Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) Сайид Хумаюншах Сайид Акбкршах

История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища)
<
История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища) История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайид Хумаюншах Сайид Акбкршах. История взаимосвязей Средней Азии и Афганистана в строительной культуре( на примере традиционного жилища): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Сайид Хумаюншах Сайид Акбкршах;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ].- Душанбе, 2016.- 133 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Условия развития жилища на территории средней азии и Афганистана

1. Географические и природно-климатические условия

2. Историко-культурные факторы

3. Социально-экономические условия формирования жилищного строительства

ГЛАВА II. Развитие жилища на территории средней азии и афганистана в древности, средневековье и новое время

История формирования жилищного строительства древности

2. Исторические традиции градостроительства и архитектуры Бактрии эпохи ранней государственности

3. Развитие зодческого искусства на территории Афганистана в средние века

4. Формирование жилища Афганистана в новое время: вопросы развития и взаимовлияний

ГЛАВА III. Формирование поселений и жилищ афганистана XIX - начала XX в. и их взаимосвязь с жилищем Таджикистана

1. Типологическая характеристика жилища

2. Принципы взаимосвязи составных элементов жилища

3. История формирования жилища в различных климатических условиях

Заключение

Библиография

Принятые сокращения

Подписи под иллюстрации

Иллюстрации

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обосновывается:

  1. Отсутствием исследований по выявлению традиционного жилища Афганистана с древнейших времен до нового времени и определению его место в жилищной культуре Центральной Азии.

  2. Необходимостью установления культурных связей и тесного общения народов Афганистана с народами сопредельных стран, в первую очередь с таджикским с целью раскрытия общих традиций на единой территории формирования арийских племен на центрально-азиатском пространстве.

  3. Отсутствием в таджикской литературе сведений о соседней древней цивилизации и её культурных взаимосвязях в области жилищного строительства с древности до нового времени, где зафиксированы интенсивные контакты между родственными народами.

  4. Недостаточной изученностью вопроса о роли Великого Шелкового пути в культурных взаимосвязях на территории Таджикистана и Афганистана.

5. Отсутствием исследований по вопросам выявления роли традиционного жилища
Афганистана в современном обществе страны и использования его исторических традиций
для улучшения комфортных условий жизни городского и сельского населения.

Степень изученности проблемы. Следует особо отметить, что широких и планомерных исследований всего комплекса задач в области истории жилища Афганистана до настоящего времени не проводились. Имеющийся материал1 полностью не систематизирован и носит разрозненный характер. Большая часть историко-архитектурного наследия в области жилища Афганистана остается пока вне поля зрения специалистов.

Изучение истории Афганистана можно разделить на четыре группы: 1. исследования русских; 2. советских ученых; 3. исследования западно-европейских ученых; и 4.исследования ученых Афганистана и соседнего Ирана.

По первой группы исследований можно отметить вклад русских ученых в изучении истории и культуры народов Афганистана в первой половине XIX в. Первые материалы по афганскому языку (пушту) и первые филологические работы об этом языке были изданы в Петербурге, в конце XVIII - начале XIX в., а первым ученым, поставившим исследование истории и филологии афганцев на прочную научную основу, был академик Б. А. Дорн (1805-1881 гг.)2. Б.А.Дорн впервые привлек к изучению истории афганцев источники на их языке. Главной его заслугой в области изучения истории афганцев являются переводы источников, написанных на фарси. В своих комментариях Дорн критически рассмотрел ряд вопросов средневековой истории афганцев, в том числе и легенды о происхождении этого народа. Его вывод о вероятной автохтонности афганцев в районе Сулеймановых гор был принят большинством русских ученых XIX-XX вв. Дорн считал, что под афганцами, о которых упоминается в средневековых источниках «Матла’-ас-са’адайн» и «Джами-ат-таварих», следует понимать другие, соседние с ними племена, а именно хазарейцев3.

1 Niedermayer O., Diez E. Afganistan. – Leipzig, 1924; Вавилов Н.И., Букинич Д.Д. Земледельческий Афганистан.
– Л., 1929; Мухаммад Сафар Вакиль. Нуристан (на фарси яз.). – Кабул, 1960; Пугаченкова Г.А. Искусство
Афганистана. – М., 1963; Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. – Т. 1,2. – М., 1964-1965; Давыдов
А.Д. Афганская деревня. – М., 1969; Соловьева М.К., Карцев В.Н. Особенности проектирования и
строительства жилищ в условиях горного Афганистана // Научный журнал КПИ. - № 1. – Кабул, 1973;
Afghanistan Journal. - Verlag Craz-Austria: 1974-1977; Соловьева М.К. Формирование архитектурно-
композиционной структуры жилища горных районов среднеазиатского субтропического пояса. – Дисс… канд.
архитектуры. – М., 1978; Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии. – М.:
Наука, 1981; Соловьева М.К. Народное жилище горного Афганистана // Архитектура СССР. – 1983. - № 6. – С.
54-57; Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. – М.: Стройиздат, 1986. – 247 с., ил.; и др.

2 Дорн Б.А. Материалы к познанию иранских наречий. - СПб. 1866; Он же. Каспий. О походах древних русских
в Табаристан // «Записки Академии Наук». – 1875. - Том XXVI, кн. 1 и отд. Оттиск; и др.

3 Джами-ат-таварих (?) - рукопись историко-географического Сочинения, хранящаяся в библиотеке имени М. Е.
Салтыкова-Щедрина (Д. 290). Сочинение это Дорн считал отличным от одноименного свода хроник Рашид-ад-

Автором самой серьезной исследовательской работы, посвященной Афганистану первой половины XIX в., был В.В.Григорьев (1816-1881). Наиболее емким его трудом об Афганистане является составление дополнения к книге Карла Риттера1. Однако дополнения Григорьева к «Кабулистану и Кафиристану» являются первоклассным и совершенно самостоятельным научным трудом, далеко превосходящим по своей ценности работу самого Риттера, полную ошибок и безнадежно устарелую уже в 1850-1860-х годах, когда она переводилась на русский язык и издавалась.

Другим исследователем истории Афганистана является Н.В. Ханыков (1822-1878) -русский ученый и путешественник. Одним из его заслуг является перевод книги К.Риттера «Иран» (1874 г.) с критическими примечаниями и дополнениями. Одним из важных положений, выдвинутым Ханыковым в разделе его книги, является вывод о сравнительно позднем складывании афганских племён, существующих в настоящее время. Период образования афганской народности, афганцев, как этнической группы, он относит к IX-XIII вв. Как он пишет, в IX-X вв., когда были написаны классические произведения средневековых географов на арабском языке, афганцев, как народа, или не было или о них никто не знал.

Особенного внимания заслуживают интересные данные о таджиках, основанные не только на глубоких изысканиях Н.В.Ханыкова по письменным источникам, но и на собственных его наблюдениях и исследованиях во время Хорасанской экспедиции (18581859гг.), а также небезинтересные сведения о хазарейцах и о других народах и племенах, населяющих земли современного центрального и северного Афганистана.

Одним из самых полных исследований, посвященных важным событиям в истории народов Афганистана, является книга русского военного писателя, генерал-майора генерального штаба, Л.Н.Соболева «Страница из истории восточного вопроса. Англоафганская распря (очерк войны 1879-1880 гг.)», изданная в Петербурге в 1880-1882 гг.

До сих пор не потеряли своего значения исследования об афганцах русского этнографа XIX-XX вв. Н.А.Аристова2. Индолог И.П.Минаев (1840-1890) оставил ряд работ, в которых касается афганцев Индии, а также немало статей по вопросам политической истории современного ему Афганистана3.

