборческиЗх общин."

Рассмотрение истории духоборцев в советский период было продолжено и представителями Русской православной церкви. Так, Совет Высших богословских курсов в 1926 гг. утвердил ученую степень кандидата богословия, священника М.И. Смирнова за диссертацию «Духоборцы: очерк секты и разбор ее вероучения».

История течения духоборцев исследовалась и в эмигрантской среде, в частности Н.А. Бердяевым. В своей работе «Духовное христианство и сектантство в России» Н.А. Бердяев рассматривал характерные черты и роль в истории России духовного христианства как рационалистического

Никольский Н.М. История русской церкви. - С. 306-307; Клибанов Л.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1973. - С. 44, 68. " Меликсет-Бек Л.Л. Из истории духоборов в Грузии // Труды Тбил. гос. ун-та. -1963. - Т. 78; Малахова И.А. Духовные христиане. - М., 1970; Малахова И.А. Роль исторической памяти в сохранении этнорелигиозной общности // Информационный бюллетень №1 (10). - М., 1991. - С. 23- 28; Малахова И.А. Сто лет вне войны // Наука и религия. — 2000. -№6. — С. 37-41; Рындзюнский П.Г. Антицерковное движение в Тамбовском крае в 60-х гг. XV1I1 в. // Вопросы истории религии и атеизма- М., 1954. - Т. П.; Поракишвили 3. И. Духоборы в Грузии. -Тбилиси, 1970; Немира Л. Отчего сталась плакун-трава? //Наука и религия. - 1988. -№№ 2,4,5. 3 Мазырин А., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920-1930-Х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия Митрополиту Сергию (Старгородскому) // Вестник ПСТГУ. - Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2009. - Вып. II: 3(32). - С. 105. направления в сектантстве. С его точки зрения, духовное христианство -течение жизненное и «более народное, чем культурное». Это определенные слои русского общества, почувствовавшие невозможность дальше жить в неправде и безбожности мирской жизни. К последнему типу людей принадлежит Л.Н. Толстой. Общим началом в сектантстве, по мнению Н.А. Бердяева, является нравственное совершенствование, исполнение божественного закона. Духовное христианство, в том числе и духоборчество, - это религиозное движение, в котором «сошлись религиозные искания в низах русской жизни с религиозными исканиями в ее вершине, в Л.Н. Толстом».

В постсоветской историографии количество исследований истории духоборчества ограничено.

Отдельные аспекты религиозной идеологии и деятельности, а также специфика социального статуса и взаимоотношений духоборцев с местным населением, их культурно-бытовые особенности развития, черты психоло-

Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство в России // Николай Бердяев. Собрание сочинений: в 3 т.- Париж, 1989. - Т. 3: Типы религиозной мысли в России. - С. 441 - 462. 2 Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство. - С. 457. гии и поведения в Закавказье рассматривается в работах И.В. Долженко, С.А. Иниковой, О.Н. Прокопец, Д.И. Исмаил-Заде, И.А. Малаховой.1

Значимым в современной историографии исследованием истории духоборчества является коллективный труд сотрудников Института этнологии и этнографии РАН (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН) «Русские старожилы в Закавказье: молокане и духоборцы», представляющий собой исследование, находящееся на рубеже этнологии и экологии человека, поскольку в нем содержится анализ традиционных систем жизнеобеспечения этнических коллективов в природных и социально-культурных условиях их обитания, описывается влияние сложившихся этноэкологических взаимосвязей на здоровье людей и естественное воспроизводство этнических групп, а также рассматривается этнокультурная специфика использования этносами природной силы и особенности их воздействия на эту среду."

В книге И.Я. Семенова «История закавказских молокан и духоборцев», рассчитанной на широкий круг читателей, дается краткий историче-

Должснко И.В. История переселений и основание русских селений в Закавказье // Русские старожилы в Закавказье: молокане и духоборцы. — М., 1995; Иникова С.А. Взаимоотношения и хозяйственно-бытовые контакты кавказских духоборцев с местным населением // Духоборцы и молокане в Закавказье. - М., 1992; она же. С обеих сторон - любовь, слово - закон // Родина. - 1996. - № 3; она же. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // Миссионерское обозрение. — 1999. - № 5; она же. Роль «толстовства» и толстовцев в движении кавказских духоборцев 1890-х гг. // Толстовский сборник — 2000: Мат-лы XXVI междунар. Толстовских чг. — Тула, 2000. - Ч. 2; Прокопец О.Н. Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в Тульском крае. — Гула, 2000; Исмаил-Заде Д.И. Административно-правовой статус русских переселенцев (раскольников и сектантов) в Закавказье // Русские старожилы в Закавказье: молокане и духоборцы. - М., 1995; См. также: Малахова И.А. Роль исторической памяти в сохранении этнорелигиозной общности // Информационный бюллетень / Центр социологических исследований АОН при ЦК КПСС. - М., 1991. - № 1 (10); Малахова И.А. Сто лет вне войны // Наука и религия. -2000.- № 6. 2 Русские старожилы в Закавказье: молокане и духоборцы. - М., 1995. ский обзор зарождения и распространения молоканского и духоборческого вероисповеданий. Излагаются их основные догматы. Рассказывается о тяжелой участи, выпавшей на долю сторонников этих религиозных течений, «мечтающих создать такую религию, которая помогла бы им уйти от мира насилия и рабства, возродить «божию правду» и построить счастливое общество равноправных людей».

