Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Матвенов Евгений Раститович

Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия
<
Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвенов Евгений Раститович. Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Матвенов Евгений Раститович; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2010.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/315

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки возникновения национального музея в Калмыкии — как центра сохранения ее культурного наследия 21

1.1. Предпосылки создания калмыцкого краеведческого музея в конце XIX - начале XX вв. 21

1.2. Профессор Н.Н. Пальмов - организатормузейного дела в Калмыцкой степи 39

Глава 2. Создание и деятельность Калмыцкого краеведческого музея в 1920-1930-ые гг. — как хранилища культурных ценностей Калмыкии 55

2.1. Создание Калмыцкого краеведческого музея 55

2.2. Перевод краеведческого музея в город Элисту и его деятельность в 1930-1940 гг. 68

Глава 3. Деятельность Калмыцкого краеведческого музея во второй половине XX и начале XXI вв. по сохранению культурного наследия Республики Калмыкия 87

3.1. Восстановление Калмыцкого краеведческого музея и его деятельность по сбору материалов для экспозиций (1958-1980 гг.) 87

3.2. Деятельность Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова на современном этапе (1985-2009 гг.) 102

Заключение 124

Список источников и литературы 136

Введение к работе

Актуальность исследования исторического опыта сохранения культурного наследия в Российской Федерации на примере Калмыкии обусловлена тем, что со второй половины 50-х гг. XX века и до настоящего времени все острее встает проблема сохранения, изучения и использования культурного наследия калмыцкого народа. В этом важном деле неоценимую роль всегда играли музейные учреждения страны, поскольку они неразрывно связаны со стремлением каждого поколения сохранить и приумножить культурное достояние нации. История музейных хранилищ — это история отношения общества к культурному наследию, его изучению и сохранению. Именно поэтому она заслуживает внимательного изучения, глубокого осмысления накопленного опыта, позволяющего не только расширить наш кругозор, но и понять роль музейных центров в современном обществе как самостоятельного культурного феномена, имеющего собственный потенциал саморазвития.

Федеральным Законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные учреждения определяются как особо ценный объект культурного наследия народов России. Изучение путей становления этих уникальных хранилищ человеческой памяти и культуры, их исторического опыта имеет сегодня важное значение для практического использования опыта Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. К нему относятся комплектование, учет, хранение, изучение и использование музеями культурного наследия страны. Музейное дело, музееведение и музейная практика является составной частью государственной культурной политики России. К ней также относятся научно-фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная деятельность.

В 1990-х годах в России отношение к культурному наследию, отражающим исторический опыт страны, стало центральной проблемой и оформилось в понятие культурного наследия. Это нашло отражение в законодательных актах и правовой политике государства. Были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры.

Сохранение культурного наследия всегда несет на себе отпечаток регионального культурного своеобразия. Территория Калмыкии исторически всегда являлось своеобразным мостом, соединявшим азиатскую цивилизацию с европейской. Этот регион оказался зоной мощных межкультурных взаимодействий, что неизбежно нашло свое отражение в культурном наследии.

История сохранения культурного наследия в Калмыкии представляет широкий спектр вариантов становления музейной деятельности. Изучение деятельности краеведческого музея позволит определить его роль в формировании исторического сознания современного российского общества, расширить возможности влияния на общественное мнение, повысить их значение в патриотическом воспитании молодежи.

Степень изученности темы исследования. Имеющуюся литературу по проблемам истории сохранения культурного наследия в Российской Федерации можно разделить на три группы. Первая - это работы, рассматривающие музеологические вопросы общего характера, вторая - исследования по истории музеев, третья – работы непосредственно касающиеся темы исследования.

В 1920-е годы вопросы сохранения культурного наследия обогащаются несколькими новациями: появляется идея создания музейных учреждений нового типа в исторических исследованиях, социального и историко-революционного характера. В деле образования масс основная ставка делается на музеи местные, областные, республиканские. Во многих работах утверждается тезис, что музейные экспозиции должны быть идейными по содержанию и нести образовательные функции. Дальнейшая идеологизация музеев привела к новой трактовке их роли в образовании: не столько формирование личности, сколько формирование знаний, умений, навыков. Музей превратился в разновидность учебника, своеобразное приложение к школьной программе. Деятельность музеев начинает жестко подчиняться учебно-воспитательному процессу в школе.

