Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История старообрядческого религиозного движения в Южном Зауралье в середине XVII - начале XX вв. Савицкая, Оксана Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савицкая, Оксана Николаевна. История старообрядческого религиозного движения в Южном Зауралье в середине XVII - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Курган, 2000.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/172-4

Введение к работе

Актуальность исследования. История России в контексте мировой истории, всегда несла на себе печать своеобразия. Значительную роль в возникновении этого своеобразия сыграла религия. Данное исследование посвящено некоторым аспектам эволюции христианской религии в конкретном регионе России.

В настоящее время история религии - одна из отраслей собственно истории и, следовательно, самостоятельная гуманитарная наука со своими методами научного поиска, со свободой светского миропонимания религиозных проблем и техникой исследования. Являясь отраслью истории, история религии использует в исследованиях религии собственно исторические методы. Исходя из вышеуказанного, автор в своем исследовании дает анализ регионального варианта эволюции российского старообрядчества как специфического религиозного течения.

Подобный подход особенно актуален в современной России, где в религиозной сфере наблюдается процесс восстановления и обновления. В этот период изучение собственного религиозного прошлого становится особенно актуальным, тем более что в дореволюционной России «альтернативой православию было не что иное, как старообрядчество»1. Действительно, раскол русской православной церкви и появление старообрядчества указывают на глубину и внутреннюю противоречивость религиозного чувства у русского народа.

1 Воронцова Л., Филатов С. Церковь достоинства//Дружба народов, N5, 1997. С.149.

Актуальность данного диссертационного исследования
объясняется и его регионоведческой направленностью,
позволяющей во многом конкретизировать тематику работы, а
именно - ограничить исследование истории

старообрядческого религиозного движения рамками

конкретного региона, каким является Южное Зауралье. Такой подход помогает оценить данное историческое явление в общероссийских масштабах и, кроме того, выявить его специфику в рамках локальных социальных общностей -региона, города, села.

Научная актуальность диссертации в том, что она углубляет исследования по истории старообрядчества, локализируясь в рамках одного региона, и охватывает достаточно большой временной отрезок, что позволяет установить исторические закономерности развития движения старой веры.

Итак, темой диссертации избрана история старообрядческого религиозного движения Южного Зауралья со второй половины XVII в. по начало XX в.

Объектом исследования стало старообрядчество как
религиозное движение русских православных людей,
отказавшихся присоединиться к церковной реформе середины
XVII века, проведенной патриархом Никоном. Для того чтобы
предпринимаемое исследование носило независимый научный
характер, автору представляется необходимым соблюдать
точность в терминологии, в связи с чем отметим, что русской
православной церковью до 1971 года старообрядчество
называлось «расколом», а его последователи -
«раскольниками». Собственное наименование

старообрядчества - старообрядство, староверие,

древлеправославное христианство. В урало-сибирском регионе и Южном Зауралье, как его составной части, наиболее встречаемый термин в отношении последователей старой веры - «двоедане». Кроме прочего отметим, что автор не

5 противопоставляет православных и старообрядцев, так как они оба являются одной ветвью восточного варианта христианства, но в конкретной исторической ситуации в России они находились между собой в состоянии конфронтации.

До середины 90-х гг. XX в. существовало два основных подхода к старообрядчеству: первый из них рассматривал старообрядчество как консервативное, оппозиционное официальной церкви религиозное движение; второй видел в нем народное движение антифеодального протеста (или -движение социального протеста против государственного феодального строя). Однако с этого времени начинается изучение старообрядчества как историко-культурного явления, что отмечалось, в частности, на международной конференции по исследованию старообрядчества, проходившей в ноябре 1995 г. в Москве.

В соответствии с этим, автор данного исследования подчеркивает, что нами рассматривается старообрядчество как историко-социальное и культурное явление в рамках конкретного региона. В качестве предмета изучения данного религиозного движения выступают - история становления и распространения старообрядчества в Южном Зауралье, региональные особенности форм самоорганизации, особенности мировоззрения данной субэтнической группы, его влияние на социальную жизнь и культуру, взаимоотношение с людьми и социальными общностями, не принадлежащими к их вероисповеданию.

