Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг. Крякин Евгений Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крякин Евгений Николаевич. Этнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Крякин Евгений Николаевич;[Место защиты: ГОУВОМО Московский государственный областной университет], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Условия возникновения этнических обществ Москвы и Московской губернии в начале XX в . 30

1.1. Этнический состав населения Москвы и Московской губернии 33

1.2. Этнические объединения Москвы в начале XX в. 38

Глава 2. Деятельность этнических обществ, клубов и сельскохозяйственных коммун Москвы и Московской губернии 47

2.1. Цели и задачи этнических обществ, клубов и сельско-хозяйственных коммун Москвы и Московской губернии 47

2.2. Партийно-государственное руководство работой этнических обществ и клубов 72

2.3. Деятельность этнических обществ 85

Глава 3. Причины прекращения деятельности этнических обществ .101

3.1. Материально-финансовые условия существования этнических объединений 101

3.2. Политические условия существования этнических обществ 117

3.3. Эволюция национальной политики СССР в кон. 1920-х – 1930-х гг. и её влияние на этнические общества 128

Заключение 145

Список источников и литературы .147

Приложения 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Россия является многонациональной страной, поэтому

совершенствование механизма взаимодействия наций и народов остается
злободневной задачей. В сравнении с периодом 1990-х гг. отношения
центральных государственных органов с национальными

административно-территориальными структурами сегодня

неконфрантационные. Тем не менее, полиэтнический состав России
сохраняется, следовательно, требуется создание механизма,

исключающего возникновение межнациональных трений. Одной из составных частей этой работы является изучение опыта, накопившегося в предшествующие периоды.

Исследование процесса возникновения и функционирования этнических общественных объединений и организаций 1920-х гг. и 1930-х гг. показывает возможность выстраивания диалога со всеми этническими общностями. В 1930-е гг. был взят курс на создание наднациональной гражданской идентичности при сохранении культурных особенностей всех народов страны. Популяризация этого опыта может быть полезна в выстраивании современной национальной политики.

Сегодня в Москве и Подмосковье проживают представители нескольких десятков различных народов, действует большое количество этнических обществ. Сам факт их существования показывает значимость этих обществ в жизни национальных диаспор, что также актуализирует изучение исторического опыта 1920-х гг., когда в Москве и Подмосковье появилось большое количество этнических организаций.

С научной точки зрения актуальность темы определена следующими положениями: современная историография межнациональных отношений, в основном, посвящена политике центра и национальных территорий. Проблемы национальных меньшинств, «растворенных» внутри этих территорий, изучены слабо. Этнические общества, возникшие в 1920-е гг. в Москве и Московской губернии по инициативе самих диаспор, также исследованы недостаточно, хотя этот регион являлся и является крупнейшим сосредоточением различных этнических общностей.

Объектом исследования являются этнические организации и сообщества г. Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х г г.

Предмет исследования – возникновение, экономическая, культурная и хозяйственная деятельность этнических организаций Московского региона в 1920-е – первой половине 1930-х гг., причины их исчезновения, политика местных и центральных органов власти по отношению к этим общественным объединениям.

Нижняя граница хронологических рамок определяется временем возникновения этнических обществ – начало 1920-х гг., когда сформировались необходимые для этого условия. Верхняя граница – середина 1930-х гг. – период, когда разного рода национальные клубы, театры и кружки, возникшие по инициативе партийно-государственных органов Москвы и Московской губернии, продолжали еще активно действовать, но основной массы этнических обществ, появившихся в начале 1920-х гг. по инициативе самих диаспор, уже не было.

Территориальные рамки диссертации включают Москву и Подмосковье. Данный регион выбран, прежде всего, потому, что он являлся крупнейшим полиэтническим центром страны, сюда стекались миграционные потоки из различных регионов Советского государства. Кроме того, в Москве располагались руководящие структуры не только московских и губернских, но и всероссийских и всесоюзных этнических обществ и союзов. В Подмосковье также находился ряд исследуемых организаций, на предприятиях Подмосковья трудились представители различных народов страны, у которых были свои кружки и объединения.

Степень изученности проблемы. Современную историографию (с начала XXI в.) можно разделить на три группы исследований.

Первая – посвящена национальным меньшинствам 1920 – 1930-х гг. Это исследования А.В. Аверьянова1, Л.В. Астаниной2, Д.А. Аманжоловой3, М.Е. Игнатовой4, И.Г. Иванцова5, О.К. Кайкова6, Т.Ю. Красовицкой7, Ю.А.

1 Аверьянов А.В. Этнополитические процессы на юге РСФСР в 1920-1930-е гг.: к постановке
проблемы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2–4. С. 98 – 100.

2 Астанина Л.В. Межнациональные отношения в Советской России и формирование
государственной национальной политики (1917 - 1936 гг.). дис. ... док. ист. наук. М., 2006. 436 с.

3 Аманжолова Д.А. Форматирование советскости. Национальные меньшинства в
этнополитическом ландшафте СССР. 1920-1980-е гг. М., 2010. 248 с.

4 Игнатова М.Е. Греческий и немецкий (Ванновский) национальные районы Краснодарского
края в 20-40-е гг. XX века: дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2005. 244 с.

5 Иванцов И.Г. Политика органов ВКП(б) по административно территориальному обустройству
немцев на Кубани (20-е-начало 40-х гг. XX в.) (на примере Ванновского национального района) //
Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. №. 1. С. 40 – 45.

Лысенко и М.Ф. Лысенко8, И.В. Нама9, Е.В Панина10, О.А. Суховой и О.А. Филенковой11, В.Г. Чеботаревой12, С.В. Журавлева13.

Общим выводом исследований этой группы является признание больших достижений партийно-государственного руководства в деле развития национальных культур. Новизной же стало признание подчиненности национальной политики РКП (б) – ВКП (б) более широким и важным задачам: сохранению целостности государства и ускоренной модернизации страны.

В отличие от авторов рубежа 1980-1990-х гг., подчеркивавших великодержавие и недемократизм центральных органов власти, например, О.А. Сухова и О.А. Филенкова обращают внимание на сепаратизм, который генерировали национальные регионы.14

Данной проблемой занимаются иностранные исследователи Т. Мартин15, Ф. Хирш16, Лю Сяньчжун17. По мнению китайского историка Лю Сяньчжун в 1920-е гг. главной линией национальной политики была политика «коренизации», именно это привело к усилению национального сепаратизма в регионах.

Вторая группа исследований посвящена общественным

организациям национальных меньшинств в отдельных регионах страны.

6 Кайкова О.К. Поворот в национальной политике 1935 - 1937 гг. и судьба национальных
меньшинств РСФСР // Вестник РУДН. 2006. № 1. С. 116 - 121.

7 Красовицкая Т.Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности.
Механизмы и практики этнополитических процессов (1917-1929 гг.) Национальные меньшинства в
этнополитическом ландшафте СССР. 1920-1980-е гг. М, 2010. 248 с.

8 Лысенко Ю.А., Лысенко М.Ф. К вопросу о политике коренизации аппарата государственного
управления в Туркестанской и Киргизской (Казахской) автономных советских социалистических
республиках РСФСР (1919-1924 гг.): цели, этапы и итоги // Известия Алтайского государственного
университета. 2015. Т. 2. № 3 (87). С. 131 - 138.

9 Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего востока на историческом переломе
(1917 -1922 гг.). Томск, 2009. 300 с.

10 Панин Е.В. Функционирование советских высших учебных заведений для национальных
меньшинств. 1920-1930-е гг. дис. ... канд. ист. наук. М, 2012. 242 с.

11 Сухова О.А., Филенкова О.А. Национальный вопрос и районирование в РСФСР в 1920-е —
начале 1930-х годов: управленческие стратегии и их реализация (по материалам Поволжья) // Новейшая
история России. 2017. № 1. С. 62 - 77.

12 Чеботарева В.Г. Сталин и партийно-советские национальные кадры // Вопросы истории. 2008.
№ 7. C. 3 - 25

13 Журавлев СВ. Иностранцы в Советской России в 1920-е - 1930-е гг. дис … док. ист. наук. М,
2000. 587 с.

14 Сухова О.А., Филенкова О.А. Национальный вопрос и районирование в РСФСР в 1920-е —
начале 1930-х годов: управленческие стратегии и их реализация (по материалам Поволжья) // Новейшая
история России. 2017. № 1. С. 62 - 77.

15 Мартин. Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-
1939. М., 2011. с. 344.

16 Hirsch F. Empire of Nations: Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. L., 2005.
367 pp.

17 Лю Сяньчжун. Плюсы и минусы политики «коренизации» СССР. // Ойкумена.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 2014. № 1 С. 41 - 49.

Это работы Е.Н. Даниловой18, К.Б. Короля19, Т.М. Смирновой20, Г.Н. Яковлевой21. Авторы раскрывают конкретную работу этнических обществ по развитию национальной культуры и вовлечению национальных диаспор в политическую жизнь регионов. К этой группе исследований примыкают также работы Ж.Г. Сон22.

Непосредственно теме данной диссертации посвящено третье направление исследований. Этнические объединения Москвы в 1920-1930-е гг. стали объектом исследования работа Ж.Г. Сон23, Б.Д. и М.И. Пак24. Исследователь З.И. Акимова освятила деятельность мордовских организаций города.25 Большое внимание проблеме уделяет И.В. Приклонская (Дмитриева)26. Ее заслуга состоит, прежде всего, во введении в научный оборот большого объема ранее неизвестного архивного материала. Однако, автор делает вывод, согласно которому «естественный процесс развития этнокультурного обучения был прерван с конца 1920-х гг., когда курс на унификацию полиэтничного советского общества стал доминировать».27 Эти выводы требуют дополнений.

В определенной степени выводы постсоветской историографии являются уязвимыми и с точки зрения методологии. Упреки партийно-государственного-руководства в недемократизме, сведение всех проблем к

18 Данилова Е.Н. Национальные общества и союзы в 1920-1930-е гг. // Прошлое и настоящее
этнографических исследований. МГУ. 2012. № 1 С. 64 – 68.

19 Король К.Б. Национальные общественные организации на Кубани: основные этапы и
тенденции развития (конец XIX – начало XXI в.). дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2010. 175 с.

20 Смирнова Т.М. Ликвидация советской системы культурной жизни национальных меньшинств
Ленинграда и Ленинградской области // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: Межвузовский сб.
научн. трудов. 2001. № 1. С. 116 – 122.

21 Яковлева Г.Я. Клубы и культурно-просветительские кружки латышского населения
Витебщины в первые десятилетия советской власти. // Искусство и культура. 2012. № 1(5). С. 59 – 68.

22 Сон Ж.Г. Корейцы Дальнего Востока в системе межэтнических отношений Союза ССР. 1920 –
1930-е годы. дис. … канд. ист. наук. М., 2009/ 353 c.

23 Сон Ж.Г. Интернациональный клуб политэмигрантов имени Загорского (1920 – 1930 гг.). URL:
(дата обращения: 12.11.17).

