Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданское противостояние и миротворческий процесс в Республике Таджикистан в 90-е годы XX в. Равшанзод Маликфаридуни

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Равшанзод Маликфаридуни. Гражданское противостояние и миротворческий процесс в Республике Таджикистан в 90-е годы XX в.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Равшанзод Маликфаридуни;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественно-политические и социально-экономические причины возникновения межтаджикского конфликта 20-80.

1.1. Влияние общественно-политических факторов на развязывании гражданской войны в Таджикистане 20-61.

1.2. Усугубление социально-экономического положения страны накануне межтаджикского конфликта 62-80.

Глава II. Основные этапы гражданского противостояния и процесса миростороительства в Таджикистане 81-184.

2.1.Особенности первого периода межтаджикского конфликта .81-113.

2.2. Характерные черты второго этапа противостояния в стране 114-143.

2.3.Заключительный период гражданской войны в республике 144-171.

2.4. Подписание мирного соглашения и завершение межтаджикского конфликта 172-184.

Заключение 185-199.

Список использованных источников и литературы 200-219.

Влияние общественно-политических факторов на развязывании гражданской войны в Таджикистане

Последнее десятилетие XX века в истории человечества ознаменовалось крупными политическими, экономическими и социальными потрясениями, в число которых можно отнести распад СССР, объединявшего 15 социалистических государств с населением 270 миллионов человек. Уже в 1991 году возникло пять новых государств на Азиатском континенте, признанных мировым сообществом. Надо отметить, что если в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане процесс становления государственности происходил без особых потрясений, то, к сожалению, в отношении Республики Таджикистан этого сказать было нельзя.

Образовавшийся идеологический вакуум и политические разногласия благоприятствовали для начало противостояния в таджикском обществе на основе местнических и региональных признаков. В результате, в республике началась братоубийственная гражданская война.

До сегодняшнего дня история развязывания межтаджикского конфликта и его урегулирование остаётся актуальным темой в отечественной историографии. В изучении исследуемой темы важное место занимают труды таджикских и зарубежных ученых, историков, политологов, а так же политических деятелей, посвященные анализу проблем гражданской войны в Таджикистане.

Однако большое количество этих работ носят публицистический характер. Имеется мемуарная литература, но в них нет научного анализа.

Есть работы исследовательского, аналитического характера. Они базируются на различных методологических основаниях и, в соответствии с этим, предлагают иногда прямо противоположные подходы к истокам, основным причинам межтаджикского конфликта и его урегулированию. Следует отметить, что в своей научной статье профессор Муззафар Олимов1 определил пять методологических подходов к анализу конфликта в Таджикистане:

1. Межтаджикский конфликт - это противостояние цивилизаций. Эта теория, так или иначе, представлена во многих работах. Наиболее концентрированно эта точка зрения отражена в статьях А. Умнова,2 а из отечественных аналитиков – в статьях И. Асадуллоева. Этот подход базируется на работах С. Хантингтона3 и Ф. Фукуями4 и предполагает, что основной причиной межтаджикского конфликта стали противоречия между ориентацией на западную цивилизацию и ориентацией на Восток, точнее на мир ислама.

2. Методологический подход, при котором в основе анализа находится проблема недостатка ресурсов. Этот подход хорошо представлен в работах известных этнографов С. П. Полякова5 и В. И. Бушкова.6 Эти авторы, следуя марксистко-ленинской методологий и теориям социального конфликта Р. Дарендорфа7 и П. Сорокина,8 считают, что война в Таджикистане стала следствием глубокого социального, экономического, демографического кризиса, охватившего всю Среднюю Азию, но ставшего наиболее острым в малоземельном Таджикистане, в котором, кроме того, наблюдались самые высокие в мире темпы прироста населения.

3. Третий подход можно назвать геополитическим. Его используют очень разные авторы, такие как Г. Кургинян,9 Оливье Руа10 и др. Широко поддерживают эту точку зрения российские военные аналитики. Согласно ей Таджикистан стал ареной геополитической схватки третьих стран (Иран и США).

