Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Нечаева Лариса Викторовна

Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века
<
Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нечаева Лариса Викторовна. Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Тобольск, 2004 214 с. РГБ ОД, 61:05-7/326

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование системы школьного образования в Западной Сибири во второй половине XVIII в 22

1. Роль идей Просвещения в развитии российской системы образования и художественной культуре 22

2. Развитие конфессионального образования русского населения региона 35

3. Развитие светского общего и профессионального образования региона. Частные школы. 59

Глава 2. Влияние системы образования на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII в. 104

1 . Распространение традиционной художественной культуры в регионе... 104

2. Становление светской художественной культуры региона 126

Заключение 161

Список источников и литературы 168

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность исследования. Без познания основных элементов русской культуры невозможно понять социальную историю, культурные взаимосвязи с соседями, становление и распространение новых черт в российском обществе.

Система образования и художественная культура являются неотъемлемой частью русской культуры. А их изучение немыслимо без учета региональных условий. Один из таких регионов - Западная Сибирь, в социокультурном пространстве которого развивались специфические культурные традиции. Русская культура Западной Сибири во второй половине XVTII в. оказалась под влиянием просветительских процессов, происходивших в стране. В самой русской культуре происходит разделение на религиозный и светский пласт, а отстранение в XVIII в. церкви от влияния на политику и систему образования в государстве способствовало дальнейшему выдвижению светской культуры на & первый план. Именно сложившаяся во второй половине XVIII в. система образования в России, впоследствии заложила фундамент в развитии «золотого века» русской культуры XIX столетия.

4) Под образованием подразумевается целенаправленный процесс обучения и воспитания, который ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности.

Актуальность темы вытекает из пересмотра прежних теоретико-методологических положений исторической науки, которые решительно определяли доминирующую роль материальных факторов в историческом JI процессе. Современные исторические исследования обращают внимание на то, что определённая роль в развитии культуры принадлежит идеям, исходящим от представителей творческой элиты. И потому история культуры для современного историка важна не только как результат развития общества, а как его фундамент, первопричина, источник. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия также состоит в »; стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Как справедливо писал Ю.М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть і сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла».1

Изучение этой темы диктуется также общеобразовательными и краеведческими задачами, поскольку неотъемлемой частью учебных программ всех типов учебных заведений стал региональный компонент.

Степень изученности темы. Духовная культура Западной Сибири служила предметом изысканий сибирских историков и педагогов на протяжении двух столетий. Полученные результаты нашли отражение в научных и научно-популярных работах, представляющих непреходящую познавательную ценность и требующих определённого анализа, V систематизации и объективной оценки.

Работы отечественных историков по интересующей нас теме в соответствии с хронологическим принципом уместно разделить на следующие w группы: литература дооктябрьского, советского и постсоветского периодов.

Литературу дооктябрьского периода, в свою очередь, можно подразделить на группы в зависимости от проблематики, поднятой авторами. В конце XDC - начале XX веков были опубликованы первые обобщающие работы f по истории образования в центральных районах России, о чём свидетельствуют фундаментальные труды СВ. Рождественского, П.В. Знаменского, П. Пекарского, С Л. Князькова , НЛ Сербова.1 Больше всего работ по истории # образования в России принадлежит СВ. Рождественскому. П.Н. Милюков и М.К. Любавский первыми попытались отобразить процессы развития народного образования в контексте социальных, политических и экономических изменений, происходящих в стране на протяжении довольно продолжительных периодов истории русской культуры. Однако региональные особенности истории культуры в работах этих авторов не исследовались.

В конце ХГХ-начале XX вв. росло число публикаций по истории % образования в Сибири. История светских учебных заведений в Сибири была рассмотрена в трудах А.И. Мисюрева и Д.И. Дмитриева-Мамонова.3 В работе А.И. Мисюрева представлен ценный материал по распределению предметной и часовой нагрузки в Томском малом народном училище. Принципиально новым достижением сибирской историографии стал труд Г .Я. Маляревского, в котором автор не только уделил внимание становлению учебных заведений в Сибири, но и дал оценку состояния сибирских учебных заведений на конец XIX века.

В плане изучения духовных сибирских школ представляют интерес работы А. Сулоцкого, Н. Бирюкова, Н.А. Абрамова, М. Побединского, А

Лиховицкого.5 Подробно изучена история становления славяно-русских и латинских школ в работе И. Ксенофонтова. В ней представлены интересные f сведения о работе и быте учителей и учеников духовных учебных заведений региона.1 Работу И. Ксенофонтова дополняет исследование М. Побединского о функционировании Томских духовных школ во второй половине ХУШ-начале XIX века. Архивный материал, касающийся истории развития Томской духовной школы сегодня представлен скудно. В целом в трудах этих исследователей переоценивается роль духовных учебных заведений, что характерно для исторических исследований конца XIX в. Исследователи этого % периода не изучали влияния образования на художественную культуру региона, истоки становления и методы преподавания в духовных школах. В их исследованиях преобладал фактический материал. Многие из этих исследователей были представителями духовенства, а потому естественно преувеличивали роль церкви и духовных школ в развитии русской культуры в Западной Сибири.