Хронологические рамки работы охватывают середину XVII - начало XX веков. Нижняя хронологическая граница обусловлена тем, что именно в середине XVII века проводятся реформы, приведшие к расколу русской церкви и появлению старообрядческого религиозного движения. Кроме того, в это время начинается процесс активной колонизации русскими территории Южного Зауралья: в 60-е годы XVII века это Приисетье, а к 80-м годам XVII века этот поток сместился уже

в Среднее Притоболье. Вхождение территорий Южного
Зауралья в состав Российского государства, их освоение
русскими переселенцами происходило поэтапно и имело рад
особенностей. Беря во внимание тематику исследования,
хотелось бы подчеркнуть, что процессы заселения указанной
территории и появления раскола русской церкви шли
практически одновременно, постоянно переплетаясь и
взаимодействуя. Если для истории России в целом русское
православие, имеющие более чем тысячелетнюю историю и
старообрядчество, как историческое явление, насчитывающее
только более трех столетий, невозможно сопоставить по
значимости, то для истории Южного Зауралья эти
исторические явления фактически имеют равный "возраст".
Что привело к широкому распространению старообрядчества
среди гражданского населения и казачества, находившегося на
защите уже сформированных и еще формирующихся
оборонительных линий Южного Зауралья. Верхняя
хронологическая граница определена активизацией

старообрядческого движения после указа о веротерпимости 1905 года и конкретными событиями - последствиями указа в среде местного старообрядчества. Этот процесс прерывается 1917 годом, когда в корне изменяется не только государственное устройство России, но и идеология, обусловившая резкое изменение взглядов на религию вообще, и на старообрядчество в частности.

Указанные хронологические рамки обусловлены новой историографической тенденцией, а именно: расширением хронологических рамок исследования с одновременным сужением рамок территориальных. Автор диссертации считает в данном случае подобный прием оправданным, позволяющим выявить особенности и специфику старообрядческого движения в процессе его становления (точнее - появлении на данной территории) и развития на протяжении более чем двух

7 веков. Следуя чему, определяются и территориальные границы исследования.

Территориальные рамки исследования. Южное Зауралье, а точнее отдельные его территории, входило в территориальные границы исследований старообрядчества, когда старообрядческое движение рассматривалось в границах Урала или Западной Сибири в целом. Но как самостоятельный регион Южное Зауралье при этом игнорировалось, растворяясь в прилегающих крупных территориальных образованиях. Действительно, Южное Зауралье до образования Курганской области не являлось самостоятельным регионом, что и явилось его спецификой. Южное Зауралье - перекресток дорог, синтез Европы, Урала и Сибири. Автору диссертации представляется целесообразным выделение старообрядческого движения в рамках Южного Зауралья, поскольку этот регион отличался от горнозаводского Урала своей сельскохозяйственной направленностью, особенностями колонизации, определившими своеобразие социального состава (Южное Зауралье—крестьянский регион), спецификой восприятия населением православной церкви. Все вышеперечисленное наложило своеобразный отпечаток на старообрядческое движение в Южном Зауралье, хотя нельзя отрицать тесную связь старообрядческих общин изучаемого региона с общинами Урала.

Согласно закрепившейся историографической тенденции под Южным Зауральем следует понимать территории Притоболья и Исетско-Миасского междуречья, причем безусловным ядром региона является - Среднее Приисетье и Среднее Притоболье, а остальная часть представляет собой периферию. Поскольку для освещения истории старообрядческого религиозного движения используется весь объем источников гражданских и церковных ведомств, то следует подробнее осветить, в состав каких гражданских и

8 церковных образований входило Южное Зауралье в период со второй половины XVII до начала XX веков.

В гражданском административно-территориальном делении во второй половине XVII в. Южное Зауралье входило почти полностью в состав Сибирского ханства, а с 1708 года -в состав Тобольского уезда Сибирской губернии. В 1730-е гг. Исетская провинция как основная составляющая Южного Зауралья (с Исетским, Окуневским и Шадринским уездами в ее составе) входит в Оренбургскую губернию, а Ялуторовский уезд оставался в Сибирской губернии. После реформы местного управления 1782 года Южное Зауралье оказывается в составе трех губерний: Тобольской (Курганский и Ишимский уезды), Пермской (Шадринский уезд) и Оренбургской (восточная часть Челябинского уезда). В XIX - начале XX вв. Южное Зауралье подвергается новым административно-территориальным делениям, но в общем остается в составе Тобольской, Пермской и частично Оренбургской губерний.

