Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Слесарев Сергей Михайлович

Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект)
<
Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект) Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Слесарев Сергей Михайлович. Государственная политика по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX –начале 30-х гг. XX вв. (исторический аспект): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Слесарев Сергей Михайлович;[Место защиты: Кыргызско-Российский Славянский университет].- Бишкек, 2015.- 198 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование и развитие народных судов в 1865-1917 гг.

1.1 Начальный этап функционирования системы народных судов в 60-х - сер. 80-х гг. XIX в 15

1.2. Основные черты традиционного судопроизводства по нормам обычного права в 1865-1917 гг 44

1.3. Развитие государственной политики по отношению к народным судам в 1886-1917 гг 69

Глава 2. Политика советского государства по отношению к судам по нормам обычного права в 1917- нач. 30-х гг. XX в .

2.1. Политика советско-партийных органов по отношению к судам биев в 1917-1924 гг 89

2.2. Особенности функционирования советских народных судов и судов биев в 1925- 1927 гг 116

2.3. Постепенное вытеснение и ликвидация традиционного судопроизводства по нормам обычного права на рубеже 20-30-х гг. XX в 142

Заключение 161

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертации обусловлена значительными изменениями, произошедшими в Кыргызстане после обретения им независимости. В эпоху, когда происходила коренная ломка сложившегося за 70 лет социально-экономического базиса, одной из важнейших задач становления новой государственности и новых общественных отношений стало глубокое реформирование политической и правовой системы. В связи с этим особую значимость в пересмотре основных взглядов и подходов приобрел опыт сосуществования двух правовых систем в дореволюционный период и первые годы советской власти, так как на современном этапе развития оказалось важно выработать такую правовую систему, которая наиболее адекватно соответствовала бы культурным особенностям и менталитету кыргызского народа. Кроме того, надо напомнить, что в Конституции Кыргызской Республики обычаи кыргызского народа признаются в качестве правовых источников. В 90-х гг. в современную правовую систему Кыргызстана были введены суды аксакалов, которые в своей деятельности могли теперь руководствоваться нормами традиционного права - исторически сложившимися обычаями кыргызского народа. Это позволило решать судебные дела исходя из национальных традиций и менталитета кыргызского народа, если они не противоречили законодательству Кыргызской Республики.

Начало складывания современной правовой системы в Кыргызстане связано с присоединением кыргызов к России, при этом для местных народов было сохранено их традиционное обычное право, которое постепенно видоизменялось под влиянием общеимперских законов. Однако довести эволюционно данный процесс не удалось из-за Октябрьской революции. После чего советской властью стала проводиться политика, направленная на искоренение судопроизводства по адату и установление монополии советской правовой системы. Поэтому представляется очень важным изучить период параллельного функционирования советской судебной системы и бийского суда до начала 30-х гг. XX в., который фактически еще очень слабо изучен историками Кыргызстана.

Степень изученности темы. Первые сведения о кыргызских судебных обычаях приводятся в отчетах и описаниях российских путешественников начиная с 50-х гг. XIX в., когда начался процесс присоединения кыргызских племен к России. Разрозненные данные об адате, зане и нархе отображены в исследованиях П.П. Семенова-Тян-

Шанского, Ч.Ч. Валиханова, М. Венюкова, Л. Костенко, М. Терентьева, В.П. Наливкина, Г.С. Загряжского1.

По мере закрепления присоединенных территорий, а особенно после образования Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 г. и введения «Временного положения об управлении краем», была выдвинута практическая задача по сбору материалов у кочевников, касающихся их обычного права. При этом стоит отметить, что при сборе, как правило, фактически не различали казахов и кыргызов, и хотя их традиционное право во многом совпадало, тем не менее были и свои различия. Первый подобный сборник правовых обычаев у кыргызов составил Г.С. Загряжский2, не избежавший ряда недостатков, таких как - не указывались варианты правовых обычаев по племенам и местностям, а также время и место записанных норм.

В 1889 г. вышел сборник правовых обычаев казахов и кыргызов Н.И. Гродекова, в котором уже приводились различия в адате у двух народов3.

Помимо составления сборников обычного права все больше выходило работ, посвященных различным проблемам функционирования народного суда у кыргызов и предложениям по его реформированию [Готовицкий М., Дингелыптедт Н., Изразцов Н., Крафт И.И., Вульфсон Э.С., Мякутин А.И., Леонтьев А. и др.]4.

1 Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань. - М., 1958;
Валиханов Ч.Ч. Заметки о киргизах // Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. - Алма-Ата, 1985;
Венюков М. Опыт военного обозрения русских границ в Азии. - СПб, 1876;
Костенко Л. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности. -
СПб, 1871; Терентьев М. Туркестан и туркестанцы. - СПб, 1873; Наливкин
В.П.
Туземцы раньше и теперь. - Ташкент, 1913; Загряжский Г.С. Заметки о
народном самоуправлении у кара-киргизов //Материалы для статистики
Туркестанского края. - Вып. III. - СПб, 1874.

2 Загряжский Г.С. Юридические обычаи киргиз и о народном суде у
кочевого населения Туркестанского края по обычному праву (зал)
/ Материалы для статистики Туркестанского края. - Вып. IV. - СПб, 1876.

3 Гродеков Н.И. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской
области.т.ЦЮридический быт). - Ташкент, 1889. - С. V.

4 Готовицкий М. Значение и обряд присяги у киргиз // Юридический
вестник. - 1895. - № 5; Дингельштедт И. Судебное преобразование
в Туркестане [б.м.], 1892; Изразцов И. Обычное право киргизов Семиреченской
области (адат) //Древний мир права казахов. - Алматы, 2005. - Т. 6; Крафт
ИИ
Судебная часть в Туркестанском крае и Степных областях. - Оренбург,
1898; Вульфсон Э.С. Как управляются и судятся киргизы // Древний мир права
казахов. - Алматы, 2005. - Т. 6; Южаков Ю.Д. Итоги 27-летнего управления
нашего Туркестанским краем. - СПб, 1891; Малышев И. Обычное семейное

К началу XX в. российские власти осознали необходимость проведения новой судебной реформы. Важное значение в этом плане имела работа К. К. Палена, сделанная по итогам ревизии Туркестанского края1.

В связи с предстоящей реформой и проблемой усиления прокурорского надзора над судопроизводством народного суда появляется ряд интересных с научной точки зрения работ А. Зуева, Б.Н. Дельвига, М.Д. Яковлева, С.Н. Трегубова, А. Герасимовского2. Однако применить на практике достигнутый опыт и наработки не удалось вследствие гибели Российской империи.