Исследования по вопросам истории русской художественной культуры Сибири практически отсутствуют, за исключением работ А. Сулоцкого, Н.А. Абрамова и А.И. Дмитриева-Мамонова. А. Сулоцкий и Н.А. Абрамов обращаются к истории сибирского иконописного мастерства, делают первые шаги по освещению истории библиотечного дела, организации первого семинарского театра в Тобольске, положившем начало театральному искусству Сибири, культовой и светской каменной архитектуре.2 Работы АЛ. Дмитриева Мамонова посвящены истории печатного дела в Сибири, в которых автор подробно рассматривает первые печатные издания - «Иртыш, превращающийся в Ипокрену...» и «Библиотеку учёную...» - историю создания журналов, состав авторов, количество подписчиков, анализ печатных произведений и т.п.1 Фрагментарные сведения о русской культуре сибирского края можно найти в работах ПА. Словцова и К. Голодникова.2 П. Словцов исследует нравы сибирских жителей, используя для этого наряду с архивными данными личные to наблюдения. Сведения, представленные им, были отрывочны, а некоторые явления культурной жизни истолкованы негативно (например, принижалось значение журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену...»). В конце XIX V начале XX века выходят много публикаций в Тобольских и Томских Губернских Ведомостях и Тобольских Епархиальных Ведомостях. В них в . основном нашли отражение материалы, посвященные церковному искусству.

В целом систематизация и оценка материала о просвещении, архитектуре, быте, народных играх и т.п. оказали большое влияние на развитие дальнейших публикаций по этой теме, однако все они носят описательный, фрагментарный, ведомственный характер.

Второй период - советский - ознаменовался резким спадом творческой активности исследователей из-за политических и социальных изменений в стране и обществе. В силу того, что многие исследователи большое внимание уделяли изменениям в социально-экономической истории, культура считалась второстепенной сферой. Единственным исключением явилось историко-педагогическое исследование Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири». Автор систематизировал данные предшественников и воссоздал целостную картину развития сибирской школы со времени её возникновения до начала XX столетия. Ему удалось выявить взаимосвязь духовной и светской школ. Пришшпиально важным представляется вывод Юрцовского - сибирская школа развивалась в общем русле образовательного процесса в России.1 Однако в целом ещё шло медленное накопление # фактических данных и обобщение ранее опубликованных материалов.

В конце 40-х гг. появляются исследования Ф.Ф. Шамахова и М.К. Азадовского. Шамахов рассмотрел процессы становления первых сибирских школ, а Азадовский - развитие русской литературы в контексте общекультурных процессов в Сибири. Оба этих исследователя придерживались тезиса о развитии образования и культурных процессов в Сибири в прямой связи с центром страны. Эти работы носили очерковый характер, обобщали V предшествующие исследования, но в них не были задействованы архивные материалы, не было связи с общей идеологией российского общества второй половины XVIII в., с идеями Просвещения.

Новыми в советской историографии стали работы А.П. Михайловой, М.Е. Сорокина, М.П. Малышевой, А.Д. Саблина, А. Кодкина, рассматривавшие только светские учебные заведения.3 В частности, их интересовали вопросы светского женского и профессионального образования в XVIII - XIX вв. В целом, в советской историографии исследования по истории духовных учебных заведений резко сократились, в основном присутствовала негативная оценка роли деятельности церкви в развитии русской культуры Сибири. Ведущая роль А) принадлежала аспектам становления и развития светских школ в Сибири. Постепенно круг освещаемых вопросов стал неуклонно расширяться и изменяться. В 50-х-середине 80-х гг. XX века определяющую роль в изучении 0 сибирских школ и русской художественной культуры сыграли учёные вузов Новосибирска, Омска, Томска, Тобольска и Тюмени. В это время вышел в свет пятитомник «История Сибири» под редакцией А.П. Окладникова. Авторы этого ., фундаментального труда рассмотрели вопросы истории образования и русской # художественной культуры в комплексе с социально-экономическими и политическими факторами общественного развития.1 В 60-е гг. XX в. в поле зрения исследователей попадает художественная культура Сибири. Расширился круг источников, большое внимание уделялось 4. изучению эпистолярных источников и памятников художественной культуры. Появляется много публикаций, в основном в местной печати, связанных с изучением первых сибирских периодических изданий, выпускаемых в # Тобольске во второй половине XVTII века (А. Блюм, Е. Евстафьева, М.Г. Альтшуллер, В. Утков, П. Войтик и др.). Со времен П. Словцова эти исследователи впервые преодолели негативную оценку общественной роли тобольских журналов конца XVIII века.