Академик В. В. Бартольд, хотя он и не занимался специально историей афганцев, но в процессе исследования истории соседних с ними народов и Среднего Востока, в целом, сделал несколько существенных замечаний и по вопросам истории афганцев, основанных на глубоком знании источников. Так он указал, что первое упоминание об афганцах в письменных источниках содержится в рукописи Худуд-ал-алам4 В своей большой исторической работе «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» В.В.Бартольд привел очень важные упоминания об афганцах в период нашествия Чингис-хана5.

Ко второй группе научной литературы относятся труды советских ученых. Первые советские археологические экспедиции в 20-30-е годы в урочище Айртам и Термез открыли новую страницу в изучении исторического наследия народов бывшей Советской Средней Азии и соседнего Афганистана. Советской науке принадлежит заслуга в исследовании важнейших проблем, связанных с прохождением древними народами Средней Азии и Афганистана рабовладельческой и феодальной формаций, становлением их национальных

дина, хорошо известного востоковедам. В «Материалах по истории туркмен и Туркмении» (т. I, Л., 1939) рукопись Д. 290 определена как «Хафизи-Абру».

1 Риттер Карл. «Землеведение. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией.
Кабулистан и Кафиристан. Перевел с присовокуплением критических замечаний и дополнил источниками,
изданными в течение последних тридцати лет, В.В.Григорьев, ординарный профессор С.-Петербургского
университета по кафедре истории Востока», СПб., 1867.

2 Аристов Н.А. Об Афганистане и его населении. – СПб, 1898; Он же. Англо-индийский Кавказ. – СПб, 1900.

3 Минаев И.П. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. - СПб., 1879.

4 Худуд-ал-алам. - Изд. АН СССР, 1930. ( Предисловие В В Бартольда).

5 Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - СПб., 1898-1900. - Том II. - С. 476. Со ссылкой
ан-Несави.

культур. Видные русские и советские ученые-востоковеды М.Г.Асланов, Е.Э.Бертельс,
Ю.В.Ганковский1, Б.Г. Гафуров2, М.С.Андреев, М.М.Дьяконов3, Б.А.Литвинский4,
А.М.Мандельштам, М.Е.Массон, В.М.Массон,5 В.А.Ромодин6 Кошеленко Г.А.7,

И.М.Рейснер А.Е.Снесарев8, Н.В.Дьяконова,9 К.В. Тревер и многие другие уже в ХХ веке внесли значительный вклад в исследование культуры народов Средней Азии и Афганистана.

В области изучения архитектурного наследия и искусства Средней Азии и
Афганистана широко известны работы Вавилов Н. И., Букинич Д.Д.,10 А.М.
Беленицкого11, В.Л.Ворониной, Б.П.Денике, Г.А.Пугаченковой12, Л.И.Ремпель,

Б.Я.Ставиского, В.И.Сарианиди,13 Кузьмина Е.Е14 и др.

В конце 60-х годов нашего столетия советские археологи впервые обнаружили в древних поселениях на территории Северного Афганистана целый культурный комплекс, относящийся ко II тыс. до н.э. Это открытие явилось крупнейшим событием в истории изучения не только культуры Афганистана, но и всего Древневосточного мира в целом.

По третьей группы научной литературы, т.е. исследования западно-европейских ученых следует отметить о том, что планомерные археологические исследования на территории Афганистана были начаты французскими учеными в 20-е годы XX столетия А. Фуше, Ж. Акэн, А. Годар, Р. Гиршман, Д. Шлюмберже, В.Брентьес, П.Берхард, Л.Голомбек и др. С конца второй мировой войны - П.Бернар и др.15 В послевоенные годы изучение

1 Ганковский Ю.В. Новая афганская работа по истории шахов Дурани // Индия и Афганистан- М., 1958; Он
же. Империя Дурани. Очерки административной и военной системы..- М., 1958; Он же. Народы Пакистана.
Основные этапы этнической истории. - M., 1964; История Афганистана (отв. ред. Ю.В.Ганковский). -М.: 1982.

2 Гафуров Б.Г. Кушанская эпоха и мировая цивилизация // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. - Том 1. -
М., 1974.

3 Дьяконов М.М. Древняя Бактрия // По следам древних культур.- М., 1954.

4 Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджина-Тепа.- М., 1971; Литвинский Б А. Семантика древних верований
памирцев// Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье.- М., 1981.

5; Массон В.М. Страна тысячи городов. - М., 1966; Массон В.М. Кушанские поселения и кушанская археология //Бактрийские древности.- Л., 1976; и др.

6 Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. - Тома I, II. -М.: 1964-1965.

7 Кошеленко Г.А., Мунчаев Р.М. Раскопки на городище Ай-ханум в 1965-1968 гг. Обзор. // «Бактрийские
древности».- Л., 1976.

8 Снесарев А.Е. Афганистан. - М., 1921.

9 Дьяконова Н.В. Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода //
Труды Гос. Эрмитажа._ Л., 1961.

10 Вавилов Н. И., Букинич Д.Д. Земледельческий Афганистан. -Л., 1929.

11 Беленицкий А. М. Историческая топография Герата // Алишер Навои. .-М.-Л., 1946.

12 Пугаченкова Г.А. Дильберджин (раскопки 1970-1973 гг.), ч. 2. -М., 1977; Пугаченкова Г.А. Искусство
Афганистана. -М., 1963; Она же. Искусство Бактрии эпохи Кушан.- М., 1979.

13 Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. - М., 1977.

14 Кузьмина Е.Е. Бактрия и эллинский мир в эпоху до Александра// Античность и античные
традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. - М., 1978.

15 Bernard P. Fouilles d'Ai Khanum. T. 1,2— MDAFA, 1973, t. 21; Brentjes В., Ruhrdanz K. Kunst des
Islam.-Leipzig: 1979; Godard A., Godard V., Hackin J. Les antiguites bouddiques de Bamiyan. - Paris -
Bruselles: 1928;Godard A. L' origine de la madrasa, de la mosguee et du caravanserail a quarte iwans, p.
9. AlsL, vol. XV-XVI.- Paris: 1951; Golombek L. Abbasid Mosque at Balkh.- Oriental Art, 1965, vol.
XV. № 3; Hackin J. Le monastere bouddique de Fondukistan. MDAFA, t. VIII.- Paris: 1959; Fischer K.
Neue Funde und Forschun- gen zur indischen Kunst in Arachosien, Bactrien und Gandhara. Jahrbuch der
Deutschen Archeologischen Institute. Ar- cheologische Anzeiger, № 72. 1957; Fischer K. Nimrus. В. I, 2
- Bonn: 1976; Fousher A. Le mirage de Bactres. La civilisation iranienne.- Paris: 1972; Fousher A. L'art
greco-bouddiques du Gandhara -Paris: 1905, 1908, 1922; Lentz W. Uber einige Fragen der materiellen
Kultur von Nuristan. Zeitschrift fur Ethnologie, 69. Jg., 1937; Mustamindy Ch. Les Nouvelles Fouilles de
Hadda.- Центральная Азия в Кушанскую эпоху, т. 1.- М.: 1974; Niedermayer О., Diez Е.
Afghanistan.— Leipzig: 1924; Rowland В. The art and architecture of India. MDAFA, t. VIII.-Paris:
1959; Schlumberger D. Le Temple de Sourkh Kotal en Bactriane. JA. t. CCXL.- Paris: 1952; J A, 1954;
Schlumberger D. Le palais Ghaznevide de Lashkari Basar. "Syria", t. XXIX. 1952; Stawiski B. Kunst der
Kuschan.- Leipzig: 1979; Tarzi Z. L'architecture et le decor rupestre des Grottes Bamiyan. 1—2 p. 1977;
и др.