В целом же надо отметить, что в дореволюционный период был проделан значительный объем исследований и сбора материалов, который позволяет современным ученым проводить исследования по обычному праву кыргызов с новых теоретико -методологических позиций.

В 20-е гг. изучение судопроизводства кыргызов по нормам обычного права проходило в рамках более обширной проблемы -выявление социально-экономических особенностей кыргызского общества в свете его перехода к построению социализма в Кыргызстане3. После перехода к сплошной коллективизации и индустриализации на протяжении 30 лет интерес к данной проблеме

право киргизов. - Ярославль, 1902; Мякутин А.И. Юридический быт киргизов. - Оренбург, 1910; Леонтьев А. Обычное право у киргизов // Юридический вестник. - 1890. - № 5-6

1 Пален К.К. Отчет по ревизии Туркестанского края. Народные суды
Туркестанского края. - СПб, 1910.

2 Зуев А. Киргизский народный суд // Древний мир права казахов. -
Алматы, 2005. - Т. 6; Дельвиг Б.Н. Киргизский народный суд в связи
с правовым положением инородцев Степного края // Журнал министерства
юстиции. - 1910. - № 5; Яковлев М.Д. Народный суд и Степное положение. -
Казань, 1915; Герасимовский А. Предварительное следствие и суд в Туркестане
// Журнал министерства юстиции. - 1909. - № 5; Трегубое С.Н. Прокурорский
надзор в народном суде Туркестанского края // Журнал министерства юстиции.
-1903.-№8-10.

3 Калемин Н.Х. Докладная записка о результатах исследования
социальных отношений в аулах-кишлаках Шаркартминской, Эсенгуловской
и Чоринской волостей Нарынского района, проведенного в 1926-1927 гг. по
заданию Киргизского обкома ВКП (б), 1927 //ЦГА ПД КР, ф.Ю, об.І, д. 234;
Погорельский П., Батраков В. Экономика кочевого аулы Киргизстана. -
МД930; Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. - М.,
2002; Фиолетов Н.Н. Суды казиев в среднеазиатских республиках // Советское
право.-1927.-№1 (25).

резко снижается, а традиционное судопроизводство рассматривается как один из элементов угнетения российскими властями и родовой знатью1.

Необходимо отметить, что начавшиеся в 60-х гг. исследования обычного права кыргызов в дореволюционный период проводили фактически только юристы. Для историков же в 60-е гг. основной темой дореволюционного периода стала проблема присоединения и вхождения кыргызских племен в состав России. Вопросы, связанные с обычным правом и судом биев, освещались в монографиях очень скупо по сравнению с другими особенностями общественно-политической жизни кыргызов2. В основном проблема рассматривалась с этнографических позиций3.

Ситуация стала меняться в середине 60-х гг., когда впервые появились сравнительно объемные исследования обычного права и суда биев у кыргызов. Теперь стали актуальными многочисленные документы и материалы, собранные и использованные дореволюционными учеными в своих трудах. Конечно, к их данным советские историки подходили избирательно исходя из господствующей концепции о наличии феодальных отношений в кыргызском обществе еще до присоединения к России. Выходят работы К. Нурбекова и С. К. Кожоналиева4. В отношении же периода

1 Дурманов Н.Д. Уголовное право (Особенная часть). Преступления,
составляющие пережитки родового быта. - М., 1938; Омелин Н.Е. История
колонизации Средней Азии царской Россией // Ташкентский финансово-
экономический ин-т. Научные записки. - 1948. - №3; Культелеев Т.М.
Уголовное обычное право казахов. - Алма-Ата, 1955.

2 Джамгерчиное Б. Присоединение Киргизии к России. - М., 1959; Его
же.
Очерки политической истории Киргизии XIX века. - Фрунзе, 1966;
Усенбаев К.У. Общественно-экономические отношения киргизов (втор, пол
XIX - нач. XX вв.). - Фрунзе, 1980.

3 Кисляков НА. Наследование и раздел имущества у народов Средней
Азии и Казахстана. - Л., 1977; Его же. Нормы наследования по адату
и шариату у народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1973; Народы Средней
Азии и Казахстана. Этнографические очерки. Т. 1. - М., 1962; Джумагулов А.
Семья и брак у кыргызов Чуйской долины. - Фрунзе, 1960.

4 Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР. В.1 -
Фрунзе, 1965; Кожоналиев С.К. Суд и уголовное обычное право киргизов до
Октябрьской революции (1850-1917гг.). - Фрунзе, 1967; Его же. П.П. Семенов-
Тянь-Шанский о юридических отношениях у киргизских племен (научное
сообщение) //Известия Киргизского филиала ВТО (при АН Кирг.ССР). -
Вып. 5. - Фрунзе,1965; Его же. Некоторые вопросы истории уголовного
законодательства Киргизии по борьбе с пережитками родового быта //

1917 - 1931 гг. проблема рассматривалась в рамках строительства советской судебной системы1.

Постепенно отрицательное отношение к нормам обычного права и бийского суда исчезало из работ ученых. Так, В.М. Плоских в своем фундаментальном труде «Киргизы и Кокандское ханство» описывает кратко судопроизводство по адату без наклеивания ярлыков2. П.П. Литвинов указывал, что «рост доверия памирских киргизов к российской администрации во многом обуславливался также спецификой судопроизводства на Памире. Царское правительство сохранило здесь «народный» суд»3. В академическом труде «История Киргизской ССР» в пяти томах также ограничиваются описанием организации судопроизводства по нормам обычного права фактически без негативных оценок4.

После обретения независимости Кыргызстаном, естественно, значительно вырос интерес к истории кыргызов по всем направлениям, в том числе и к судопроизводству по обычному праву. Исследования, как и в советский период, велись по двум линиям - юридической и исторической.

Авторы - юристы, как правило, очень кратко касались периода 1865-1917 гг., ограничиваясь описанием судопроизводства без оценочных характеристик5. В последние 15 лет очень плодотворно по проблеме функционирования народных судов до 1917 г. работал и работает Б.И. Борубашов6, который считает, что «должностные лица

Материалы XIII научной конференции профессорско-преподавательского состава КГУ (секция юридических наук). - Фрунзе, 1965.