Исследовательская работа сохранялась не как самоцель, в основном для лучшего решения учебных задач. Эти положения получили развитие в материалах и решениях Первого Всероссийского музейного съезда, в декабре 1930 г., а также ряда партийных и советских решений и инструкций.

Важную и определяющую роль в дальнейшем развитии музейного дела сыграли работы новых теоретиков: как руководителей музейного дела России (И.К. Луппол, Ф. Кон), так и руководителей советского просвещения (А. Бубнов, Н.К. Крупская). В эти годы окончательно утверждается особое, советское видение музея и его задач - прежде всего как «инструмента культурной революции».

Музеи должны были стать, прежде всего, политико-просветительными учреждениями и служить задачам коммунистического воспитания. Советский музей должен был по Ф. Кону «быть активным борцом за социалистическое строительство». Вскоре подобное видение музеев утвердилось окончательно, и работы, которые появлялись в 1930-е годы, имели уже не столько научно-исследовательский, сколько инструктивно-директивный характер.

При таких подходах, музеи на местах становились достаточно однотипными во второй половине ХХ века. Более 80% музейной сети составляли краеведческие музеи. А.Д. Маневский определял такой музей как комплексный, поскольку он посвящен «всестороннему изучению и показу определенной территории». Никаких особенностей у подобного типа музея не было и быть не могло. Все определялось изначально большим количеством методической литературы, основной массив которой сложился в 30-х гг. ХХ в.. Впоследствии, коррективы в экспозиции и коллекции определялись соответствующими постановлениями руководящих органов СССР и инструкциями Министерства культуры. На протяжении всего послевоенного периода основным направлением деятельности музеев стало воспитание трудящихся и мобилизация их на решение задач очередного партийного съезда. Соответствующие работы не столько популяризировали музейный опыт, сколько давали директивные указания относительно того, как надлежит выстраивать экспозиции в соответствии с возникающими задачами.

На сегодняшний день взгляд на музей, прежде всего как на социальный институт общепризнан: это социально-культурный институт, который собирает, хранит, и экспонирует культурные, материальные и духовные ценности человечества, реализует функции просвещения и образования, вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.

В период XX века музеи и музейные учреждения страны рассматривались как историками советского государства, так и историками музейного дела. Теоретически объект изучения у них был общий - музеи. Как подчеркивал авторитетный специалист музееведения A.M. Разгон, история музейного дела есть в то же время история науки и история культуры вообще.

Начиная со второй половины 1950-х гг., история сохранения культурного наследия стала предметом целенаправленных исследований НИИ музееведения. В период 1957-1971 гг. было опубликовано семь выпусков «Очерков истории музейного дела в СССР». «Очерки» освещали этапы развития музейного дела, государственную музейную политику. В работах В.К. Гарданова, Д.А. Равикович, О.В. Ионовой, М.П. Симкина, В.Н. Игнатьева, A.M. Разгона были даны ценные материалы по истории музейного дела, прежде всего в СССР, что позволяло получить представление о состоянии музейного дела в целом, а также выявить специфику исторического подхода к изучению музейной деятельности.

В то же время многих авторов интересовала музейная сеть в целом, а не конкретные музеи конкретных регионов. Заслугой этих, исследователей (С.С. Дмитриева, А.Б. Закс и А.В. Ушакова), являлось то, что они поставили тему изучения истории музейного дела в качестве самостоятельной проблемы.

На современном этапе исследователи (Л.Н. Годунова, М.З. Гусалова, Г.А. Кузина, Т.А. Пархоменко, Т.П. Спиридонова, X. Турьинская, М.Ю. Юхневич и др.) пытаются в изменившихся исторических условиях по-новому взглянуть на взаимоотношения музеев и государства, складывавшиеся на протяжении XIX - XX вв.

Активизация изучения музеев и их истории началась в 1990-х гг., когда в меняющихся социально-политических и социально-экономических условиях вновь оживились дискуссии о роли и функции музея. Главной задачей российских музеев на современном этапе является пересмотр концепций объективного отражения исторического процесса - чему был посвящен ряд научных и научно-практических конференций музейных работников.