А. Беженцева в работе «Страна Духобория» в публицистическом стиле освещает особенности исторического развития течения, но необоснованно называет учение духоборчества христианско-протестантским." Исследование А. Беженцевой обладает значимостью для раскрытия проблемы эволюции течения в связи с представленным в нем этнографическим и фольклорным материалом современного духоборчества.

Т.Н. Абрамовой, Никитиной Н.Е. продолжается этнографическое изучение современных духоборцев.

Отдельные упоминания истории духоборчества, а именно некоторые сведения о семейном и общественном быте, религиозных верованиях, на- 1 Семенов И.Я. История закавказских молока и духоборцев. - Ереван. 2001. 2 Беженцева А. Страна Духобория. - Тбилиси, 2007. 3 Абрамова Т.Н. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области, август 1990 г.) // Известия Ростовского областного музея краеведения. — Ростов-на-Дону, 1997. — Вып. 7; она же. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. - Ростов-на-Дону, 2000; она же. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области) // Известия Ростовского областного музея краеведения. - Ростов-на-Дону, 2004. — Вып. 11; Никитина СЕ. О заговорах в культуре духоборцев и молокан (на материале полевых исследований) // Заговорный текст: Генезис и структу ра. -М., 2005. родной этике, содержатся в монографии Института этнологии и антропологии РАН «Народы и культуры».1

В западной историографии за редким исключением" исследуется лишь канадское духоборчество.

Шведский дипломат, второй секретарь посольства Швеции в Литве Хедвиг Лом в научном докладе «Духоборы в Грузии» поднимает проблему существования современной духоборческой общины в Грузии. С этой целью характеризует основные причины существующей ситуации, историю духоборческой общины в Грузии и социально-экономический обзор региона Самцхе-Джавахети и Ниноцминдского района, в частности.4 Работа X. Лом важна для воспроизведения социально-экономического положения духоборцев, оставшихся в России после депортации основной массы последователей течения в Канаду.

Документально оформленные заявления об отношении Русской православной церкви к духоборчеству в современной исторической литературе отсутствуют, но отдельные сведения по существу этого вопроса содержатся в существующих научно-публицистических статьях. Так, например, Н.В. Сомин в статье «Духоборы» и С.А. Иникова в публикации «Проблемы этноконфессиональных групп духоборцев и молокан» указывают, что веротерпимость — основной принцип взаимоотношений между Русской православной церковью и духоборцами.5 1 Народы и культуры / отв. ред. серии Тишков В.А., Симченко Ю.Б. - М., 1997. 2 Лом X. Духоборы в Грузии: Исследование Вопроса Земельной Собственности и Межэтнических Отношений в районе Ниноцминда. - Flensburg, 2006. 3 Holt S. Terror in the Name of God. — Toronto, 1964; Woodcock G., Avacumovic I. The Doukhobors. - Toronto, N.Y., 1968; Tarasoff K. Plakun Trava: The Doukhobors. - Grand Forks, 1982; etc. 4 Хэдвиг Лом. Духоборы в Грузии: Исследование Вопроса Земельной Собствен ности и Межэтнических Отношений в районе Ниноцминда. - Flensburg Germany, 2006. 5 Сомин Н.В. Духоборы // Христианский социализм как русская идея. Патриоти ческие ресурсы России // ; Иникова С.А. Проблемы этнокон-

Подводя итог анализу историографии духоборчества, нужно отметить, что основные направления исследований концентрируются вокруг отдельных тенденций развития течения (изучения духовной и материальной культуры, специфики их вероучения, полемики по религиозным вопросам с государством и Русской православной церковью, взаимоотношений с представителями иноэтнических и инокультурных социальных групп, особенностей экономического развития и т.п.). Уделено также внимание к истории течения в отдельных регионах. В исследованиях освещаются исторический, социологический, философский и религиоведческий аспекты.

Рассмотрение историографии проблемы свидетельствует и об углублении теоретического уровня исследований, расширении их источниковои базы, территориальных рамок и проблематики.

Однако анализ степени изученности проблемы свидетельствует о необходимости исследования вопроса эволюции вероучения духоборчества и выявления модернистских аспектов в социальной практике течения.

Таким образом, проблема изучения духоборчества как религиозно-общественного течения второй половины XVIII - начала XX вв. достаточно актуальна в научном, практическом отношении в связи со значимостью явления для российской истории религии и культуры.

