Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века Бакиев Махсуд Иноятуллоевич

История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века
<
История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бакиев Махсуд Иноятуллоевич. История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Душанбе, 2000.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-7/31-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политическое, социально-экономическое и культурное положение Средней Азии в конце XIX начале XX вв.

I. Политическое и социально-экономическое положение края 20

2. Духовная и материальная культура 46

3. Особенности зароздения национальной буржуазии в регионе 59

Глава II. Культурно-просветительское движение и свободомыслие в регионе. Зарождение дадидизма .

I. Общественно-политическая деятельность и особенность мировоззрения среднеазиатских просветителей 75

2. Основные факторы становления среднеазиатского днадидизма. Роль дйадидизма в просветительстве и свободомыслии народов Туркестана и Бухарского эмирата в конце XIX - начале XX века 125

Глава III. Борьба просветителей против реакционного духовенства, за прогресс в обществе .

I. Критика духовенства и пропаганда светских знаний 151

2. Влияние печати на просвещение народа 166

Глава IV. Влияние России на развитие просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии .

I. Вклад русских просветителей и ученых-исследователей в изучение и развитие культуры и свободомыслия народов края 197

2. Влияние российских буржуазно-демократических революции на развитие свободомыслия и вольнодумия в Средней Азии 235

Заключение 249

Список использованной литературы и источники 259

Политическое и социально-экономическое положение края

В 60-8Q-X годах XIX в. Средняя Азия в результате захватнических военных походов была завоевана царской Россией. После поражения бухарских войск в 1868 году Бухарский эмират стал вассальным государством России. Созданное в 1867 году Туркестанское генерал-губернаторство включало в себя часть Бухарского эмирата и Хивинского ханства. В 1876 году к нему было присоединено и бывшее Кокандское ханство.

Вопреки утверждениям авторов учебников "Истории Таджикской ССР" и "Истории Узбекской ССР", так называемое "добровольное присоединение" Средней Азии к России в некоторых областях сопровождалось особой жестокостью по отношению к коренному населению .

Некнаорые июторики вполне отдавали себе отчет в том, что патс походов царских йАйск, кРо политика царизма принесла тавып тяжелый экономический гнет, однака продолжали утгерж-давый чтж якобэ еще до завоевания была тяготение народных дать , России, е все оопытки нияруженного топротнвления

Это неправильный и упрощенный подход к исторической действительности. Подменять прорусские настроения определенной части населения Средней Азии, преимущественно его торговых кругов, "тяготением народных масс к России" и объяснять вооруженное сопротивление на местах только "происками феодальной знати" - значит вольно или невольно искажать фактическое положение делI.

Знаток жизни, обычаев и традиций народов Средней Азии, историк В.П.йаливкин, говоря о последствиях захвата отмечает, что "наш тогдашний уездный начальник (не говоря уже О военном губернаторе),строевой офицер, случайно и то лишь по необходимости превратившийся в администратора, снабженный тогда относительно широкими полномочиями, в глазах народа всецело являл собой прямого замеесителя "бека" или "хакима ханских времен Население веками привыкшее подч шяться грубой силе, боялось уездного начальника" торы учебников по истории збекистана и аддикистана рисуют однобокую л одностороннюю картину присоединения редней Азии к оосии. Нашествие польских, немецки, шведских „еодалов на Россию ужасны. Последствия этих войн укашш. завоевание Средней Азии царской осеней с истреблением мирного местного населения трактуется как "добровольное присоединение". Историки Средней Азии выдвигают одну теорию за дру-гой, оправдывая захват, доказывая, что это был чуть ли не едвнотвенна Б-ІХОД для народов Средней Азии. Однако, Hаги sзвестии [шслы К.Маркса и Ф.Энгельса о той, что каnиталистической России, так не как и АНГЛИн в Индия, предстояло выполнить "двойную ШІССІ-Ш": разрунительную Й созидательнуо, с одной стороны разрушить старое азиатское общество, а с другоЛ стороны заложить материальную основу западного (капиталистического) общества в Азии". Вторую свою миссию Россия не смогла выполнить - Средняя Aзия так и осталась аграрно-сыръъвъш регионом.

В результате завоевания Средней Азии Россией пострадали многие памятники материальной культуры крал. Ведь восточные города, которне славились на весь шір своей красоток, изяществом архитектурных ансамблей, тзорениям своих зодчих, мече-тя/Щ и медресе подвергались бомбардировке. Более того страдали не только города, памятники архитектуры, но и жители городоБ и сёл - дети, старики, женщины.