Природная живописность сибирских городов, вьфазительность архитектурного облика исторического центра Тобольска обусловили широкое распространение историко-архитектурного направления (В.В. Кириллова, В.И.

Кочедамова, СВ. Копыловой, Г.В. Алфёровой, Л.П. Барабановой и др.)-3 Особое внимание обращает на себя детальное изучение каменного зодчества старых архитектурных центров Западной Сибири - Тобольска, Тюмени, Омска в работах В.В. Кириллова, В.И. Кочедамова и СВ. Копыловой. Региональная специфика сибирского архитектурного творчества послужила основанием к выделению и изучению стиля «сибирское (тобольское) барокко» в работах В.И. Кочедамова. В исследованиях СВ. Копыловой впервые были рассмотрены вопросы подготовки местных кадров строителей и архитекторов в Сибири, что • явилось немаловажным для последующих работ исследователей по истории развития архитектуры в Сибири.

Значительное внимание по сравнению с предыдутцим периодом было уделено истории сибирского театра. Впервые со времени А. Сулоцкого к этой теме из советских исследователей обратился Б. Жеребцов. И хотя он использовал уже опубликованные ранее материалы, это было первое в советской историографии систематическое исследование в этом направлении. Э Он же издал сборник «Старая Сибирь в воспоминаниях современников», где содержатся сведения о культуре и быте русского населения региона конца XVTII - начала XIX вв. Его исследования по театру были в дальнейшем продолжены С.Г. Ландау.1 Принципиально новым в сравнении с предыдущими работами явился очерк по истории русской культуры феодальной Сибири А.Н. Копылова. Им выявлены, изучены и опубликованы документы из фондов Тобольского и Барнаульского архивов, Центрального государственного исторического архива и Центрального государственного архива древних актов, внесены серьёзные коррективы в историографию сибирской русской культуры. По заключению А.Н. Копылова, образование, будучи основой духовного прогресса сибиряков, развивалось в таких формах, которые отвечали их жизненным интересам и потребностям. Уточнив сроки и обстоятельства открытия первых сибирских т школ в Тобольске, АН. Копылов отметил ошибку предыдущих исследователей о первенстве духовных школ в Сибири. На основе архивных данных им было выявлено, что первой школой в Сибири является общеобразовательная школа воеводы М.Я. Черкасского в г. Тобольске, открытая в 1701 г. Эта школа наряду с навигацкой школой в г. Москве, была одной из первых общеобразовательных светских школ в России. Большое внимание АЛ. Копыловым было уделено частному образованию, которое дополняло и ликвидировало пробелы % государственного. Он высказал предположение о том, что грамотность русского населения Сибири не уступала по уровню регионам Европейской России. А.Н, Копылов в своих исследованиях представил наиболее целостную картину прошлого.1 На третьем, современном этапе исследований не только расширяется круг рассматриваемых проблем по истории русской культуры, но и появляются новые концептуальные подходы в исторических исследованиях. Характерными чертами современных исторических исследовании является отказ от штампов марксистской методологии. Обращение историков к категориальному аппарату общественных и социальных наук, таких как культурология, философия, этнология, историческая психология и антропология, является важнейшим методологическим изменением в исторической науке.

Большое внимание постсоветские историки уделяют изучению и оценке деятельности церкви и власти в сфере просвещения. В исследованиях общероссийского масштаба хотелось бы выделить работы Г.И. Смагиной, Е.П. Титкова, P.P. Исхаковой. Г.И. Смагина исследовала деятельность Петербургской Академии наук по развитию школьного образования в России феодального периода, Е.П. Титков - реформаторскую деятельность Екатерины II в российской системе образования, P.P. Исхакова - роль духовно-учебных заведений в образовательном пространстве России.2 Работы предыдущих исследователей в изучении сибирских школ XVHI- ф XIX веков были продолжены В.А. Курмачёвым, Е.Б. Макарчевой, Т.П. Эйхман.3 Большое место в исследованиях занимает архитектура сибирских городов. Новым и перспективным представляется направление экологии сибирского зодчества (СП Заварихин, В.В. Княжев), где были рассмотрены вопросы ландшафтного планирования городов.1 Современные российские исследователи также занимаются изучением общественного быта и адаптации русского населения в условиях освоения Сибири (О.Н. Шелегина, А.И. Куприянов Д.Я. Резун и О.Н. Беседина).2

Несмотря на монументальные труды по просвещению в Сибири в предыдущие периоды эта тема еще до конца не исчерпана. Продолжают публиковаться архивные материалы, аннотированные библиографические указатели литературы и энциклопедии. Так, в 1997-2003 годах вышло два тома Хрестоматии по истории развития школ Тобольской губернии и аннотированный указатель литературы по народному образованию Тюменского края XVHI-XX веков под редакцией Ю.П. Прибыпьского. Также была опубликована Энциклопедия образования в Западной Сибири.3 Своеобразным продолжением традиций в науке являются сборники научных трудов высших учебных заведений и материалы различных конференций и симпозиумов, посвященных аспектам истории культуры края.