Качественным рубежом в сохранении культурного наследия в Российской Федерации, в разработке истории отдельных музейных учреждений стала «Российская музейная энциклопедия», подготовленная в Российском институте культурологи (М., 2001).

На современном этапе проблема музейных центров начинает изучаться по-новому (С.А. Каспиранская, Ю.М. Газалова, И.М. Коссова, Э.А. Шулепова). Авторы видят их роль в том, что «именно они и обеспечивают непрерывность трансляции наследия, разнообразных пластов отечественной истории и культуры».

По истории сохранения культурного наследия Российской Федерации и в отдельных регионах в последнее время создавались преимущественно диссертационные исследования, причем как историков, так и культурологов. Так, только за последние годы защищены диссертации по истории музейного дела: Г.В. Найдаковой о деятельности музеев в национальных районах Восточной Сибири (1917-1980 гг.), П.В. Винокурова в Якутии (сер. 80-х гг. XIX в. - 1980 г.)., Е.М. Кравцовой на Европейском Севере (2-ая пол. XIX в. - 20-е гг. XX в.), О.Н. Труевцевой в Сибири (2-я пол. XX в.), Л.В. Корневой на Дальнем Востоке (1884-1917 гг.), А.О. Дыртык-оол в Туве (1921-2000 гг.), Е.Г. Морозовой в Западной Сибири (во 2-й пол. XIX - нач. XXI вв.), О.С. Бурковой в Среднем Поволжье (1880-1917 гг.), В.В. Титовой в центральном регионе РФ (на рубеже XX — XXI вв.).

История сохранения культурного наследия в Калмыкии до настоящего исследования затрагивалось лишь частично, в основном в работах, посвященных развитию культуры в Калмыкии в советский период. Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством научных и научно-популярных статей, опубликованных в сборниках научных трудов и общественно-политических, отраслевых журналах.

Так первые сведения, относящиеся непосредственно к образованию музея в Калмыкии относятся к материалам 1-го Общекалмыцкого съезда Советов в 1920 г..

В 1921 г. появился целый ряд статей, посвященных непосредственно целям и задачам Калмыцкого национального музея. Это работы известных авторов, как Порох В.П. «Работникам просвещения Автономной калмыцкой области», Богдзевич П.И. «Задачи исторического отделения в областном Калмыцком музее», Сахаров С.П. «Этнографическое отделение в областном Калмыцком музее», Пальмов Н.Н. «О некоторых памятниках калмыцкой старины и искусства» и другие. Через некоторое время эти работы были включены в сборник «К открытию Областного Калмыцкого историко-этнографического музея» и издан в г. Астрахани. Многие проблемы создания и функционирования Калмыцкого музея затрагивались в 1920-1930-х гг. в работах Пальмова Н.Н., Пороха В.П., Борисова Т.К и др. Затрагивалась эта тема и в переписке одного из видных партийных и государственных деятелей Калмыкии Х.Б. Канукова с Н.Н. Пальмовым.

Во второй половине ХХ в. проблема темы исследования затрагивалась в работах И.С. Немичева, В.Б. Убушаева, Л.С. Бурчиновой, А.М. Джалаевой. Так, работы Л.С. Бурчиновой «Пальмов и историческая наука Калмыкии» и «Ученый, педагог, человек» исследовали жизнь и деятельность Н.Н. Пальмова, стоявшего у истоков организации и начального этапа функционирования Калмыцкого национального музея.

В начале ХХI в. были изданы два выпуска «Вестника Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. профессора Н.Н. Пальмова». В эти вестники вошли работы также так или иначе касавшиеся темы диссертационного исследования. Так статья С.В. Оконовой была посвящена первому этапу деятельности Национального музея Республики Калмыкия. Исследования И.И. Мучаевой посвящались истории формирования музейного собрания. Бадмаева В.В. рассматривала этнографические предметы в коллекции музея. Статьи этого сборника, так или иначе затрагивали различные темы музееведения и деятельности Национального музея Республики Калмыкия, но надо отметить, что тема диссертационного исследования до сих пор не получила комплексного отражения в научной литературе.

Исходя из актуальности темы и степени ее изученности, автор ставит целью своего исследования изучение истории сохранениям культурного наследия в Российской Федерации на материалах Калмыкии.