4. Особенности социальной структуры, национальной психологии и традиций привлекли внимание тех аналитиков, которые считают, что понять межтаджикский конфликт и найти пути его урегулирования можно лишь обратившись к социокультурным факторам развития таджикистанского общества. Этот подход представлен по преимуществу в работах российских исследователей - либеральных демократов и в работах таджикских демократов - в статьях, А. Шахова,1 Д. Микульского.2 Согласно этому подходу основной причиной конфликта являются этнонациональные особенности таджиков – клановая борьба.

5. Пятый подход можно назвать идеологическим. Согласно ему, конфликт в Таджикистане представляет собой борьбу идеологий. Наиболее ярко этот подход проявился в книге Киямиддина Файз.3 Согласно этому подходу основной причиной конфликта в Таджикистане стала идеологическая борьба между находившимися у власти коммунистов и национал демократов.

Необходимо отметить, что эти методологий были выдвинуты в период войны (1992-1997гг.), но после её завершения и до сегодешнего дня было издано немало трудов, в которых отражены другие новые подходы и методы к анализу межтаджикского конфликта, а именно:

1. Межтаджикский конфликт был связан с деструктивными действиями движений и партий таких как «Растохез», Демократическая Партия Таджикистана, Партия Исламского Возрождения, «Лаъли Бадахшан» и др. Они не осуществили свою работу в рамках закона и претендовали на власть, при этом, используя силовые методы и давление. Кроме того, это борьба развернулась в условиях возрождения национального и религиозного сознания и одновременно обострения регионализма в Таджикистане. Это теория представлена в работах и в статьях профессора В. М. Набиева,1 С. Сафарова 2 и др.

2. Методологический подход, при котором в основе анализа находится проблема регионализма и местничества. Согласно ему, таджикская трагедия начиналась с игнорирования законов, с обострения местнической составляющей в государственном аппарате. С середины 80-х годов ХХ в., местническая борьба в административно-хозяйственном аппарате Таджикистана усиливалась пропорциональному ослаблению контроля из Москвы. Главная линия раскола поначалу обозначилась между модернизированным, промышленно развитым Севером и традиционно более аграрным Югом страны. Этот подход хорошо представлен в работах известных зарубежных учёных и аналитиков, таких как Азиз Ниязи,3 Х. О. Шарафиевой4 Эти авторы считают, что главной причиной гражданской войны стало противостояние между Севером и Югом страны.

Третий методологический подход можно назвать исламским фактором.

Таджикистан после семидесяти лет советской власти принудительной коллективизации, массового переселения горцев в Вахшскую долину в 50-70 -х годах, разрушение социальных и традиционных норм, обострили интерес простых людей к религии. Ловко маневрируя, максимально используя в своих целях политическую борьбу между коммунистами и новоявленными демократами, исламисты создали свою партию (ПИВТ) и вошли в политическую борьбу. Наиболее ярко этот подход проявился в книге А. Мамадазимова.5

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные подходы пригодны для объяснения тех или иных сторон межтаджикского конфликта. Однако для объективного изучения и анализа межтаджикского конфликта и поисков путей его урегулирование, они малопригодны, поскольку в этих работах подвергается анализу одна или несколько граней конфликта, и этот материал выступает иллюстрацией того или иного теоритического тезиса, подтверждением типологической схемы, объединяющей целый ряд конфликтов.

Усугубление социально-экономического положения страны накануне межтаджикского конфликта

Межтаджикский конфликт, изначально носивший форму ненасильственного мирного протеста, перерос, неожиданно для многих, в вооружённое противоборство. А его предпосылки, корни и истоки были связанны, естественно, с нехваткой ресурсов, результатом социально-экономического и демографического кризиса, в стране.

Таджики являются древнейшим и самобытным народом Центральной Азии и продолжают исторические традиции автохтонного населения среднеазиатской общности. В своей многовековой истории они выработали устойчивые социальные принципы и нормы, эталонные институты политической власти и административного управления, социокультурные и духовные ценности, которые составили и составляют важнейшие структурные компоненты таджикского традиционного общества.1 Эти принципы, нормы и ценности всегда играли социально-регулятивную роль в истории нашего народа.

Надо отметить, что национальные традиции, культуры в духовно-практическом развитии общества играют огромную роль, они не отделимы от исторической памяти, исторического сознания и самосознания.

Изучение и анализ проблемы возникновения межтаджикского конфликта, показал, что нерешённые (и разрушенные) социально-экономические проблемы ещё при Советском Союзе являлись основными факторами для его разжигания.