культурного наследия Афганистана осуществлялось в более широких масштабах, охватывая многие районы, ранее недоступные для исследователей.

В 60-70-е годы в Афганистане проводили работу археологические экспедиции уже не только Франции, но и бывшего Советского Союза, Италии, Японии, Индии, Пакистана, Ирана, Германии (ФРГ), США. Нужно подчеркнуть ведущую роль русских и советских ученых в исследовании культуры Средней Азии и Афганистана, рассматривающих проблему комплексно, как единый процесс развития народов, населявших территорию региона. Южные области Таджикистана, Узбекистана и Туркмении входили в прошлом в состав различных государственных образований, занимавших также и значительные области теперешнего Афганистана и бывших Советских среднеазиатских республик.

Четвертая группа научной литературы касается исследований самих афганских ученых. Здесь, правда, их перечень не очень велик. Большой интерес представляют работы афганских историков и археологов Ахмада Али Кохзада, Мохаммада Али Найми, Мустаминди, Бенаи Хафизулла и др.1

В целом, заключая обзор литературы, следует отметить, что зодчество жилища страны рассматривается в тесном взаимодействии с внешней природной средой, которая и способствовала появлению различных типов жилищ. Настоящее исследование не претендуют на полное и всеобъемлющее раскрытие архитектуры жилища Афганистана. Но даже отдельные, наиболее характерные и значительные примеры из обширного архитектурного наследия Афганистана дают возможность увидеть богатство культуры афганского народа, проследить пути развития афганского жилища в различные периоды истории страны.

В основу диссертации положен материал, собранный автором в течение многолетних исследований поселений и жилищ в различных регионах не только Афганистана, но и сопредельных стран – Северной Индии, Северо-Западного Китая, Восточного Ирана и постсоветских государств Центральной Азии. Часть этого материала издана в монографии автора и в ряде его статей2.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются особенности влияния традиций на формирование и развитие национального своеобразия народного жилища Афганистана. Объект исследования составляют селения, жилые дома и дворцы древности, средневековья и нового времени.

Границы исследования. В работе исследуются поселения и жилища, начиная с эпохи бронзы и раннего железного века до XVII-начала XX вв. на территории, ныне входящей в пределы Исламской Республики Афганистан. Вместе с тем большое место в работе занимают сравнительные материалы по жилищу не только народов Афганистана, но и сопредельных народов Средней Азии.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в комплексном воссоздании особенностей жилища Афганистана, охватывающих все стороны его бытования, включая планировочные и декоративно-художественные аспекты, местные условия, технику возведения, конструктивные особенности и т.д.

Основные задачи исследования:

определить особенности формирования и развития народного жилища Афганистана в особых социально-исторических и политических условиях Центральной Азии;

проследить влияние исторических условий, природной среды и климата на объемно-планировочную композицию народного жилища;

- раскрыть пути развития типов жилищ и определить их генетическую связь с
древними образцами;

1 Обзор литературы см.: Masson V., Sarianidy V. Afghanistan in the Ancient East // «Afghanistan». - V. XXII. - №
2. - Kabul, 1969.

2 Сайд Акбари. Архитектурная типология народного жилища Афганистана // Очерки истории и теории
культуры таджикского народа. - Вып. 2. – Душанбе: АН РТ, 2006. – С. 398-405; Сайд Хамаюн Шах Акбари.
Архитектура жилища Афганистана. – Душанбе: Изд. «Контраст», 2007. – 193 с., 37, ил.

проследить пути развития жилищ с выявлением объемно-композиционных приемов, архитектурно-художественных решений, конструкций и строительных материалов;

дать анализ преемственности исторических традиций в жилище Афганистана;

определить степень и характер взаимовлияния культур народов Афганистана, а также всей Центральной Азии в целом (на примере Великого Шелкового пути);

выявить позитивные традиции в архитектуре жилищ Афганистана и их роль в современной архитектурно-строительной практике;

- определить основные направления охраны и использования наиболее характерных
образцов традиционного жилища Афганистана.

Положения, выносимые на защиту:

- история развития народного жилища Афганистана с древности до начала XX вв.;

типологические, объемно-планировочные и региональные характеристики типов жилищ, а также планировочных структур поселений Афганистана;

прогрессивные народные традиции и степень их преемственности в современной архитектуре Исламской Республики Афганистан;

- тенденции формирования и направленность развития жилища Афганистана;

- взаимосвязь жилища Афганистана, сопредельных стран Центральной Азии и
Востока в целом;

- принципы прогнозирования развития жилища Афганистана с учетом эволюции
социальных условий, народных традиций и особенностей.

Источниковедческая база исследования. В диссертации используются историко-
культурные, архитектурно-художественные и строительные, археологические,
этнографические данные, характеризующие формирование традиционного народного
жилища с древнейших времен до настоящего времени, полученные автором в результате
самостоятельных поездок в города и селения Афганистана, в культурные центры
сопредельных стран (Индия, Иран, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан). Для получения
новых данных о трансформации народного жилища под влиянием современной урбанизации
автор проводил натурные исследования жилищ, сформированные в различных ландшафтных
и климатических условиях гор, предгорий, равнин, полупустынь, степей (фотографирование,
архитектурные обмеры, зарисовки, замеры температурно-влажностного режима и др.). В
порядке внедрения автор диссертации как практик-строитель и дизайнер запроектировал и
осуществил строительством ряд объектов жилищного назначения с дизайном
благоустройства и озеленения, несущие традиции местного зодчества.

Автор в своей работе опирался и на первоисточники. В частности, среди них особую ценность представляют первоисточники, созданные в средние века. В качестве примера можно назвать следующих авторов: Ал-Джувейни1, Шараф-ад-дина Али-Язди (умер в 1454 году) известные под названием «Зафар-намэ» (Книга побед)2, историк и географ Шихаб ад-Дин Абдаллах ибн Лутфуллах ибн Абд ар-Рашид ал-Харави, известный как Хафизи Абру3,

, Камал ад-Дина Абд ар-Раззака ас-Самарканди (1413-1482),4 Захириддина Бабура5 и других.

В этих письменных источниках пишется не только политическая история, но уделяется внимание географическому положению, культуре и искусству на территории Мавераннахра и Хорасана, в том числе Афганистана.

1 Ал-Джувейни. Та’рихи Джахонкушон. – Лондон, 1329 х., на фарси яз.

2 Шарафиддин Али Яздий. Зафарнома. – Ташкент: Фан, 1872. – 1240 с., ил.

3 Хафизи Абру.Cing Opuscules deHafiz-e Abru consernant d,histoire de I,Iran au temps de Temerlan. Ed. F. Tauer.
«Archiv Orientajni», suppl. V.Praha, 1959.

4 Абд ар-Раззак ас-Самарканди. Матла ас-саъдейн. (Литогр. Изд. Лахор, 1946).

5 Бабур Захириддин. Бабур-Наме. Изд. Н.Ильминского. – Казань, 1857.

Много сведений получены автором из трудов средневековых путешественников и историков Абу-л-Вафа ал Бузджани1, Абу-л-Фазл Байхаки (История Масъуда)2, Рашид-ад-Дина (Сборник летописей)3 и др.

Так же были использованы обобщающие труды, словари, исследования отечественных таджикских, иранских и зарубежных ученых, так или иначе касающиеся темы диссертации.