Соответственно были поставлены следующие задачи:

- проанализировать процесс возникновения, становления и развития сохранениям культурного наследия в Российской Федерации на материалах Калмыкии;

- проследить историю развития Калмыцкого национального музея как базового учреждения Калмыкии по сохранению культурного наследия калмыцкого народа;

- исследовать культурно-просветительную и образовательную деятельность Калмыцкого республиканского краеведческого музея как типичного социокультурного института XX в.;

- определить значение исторического опыта для современного развития мероприятий по сохранению культурного наследия в регионе;

- раскрыть большую роль национального музея Калмыкии в сохранении и изучении историко-этнографического наследия калмыцкого народа;

- отразить многогранные задачи, которые стоят перед Национальным музеем Республики Калмыкия на современном этапе, как перед научно-исследовательском, так и просветительно-воспитательным учреждением по сохранению культурного наследия калмыцкого народа.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 г. по современный период - 2009 год. Можно выделить два основных исторических этапа сохранения культурного наледия калмыцкого народа в ХХ веке, первый с 1920 г. до 1943 г., второй с 1958 г. по 2009 год. Начальная дата исследуемого периода обусловлена постановлением 1-го Общекалмыцкого съезда Советов о создании Калмыцкого краеведческого музея. Выбор ограничения исследования 2009 годом связан с празднованием 400-летнего юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, актуальной необходимостью сохранения и популяризации культурного наследия калмыцкого народа.

Территориальные рамки исследования охватывают Калмыкию как территориально-административную единицу в конкретно-исторических условиях: на протяжении первой половины XX вв. она называлась автономной областью, затем автономной республикой.

Методологической базой диссертационного исследования послужили основополагающие принципы историзма, объективизма и системности. Принцип историзма позволяет рассмотреть явления в их развитии и органической взаимосвязи. Принцип объективности применяется при оценке фактов, событий, явлений и основывается на всестороннем анализе источников, он позволяет беспристрастно оценивать картину исторического опыта сохранению культурного наследия калмыцкого народа и рассмотреть их в связи с окружающими событиями и процессами российской истории. Совокупность этих методов позволила в достаточной степени полно и четко изучить поставленные задачи.

Источниковая база исследования основана на использовании широкого круга опубликованных и неопубликованных материалов. Весь массив источников можно разделить на несколько связанных между собой групп.

Первую группу источников составляют сборники документов и материалов, опубликованных в основном в 1960-1970-ее годы. Сборники составлены в проблемно-хронологическом порядке и представлены документами центральных и местных архивов, имеющих большое значение для решения исследовательских задач. Содержащиеся в них документы и материалы содержат сведения о возникновении и становлении музейного дела в Калмыкии на его первоначальном этапе.

В диссертационном исследовании использовались также сборники документов по вопросам музейного дела в РСФСР, охране памятников истории и культуры в России.

Еще одну важную группу источников составляют различные нормативно-правовые акты, регламентирующие наиболее важные стороны музейной деятельности. Значительную роль в музейной деятельности в исследуемый период играли законы по охране и использованию памятников истории и культуры, принятые Верховными Советами СССР (1976г.) и РСФСР (1978г.), а также Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996г.).

Важным источником изучения формирования и осуществления государственной политики сохранения культурного наследия являются документы КПСС, в частности, постановления, посвященные непосредственно проблемам развития музейного дела («О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964г.) и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982г.).

Также, важным источником является делопроизводственная документация представлена организационно-распорядительными, учетно-контрольными, отчетными материалами.

Организационно-распорядительная документация включает в себя приказы, распоряжения, протоколы заседаний, переписку; плановая документация — планы работы, программы, сметы; учетно-контрольная - документы по личному составу, финансово-бухгалтерские документы, материалы ревизий, проверок; отчетная - отчеты о работе, доклады, сообщения сотрудников музея.

Основную группу источников составляют архивные документы и материалы. Диссертантом проводилась работа по выявлению и изучению материалов в Национальном архиве Республики Калмыкия (НА РК) (фонд Р-71 – фонд Н.Н. Пальмова, фонд Р-3 – Центральный Исполнительный Комитет Калмыцкой АССР; фонд - Р-112 – Представительство Калмыцкой АССР при Президиуме ВЦИК; фонд - Р-353 – Калмыцкий Республиканский краеведческий музей имени профессора Н.Н. Пальмова и др.), научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и фондах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова.