Следует отметить, что долгие годы в СССР пропагандировались фальшивые исторические и философские принципы, которые способствовали формированию утопических ориентиров в политике, социальной сфере, национальных отношениях, формировали у людей ложное и двойственное сознание. Кроме того, в наиболее безудержной форме это отразилось в национальной политике КПСС, осуществления демократии в социалистическом обществе, на достигнутом уровне научно-технического прогресса в обществе.1 Жёсткая коммунистическая тоталитарная политика в этом направлении была губительной и для народов, проживающих в составе их государственности, а также для самого СССР. Тогдашнее общество жило с прерванными культурно-историческими традициями. Без преувеличения можно утверждать, что именно сепаратистское движение было одной из основных причин распада СССР в начале 90-х годов.

Почему произошёл такой сильный обрыв традиций - культурных, исторических, национальных.

Необходимо особо отметить, что коммунистический тоталитаризм имел целью коренное изменение фундаментальных основ жизни и даже бытийной сути народов. Целенаправленными и решительными мерами были разрушены и последовательно ликвидированы, а также нейтрализованы органичность и цельность традиционного общества на различных этапах советской эпохи. Лишь малая часть была временно использована новым режимом в своих целях.

Например, сокрушительный урон был нанесён для таджиков культурной революции (несмотря на позитивные сторона) проводимое в СССР. В результате проведённой реформы алфавита (переход сначала на латинский, а за тем на кириллицу) был нанесён удар по главным очагам былой национальной культуры, языку, литературе и носителям традиционной культуры и т.д. В результате, таджикский народ был оторван от своей национальной духовной основы, от того, что связывало его со своим историческим прошлым - языком, алфавитом, литературой, национальными обычаями и традициями.2

Традиция на различных этапах истории рассматривается как важнейший компонент социальной и духовной жизни. Причём значительную роль в традиции играет религия. Для духовной традиции таджиков исключительное значение имеет ислам. Ислам не только религия, но и образ жизни. Глубоко в ткань общественных отношений проникли теоретические постулаты, практические ритуалы, обряды и обычаи, связанные с мусульманством.

Следует отметить, что государственная политика СССР была не позитивной по отношении к религия. Придерживая идею – «религия опиум для народа» они вытеснили её роль из жизни общества и запрещали её пропаганду. «В результате проводимых жёстких мер были отменены вакфный земли,1 конфисковали собственности мечетей, были уничтожены религиозные книги, закрыты большинство мечети и др.».2 Кроме того, со стороны партийных и государственных чиновников оказывалось давление на духовенство, отменяли праздники, которые имели религиозный характер (Рамадан, Курбан и др.). Всё это оказало своё негативное последствия для духовной жизни мусульманского населения всего Советского Союза и особенно для таджиков. Другой фактор, который усугублял социальное противоречия среди таджикистанцев в годы социалистического строя была урбанизация.

Следует отметить, что Таджикистан тогда традиционно причислялся к числу стран с высокими темпами роста населения, низкой территориальной и социально-экономической мобильностью, преобладанием сельского населения над городским. В 1924 г. в Таджикистане только 9% населенных пунктов были городскими, и к 1939 г. городское население составило лишь 17% всего населения республики. В послевоенный период индустриализация резко ускорила урабанизационные процессы в Таджикистане. Городское населения выросло к 1960 г. до 33%.1 При этом, урбанизация зачастую осуществлялась за счёт миграционного притока извне. В Таджикистан приезжали инженеры, врачи, учителя, техники, рабочие из России и других республик Советского Союза. Они строили и обслуживали огромные промышленные и энергетические комплексы, возведённое в 60-80 годы. Но коренное населения Таджикистана с трудом воспринимало все эти проводимые индустриализацию и модернизацию и не стремилось в города. Низкая миграционная подвижность таджиков способствовала аграрному перенаселению и росту скрытой безработицы в деревне.2

Кроме того, с 1970 г. удельный вес городского населения в Таджикистане стал неуклонно сокращаться, что по времени совпало с переходом от положительного миграционного сальдо к отрицательному. Например, 1970 г. – 37,1 % населения проживали в городе, а в сельской местности – 62,9 %. В 1980 г. 34,5 % городское, 65,5 % сельское. Уже в 1991 это цифра показала 31,4 % городское, 68,6 % сельское.3