Метод и материалы исследования. Методика исследования основана на комплексном анализе различных типов поселений и жилищ и их элементов, изучении закономерностей формирования их планировочной структуры и объемно-пространственной композиции.

Автором выявлены и детально изучены жилые дома во многих поселениях Афганистана, расположенных в различных ландшафтных ситуациях, проведена их фотофиксация, обмеры, зарисовки. Дополнительные изыскания проводились в музеях Кабула, Мазари Шарифа, Герата, Джама, Буста, Душанбе (Национальный музей древностей РТ и Национальный музей имени К.Бехзода), в фондах и государственных архивов Афганистана, в библиотеках Кабульского политехнического института, Московского архитектурного института и Республики Таджикистан (Академии наук РТ).

В диссертации использованы материалы и проведен сравнительный анализ по этнографии и архитектуре, касающиеся не только Афганистана, но сопредельных стран Центральной Азии. Это позволило выявить, как культурные взаимовлияния и взаимосвязи, так и самобытность архитектурных приемов и особенностей происхождения жилища Афганистана.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается большим объемом натурных исследований народных жилищ (фотографирование, обмеры, зарисовки, анализ особенностей объемно-пространственной композиций, строительных материалов, конструкций более 50 объектов), авторской практикой проектирования и строительства отдельных зданий жилищного назначения на территории Исламской Республики Афганистан.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые на основе комплексного исследования сделана попытка разработать
типологию жилища, выявить его планировочную структуру, конструктивные особенности, а
также специфику жилищ отдельных регионов и общие для них традиционные элементы;

изучить вопросы генезиса и генетических связей отдельных типов жилищ;

раскрыто влияние высотных характеристик горного региона, воздействовавших на формирование поселений и жилищ;

впервые установлены позитивные черты народного жилища Афганистана и степень их преемственности в современной архитектурной практике.

Практическая ценность работы:

- выявление в исследовании объективных закономерностей формирования и пути
развития жилища являются теоретической основой для практического воплощения в
современной проектной практике с учетом сложившихся исторических архитектурно-
строительных традиций конкретного региона;

раскрытые в работе своеобразие и особенности народного жилища являются источником творческих и профессиональных поисков в современном Афганистане, способствующих развитию его национальной культуры;

полученные в результате исследования данные могут быть использованы в проектных, научно-исследовательских организациях, а также в педагогической работе по курсу «История зарубежной архитектуры», в курсовом и дипломном проектировании

1 Абу-л-Вафа ал Бузджани. Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений. //
«Физико-математические науки в странах Востока». – Вып. 1 (4). – М.: Наука, 1966.

2 Абу-л-Фазл Байхаки. История Масуда (1030-1041 гг.). /Перевод А.Н.Арендса. – М., 1968.

3 Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. – Том 3. – М.-Л., 1945.

архитектурных факультетов Кабульского политехнического института и Таджикского технического университета; для подготовки учебных пособий, монографий и научных изданий по архитектуре развивающихся стран Востока; в сохранении и пропаганде наследия зодчества Афганистана, а также памятников истории и культуры в целом.

Личный вклад автора работы заключается в постановке цели, формулировке задач и разработки методики исследования; участие в проектировании и строительстве зданий жилого назначения с использованием исторических традиций народного жилища Афганистана; новом анализе датировок памятников жилого назначения с использованием вновь открытых данных (исторических письменных источников, особенностей архитектуры, строительного дела и др.); издание монографии для её использования в учебном процессе архитектурно-строительных и гуманитарных специальностей вузов Таджикистана и Афганистана.

Апробация и внедрения. Теоретические положения диссертации получили апробацию на научных конференциях Кабульского политехнического института, Таджикского технического университета имени академика М.С.Осими, Академии наук Республики Таджикистан, совещаниях по архитектурно-строительной деятельности и восстановлению разрушенных во время военных действий жилищной архитектуры на территории Афганистана в городах Кабуле и Мазари Шарифе. Опубликованная монография «Архитектура жилища Афганистана» используется в учебном процессе архитектурного направления ТТУ им. Акад. М.С.Осими в качестве дополнительного методического материала при изучении курса «История архитектуры, искусств и градостроительства».

В целях популяризации и пропаганды архитектуры жилища Афганистана автором опубликован ряд научных и научно-популярных статей и очерков в изданиях и средствах массовой информации ИРА.

Как строитель-историк строительной культуры и практик дизайна архитектурной среды и строительной деятельности автор диссертации осуществил свои проекты в городе Мозори Шариф в виде отдельных домов-усадеб, школа, элементов ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм, несущие в своих формах и образах национальные традиции садово-паркового строительства, заложенные в средние века ещё Захириддином Бабуром. Натурные фотографии объектов внедрения проектно-дизайнерских разработок включены в иллюстративную часть диссертации.

Структура диссертации. Работа представлена в одном томе, содержащую введение, четыре главы, заключение, библиографию (203 наименований), иллюстративные таблицы (16 таблиц), подписи под иллюстрации (37 рис.) и принятые сокращения.

Историко-культурные факторы

С момента зарождения жилища (а это первобытнообщинный строй) главными факторами, влияющими на её развитие, были: способ производства материальных благ, уровень производительных сил, науки и строительной техники; производственные отношения, образ жизни людей с их идеологическими и эстетическими воззрениями, влияющими на форму организации пространства; географическая среда (климат и природные условия), поскольку она решает специальные проблемы приспособления построек и их комплексов к природно-климатическим условиям конкретного района строительства. Первые два фактора постоянно меняются, третий, географическая среда, является относительно стабильной. Географическая среда, т.е. климат и природные условия, выступая постоянной величиной в системе архитектурного формообразования, является одним из основных условий возникновения устойчивых региональных и духовных черт архитектуры различных народов мира, в том числе на территории Центральной Азии.

Таким образом, формирование среды обитания человека обусловлено, прежде всего, экологическими факторами: колебаниями температуры, влажностью, характером ландшафта и растительности, животным миром, наличием строительных материалов. В становлении самого человека определяющими оказались периоды оледенения, чередующихся с потеплением климата (последнее оледенение проходило 12-10 тысяч лет тому назад)1. Такие изменения среды заставляли мобилизовать все средства для выживания, искать и строить укрытия от непогоды, они ускоряли процесс отделения человека от животных, научили его шить одежду, строить жилища, добывать огонь. Недаром ледниковая эпоха называется «антропогенной», т.е. породившей человека.

Советский ученый, академик Г.П.Гольц сказал: «Знание природы и её законов мы находим при изучении искусства прошлого. Анализ достижений прошлых культур поможет художнику найти те творческие методы, которыми пользовались мастера прошлого, и те законы природы, которым они следовали. Методы прошлого, основанные на строение природы, есть величина постоянная»2. Вышесказанное позволяет начать наше исследование о традиционном жилище Афганистана с привлечением данных далекого прошлого на обширной территории центрально-азиатского региона, который относится к одному из наиболее благоприятных для развития древнейших цивилизаций районов нашей планеты. Географически Юго-Западная и Центральная Азия включает всю огромную центральную зону азиатского материка, регион историко-культурной общности народов, населявших современные области Монголии, Синь-Цзяна, среднеазиатских государств, Восточного Ирана, Афганистана, Пакистана, Северо-Западной Индии. В целом же, Юго-Западная и Центральная Азия в ландшафтном плане представляют плодородные долины, барханы пустынь, неприступные горные вершины Памиро-Алая и Гиндукуша, мягкие склоны Копетдага и др. Мощные лессовые отложения на равнинах названного региона обеспечивали строителей простейшим и весьма подходящим материалом - глиной. Отсутствие строительного леса и повсеместное распространение лесса ещё в древнейший период обусловили самое широкое использование на всем Среднем Востоке в качестве основных строительных материалов производных лесса - пахсы и сырцового кирпича. История этого строительного материала свидетельствует, что уже в V тысячелетии до н.э. жилища поселений раннего неолита юга-запада Средней Азии, Джейтуна и Чапан-Депе, были построены из глиняных блоков овального сечения поперечником 20-25 см и длиной 60-70 см1. На протяжении IV тысячелетия до н.э. происходит замена глинобитных стен сырцовыми. Ранние сырцы имели вид «булки», которые принимают правильную прямоугольную форму в IV тысячелетии до н.э. (на поселении Юго-Западной Средней Азии). Всё это свидетельствует о том, что материалы из сырой глины принадлежат к самым древним в мире.