Важную группу источников составляют практические проекты Национального музея Республики Калмыкия, как осуществленные, так и оставшиеся нереализованными. В данном диссертационном исследовании эти материалы использовались в качестве источника, отразившего основные направления музейной деятельности.

Делопроизводственные документы позволяют воссоздать достоверную

картину деятельности Калмыцкого национального музея, его работу по комплектованию и использованию фондов, экспозиционную и воспитательно-просветительную деятельность. Необходимо отметить, что данные источники впервые вводятся автором в научный оборот.

В материалах делопроизводства музея выделяются четыре основных разновидности документации: организационно-распорядительная (приказы об открытии филиалов музея, создании Советов при музеях, распоряжения, протоколы заседаний Советов музеев, переписка по основным видам деятельности), плановая (планы работы), отчетная (годовые отчеты, доклады, справки о деятельности), документы по личному составу. Материалы научного архива Национального музея Республики Калмыкия до сих пор должным образом не описаны, неупорядочены. Принцип формирования у них являлся разным (например, по хронологии, или разные по тематике документы — письма и буклет, тексты выступлений на конференциях и вырезки из газет).

Кроме того, в архиве Национального музея Республики Калмыкия сохранились книги отзывов, которые, как правило, есть во всех музеях. Книги отзывов позволяют проанализировать динамику активности работы музеев с посетителями и некоторые элементы экспозиционной работы. Инвентарные книги Калмыцкого национального музея позволяют изучать его фондовую и проводимую научно-исследовательскую работу. Всего было просмотрено 17 инвентарных книг. Извлеченная информация позволила определить соотношение музейного собрания и экспонатов, представленных в экспозиции, подлинников и копийных документов, характер комплектования фондов и т.д.

В целом собранная источниковая база отличается разнообразием информации, что позволяет решать заявленные задачи данного исследования.

Научная новизна работы заключается:

- были исследованы предпосылки создания Калмыцкого краеведческого музея в конце XIX – начале XX вв.;

- на основе источников, значительная часть которых впервые введена в научный оборот, проведено специальное, комплексное исследование возникновения, становления и развития музейного дела Калмыкии;

- представлен комплексный анализ и научная систематизация материалов по сохранению культурного наследия в Республике Калмыкия на протяжении ХХ – начала ХХI вв.;

- выявлены особенности исторического опыта сохранения культурного наследия народов Российской Федерации на материалах становления и развития музейных учреждений в Республике Калмыкия, введены в научный оборот новые документы и материалы, что характеризуется достаточной степенью полноты, достоверности и научной новизны;

- исследованы становление и деятельность Национального музея Республики Калмыкия в 20-30-х гг. ХХ века, как основного учреждения по сохранению культурного наследия калмыцкого народа;

- была изучена деятельность Национального музея Республики Калмыкия во второй половине ХХ века;

- всесторонне освещены различные этапы деятельности Национального музея Республики Калмыкия на современном этапе развития.

Практическая значимость диссертации обусловлены ее актуальностью, новизной и заключается в обобщении исторического опыта сохранения культурного наследия в Российской Федерации на материалах Республики Калмыкия с целью его применения в современных условиях. Данные и выводы исследования могут быть также использованы в работах по истории отечественной культуры, музейного строительства и краеведения, при разработке общих и специальных курсов для студентов специальности «История» Калмыцкого государственного университета, при музейном проектировании, в школах - для преподавания курсов истории, краеведения, а также для дальнейшего изучения культуры Республики Калмыкия.