1 Алъчиев К.А. Гражданское право дореволюционной Киргизии // Труды
КГУ им. 50-летия СССР. Серия: Юрид. науки. Вьш. 10. - Фрунзе, 1975; Его
же.
Возникновение и развитие гражданского права в советском Киргизстане. -
Фрунзе, 1975; Супатаев К., Тайгин Ф.П. Создание и развитие Советского суда
в Киргизии. - Фрунзе, 1971; История Киргизской ССР. Т. 2. Кн. 1. - Фрунзе,
1968; История Киргизской СССР: В 5 т. Т. 2-3- Фрунзе, 1986; Чокушов Б.
Классовая борьба в киргизских аилах (1918-1932 гг.) - Фрунзе, 1990.

2 Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. - Фрунзе, 1977.

3 Литвинов П.П. Внешнеполитические аспекты истории киргизов
Памиро-Алая конца XIX - нач. XX вв. - Фрунзе, 1989.

4 История Киргизской СССР: В 5 т. Т. 2 - Фрунзе, 1986.

5 Борубашов Б.И., Галиева З.И. История государства и права Кыргызской
Республики. - Бишкек, 2003; Уметов К.А. История государства и права
Кыргызской Республики. - Бишкек, 2011.

Борубашов Б.И. Государственно-правовое регулирование

общественных отношений кыргызов в составе Российского государства (1855-1917 гг.). - Бишкек, 2009; Его же. История государства и права Кыргызской

местного самоуправления были лишь ставленниками царской
администрации, которые должны были защищать интересы
российского государства»1 Ряд интересных статей и монографию
опубликовал А.Л. Салиев2. Он считает, что «несмотря на все издержки
применения принципа выборности народных судей - биев
в Туркестане <... > он себя в целом оправдывал и нес в себе ощутимый
потенциал дальнейшего совершенствования»3. Стоит отметить, что
Б.И. Борубашов и А.Л. Салиев, отмечая присущие судам биев
недостатки, тем не менее относятся к их деятельности достаточно
положительно. Определенный интерес вызывают работы
А.У. Джакишева, Ж.Ч. Тегизбековой, К.Ж. Соронкуловой,

Л.Ч. Сыдыковой, Г.К. Токтогоновой, М.О. Ким, А.В. Цой4. Советский период до начала 30-х гг. исследуют Т.К. Исманов и А.В. Типеров1.

Республики и Российской Федерации. - Бишкек, 2007; Его же. Судопроизводство по обычному праву кыргызов //Вестник КГУ им. И. Арабаева, Периодический научно-педагогический журнал. Вып. 1 (2). -Бишкек, 2009; Его же Источники права и судоустройства Кыргызстана в XIX в. // Вестник КРСУ. - Т. 5 (№ 6). - Бишкек, 2005; Его же. Судебная система и судопроизводство киргизов в XIX в. // Сборник научных трудов. - Бишкек, 1999-№3.и другие

1Борубашов Б.И. Кыргызстан в системе государственного устройства и управления Российского государства //Вестник КРСУ. - 2008. - Т. 8 (№ 2). -С. 115.

2 Салиев А.Л. Очерки истории судебной политики царизма в кочевых
регионах Туркестана (по архивным, правовым и иным материалам). - Бишкек,
2014; Его же. О попытках царской власти сблизить судопроизводство кочевого
населения Туркестана с общероссийскими судом и законодательством (по
архивным, правовым и иным материалам) // Вестник КРСУ. - 2013. - Т. 13 (№
8); Его же. О практике вмешательства царской власти в деятельность
народных судов кочевого населения Туркестана (по архивным, правовым и
иным материалам). //Вестник КРСУ. - 2013. - Т. 13(№ 8); Его же. Царская
власть и народные суды кочевого населения Туркестана: проблемы
взаимоотношений (по архивным, правовым и иным материалам) // Вестник
КРСУ. 2013. Т. 13(№ 6); Его же. Народные суды кочевого населения царского
Туркестана - важное звено в системе местного «туземного» самоуправления
(по архивным, правовым и иным материалам) // Вестник КРСУ. - 2013. - Т. 13
(№ 5) и др.

3 Салиев А.Л. Об усилении конфликтности внутри кочевого населения
Туркестана в связи с введением практики выборности народных судей (1865-
1917) (по архивным, правовым и иным материалам) // Вестник КРСУ. - 2014. -
Т. 14( № 9). - С.77.

Джакишев А.У. История милиции Кыргызстана (1924-1991 гг.) -Бишкек, Илим. - 2005; Тегизбекова Ж.Ч. Регулирование брачно-семейных

В отличие от юридического направления, рассмотрение вопроса историками показывает, что они во многом отошли от крайностей советского периода. Так, П.П. Литвинов, считает, что «эти суды (биев. - С.С.) были выборными и независимыми от власти»2. Академик В.М. Плоских отмечает, что «царская администрация мало вмешивалась в управление кыргызским населением» и «сохранила суд биев»3.

Также определенный интерес представляют работы современных российских ученых: О.И. Брусина, Л.Е. Лаптева, П.П. Литвинова, И.Б. Ломакина и др.4

отношений кыргызов по обычному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук-Бишкек, 2013; Её же Исследование по обычному праву кыргызов //Вестник КРСУ. - 2009. - Т. 9 (№ 4); Токтогонова Г.К Эреже - источник кыргызского обычного права //Вестник КРСУ. - 2010. - Т. 10 (№ 6); Сыдыкова Л.Ч. Проблемы уголовного законодательства Кыргызской Республики (вопросы теории и методологии). - Бишкек, КРСУ. - 2006; Соронкулова К.Ж. Обычное право и современная правовая система Кыргызской Республики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Бишкек, 2009; Ким М.О. Исторические предпосылки зарождения и развития института защиты в уголовном процессе Кыргызстана в дореформенный период //Вестник КРСУ. - 2008. - Т. 8 (№ 11); Цой А.В. Обычное право и судопроизводство в системе административной политики царизма в Туркестане. - Бишкек, 2010.

1 Исманов Т.К. Становление Советского правосудия в Кыргызстане
и использование местных бийских судов в первые годы советской власти
//Вестник КРСУ. - 2011. - Т. 11 (№ 10); Борубашов Б.И., Исманов Т.К.
Деятельность местных судов по обычному праву кыргызов в первые годы
Советской власти // Вестник КРСУ. - 2010. - Т. 10 (№ 6); Типеров А.В. История
становления советского суда в Кыргызстане (1917-1924 гг.)//Вестник КРСУ. -
2013.-Т. 13 (№9).

2 Литвинов П.П. Эпоха «анабиоза» в истории кыргызской
государственности (опыт сравнительно-теоретического анализа) // Диалог
цивилизаций: сборник статей. - Бишкек, 2003. - С.184.

