Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков Балаганская Александра Викторовна

История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков
<
История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балаганская Александра Викторовна. История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2006.- 265 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1061

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Предпосылки возникновения фарфоро - фаянсового производства с. 30

1.1 Зарождение фарфорового производства в Китае и Европе с. 30

1.2 Начало производства фарфора в России с.39

ГЛАВА 2. «Золотой век» отечественной фарфоровой промышленности с.49

2.1 Социально - экономические, политические и культурные условия развития и расцвета фарфоро - фаянсовой промышленности в России с.49

2.2 Императорский завод и формирование императорской монополии в фарфоровой промышленности с.81

2.3 Производство фарфора в частных заведениях с.92

ГЛАВА 3. История появления и развития фаянсового производства в Российской империи с. 159

3.1 Становление отечественной фаянсовой промышленности с. 159

3.2 Основные центры и направления производства российского фаянса с. 165

Заключение с. 200

Список источников и литературы

Начало производства фарфора в России

Анализ литературы по исследуемому вопросу позволяет условно выделить три периода в истории изучения фарфоро - фаянсового производства. Первый период включает труды, созданные до 1917 года, когда работы в полной мере носят исследовательский характер. С 1917 до 1985 год в истории отечественного фарфора отмечен появлением наибольшего количества работ, многие из которых стали классическими. Написанные за последние десятилетия труды в большинстве своем повторяют предыдущие исследования, однако часть работ действительно объективно раскрывают спорные, неизученные вопросы, ставят новые проблемы.

Письменные источники включают опубликованные материалы и архивные документы, которые используются не только для восстановления истории фарфоро - фаянсового производства, но и для составления характеристик изделий из фарфора и фаянса.

Среди опубликованных источников большое значение имеют также законодательные акты и делопроизводственные материалы. Все эти законы включены в Полный свод законов Российской империи, и определили политику государственных властей по отношению к фарфоро - фаянсовому производству на протяжении всего XIX столетия.

Комплекс архивных материалов представлен делопроизводственными документами и группами источников промышленного, административно - полицейского учета, хранящимися в фондах Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), содержащие уникальные материалы о деятельности Товарищества М.С. Кузнецова.

К числу основных источников для изучения истории ремесленных и торговых заведений относятся книги учета торговых, фабричных и промышленных заведений, журналы генеральной проверки торговых и промышленных заведений, свидетельства на открытие торгово -промышленных предприятий, оценочные описи недвижимого имущества.

При работе над диссертацией были использованы документы, хранящиеся в фонде 337 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), в том числе контракты Товарищества с 1886 по 1892 гг. и с 1889 по 1898 гг. Изучение контрактов позволяет осветить вопросы расширение рынка сбыта продукции (контракты об аренде, постройке торговых и складских помещений, помещений, торговых лавок и т.п.); характер потребляемого предприятиями топлива, и его источники (торфяные разработки, договоры поставка дров и т, д.), а также цены на топливо; расширение производства Т-ва. Указанные источники важны не только для изучения собственно «кузнецовского» производства, но и всей истории отечественного фарфора. Так, в фонде 337 содержится купчая крепость на фабрику с землей, приобретенной М. С. Кузнецовым у Е.Н. Гарднер. Заключение этой сделки знаменует собой коренные перемены, произошедшие в развитии фарфорового производства в конце XIX в.: первая частная фарфоровая фабрика страны стала частью крупного объединения, монополизировавшего фарфоро - фаянсовое производство России. Ярким примером процесса монополизация стали также покупки Т - вом фабрики с землей от «Торгового дома Карякин — Рахманов», фабрики с землей в г. Славянске и т.д.

Материалы фонда 337, помимо контрактов, содержат также книги заказов, главные, балансовые, инвентарные, кассовые и продажные книги, мемориалы, ресконтро покупателей, данные о рабочих и служащих, регистрации судебных дел и т.д. Ценность представляют собой документы, отражающие цены на продукцию кузнецовских фабрик, а также расцепки на разные виды сдельных работ. Эти документы несут в себе информацию не только о ценах на товары, но, что особенно важно — об ассортименте фабрик. Большая часть исследований истории фарфора посвящена продукции, образцы которой находятся в музеях. Таким образом, описание ассортимента фабрик оказывается неполным, приблизительным. Сопоставление перечня ассортимента и полученных данных о признаках оригинальных форм и способов декорирования позволяют с большой степенью точности охарактеризовать ассортимент фабрик возможно полно.