Основные положения работы отражены в научных публикациях и изложены на различных научных конференциях. Фактический материал и теоретические положения диссертационного исследования использовались в работе Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России Калмыцкого государственного университета.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Предпосылки создания калмыцкого краеведческого музея в конце XIX - начале XX вв

Калмыки являются носителями традиционной кочевой культуры, которая с древнейших времен до XIX — начала XX вв. существовала на территории Великой Степи равнинных степных и лесостепных пространств Венгрии до монгольской равнины. Культура кочевых народов Центральной Азии (монголов, ойратов, калмыков и др.) продолжала культурные традиции скифов, сарматов, хуннов (гуннов), тюрков и других народов - заселявших на разных исторических этапах всю Великую Степь или ее отдельные районы и внесших свой вклад в развитие самобытной и оригинальной кочевой культуры. Известный монголовед, ученый с мировым именем, академик Б. Я Владимирцов писал: «Калмыки - народ кочевой, но далеко не первобытный; они пережили много моментов до того, как исторические обстоятельства вывели их арену истории. Они знали и условия жизни отдельными раздробленными племенами, они проходили стадию образования государства - племенного союза и делали попытки создания крепкого кочевого царства. Пришлось им во время своих обширных перекочевок видеть много земель, сталкиваться с разными народами: с китайцами, киргизами, кавказскими горцами. Калмыки так же, как и другие монголы, в свое время подверглись влиянию буддийской, тибетско-индийской культуры, они сумели вместе с кочевым бытом соединить известные культурные приобретения, например, национальную письменность, начатки образованности». Калмыки, пройдя длительный путь культурного развития, смогли сохранить самобытность при наличии ряда общих черт с другими монголоязычными народами.

Калмыки, народ имеющий древнюю, богатую культуру. Ойраты, предки калмыков известны с XI-XII вв. О них упоминается в «Сокровенном сказании монголов» и в «Летописи» Рашид ад-Дина . В ХП-ХШ вв. ойраты входили в Монгольское государство Чингизидов, а в XVII в. Образовали три своих государственных объединений — Джунгарское ханство (в Центральной Азии), Куконорское ханство (В Тибете), и Калмыцкое ханство (в Поволжье), и таким образом практически контролируя всю территорию Великой Степи45.

В пределах территории России калмыки появились впервые в конце XVI века, а процесс добровольного принятия ими российского подданства начался в первой половине XVII века. С тех пор история Калмыкии неразрывно связана с историей России. Летопись новой истории калмыцкого народа насыщена как событиями светлого, знаменательного характера, так и мрачными, трагическими страницами.

Калмыцкий народ как часть ойратов западномонгольской народности, в составе России не только сохранился как этнос, но и получил возможность развиваться, обрел свою национальную государственность, перспективу и реальные возможности дальнейшего развития.

Калмыки вошли в соприкосновение с Российским государством в начале XVII в. При этом с самого начала складывались довольно мирные взаимоотношения. Российское правительство в самой категоричной форме требовало от местных властей в Южной Сибири, чтобы те не «своевольничали» и «избегали насилия над калмыками». Так, например, в грамоте тюменскому воеводе Ф.С. Коркодилову от 15 октября 1616 года запрещалось без разрешения из Тобольска посылать, «служилых, ратных людей против калмыков», и за ослушание этого приказа ему угрожали «великой опалой» и казнью.

Создание Калмыцкого краеведческого музея

Период с 1917 по 1920 годы в российской истории некоторые исследователи называют вторым смутным временем. Это не лишено оснований. Революция, затем гражданская война, наконец, тяжелейший голод 1921 года. Миллионы смертей и титаническое напряжение народа. Но ни на минуту не прекращалась культурная жизнь. В это трудное время в стране рождалось и новое. После прихода к власти правительство во главе с В.И. Лениным, наряду со многими другими задачами, ставило перед собой цели и по сохранению историко-культурного наследия страны.

Происшедшая в октябре 1917 г. революция создала возможность для новаторов музейного дела реализовать свои замыслы. Универсальный тезис о необходимости пересмотра и замены всего старого, буржуазного новым, революционным дал им необходимое подкрепление. Традиционно распространенный в советской историографии тезис о том, что советская власть стала проводить принципиально новую политику в музейном деле -«уже летом-осенью 1918 г. была сформирована сеть государственных учреждений управления музейным делом»95, требует уточнения - в 1918 г. территория, контролируемая Советами, была достаточно ограниченна; начавшееся собирание ценностей в собственность народу проводилось также только на этой территории властью. Советским правительством была создана единая система руководства музеями страны и охраной исторических памятников, проведена национализация культурных ценностей, находившихся в частном владении. 7 декабря 1918 г. Наркомпрос вынес постановление об образовании губподотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при отделах образования. Губподотделам было поручено заведование музеями, реорганизация существующих и организация новых.