3 Плоских В.М., Джунушалиев Д.Д. История кыргызов и Кыргызстана. -
Бишкек, 2009. - С. 171.

4 Брусина О.И. Обычное право кочевого населения Туркестана в системе
российского управления // Среднеазиатский этнографический сборник. -
Вып. 5. - М., 2006; Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов
Российской империи в XIX в. // Государство и право. - 1997. - № 8; Литвинов
П.П.
Государство и ислам в Русском Туркестане. 1865-1917 (по архивным
материалам). - Елец: ЕГПИ, 1998; его же. Органы Департамента полиции
МВД в системе «военно-административного» управления Русским
Туркестаном (по архивным, правовым и иным источникам). - Елец: ЕГУ, 2007;

В заключение надо отметить, что до сих пор в Кыргызстане не вышло ни одной монографии, основное внимание в которой уделялось бы вопросам функционирования судопроизводства у кыргызов по адату 1865-1931 гг. с исторических позиций.

Объектом исследования являются проблемы обеспечения государством функционирования системы народных судов (биев) в Кыргызстане во второй половине XIX в. - нач. 30-х гг. XX в.

Предметом исследования выступают исторические аспекты государственной политики по отношению к судопроизводству по нормам обычного права в Кыргызстане во второй половине XIX в. -нач. 30-х гг. XX в.

Цель диссертационной работы - определение основных векторов государственной политики по отношению к традиционному судопроизводству по нормам обьиного права в Кыргызстане во второй половине XIX в. - нач. 30-х гг. XX в.

Для достижения поставленной цели автором последовательно решаются следующие задачи:

раскрыть особенности процесса создания и функционирования двух параллельных судебных систем в Кыргызстане во второй половине XIX в.;

проанализировать основные черты традиционного судопроизводства по нормам обычного права в 1865-1917 гг.;

выявить особенности государственной политики по отношению к народным судам в 60-х гг. XIX в. - нач. XX в.;

исследовать основные тенденции отношения советской власти к обычному праву в период «военного коммунизма» в Центральной Азии;

охарактеризовать политику местных советско-партийных органов к судам биев в период НЭПа;

определить причины ликвидации судов биев в конце 20-х -нач. 30-х гг. XX в. в Кыргызстане.

Научная новизна диссертационного исследования определяется его целью и задачами и может быть изложена следующим образом:

1) впервые в отечественной исторической науке изучена политика советской власти по отношению к судам биев в 1917 - нач. 30-х гг. XX в.;

Ломакина И.Б. Этническое обычное право: Теоретико-правовой аспект. - СПб, 2005.

  1. раскрыта стратегическая линия государственной политики по отношению к народным судам по нормам обьганого права во второй половине XIX - нач. 30-х гг. XX вв., заключавшаяся в их ликвидации; отличие же состояло в том, что российское правительство стремилось сделать это эволюционно, а советская власть - революционно, не считаясь с мнением и традициями кыргызского народа.

  2. введены в научный оборот оригинальные и ранее неиспользованные архивные документы, касающиеся политики советской власти по отношению к судам биев.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Создание параллельной системы судопроизводства по нормам обьганого права в Кыргызстане после его присоединения к России создало условия для постепенной адаптации кочевников к новому административно-судебному устройству.

  2. Предоставление фактической независимости народным судам от исполнительной власти, с одной стороны, способствовало росту авторитета российской власти, а с другой - усиливало влияние родоправителей - манапов и биев.

  3. Долгое затягивание реформирования системы традиционного судопроизводства в Туркестане наглядно демонстрировало все ее недостатки местному населению и тем самым, с учетом существования общеимперских судебных учреждений, к которым постепенно переходило все больше видов судебных дел, создавало условия перехода кочевников к общероссийской судебной системе.

  4. Провозглашенная большевиками политика равноправия по отношению к народам Центральной Азии на деле означала ускоренную модернизацию по классовому признаку, при которой сохранению традиций и обычаев местных народов не уделялось достаточного внимания.

  5. Советско-партийные органы вынужденно пошли в начале 20-х годов XX в. на восстановление судов биев, что было связано с борьбой с басмачами, а также преследовало цель привлечь широкие народные массы на свою сторону.

  6. Основной причиной ликвидации судов биев на рубеже 20-30-х годов XX в. стал общий курс на ускоренную индустриализацию и сплошную коллективизацию, в рамках которых, по мнению советских руководителей, не было места для традиционного судопроизводства.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы научного историзма и объективизма, диалектический принцип единства и взаимосвязи прошлого

и настоящего, а также такие исследовательские методы, как историко-
культурный, системный, сравнительно-сопоставительный и др.
Методологической основой исследования послужили системный
анализ и проблемно-ориентированный подход. Исходя из особенностей
избранной проблематики, опираясь на принцип историзма,
применялись общенаучные подходы, направленные на выявление
причинно-следственных закономерностей, что позволило

сформировать авторский подход к решению поставленных задач.

Источниковую базу исследования составили документы следующих архивов - ЦГА КР, ЦГА ПД КР, ЦГА МВД КР, ЦГА РК, ЦГА РУз, РГВИА, РГИА и др.

После 1991 г. был опубликован ряд сборников документов, которые стали важным элементом исследований по данной тематике1. Значительным источником по обычному праву кыргызов являются различные Эреже, большинство из которых были опубликованы С.К. Кожоналиевым и в «Материалах по казахскому обычному праву»2.

Среди вышеуказанных архивов наиболее ценные материалы были извлечены из ЦГА ПД КР (Доклад о деятельности Областного суда Киргизской Автономной области за 1926 г. // ф. 10, оп.1, д. 56; Общественно-политические и культурно-бытовые условия для развития советского и партийного строительства в Киргизской волости // ф. 10, оп. 1, д. 234; Отчет по работе Облсуда Киргизской Автономной области за 4-й квартал 1925 г. // ф. 10, оп. 2, д. 53; Отчетный доклад прокурору Кирг. АО о деятельности Прокуратуры Кирг. АО за 2-е полугодие 1925 г. // ф. 10, оп. 2, д. 25; Протокол №19 Заседания Пленума Облсуда КАО, 11 октября 1925г. // ф.Ю, оп.2, д.64), Калемин Н.Х. Докладная записка о результатах исследования социальных отношений в аулах-кишлаках Шаркартминской, Эсенгуловской иЧоринской волостей Нарынского района, проведенного в 1926-1927 гг. по заданию Кир. Обкома ВКП (б), 1927 // ф.Ю, оп.1, д.234), ЦГА КР (Доклад прокурора Сусамырского округа народному комиссару

1 Древний мир права казахов // Материалы, документы и исследования в
10 томах. 5-7 том. /Сост.: С.З. Зиманов и др. - Алматы, 2005; Ереже -
положение съездов биев // Сборник правовых памятников и документов по
истории обычного права казахов втор.пол.ХЕХ и нач. XX вв. / Сост.
Н.С. Ахметова, Г.З. Кожахметов. - Караганда, 1997; Хрестоматия по истории
государства и права Кыргызстана: Учеб. пособие. Т. 1 /Сост. Б.И. Борубашов. -
Бишкек, 2008.