В церковном административно-территориальном делении Южное Зауралье с 1668 года находится в подчинении Тобольского духовного разряда Сибирской митрополии. В 1727 году при разделении Сибирской митрополии Южное Зауралье входит в ведение Тобольской епархии. Соотнося церковное 'с гражданским территориальным делением, отметим, что территория Тобольской епархии в целом охватывала Тобольскую и Енисейскую провинции, а также Ялуторовский уезд Сибирской губернии, Екатеринбургское горное ведомство и Исетскую провинцию Оренбургской губернии.

На протяжении XVIII в. состав Тобольской епархии не был стабильным, и отдельные ее части вошли во вновь учережденные Екатеринбургскую епархию, Оренбургскую и Уфимскую епархии. Не будем рассматиривать более мелкие церковно-административные деления (как благочиния), которые на протяжении XVIII - XIX вв. подвергались частым

9 изменениям, отметим лишь, что к концу рассматриваемого периода Южное Зауралье находится под ведомством трех духовных консисторий: Тобольской, Пермской и частично Оренбургской.

Источниковый обзор. Достаточно обширный
источниковый материал по истории старообрядчества
Южного Зауралья содержится в фондах Государственного
архива Курганской области (ГАКО), здесь следует выделить
фонды Тобольской духовной консистории, Пермской
духовной консистории, Оренбургской духовной консистории,
фонды церквей Южного Зауралья - Романовской
единоверческой, Вознесенской церкви села Брылинского,
церквей сел Моревского, Черемуховского и Утятского и
особенно Щучанской единоверческой церкви. Все
вышеперечисленные фонды содержат интереснейший
материал, позволяющий в полной мере осветить историю
старообрядческого религиозного движения в Южном
Зауралье. Богатый материал по изучаемой проблематике
содержится в Шадринском филиале ГАКО, здесь выделяется
фонд Далматовского Успенского монастыря, фонды
Шадринского уездного полицейского управления, уездного
присутствия по крестьянским делам и управления

государственных имуществ. Кроме того, богатый материал можно почерпнуть из фондов благочинии Шадринского уезда - первого, второго и третьего округов и единоверческого округа.

Центральные архивы страны также содержат материал по истории старообрядчества Южного Зауралья. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) для нашего исследования незаменимы фонд канцелярии Синода и канцелярии обер-прокурора, а так же фонд рукописей Синода по истории церквей и раскола. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) существенно отличается бедностью источниковой базы по

10 изучаемой проблематике, лишь один фонд содержит некоторые статистические сведения по Тобольской губернии.

В целом, можно заключить, что источниковый материал для изучения темы достаточно разнообразен и позволяет раскрыть тему.

Историография проблемы. С момента раскола русской церкви и до первой половины XIX века изучение старообрядческого религиозного движения как исторического явления фактически не существовало. То есть около двух столетий вопрос о расколе русской церкви оставался настолько болезнненным, что за полемикой между сторонниками реформ Никона и их противниками, сам факт необходимости исследования старообрядчества как оформившегося (и окрепшего) религиозного движения был упущен из внимания. Лишь в первой половине XIX в. возник вопрос о систематическом изучении собственно истории старообрядчества. В досоветский период историография по истории старообрядчества может быть подразделена на две основные группы: 1. - Церковная историография, имеет место с середины XIX в. до начала XX в., период наибольшей активности — 80-е гг. XIX века.

2-Гражданская историография, имеет место с 60-х годов XIX века до 20-х гг. XX века, наиболее активна в 80-х XIX и в начале XX в. В рамках этого направления можно проследить эволюционирование от синодальной (церковной) концепции старообрядчества к концепции народно-либеральной и демократической, особенно ярко развитой в трудах различных общественно-политических деятелей. К началу XX в. можно говорить о появлении марксистской концепции старообрядчества, впоследствии получившей развите в советской историографии.