Практически каждое обращение к истории русского фарфора конца XIX—начала XX в. содержит упоминание об активном экспорте продукции отечественных фабрик на азиатские рынки1. Как правило, такая информация не конкретизируется. Архив содержит документы об «азиатских покупателях» фарфора фирмы М.С. Кузнецова, с указанием имен заказчиков и географии продаж.

Взаимоотношения между производителями, торговая и производственная политика крупнейшей фарфорово-фаянсовой фирмы отражены в документах судебных и административных дел Т - ва М.С. Кузнецова. Определенный интерес представляют материалы, отражающие взаимоотношения руководства Т-ва М.С. Кузнецова и фабриканта И.Е. Кузнецова. Здесь, впервые в истории отечественного фарфорового производства затронут вопрос об авторском праве, защите торговой марки и о единоличном праве использования патентованного оборудования.

Социально - экономические, политические и культурные условия развития и расцвета фарфоро - фаянсовой промышленности в России

Развитие отечественной фарфоро - фаянсовой промышленности в полном масштабе отразило не только многие противоречия социально -экономической обстановки в России, но и достижения отечественной науки, техники, искусства. Основы изготовления изделий из фарфора закладывались еще в XVIII веке. Первый фарфоровый завод, основанный в России, был Императорский, под Петербургом. Вскоре после основания Императорского фарфорового завода в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии возник знаменитый завод Ф.Я. Гарднера. К тому же периоду относится возникновение третьего завода, основанного севским купцом Михаилом Волковым. Об этом заводе, к сожалению, не сохранилось почти никаких данных, не известно даже его точное местонахождение (возможно, в одной из северных губерний).1 В конце царствования Елизаветы Петровны было основано еще несколько заводов, но где -неизвестно.2 Достоверно можно сказать, что при вступлении на престол Екатерины II насчитывалось уже 12 заводов: 7 фарфоровых и 5 фаянсовых.1 К концу XVIII века число фарфоро - фаянсовых заводов выросло до 20, появились производства в Волынской губернии и Царстве Польском.

В начале XIX века фарфор Императорского завода считался самым совершенным в Европе, отличаясь единством стиля и изысканным вкусом. В последующие годы заводские мастера не переставали удивлять мир высочайшими достижениями в области технологии производства фарфора и в росписи изделий, создавая чудесные букеты из фарфоровых цветов или копируя на фарфоре знаменитые картины европейских художников из коллекции Эрмитажа. В период царствования Александра I (1801 -1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д. А. Гурьев, а обязанности помощника исполнял с 1801 по 1817 годы инспектор завода А.Ф. Бородин. В этот период началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. В 1804 году число рабочих было определено в 233 человека.

Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Д. А. Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили адъюнкт - профессора Академии художеств С. С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. С 1809-го по 1831 год он стоял во главе скульптурных работ на Императорском фарфоровом заводе. В 1817 году из Севра для улучшения живописи на фарфоре и производства скульптурных работ был вызван художник Свебах.

С 1817 года руководство работами вновь перешло к директорам, которыми с 1817 по 1829 годы стали С. Комаров, а с 1828 по 1832годы -П. И. Пенский.3

Отечественная война 1812 года вызвала большой патриотический подъем, главенствующими стали исторические сюжеты. Тема Отечественной войны 1812 года явилась очень плодотворной и для Императорского фарфорового завода.

Высокий пафос патриотического настроения в искусстве фарфора наиболее сильно выражен в «Гурьевском» сервизе, названном по фамилии официального заказчика, управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д. А. Гурьева. Он создавался на Императорском фарфоровом заводе в течение 1809 -1820 годов при личном участии Степана Пименова. Ясность и гармоничность пропорций, четкий силуэт и стройность форм всех изделий великолепно сочетаются с разнообразным ампирным орнаментом, росписью тарелок и других предметов. Сервиз отличается изысканным колористическим решением - сочетанием золоченых матовых скульптур с красно-коричневым фоном создают величественную парадность.