2 Кожоналиев С.К Обычное право кыргызов. - Бишкек, 2000;
Материалы по казахскому обычному праву. - Алматы,1996.

юстиции Киргизской АССР, 1927г.; Из отчетного доклада о работе Народного комиссариата юстиции, прокуратуры и главного суда Кирг. АССР за период с 1 января по 1 октября 1928 г. // ф. 145, оп. 1, д. 118; ЦГА РК (О съезде на Сон-куле // ф. 44, оп. 2, д. 20; О съезде на Сусамыре // ф. 44, оп. 2, д. 20.). При этом надо отметить, что большинство из вышеперечисленных документов впервые были использованы при исследовании данной тематики.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что сформулированные в диссертации положения и выводы могут представлять теоретическую основу для продолжения исследований по данной проблематике. Фактические материалы могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов, учебных пособий по истории Кыргызстана, а также при подготовке лекционных курсов, проведении семинаров на факультетах гуманитарного профиля.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в двух монографиях и 14 статьях, 7 из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Выводы и основные положения диссертации докладывались на международной научно-практической конференции, посвященной Н.М. Пржевальскому (апрель 2014 г.), международном симпозиуме, посвященном 20-летию КРСУ и научно-практической конференции, посвященной становлению кыргызской государственности в XX в. (ноябрь 2014 г.)

Структура диссертации обусловлена логикой достижения цели и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Общий объем диссертации -198 страниц текста.

Основные черты традиционного судопроизводства по нормам обычного права в 1865-1917 гг

С принятием решения в 1864 г. о реальном закреплении территорий тех кыргызских племен, которые уже приняли российское подданство, встал вопрос о введении новой системы управления, опробованной ранее у казахов. С установлением действенного контроля над кыргызами одной из главных задач российской администрации стало создание судебной системы переходного типа: с одной стороны, вводились российские суды, которым передавались все дела, связанные с преступлениями против властей, а с другой - были созданы суды биев, функционирующие в рамках обычного права, или адата.

К середине XIX в. первичной судебной инстанцией кыргызов был суд биев. Компетенция этого суда была неограниченной, на его заседаниях рассматривались дела всех категорий. Кыргызское обычное право не знало различия между гражданским и уголовным судом. Высшими инстанциями судебной системы являлись манапы и родоправители. Часто от их воли зависело окончательное решение по делу.

Следовательно, не существовало определенных видов дел, которые могли бы рассматривать только аильные, родовые или племенные бии. Разграничить полномочия биев можно только приблизительно. Также нельзя считать, что менее важные дела рассматривались аильными биями, а более важные - родовыми или племенными биями, так как по общему положению обычного права кыргызов, потерпевший с любыми делами -малыми или большими - мог обращаться к любому бию. Хотя судебная практика показывает, что крупные, т.е. более известные бии рассматривали более тяжкие и сложные дела, а маловажные дела разбирали аильные бии.

Дела, относящиеся к двум и более аилам и родам, разбирались коллегиально в составе двух и более биев, с участием или без участия влиятельных лиц аила или рода. Такие крупные дела обсуждались во время народных собраний (байга, поминки) биями и влиятельными сородичами. Обсуждение было общее для родичей обеих сторон.

Как действовала на практике эта судебная система наглядно описал П.П. Семенов-Тян-Шанский в 1857 г., который присутствовал на съезде двух казахских племен Старшего Жуза (дулаты и атбаны), где решалось дело, связанное с возвратом калыма. От каждого племени были выставлены по 3 бия и как отмечал путешественник, «это были просто люди, указанные общественным мнением, к которым все нуждающиеся в правосудии обращались по своей доброй воле за разбирательством своих споров, как к лицам опытным и составившим себе всеобщую известность своей справедливостью, своим умом и другими качествами, но в особенности тонким знанием обычного народного права»1. Кроме того, в качестве «председателя» суда был выбран П.П. Семенов, как «лицо постороннее обоим племенам и совершенно беспристрастное» . Суть дела заключалась в том, что невеста (из дулатов) наотрез отказалась выходить замуж за молодого человека (из атбанов), при этом родители невесты уже получили весь калым, что все вместе было воспринято атбанами как «народное оскорбление». Перед тем как начались судебные прения, выступил П.П. Семенов, который заявил, что «по русским законам нельзя принудить девушку идти в замужество без ее на то согласия, а потому следовало бы искать из этого дела такого выхода, который, удовлетворяя киргизским законам, не имел бы последствием бесполезную смерть девушки» . В процессе длительного обсуждения выявились следующие нюансы: по обычаю «дочь знатного человека может быть только первой женой своего мужа, и никогда родители белой кости не согласятся выдать свою дочь во вторые жены»1, а как выяснилось, жених, по обычаю, был вынужден взять в жены вдову брата. При этом следует отметить, что два бия с атбанской стороны отрицали это, несмотря на свою честность и справедливость, т.е. родовые интересы в данных случаях, как правило, превалировали. Таким образом было установлено, что обе стороны нарушили закон. В конечном итоге они договорились, и родители жениха получили обратно калым и еще кун в размере, равном калыму, что в общем составило 100 лошадей.