В фондах ЦГ ЖА РФ, ДГА Республики Таджикистан, ЦГА Рес публики Узбекистан имеются много материалов по вопросу завое вания Среднем Азии. Так"шітелн Ходаеита решили защищать го род. Он был падвергиут сильной бомбарцировке, в результате которой 2500 защитников было убито, потери царского отряда составили 41 человек. Город был занят 24 мая 1866 г. Ключи ворот лодаента были отправлены в Петербург"1. "Страшный огонь из артиллерии был открыт по г.Тра-Тюбе нанеся большой урон и опустошения"2. 1 Центральный Государственный Воопно-исторический архив России (далее ЦГ Шк), ф.483, д.100, л.41-42.

р ЦГА Реоп.Узб., ф.336, оіі.І, д.51а, л. 10-И. Вопрос 0 TOM, хотела ли РоссиЯ прогресса Средней Азим, красноречиво свидетельствует документ - это ответ помощника комендапта войск Туркестанского военного округа генерал-лейтеиаята ІЖщиевского членам Ташкеннского отделения общества востоковедов: "нрочитав Ваши труды по делам общества востоковедения, приказал передать Вам, что его превосходительство со всеми вопросами согласен, но главный пункт упущен. Общество ДОЛЕНО изучать Восток не для Востока и науки, а для слшянил народностей с Россией - обрусения". Kpомe того, З.Кас-тельская в своей работе справЕдливо отметила, что "царизм руководствовался не только стремлением не упустить своей доли при разделе мира, но также и вакнейшш; причинами внутреннего свойства"Т.

Русское население, продиваваее в Туркестаие и в Бухарском эыирате, чуть ли не на одну треть состояла из дворян, купцов, духовенства, чиновников. Зто была живая сила колониального аппарата российского самодержавия и зеликодеркавного капитала. Она непосредственно опиралась на штыки русской оккупационной армии. Ей принадледало руководство краем и управление экономической жизнью. Она группировала вокруг себя и представителей местной власти - переводчиков, подпольных адвокатов, туземных полицейских, баев, купцов. "ЇЇелезная дорога, русские поселки и казачьи поселения, врезавшиеся клином на прусский манер во владения коренного населения.Такова была обдественная основа колониального гнета и колониальной эксплуатации в Туркестане"2.

Туркестанское генерал-губернаторство было разделено на пять областей: Сыр-дарьипскую, Санаркандскую, Ферганскую, Семиречеискую Е сакаспийскую1. Что касается Бухарского эмпрата, то договор 1868 года (23 июня) сводился к следующим основным пунктам. Бухара признавала русский протекторат п уплачивала 500 тысяч рублей военной контрибуции. Самаркадд и Катакурганский округ присоединились к России. Бухарa лишалась права вести самостоятельные сношения с йностранными государствами .

Договор 1868 года надолго спределил как международдн-правовое положение Бухарн, так и ее отношения к Российской империи .

Общественно-политическая деятельность и особенность мировоззрения среднеазиатских просветителей

Завоевание Средней Азии Россией и включение края в состав Российской империи послужило важным фактором обогащения духовной жизни среднеазиатских народов и возникновения новых тенденций в культурной жизни края, а именно проникновению просветителbск х идей и свободомыслия из России. Просветители Средней Азии перенимали у прогрессивных людей России гуманизм, человеколюбие и стремились глубже проникать в общественную жизнь эпохи.

В среднеазиатском обществе в конце 19 - начале 20 вв. стали зарождаться просветительские и демократические идеи и течения.

Феодальные круги и религиозно-клерикальные прослойки общества, разумеется, выступали противниками всего нового, передового и прогрессивного, упорно отстаивали незыблемость эмирского строя, основ феодального быта.

Однако, пришло другое время и оно диктовало новые порядки. Завоеванная Средняя Азия все сильнее втягивалась в орбиту буржуазных отношений и саязанных с этим актом перемен в экономической и духовной жизни.

Со второй половины XIX в., т.е. с неуслонныл становлением просветительского течения, с появлением реализма в понимании истории качественно изменяются содержание и суть всех тех самоисканий, которые наблюдались в исторических сочинениях предшественников.