Также после победы 1812 года большой популярностью пользовались чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра.

Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. Русский фарфор прославлял не столько деяния императора, сколько стал отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Например, Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Начиная с эпохи Александра 1 и до конца 60-х годов XIX века, особое место в выпуске завода занимали вазы, которыми в большом количестве украшали интерьеры многочисленных царских резиденций. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов (дань господствовавшему стилю «второе рококо»). Живопись была главным образом видовой и батальной.

Императорский завод и формирование императорской монополии в фарфоровой промышленности

В связи с этим, автор хотел бы осветить важную проблему снабжения фарфорового производства необходимым сырьем.

Как отмечалось ранее: в России, в рассматриваемый период был известен ряд месторождений глин, годных для производства фарфора и фаянса1. Наличием таких месторождений объясняется сосредоточение довольно большого количества фарфоровых и фаянсовых предприятий в районе гжельских глин, в Волынской губернии и т. д . Однако отечественные глины оказались годными для производства фаянса, но для получения качественного фарфора они не годились. Профессор Санкт-Петербургского Технологического института А.К. Крупский, в составленной им «Записке о глинах, меле и изделиях из глины», входящую в ((Материалы к пересмотру общего таможенного тарифа Российской Империи по европейской торговле», пишет о том, что: херсонский каолин - «входит в употребление для опака и фарфора», глуховский каолин в малых количествах добавляется некоторыми производителями в иностранную глину, а волынский употребляется на небольших местных производствах3.

Крупные предприятия, имевшие выход на международный рынок, успешно конкурировавшие с западными производителями, использовали привозное, иностранное сырье.

В своей работе А.К. Крупский приводит сведения о наиболее популярных в фарфоровом производстве сортах иностранной глины. Наибольшее количество глины поступало в Россию из Великобритании. Месторождения глин в этой стране были богаты высококачественным сырьем. Собственно, благоприятные природные условия сыграли важную роль в быстром становлении английского фарфорово-фаянсового производства1.

В Англии, в районе Корнуолла добывался один из наиболее популярных видов глины — «China-Clay» («Китайская глина»). Здесь находилось единственное в своем роде известное месторождение этой глины2. Эта глина добывалась путем «отмывки месторождений» и в торговлю поступала уже «отмученной» и готовой к употреблению.3 Этот вид глины имел четыре сорта (first, second). Как наиболее качественная, «China-СІау» имела и самую высокую цену. Цена ее «на месте» колебалась от десяти до тридцати шиллингов (в зависимости от сорта) за тонну4, т.е., в переводе на рубли, от 5,6 руб. до 16,8 руб.5 Фрахт стоил от шести до двенадцати шиллингов за тонну, что естественно, увеличивало стоимость привозимой глины на Петербургских рынках, куда «China-CIay» поставлялась морем из Англии, и, частью, из Дании. Так, стоимость названной глины в Петербурге доходила до 40 коп. за пуд. Профессор А.К. Крупскии пишет: «Готовая к выделке изделий фарфоровая масса, прошедшая, через разного рода подготовительные манипуляции, обходится производителю (фарфора) от 50 коп. до 1 руб. 10 коп, за пуд»6. Согласно таможенному тарифу 1868 г., глины и гипс провозились в Россию беспошлинно, таким образом, во время действия этого тарифа, цена привозных глин на месте прибытия в Санкт-Петербурге, не превышала 30 коп. за пуд. Профессор А.К. Крупскии в своей записке говорит о том, что такое положение дел не выгодно для государства, в то же время, небольшая