Усилиями историков постсоветского периода изданы, систематизированы и введены в научный оборот ранее неизвестные источники по различным аспектам избранной нами темы, исследованы локальные сюжеты, касающиеся истории развития образования и русской художественной культуры в Западной Сибири. Однако, как и в предыдущих исследованиях, не рассматривались вопросы влияния идей эпохи Просвещения на развитие системы образования и # художественную культуру региона. И хотя историки перестали обращаться к марксистской методологии в своих исследованиях и использовали концептуальные подходы и методы смежных обществоведческих дисциплин (этнологии, культурологии и др.), но в целом, они продолжают рассматривать влияние экономических, политических и социальных явлении на культурную сферу. В то же время перечисленные исследования не лишены фактических неточностей, спорных либо сомнительных оценок в отношении некоторых # аспектов русской культуры Западной Сибири. Остаются нерешенные проблемы, спорные вопросы. До сих пор не рассмотрены особенности школьной реформы 1786 г. в Сибири в контексте российских реформ екатерининского времени. Не исследованы проблемы профессионального образования этого периода, не изучены программы и методы работы в светских и духовных учебных заведениях Сибири, не рассмотрены вопросы влияния идей Просвещения и системы образования на развитие русской художественной культуры в Западной Сибири в указанный период.

Объектом исследования является духовная культура и её основные составляющие: система образования и художественная культура.

Предмет исследования - влияние просветительских идей на систему образования и художественную культуру в Западной Сибири во второй половине XVIII века.

Научная гипотеза становление системы образования Западной Сибири во второй половине XVIII в. способствовало развитию русской художественной культуры и формированию творческой среды, питавшей в ХГХ в. общерусскую культуру.

Цель исследования раскрыть специфику и общие закономерности становления системы образования и русской художественной культуры в Западной Сибири во второй половине XVIII века.

Задачи исследования:

щ - рассмотреть содержание педагогических идей западноевропейского Просвещения и показать степень их влияния на формирование российской системы образования и русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII в.;

- охарактеризовать структуру, методы обучения, количественный состав учителей и учеников духовных православных и светских учебных заведений и частных школ Западной Сибири;

4) - оценить место и роль духовных, светских учебных заведений и частных школ в художественной культуре региона; - проследить влияние духовных православных и светских учебных заведений на становление и развитие художественных форм светской русской культуры Западной Сибири;

- показать изменения в соотношении между традиционными и новапионными элементами культуры в регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XVIII века. Это время «просвещённого абсолютизма» в России, когда широко использовалась политика лавирования между либеральными и консервативными взглядами на реформирование российского общества, время перехода от традиционного уклада к новому, европейскому образу жизни, время расцвета культуры Просвещения в России. Нижняя граница (1740-е гг.) определяется становлением духовных учебных заведений. Верхняя граница (началом XIX в.) совпадает с масштабной реформой в образовании, процессом реформирования народных училищ в Российской империи и преобразованием их в гимназии.

Территориальные границы исследования охватывают Западную Сибирь. В первой половине XVIII в. вся территория Сибири составляла Сибирскую губернию с центром в Тобольске, делившуюся на несколько уездов и и провинций. В середине XVIII в. из Сибирской губернии была выделена Иркутская губерния. Проводя реформу местного управления, правительство последовательно в 1782 и 1783 годах создало в Сибири Тобольское, Иркутское # и Колыванское наместничество. Западная Сибирь охватывала два наместничества из трех - Тобольское и часть Колыванского. Тобольское наместничество было образовано в 1782 г. и состояло из двух областей: Тобольской (Тобольский, Тарский, Омский, Ишимский, Курганский, Ялуторовский, Тюменский, Туринский, Березовский, Сургутский уезды) и Томской (Томский, Ачинский, Енисейский, Нарымский, Туруханский, Каннский уезды).1 Колыванское наместничество, включавшее Колыванский, 4 Бийский, Кузнецкий, Семипалатинский и Красноярский уезды, было учреждено в следующем 1783 году.2 В 1797 г. Колыванское наместничество было упразднено и его территория вошла в состав учреждённой в 1804 г. Томской губернии. Неоднократное изменение административных границ крайне осложнило исследование. Каждый раз границы менялись в связи с передачей тех или иных областей разным административным единицам. Поэтому под Западной Сибирью автор понимает уже сложившееся в нашей литературе традиционное представление: это территория Тобольской и будущей Томской губернии.