Советская историография появляется в середине 20-х гг. XX века, а заканчивает свое существование с распадом Союза, однако направления, намеченные в историографической науке

в советское время, остаются актуальными и в постсоветский период, поэтому автор использует их. Научная историография старообрядчества в этот период имеет три основных центра -Новосибирск, Свердловск (Екатеринбург), Москва, что не означает отсутствие интереса к старообрядчеству в других городах страны. Характерно, что церковная историография в советское время, в сопоставлении с досоветским периодом, гораздо менее обширна, как следствие кризиса самого института церкви в условиях советского государства.

В зарубежной историографии интерес к разработке старообрядческой проблематики не нашел широкого распространения в силу специфики самого движения. Однако имеют место ряд интересных исследований по ранней истории старообрядчества, которые интересны своей интерпретацией причин появления раскола русской церкви.

В современное нам время появляются интереснейшие работы о старообрядчестве, доступные благодаря всемирной сети «Интернет», в которых исследуются различные аспекты движения, оппозиционного официальной церкви, причем как в зарубежной, так и в российской части сети. В последней помимо всего существует целый сайт, посвещенный старообрядчеству, в котором собраны наиболее интересные публикации по старообрядческому движению. Сайт постоянно пополняется новейшими исследованиями и содержит некоторые аудио и видео матерьялы, сведения о существующих на сегодня центрах старообрядчества, адреса электронной почты и адреса в сети интернет.

Таким образом, старообрядческое движение в России
достаточно давно является предметом пристального внимания
миссионеров, теологов, историков, философов, социологов,
искусствоведов, археографов, литераторов, лингвистов,
культурологов и др., что позволяет выявить изученность темы.
Изученность темы. На основании развернутого

историографического обзора автор диссертации может

12
утверждать, что в дореволюционной историографии вопрос о
старообрядческом движении на территории Южного Зауралья
в указанное время в целом не был поставлен и тем более
изучен. Некоторые аспекты истории старообрядчества
Южного Зауралья едва затрагивались в трудах А.П.Щапова,
П.И.Мельникова, А.С. Пругавина, опыт их работы был учтен
при написании диссертации. Последовательное,

систематическое научное исследование старообрядчества
Сибири в целом и Южного Зауралья как составной части было
начато советскими учеными с середины XX века.
Группировка историографических работ по историческим
школам - центрам изучения старообрядчества позволила
оценить вклад в изучение старообрядчества изучаемого
региона. Н.Н.Покровский, И.Д.Зольникова, Т.С.Мамсик,
Н.С.Гурьянова в своих трудах касались истории
старообрядчества Южного Зауралья, но лишь в той степени, в
какой оно (старообрядчество) попадало под общие
характеристики оппозиционного религиозного течения старой
веры в Сибирском регионе. Более углубленные исследования
по старообрядчеству Южного Зауралья имеются в работах
Т.С.Мамсик. Иследования московских ученых - Поздеевой
И.В., Преображенского А.А., Юхименко Е.М., Любимова
И.М., Ершовой О.П., Керова В.В., Хохловой Т.А., Шахова
М.О. - дают прекрасную базу для выявления процессов,
имевших место внутри старообрядческого движения, хороший
аналитический материал по истории отдельных
старообрядческих согласий и толков, позволяет оценить
государственную политику в отношении старообрядчества. В
то же время, лишь в работе Преображенского А.А. содержится
отрывочный материал по формам протеста южно-

зауральского старообрядчества, политике государства. Наибольший материал по истории уральского и связанного с ним зауральского старообрядчества почерпнут из работ историков свердловской школы. Здесь выделяются работы

13 Шашкова А.Т., Байдина В.И., Мангилева П.И., Казанцевой М.Г., Починской И.В.. Крупнейшим специалистом по истории зауральского старообрядчества бесспорно является В.И.Байдин, именно его исследования стали для автора диссертации отправной точкой в обосновании особенностей старообрядческого движения в Южном Зауралье.

В целом, советскими историками накоплен значительный опыт исследования различных аспектов истории старообрядчества Сибири и Урала. Автор данной диссертации надеется на основании этого опыта осуществить анализ особенностей старообрядческого движения Южного Зауралья не с позиций классовой борьбы, как это было в силу государственной идеологии практически во всех предыдущих исследованиях, а с позиций истории этого религиозного движения, несущем на себе отпечаток региона распространения. В связи с чем определяются цели и задачи исследования.