Актуальность обозначенной проблемы определяет цель исследования, которая заключается в выявлении особенностей эволюции вероучения и выяснении модернизационных аспектов в духоборчестве как религиозно-общественном течении в России во второй половине XVIII — начале XX вв.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - охарактеризовать исторические причины и идейные предпосылки возникновения духоборчества; фессиональных групп духоборцев и молокан // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. — М.5 1998. - С. 84-104. уточнить особенности социально-правового положения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.; раскрыть специфику учения духоборцев о человеке и обществе; проследить эволюцию представлений духоборцев о Русской православной церкви и государстве; выявить отношение к труду и собственности в вероучении и практической деятельности духоборцев; выявить особенности отношения духоборцев к семье и браку; раскрыть проблему просвещения и школьного образования в духоборческой среде.

Актуальность проблемы, цели и задачи исследования обусловливают объект и предмет исследования.

Объектом исследования является духоборчество как религиозно-общественное течение России во второй половине XVIII - начале XX вв.

Предмет исследования - эволюция вероучения и модернизационные аспекты в религиозной и социальной практике духоборчества.

Источникоеая база исследования определяется спецификой избранной темы.

Многоплановость темы предопределила использование широкого круга различных источников, которые представлены двумя группами -опубликованными материалами (нормативно-законодательными, делопроизводственными, статистическими материалами, документами публицистического характера, эпистолярным наследием и мемуарной литературой) и документами архивного хранения.

Нормативно-законодательные источники представлены актами, регулировавшими социально-правовой статус духоборцев, регламентировавшими их религиозные и общественные права, а также раскрывавшими цели и принципы конфессиональной политики правительства.

Законодательные акты в данном исследовании цитируются по изданиям «Полного собрания законов Российской империи» (1649 — 1825, 1825 — 1881, 1881 — 1913) , «Сборника правительственных сведений о раскольниках», «Собрания постановлений по части раскола», составленных В. Кельсиевым", а также «Актов, относящихся к истории раскола в XVIII в.».3

Одним из недостатков «Полного собрания законов Российской империи» является то обстоятельство, что его составители точно не определили понятия «закон», поэтому включили в него ряд документов, имеющих прецедентный характер.4 Для исследования, напротив, такая особенность является ценнейшим свойством собрания. Так, императорский указ 21 июня 1803 г., данный на имя тамбовского губернатора Палицына, не только затрагивал права местных духоборов, но и содержал наставления всем губернским начальствам о том, как поступать с «раскольниками», и фактически являлся первым публичным письменным источником, в котором была выражена официальная позиция в отношении конфессии.3

В связи с тем, что действия в отношении старообрядцев и сектантов имели секретный характер, особенно во второй четверти XIX в., большинство распоряжений правительства было тайным. Поэтому соответствующие законы и подзаконные акты не были включены в «Полное собрание 1 Полное собрание законов Российской империи // Электронный фонд Российской национальной библиотеки // htlp://

Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кель-сиевым. — Лондон, 1862. — Вып. 1-4; Собрание постановлений по части раскола. — Лондон, 1863. 3Акты, относящиеся к истории раскола в XVIII в. // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - М., 1889.-Кн. 2. 4 Ремнев А. В. Проблема «указа и закона» в пореформенной России // Вспомога тельные исторические дисциплины-М. - Л., 1987. -Т. XVIII. -С. 175-189. 5 ПСЗ (I). Т. XXVII. № 20629 законов Российской империи». В.И. Кельсиев, революционер, эмигрант, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, объединил все секретные распоряжения МВД, переданные ему А.И. Герценом, в одну книгу «Собрание постановлений по части раскола», которую он издал в 1863 г.1 В общей сложности в «Собрании» оказалось 755 законодательных актов (с 3 февраля 1730 г. по 1 марта 1881 г.), из них 554 (73 %) были изданы в периоды правления Александра I и Николая I.

Эти сведения, по замыслу В.И. Кельсиева, должны были пробудить общественный интерес к староверам и сектантам, притесняемым государством, и мобилизовать самих «раскольников» на борьбу с крепостничеством и царским режимом. Изучение актов, вошедших и не вошедших в свод действовавшего законодательства, позволяет определить декларативную часть политики, а, следовательно, реконструировать стратегию и тактику конфессиональной политики верховной власти.

Эффективность реализации правительственного курса во многом зависела от позиции местных чиновников, степени их квалификации, личных и ведомственных интересов. Поэтому для определения фактического положения старообрядцев и сектантов необходимо тщательное изучение делопроизводственных документов местных органов власти. Указанная группа источников представлена неопубликованными материалами, извлечёнными из архивных фондов (РГАДА Ф.1431 Дела местных судебных учреждений о старообрядцах и сектантах, Ф.7 Госархив. Разряд VII, Ф. 18 Духовное ведомство; ГАРФ Ф.109 III Отделение Его Императорского Величества Канцелярии II Экспедиция 1826 - 1880 гг., Ф. 543 Коллекция рукописей Царскосельского дворца).

Делопроизводственные документы, состоящие из дел, сформированных по тематическому или хронологическому принципу, позволяют проследить механизм реализации политического курса на различных стадиях: от предложения, выдвинутого министерством, до окончательного решения. 1 Собрание постановлений по части раскола. - Лондон, 1863.