24 Материалы советской печати 1918-1937 гг. М. 2004.

25 Акимова З. И. Мордва Марьиной Рощи в первой четверти XX в. // Гуманитарий: актуальные
проблемы гуманитарной науки и образования. 2016. № 1 (33). С. 72 – 77.

26 Приклонская И.В. (Дмитриева). Этнические меньшинства Московской области в XX веке :
дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.; Она же. Из опыта организации воспитания и образования
этнокультурных групп. На примере Московского региона // История и культура России. Материалы
научно-практической конференции «Российские дети: здоровье, воспитание и образование. XVII-XX
вв.». 2009. С. 38 – 46.; Она же. Из истории организации досуга представителей этнокультурных групп в
1920-1930 гг. (на примере Московской области) // Роль национальной интеллигенции в истории в начале
XX века. 2009. С. 72 – 75; Она же. О некоторых проблемах этнополитики в отношении национальных
меньшинств (на примере Московской области. 1930-е гг.) // История Казахстана: актуальные проблемы,
достижения и перспективы. 2009. С. 152 – 155.; Она же. Некоторые проблемы реализации советской
политики в отношении национальных меньшинств московского региона в 1920-1930-е гг. // Российские
регионы. Взгляд в будущее. 2017. №1. С. 25 – 50.

27 Там же

методам руководства упрощает политические процессы 1920-1930-х гг. Сегодня это представляется не совсем корректным, хотя бы потому, что в основе действий того руководства лежали совсем иные – марксистские ценности.

Таким образом, совокупность экономических, социальных, правовых и политических факторов прекращения деятельности этнических объединений в Москве и Подмосковье в конце 1920 – первой половине 1930-х гг. требуют дальнейшего изучения.

Цель работы. Состояние разработанности данной темы позволило
сформулировать основную цель диссертационного исследования:

рассмотреть процесс возникновения, функционирования и закрытия этнических объединений Москвы и Московской области в 1920-е первой половине 1930-х гг.

Для ее достижения предполагается решение следующих задач:

  1. Изучить процесс возникновения и деятельности национально -этнических обществ Московского региона в послереволюционные годы;

  2. Рассмотреть экономические, политические и правовые условия существования этнических объединений Москвы и Московского региона в 1920-е – первой половине 1930-х гг.;

3. Исследовать экономическую, хозяйственную и культурную
деятельность общественных этнических объединений в 1920-1930-е гг.;

4. Проанализировать изменение условий существования и причины
прекращения деятельности этнических объединений в первой половине
1930-х гг.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

- она корректирует существующие в историографии взгляды на
деятельность этнических организаций 1920-1930-х гг., политику ВКП (б) в
отношении национальных меньшинств;

- в исследовании дана квалификация этнических обществ, показаны
их роль и место в общественно-политической и культурной жизни Москвы
и Московского региона, проанализированы причины прекращения их
деятельности, впервые суммировано и представлено все многообразие
форм этнических объединений региона;

- в научный оборот введен комплекс новых источников.
Методологической основой исследования является теория о

закономерностях исторического развития общества, принципы историзма и объективности.

Теоретической основой диссертации является совокупность ряда исследований, авторы которых изучали исторические закономерности. Прежде всего это И. Кант, Г.Ф. Гегель, К. Маркс. Их линейная теория состояла в восприятии истории как процесса постоянного усложнения, развития от простого к более сложному.

Новым шагом вперед в анализе этого процесса стали работы Н.Д. Кондратьева. Синтезировав линейный и циклический подходы, он создал теорию волнообразного развития экономики. В 1990-е гг. исследователи В.И. Умов и В.В. Лапкин применили теорию Н.Д. Кондратьева к истории России, выявив преемственность «реформ-контрреформ» во второй половине XIX – нач. XX вв. В соответствии с данной теорией исследуемый период в диссертации является периодом «повышения волны», в целом позитивным и модернизационным.

Среди основных общенаучных методов исследования следует выделить тесно взаимосвязанные методы историзма и объективизма.

Принцип историзма выражает фундаментальные особенности исторического познания, порождаемого своеобразием его объекта -исторической действительности, резюмирует представления о характере, своеобычае явлений общественной среды.28 Принцип историзма требует рассматривать исторические явления и процессы с позиций тех исторических реалий, в рамках которых они появлялись и происходили, требует изучать историческую реальность в развитии, понимать общее и различное. Принцип объективности требует достижения истинного знания о прошлом, достижения представлений об изучаемом, которые ему приблизительно адекватны.29 Таким образом, развитие этнических общественных объединений в исследуемый период следует изучать с учетом сложных реалий эпохи.

Также в основу работы легли следующие общенаучные принципы:

- принцип социального подхода, согласно которому исторические
процессы следует рассматривать с учетом социальных интересов
различных слоев населения, соотносить узкогрупповые интересы с
общегосударственными, выявлять субъективность в деятельности

политических и общественных организаций и личностей. Это особенно актуально для исследования этнических объединений, деятельность которых отражала интересы большого количества социальных групп;

28 Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М., 2008. С. 142.

29 Там же С. 165.

- принцип всесторонности, предполагающий необходимость работы
со всей полнотой достоверности информации, необходимость учитывать
все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни
общества;

- исследование построено также на принципе детерминизма,
согласно которому рассмотренные явления и процессы не случайны и
обусловлены целым рядом причин и предпосылок, согласно данному
принципу появление и прекращение деятельности этнических
объединений обусловлено целым комплексом как экономических, так и
политических и социальных причин.

В диссертации был использован ряд общенаучных методов, прежде всего:

проблемно-хронологический метод, позволивший выделить этапы эволюции этнических объединений, описать поступательность хода событий прогрессивного, в целом, развития общества в указанный период;

сравнительный метод, дающий возможность выявления специфики национальной политики власти в разных политических ситуациях: в дореволюционный период, в 1920-е гг., в 1930-е гг.).

- общенаучный метод дедукции, который позволил исследовать
влияние общегосударственных процессов на положение конкретных
этнических общественных объединений;

- метод индукции позволил сопоставить деятельность конкретных
объединений с общегосударственными экономическими и политическими
процессами.

Были использованы также специальные научные методы анализа и синтеза всей совокупности полученных фактов. Все эти методы в равной степени представлены во всех структурных компонентах диссертации и выбраны для обеспечения научной объективности.

Источники исследования

Источники, благодаря которым стало возможно решение задач настоящего исследования, можно разделить на несколько групп: нормативно-правовые документы, делопроизводственные материалы, материалы периодической печати, работы партийных, государственных и административных деятелей, статистические источники, художественные произведения.

В основу исследования легли материалы ряда московских архивов. Были использованы документы Центрального архива общественных

движений Москвы (ЦАОДМ)30, Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ)31, Центрального Государственного Архива города Москвы (ЦГАГМ)32, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ)33, Российского государственного архива новейшей истории

(РГАНИ).34

К первой группе источников относятся нормативно-правовые
документы, к которым следует отнести материалы партийно-

государственных органов государственной власти и законодательные акты.
К ним относятся решения партийных и советских органов: XII Съезда
РКП(б)35, XIII Съезда РКП.(б)36, XIV Съезда ВКП(б)37, XV-го38 и XVI-го39
Съездов ВКП(б), III-го Всесоюзного съезда Советов40. Конкретные шаги в
сфере национальных отношений вырабатывались также на «Совещании с
ответственными работниками национальных республик и областей»41,
«Совещании уполномоченных по работе среди национальных

меньшинств».42 Сюда же следует отнести документы Народного
Комиссариата по национальным делам, постановления ВЦИК, связанные с
национальной политикой.43 Использованы материалы Российского

государственного архива новейшей истории (РГАНИ).44 В Фонде 3

30 ЦАОДМ. Ф. 3. Оп. 11 Ед. хр. 32, 146, 185, 195-205, 266, 362, 362а, 267, 268, 269, 339, 365,
369, 370-383, 485, 487, 601-605, 614, 847-859, 683, 684.

31 ЦИАМ. Ф. 1215. Оп. 1 Ед. хр. 50, 51, 66, 77, 132, 153, 156, 158, 188, 201, 202, 222, 221-225,
227-239, 244-253, 267-269, 273, 275, 280-282, 283-287.; Оп. 2. Ед. хр. 1; Оп. 4. Ед. хр. 25, 32. Оп. 11. Ед.
хр. 364-369; Ф. 613 Оп. 11 Ед. хр. 1, 55, 244-285.; Ф. 1454. Оп. 1. Ед. хр. 1-2; Ф. 1404; Ф. 1455; Ф. 1457;
1722.

32 ЦГАГМ. Ф. Р-1492. Оп. 1. Ед. хр. 1-9.

33 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 123. Ед. хр. 94; Ф. 1318. Оп. 1 Ед. хр. 1268, Ф. 3302 Оп. 1 Ед. хр. 263-265,
Ф. Р8296 Оп. 2. Ед. хр. 82, 115, 123, 296, 384.

34 РГАНИ Ф. 3. Оп. 32. Ед. хр. 1-8; Оп. 36. Ед. хр. 1.

35 XII РКП(б). 17-25 апреля 1923 года: Стенографический отчет. // Сборник выступлений,
документов и материалов цикла «КПСС в стенограммах, документах и материалах». М., 1968. с. 25.

36 XIII РКП(б). Май 1924 года: Стенографический отчет. // Сборник выступлений, документов и
материалов цикла «КПСС в стенограммах, документах и материалах». М., 1963. с. 312.

37 XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии(б). Стенографический отчёт. М., 1926. с. 23.

38 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1925-1953 гг.
М., 1953. С. 230-339.

39 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1925-1953 гг.
М., 1953. С. 516-886.

40 Материалы XIV конференции РКП(б), III Всесоюзного и IX Всеукраинского съездов советов //
Орг.-инструкторский отдел Всеукраинского ЦИКа. Харьков, 1925.

41 Тайны национальной политики ЦК РКП : Четвертое совещание ЦК РКП с отв. работниками
нац. респ. и обл. в г. Москве 9-12 июня 1923 г. : Стеногр. отчет // Рос. междунар. фонд культур. М., 1992.

42 Итоги работ совещания уполномоченных по работе среди национальных меньшинств //
Советское строительство. 1927. № 12. С. 143 – 146.; Кульбешеров Б. О плане работ президиума Совета
национальностей на декабрь 1927- июль 1928 г. // Советское строительство. 1927. № 17. С.13 – 15.; Досов
А. Второе совещание уполномоченных по работе среди национальных меньшинств в РСФСР // Советское
строительство. 1928. № 22-23. С. 95 – 100.

43 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 123. Ед. хр. 94; Ф. 1318. Оп. 1 Ед. хр. 1268.

44 РГАНИ Ф. 3. Оп. 32. Ед. хр. 1-8; Оп. 36. Ед. хр. 1.

содержатся документы Политбюро ЦК КПСС, посвященные

национальному вопросу.