В творчестве просветителей наблюдается процесс больше прежнего сближения исторического сознания и исторической действительности. Именно на этой основе социальная сторона многократно углубляется и способствует будущему формированию национального самопознания.

Увеличение интереса к истории всегда имеет социальную основу и свидетельствует об активизации чувства социального самосознания. В конце III - нач. XX вв. только о правлении династии мангитов появляется несколько исторических соч1шений, что подтверждает высказанную выше мысль. В этом смысле особенно достойны внимания четыре из них: "Рисола ё мунта-хабе аз таърихи салтанати хонадони мангития" ("Трактат или избралное из истории правления династии мангитов" Ахмада Дониша, "Таърихи салотини мангития" ("Исторйя мангитских правителей") мирзо Азима Соми

Анализируя состояние общественной пизни Бухары, А.Доний в своих произведениях открывает глубину социальных бед, показывает сложноеть /кизнеяных процессов. Проект реформ, разработанный А.донишем после его поездки в Петербург, так и не был принят. Однако его программа явилась обвинительным актом против всей эксплуататорской сущности эмирата. "Допиш, подобно просветителям Западной Европы, видел выход из существующего полож,ния в просвещенном "идеальном государе", который сумеет обеспечигь порядок в государстве, проявит заботу о торговле и просвещении народа. По мнению А.Дониша, положение в страле резко улучшится, если просвещенный правитель удалит бессовестных сановников, на их места назначит новых не по признаку происхождения, а по способностям. Он ратовал за утверждение просвещенного абсолютизма"1.

Кроме того, можно назвать другие произведения А.Дониаа, поэзию Шохина и Савдо, труды Садри оиё, ІДирзо Сироджа, Абдурауиа нитрата, Саидахмада Адази, Тоэходяа Асири, С.Айни, кацдое из которых в каком-нибудь аспекте подтверждает данное течение. В этих произведениях ярко отражаются элементы нового взгляда на историю, попытки осозналия сущности происходящих в нем процессов на основе определенных и действительных данных. Глубоко критический взгляд на действительность эпохи, который пытался найти сущность социальных процессов и их причины, постепенно изменял и взгляд на историю, в отображении и истолковании истории социальный аспект все больше усиживается и исторические события и действительность исторических личностей оценивались с точки зрения нужд народа и улучшения экономического состояния страны.

В учении основоположника просветительского течения А.дониша, вокруг которого образовался своего рода литературно-политический кружок, послуживший основой всего просветительского движения в Бухаре1, очень силен аспект социального самосознания. Он в своих как научных, так и художественных произведениях снова и снова возвращается к обсуждению признания ценности человека и соблюдению социальных прав народа. А.Дониш в своел труде "жеъёp ут-тадайюн" обоюдное соблюдение человеческих прав считает основой общества. Он считает равноправными и эмира и бедняка и отрицает превосходство властителей над подчиненными, что является беспрецедентной CMCлоCтью в условиях тогдашней Бухары. Необходимо отметить, что эти размышления А.дониша не являются результатом беспочвенных рассуждений, датеких от реальной действительности, а основываются на глубоком анализе действительности эпохи. А.Дониш не только излагает внутренние болезни края и ищет пути их излечения, но и сравнивая социально-экономическое состояние края с развитыми странами Ввропы того времени, особенно Российского государства, старается рассмотреть проблемы в более широком исторнко-временном контексте. Рассматривая роль своего народа среди других народов Востока й ьаладщ, он с чувством гордости говорит в своих мудрых и талантливых предках. доний старался выявить логику и пути развития, причины и следствия исторических событий и процессов. Для него было сознательным путем видеть явления и события в процессе трансформации развития и старания из этого пути выявлять внутреннюю суть событий. Более того, он считал этот путь признаком одаренности и совершенства ыышления человека и подчеркивает, что благодаря тренировке и умственным упражнениям можно научиться представлять данный мир в прошлом и будущем, охватывать мыслью все явления в процессе развития.