Чиновники, заинтересованные в благоприятном восприятии высшим начальством результатов их управленческой деятельности, старались «приукрасить» реальное положение дел. Случаи явного искажения сведений, заведомой фальсификации становятся видны, когда в нашем распоряжении находятся донесения местных чиновников всех уровней, начиная с низшего. Самое выгодное положение дел, разумеется, представлено в ежегодных отчётах высших государственных ведомств. При этом данные источники остаются наиболее ценными для исследователя, поскольку позволяют понять мотивы принятия того или иного решения центральными властями, руководствовавшимися отчётами и донесениями с мест.

Важной составляющей данной группы источников является деловая переписка, которая содержит богатые сведения о деятельности сектантов и о борьбе с «расколом» чиновников и духовенства: об обнаружении «раскольнических сект», об отсутствии у исповеди и святого причастия, о крещениях и погребениях по обрядам сектантов и т.д. Источники данного вида позволяет воссоздать реальную ситуацию на местах (РГАДЛ Ф.1431 Дела местных судебных учреждений о старообрядцах и сектантах; ГАРФ Ф.826 Джунковский В.Ф., Ф.1463 Коллекция отдельных документов личного происхождения).

Значимой группой источников являются «Военно-статистические обозрения Российской империи» 69 губерний и областей Империи, составленные (в 1837 - 1854 гг.) штаб- и обер-офицерами Генерального Штаба, а потом напеченные при Департаменте этого Штаба. Эти обозрения включают в себя: военно-топографические описания; разнообразные сведения о природных условиях, путях сообщения, числе жителей, размещении и движении населения, обычаях, состоянии сельского хозяйства, промыслов, ремесел, промышленности и торговли (с перечнем фабрик, заводов, торговых заведений); характеристика уездных городов; описания духовных, 1 Военно-статистическое обозрение Российской империи- СПб., 1850. - Т. XIII. — Ч. II: Воронежская губерния; Т. XIII. — Ч. I: Тамбовская губерния. — СПб., 1851. учебных, благотворительных учреждений, исторических достопримечательностей.

Ценность названных статистических материалов заключается в том, что отражая сведения о вероисповедании жителей российских губерний, они позволяют установить долю старообрядцев и сектантов относительно общей численности населения региона.

Богатый статистический и фактический материал о духоборческом крестьянском хозяйстве в Закавказье в последней четверти XIX в. содержится в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края». Эта группа источников связана с особой государственной политикой, ставившей своей целью подробное изучение Закавказского региона, его населения и экономического потенциала. Здесь приведена характеристика природно-климатических условий региона, подробно описаны виды хозяйственной деятельности местного населения, представлен полный перечень русских поселений в Закавказье с указанием численности населения в них и принадлежности местного населения к вероисповеданиям. Главным достоинством «Материалов» является определение составителями значимости русских сектантов в хозяйственном освоении края.

Наиболее обширной группой источников являются документы публицистического характера, опубликованные отдельными монографиями, статьями в периодических изданиях («Русские ведомости», «Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни», «Миссионер-

Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. - Тифлис, 1886. - Т. 3.; Тифлис, 1887. - Т. 7. ское обозрение», «Русская мысль», «Искра»1) или содержащиеся в архивных фондах (ГАРФ. Ф.543 Коллекция рукописей Царскосельского дворца; РГАЛИ Ф. Ф.122 Горбунова-Посадова И.И., Ф.194 Елагина КВ., Ф.321 Мельникова-Печерского П.И., Ф.552 Чертковых В.Г. и А.К.; НИОР РГБ, Ф.648 Клибанова А.И., Ф.369 Бонч-Бруевича В.Д.).

К источникам данной группы относятся работы Л.Н. Толстого и его последователей - участников переселения духоборцев в Канаду (П.И. Бирюкова, В.Г. и А.К. Чертковых, О. Бодянского и др.).

Особенностью данного вида источников является отражение общественной полемики авторов проправительственного и просектантского направлений по религиозным и социальным вопросам.

Наконец, одним из самых содержательных видов источников данной группы является религиозная литература, представленная вероучитель-ными произведениями духоборцев. К ним относятся «Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому»" и «Животная книга духоборцев» . «Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому» была впервые опубликована в 1871 г. Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете.

Особое место среди источников данной группы занимает современный англорусский духоборческий журнал «Искра» - официальное издание Союза Духовных Общин Христа (название современного духоборческого объединения переселенцев в Канаде), в котором содержится важная информация о духовной, культурной, социальной жизни как современного духоборчества, так и материалы по истории течения, в частности, обширные сведения о внутренней жизни духоборческих общин, семейно-брачных отношениях, системе воспитания детей, традициях, взаимодействии с представителями других конфессий и государством.

Записка, поданная духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому // ЧИОДР. - М., 1871. - Кн. 2. 3 Бонч-Бруевич В.Д. Животная книга духоборцев. - СПб., 1909.