Эти документы определили развитие национальной политики в стране, они, безусловно, важны для настоящего исследования, так как показывают эволюцию отношения государства к народам страны в целом и этническим организациям в частности.

В развитие этих решений принимались законодательные акты, которые составили вторую подгруппу: декрет СНК, опубликованный 3 августа 1922 г. «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли и порядке надзора за ними»45, «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли и порядке контроля за ними» от 3 августа 1922 г.46, «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» от 06.02.1928 г.47 Эти акты создали правовую базу существования этнических объединений в стране.

Декрет СНК от 3 августа 1922 г. регламентировал порядок регистрации объединений, что стимулировало рост их численности. «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» от 06.02.1928 г. фактически подвело черту под существованием этнических объединений, многие из них не прошли процедуру перерегистрации. «Положение о добровольных обществах и союзах» 1932 г.48 определило иной смысл формулировки «добровольные общества и союзы», направило все силы этих организаций на «активное участие в социалистическом строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению обороны страны».

Источники данной группы являются достаточно репрезентативными для настоящего исследования.

Вторая группа источников представлена делопроизводительными материалами и состоит из двух подгрупп: документы государственных и партийных органов власти и делопроизводительные документы самих этнических организаций. К первой подгруппе в первую очередь следует

45 Володин, Ф. К. Административный справочник: что нужно знать обращающимся в
административный отдел Мосгубисполкома, органы милиции, уголовного розыска и ЗАГС. М., 1928. С.
73-74.

46 Систематический сборник приказов, инструкций и циркуляров Н.К.В.Д. административного
характера. М., 1924. С. 160 – 161.

47 Володин, Ф. К. Административный справочник: что нужно знать обращающимся в
административный отдел Мосгубисполкома, органы милиции, уголовного розыска и ЗАГС. М., 1928. С.
74 – 75.

48 Положение о добровольных обществах и союзах. Ст.157 СЗ СССР. 1932. № 74. Ст. 331.

отнести документы Отдела Национальных меньшинств при Московском Комитете ВКП(б), это: материалы совещаний Отдела Национальных меньшинств при Московском Комитете ВКП(б)49, отчеты уполномоченных Отдела Нацмен50, протоколы и отчеты национальных секций и бюро секций, организованных на местах и при Отделе Нацмен51, планы деятельности национальных клубов Москвы52, протоколы заседаний высших органов государственной власти.53 Эти источники возникали по мере создания системы административных органов по работе с национальным населением Москвы. Они, безусловно, ценны для исследования, так как отражают эволюцию взаимодействия городской власти и этнических объединений. Достоверность и информативность этих документов не вызывает сомнения, так как целью руководства на данном этапе был максимально полный сбор информации о этнических объединениях города, их численности, целях, задачах, материальном положении.

К делопроизводственным материалам органов государственной и партийной власти также следует отнести материалы Административного отдела Московского совета Рабочих Крестьянских и Красноармейских Депутатов, который курировал процесс регистрации общественных организаций в 1920-е гг.54 Эти источники более скудные по фактологическому наполнению, однако дают информацию о процедуре и этапах регистрации общественных объединений, показывают, каким объединениям было отказано в регистрации, правда, зачастую, без объяснения причин отказа.

Данный вид источников содержит богатую информацию о выработке форм взаимодействия органов власти и этнических объединений, освещает статистические данные, собранные специальными уполномоченными, которые работали непосредственно на местах. В источниках данной подгруппы содержаться сведения о численности этнических объединений, характере их деятельности, материальном положении организаций.

49 ЦАОДМ. Ф 3. Оп. 11 Ед. хр. 32, 146, 185, 266, 362, 362а, 267, 268, 269, 339, 365, 485, 487, 601-
605, 614, 847-859

50 Доклад о венгерской сельскохозяйственной общине // ЦИОПИМ. Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 269 Л.
82., Доклад о коммуне «Герольд». 1925 г. // ЦИОПИМ. Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 269 Л. 82., Ф 3. Оп. 11 Ед. хр.
195-205, 369, 370-383.

51 Протоколы внутренних совещаний п/о нацмен // ЦАОДМ Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 364. Л. 22,
ЦАОДМ ЦАОДМ. Ф 3. Оп. 11 Ед. хр. 683.

52 ЦАОДМ. Ф 3. Оп. 11 Ед. хр. 684.

53 Протокол заседания ВЦИК // ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 123. Ед. хр. 94.

54 Материалы Административного Отдела Моссовета. // ЦИАМ. Ф 1215. Оп. 1 Ед. хр. 153. Л 5.

Достоверность представленной в этой категории источников информации не вызывает сомнения.

К делопроизводственным документам также относятся материалы
самих общественных объединений: уставы зарегистрированных

организаций55, переписка с государственными органами по вопросам оказания материальной или иной помощи56, политические программы, воззвания и прокламации57, личные дела членов объединений, протоколы внутренних совещаний58.

Ряд источников данной группы вводится в научный оборот впервые, к ним относятся: программы еврейских партий на выборах в еврейскую общину Москвы в 191859, Воззвания к еврейской молодежи России Общества Ремесленного Труда (ОРТ) 1917 г.60, материалы Московского Комитета Еврейской коммунистической партии «Поалей-Цион»61.

Источники данной группы дают ценный материал о развитии этнических объединений в первые послереволюционные годы, отражают цели и задачи национальных диаспор Москвы, методы, с помощью которых они достигали своих целей, материальное положение, отношение к органам власти, взаимодействие органов государственной власти и общественных этнических объединений.