А.Дониш в последнем своем сочинении "Трактат или избранное из истории правления династии мангитов" и особенно в неизданном при его жизни знаменитом "Наводир-ул-вакоеъ" ("Редкостные происшествия"), охватывающем историю мангитской династии со времени восшествия на трон Шахмурада, подробно анализируя события последних ста лет, показал всю мерзость и подлость эмиров и его визиров, достижения высшей точки гнета и насилия и вообще ГНРШОСТЬ Бухарского эмирата. Он особое внимание обращает на личность и различные стороны поведения в поступках мангитских правителей. Он хочет найти ответ на такой вопрос, почему именно в период правления династии мангитов все области общественной жизни края терпят глубокий упадок. С другой стороны, в условиях разложения средневекового феодализма, когда народ полностью был отстранен от участия Б государственных делах, личные качества главы государства и его приближенных играют весьма существенную роль в определении социально-экономического состояния народа и страны. Из "Трактата" становится ясным, что А.Дониш в конце жизни решительно порвал с мыслью о том, что путем наведения порядка при эмирском абсолютистском режиме возможно улучшить экономическое и политическое состояние страны. В результате подробного анализа истории правления ман-гитских эмиров он пришел к выводу, что такое правление, основанное на тирании и беспределе, нужно в корне изменить.

дониш видит неизбежность гибели эмирата, но тем не менее, не видит пути к свержению деспотического строя Бухары. Он уже возлагает все свои надежды лишь на распространение просвещения, на совершенствование нравственности "подданных и правителей. Ио он не смог подняться, заключает академик о.Ш.Раджабов, и до подлинно ревохюционной мысли1.

Эта эволюция взглядов Ахмада дониша свидетельствует и 0 другом явлении: в просветительском течении общественно политической мысли стали усиливаться революционные и демократические тенденции, элементы свободомыслия и это было шагом вперед.

Критика духовенства и пропаганда светских знаний

Духовенство, которое на протяжекии веков во многих странах и среди различных религий являлось и является ответственным за духовную нравственность общества, в XIX - начатіе XX вв. стало главным тормозом на пути прогресса в среднеазиатском обществе, основным ВИНОвником разложения духовного нрава в Туркестане и Бухарском эмирате.

И истественно, что первые просветители начали свою борьбу именно с критики представителей духовенства. Эта борьба, начавшаяся во второй половине XIX века, велась разными методами (устная критика, стихи, проза, выступление в периодической печати, открытие новометодных школ и т.д.) по возрастающему, прогрессируясь год за годом, вплоть до Октябрьской революции I9I7 года и свержения эмирского режимa Бухары в 1920 году.

В предыдущих главах мы уже отметили, что таджикское просветительство, да и вся просветительская мысль народов Средней Азии, как целенаправленное течение берет своё начало с деятельности Ахмада Дониша. Он по праву является родоначальником нового направления в общественной мысли народов Средней Азии - просветительства. Учеными достаточно подробно изучены прогрессивные, просветительские идеи А.Дониша и других его последователей, тем не менее вопросы конкретной борьбы просветителей против реакционного духовенства не стали объектом отдельного исследования. Хотя эти вопросы затрагиваются почти во всех исследованиях такого характера. Кроме того, без изучения и анализа проблемы борьбы просветителей и джацидов против реакционного духовенства невозмояно будет судить о развитии свободомыслия и вольнодумия в Средней Азии конца XIX - начало XX веков, ибо в условиях того периода критика духовенства, в действительности, было очень серьезным и решительным поступком на пути свободомыслия и вольнодумия.

В известной работе "Редкости происшествий" дониш противопоставляет схоластической религиозной системе образования светскую науку, критикует методы преподавания, неграмотность мударрисов ( уителей) и официальных духовных лиц. Он отмечает, что "каждый из них (духовная интеллигенция -Іл.Б.) думает, что он достиг вершины наук, каздый из них считает себя Абу Али и алатоном, жаль, что они не видели мир... Они считают наукой знание арабской азбуки"Т.

Имеющаяся литература дает нагл представление о духовной интеллигенции рассматриваемого периода, как о духовенстве невежественном, не имеющем никакого представления о других странах, кроме собственной. По словам салюго А.Дониша, духовная интеллигенция Бухары не знапа где находится Еврpпа, Китай, даже Мекка, Халах (город в Туркестане), не знала, что за народность татары, муллы и мударрисы думали, что все это лишь условные термины, а не реальные понятия. А.Дониш замечает, что духовенство вследствие своего невежества отрицало за иностранцами, приезжавшими в Бухару, право называться людьми. Духовенство говорило: "в действительности они не люди, а демоны, они (лишь) подобия людей 1. Дуковенстзо Бухары всерьез, по словам А.Дониша, спрашивало "неужели кроме армии нашего государства, есть на свете еще армия" духовенство во времена А.дониша оыло настолько невеже-ственным, что не имело никакого представления о железнве сорогны ,арохоне, мелографе, о новых методах ігоожелодства душеге , новшестват военной ,аукив х момо что можно по желез-ной дорогн покрыть расетоянин в luu ош махгза ож оасов.