С.А. Иникова оспаривает объективность информации, изложенной в «Записке», считая, что в ней представлено «учение русских франкмасонов». Однако сопоставление данного документа с более поздним источником духоборческого вероучения — «Животной книгой духоборцев», а именно вопросов о происхождении человека и общества, отношения к духовной и светской властям, труду, браку и т.д., позволяет использовать «Записку» в качестве письменного памятника, фиксирующего первое письменное изложение сущности духоборческой веры. «Животная книга духоборцев» - это совокупность духоборческих псалмов, хранившихся в устной традиции. Это первая и единственная такого объема письменная фиксация сакральных текстов духоборов. Характерной особенностью «Животной книги» является то, что она была составлена специалистом в области русского сектантства, а не представителем духоборческой традиции.

Владимир Бонч-Бруевич (и его жена Вера Величкина), прибыв 1899 г. в Канаду, поселился в селе Михайловка близ Йорктона и «был занят духовной стороной: с помощью Амелеши Каныгина и других почетных ста-ричков посещал села» и записывал «Животную книгу духоборцев»". Наряду с псалмами, это были также «заговоры от порчи, присухи, колдунов и всевозможных болезней». Записи с поездками по местам расселения проводились им до тех пор, пока новые тексты перестали попадаться. Всего он записал более 1000 псалмов и других текстов. Псалмы отпечатал книгой, а заговоры, как сообщали сами духоборы, чтобы «не показывать темноту духоборцев, выбросил, как ненужный хлам».

Как утверждает в предисловии к «Животной книге» В.Д. Бонч-Бруевич, о составлении сборника его попросили сами духоборцы, выве- 1 Иникова С.А. Духоборцы // Православная энциклопедия. - М., 2008. - Т. XVI. - С. 365. 2 Сулержицкий Л.А. В Америку с духоборами (из записной книжки). - М., 1905. -С. 125-126.

Рыбин С.Ф. Труд и мирная жизнь. - Сан-Франциско, 1952. - С. 38. зенные им и единомышленниками в Канаду, для оставшихся в России единоверцев.

Будучи изданной в России в 1909 г., книга не получила распространения в общине в Канаде. Неграмотные и малограмотные общинники пользовалась устным воспроизведением текстов. Наряду с псалмами и стихами статус сакральных текстов здесь имели также и вышеназванные письма вождя духоборов Канады Петра Веригина.

Сборник фиксирует характерную особенность духоборчества: в свод священных текстов включены ответы на вопросы представителей духовных и светских властей, причем фиксируются имена российских императоров и др., соответствующие времени создания текстов.

Большое значение для выявления особенностей формирования духоборческого мировоззрения имеет сопоставление текстов Животной книги духоборцев с текстами Библии и духовными произведениями других религиозно-общественных течений, которое проводилось В.Д. Бонч-Бруевичем бессистемно. Другие виды источниковедческого и текстологического анализа составителем сборника не применялись.

Это издание по сей день является в среде духоборцев огромной ценностью и символом идентификации.

Следует отметить, что религиозные тексты как источники появились значительно раньше, чем были предприняты первые целенаправленные попытки историков, философов, религиоведов создать научную концепцию истории духоборцев. Они представляли собой изложение основ вероучения, воззрений последователей течения и их расхождений с Русской православной церковью, описания собственного, как правило, идеализированного, исторического развития.

Особое место среди источников занимают мемуары Л.А. Сулержи-цого «В Америку с духоборами (из записной книжки)» и В.Д. Бонч-

Бруевича «Духоборцы в канадских прериях». Названные работы воспроизводят хронологию событий переселения духоборцев в Канаду и адаптации к государству с иной этноконфессиональной культурой.

Одним из недостатков источников данного типа является пристрастная позиция автора по отношению к переселяющимся духоборцам. Однако данные работ Л.А. Сулержицкого и В.Д. Бонч-Бруевича служат объективному осмыслению процессов, происходящих в духоборческой общине на рубеже XIX — начала XX вв., а также способствуют лучшему пониманию эволюционных процессов, происходивших в течении в названный период.

Интересным и познавательным для изучения проблемы проживания духоборцев в Канаде 1980-х гг. среди источников данной группы является труд А.А. Родионова «СССР — Канада. Записки последнего советского по-ела»." Очерк А.А. Родионова отражает особенности религиозных, семейно-бытовых традиций духоборчества, синтезировавших как черты русской, так и канадской культуры.

Эпистолярное наследие представлено перепиской Л.Н. Толстого и духоборческого лидера П.В. Веригина, письмами П.В. Веригина к духоборцам, к последователям толстовского учения Н.Т. Изюмченко, И.М. Трегубову, Императрице Александре Федоровне Романовой, а также воспоминаниями, мемуарами и дневниками участников духоборческого переселения в Канаду.