Методологическая основа исследования. В решении исследовательских задач автор руководствовался принципом историзма, который предполагает введение изучаемого явления в контекст экономических, политических и культурных событий. Система образования и художественная культура в ф Западной Сибири во второй половине XVIII в. являются составной частью истории культуры России. Это детерминируется определёнными фактами и социально-политическими и экономическими условиями. Принцип историзма предполагает сравнения с предыдущими и последующими эпохами. Заявленная проблема была представлена как процесс в контексте исторической обстановки - времени и места, что позволило применение, в качестве основного, сравнительно-исторического метода, включающего приёмы сравнения, % сопоставления и выявления параллелей, а также синхронического и локального » методов. Кроме того, был использован системный метод, сочетание анализа и синтеза, позволяющий, с одной стороны, представить сложный объект исследования как единое целое, систему, а с другой - изучить во взаимосвязи отдельные её звенья, выявить особенности и тенденции исторического развития.

Источниковую базу диссертации с учетом содержания, назначения и вида документов целесообразно классифицировать по следующим группам.

Законодательные акты, которые практически полностью опубликованы в Полном Собрании законов Российской империи (ПСЗРИ-1), подготовленном в 1826-1830 гг. и включающее в себя законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая законами, изданными при императоре Александре I, т.е. по 19 ноября 1825 г. Одним из самых значительных является указ Екатерины II об организации Комиссии по учреждению народных училищ в Российской империи.

Делопроизводственная документация, к которой относится Устав народным училищам Российской империи 1786 г., разработанный Комиссией по учреждению народных училищ, разъясняющий цели и задачи образованных народных школ и регламентирующий всю жизнь первых гражданских общеобразовательных учебных заведений. В Российском Государственном Архиве Древних Актов (г. Москва) содержатся фонды Сибирского приказа и т управления Сибирью (ф.24), фонд Комедиальных дел (ф.139), дела Внутреннего управления губерниями (ф.16). Особый интерес вызвал фонд Науки, литературы и искусства (ф.17), где среди документов о деятельности Московского университета содержатся сведения об учреждении и состоянии разных учебных заведений второй половины XVIII - первой половины XIX века, проекты и представления разных лиц об учреждении университетов, гимназий, пансионов, училищ и других учебных заведений второй половины ,ц XVIII века. Однако материалов указанных фондов центральных архивов недостаточно для освещения исследуемой темы, а по истории живописи в них Ш сведений вообще нет.

Приказы и распоряжения местных органов управления в Западной Сибири - Тобольского губернского правления, Тобольского наместнического правления, Тобольского приказа общественного призрения, Тобольской духовной консистории, Канцелярии епископа Тобольского и Сибирского, Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства и др. хранятся в Государственном Управлении Тюменского Государственного Областного Архива в г. Тобольске (ГУТОГА в г. Тобольске) и в Центральном Хранилище Архивных Фондов Алтайского Края (ЦХАФ АК, г. Барнаул). До последней четверти ХУШ в. в России не было учреждений, ведавших вопросами культуры. Губернский аппарат управления стал ими располагать только к 80-м гг. ХУШ в. - это так называемые Приказы общественного призрения. Их компетенцией было наблюдение за учебными заведениями, богадельнями, зрелищными предприятиями и т.п. В конце ХУШ в. был введён институт губернских архитекторов. Тобольская духовная консистория и Канцелярия епископа Тобольского и Сибирского ведали делами Тобольской епархии, а также осуществляли контроль за учебными заведениями православной церкви, за местной и привозной иконописной продукцией, строительством церквей, храмов, монастырей. В компетенцию Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства среди прочего входило наблюдение за горнозаводскими учебными заведениями Алтайского края.

В ГУТОГА в г. Тобольске нами использованы фонды Тобольского губернского правления (ф.329), Тобольской казенной палаты (ф.154), Тобольского наместнического правления (ф.341), Тобольского приказа общественного призрения (ф.355), Тобольского городового магистрата (ф.369), Тобольского губернского магистрата (ф.364), Тобольской городской полиции (ф.1). Распоряжения Тобольского епархиального начальства, так же как и л делопроизводство Тобольской духовной консистории, сосредоточены в архиве консистории (ф.156), Канцелярии епископа Тобольского и Сибирского (ф.57, IS on Л) в Тобольском филиале архива Тюменской области (ГУТОГА в г.

Тобольске). Основную массу материалов содержит консисторский фонд. Другие фонды имеют лишь вспомогательное значение. Консисторский фонд является богатейшим фондом по деятельности православной церкви в Сибири. Одной из трудностей выявления источников является фрагментарность сведений, которая наблюдается абсолютно во всех фондах. Консисторский фонд не является исключением из правил. Нужно иметь в виду, что по этим документам нельзя судить о деятельности округов епархии.

4 Крайне интересный материал представлен в ЦХАФ АК в делах Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства (ф.1), фондах заводских и горных кантор Алтайского горного правления (ф.58; ф.57). Дела этих фондов помогли выявить дату учреждения первой горной школы на Алтае, дали богатый материал по программам и методам обучения в горнозаводских школах. Материалы Барнаульского духовного правления (ф.26) дополнили картину исследования в плане изучения духовных школ Западной Сибири.