пошлина не сможет нанести урон ни производителям фарфора и фаянса, ни сказаться явно на ценах готовых изделий. «В случае поднятия цены на привозные глины примерно с 20 коп. до 25 коп., или с 30 (коп.) до 35 (коп.) за пуд, производители керамических изделий имеют возможность уравнять разницу в стоимости начального материала, перенеся ее прямо в прейскуранты готовых изделий, без осязательного ущерба для потребителей»1. Автор записки исходит из того, что по его данным, из одного пуда глины производитель получает два пуда фарфора. При этом, если пуд готовой к употреблению в производство глины стоит от 50 коп. до 1, 5 руб., то «пуд «голого» фарфора из первых рук» стоит, примерно, от 9 руб. до 28 руб2. Таким образом, незначительное повышение цены на глину за счет введения новых таможенных тарифов, не может радикальным образом сказаться на прибылях производителей фарфора и заставить их повысить цены на свою продукцию. Действительно, отечественного производителя больше тревожили небольшие таможенные пошлины на импорт иностранного фарфора в Россию, чем пошлины на ввозимую глину3. Тем более, что отечественный производитель, желавший успешно конкурировать с иностранными фирмами, не имел выбора относительно используемых Глин. Даже при большем повышении тарифа, он был бы вынужден покупать указанные выше сорта глины, или переходить на производство фаянса в больших объемах, чем фарфор.

Глина «China-CIay» поставлялась в Россию из Великобритании, и, частью из Дании. Непосредственно в Англии, продажей «China-Clay» занимались фирмы: St. Austell, Cornwall, Truscott & Co, посреднические услуги предлагали: Д. Бирд, Г. Браувер, П. Бекель4. Помимо Петербурга, «China-CIay» поставлялась в Россию, через Ригу, Либаву и Одессу.

Этот вид глины в больших количествах закупало Товарищество М.С. Кузнецова, завод Корниловых и другие крупные предприятия, которые осваивали крупные рынки, имели имя, и не могли позволить себе снижать качество массы. Глины этими предприятиями закупались, как непосредственно у производителей, так и через посредников.

Из других видов глин, на отечественный рынок в значительных количествах поступали: голландская (фаллендарская), кассельская, майссенская, «ВІие-СІау» и др. Но эти глины шли, в основном, для изготовления фаянса. Наиболее известная из этих глин - «Белая Броуверская» в «комьях» во второй половине XIX в. поставлялась в Россию в количестве не менее 100 тыс. пудов ежегодно1. Источник 1893 г. - «Описание...» И. Токмакова говорит о том, что кузнецовские заводы получают в год 1 млн. пудов глины «пополам русской и иностранной»2. Из сказанного выше становится ясно, что иностранная глина шла и на производство фарфора и фаянса, а отечественная примешивалась в массу в определенном количестве в основном, шла на производство фаянса. Можно предположить также, что отечественная глина - менее качественная, по сравнению с иностранной, использовалась при производстве промышленного фарфора, изоляторов, раковин, писсуаров, медицинской посуды и т.п. Тем более, что М.С. Кузнецову был прямой резон, как можно более широко использовать отечественную глину, т.к. ему принадлежали права на разработку глиняных месторождений в Гжельской волости3, хотя из-за своего низкого качества эта глина не применялась непосредственно для производства фарфора. Еще Гарднер нашел, что гжельская глина пригодна только для производства капсюлей4

Основные центры и направления производства российского фаянса

В первой трети XIX века существовало до 60 фарфоровых предприятий, из них вновь основанных было около 50. 8 из них переходили от одного владельца к другому. Две трети вновь созданных мануфактур были основаны в районе Гжели и были невелики по размерам. К 1830 году закрылись более 20, в рабочем состоянии оставалось не более 30 фарфоровых заведений. В 1830 -1833 годы появилось 8 новых заводов. Во второй трети XIX века возникли еще 35 новых работающих фарфоровых завода. С 1830- х годов заметно возрастают темпы внедрения в промышленность машинной техники, импортируемой в основном из Англии. К концу 1840 годов возникло 23 новых предприятия, а закрылось к тому времени 10.

Второй этап объединяет 1850-1880-ее годы. Этот период можно назвать временем расцвета частной отечественной фарфоро - фаянсовой промышленности XIX века.