Несколько позже П.П. Семенов выступил в качестве арбитра и в деле выплаты бугинцами куна за гибель Ормон-хана, и хотя тогда окончательно договориться не удалось, но переговоры представляют интерес в том плане, как производились расчеты при барымте. Так, «основой таких счетов, по киргизскому обычному праву, служит прежде всего подсчет потерь каждой стороны в баранах, рогатом скоте, лошадях, верблюдах и, наконец, людях -«черной» и «белой» кости. Все эти потери переводятся на число баранов, служивших в то время как бы монетной единицей при денежных расчетах. При подобных расчетах отношение той или иной ценности к барану, служащему монетной единицей быка, коровы, лошади, верблюда и даже человека «черной кости», не представляло никаких затруднений, так как определялось обычаем, и только потеря человека «белой кости» или признаваемого по общественному мнению «батырем» всякий раз подлежала особой оценке по взаимному соглашению. Так, например, гибель сырабагишского манапа Урмана должна была иметь для богинцев последствием начет в несколько тысяч монетных единиц, т.е. баранов. Что же касается пленных, то так как они уже обращались в собственность племени, их захватившего, то они разменивались с большей легкостью один на один, а в случае если менять их было не на кого, то выкуп людей «черной кости» совершался по определенной бесспорной таксе, а выкуп людей

Помимо наблюдений П.П. Семенова, также представляют интерес данные Ч.Ч. Валиханова, который отмечал, что «киргизы больше любили и любят судиться у проезжих биев или у лиц, совершенно им незнакомых, чем у биев соседнего племени, с которыми у них есть частные сношения, следовательно, и родовые счеты» . Несколько позже, в 70-х гг. судебными разбирательствами на Иссык-Куле занимался один казак и «многие дела оставались нерешенными, пока не приезжал казак»3.

По обычному праву сроки исковой давности не регламентировались. Кыргызы не имели определенного понятия о давности совершенного преступления или проступка, и всякое правонарушение, даже если оно произошло очень давно, могло быть восстановлено на основе достоверных доказательств. Тем не менее можно утверждать, что срок давности все-таки существовал примерно в районе 50 лет, об этом свидетельствует кыргызская поговорка: «Пятьдесят лет создают новые права; сто лет не оставляют от прежнего ничего».

Развитие государственной политики по отношению к народным судам в 1886-1917 гг

Приход к власти большевиков очень скоро показал, что их теоретические, достаточно утопические взгляды будут непосредственно испробованы на практике. Глобальная задача - переустройство всех сторон жизни общества - решалась в основном, к сожалению, силовыми методами - запрещать и разрушать. Не избежала такого подхода и судебная система в Туркестанском крае. После захвата власти большевикам в 1917 г. началась стремительная ликвидация всей прежней системы управления, в том числе и судебных органов, вместо которых вводился советский суд, обязательный и единственный для всех граждан «новой» России.

С ноября 1917 г. по март 1918 г. советский суд действовал на основе социалистического правосудия, а уже затем - на основе декретов советской власти при использовании не отмененных большевиками старых законов. С ноября 1918 г. - только на основе советских законов, а при их отсутствии или неполноте руководствовались социалистическим правосознанием1. По мнению В.И. Ленина, советский суд должен был выражать волю трудящихся и руководствоваться революционной совестью и социалистическим правосознанием, при этом задача принуждения не исключала задачи воспитания . Основой советской судебной системы послужили: Декрет СНК от 24 ноября 1917 года № 1 «О суде»; Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 года №2 «О суде»; Инструкция Наркомюста РСФСР от 19 декабря 1917 года «О Революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения

По декрету СНК РСФСР от 5 декабря 1917 г. нормы шариата и адата можно применять «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию»2.

По декрету СНК РСФСР о суде № 2 от 24 октября 1917 г. вопрос исковой давности решался следующим образом: гражданский суд мог отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностью или иного срока и присудить «явно справедливое требование» .

12 декабря 1917 г. на основе Декрета № 1 «О суде» СНК Туркестанского края был издан приказ «О суде», по которому приступили к ликвидации старых судебных учреждений под руководством комиссаров юстиции Советов, они же организовывали новые судебные учреждения. Кроме того, этим декретом предусматривалось создание участковых мировых судов, образующихся на основе демократических выборов4.

17 июня 1918 г. был упразднен Туркестанский военно-окружной суд, однако судебная палата и прокуратура при ней существовали до 1919 года5. В августе 1918 г. СНК Туркестанской республики издал декрет об упразднении религиозных, казийских и бийских судов и установления повсеместно советских судов. Были образованы волостные и сельские суды и ликвидировались «существующие у туземного населения народные суды»6. Такая «красногвардейская атака» на традиции и обычаи местного документов и материалов. Алматы, 2004. Т.2. С.244. населения во многом способствовала росту басмаческого движения, да и вообще росту уголовных преступлений. Хотя уже на общекиргизском съезде в Оренбурге (декабрь 1917 г.) отмечалось, что «существующие так называемые народные суды совершенно не действуют и никаким авторитетом не пользуются, а между тем конокрадство в Казак-киргизских областях усиливается с каждым днем, то Всекиргизский Народный совет обязывается немедленно разработать и составить временное положение об организации суда по борьбе с конокрадством»1. В апреле 1918г. в повестке Семипалатинского уездного съезда вновь говориться о борьбе со скотокрадством . Весной 1918 г. отмечалось, что в Пишпекском уезде грабежи и разбои приняли колоссальные размеры и что «дела об этом неподсудны всем судебным инстанциям, учрежденным Советом народных депутатов до настоящего времени»3.

Несмотря на то, что непродуманные действия советских органов по отношению к местному населению вызывали только рост сопротивления, тем не менее на VI съезде Советов Туркестанской республики был подвергнут резкой критике наркомюст за медлительность в «революционном» преобразовании судебных органов4. Вообще надо отметить, что советская власть очень своеобразно понимала и применяла понятие «законность». Выдвинутый В.И. Лениным лозунг «экспроприация экспроприаторов», т.е. грабь награбленное, не мог не вызвать «отклик» в широких массах населения.

С другой стороны, не случайны такие термины, как «социалистическое правосудие», «социалистическое правосознание», «революционная совесть», при помощи которых юридические нормы трактовались исключительно с так называемых «классовых» позиций, а по существу . Например, 15 ноября 1920 г. в Ошском у ез дно-городском комитете был организован партийный суд, состоящий из трех человек, такой же суд был организован общим собранием татар и азербайджанской секцией Скобелевской организации РКП (б) 24 августа 1919 г. из двух человек1.

Несмотря на заявления большевиков, что их власть «народная», именно этот народ и не спешил идти в советский суд. Так, народный суд 7 участка Верненского уезда в течение 1918 г. рассмотрел всего 10 дел, из которых 9 были о расторжении брака и 1 о наследстве, что являлось характерным явлением и для других народных судов . Другой характерной особенностью переходного периода являлся резкий рост барымты, с которой справиться никак не удавалось . Также стоит отметить, что в 1918-1919 гг. в Казахстане возникли «самочинно аксакальские суды»4, как это называли партийные работники.