С 1970 г. в Таджикистане, как и в других республиках Средней Азии, постепенно начинает развиваться системный кризис, охватывающие все стороны жизни и деятельности общества. Кризис был связан с последствиями непольной, незаконченной модернизации и острейшим недастатком инвестиционных ресурсов, характерной для всего региона.4

С другой стороны наблюдалось увеличение темпов роста численности населения республики. Если в 1979 г. численность населения республики составляла 3 млн. 806 тыс. 2 человека, то уже в 1989 г. это цифра составила 5 млн. 092 тыс. 6 человек.5 Демографическое развитие опережало экономический рост, что обостряло проблему занятости, увеличивало безработицу, обусловливало падения уровни жизни и повышало социальную напряжённость в обществе.

Следует отметить, что проблема не равномерного экономического развития и раздробленность республики на регионы оказало своё негативное последствие для Таджикистана. Административно территориальное деление Таджикистана в советский период на области и районы лишь зафиксировало сложившейся к началу ХХ в. территориальное объединение с элементами государственности.

В социально-экономическом плане северная - Ленинабадская область (ныне Согдийская область) сильно отличалась от других регионов во всех областях жизнедеятельности народа. Значительная часть промышленных предприятий республики находилась в этом регионе. К тому же область была тесно связана с экономической системой массивной Ферганской долины и других регионов бывшего СССР. Кроме того, весьма важными факторами опережающего роста экономики и уровня социальной жизни были некоторые специфические черты, присущие населению этой области: прагматизм, практичность развитый коммерческий и частный интерес и др. Уровень жизни здесь был и остаётся выше, чем в среднем по республике.1 Это область лидирует по численности населения. Согласно переписи населения 1989 г., в ней проживало 1 588,1 тыс. человек.2

Характерные черты второго этапа противостояния в стране

Особенности второго этапа гражданского противостояния (с 2 декабря 1992 г. до апреля 1994 г.) в республике заключаются в том, что начались активные военные действия между боевиками оппозиции с правительственными вооружёнными отрядами. На данном этапе обе противоборствующие стороны жестоко мстили друг другу, в результате, с обоих сторон погибло много людей.

Действительно, до проведения XVI-й Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан оппозиционные силы активизировали свои действия. Они почувствовали свою безнаказанность. Но после XVI-й Сессии Верховного Совета в республике было создана новая власть, которую поддерживал народ и народные депутаты. Руководил ею Эмомали Рахмон – человек сильного характера и твёрдой воли Он решительно выступал против оппозиционных сил.

После завершения судьбоносной XVI-й Сессии Верховного Совета в г. Худжанде новоизбранный Председатель Верховного Совета Эмомали Рахмон, в частности, отметил: «Нужно быстрее возвращаться в Душанбе, собирать правительство и наметить первоочередные задачи. У нас нет времени для раскачки». В тот время некоторые его соратники предлагали Э. Рахмону остаться в Худжанде. Но он отказался от этого предложения. «Председатель Верховного Совета и правительство должны быть в столице. Нужно показать народу, что в республике есть власть. О каком доверии может идти речь, если мы будем отсиживаться там, где безопасно. Люди нас не поймут».1

3 декабря 1992 г. новое правительство во главе с Эмомали Рахмоном приступило к работе, и провели первое Заседание Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан в г. Худжанде. На этом заседании участвовал Председатель Верховного Совета Эмомали Рахмон, заместители Председателя Верховного Совета Достиев А., Коимдодов К., Члены Президиума – Комитета Верховного Совета Республики Таджикистан – Атаев Р. С., Кодиров Р., Мусаева Р. Г., Назаршоев М., Раджабов С., Сафаров С. Г., Тагаев С и другие. Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон проинформировал собравшихся об общественно-политической обстановки в республике.1 Необходимо отметить, что с первых дней работу на посту Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон доказал, что выбор был сделан правильный. Даже те, кто знали его раньше, удивлялись его энергии, работоспособности и тому, как быстро он определил основные направления в предстоящем восстановлении народного хозяйства страны.