В фондах Государственного архива Омской области (ГАОО), Государственного архива Томской области (ГАТО), Государственного Управления Тюменского Областного Государственного Архива (ГУТОГА) в г.

Тюмени достаточного материала по интересующей автора теме найдено не было. В Омском архиве в фонде Военно-походной канцелярии (ф.1) содержатся сведения о гарнизонной школе г. Омска. Материалы Томского архива представлены фондами Томской городской думы (ф.127) и Православные церкви (ф. 267), где среди прочего содержатся сведения о Томской городском народном училище и православных духовных школах в Томском уезде. В фондах Тюменской воеводской канцелярии (ф. 47) и Тюменской комендантской канцелярии (ф. 6) Тюменского архива также содержатся сведения о светских и православных духовных школах. Важнейшим источником сведений являются различные школьные и л семинарские ведомости об учителях и учениках, ведомости духовных правлений о сыновьях духовенства и их обучении, формулярные списки учебников и учебных пособий купленных для духовных школ, народных т училищ, горнозаводских и медицинских учебных заведений, чертежи фасадов казённых строений в Тобольске, карты и генеральные планы западносибирских городов, отчёты учителей, рапорты духовных правлений и т.п. Самый богатый материал по комплектованию духовных школ и народных училищ Западной Сибири был представлен в ГУТОГА в г. Тобольске. В ЦХАФ АК (г. Барнаул) был исследован фонд Горной экспедиции Колыванской губернии (ф.169), в котором среди прочих документов содержатся формулярные списки учеников 4 горнозаводских школ, списки учебников, купленных для горных и медицинских школ. В Российском Государственном Историческом Архиве (г. Санкт-Петербург) исследовались карты и планы Сенатского архива (ф.1399), в котором содержатся чертежи фасадов казенных строений г. Тобольска, карты и планы Технико-Строительного комитета МВД (ф.1293), где содержатся генеральные планы Тобольска, Кургана, Ялуторовска и Туринска второй половины XVIII века.

Выявление и сбор источников по интересующей нас теме был затруднен в связи с разбросом документов за данный период. Диссертантом изучены документы 30 фондов восьми центральных и местных архивов: Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), Российского Государственного Исторического Архива (г. Санкт-Петербург), Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ), Государственного Управления Тюменского Областного Государственного Архива (ГУТОГА, г. Тюмень), Государственного Управления Тюменского Областного Государственного Архива в г. Тобольске (ГУТОГА в г. Тобольске), Государственного Архива Томской области (ГАГО), Государственного архива Омской области (ГАОО), Центрального Хранилища Архивных Фондов Алтайского Края (ЦХАФ АК, г. Барнаул). Следующая группа источников - это статистические сборники и щ справочная литература. Были использованы, в частности, Энциклопедический словарь «Россия» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1898г.), Энциклопедия образования в Западной Сибири (2003 г.), Энциклопедия Алтайского края (1995 г.), Географическо-статистический словарь Российской империи (1865-1885 гг.), Сибирская библиография (издание 1-е - 1891-1892 гг.; издание 2-е - 1903 г.); Памятная книжка для Западной Сибири (1881-1882 гг.), Ежегодник Тобольского губернского музея (1893-1918 гг.) и Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1883 г.).1 Эти источники в основном содержат сведения по географическому положению и экономике Тобольской и Томской губерний, составу, расселению, культуре и быту народов Западной Сибири, памятных датах и событиях в жизни сибиряков, содержат биографические сведения об известных людях края. Сведения по русской культуре региона представляют собой отрывочную информацию, но все же позволяют выявить тенденции общего развития российской культуры.

Материалы периодической печати составляют еще одну группу источников. В ходе диссертационного исследования были просмотрены центральные и местные краеведческие журналы и газеты, содержащие ценную научную информацию. Во второй половине XIX века в Тобольской губернии стали издавать «Тобольские губернские ведомости» и «Томские губернские ведомости» (1857-1919 гг.), «Тобольские епархиальные ведомости» (1882-1918 гг.), которые не только занимались освящением насущных вопросов в образовании, архитектуре, иконописании и т.д., но и обращались к событиям прошлого в культурной жизни губернии. Ценность этих источников состоит в том, что многие архивные сведения, освещаемые авторами публикаций, до нашего времени не дошли и потому они очень важны для современных исследователей. Вместе с тем наблюдается некая односторонность в освещении изучаемого вопроса. В частности, «Тобольские епархиальные ведомости» в основном освещали роль отдельных представителей церкви и миссионерской деятельности в развитии русского православного образования в крае. Наблюдается явная идеализация личности священнослужителей и роли церкви. «Тобольские губернские ведомости» и «Томские губернские ведомости» подчёркивали особую роль властных структур на территории региона. Сложности и трудности распространения православия, в них, как правило, замалчивались.