К данной подгруппе относятся материалы фонда, посвященного деятельности польского культурно-просветительского общества «Труд».62 В материалах содержится информация об экономической и культурной

55 Устав «Еврейского Общества Ремесленного Труда». // ЦИАМ. Ф. Н-3417. Ед. хр. 1,
Зарегистрированные уставы московских объединений. Устав Московского комитета общества по
оказанию помощи еврейскому населению. // ЦИАМ. Ф. 613 Ед. хр. 1. Л. 6, Зарегистрированные уставы
московских объединений. Устав Комитета помощи Армении. // ЦИАМ. Ф. 613 Ед. хр. 1. Л 1., Дело о
регистрации караимской общины г. Москвы // ЦИАМ. Ф. 1215 Оп. 1. Ед. хр. Л. 244., Зарегистрированные
уставы московских объединений. Устав Союза корейцев. // ЦИАМ. Ф. 613 Ед. хр. 1. Л. 5., Устав
чеченского землячества. // ЦИАМ. Ф. 613 Ед. хр. 55. Л. 4., Дело о регистрации мордовского землячества.
// ЦИАМ. Ф. 1215. Оп. 1. Ед. хр. 277. Л. 44., Зарегистрированные уставы московских объединений. Устав
Китайского общества им. Сунь Ятсена. // ЦИАМ. Ф. 613. Ед. хр.. 1. Л. 3., Зарегистрированные уставы
московских объединений // ЦИАМ. Ф. 613. Ед. хр. 1. Л. 6.

56 Письмо общества «Интернационал» в президиум ВЦИК // ЦАОДМ Ф.3. Оп. 11. Ед. хр. 186.

58 Протоколы собраний польских рабочих. Собрание рабочих поляков на фабрике «Оборона» от
14 февраля 1924 г. ЦАОДМ. Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 32, Протоколы заседаний Еврейского рабочего клуба
«Коммунист» // ЦАОДМ Ф.3 Оп. 11. Ед. хр. 604 Л. 6

59 Программы партий на выборах в еврейскую общину Москвы. 1918 г. // ЦИАМ. Ф. 1215. Оп. 1.
Ед. хр. 77

60 Воззвание к еврейской молодежи России Общества Ремесленного Труда (ОРТ). 1917 г. //
ЦИАМ. Ф. 1215. Оп. 1. Ед.хр. 3

61 Московский Комитет Еврейской коммунистической партии «Поалей-Цион», г. Москва.
Переписка с Московским комитетом РКП(б),1918 г. // ЦАОДМ. Ф. П-3417. Оп. 1. Ед. хр. 7.

62 Устав польского культурно-просветительского общества «Труд». // ЦИАМ. Ф. Р-1492. Оп. 1.
Ед. хр. 5.

деятельности общества, финансовые документы, документы

ликвидационной комиссии общества, документы о взаимодействии общества и органов государственной власти63. Устав общества «Труд», приведенный в Приложении настоящего исследования публикуется впервые. Часть документов данного фонда содержит информацию на польском языке, в следствие чего не приводится в настоящем исследовании.

В фондах ГАРФ полезными оказались материалы общественных
организаций, возникших после 1929 г., когда основная часть этнических
объединений прекратила свое существование. К таким материалам
относятся материалы Всесоюзного общества содействия трудящимся
ассирийцам «Хаядата»64, Центрального исполнительного комитета союза
корейцев, материалы латышского общества «Прометей».65 Документы
содержат уставы общественных объединений, переписку с

ведомственными органами, вопросы, обсуждавшиеся на заседаниях правления обществ, финансовые документы.

Эти материалы формировались по мере развития системы этнических организаций Москвы и региона, содержат информацию о разнообразной деятельности организаций. Источники репрезентативны в рамках настоящее исследования.

К третьей группе источников относится периодическая печать.

Ценный материал содержится в выходившем с 1922 г. по январь 1924
г. журнале «Жизнь национальностей».66 Его преемником стал

организованный Советом Национальностей ЦИК СССР и

Коммунистической Академией журнал «Революция и национальности».67 Он выходил с 1930 г. по 1937 г. По публикациям можно проследить, как менялось отношение в общественном сознании к организациям в национальной среде на страницах периодической печати. В 1930-е гг. авторы делали выводы, согласно которым этнические объединения, появившиеся в 1920-е гг. не решили насущных проблем этнических групп города. Выводы авторов были продиктованы политическими изменениями начала 1930-е гг. Это важный материал для понимания причин прекращения деятельности этнических объединений в 1930-е гг.

63 Переписка польского культурно-просветительского общества Труд с Польбюро МК ВКП(б)
Обращение в Госкино // ЦИАМ. Ф. 1492 Ед. хр. 1. Л. 162.

64 ГАРФ. Ф. 3302 Оп. 1 Ед. хр. 263-265.

65 ГАРФ. Ф. Р8296 Оп. 2. Ед. хр. 82, 115, 123, 296, 384.

66 Жизнь национальностей. 1918. №2 - 1921. №31; 1922, № 1 - 18

67 Революция и национальности. 1932. №2,6,7,9; 1933. №11; 1934. №2,3; 1935. №5; 1936. №2,8

Четвертая группа источников представлена работами партийных, государственных и административных деятелей.

Важное место в этой группе занимают труды В.И. Ленина и И.В. Сталина, которые определили вектор развития государства в исследуемый период.

В.И. Ленин посвятил национальной политике несколько работ, среди которых: «Критические заметки по национальному вопросу»68, «О праве наций на самоопределение»69, «Черновой набросок проекта программы»70. Общим выводом этих работ являлось положение о зависимости национальных проблем от классовых. В работе «Черновой набросок проекта программы партии» В.И. Ленин дал определение федерации как «переходу к сознательному и более тесному единству трудящихся, научившихся добровольно подниматься выше национальной розни».71

Перу И.В. Сталина принадлежат работы: «Как понимает социал-
демократия национальный вопрос»72, «Национальный вопрос и
ленинизм»73, «Октябрьский переворот и национальный вопрос»74,
«Политика советской власти по национальному вопросу»75, «О
политических задачах университета народов Востока»76.

Непосредственно к теме данного исследования относится брошюра
руководителя Отдела Национальных меньшинств при МК ВПК(б) С.С.
Гончарской. 77 Автор суммировала опыт работы подконтрольного ей
отдела при МК ВКП(б), подвела первые итоги взаимодействия с
национальным населением, показала основные сложности в работе,
осветила функционирование системы городских партийных и

административных органов, которые непосредственно работали с этническими организациями.

Данные документы дают понимание отношения партийного и административного руководства к этническим организациям и безусловно важны для настоящее исследования.

68 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1973. Т. 24. С.

69 Ленин. И.В. Указ. Сочинения. М., 1969. Т. 25. С. 255-320.

70 Там же. М., 1974. Т. 36. С. 70-76.

71 Ленин. И.В. Указ. Сочинения. М., 1969. Т. 25.. С. 73.

72 Сталин И.В. Cочинения. М., Т. 1. 1946. С. 32–55.

73 Сталин И.В. Сочинения. М., Т. 1. 1949. С. 333–355.

74 Там же. 1947. Т. 4. С. 155–167.

75 Сталин И.В. Сочинения. М., Т. 1. 1949. С. 351–363.

76 Там же. Сталин И.В. 1952. Т. 7. С. 133–152.

77 Гончарская С. Работа среди национальных меньшинств (Опыт Московской партийной

организации). М. - Л., 1929.

К пятой группе относятся статистические источники. В первую очередь это материалы первой Всероссийской переписи 1898 г., дающие «отправную точку» в понимании масштабов изменения этнографической карты Москвы и региона в послереволюционные годы.

В исследовании также использованы материалы статистических сборников, описывающих демографические изменения 1920-х гг.78 Эти источники содержат данные о численности национального населения города и региона и являются репрезентативными для настоящего исследования.

К последней группе источников следует отнести художественные литературные произведения, в которых нашла отражение деятельность этнических организаций Москвы. В художественной прозе мордовского писателя Тимофея Тимина показано широкое участие мордовской интеллигенции в деятельности мордовских этнических организаций города.79 Источник полезен, так как показывает отношение современных представителей народов Москвы к этническим организациям 1920-х гг.

Таким образом, совокупность перечисленных исторических

источников репрезентативна для решения исследовательских задач.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Этнические общества Москвы и Московской губернии возникли, в
основном, в начале 1920-х гг. Действия их руководителей
предопределялись общественно-политическим подъёмом, вызванным
идеями революции. Для рядовых членов обществ и национальных диаспор
этнические объединения были формой общественно-политической
адаптации к новым условиям жизни.

2. В течение 1920-х гг. партийные и государственные органы
Москвы и Московской губернии оказывали национальным диаспорам и их
этническим организациям максимальную помощь в решении социально-
бытовых проблем и культурных задач.

3. Основной причиной прекращения деятельности этнических
общественных организаций в 1930-е гг. послужило начало
«форсированного строительства социализма» в стране. Общественные
организации, ставившие свои, с точки зрения партийного руководства,
менее значимые задачи, стали восприниматься как враждебные. Из

78 Статистический ежегодник г. Москвы и Московской губернии. Статистические данные по
Москве за 1914-1925 гг. М. 1927. С. 44 URL:

(дата обращения: 12.11.2017)

79 Т. Песни над Волгой : рассказы, док. повесть. Саратов, 2007. - 172 с.

многочисленных общественных организаций в 1930-е гг. сохранились лишь те, усилия которых были направлены на «выполнение народнохозяйственных планов», некоторые из них продолжили существовать вплоть до 1936 г. Существование организаций с иными целями стало невозможным.

4. Советский Союз создавался как федеративное государство с
определенной финансовой самостоятельностью республик. В условиях
ускоренной индустриализации экономическое развитие страны в целом и
национально-административная автономия трудно поддавались

согласованию. Привычные для 1920-х гг. требования республик по сохранению финансовой самостоятельности начали восприниматься как «местный национализм». Борьба с такими проявлениями выдвинулась в национальной политике временно на первое место. Этнические общества не генерировали сепаратистские тенденции, тем не менее, их дальнейшее существование значительно осложнилось.

В середине 1930-х гг. ради предотвращения возможных

сепаратистских тенденций партийно-государственным руководством был взят курс на создание наднациональной гражданской идентичности. Существование общественных организаций отдельных диаспор в этих условиях было уже невозможным.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в общеисторических трудах, в учебных курсах по истории России, краеведения, истории Москвы и Московского края. Полученные результаты могут войти в учебные пособия по истории культуры, стать основой для чтения спецкурсов, а также использоваться в вузовской и школьной преподавательской деятельности.