Надо отметить, что новое правительство во главе Э. Рахмоном не отправилось сразу в столицу республики город Душанбе. Тогда Душанбе был под контролем «народно-демократической армии», созданной оппозицией, и которая отказывалась признавать новое правительство. Выступая по радио, ее представители даже заявляли, что не допустят въезда в столицу новоизбранное руководства страны. Поэтому в Душанбе вначале были направлены силы Народного фронта во главе с министром МВД Якубом Салимовым. В город они вошли с трех сторон 10 декабря 1992г. Оппозиция, покинув столицу, отступила в направлении Кафарнигана. В это же день все члены Верховного Совета и правительство прибили в столицу.2

Необходимо отметить, что Якуб Салимов на XVI сессии Верховного Совета республики, с учётом сложившейся криминогенной обстановки, продолжающейся гражданской войной неспособностью бывшего руководства МВД республики обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов граждан, был избран на должность министра внутренних дел.3 За короткий период работы на занимаемой должности Якуб Салимов показал себя грамотным, решительным и принципиальным руководителем. 12 декабря 1992 г. Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан Э. Рахмон, выступая с обращением к народу Таджикистана, отметил: «Сегодня мы все вместе переживаем один из самых драматических периодов нашей истории. Ситуация такова: определенные силы подвели наш народ к национальной катастрофе, развернули на древней таджикской земле братоубийственную войну. Под угрозу было поставлено само существование нашего молодого независимого государства. Итог развернувшейся трагедии очевиден и жесток: десятки тысяч убитых и раненых, тысячи и тысячи беженцев, потерявших свой кров, родных и близких. Я клянусь приложить все свои силы для того, чтобы в каждом доме был мир, в каждой семье – благополучие и счастье, на любимой земле – радость и процветание. Во имя этих великих целей я готов, если необходимо, отдать жизнь».1

13 декабря 1992 г. после 39 дневной блокады железной дороги на станцию «Душанбе» приехал поезд с горючим и продовольствием. Прибыло 13 вагонов бензина, 4 – солярки, 1 –моторного масла, 10 – пшеницы и 1 вагон муки. Длительное блокирование железный дороги поставило Душанбе и некоторые другие районы в сложное положение.2 Открытие железной дороги и прибитые продовольствия, медикаментов и горючего являлись первыми успешными шагами в деле укрепления единства и взаимопонимания в стране.

18 декабря 1992 г. проходило совместное Заседание Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Таджикистан, в работе которого участвовали все главы министерств и ведомств республики. На этом заседании были приняты ряд важных указов.3 В результате проводимых конкретных мер со стороны сотрудников правоохранительных органов республики, до 18 декабря 1992 г. было изъято из рук населения 6 БТРов и 700 единиц автоматического оружия.1

В этот период ситуация в Горно-Бадахшанской Автономной Области (далее ГБАО) оставалась напряжённой. Поэтому 24 декабря 1992 г. Глава государство Эмомали Рахмон, обращаясь к жителям ГБАО, отметил: «Дорогие соотечественники! Сегодня, в крайне сложный момент, я от имени Президиума Верховного Совета и правительства Таджикистана, всего народа республики обращаюсь к вам, жителям Горно-Бадахшанской автономной области. Как я заявил на XVI сессии, моими первоочередными целями и задачами в качестве руководителя республики является единство нашего любимого Таджикистана, и защита интересов всех проживающих в нём народов. Вновь подтверждая это заявление, хочу заверить жителей Горно-Бадахшанской автономной области, что Бадахшан был, есть и будет неотъемлемой частью Республики Таджикистан».2

28 декабря 1992 г. вышло Постановление Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан «О призыве граждан на действительную военную службу». Согласно этому Постановлению в январе-феврале 1993г. был объявлен призыв на действительную военную службу в ряды Вооружённых Сил, внутренних войск Республики Таджикистан, а также в пограничные войска Российской Федерации, дислоцированные на территории Республики Таджикистан, не имеющих право на отсрочку граждан Республики Таджикистан 1966-1975 годов рождения, которым к дню призыва исполнилось 18 лет.3

В конце 1992 г. в республике возникла очень серьезная проблема -обеспечение населения продовольствием. Именно тогда правительство, возглавляемое Эмомали Рахмоном, начало искать пути обеспечения продовольствием, товарами первой необходимости население страны. 25 декабря 1992 г. в республику прибыло 140 тысяч тонн зерна из Узбекистана.1 Кроме этого, по инициативе главы республики была организована ярмарка в городе Душанбе в конце декабре 1992 г. за счёт районов республиканского подчинения, а 9-10 января 1993 г.- за счёт Ленинабадской области. 4 января 1993 г. Председатель Верховного Совета Республике Таджикистан Эмомали Рахмон посетил Ташкент для участия встречи глав стран Центральной Азии и Казахстана. В Ташкенте, естественно, был рассмотрен вопрос о положении в Таджикистане. Участники встречи пришли к единому мнению о вводе в Таджикистан миротворческих сил для прекращения войны.2 В этот же день закончился срок «Указа о сдаче незаконно хранящегося у населения оружия». К утру 4 января 1992 г. в органы внутренних дел г. Душанбе было сдано восемь реактивных боевых снарядов от установки «Алазань», 11 гранат, три гранатомёта, 49 мин, одна противотанковая мина, 226 патронов от пулемёта, 26 автоматов, один БТР, один прибор ночного видения, 5728 патронов.3

Подписание мирного соглашения и завершение межтаджикского конфликта

Годы противостояния (1992-1997г.) и пограничных конфликтов были периодом тяжелейших испытаний суровой исторической судьбы таджикского народа, серьезной проверкой его на стойкость, когда на повестке дня встал кардинальный вопрос – быть или не быть таджикской нации и ее государственности.

На наш взгляд, в тогдашние трагические дни для Таджикистана, все осознавали (представители парламента и широкие слои населения), что страну спасёт от этой войны - человек нового поколения, мыслящий нестандартно, не имеющий опыта в старых структурах партийный номенклатуры. На XVI Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, которая проходила в г. Худжанд (16 ноября по 2 декабря 1992г.) таджикистанцы избирали нового Главу государства. Им стал сорокалетний руководитель Кулябской области Эмомали Рахмон.1

Необходимо отметить, что первейшей задачей новой Главы государства тогда заключалась в прекращении братоубийственной кровопролитной войны на таджикской земле.

За очень короткий срок новый лидер страны Эмомали Рахмон стал оправдывать чаяния народа, направленные на скорейшее прекращение гражданского противостояния и установления мира.

«Необходимо отметить, что стремительное превращение Э. Рахмона из регионального лидера в общенационального, стало возможным благодаря ясному пониманию им того, что в продолжающемся идейном и военно-политическом противостоянии виновны две наднациональные идеологии (коммунизм и исламизм), а также сепаратизм регионов».2

Но в этот сложнейший период Глава республики Эмомали Рахмон нашёл выход. Он обратился к богатой истории таджикского народа и нашёл ключ к решению этих проблем: «Кто мы, откуда, из каких корней произошли? Кто были наши первые предки, из каких краев они пришли, в каких пределах жили? Каков исторический вклад нашей нации в зарождении и дальнейшее развитие совместной цивилизации арийцев?».1

На наш взгляд, именно поиск «корней», выявление «исторического наследия» таджикского народа привели к непригодности доминирующих тогда в обществе идейно-политических ценностей - коммунизма, исламизма и регионального сепаратизма, а также сыграли важную роль для достижения национального единства и общественного согласия суверенного Таджикистана.

С другой стороны, урегулирование межтаджикского конфликта тогда сильно зависело от правильного выбора системы управления государством. Мировое сообщество, авторитетные международные организации (как ООН), мировые сверхдержавы (как Россия, США, Китай и др.) не хотели помогать ни коммунистам, которые хотели удержаться во власти и не исламистам, которые хотели создать исламское государство в Таджикистане. Именно здесь политическая дальновидность Эмомали Рахмона сыграла свою решающую роль. После прихода к власть (в ноябре 1992 г.) он открыто объявил: «Я сторонник суверенного, демократического, правового, светского и унитарного государства».2

Такая стратегия помогла обеспечить массовую поддержку среди большинства умеренно настроенного населения и, в тот же время, добиться укрепления взаимоотношений со странами СНГ и соседями по региону. Это политика обеспечила поддержку правительства как внутри страны, так и на международной арене.