Цели исследования. Автор диссертации поставил целью выявить особенности и логику развития старообрядческого движения Южного Зауралья от момента его появления, связанного с колонизацией края, до момента коренного изменения положения православной церкви вообще, и старообрядческого религиозного движения в частности, при возникновении Советского государства.

Поскольку выбранная тематика исследования не нашла своего всестороннего рассмотрения в трудах предшественников в силу того, что до настоящего момента никто не локализовал изучение старообрядчества в рамках Южного Зауралья, то ряд проблем старообрядческого движения в данном регионе по существу не исследован. Задачи исследования: определить основные этапы существования старообрядчества в Южном Зауралье, его связь с процессом колонизации края; выявить особенности

14 старообрядческого движения, его эволюцию, разделение на согласия и толки; исследовать численность и распространение старообрядчества, опираясь на материалы официальной статистики, оценить пути распространения старой веры в Южном Зауралье; определить взаимоотношения между старообрядчеством и официальной церковью, формы протеста последователей старой веры против притеснения гражданских и церковных властей. Вышеобозначенные цели и задачи предполагается решить на основе следующей методологии.

Методологическую основу диссертации

составляют методы научного познания, автор придерживался
принципов современной исторической науки: историзма,
научности, объективности и использовал традиционно-
исторические методы исследования - историко-
сравнительный, системный, метод ретроспекции. Учитывая,
что важнейшим принципом научного анализа исторических
событий, явлений, процессов является системный подход,
автор рассматривает события, явления, процессы в их
существенных связях, с точки зрения их генезиса и развития,
стремясь опираться только на существенные, достоверные и
репрезентативные исторические факты, оценивать события,
исходя из объективных реалий прошлого, не модернизируя
исторический процесс. Метод ретроспекции дал возможность
критически проанализировать и оценить раскрывающие тему
исторические источники. Автор исходил из основной
теоретической посылки об объективной обусловленности
колонизационного движения и распространения
старообрядческого вероисповедания, взаимовлияния
крестьянской ментальносте и совокупности позитивных и
негативных факторов оппозиционного официальной церкви
религиозного течения, не руководствуясь установками
политической, классовой или идеологической конъюктуры.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Опираясь на историографическое и

15 источниковое изучение указанной проблематики, автор диссертационного исследования видит в своей работе следующие результаты: впервые была предпринята попытка дать целостную картину истории старообрядческого религиозного движения Южного Зауралья, это достигнуто благодаря достаточно объемным хронологическим рамкам исследования, позволяющим проследить ход исторического развития старообрядчества в регионе со всеми его особенностями и закономерностями. Кроме того, впервые историческое развитие старообрядчества увязывается с историческим развитием самого южно-зауральского региона, переселенческим процессом и последовательными этапами колонизационного освоения региона русским населением. Научный анализ исторического развития Южного Зауралья помог автору выявить закономерности внутри старообрядческого движения региона, преобладание более радикальных настроений во второй половине XVII - XVIII вв., что выразилось в серии самосожжений, и как следствие этого, преобладание беспоповского согласия в XIX - начале ХХвв.

В силу достаточно широкого развития краеведческого движения в Южном Зауралье в последней четверти XX в., что связано с деятельностью доктора исторических наук Н.Ф.Емельянова, автору диссертации представляется, что работа найдет свою нишу в преподавании регионоведения, поскольку освещает интересные страницы истории Южного Зауралья, как региона с преимущественно крестьянским населением, в среде которого традиционность и обрядовость были важной константой религиозной ментальности. Кроме того, работа является вехой в изучении старообрядчества как специфически русского религиозного движения, дополняя своей региональной направленностью общероссийскую картину.

Апробация результатов диссертации. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории России Курганского государственного университета. Результаты исследования сообщались автором на научных конференциях в городах Кургане, Иркутске, Москве. Основные положения диссертации отражены в разделе тома «Истории Курганской области» (том 4), пяти публикациях. По проведенной исследовательской работе разработан и прочитан специализированный курс, расчитанный на студентов, работа прошла апробацию за рубежом в виде курса по истории русского православия и старообрядчества в Нешательском университете (Швейцария) на факультете теологии.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и приложений. Обширный систематический материал сведен в таблицы и схемы, которые для органической связи с материалами исследования расположены по его тексту.