А.дониш постоянно тодчеркивал0 что в мактабах, по суще-стзу, ничему полеоному по научиться, и ооворила чт, своими стзнанияме по олеорим он еыл обяьан ,ародвым сказителями Он отмечает, что "я уходиб из шяолы н компанию ратсказчиков Осториич Я узнава" я положении пророкок в прошломс - Такое иировоззрение не давало допишу пиаво овтв мударри.ом. Он мишет: зГот етал казием, тот стал раибом в кишлаке, .дин птал мударрисом лкдресм, другой лтал мусотиеки Л всем своим сущлсмвом не хотел бесе таким. с;ст лемравильный вуть с жизни о н егх творбествт прмслеживнется беспощадная критика феодального строя. Другой просветитель, живший в условиях колониального режима в Туркестанском крае и творивший в начале XX века, являлся Тошходжа Асири. Его стремление к светской образова-ности, острая критика феодальных порядков и мусульманского духовенства, сочувствие к страданию народа, страстное желание приобщить страну и её население к передовой культуре, интерес к русскому языку поставили поэта в один ряд с известными просветителями Средней Азии.

В творчестве поэта идейнал борьба против реакционного духовенства занимает особое место, Улемы, против которых он резко выступал, прозвали поэта еретиком (кафиром) и безумцем. "Поэт считал позором для себя иметь какие либо отношения с улемами. Он говорил о них, как о дармоедах, пиявках, высасывающих кровь из народа. Современники рассказывают, что он старался не бывать на свадьбах и похоронах, чтобы не видеть этих "лживых наставников"р.

В одном из стихов поэт так изображает духовенство:

Увы! От этих лицемеров, изображающих святых,

Ты никуда не удалишься, нигде не скроешься от них.

Асири резко выступал против шейхов и мулл, орудовавших в мечети около могилы Шейх Муслихидцина в г.Ходженте. Поэт открыто критиковая их, называя духовными шарлатанами, а также людей, которые им слепо верили. В его стихотворениях мы часто встречаем слова "духовенства - за взятку продадут законы шариата", "они враги доброты", "у них сердце каменное", "они продавцы религии" и т.д. По мнению поэта духовенство было виновато в отсталости народа. Все творчество Асири было направлено на пробуждение сознания простого народа и многие его стихи как пословицы и поговорки вошли в народный фольклор. Асири также с симпатией относился к делу распространения светских знаний, восхвалял науку и просвещение, считая, что только школа и наука могут сделать людей счастливыми .

Б стихотворении "Защита", посвященном С.Айни, поэт отстаивает светскую систему образования от нападок религиозных фанатиков. Он считает, что только новый метод обучения, в отличие от старого схоластического метода обучения может дать учащимся настоящие знания.

Влияние российских буржуазно-демократических революции на развитие свободомыслия и вольнодумия в Средней Азии

Вопросы влияния российской передовой мысли на развитие свободомыслия и вольнодумиЯ народов Средней Азии в течение последнего столетия находились в поле зрения историков, философов, других осследователей общественных наук. В республиках Средней Азии, а также в России, особенно в советский период их развития, изданы сотни книг по данному вопросу. Однако в абсолютном большинстве этих работ (многие из которых использованы в данной работе) вопросы свободомыслия и вольнодумия, влияние российской передовой мысли на развитие этого процесса трактовались или же исследовались однобоко, через призму идеологических установок. Заключалось оно в том, что признавались и восхвалялись только заслуги большевиков в этом процессе, влияние же других политических течений и направлений в счет не брались. А история свидетельствует, что на политизацию среднеазиатского общества есть и заслуга других политических партий и организаций, передовых русских мыслителей, которые хотя и не стояли на большеви-сткой платформе, тем не менее сыграли огромную роль в деле пробуждения политической активности народов края.

Принцип справедливости требует, чтобы исследователи подвергли изучению и анализу влияние других политических, культурных и иных течений в развитии свободомыслия народов Средней Азии.