Переписка Л.Н. Толстого с П.В. Веригиным 1895 - 1910 гг. - один из самых содержательных источников, отражающих взаимодействие духоборческого руководителя и великого русского писателя. Шестнадцать писем Л.Н. Толстого впервые были напечатаны в 90-томном Полном собрании сочинений (т. 68 - 80), но в 1995 г. переизданы с включением двадцати 1 Сулержицкий Л.Л. В Америку с духоборами (из записной книжки). — М., 1905; Бонч-Бруевич В. Д. Духоборцы в канадских прериях. - Пг, 1918. 2 Родионов А. А. СССР - Канада. Записки последнего советского посла. - М., 2007. двух писем П.В. Веригина отдельным изданием. Содержание переписки затрагивает проблемы насилия в обществе, собственности, церкви, вегетарианства.

Логическим дополнением к переписке духоборческого лидера и великого русского писателя являются письма П.В. Веригина к духоборцам и последователям Л.Н. Толстого, опубликованные в 1901 г. В.Д. Бонч-Бруевичем в «Материалах к истории и изучению русского сектантства. Эти письма являются явным свидетельством воздействия взглядов Л.Н. Толстого на духоборческое движение.

Оба документа интересны тем, что ярко характеризуют самобытную личность Петра Васильевича и дают ясное понятие о его образе мысли, его духовном мире, демонстрируют, с одной стороны, эволюцию мировоззрения, а с другой - противоречивость в отношении к некоторым вопросам социально-религиозной жизни духоборчества, в частности проблемам собственности и просвещения.

В письма Л.Н. Толстого, в свою очередь, проникает оценка духоборческого руководителя как человека серьезного, образованного, с незаурядным умом. Характерно, что одному из своих корреспондентов Н. Н. Иванову в письме от 9 декабря 1894 г. Л.Н. Толстой так отзывался о Веригине: «Сосланный Веригин ... оживил дух застывших в своих верованиях и опустившихся по жизни единоверцев, вызвал в них истинную христианскую жизнь...»."

Таким образом, источниковая база представлена разнообразным комплексом документов и материалов, системное использование которых позволяет раскрыть специфику мировоззрения духоборчества как религиозно-общественного течения России второй половины XVIII - 1 Лев Николаевич Толстой и Петр Васильевич Веригин. Переписка 1895 - 1910 годов.-СПб., 1995. 2 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: в 90 т. - М., 1955. - Т. 67. - С. 279. начала XX вв., выявить эволюционистские тенденции во взглядах духоборцев на человека и общество, государство и Русскую православную церковь; в отношении к труду и собственности; в представлениях о семье и браке; в системе образования в среде названного религиозно-общественного течения; а также определить модернистские аспекты в социальной практике духоборчества.

Теоретико-методическая основа исследования. Автор опирался на принципы историзма, объективности, системности, а также историко-антропологический, цивилизационный и междисциплинарный исследовательский подходы.

В качестве общенаучных методов в исследовании применяются логический и исторический.

В качестве специальных исторических в исследовании используются метод источниковедческого анализа, герменевтический, историко-сравнителъный, историко-генетический методы.

Примененные методы позволяют решить поставленные задачи.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые предпринимается попытка решения проблемы и эволюции духоборчества как религиозно-общественного течения России во второй половине XVIII - начале XX вв., выражавшейся в новой трактовке религиозных постулатов, взглядов на государство, общество и человека. Впервые выясняются модернизационные аспекты в социальной практике духоборчества.

В работе уточнен сложный комплекс идейных политических, социальных, экономических, психологических предпосылок, а также исторических причин возникновения духоборчества, обусловивших, в свою очередь, социально-правовое положение духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.

Соответственно, новизной обладают и выводы диссертации.

В работе впервые привлечены в научный оборот многочисленные архивные документы, а также извлечения из массы источников: законода- тельных и подзаконных актов, статистических материалов, публицистических сочинений.

Практическая значимость исследования обусловливается тем, что изучение процессов, происходивших в духоборчестве во второй половине XVIII — начале XX вв., истории взаимоотношений течения с государством и Русской православной церковью, поможет более глубоко раскрыть суть генезиса русского религиозного сектантства, его роли в интеграционных политических, социально-экономических, демографических аспектах в условиях миграции на окраины российских территорий, а также эффективно выстраивать межконфессиональные и церковно-государственные отношения. Уважение интересов меньшинств и свобода совести являются основополагающими понятиями гражданского общества, процесс построения которого протекает в настоящее время в России. Необходимо учитывать исторические ошибки прошлого и использовать на практике достижения предшественников.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в разработке как специальных учебных курсов по истории религии, культуры и, так и, в целом, российского общества для чтения в высшей школе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации апробированы на заседаниях кафедры истории ИШЖ МГУ им. М.В. Ломоносова. Промежуточные результаты исследования изложены в научных докладах на всероссийских научных конференциях «Культура. Творчество. Личность» (Екатеринбург, 2001) и «Уральские Бирюковские чтения» (Челябинск, 2005). Результаты исследования диссертации опубликованы в сборниках научных трудов, а также в журнале «Известия Алтайского государственного университета», входящем в перечень ВАК ведущих периодических изданий. Публикации прошли научное рецензирование и удовлетворяют соответствующим критериям.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.