В результате создания в 1918 году Губернских подотделов по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при отделах народного образования Губернских советов, на местах решались задачи реорганизации существующих и организации новых музеев, проводилась работа по выявлению, учету и концентрации в музеях исторических, культурных и художественных памятников.

В конце 1918 года был создан подотдел по делам музеев в Астраханской губернии. Непосредственно вопрос создания калмыцкого историко-краеведческого национального музея решился на I Общекалмыцком съезде Советов трудового калмыцкого народа в 1920 году, проходившем с 2 по 9 июня 1920 г. в п. Чилгир Ики-Цохуровского улуса96. В его работе участвовало 349 делегатов, представлявших все калмыцкие улусы, входившие в состав Астраханской и Ставропольской губерний, калмыков, проживавших в Донской и Терской областях, в Киргизии, на Урале и в Оренбургской губернии97.1 Общекалмыцкий съезд провозгласил образование государственности калмыков в форме Калмыцкой автономной области в составе РСФСР в качестве ее субъекта. На съезде был избран Центральный исполнительный комитет КАО. Наряду с этими и другими важнейшими вопросами делегаты съезда приняли решение: «...Организовать историко-этнографический музей. Оказать содействие экспедиции руководимой профессором Пальмовым, с тем условием, чтобы дубликаты раскопок поступали в калмыцкий музей...»

Восстановление Калмыцкого краеведческого музея и его деятельность по сбору материалов для экспозиций (1958-1980 гг.)

После смерти И.В. Сталина наметились, некоторые симптомы оттепели в общественной и политической жизни страны, которые привели к постепенному смягчению режима спецпоселенцев. На основании решений XX съезда КПСС (14 февраля 1956 г.) Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о положении калмыцкого и ряда других репрессированных народов, и решил восстановить их национальную государственность и тем самым обеспечить необходимые условия для их национального, экономического, социального и культурного возрождения.

Для руководства восстановлением автономии калмыков, развитием ее экономики, воссозданием государственных, партийных и общественных организаций ЦК КПССС в декабре 1956 г. Создал организационное бюро областного комитета партии. 9 января 1957 г. Был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», определивший границы и административно-территориальное устройство Калмыцкой автономной области. Калмыцкая автономная область была восстановлена в составе 1 городского, 10 районных, 2 поселковых и 52 сельских советов. Общая площадь ее территории составила 75,9 тыс.кв.км. В начале марта 1957 г. Была полностью сформирована система органов государственной власти и управления Калмыцкой автономной области.

Наряду с огромным количеством различных задач — хозяйственных, экономических, бытовых и т.д. решались и культурно-просветительные задачи. 30 марта 1957 года Исполнительный Комитет Областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области принимает решение о создании Областного краеведческого музея161.

В связи с возвращением значительной части калмыков в родные края Президиум Верховного Совета СССР в июле 1958 г. преобразовал Калмыцкую автономную область в автономную республику. В связи с этим Постановлением Совета Министров РСФСР 2 декабря 1959 года был образован Калмыцкий республиканской краеведческий музей, который с 1 января 1960 года должен был вести культурно-просветительную работу среди населения162. Главному управлению культурно-просветительных учреждений было приказано оказать практическую помощь в организации экспозиций калмыцкого краеведческого музея163.

Первым директором вновь организованного музея был назначен Б.Ш. Болдырев, под руководством которого работники музея начали кропотливо-восстановительную работу по комплектованию фондов музея.

В начале 60-х гг. первоначально был открыт только один отдел -истории советского периода, но с получением нового помещения начали работать четыре отдела музея - отдел истории, отдел природы, художественный отдел и отдел истории дооктябрьского периода164.

В эти годы велась подготовка к празднованию 350-го юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. В связи с юбилеем и в целях дальнейшего развития культуры, правительства Калмыкии и России разработали механизм передачи в дар Калмыцкой АССР музейных экспонатов и произведений художественной живописи и графики из фондов Саратовского, Астраханского, Ставропольского и Татарского краеведческих музеев.

Похожие диссертации на Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг. : на материалах Республики Калмыкия