Б том, что Средняя Азия за короткий исторический срок сделала резкий скачок в сторону цивилизованных стран мира, есть и заслуга многих российских просветителей, которые отнюдь не были большевиками. Хотя справедливости ради, мы должны отметить, что влияние и активность социал-демократических организаций (в дальнейшем большевиков) было огромным.

Рассматриваемый вопрос, проблемы взаимовлияния российской и среднеазиатской передовой мысли в постсоветский период по новому стали объектом анализа в исторической литературе. К сожалению, и здесь, следуя поговорке "из крайности в крайность", некоторые исследователи данную проблему стали трактовать в контексте антирусских настроений. Если советские ученые идеализировали проблему присоединения края к России, показав только положительные её моменты, то теперь наблюдается обратный процесс, - игнорирование всего положительного и акцент делается на карательные действия российской армии в период завоевывания края и тому подобноеI. Такой подход и в советское время и в настоящем не дает возможность исследователям объективно отражать ту реальную картину, которая присутствовала в обществе в конце ХIX - начале XX века.

Имеются и работы, где объективно и справедливо отражаатся роль России в судьбах народов края, в том числе и таджикского народа , где рассматриваются проблемы взаимоотношений и сотрудничества между таджикским народом и народами России, прослеживается анализ роли России в области экономики, политики и культурной жизни народов региона.

Для того, чтобы определить степень влияния российской передовой мысли на развитие свободомыслия народов Средней Азии, мы должны подвергнуть анализу и освещению деятельность всех политических направлений, как большевистских, так и других партий и течений, действовавших в Средней Азии.

Заслуги российских ученых, политиков прежде всего проявились в том, что в Средней Азии, где до завоевания не имелось ни одной политической организации, после их прихода и активного включения в общественную жизнь региона появляется довольно обширный круг политических партий и организаций, оппозиционных к официальным властям края. Создаются политические кружки, выпускаются газеты и журналы, критикующие существующий строй, систему образования, социальную несправедливость и т.д. Создаются предпосылки для появления национальных кадров-политиков, борющихся за прогресс в обществе.

В данном параграфе мы рассмотрим некоторые главные моменты общественно-политической и культурной жизни региона в период I905-I9I7 годов, способствовавшие расширению свободомыслия и вольнодутжя.

В начале XX века Средняя Азия уже была соединена с Россией железной дорогой. Это давало возможность появлению рабочего класса, преимущественно русского, среди которых были и политические ссыльные, высланные из метрополии за революционную деятельностьI. о ти люди сыграли огромную роль в пробуждении политического сознания местных рабочих. Именно политические ссыльные начали пропагандировать передовые идеи, распространяли оппозиционные газеты. Общаясь с прогрессивными представителями народов региона, политические ссыльные помогали им знакомиться с достижениями русской и мировой демократической- культуры. Политические ссыльные впервые принесли в Среднюю Азию марксистское учение.

В начале века в регионе начали появляться объединенные группы, куда входили не только социал-демократы, но и эсеры, меньшевики и представители мелкой буржуазии, в целом благотворное влияние русской демократической культуры.

Особое влияние в развитии общественной мысли оказали открывшиеся в крупных городах типографии, публичные библиотеки, появление газет, как на русском языке, та и на языках местных национальностей, создание по инициативе передовых русских ученых, различного рода научно-исследовательских обществ.

Революция I905-I907 годов в России стало новым стимулом для распространения передовой мысли в Средней Азии, особенно в Туркестане. Народы Хивы и Бухары в силу своей все еще политической отсталости не были подготовлены к восприятию радикальных выступлений против колониального режима и эмирского деспотизма.

Под влиянием революционных событий 1905-1907 годов в России, в Туркестане также образовались три больших лагеря - революционный, либерально-реформистский и контрреволюционныкт. Здесь вопреки утверздениял исследователей советской эпохи, необходимо отметить, что в деле развития зольнодумия Б Средней Азии большая заслуга принадлежаяа и либерально-реформистскому лагерю, объединявшему часть русской буржуазии илиберальную интеллигенцию. Сюда же примыкала и национальная буржуазия. Политические организации либеральной буржуазии имелись только в Туркестане, в лице местных отделений партии конституционалистов-демократов (кадетов) и группы сторонников Всероссийского мусульманского союза, в других частях региона они не существовали.

Похожие диссертации на История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века