В отличие от советской власти казахско-кыргызская интеллигенция видела одной из своих основных задач не ликвидацию народных судов, а их реформирование. Так, в протоколе Тургайского областного казахского съезда в Оренбурге, прошедшего в апреле 1917 г., говорилось: «народные суды должны быть переизбраны вновь, если они не пользуются доверием населения. Народные судьи избираются аульным гражданским комитетом. Для этого члены аульных гражданских комитетов намечают 2 кандидатов, один из которых по жребию должен быть народным судьей, а другой -кандидатом. В случае возникновения споров один из кандидатов должен быть из той партии, число членов которой превышает 1А общего количества всех членов аульных комитетов.

Особенности функционирования советских народных судов и судов биев в 1925- 1927 гг

Как уже отмечалось выше, советский аппарат на местах, находился под огромным влиянием родовых обычаев и законов, а сами работники зачастую выступали в качестве апологетов традиционного судопроизводства. Так, в перевыборную компанию 1926-27гг. в Джалал-Абадском кантоне в м. Кызыл-джар той устраивался под руководством председателя РИК а, а в м. Ак-Терек той провел начальник милиции. При этом надо отметить, что драки, возникшие на этих тоях были «ликвидированы» не путем уголовного преследования, а путем взыскания через битюм (байский судебный приговор) вынесенный самим председателем РИК а, штраф с виновных - 30 червонцев» . Интересные факты приводит Н.Х.Калемин, собранные им во время исследований вНарынском районе в 1926-1927 гг. Так, в доме известного манапа Булат Ахуна находились и развлекались нарынский следователь Джолоев, старший милиционер Байзаков (зять Булат Ахуна) и 2 младших милиционера, которые вообще проживали в этом доме4. В результате собранных сведений о периоде их пребывания в Дорбюльджине (следователя и милиционеров) стало известно, что «был избит бедняк Дигамбай Ходжиев (род Базыс) за то, что он отказал Байзакову в лошади. В избиении помимо милиционеров участвовали Булат Ахун и его племянник Умар Султангазиев (член ВЛКСМ и, кажется, кандидат в члены ВКП(б), манап и шилун). Ворвались в дом Дигамбая, сломав ворота (сведения получены от члена бюро ячейки ВКП(б) Дорбюльджина, проболтавшегося в пьяном виде нам и заставивший отсека (ответственный секретарь. - С.С) Байбосуна Мусульманова - трезвого джигита Касымбека (манапа, отца Булат Ахуна, лидера Чоринской волости) и в то же время шилуна, подтвердить это. Также Байзаков избил Алимкула Мураталиева (бедняк, из рода Базыс), просившего того вернуть взятую им лошадь его брата (заявление Алимкула прилагается). Первый потерпевший не жаловался, второй же пожаловался в первый день пребывания в Дорбюльджине, явившись со свежей раной на лице. Важно то, что ни тот, ни другой не воспользовались пребыванием там нарследователя Джолоева»1. Также показателен случай с 93-летним Дербишем, владевшего 500 баранами, который решил переехать в конце 1926 г. к дочери, оставшейся вдовой в Ат-Баши. Однако «местный шилун (где проживал старик) Сайд Ахмат, терпеливо до того ждавший кончины Дербиша и возможности поживиться его баранами, запретил тому выезд за пределы кштау. Узнав об этом, дочь Дербиша не без издержек выхлопотала у Атбашинского сельисполкома разрешение на право проживания своему отцу в с. Атбаши. Также она добилась его утверждения Нарынским райисполкомом. Однако Сайд Ахмат старика не выпускал и последний бежал ночью в Ат-Баши. Дабы искупить свою вину перед Сайд Ахматом Дербиш дал ему лошадь и 16 баранов. Но тот посчитал, что этого мало и составил на него «материал» в местную погранкомендатуру ГПУ, которая арестовала старика, старуху и дочь, продержав под арестом целую ночь. После этого Дербиш дает шилуну 300 рублей, и он успокаивается» , хотя, как отмечал Н.Х. Калемин, «сам же потерпевший всё отрицал, запуганный всесильностью Сайд Ахмата, сумевшего доказать его вину с помощью Погранкомендатуры ГПУ»3.

Советская власть определяла родовые обычаи и традиции кыргызов следующим образом: «родовое право - это право сильного, право хитрого, право захвата»1.

Советские и современные исследователи немало написали о «проклятом царизме», чиновники которого в Средней Азии при проведении административно-судебной реформы 1867 г. произвольно устанавливали границы волостей, что создавало ненужное обострение отношений между разными родами. Однако и советские чиновники подходили к этой проблеме схожим образом, исходя из классовых соображений, по которым все это не имеет большого значения, т.е. главное - это то, что люди из того и другого родов являются трудящимися. Так, в «селении Кунь-Батыш роду «Бекулу» дали при нарезке от рода «Жаламбай» до 600 десятин в урочищах Аксай, Кондей и Жеруй. В с. Лакол при нарезке 1923 г. роду «Катаген» было дано до 50 десятин из земли родов «Алагов», «Курчак» и «Каракучкач», а роду «Алагов» передали 48 десятин из земли родов «Батугур» и «Долей». Затем от с. Лакол отрезали до 100 десятин Кунь-Багышскому селению»2.

Н.Х. Калемин в 1926-1927 гг. провел исследование в Нарынском районе социальных отношений по заданию Киробкома. Результаты были следующие: «Сейчас, в Киргизии вместо прежних старейшин, патриархов, манапов и официальных биев в общинах заменили так называемые шилуны. Их власть в районах их ведения ограничена лишь зависимостью от маната. Недовольная сторона может обращаться в советский суд» . Как уже выше указывалось, новым явлением в социальной структуре кыргызского общества после 1917 г. стало выдвижение особой прослойки - шилунов, что означало «сильный, смелый и беспощадный в драке джигит» По заключению Н.Х. Калемина, «шилун вышел из прошлой дореволюционной низовой администрации (старшины, пятидесятники, джигиты, бии) или современного низового партийного и советского работника»1. В экстремальных условиях того времени было естественным выделение именно данной прослойки, которая использовала новые организационные формы советской власти. Так, существовали племенные и родовые шилунские советы и «президиум» из трех наиболее влиятельных шилунов. Коленный (родовой. - С.С.) совет определяет порядок пользования пастбищами; определяет состав аульного совета. Общеродовой совет -определение состава волсовета и волисполкома, изыскания мер по охране от разложения родового уклада (нарха, намуса)» . Для «легитимизации» своей власти шилуны стремились иметь у себя в джигитах членов ВКП(б) и Союза Кошчи3. Поэтому Н.Х. Калемин справедливо задается вопросом: «и для нас... остается еще спорным вопросом, что сильнее в рядовом, а подчас и активном члене ВКП(б) обследованного района (Нарынский край. - С.С.) - «намус» или его коммунистические убеждения?»4 и делает вывод: «Советы, вернее исполкомы, выполняют функции не Советской власти, а функции манапо-шилунского родового влияния»5.