С отдаленных времен на территории Афганистана всюду была жизнь - от заоблачных высот Памира до бескрайних песков Каракумов, особенно вдоль русел великих и малых рек, их притоков и капризных изгибов горных ручьев. Исторически и географически Афганистан (в пределах Центральной Азии) всегда были узлом, в котором во все эпохи скрещивались крупнейшие на Азиатском материке художественные культуры и архитектурные идеи. Истоки этой традиции надо, видимо, искать в недрах раннеземледельческих очагов цивилизации, т.е. в эпохе неолита (новокаменного века) Ближнего и Среднего Востока, регионе, включавшийся в Юго-Западноазиатский очаг цивилизации (речные долины Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии, области Ирана и юга Средней Азии)2. Поэтому мы считаем, что Юго-Западная, а значит и Центральная Азия, в том числе Афганистан и соседний прилегающий Таджикистан входит в число очагов древних культур, связанный с длительной оседлостью обособленных племенных групп3.

Таким образом, жилище народов Афганистана, находящийся на стыке крупнейших культур и систем хозяйства и прошедший длительный путь исторического развития, сложились под влия-нием естественно-географических и хозяйственно-экономических условий, социальных отношений, развития форм семейного бы-та, различных традиций и обычаев.

Площадь Афганистана составляет 655 тыс. кв. км, четыре пятых территории страны заняты горами: Гиндукуш, Паропамиз (как западное продолжение Гиндукуша), Хазараджат, Сулеймановы горы. На юго-западе и западе рас-положены пустынные равнины. Климат Афганистана континен-тальный, сухой. На равнинах жаркое лето и короткая теплая зима; в горах большей частью короткое умеренно теплое или прохладное лето и суровая снежная зима (Рис 11).

Афганистан в современных границах расположен в субтропическом поясе юго-западной части Центральной Азии (сухие субтропики). Северные области страны до 35о с.ш. относятся к среднеазиатскому природному комплексу. 1 Для сложного рельефа Афганистана характерно сочетание высокогорных хребтов и плато, находящихся на значительной высоте над уровнем моря, с речными и межгорными долинами, на террасах которых теснятся селения земледельцев (Рис. 35).

Зодчество Афганистана развива-лось под влиянием своеобразных природных условий, основные осо-бенности которых связаны с геогра-фическим положением страны, гео-логическими и климатическими фак-торами. Афганистан в современных гра-ницах расположен в субтропическом поясе юго-западной части Централь-ной Азии (сухие субтропики). Север-ные области страны до 35 с.ш. отно-сятся к среднеазиатскому природно-му комплексу.2 Для сложного рельефа Афгани-стана характерно сочетание высоко-горных хребтов и плато, находящих-ся на значительной высоте над уров-нем моря, с речными и межгорными долинами, на террасах которых те-снятся селения земледельцев. 80% территории Афга-нистана занимают горные системы Гиндукуша, Кохи-Баба, Паропамиза (западная часть Гиндукуша), которые, постепенно понижаясь к западу, переходят в пологую возвы-шенность обширного Иранского на-горья. Большую роль в жизни народов Афганистана играют водные запасы, используемые для орошаемого зем-леделия. В горах Афганистана расположе-ны водоразделы четырех главных речных систем: юго-восточной, вхо-дящей в бассейн р. Инд; северо-восточной, относящейся к бассейну р. Амударьи; северо-западной, те-ряющейся в бессточной котловине Южных Каракумов; юго-западной, впадающей в бессточную котловину Сеистана. В бассейнах афганистанских рек сосре-доточены основные сельскохозяйственные районы и зоны расселения. Более половины обрабатываемых зе-мель в стране орошается речной во-дой. Преимущественно широтное рас-положение горных хребтов во все времена создавало труднопреодо-лимое препятствие для сообщений между северными и южными райо-нами страны. В Афганистане нет же-лезных дорог. Все передвижения по стране осуществляются по немного-численным шоссе и горным тропам. В прошлом неоднократно пред-принимались безуспешные попытки проложить современную трассу че-рез Гиндукуш с помощью западных фирм. Но только советским специа-листам совместно с стро-ителями Афганистана удалось преодолеть труд-ности производства работ в условиях высокогорья, и в 1964 г. через глав-ный хребет Гиндукуша была открыта для движения автотрасса, соединив-шая Кабул с северными районами страны. В районе перевала Саланг на высоте 3363 м над уровнем моря в скальных породах был пробит тон-нель протяженностью около 2,7 км, сооружены противолавинные гале-реи.

Исторические традиции градостроительства и архитектуры Бактрии эпохи ранней государственности

В связи с тем, что анализ формирования жилища доклассового общества не входит в хронологические рамки исследования, в данном параграфе мы кратко рассмотрим наиболее значимые жилые комплексы на территории Афганистана, ибо без этого анализа не было бы понятно истоки жилищного строительства в более поздние времена, в частности, образования государственных объединений Востока, в том числе Центральной Азии