Исторические причины и идейные предпосылки возникновения и развития духоборчества

Духоборчество как религиозно-общественное течение прошло определенный исторический путь. Возникновение этого течения, оппозиционного официальной Русской православной церкви, было подготовлено предшествующей историей русского православия.

Первые предпосылки появления оппозиционных православию движений ряд исследователей связывает с периодом принятия христианства Киевской Русью. Само принятие христианства Русью является первой предпосылкой формирования оппозиции официальной церкви: Крещение Руси, «на которое народ отвечал мятежами», создавало «конкретную социально-политическую почву для проникновения на Русь общехристианских ересей ... и для появления собственных вольнодумных учений».

Вторым немаловажным условием, повлиявшим на образование оппозиционных официальному православию движений, стало превращение церкви в крупного земельного собственника, чему способствовал ряд факторов: дарение русскими князьями земель монастырям и церкви для упрочения своей власти; расчетливая политика золотоордынеких ханов, которые, понимая, что церковь может служить орудием воздействия на свой же народ, наделили церковь широкими привилегиями и освободили от уплаты дани; трудовые повинности и денежные поборы с населения и т.п." Стяжательство части церковной иерархии привело к падению нравственности духовенства, пошатнуло ее авторитет и способствовало оформлению первых еретических движений (XV - XVI вв.): стригольников, появившихся в Новгороде и Пскове, «жидовствующих», получивших распространение в Москве и Новгороде, религиозно-оппозиционных движений, возникших под влиянием М.С. Башкина в Москве и Твери, Ф. Косого в Москве, Великом Новгороде и Старой Руссе.1 Названные еретические движения объединяла критика мздоимства и продажности духовенства, поборы и произвол духовной и светской властей, отрицание церковныхских митрополитов, патриархов и Святого Синода (988 - 1738). - СПб., 1871. - С. 42-49.

Стригольничество (стригольники, стригольниковы ученики) — религиозное движение XV в., возникшее в Новгороде и Пскове. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой симонии (продажи и покупки церковных должностей или духовного сана), отвергали таинства.

Возникновение ереси «жидовствующих» в Новгородской республике во второй половине XV в. связывают с неким проповедником по имени Схария и его сторонником Истомой. «Жидовствующие», отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту, требовали от монастырей отказаться от владения земельными угодьями и крепостными. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею.

В основе ереси М.С. Башкина - возмущение несоответствием христианских догматов и реальной жизни. Последователи ереси Башкина обвинялись в утверждении неравенства Христа с Отцом и Святым духом, почитании евхаристии простым хлебом и вином, отрицании храмов, икон и покаяния и сомнении в достоверности евангельских и апостольских истин.

Вериги: Библиотека по рели таинств и обрядов, церковной иерархии, провозглашение единых религиозно-нравственных принципов - милосердия, нестяжательства, равенства всех перед богом и т.д. Именно эти идеи первых русских ересей объединяют их течением духоборцев.

Вторым этапом развития оппозиционных официальному православию течений, более широким по размаху, социальному составу и последствиям, чем еретические движения, стало старообрядчество, возникшее в результате раскола Русской православной церкви.

Во второй половине XVIII в. оформляется русское сектантство, в том числе духоборчество. Его появление связано со своими историческими факторами.

Учение духоборцев о человеке и обществе

Особенностью вероучения духоборцев, как и в других религиозно-общественных течениях, является синтез взглядов на человека и общество и системы воззрений на исторический процесс.

Концепция человека в духоборческом вероучении

Ключевым элементом духоборческого вероучения являются рассуждения о человеке, а именно проблема его происхождения, природы, социально-конфессиональной самоидентификации, а также стремление определить цель человеческого существования.

Проблема происхождения человека в мировоззрении духоборцев неразрывно связана с системой историософских взглядов.

Восприятие исторического процесса духоборцами основано на библейских сюжетах. Согласно вероучению духоборцев, «Бог есть дух бесплотный», «дух свят», «сам себе святое место», «он искони Бог, во век будет, когда не бысть ни неба, ни земли, ни луннаго течения, ни звезднаго украшения, ни солнечнаго сияния, тогда бысть тьма грешная». То есть духоборцы в соответствии с общехристианской традицией провозгласили центральной догмой творения «сотворение из ничего»", в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте, переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Равно как и в общехристианской традиции, в духоборчестве Бог выступает первичной причиной существования мира.

Впервые о времени сотворении мира духоборцами упоминается в «Записке, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 году губернатору Каховскому»: «В начале дней мира сего обещал Господь Адаму, воплотясь, яко же и мы воплощаемся, прийти на землю явленно человекам, чрез Пророков своих всегда подтверждал обещание свое, сказывая устами их, каково, каков, когда и для чего прийдет он; 5508 громада, в тьмах творений проходила уже, и он исполнил обет свой».