В отношении брачно-семейных отношений - «жена, дочери или наследники могут обращаться по спорным вопросам в совсуд. Однако до суда дело доходит редко, так как заинтересованные в этом лица, зная принцип решения суда, уговаривают недовольную сторону на компромисс. Согласно судебным решениям мать и дочери получают не только свободу, но и законную долю имущества. Пример, в Чоринской волости (под Базыс) жена умершего Иши Каримкулова вернулась к своему брату с кобылой и принадлежащей ей домашней утварью.

Постепенное вытеснение и ликвидация традиционного судопроизводства по нормам обычного права на рубеже 20-30-х гг. XX в

После обретения независимости в Кыргызстане при проведении судебной реформы в свод законов были включены некоторые положения из традиционного права, которые нашли свое отражение в Конституции

Кыргызской Республики1. Так, в п. 1 ст. 37 говорится, что в Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством, а согласно ст. 59 - граждане вправе учреждать суды аксакалов . Также некоторые нормы адата были включены в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, например, ст. 45 о тройном айыпе, в которой говориться следующее: «Тройной айып есть взыскание, налагаемое судом в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении. Две части тройного айыпа взыскиваются в пользу потерпевшего в возмещение материального и морального ущерба, третья часть - в пользу государства. В случае уклонения от уплаты тройного айыпа он заменятся исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы в пределах срока, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса, по которой лицо признано виновным. Тройной айып может быть заменен исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы также в случае, если в санкции закона, по которому лицо признано виновным, не предусмотрены данные виды наказаний. При этом сроки исправительных работ, ограничения свободы или лишения свободы устанавливаются от шести месяцев до одного года» (в ред Закона КР от 25 июня 2007 года №91). Таким образом, в современных условиях была решена проблема, стоящая еще до 1917 г., т.е. чтобы при возмещении причиненного ущерба истцу определенная часть штрафа шла и в пользу государства, при этом, как видим, предусматриваются санкции (исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы) если виновный уклоняется от уплаты айыпа.

Стоит отметить, что включение правовых норм традиционного судопроизводства в современные судебно-правовые нормы было обусловлено высокой коррумпированностью судебной системы, продолжительностью рассмотрения дел, иногда до нескольких лет, и малой доступностью суда для граждан, проживающих в сельской местности.

Помимо некоторых правовых норм, характерных для традиционного судопроизводства, в 1993 г. были созданы суды аксакалов, юрисдикция которых была определена Законом от 12 июля 2002 года №52. Впоследствии этот закон редактировался в 2003, 2009, 2013, 2014 гг. Основные правовые положения суда аксакалов выглядят следующим образом:

«Статья 1. Суды аксакалов - это создаваемые на добровольных началах и на основе выборности и самоуправления общественные органы, призванные осуществлять рассмотрение материалов, направляемых им в установленном порядке судом, прокурором, другими правоохранительными органами, обладающими правом рассматривать уголовные дела, и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, а также дела о спорах между гражданами в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

Суды аксакалов могут учреждаться по решению собрания граждан, местных кенешей на территории айылных аймаков, городов из числа аксакалов - мужчин и женщин, пользующихся уважением и авторитетом». Следовательно, можно сделать вывод, что суды аксакалов представляют собой симбиоз мировых и бийских судов, направленный на ускорение решений по делам гражданского и уголовного характера, не имеющих серьезных последствий для общества и отдельных граждан, т.е. мелкие проступки и преступления, а также споры граждан, в основном, по семейно-бытовым вопросам».

Статья 2 гласит, что «правовая основа деятельности судов аксакалов. Правовую основу деятельности судов аксакалов составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Суды аксакалов в своей деятельности руководствуются также своей совестью, личными убеждениями, нормами морали и нравственности, исторически сложившимися из обычаев и традиций народов Кыргызстана, не противоречащими законодательству Кыргызской Республики». Стоит отметить, что суды аксакалов руководствуются в совей деятельности, исходя из сложившихся обычаев и традиций народов Кыргызстана, что существенно может упрощать процедуру судопроизводства.

Одной из основных задач судов аксакалов (ст. 3) является: «воспитание у граждан уважения к закону, нормам морали и нравственности, исторически сложившимся из обычаев и традиций». При этом в них входит «защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан; содействие укреплению законности и правопорядка и предупреждение правонарушений на территории аиылного аймака и городов. Суды аксакалов действуют путем убеждения, общественного воздействия, достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего законам и другим нормативным актам республики решения.

В статье 4 определяются функции судов аксакалов, которые заключаются в том, что они могут рассматривать и разрешать следующие дела: «направляемые местными судами материалы по гражданским делам в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством; направляемые судами, прокурорами, органами следствия и дознания с санкции прокурора материалы, по которым были прекращены уголовные дела, для применения мер общественного воздействия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Судами аксакалов также могут быть рассмотрены дела по заявлению самих граждан (с согласия сторон) для разрешения имущественных и семейных споров с целью достижения примирения сторон и иные предусмотренные настоящим Законом дела.

Суды аксакалов не вправе рассматривать материалы, по которым уже были вынесены судебные решения, наложены административные взыскания или состоялось решение суда аксакалов, принятое в пределах его компетенции». По ст. 8 «суды аксакалов избираются в составе не менее 5 и не более 9 человек, при этом их число должно быть обязательно нечетным».

В ст. 11 опредяляется порядок избрания судов аксакалов, по которому «члены судов аксакалов избираются сроком на три года открытым голосованием на общих собраниях граждан по месту жительства, а также на конференциях Советов общественности, сессиях местных кенешей. Председатели судов аксакалов избираются членами судов аксакалов из их числа. Собрания по выборам судов аксакалов созываются местными кенешами или их исполнительными органами либо по инициативе граждан в количестве не менее 50 человек. Оповещение о дне выборов осуществляется местным кенешем за один месяц. Избранными в состав суда считаются граждане, получившие большинство голосов присутствующих на собрании. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 дееспособных граждан - жителей данного населенного пункта. Члены судов аксакалов избирают из своего состава председателя и секретаря». Из этой статьи видно, что члены судов аксакалов избираются на 3 года, т.е. на такой же срок, как и дореволюционные народные судьи-бии.