Многообразие предлагаемых источников, их фрагментарность, разносторонность, неоднозначность, заставляет тщательно проверять достоверность их содержания, сравнивать, сопоставлять и обобщать найденные сведения.

Научная новизна настоящей диссертации, заключается во введении в научный оборот комплекса ранее не использованных исторических источников. Привлечение новых источников позволило провести самостоятельное специальное исследование. Впервые в исторической литературе прослежено влияние идей Просвещения на развитие региональной русской культуры, и системы образования на развитие художественной культуры Западной Сибири.

Роль идей Просвещения в развитии российской системы образования и художественной культуре

Просвещение представляло собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, где знание должно было помочь человеку овладеть миром и построить гармонию по принципу разумной рациональности. Поэтому главной задачей, по мнению просветителей, было развитие науки и образования, рациональное переустройство мира, социальных порядков, государственного управления и т.п. по законам, открытым наукой. Однако, этому мешала непросвещённость народа. Просветители выступали поборниками гражданского равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм они считали причинами человеческих бедствий, а потому выступали против влияния Церкви на светскую власть (за секуляризацию Церкви и культуры).

XVIII век - кульминация и «классика» эпохи Просвещения. Представления Просвещения о разумной закономерности мира наиболее полно выразились в художественном направлении классицизма. Классицизм обращался к античному наследию как некой форме и идеальному образцу, стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, принципам регулярности. Ностальгия по великому античному прошлому упала на подготовленную рационалистической философией почву. По мере распространения, Просвещение превратилось в международное явление, охватившее практически все европейские страны. В каждой стране оно имело свою специфику и носило отпечаток национальной самобытности.

Для России XVIII века было характерно преодоление затянувшегося средневековья. В течение всего столетия приходилось выбираться из-под тяжёлой массы норм, обычаев, стереотипов мышления и поведения, традиций, терявших свою актуальность. Страна менялась не только в социальном и экономическом плане, но и в культурном. Перемены давались трудно. Это была культура переходного периода, где средневековое сознание и рациональность Нового времени парадоксальным образом переплетались между собой. Формирование Российской империи в царствование Петра I как многонациональной, многоконфессиональной (с разными сосуществующими религиями) и унитарной по административному устройству державы требовало придания ей государственного, а не религиозного характера. По мнению И.В. Кондакова, «русское Просвещение» активизировалось во время реформ Петра I, главным содержанием которых являлась секуляризация культуры.1 Следует отметить, что поворот внимания интереса России к Европе начался задолго до Петра; петровская эпоха лишь резко радикализировала наметившиеся перемены. Уже Иван Грозный и Борис Годунов искали пути установления более тесных контактов с Европой. Осторожная, но последовательная политика освоения европейской системы ценностей проводилась и на протяжении всего XVII века. В европейской культуре Нового времени преобладали в основном протестантские идеи личной ответственности человека перед Богом за свою земную жизнь, свободного выбора человеком своего жизненного пути, суверенности личности (даже в сословных рамках), гарантированности его прав законом и нравственной традицией, договорного характера взаимных обязательств между личностью, обществом и государством, всеобщности и обязательности исполнения законов и т.п.

Развитие конфессионального образования русского населения региона

Россия была многоэтнической империей. На ее территории сформировалась сеть учебных заведений различных церквей: православной, католической, протестантской, мусульманской, иудейской. Исторически сложилось, что наиболее представительными и авторитетными в стране стали духовно-учебные заведения Русской православной церкви (РПЦ). Церкви и монастыри являлись центрами распространения православного образования среди населения. Именно они оказывали определяющее значение на развитие просвещения в стране и напрямую были связаны со светским образованием и государственной идеологией. Однако в духовных учебных заведениях было принято традиционное схоластическое обучение. Детей священно- и церковнослужителей обучали преимущественно начальной грамоте: чтению (букварь, часослов, псалтырь), письму и пению церковных служб. Этот исконный тривиум существовал на Руси со времен св. Владимира и нисколько не изменился к XVIII веку.

Серьезные изменения во всех сферах жизни России, связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, начались в XVII в. и усилились в петровскую эпоху. Правительство Петра I поощряло открытие духовных школ, рассчитывая с их помощью затем готовить и светских работников. Упразднением патриаршества и учреждением Синода, Петр I подчинил русскую церковь светской власти и превратил ее в послушное орудие государства. Одновременно церковь начала терять контроль над образованием. С этого момента начался новый «государственный» период в отечественном просвещении. Процесс «огосударствления» способствовал проникновению в отечественную педагогику нового самосознания. В XVIII веке происходит раздвоение процессов воспитания и обучения и некоторое изменение их сути. Воспитание продолжало сохранять ориентацию на формирование человека-христианина. Но, взяв обучение в свои руки, государство сделало его более разнообразным, придало ему светский характер, одновременно окрасив и воспитание «просветительскими» тонами. Это в большей степени касалось светских школ. Что касается духовных учебных заведений, то за некоторыми изменениями, здесь мало что изменилось -методы обучения остались всё теми же.