К1850 - м годам промышленный переворот охватил практически всю территорию России. Повсеместно наблюдался переход к машинному производству. С машинной техникой был связан и переход к наемному труду. Только вольнонаемный рабочий, заинтересованный в результатах труда и обладавший более высоким культурным уровнем, был в состоянии освоить сложные машины. В связи с этими факторами возросла и производительность труда: в середине 50-х годов один рабочий производил в 3 раза больше продукции, чем в начале XIX века, а на долю машинного производства приходилось уже свыше двух третей продукции крупной промышленности в стране.

Важным следствием и показателем развития капиталистических отношений в дореформенной России явилось формирование новых социальных слоев - рабочих и промышленной буржуазии. Однако вплоть до реформы 1861 в промышленности России продолжал довольно широко применяться крепостной труд. Вольнонаемные рабочие были представлены преимущественно помещичьими и государственными крестьянами, не способными свободно распоряжаться соей личностью. Формирование же промышленной буржуазии шло двумя путями: либо купец становился мануфактуристом или фабрикантом, вкладывавшим свой капитал в промышленное предпринимательство, и, либо мануфактурист или фабрикант вырастал из среды разбогатевшего промыслового крестьянства. Для дореформенной эпохи было характерно соединение торгового капитала с промышленным: купец, став мануфактуристом и фабрикантом, не прекращал своей торговой деятельности, а вышедший из кустарей крупный промышленник соединял промышленное предпринимательство с торговым делом.

Во второй половине XIX века в искусстве фарфора можно отметить существенные технологические усовершенствования производства и, вместе с тем, заметные изменения художественного уровня фарфоровых изделий.

Со второй трети XIX века социальное расслоение русского общества становится все более заметным, постепенно меняются вкусы и требования разных слоев населения. Старые каноны построения любой композиции, формы, декора перестали удовлетворять. Они стали казаться скучными, даже банальными. Классицизм как всеобъемлющая идейно - эстетическая программа полностью исчерпала свое прогрессивное содержание уже к началу 1830- х годов. Были необходимы свежие технологические и художественные решения. Процесс эволюции и создания новых идейно -стилевых схем и композиций в декоративно - прикладном искусстве протекал сложно и многопланово.

Так, изделия мелких промышленных мануфактур, стремившихся отвечать, прежде всего, самым демократическим вкусам и требованиям, к примеру, изделия заводов Гжели в 1830-1840-е годы, были еще почти сплошь неподвластны воздействиям модных в то время стилевых исканий, за исключением элементов рококо в декоре.

Для удовлетворения потребностей наиболее зажиточных слоев населения, двора и буржуазии, во второй трети XIX столетия в России действовало пять - шесть крупнейших заводов: завод братьев Корниловых, Миклашевского, Гарднера, Попова, и, в том числе Императорский фарфоровый завод, работавший почти исключительно по специальным заказам и для царского двора.

На вкусы мещанской, купеческой, чиновничьей и крестьянской массы потребителей ориентировались фактически все керамические заведения Гжели и большинство частных заводов других регионов страны. Продукция всех гжельских предприятий и мелких фарфоровых заводиков, по -видимому, была достаточно велика и количественно превосходила в середине века общий выпуск изделий на крупных фарфоровых предприятиях России.

До нас же дошли и лучше сохранились более эффектные и дорогостоящие, как правило, и более профессионально выполненные, изделия крупных заводов.

К концу 1850-х годов, кроме существовавших к этому времени, появились еще 16 новых заводов, но в этот период закрылось 20 маїгуфактур. В конце 1850- х годов работали лишь 44 предприятия1. В 1850-1860- ее годы, по сведениям Салтыкова А.Б. и Селиванова А. В., было основано около 60 «живописных заведений», в которых расписывалась фарфоровая посуда, приобретавшаяся на заводах в белом нерасписанном виде («бельём»). Многие живописные заведения ставили на расписанной посуде свои марки. Сведения об этих заведениях очень скудны. Обычно в каждом работало несколько живописцев, редко более 10, еще реже количество всех работников заведения доходило до 20 человек. Известно, что в гжельском районе было основано более 40 живописных заведений, 16 других были преимущественно в Петербурге и Москве.

Похожие диссертации на История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков