Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина Багдатова Сауле Ахметовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багдатова Сауле Ахметовна. Историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Багдатова Сауле Ахметовна;[Место защиты: Института истории государства].- Астана, 2010.- 32 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Знаменательным событием общественной мысли Казахстана конца XIX - начала XX века является выход на арену социально-политических и культурных событий целой группы представителей казахской интеллигенции. Весь центр исторических событий в казахской степи воплотился в деятельности воистину уникальных по уровню знаний, интеллекта, ответственности перед народом, представителей казахской интеллигенции начала XX века. Все они ставили перед собой одну цель - достижение свободы, независимости казахского народа. Этой цели посвятил свою жизнь выдающийся представитель казахской интеллигенции Сакен Сейфуллин, вся жизнь которого проходила в период сложных, противоречивых процессов истории Казахстана. Он был свидетелем бурной политической жизни Казахстана начала XX века, крушения самодержавия, роста политического сознания масс. Именно в эти годы он создает произведения, отражающие события неистовых, переломных лет: поэмы о новой жизни, историко-мемуарный роман «Тернистый путь».

Непреходящую значимость деятельности поэта для Отечественной истории отметил в своем выступлении на юбилейных торжествах, посвященных 100-летию Сакена Сейфуллина, Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Скен - бізді лтты матанышымыз, ел шін еіреген ер, айтпас айсар крескер. Скен - ленен рнек рген аын, ара сзді сиырын игерген прозашы» [1].

Жизнь, общественно-политическая деятельность, творческие искания Сакена Сейфуллина воплотились в короткий временной отрезок (1894-1938), всего 44 года. Но этот период вместил в свои рамки весь драматизм, и все величие знаменательных событий первых десятилетий XX века, в этих событиях он принимал непосредственное участие. Именно в этот период им написано около 200 статей, в которых автор излагает собственное видение проблем социалистического строительства в Казахстане. На страницах газеты «Ебекші аза» Сакен Сейфуллин публикует в некоторых номерах две, три иногда до четырех статей, в которых пишет о текущем моменте, о необходимых преобразованиях и решениях. Из этих фактов можно сделать вывод о том, какое сложное было время, каких безотлагательных решений оно требовало [2,432]. При этом он всегда уделял особое внимание вопросам образования, культуры, истории. Давая высокую оценку культурным достижениям казахского традиционного общества, он высказывает своеобразную мысль, о том, что, развивая лишь культуру кочевого общества, казахи остались в стороне от цивилизационно-культурного воздействия ведущих стран Европы и Арабского мира. Кочевой способ хозяйствования, сам образ жизни казахских родов и племен способствовал консервации культурного развития, утрачивались процессы культурного воздействия другой цивилизационной среды, утверждает автор. В своих исследованиях Сакен Сейфуллин также затрагивает проблемы этнографии казахского народа, традиции, обычаи, верования, религию, особенности потестарно-политической системы традиционного казахского общества, ее структуры, роль биев, батыров.

Творческое наследие Сакена Сейфуллина, получило всестороннее освещение, прежде всего, как известного поэта, писателя, публициста, исследователя истории литературы, рассмотрены его философские взгляды. Но, что парадоксально, при этом малоизученными, не подвергнувшимися научному анализу, остается такой аспект творческого наследия теоретической мысли Сакена Сейфуллина как его историко-культурологические взгляды. В исторических исследованиях не дано точного определения понятия «исторический взгляд». Отмечается, что «выражение «исторический взгляд» не является строго определенным научным термином. Ближе всего это понятие отражает термин «историзм» - принцип подхода к предмету исследования как изменяющемуся во времени, развивающемуся» [3,175]. Исторические взгляды отдельных личностей, содержат их понимание философии истории, в частности смысла истории, эволюции, прогресса.

На современном этапе назрела необходимость, исследовать все аспекты историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина, показать историзм его произведений, особенности освещения проблем культурного развития Казахстана. Изучение проблем, связанных с деятельностью таких исторических личностей, как Сакен Сейфуллин также открывает новые возможности для дальнейшего развития казахской истории, культуры, цивилизации. Огромный вклад внесло в развитие сакеноведения старшее поколение исследователей, но жизнь не стоит на месте, появились новые требования к изучению исторических персоналий, открылись новые архивные данные. Исходя из этого, встает задача развития сакеноведения с новых сторон, что также актуализирует тему исследования. При этом изучение исторических, культурологических взглядов Сакена Сейфуллина открывает отдельные грани его творчества с совершенно новых, неожиданных позиций, являясь объективной стороной научных изысканий. В исторической науке назрела необходимость изучения творческого наследия Сакена Сейфуллина в качестве исторического источника, отражающего реальную историческую действительность начала XX века, всестороннего анализа его историко-культурологических взглядов, с новых концептуальных позиций. Следует по достоинству оценить место этой выдающейся личности в Отечественной, исторической науке Казахстана.

Степень изученности. Творчество Сакена Сейфуллина всегда привлекало внимание исследователей. Отдельные исследования жизни, деятельности, творческих достижений поэта, появляются в период двадцатых годов ХХ века. Следовательно этот период можно характеризовать как начальный этап изучения его историко-культурологических взглядов, который начинается еще при жизни поэта. В данном контексте весьма важен тот факт, что должное место творчеству Сакена Сейфуллина отводят выдающиеся представители казахской интеллигенции, среди них, ученый, политик Ахмет Байтурсынов. В своем научном исследовании «дебиет танытыш» (1927), он по достоинству оценивает труды Сакена Сейфуллина, отводит им значительное место, признает глубокий смысл его произведений, приводя в качестве примера его стихи: «амыан кілге». Анализируя различные виды толгау (обращений, призывов), А.Байтурсынов отмечает, что когда достигнута предельная грань тяжелого, «тернистого пути», только призыв к гордости, «намыс толау», может стать спасением. В качестве такого примера пламенного призыва побуждающего к действию, к борьбе, приводится стихотворение Сакена Сейфуллина «Жолдастар», из поэтического сборника «Асау тулпар» [4, 364, 454]. Именно такие стихи, отмеченные высокой гражданственностью, патриотизмом поднимают народ на борьбу с колониализмом, отмечает Ахмет Байтурсынов. При этом данное произведение Сакена Сейфуллина, трактуется в качестве примера, наряду со стихами самого Ахмета Байтурсынова, а также наряду со знаменитым пролетарским гимном «Интернационал». Знаменателен также тот факт, что Ахмет Байтурсынов употребляет словосочетание «тар жол, тайа кешу», синоним названия знаменитого романа Сакена Сейфуллина, таким образом, подтверждая мысль автора о том, что дорога к свободе, это действительно, тернистый, сложный путь. Научное исследование Ахмета Байтурсынова не является специальным исследованием литературного творческого наследия Сакена Сейфуллина, однако очень важно то, что через творчество автора, он определяет его гражданскую позицию, его взгляды. Мнение известного теоретика, знатока и ценителя казахской литературы имеет огромное значение в оценке творчества Сакена Сейфуллина.

Целый ряд исследований выходит в связи с двадцатилетием творческой деятельности поэта в 1936 году, среди них -статья Мухтара Ауэзова «Шыншыл, ткббр аын», в которой он отводит значительное место творчеству Сакена Сейфуллина в историко-литературном процессе двадцатых-тридцатых годов ХХ века [5,48]. В статье М.Ауэзова дана обстоятельная характеристика исторических условий деятельности Сакена Сейфуллина, анализируются все грани его творчества, его статья имеет особое значение для осмысления условий развития его историко-культурологических взглядов. Изучение процесса формирования мировоззрения Сакена Сейфуллина невозможно без обращения к трудам его известных современников, друзей. В статье С.Муканова «Первенец казахской советской литературы», написанной в 1936 году, дана всесторонняя характеристика творческой, общественно-политической деятельности поэта. «Сакен не только литератор, он общественный, политический деятель. Он защищал завоевания Октября не только своим творчеством, но и с оружием в руках. Он создал первые Советы, открыл первую партячейку. На пути борьбы с врагами первым вступил в борьбу, первым испытал мучительные испытания от банд Колчака и алашевцев. Сакен заслужил уважение трудового народа. Он не просто поэт, он поэт революционер, большевик. Он не просто поэт пролетарского народа, он батыр, победивший врагов Октября» [6,172]. В характеристике Сабита Муканова наиболее полно определены важные этапы общественно-политической деятельности поэта, а также процесс формирования мировоззрения Сакена Сейфуллина, прежде всего как пролетарского поэта, твердо стоящего на защите завоеваний Октября, в творчестве которого отразились идеи общественной борьбы, революционных преобразований.

Особое внимание личности поэта, его человеческим качествам уделяется в воспоминаниях Г. Мусрепова. Он подчеркивает его предельную честность, искренность, пишет, что в произведениях поэта можно найти недостатки, но как человек, личность Сакен Сейфуллин был безупречен: «Скенні кісілік жаратылысында бір кемшілік жо деп ойлаймын» [7,42]. Он отмечает, глубину помыслов поэта, его богатого внутреннего мира. В характеристике Габита Мусрепова предельно ясно выражены взгляды Сакена Сейфуллина на исторический процесс, его активная позиция борца за будущее казахского народа. «Он был одним из тех отважных борцов, кто взорвал старый мир во имя созидания нового» [8]. Он дает высокую оценку творчеству Сакена Сейфуллина, к примеру о романе «Тернистый путь», он пишет: «Другой автор не сможет создать произведение, подобное роману «Тернистый путь», в котором на всех событиях лежит своеобразный знак, печать той эпохи» [7,47].

В период примата марксистско-ленинской методологии, исследователи не имели возможности использовать труды зарубежных авторов. На современном этапе анализируя данные работы, можно прийти к выводу, что никакие барьеры не могут повлиять на существующие извечные человеческие ценности и понятия, которые являются равноценными в определении сущности понятия «интеллигенция». К примеру, гражданская позиция Сакена Сейфуллина, взгляды на общественные процессы, анализ общественно-политической деятельности в трактовке его современников, всецело соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявлял к истинным интеллигентам Мустафа Шокай, в своей знаменитой статье: «лтты зиялы». Он подчеркивал: «лтты зиялылар атарына тек з халыны саяси, экономикалы жне леуметтік дамуына алтысыз ызмет ете алатын адамдар ана кіре алады. Зиялыларды міндеті лы да асиетті болуы себепті те ауыр. Халыты лт дегейіне ктеру...оларды санасын бірттас саяси, леуметтік, лтты санаа жеткізуде лы тарихи міндетті маызды бір блігі зиялыларды стіне жктеледі» [9, 154-155].

В 1920-1930-е годы вышли в свет работы Е.Исмаилова, К.Жумалиева, Н.Тюрякулова, С.Садвакасова, М.Каратаева и ряда других исследователей, которые были политическими, литературными деятелями, писателями, они являлись современниками Сакена Сейфуллина. В их исследованиях содержалась информация о жизни и творчестве Сакена Сейфуллина в 20-30 годы ХХ века в период социалистического строительства. Это время активной политической, литературной деятельности Сакена Сейфуллина, в этот период он был воистину кумиром молодого поколения, за ним прочно утверждается образ «красного сокола революции», однако несмотря на это, его творчество нередко подвергается резкой критике со стороны ряда современников, которые критиковали его новаторские искания, творческие подходы автора, жестко обличали Сакена Сейфуллина в отходе от партийно-классовых позиций. Данные тенденции характерны для работ С.Садвакасова, Н.Тюрякулова, Г.Тогжанова, М.Каратаева. В целом, это общая тенденция, характерная для представителей новой генерации интеллигенции, это время поиска, проб, ошибок, когда считалось правилом занимать принципиальную критическую позицию. При этом партийно-классовый подход являлся критерием творческих подходов автора, отход взглядов автора от данных критериев, трактовался в качестве недостатка, упущения. Данные новаторские «принципиальные» требования, к сожалению, приводят к тому, что были утеряны многие ценности, накопленные казахским обществом годами, веками (что ощущается и на современном этапе), им на смену приходят свершенно новые образцы, новые критерии, новые парадигмы. В целом, работы данных исследователей связаны с изучением творчества Сакена Сейфуллина, они не ставят целью рассмотрение его историко-культурологических взглядов.

Впервые характеристика теоретических аспектов изучения историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина дана в трудах первого профессора истории Казахстана Санжара Асфендиарова. Он отмечает привлечение Сакеном Сейфуллиным источников устного народного творчества при характеристике этнических процессов, выделяет отношение автора к «ногайскому компоненту» в этнической истории казахского народа. Анализ С.Асфендиарова дается в контексте партийно-классовых установок того времени, данный подход, он выделяет как положительный аспект в постановке проблем истории Казахстана в трудах Сакена Сейфуллина. К примеру, он отмечает: «В работе Сакена Сейфуллина «История казахской литературы» приводится ряд фактов феодальной эксплуатации масс, отразившихся в народной казахской литературе ханского периода». Однако, в целом характеристика С.Асфендиарова значительно дополняет картину формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина [10,100].

Основная масса вышеуказанных исследований, исключая С.Асфендиарова, принадлежит литераторам, публицистам, в них отмечаются достоинства и недостатки, прежде всего, литературных, художественных произведений, творческих исканий Сакена Сейфуллина. Несмотря на это, они дают возможность воссоздать основные реалии бурного послереволюционного периода, основные тенденции развития общественной мысли, историю творческих исканий, направлений данного периода, которые стали своебразным фоном для формирования историко-культурологических взглядов поэта. При этом разноречивость оценок в определенной мере объясняется тем, что творчество поэта невозможно было ограничить какими-то рамками, критериями, столь многогранно, порой противоречиво оно было от примата партийно классового подхода в его трудах, образа «красного сокола» созданного его современниками, до облика «националиста», первым поставившего вопрос о возвращении казахам их многовекового, исторического имени.

Со второй половины 30-х годов творчество Сакена Сейфуллина находилось под запретом, его труды были изъяты из пользования, наряду с физическим уничтожением, тоталитарный режим стремился истребить духовное наследие поэта. Лишь в конце 50-х годов вновь появляются обстоятельные, научно-литературные исследования о Сакене Сейфуллине. Этот период вошел в историю как время хрущевской «оттепели», дал возможность для более свободного, демократического, подхода к освещению многих проблем истории, литературы, искусства, изучения особенностей историко-литературного процесса первой половины ХХ века. В 1957 году после длительного перерыва, в Казахстане выходит сборник произведений Сакена Сейфуллина, автором предисловия к нему был Е.Исмаилов. Сам факт издания сборника, свидетельство возрождения духовного наследия поэта. Е.Исмаилов явился также автором био-библиографического очерка «Сакен Сейфуллин», вышедшего в 1957 году [11]. В 1960-70-е годы творческое наследие поэта рассматривается с новых сторон в работах Т.Жангельдина, К.Камалиевой, С.Кирабаева, Т.Какишева и других исследователей, внесших большой вклад в развитие сакеноведения. Однако в работах данных авторов, несмотря на несколько изменившийся тон исследований, все же превалирующую роль продолжала играть марксистско-ленинская методология, поэтому ими подчеркнута прежде всего роль Сакена Сейфуллина как революционера, пролетарского поэта

В изучении жизни, деятельности Сакена Сейфуллина, его творческого наследия, особое место занимают труды С.Кирабаева «Сакен Сейфуллин» [12], «Революция жне дебиет» [13], посвященные жизни, деятельности, анализу творческого наследия Сакена Сейфуллина. Именно в трудах С.Кирабаева несмотря на то, что это литературные исследования, впервые дается анализ исторических элементов, присущих произведениям Сакена Сейфуллина. Всестороннему анализу творчества, прежде всего литературной, поэтической деятельности, биографии поэта на основе привлечения новых архивных материалов, показу роли Сакена Сейфуллина как основоположника казахской советской литературы, посвятил свои труды, значительную часть своих творческих изысканий, профессор Турсынбек Какишев. Он является автором, научно-художественной биографии Сакена Сейфуллина, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в Москве, в 1972 году [14], сборника воспоминаний «Ескірмейді естелік» [15] и ряда других произведений.

С обретением независимости, авторы, которые на протяжении ряда лет занимались исследованием творчества Сакена Сейфуллина, в основном в русле официальной марксистско-ленинской методологии, создают новые труды в которых дают объективную оценку творческого наследия автора в контексте новых концептуально-методологических установок. На смену политизированному подходу к изучению данной проблемы приходит обстоятельное научное видение. К примеру, появляются монографии С.ирабаева: «лт туелсіздігі жне дебиет» [16], Т.Какишева «Дала дауылпазы. мырнама» [17], «Тар жол, тайа кешудін тадыры» (в соавторстве) [2], целый ряд публицистических исследований. С новых методологических позиций анализируются авторами труды Сакена Сейфуллина в работе «Тар жол, тайа кешудін тадыры», известного исследователя Т.Какишева (в соавторстве). Авторы дают всесторонний анализ романа «Тернистый путь», на основе эволюционного, гуманистического подхода. Отмечают, что он явился вершиной творчества Сакена Сейфуллина, оказал огромное влияние на развитие общественно-политической мысли и исторических знаний в Казахстане. Это произведение соответствовало запросам общества данного периода, оно должно было появиться рано или поздно, чтобы отразить новую эпоху, новые грандиозные преобразования.

Среди современных исследований, посвященных проблеме казахской интеллигенции периода двадцатых-тридцатых годов ХХ века выделяется творчество Дихана Камзабекулы. В его трудах дана объективная характеристика сложных, противоречивых процессов, имевших место в казахском обществе данного периода, в среде творческой интеллигенции. Представлена объективная характеристика позиции Сакена Сейфуллина, как борца за свободу казахского народа, отмечен его вклад в развитие казахского языка, попытка противостояния тоталитарному режиму. Данное исследование имеет важное значение для понимания процесса формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина на фоне происходящих исторических событий [17, 274, 376].

В то же время необходимо обратить внимание на тот факт, что составление биографии, описание его жизненного пути, изучение творческого наследия Сакена Сейфуллина - все это было сделано в основном учеными-филологами. В их исследованиях создан образ революционера, большевика, политического деятеля, поэта. Историки обратились к данной проблеме не так давно, хотя ряд произведений Сакена Сейфуллина являются подлинным историческим источником, свидетельством очевидца, реальным отражением исторической действительности. Монографического исследования, посвященного данной проблеме нет, но ее отдельные аспекты затрагиваются в работах современных исследователей.

В совместной работе ученых Т.Омарбекова, Ш. Омарбекова «азастан тарихына жне тарихнамасына лтты кзарас», рассмотрены исторические взгляды представителей казахской интеллигенции, подвергшейся репрессиям, анализируются исторические взгляды Сакена Сейфуллина в контексте событий революционного периода, а также 20-30-х годов двадцатого века. При этом прослеживается критическое отношение авторов к позиции Сакена Сейфуллина, его безоглядной вере в идеи большевизма [18]. Отдельные аспекты жизни, творчества выдающегося поэта, писателя, государственного деятеля Сакена Сейфуллина исследуются в ряде работ Ккен А. «азаты Скені» [19], «Непокоренный сын степей» [20], особая ценность данных работ, состоит в привлечении новых архивных материалов.

Одним из новейших исследований является монография М.Абсеметова «Сакен Сейфуллин-председатель Совнаркома», в ней на основе привлечения новых архивных данных рассмотрены основные события общественно-политической деятельности поэта. Автор отмечает его роль в в воссоединении казахских территорий, ликвидации голода 20-х годов, в протесте и осуждении голощекинского геноцида в казахских аулах. В контексте современных методологических установок создается совершенно новый образ исторической персоналии [21]. Проблемы истории формирования и деятельности творческой интеллигенции Казахстана в период 1920-1940-х годов, историография истории казахской интеллигенции советского периода, репрессивная политика тоталитарного режима рассматриваются в работах Дукенбаевой З.О., Какеновой Г.М., Махат Д.К. Необходимо обратить внимание на тот факт, что творчество Сакена Сейфуллина неоднократно оказывалось предметом противоречивых суждений. В ряде публикаций появившихся в период 90-х годов, авторы подвергают критическому пересмотру роль и значение деятельности Сакена Сейфуллина, а также его творческого наследия, утверждают, что «основоположники казахской советской литературы», оказались не «основой», его труд «Тернистый путь» не является литературным произведением, а нужен лишь для «чистой истории», в нем слишком превалирует партийно-классовый подход, дается чрезмерно критическая оценка деятельности алашской интеллигенции [22]. Анализируя данные разноречивые публикации, Турсынбек Какишев писал «Сакенні басы азір саудада» [23].

Таким образом, историографический анализ проблемы показывает, что несмотря на определенную изученность основных периодов жизни, общественно-политической, творческой деятельности Сакена Сейфуллина, комплексного, научного анализа его историко-культурологических взглядов не осуществлялось.

Цель и задачи исследования. Главной целью данной работы является исследование историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина в контексте их формирования и развития.

Для реализации намеченной цели представляется необходимым решить комплекс следующих задач:

проследить эволюцию историко-культурологических взглядов поэта под воздействием определенного комплекса факторов;

обозначить основные этапы формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина;

осветить проблемы истории и культуры традиционного казахского общества и казахского края в творчестве Сакена Сейфуллина;

дать научно-обоснованную оценку исторических взглядов Сакена Сейфуллина в контексте событий истории средневекового Казахстана;

изучить проблемы истории колониального Казахстана в научной трактовке Сакена Сейфуллина;

дать анализ проблемы дореволюционной интеллигенции и культуры в научном наследии Сакена Сейфуллина;

осветить историю революции и гражданской войны в творчестве Сакена Сейфуллина;

рассмотреть историю социалистических преобразований в экономике и культуре в творческом наследии Сакена Сейфуллина

изучить проблемы интеллигенции и решение национального вопроса в контексте взглядов Сакена Сейфуллина.

Хронологические рамки исследования определяются периодом 1894-1938 годов, то есть годами жизни и деятельности Сакена Сейфуллина, при этом формирование историко-культурологических взглядов происходит в период 1913-1937, в них отражены жизненный путь, пройденный автором, опыт общественно - политической, творческой деятельности.

Источниковая база диссертации.

Главным объектом и источником данного исследования стали работы Сакена Сейфуллина содержащие элементы исторического исследования, а также ряд исследований по истории казахской литературы, в области изучения казахского народного эпоса и публицистические материалы, в первую очередь сочинения С.Сейфуллина - собрание сочинений в пяти томах, они содержат художественные произведения, позволяющие проследить эволюцию историко-культурологических взглядов поэта, в них содержатся также публицистические материалы, позволяющие проследить восприятие Сакеном Сейфуллиным многих общественных событий начала ХХ века.

вторая группа источников связана с воспоминаниями близких автору людей; брата Сакена Сейфуллина, - Мажита Сейфуллина, жены - Гульбахрам Сейфуллиной, племянницы Рымжан Сейфуллиной. Мемуарная литература представлена воспоминаниями Т.Арыстанбекова, Ф.Катченко, С.Муканова, Г.Мусрепова, Г.Серебряковой и других современников автора.

третья группа источников связана с материалами периодической печати, прежде всего теми изданиями в которых печатался или редактировал поэт. Это - «Ебекші аза», «Социалистік азастан», «аза дебиеті», журналах «ызыл азастан», «Жыл сы», «Кедей айнасы», «Жаа дебиет», «дебиет майданы» и другие.

Четвертую группу источников составляют справочные и библиографические материалы по основным этапам биографии Сакена Сейфуллина, они оказывают существенную помощь при характеристике творчества писателя. При работе над темой исследования привлекались материалы ЦГА РК, Архива Президента РК, Государственного Архива г.Астаны.

Объект исследования: исторический период формирования и развития историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина.

Предмет исследования: историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина.

Методологическая база и методы исследования. Методологической базой исследования стал всеобщий принцип научного познания - диалектический, позволяющий анализировать любое явление с позиций борьбы противоположностей, внутренних противоречий. Так как историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина находились в состоянии постоянного развития, динамики, на их эволюцию влияли внешние обстоятельства, с которыми приходилось сталкиваться поэту, преодолевать их.

Диалектический метод нашел отражение в конкретных методах исторической науки – историзма и объективности. Историзм позволил рассмотреть феномен историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина с точки зрения их зарождения, оформления, выделить исторические этапы эволюции его взглядов. Метод объективности дал возможность оценить историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина с позиций непредвзятости. В диссертационном исследовании использовались также такие методы исторического познания, как сравнительно-исторический, ретроспективный.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно является первым специальным научным исследованием историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина. Впервые обобщен обширный фактический материал, касающийся не только личности Сакена Сейфуллина, но и раскрывающий неизученные стороны его деятельности.

определена совокупность основных условий и факторов, оказавших воздействие на идейные позиции писателя, на процесс формирования его историко-культурологических взглядов;

обоснованы основные этапы формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина;

выявлены концептуальные положения историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина на события истории средневекового Казахстана;

раскрыто основное содержание взглядов Сакена Сейфуллина на проблемы истории колониального Казахстана;

обосновано творческое развитие взглядов Сакена Сейфуллина на проблемы истории и культуры традиционного казахского общества и казахского края, проведен всесторонний анализ научной трактовки Сакеном Сейфуллиным проблем интеллигенции и культуры традиционного казахского общества;

определены исторические воззрения Сакена Сейфуллина на события революции и гражданской войны;

изучены историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина на проблемы социалистического строительства;

показана эволюция взглядов Сакена Сейфуллина на проблемы интеллигенции и национального вопроса в процессе национально-государственного строительства.

На защиту соискателем выносятся следующие положения:

Формирование историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина происходило под воздействием следующих факторов: влияние исторического контекста идейных веяний эпохи, социокультурной среды, семьи, воспитания;

в своем развитии историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина трансформировались от идей романтизма, просветительства к идеям радикального социально-политического преобразования общества;

Сакеном Сейфуллиным проведен историко-культурологический анализ важнейших проблем истории средневекового Казахстана;

дана научно-историческая трактовка истории Казахстана колониального периода;

в творчестве Сакена Сейфуллина особое место отводится культуре традиционного казахского общества, ее представителям и охранителям;

активная гражданская позиция в годы революционных преобразований, социалистического строительства, практическая деятельность отражается через призму историко-культурологических взглядов, их основа, глубокая вера в идеи большевизма;

историко-культурологические взгляды в последние годы жизни характеризуются интенсивным поиском новых идей, обращением к историческому прошлому, неустанной работой в области научных изысканий, история казахского народа, история казахской литературы, устное народное творчество, как подлинные ценностные ориентиры. В этот период проявляется противостояние поэта тоталитарному режиму, неприятие насильственных мер, усиливающегося тоталитарного режима;

историко-культурологические взгляды Сакена Сейфуллина, его характеристика исторического процесса, культурного развития казахского общества на различных этапах исторического прошлого, отражают патриотизм, высокое чувство гражданственности.

Научно-практическая значимость исследования предполагает дальнейшее изучение творческого наследия, историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина. Выводы, оценка тех или иных событий позволяют использовать их при разработке спецкурсов, лекционных курсов по теме исследования, а также в воспитательной работе среди студенческой молодежи.

Научная апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях опубликованных в Вестнике КазНУ им. Аль-Фараби. Серия историческая, 2007, Вестнике Университета «Кайнар». Серия культурная, 2008, журнале «Поиск-Ізденіс», 2008. Отдельные аспекты исследования, были апробированы на международных и республиканских научно-теоретических и практических конференциях в г.Астане, Таразе, Кокчетаве. Материалы диссертации использовались автором в учебном процессе при чтении леций и проведении семинарских занятий, а также в материалах спецкурса по истории Казахстана новейшего периода.

Структура диссертации: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.