Для детей духовенства продолжалось начатое еще в XVII веке создание епархиальных школ. В 1721 г. в соответствии с принятым Духовным регламентом была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий, готовящая служителей церкви. К 1725 году их число достигло 46 в целом по России. Духовные школы в петровскую эпоху находились в лучшем состоянии, чем светские и имели больше учащихся. Учеников направляли в архиерейские школы, чтобы в будущем они смогли занять духовные должности. Новые духовные школы были закрытыми учебными заведениями. В основе их создания лежала потребность церкви в достаточно подготовленном клире, стремление расширить круг верующих и уберечь их от воздействия других вероучений. Процесс утверждения духовных школ в России в XVIII столетии представляется следующим образом: славяно-русские школы (давали только начальное образование); затем шли латинские школы (аналогичные первым классам семинарии); а уж потом - семинарии, где давали профессиональное церковное образование. Духовная школа не сразу приняла сословно-профессиональный характер - в XVTII веке она была декларирована как общесословная, общеобразовательная школа гуманитарного типа, в которую должны были приниматься дети не только священно- и церковнослужителей, но и из других сословий, но фактически обучались лишь дети духовенства, т.к. обучение было построено на изучении не только гражданского алфавита, но и церковнославянского, и латинского, а эти языки были пригодны только для церковного богослужения.1

. Распространение традиционной художественной культуры в регионе

Несмотря на явную западную направленность, ХУШ в. для России был весьма противоречивым и неоднозначным. Происходившие в России важнейшие преобразования, начавшиеся ещё во времена царствования Петра I (как идейные, основанные на просветительских взглядах, так и социально-экономические), способствовали распространению новой секулярной (светской) культуры, которая, по сути, не укоренилась в массах - ею смогла овладеть только элита. Народное мироощущение мало было затронуто грандиозными переменами, которые происходили в государстве в XVIII столетии. Большая часть населения страны (Западная Сибирь не является исключением в данном случае) продолжала придерживаться старых традиций, оберегать изначальные идеологические догматы, связанные с православием и самодержавием, глубоко укоренённые традиции, политические и социальные установления. Таким образом, понятие «дворянская культура» относится более к русской культуре центральной «столичной» России, нежели к Сибири. В некотором смысле Сибирь скорее можно назвать крестьянско-разночинной окраиной. Религиозность продолжала присутствовать в светской жизни городов региона - это выражалось в архитектуре, где храмовое строительство занимало приоритетное положение, в живописи, где доминировала икона, в театральной жизни, где на сцене поднимались вопросы религиозной морали и семейного, общественного долга.

В ХУШ в., как и в XVII, наиболее популярными были книги богослужебного и назидательного содержания. Библейское слово имело большое значение для населения региона, особенно для крестьянства. Практиковалась переписка этих книг. Видное место занимали произведения деятелей церкви (Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского и др.). Многие из этих произведений включали разделы о современных политических и военных событиях. Популярность приобретают исторические сочинения и хронографы. Художественная литература, по всей вероятности, была представлена в Западной Сибири в основном рассказами, притчами, выписками из различных патериков, а также сказаниями, легендами о монастырях и чудотворных иконах и нравоучительного содержания («Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Повесть о царе Аггее», «Сказание о Вавилонском царстве» и др.). Эти повести пользовались большой популярностью в среде старообрядцев, причём некоторые из них включались в состав старообрядческих сборников, хотя и не являлись раскольничьими сочинениями. В них поднимались вопросы справедливого суда, справедливого мира и т.п. Однако, в литературе происходила борьба религиозного и светского начал, сказывалось развитие светских жанров литературных произведений.

Религиозная литература была сосредоточена в основном при монастырях, церквях, и конфессиональных учебных заведениях. Одной из первых была открыта библиотека при Тобольской духовной семинарии в 1748 г. Начало её формирования относится ко времени митрополита Филофея Лещинского (начало XVIII в.). Библиотека семинарии имела довольно значительный фонд книг на разных языках, среди которых были издания не только духовного содержания, но и уникальные рукописи (в том числе знаменитая Черепановская летопись). Нужно отметить, что власти прекрасно понимали значение религиозной литературы и роль церковного авторитета в освещении государственной политики, поэтому переписка и распространение книг такого содержания не только не запрещалась, но даже поощрялась. Это прекрасно вписывалось в екатерининскую концепцию воспитания «нового человека», заложенную в образовательной реформе Екатерины П. Чтение религиозной литературы - это одна из гражданских добродетелей, мыслимых Екатериной II в концепции воспитания.

Похожие диссертации на Формирование системы образования и е# влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во второй половине XVIII века