И так, Н.И.Вавилов в результате личного ознакомле-ния с геоботаникой Афганистана высказал вполне обоснованное предположение о возмож-ности зарождения древнеземледельческого хо-зяйства в зоне г. Герата, через Кандагар вплоть до юго-восточных районов страны. По-следующие археологические обследования блес-тяще подтвердили эту гипотезу, когда на край-нем юго-востоке Афганистана, в Белуджиста-не, около г. Кветта, был обнаружен памятник Кили-Гхул-Мухаммад - древнейшее оседло-земледельческое поселение в системе Юго-Вос-точного Ирана, Афганистана, Белуджистана и долины р. Инд. Это сравнительно небольшое поселение расположено в знаменитой Кветтской долине, в непосредственной близости от подножий гор Мурдар, Заргун и Такату. Очевидно, что в IV-III тысячелетиях до н.э. на территории Центрального Белуджистана идет интенсивное сложение оседло-зем-ледельческих поселенийі, когда колонисты осваивают наиболее удобные для занятия зем-леделием оазисы. Предполагаемое расселение племен достигает пределов современного Аф-ганистана, где в это время складываются такие памятники, как Мундигак, Саид-Кала, Дех-Мораси и др. Вполне вероятно, что древнейшие поселения Белуджистана и Южно-го Афганистана обязаны своим происхождением не столько внешним влияниям культур Север-ного Ирана, сколько местному субстрату. Сложившиеся в конце IV тысячелетия до н. э. древнеземледельческие поселки Южного Афганистана постепенно разрастаются в размерах и увеличиваются в количественном от-ношении. Благоприятные экологические усло-вия способствуют резкому подъему древней экономики, а выгодное расположение на кара-ванных торговых путях стимулирует дальней-ший прогресс культуры в целом. Все это как бы подготавливает тот бурный расцвет культу-ры, который мы застаем здесь к середине III тысячелетия до н. э. , т.е. в эпоху бронзы. Важные факты получены в 70-е годы ХХ века итальянскими археологами, рабо-тавшими в Сеистане. Особенно плодотворные исследования проведены экспедицией М.Този на огромном поселении - Шахри-Сохте2. Посе-ление сложилось на вершине плоской естест-венной речной террасы и, как уже отмечалось в литературе, являлось столичным среди дру-гих, более мелких памятников, которых здесь выявлено свыше тридцати. По данным итальянского археолога М. То-зи, первоначально здесь располагалось ранне-земледельческое поселение, которое постепен-но переросло в город. Всего в исто-рии существования Шахри-Сохте выделено че-тыре периода, охватывающих время в преде-лах 2800-1800 гг. до н. э. Жилая архитектура представлена 51 многокомнатными домами. Отмечаются связи с перио-дом Намазга-IV в Средней Азии, Мундигак-IV в Афганистане. Сеистанские поселения, базиро-вавшиеся на непересыхающих водных прото-ках, были населены людьми, экономика кото-рых основывалась на земледелии и скотовод-стве. Таким образом, первая половина III тысячелетия до н.э. знаменуется сложением на юге Афганистана и в смежных областях доста-точно большого количества поселков, обитатели которых вели земледельческо-скотоводческое хо-зяйство. Анализ материальной культуры Мундигака указывает на культурно-историческую близость двух конкретных археологических комплексов: геоксюрского и кветтского. На фоне вышеотмеченных совпадений имеются и отличия, обу-словленные в первую очередь контактами с со-седними культурами. Наиболее ярко это про-является в период Мундигак-Ш, когда па расписной посуде появляются рисунки пина-ла, а в терракотовой пластике распространяют-ся статуэтки горбатых быков - безусловное свидетельство контактов с культурой Хараппы долины р. Инд. В пределах собственно Афганистана процесс сложения городской жизни иллюстрируется все тем же поселением Мундигак, где уже период III показывает дальнейший подъем местной культуры середины - третьей четверти III тысячелетия до н.э. Но подлинный расцвет до-кументируется материалами следующего перио-да -Мундигак-IV, когда отмечается макси-мальное обживание всего памятника. Показате-лем урбанизации, как считают, служили мону-ментальные постройки дворцового и культового назначения, возведенные на руинах сложивших-ся к тому времени холмов. Именно в это время отмечается три периода перестроек 1. Во втором тысячелетии до н.э. вместо крупных центров земледельческих оазисов (на территории Таджикистана - Саразм) появляются новые оазисы с поселениями небольших размеров, часто с выделением крепостей с обводными стенами. Примерами из таких поселений в Шерабадском оазисе (Северная Бактрия) являются Сапаллитепа и Джаркутан, Дашли-І в Дашлинском оазисе (Южная Бактрия).2 Сложение культуры Сапалли неразрывно связано с освоением традиций высокоразвитых древнеземледельческих племен юго-западных областей Средней Азии, Северо-Восточного Ирана, Южного Афганистана, в том числе в области фортификации.З

Жилую протогородскую архитектуру Афганистана характеризует укрепленное поселение Дашлы-1, где была выявлена крепость с внутренней застройкой, как тип укрепленной крепости с угловыми башнями, впервые отмечаемое для эпохи бронзы4

В эпоху энеолита и бронзы на смену однокомнатных жилищ приходят многокомнатные дома-массивы, где функции ограждающих оборонных, скорее, защитных стен выполняют, расположенные по периметру селения, плотно прилегающие друг другу дома-массивы. Это говорит о том, что фортификационные сооружения возникли раньше чем город и тем более государства и на всем протяжении истории совершенствовались, несмотря на то, что центральная государственная система, сосредоточив в своих руках функции обороны, не могла мириться с существованием массового укрепленного крестьянского жилища. В эпоху раннего железа (первая половина I тыс. до н.э.) на юге Средней Азии, в традиционно земледельческой зоне, получает развитие ирригационные системы с устройством специальных регулирующих «головных» сооружений в местах отвода боковых оросителей от главных каналов. Ширина магистральных каналов достигала 5-10 м, глубина 2-3 м, длина некоторых из них превышала 50 км.1 Центрами оазисов были крупные поселения с цитаделями, которые возводились на мощных многометровых кирпичных платформах и дополнительно обводились стенами. Это был период развивающейся урбанизации и социальной дифференциации общества. Такие поселения являлись прообразами городов-государств, где находились резиденции местных правителей. Крупные центры становились средоточием ремесел, играли важную роль в торговом обмене с другими регионами. Они все занимали площадь в несколько десятков гектаров с несколькими жилыми массивами или отдельными домами-усадьбами. Цитадель была самым крупным сооружением, окруженным глубоким рвом. На цитадели Яздепе раскопана часть дворца местного правителя с массивными монументальными строениями, в том числе с большим прямоугольным залом.

К типу поселений с цитаделями принадлежит Тиллятепе, однако само поселение не удалось раскопать. Крепость-цитадель представляет собой 6-метровую кирпичную платформу. По углам и периметру она фланкирована семью круглыми в плане трехчетвертными башнями, главный вход находился на северном фасаде2. По предположению В.И.Сарианиди, крепость-цитадель была храмом огня, который после перестройки стал светским сооружением – возможно, резиденцией местного правителя.3

Принципы взаимосвязи составных элементов жилища

В целом же в различных районах страны из-давна сложились характерные типы народного жилища. Почти у самой границы вечных снегов на головокружительной высоте теснятся дома пастухов и земледель-цев, выращивающих хлеб на терра-сах горных склонов. Трудом многих поколений создавались небольшие горные поля, почву для которых вручную поднимали вверх по отвесным кручам высокогорья. Ниже по высоте, в горных долинах среди зелени садов и виноградников раскинулись селения жителей среднегорья.

Еще ниже, на равнинах, взору от-крываются бескрайние просторы, ис-сушенные палящими лучами солнца. И здесь среди мертвых песков и ка-менистых пустынь человек отвоевы-вает у природы каждый клочок земли, которая благодаря труду становится благоухающими оазисами в безвод-ных и, на первый взгляд, безжизнен-ных степях Афганистана.

В качестве исходного критерия типологической классификации на-родного жилища принята объемно-планировочная структура архитектурного пространства (этот принцип заимствован нами у М.К.Соловьевой), включая помещения, навесы-айваны, балконы, лоджии, а также придомовую территорию (внутренний двор или сад), а в некото-рых случаях - и внутриквартальные проходы и проезды. Природно-климатические условия относятся к группе важнейших фак-торов, определяющих принципиаль-ную основу объемно-планировочной структуры различных типов народно-го жилища. Для выявления особен-ностей и систематизации природных факторов, влияющих на формирова-ние архитектуры народного жилища, необходимо разделить территорию страны на горные и равнинные об-ласти.

На основе сравнительного анализа природных условий в различных райо-нах Афганистана установлена граница между горными и равнинными терри-ториями, проходящая приблизитель-но на отметке 1000 м над уровнем моря. Равнинные территории, занимаю-щие юго-западные, северные и юго-восточные районы страны, условно обозначены модификацией А; горный Аф-ганистан, включая Центральный Гиндукуш, Западный Памир и Паропамнзские горы, обозначены модификацией Б (Рис. 11).