Восприятие процесса сотворения мира у духоборцев не отличается от общехристианского: мир сотворен Богом за семь дней. Деление по дням заимствовано из «Первой книги Моисеевой» — «Бытия».

Происхождение человека связано у духоборцев, как и общехристианской концепции, с библейскими персонажами Адамом и Евой.

Все люди, по духоборческому вероучению, сотворены через двух конкретных людей — Адама и Еву, а понятие грехопадения тоже основано на библейской истории об изгнании перволюдей (Адама и Евы) из Райского сада за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от Древа познания добра и зла. В этом же ракурсе духоборцами утверждается, что грехопадение изменило саму природу человека, а изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно и оказались вовлечены в извечную борьбу добра и зла.1

Основной чертой духоборческого учения о человеке, сложившегося в последней четверти XVIII в., является признание человека «творением Божьим». «Бог ... обретается в человеке ..., находится среди нас, в каждом из нас...», «человек есть чудное, дивное творение Божье, ... достойны мы ему - живому поклоняться», «душа человека есть тело Бога» - утверждали духоборцы." Таким образом, духоборцы изменили христианские религиозные утверждения, в основе которых лежит идея единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего. Подвергся трансформации и центральный догмат христианства, согласно которому внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» -Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). По духоборческому учению Бог воплотился сотворил душу каждого человека по образу и подобию Своему: бессмертной, самовластной и разумной. По духоборческому вероучению, триипостасность Бога проявляется в душе каждого человека в виде трех качеств: «Отец-Бог - память; Сын-Бог - разум; Дух-Бог - воля».3 То есть душа человека памятью уподобляется Богу-Отцу, разумом — Сыну, а волей - Святому Духу.

Представления о труде в вероучении духоборчества

Экономическая деятельность занимает важное место в функционировании общества. А хозяйственная этика, основанная на нравственном отношении к труду, рационализация и модернизация хозяйственной деятельности обеспечивают материальное благополучие общества и удовлетворение его духовных потребностей.

В отличие от других религиозно-общественных течений, например старообрядчества, духоборцы не создали крупных промышленных предприятий, эффективно функционирующей, сложной банковской инфраструктуры. Значение их экономической деятельности в российской экономике незначительно, да и в объеме общей численности населения российской империи их было «слишком мало» и явно недостаточно для того, чтобы они своей хозяйственной деятельностью могли результативно влиять на развитие российского народного хозяйства в целом.

Первые неофициальные статистические данные о духоборцах относятся ко времени их пребывания на Молочных Водах Мелитопольского уезда Таврической губернии.1 По неофициальным данным О.М. Новицко-го, здесь к 1820-м гг. проживало около 4 000 духоборцев."

В конце XIX в., по сведениям, приводимым В.А. Сухоревым, исследователем духоборческого течения в Канаде, духоборцев до эмиграции было свыше 20 000 человек. К этим данным близок и Г.В. Веригин, писавший в 1896 г. Императрице Александре Федоровне: «Община наша на Кавказе состоит около 20000 человек».4

Статистические сведения о духоборцах приведены в Приложении 5. Однако, несмотря на малочисленность, на фоне крестьянских хозяйств обозначенного в исследовании хронологического периода в условиях бесконечных переселений духоборцев государственной властью на окраины государства, а также преследований представителей течения высшим православным духовенством организация общин и рациональные методы хозяйствования духоборцев заслуживают пристального внимания исследователя.

Духоборцы пытались создать специфическую экономическую структуру, основанную на общинных началах, но которая, как показала действительность, неизбежно переходила в сферу частновладельческого способа производства, что было связано с изменением воззрений духоборцев на труд и собственность, а сама эволюция экономического мировоззрения была обусловлена факторами объективной действительности.

Важную роль в экономической деятельности духоборчества играло понимание труда как общехристианской добродетели.

Духоборцы, следуя общехристианской традиции, признают материальный, видимый мир благом. Признание материального мира благом открывает простор земной активности, труду и хозяйственной энергии. Труд предстает в духоборчестве величайшей ценностью и обязанностью. В одном из ранних дел 1768 г. «О раскольниках, отступивших от православной веры» в показаниях дьячка села Горелого Кирилла Петрова, принявшего духоборческое вероучение, мы находим утверждение, характерное для всего движения: «Бог сотворил человека самовластным по образу своему и подобию, и пропитание он иметь хочет своими руками». Мысль о необходимости трудиться повторяет и «Записка, поданная духоборцами Екатери-нославской губернии в 1791 г. Губернатору Каховскому». Согласно изло-женным здесь конфессиональным представлениям, помимо духовного самосовершенствования любого человека, в каком бы «звании» он ни был, является труд «до пота лица», честный, не связанный с греховной деятельностью, направленный на то, чтобы «одеть, пропитать себя, жен и ближнего нуждающегося».1

Похожие диссертации на Формирование и эволюция религиозного течения духоборцев в России во второй половине XVIII - начале XX вв.: традиционализм и модернизационные аспекты