Самым трудным для нового лидера страны был период с декабря 1992 по ноября 1994 года. Эмомали Рахмон в это время своей деятельности фактически находился в военно-полевых условиях. Тогда его власть территориально ограничивалась, и определённая часть территории республики находилась в руках военно-полевых командиров. Он это осознал и проводил гибкую внутреннюю политику для достижения полной централизации страны.1

Ужасные последствия гражданской войны и продолжающиеся крупные боевые действия в Тавильдаринской и Каратегинской долинах шаг за шагом приближали конфликтующие стороны к взаимопониманию и согласию.

К 1994 г. стало очевидным, что межтаджикский конфликт не имеет военного решения. Противоборствующие стороны подошли к осознанию той истины, что продолжение военно-политического противостояния чревато угрозой для самой возможности существования таджикской государственности, а в перспективе и существованию таджиков как этноса.2

С другой стороны, руководство республики понимало, что продолжение войны способно только углубить межрегиональную рознь, привести правительство к банкротству, а государство – к краху. Эти внутренние мотивы совпали с желанием практически всех региональных соседей и международных партнёров - видеть Таджикистан мирным. Совпадение геополитических интересов России и Ирана, стремившихся положить конец гражданской войне, и спонсорство ООН обеспечили успешное решение межтаджикского конфликта.3

Сложности межтаджикского конфликта продолжались вплоть до декабря 1996 г. Но с началом Хосдехских соглашений (10-11 декабря 1996г. в северном Афганистане) наступил перелом в ходе переговоров. Именно на этой встрече был подписан Протокол об урегулировании военно-политической обстановки в зонах противостояния.4

С другой стороны, значительные уступки, сделанные главой ОТО С. А. Нури ускорили процесс завершения гражданской войны и решение проблемы раздела власти. Приказ оставить Гарм и Таджикабад стал и для командиров, и для рядовых моджахедов тяжёлым ударом. Сначала моджахеды не желали подчиняться приказу, но затем вера в своего религиозного лидера заставила их смириться с положениями подписанного документа о демилитаризации Каратегинской долины.1 После Хосдеха и правительственная сторона и ОТО стали демонстрировать свое умение находить компромисс и выполнять достигнутые договорённости. А на протяжении последующих шести месяцев были решены практически все принципиальные военные, политические и правовые вопросы.

27 июня 1997 года в городе Москве было подписано «Общее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане» между президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном и главой таджикской оппозиции С. А. Нури в присутствии международных организаций и государств-гарантов межтаджикского примирения, в частности, Российской Федерации и Исламской Республики Иран.2 Его содержание составили 9 основополагающих документов межтаджикского урегулирования: Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане от 17 августа 1995 года; Протокол по политическим вопросам от 19 мая 1997 года и относящиеся к нему Соглашения президента Республики Таджикистан Э. Рахмона и руководителя ОТО С. А. Нури по итогам встречи в Москве от 23 декабря 1996 года; Протокол «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» от 23 декабря 1996 года; Положение о Комиссии по национальному примирению от 21 февраля 1997 года; Дополнительный протокол к Протоколу «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению» от 21 февраля 1997 года; Протокол по военным проблемам от 8 марта 1997 года; Протокол по вопросам беженцев от 13 января 1997 года; Протокол о гарантиях осуществления Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане от 28 мая 1997 года.1 Подписание на различных этапах этих Протоколов, в конечном счёте, явилось основным фундаментом для урегулирования межтаджикского конфликта.

Необходимо отметить, что в деле достижения мира и национального согласия ключевую роль сыграли, прежде всего, лидеры обоих противоборствующих сторон – Эмомали Рахмон и Саид Абдулло Нури. Вступление Эмомали Рахмона на политическую арену республики привело к улучшению жизни жителей страны. Благодаря ему страна вышла из кризиса, были заново восстановлены парализованные государственные структуры, оживилось народное хозяйство, были определены главные направления и стратегия дальнейшего развития Таджикистана, стала возвращаться утраченная вера и надежда народа, и самое главное - наступил долгожданный мир.

Взаимопонимания и уступки, сделанные со стороны Эмомали Рахмона и Саид Абдулло Нури ради мира в Таджикистане, в конечном счёте, привели к подписанию Общего соглашения о мире.

После подписания мирного Соглашения правительство стремилось усилить центральную власть посредством создания массовых общественных ассоциаций, (таких как Движение за национальное единство и возрождение Таджикистана, июль 1997 г.), способных охватить все слои населения страны.