Граница на отметке 1000 м над уровнем моря принята с учетом ха-рактерных изменений рельефа мест-ности и климата. Отметка 3500 м над уровнем моря определена как верх-няя граница расселения главным об-разом исходя из физиологических возможностей проживания на боль-ших высотах. Крайне неблагоприят-ные природные факторы высоко-горья - разреженность и низкая тем-пература воздуха, повышенная ин-тенсивность солнечной радиации и другие экстремальные особенно-сти высокогорного климата - как доказано гигиенистами, ока-зывают отрицательное воздействие на организм человека.

Граница земледелия в Афганиста-не также проходит на отметках не выше 3400 м над уровнем моря. В го-рах Гиндукуша снеговая линия распо-ложена на отметках более 4000 м над уровнем моря и повышается в нап-равление к юго-востоку. Для сравнения можно отметить, что в горных районах западной части Кавказа граница расселения не пре-вышает высот 2000-2500 м из-за бли-зости снеговой линии, проходящей здесь на высоте 2700-3000 м над уровнем моря. Натурные наблюдения МК.Соловьевой показали, что в Афганистане до высоты 1200-1400 м над уровнем моря архитектура жилища мало отличается от равнин-ной застройки, несмотря на явные изменения природно-климатических условий (Рис. 35). В условиях Таджикистана как горного региона также необходимо считаться с вертикальными природно-климатическими изменениями. Сочетание высоких горных хребтов и низменностей определили необычайную контрастность и вертикальную горную природно-климатическую зональность.

Климат в низинно-равнинных поясах до отметки 600 метров над уровнем моря характерен для зоны субтропиков: среднегодовая тем-пература 16-18С, абсолютный минимум - 4-5С; наиболее жаркий месяц -июль, среднемесячная температура составляет 35-40С.

А в предгорном поясе, лежащем над отметкой от 600 до 1000 м над уровнем моря, климат определяется следующими характеристика-ми: среднегодовая температура января положительна (+2- +3C), абсолютный минимум - в январе 18С. Средняя температура жаркого месяца, обычно - июля, доходит до +28, +31С, абсолютный макси-мум достигает до 38-40С.

Климат в низкогорных поясах от отметки 1000 м до 1850 м над уровнем моря -теплый. Этот пояс более благоприятен для жизнедея-тельности человека. Средняя температура года в этом поясе 10-11С, средняя температура января от -1С (в нижней части) до -6С (в верхней). Средняя температура июля 23-26С тепла. Климат среднегорного пояса от отметки 1900 до 2900 м над уров-нем моря — прохладный. Средняя годовая температура колеблется от 7 до 8С на нижней части ,до -1, -2С в верхней границе пояса. Средняя температура июля от +22С (в нижнем) до +3С (в верх-нем), средняя температура января- -5о, - 8С, абсолютный мини-мум - до -30С. Эта зона менее благоприятна для жизнедеятельности человека1

По мере подъема в предгорные и горные пояса количество атмос-ферных осадков увеличивается; закономерно растут запасы влажности в почве; снижается температура воздуха; растет интенсивность солнеч-ного излучения, что связано с уменьшением поглощения радиации в атмосфере; изменяется атмосферное давление, воздух становится разреженным, что отрицательно сказывается на организме человека, возникают признаки горной болезни.

Приведенные данные свидетельствуют о близости биоклиматических характеристик Таджикистана и Афганистана.

Принципиальные различия по сравнению с архитектурой жилища равнин и предгорий и все многообра-зие решений отмечены на террито-риях горных районов в интервале вы-сот от 1200-1400 до 3400-3500 м. Поэтому установлена целесообразность определения дифференциро-ванных архитектурно-типологических границ в пределах равнинных и гор-ных районов, соответствующих ком-плексу специфических особенностей различных природных зон Афганиста-на. Системное исследование архитек-турно-композиционных приемов жи-лища в горных районах Афганистана до недавнего времени было невоз-можным из-за отсутствия методики высотно-зонального членения горных территорий Средней Азии, соответ-ствующей требованиям архитектур-ной типологии. Оценка природно-климатических факторов, влияющих на формирова-ние типологических приемов жилища Афганистана, осложняется тем, что в засушливых континентальных гор-ных районах среднеазиатского суб-тропического пояса климатические изменения в зависимости от увели-чения высоты территории над уров-нем моря происходят в более слож-ных природных условиях, чем, напри-мер, в горах Европейского континен-та.

Применительно к Средней Азии и Афганистану (до 35 с.ш.) советский исследователь Э.ММурзаев следую-щим образом характеризует особен-ности климатического зонирования горных территорий: «Было установ-лено, что высотная зональность не по-вторяет широтных особенностей тер-ритории в вертикальном профиле. Природная обстановка и экологиче-ский режим горных поднятий форми-руются под воздействием иных фак-торов, проявление которых отличает-ся от равнин и находится в зависимос-ти от высотного положения гор. В горных поднятиях возрастает контрастность гидротермического режима, обусловленная воздействием пересе-ченного рельефа на атмосферную циркуляцию, ориентацией горных хребтов к движению воздушных масс, экспозицией склонов, интенсивностью солнечной радиации и рядом других факторов. Все это усложняет зональ-ную картину в горах Средней Азии, вызывая либо смещение, либо выпа-дение отдельных зон в некоторых поднятиях, либо, наконец, взаимопро-никновение элементов соседних зон, но при всех случаях зональные рубе-жи в горах выражены значительно резче, нежели на равнинах, где они, как правило, имеют переходный характер». 1 В работах по изучению природно-климатических условий Средней Азии и ее физико-географическому райо-нированию, впервые начатых еще до Октябрьской революции (Л. С. Берг, В. И. Масальский), были определены необходимость и задачи отраслевого и комплексного природного райони-рования горных территорий. В целях более правильной и объек-тивной оценки условий жилищного строительства в различных высотных климатических районах Афганистана в 1973-1979 гг. в Кабульском поли-техническом институте была разрабо-тана методика высотного архитектур-но-типологического зонирования.2 В качестве ведущего крите-рия зональности горных территорий по этой методике приняты границы распространения характерных типов народного жилища в четко выражен-ных высотных интервалах. В совокуп-ности с температурным фоном и по-казателем интенсивности солнечной радиации осуществляются анализ и классификация архитектурно-типологических прие-мов народного жилища. Таким образом, для определения архитектурно-типологических границ горных

История формирования жилища в различных климатических условиях

Жилая усадьба цент-ральных районов Афга-нистана (Хазараджат, про-винция Бамиан). План усадьбы представляет собой квадратный зам-кнутый двор, окруженный четырьмя айванами, к которым примыкают все жилые и хозяйственные помещения, по углам усадьба фланкируется баш-нями (бурдж), гладкие плоскости внешних фасадов лишены оконных проемов, балконов или лоджий, ха-рактерных для жилища среднегорья (Рис. 37). Эта архитектурно-планировочная ком-позиция, в наибольшей степени от-вечающая требованиям максималь-ной изоляции от неблагоприятных погодных условий, сложилась впервые в жарких низменных районах 1 и потом, по всей видимости, рас-пространилась на высокогорье. Жи-лые помещения освещаются только через внутренние айваны, которые имеют большую глубину (более 2 м). Ориентация жилых комнат про-извольна. В некоторых случаях айва-ны вообще отсутствуют и вся связь с окружающей средой осуществляет-ся через входной тамбур. Стены усадьбы глинобитные с включением естественного камня. Высота стен усадьбы достигает 5-6 м при толщи-не не менее 1,5 м, что продиктовано не только особенностями климата (зима длится семь-восемь месяцев), но и необходимостью защиты в прош-лом от нападения враждующих пле-мен. Жилые комплексы на рельефе под одной кры-шей распространены в центральных горных районах, в частности среди хазарейцев, населяющих область Хазараджат. Эта территория, как и многие другие районы высокогорья, отличается труднодоступностью. Ан-глийский исследователь В. Тесиджер, которому удалось объехать весь Ха-зараджат в 50-е годы ХХ века, отмечал: «В некоторых горных долинах дома располагаются вере-ницей вдоль склонов над узкой по-лоской обрабатываемых земель, один крестьянский дом следует за другим на протяжении всего дневного пере-хода; в других долинах они группи-руются в маленькие деревушки с расстояниями между ними не менее чем в несколько миль каменистого пути. Там дюжина примыкающих друг к другу домов прилепилась к склону горы, здесь 20-30 домов сгруппировались вокруг родника или на удобном клочке ровной земли... Часто несколько домов объединяют-ся под общей широкой и плоской земляной крышей; иногда одной кры-шей покрыта вся деревушка».2 Объе-динение нескольких домов в протя-женный комплекс уменьшает пло-щади охлаждения каждого дома и обеспечивает компактность застрой-ки. К жилым помещениям непосред-ственно примыкает хозяйственная часть - хлевы для мелкого и крупно-го рогатого скота, хранилища раз-личных припасов и др.

Покрытия жилищ высокогорья плоские, так же как и в среднегорье, но более массивные. Устраивают их по деревянным балкам, поперек ко-торых обычно укладывают тонкие стволы арчи или тополя, затем после-довательно прокладывают слои хво-роста или камыша и глины. Общая толщина перекрытия обычно дости-гает 50—60 см, что обеспечивает не-обходимую теплоизоляцию в усло-виях низкой температуры воздуха в зимнее время. Ежегодно верхний слой глиняной обмазки на крышах обновляют и тщательно заделывают все трещины. Этим достигается водо-непроницаемость крыш в зимний и переходные сезоны.

Отопление жилых помещений осуществляется каминами, встроен-ными в несущие стены, и открытыми очагами с устройством дымоходов в полу и в наружных стенах, обеспе-чивая их нагрев. Жилище северо-восточ-ных районов Афганистана представляет собой особый вид жи-лых построек на территории высоко-горной провинции Бадахшан, где про-живает таджикское население. Жилые дома афганского Бадахшана идентичны сохранившимся по-стройкам Западного Памира на тер-ритории Таджикистана. Интерес представляет общая компо-зиция домов, известная по описанию В.Л.Ворониной1 и М. X. Мамадназарова.2 В домах в большинстве случаев используется древнейшее решение ступенчато-балочного покрытия: че-тыре несущих деревянных столба устанавливаются на деревянную об-вязку по краю лежанок - мест для отдыха в главной комнате дома, на уровне потолка столбы связываются двумя главными прогонами с опиранием их на несущие стены дома или на пристенные столбы каркаса. Этот прием обеспечивает повышенную жесткость конструкции дома в усло-виях высокой сейсмичности этих мест. На прогоны перпендикулярно им укладываются массивные балки, образующие в центре покрытия квад-рат. На этот первый квадрат уклады-вается следующий, каждый угол ко-торого приходится на середину од-ной из сторон нижнего квадрата. Третий квадрат устанавливается ана-логично второму и т. д. Последний, обычно пятый по счету, не превышающий 0,75х0,75 м, оставляется открытым. Образованное таким об-разом верхнее отверстие служит для освещения и отвода дыма из очага. Очаг, как правило, устраивается в середине помещения. В большинстве случаев это сложенная из камня печь или находящийся ниже уровня земля-ного пола танур, который используют для обогрева, выпечки плоских лепе-шек (нон) и приготовления пищи. На ночь для сохранения тепла пото-лочное отверстие закрывается спе-циальным щитом, к ручке которого привязан шест. Встречаются различные типы до-мов с таким же конструктивным ре-шением покрытия, причем и на тер-риториях, расположенных ниже по высоте. В различных вариантах сту-пенчато-балочных покрытий можно встретить конструкции, состоящие не из последовательно уложенных квад-ратов, а восьмиугольников. Сверху деревянное покрытие за-сыпают землей (кроме светодымового отверстия) и плотно утрамбовы-вают. На зиму в селениях горного Бадахшана запасают много сена, кото-рое укладывают в большие стога на крышах домов, что придает своеоб-разный облик горным поселкам такого типа. Жилые дома горного Бадахшана очень сейсмостойки и долговечны. Советский исследователь М. И. Ильина3 делает вывод, что ступен-чато-балочный прием в устройстве деревянного свода-покрытия был широко распространен в древности на обширной территории от Закав-казья до Дальнего Востока. Традиции устройства ступенчато-балочных (кас-сетных) покрытий в прошлом исполь-зовались как мотив декоративного оформления перекрытия даже в каменных сводах, что можно видеть, например, в пещерном комплексе Бамиана, относящемся к IV-VII вв. н.э. (Рис. 21). 1 Следует отметить, что описанная конструкция срубчатого свода, по мнению М.С.Андреева, в северных областях Таджикистана «...в своё время было широко распространено, а потом исчезло, оставшись в наиболее труднодоступных горных долинах»2 В 1970-х годах Р.С.Мукимов в долинном селении Колхозчиен близ Пенджикента зафиксировал подобное перекрытие, но только без светодымового отверстия в зените (жилища Д.Рахмонова и А.Бобобекова). Здесь конструкция срубчатого свода была применена в качестве декоративного оформления гостевой комнаты мехмонхона, где освещение производилось через оконные проемы в стене.3 Жилище высокогорья характе-ризуется закрытыми архитектурно-композиционными структурами, обеспечивающими защиту от неблагоприятных погодных воздействий в суровых природных условиях. Ос-новной принцип взаимосвязи элемен-тов организованного пространства заключается в компактности отдель-ных частей и всего жилища в целом, что дает возможность сократить пло-щадь поверхности ограждающих конструкций, уменьшить теплопотери в зимнее время и устранить вредное воздействие избыточной радиации.

Переносное жилище кочевников и полукочевников Афганистана. В Афганистане встречается несколько типов переносного жилища кочевни-ков, которые совершают сезонные переходы на расстояния до тысячи километров. Каждая кочевая семья или небольшая община перемещает-ся по традиционным, веками закреп-ленным маршрутам своего племени. Каждой народности присущи харак-терные типы переносных шатров.

Основным типом жилища кочев-ников и полукочевников Афганистана являются: у тюркоязычных узбеков, туркмен, чараймаков - юрты, у аф-ганцев (пуштунов) и других народ-ностей - шатры. Особенность жи-лища, характерного для переходно-го типа ведения хозяйства от ко-чевого к земледельческому у наро-дов, живущих в северных и западных районах Афганистана, заключается в том, что легкая юрта устанавливается на плоских крышах глинобитных до-мов. Полукочевое или полуоседлое население, имея свои дома и земель-ные наделы на равнинах, в летнее время переходит в горы, юрты сни-мают с крыш и переносят на горные пастбища. Среди кочевых пуштунских пле-мен на юге Афганистана распростра-нены в основном черные шатры не-скольких разновидностей. Наиболее часто встречаются среди племени дурани шатер «кеждый». Он имеет неправильную остроконечную фор-му и в плане представляет собой че-тырехугольник с тремя и более под-держивающими шестами. Ткань для шатров (барак) изготовляется из козьей шерсти и отличается проч-ностью.