Опыт изучения процессов, связанных с деятельностью этнических объединений Москвы, может быть полезен при осуществлении государственной национальной политики на современном этапе, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Апробация исследования. Диссертация подготовлена на кафедре новейшей истории МГОУ. Всего по теме диссертации опубликовано восемь статей (из них пять в журналах, рекомендованных ВАК), общим объемом 4,5 п.л. Результаты исследования обсуждались на международной научной конференции по проблемам интеллигентоведения в 2014 гг., на конференциях молодых ученых в рамках секции «Россия и мир: история и

политология» в ГУУ, а также на конференциях в РГАСПИ «Clio-2013» и «Clio-2014», «Clio-2015», «Clio-2018».

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и одного приложения.

Соответствие диссертационного исследования Паспорту

специальности ВАК. Квалификационная работа выполнена по

специальности 07.00.02 Отечественная история. Область исследования: п. 25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения.

Этнический состав населения Москвы и Московской губернии

На протяжении своей истории Москва была многонациональным городом. Изменения в ее этническом составе начались в годы Первой мировой войны. Одни этнические группы уменьшались (высылка из города германских и австрийских подданных), другие увеличивались (беженцы из западных регионов России).127

После Февральской революции приток беженцев продолжился. К лету 1917 г. в Московской губернии было зарегистрировано 212 307 человек беженцев, в Москве 170 784 человек.128 В 1920 г. в Москве проживало 28 016 евреев, 9302 латышей, 3987 литовцев, 3276 белорусов, 2335 украинцев, 2206 эстонцев, 2048 армян , 572 грузин, 22 карела и 22 вотяка. Кроме того, 387 японцев, 261 персов, 259 румын и молдаван, 255 финнов, 344 грека, 172 сербов 105 цыган, 68 болгар.129

Причины и особенности миграции каждого народа были индивидуальны. Однако можно выделить и общие факторы.

Первая мировая война и начавшаяся вслед за ней гражданская война сократили население Москвы в 2 раза.130 Но окончание гражданской войны, введение НЭПа сделали новую большевистскую столицу привлекательной для жизни, в то время как в других регионах сохранялись экономические проблемы. Часть переселенцев увлекли призывы большевистского правительства включиться в строительство нового, справедливого, социалистического строя.131 Для этой группы Москва была интересна как общественно-политический центр страны. Только в 1923 г. в Москву прибыло более 2000 мигрантов из разных стран мира: Германии, США, Югославии, Греции, Италии, Турции, Франции132 и др.

Миграция евреев.

Активные военные действия в 1915 г. в западных областях Российской империи разрушили черту оседлости и стали причиной переселения еврейского населения в Восточные районы. В первую очередь это коснулось населения Прибалтики и Галиции, где был начат процесс высылки евреев.133 Они направлялись в центральные регионы для дальнейшей депортации в восточные области, через Москву было перевезено около 60 тыс. евреев,134 часть из которых осталась в городе. Не лучшим временем обернулась и гражданская война.

По переписи 1897 г. в Москве проживало 5070 евреев. Далее численность росла стремительно: в 1920 г. – 28 тыс., в 1923 г. – 43 тыс. В 1926 г. – 131 244.135

В 1926 г. из 70 548 самодеятельных евреев «50,2% составляли служащие, 9,2% - кустари, 8,3% - рабочие, 4,9% - торговцы, 2,2% - лица свободных профессий, 14,5% - безработные, 10,7% - прочие, куда включены 9,6% которые составляли лица без определенных занятий».136

Евреи селились в московских районах Марьина Роща и Черкизово, в Подмосковье в районе Малаховки и Капотни. В этих районах открылись синагоги. Евреи трудились на текстильных фабриках Москвы, фабрике им. Баумана, фабрике «Освободительный труд», а также на частных предприятиях и производствах.137

Татары.

До революции 1917 г. татары селились в Замоскворечье, на территории современных улиц Большая Татарская и Пятницкая. Здесь располагалась татарская слобода, известная с XIV века. Согласно переписи 1897 г. численность мужчин и женщин татар составляла 4431 человек, что было равно 0,4 % от общей численности населения.138 К 1912 г. их численность выросла до 0,6%.139

Сильно изменилась численность татар после голода в Поволжье 1921 – 1922 гг. В Москву ехали татары, вынужденные искать себе заработок на городских фабриках и заводах. Многие из них осели на территории Московской губернии. В 1920-м гг. татар в городе проживало 1572 человека, в 1923 г. уже 8201 человек.140

В Москве татары селились за Преображенской заставой. Устраивались на фабриках и заводах города: в начале 1920-х гг. на Соболево-Щелковской фабрике трудилось 300 татар, на заводе Пролетарская Победа – 100 человек, на Оружейном заводе – 97 человек, на фабрике «Передовая текстильщица» - 26 человек.141 В Подмосковье – на Вагоностроительном заводе в Мытищах (93 человека), на фабрике в городе Реутов (39 человек).142

Многие воспринимали городскую жизнь как временную, поэтому летом работали на огородах и молочных фермах, а в зимнее время – на стройках и фабриках.143

Поляки.

Первые польские беженцы в Москву прибыли из разоренного немцами Калиша в 1914 г. В годы Первой мировой войны в Москву переселились представители польской аристократии: крупный землевладелец граф Маврикий Замойский, польский публицист А. А. Жван, Александр Свентоховский, публицист Казимир Эренберг, руководитель газеты «Kurjer Poranny» Лудовик Фризе, писатель Вацлав Грубинский, граф Рогинский.144 После 1917 г. судьба их сложилась по-разному.

Приток польского населения прекратился в 1920-е гг. по причине появления Польского независимого государства.

В 1897 г. польское населения города составляло 9236 человек, в 1920 г. оно выросло до 14577 человек, к 1923 г. до 17884 человек. В 1926 г. поляков в столице СССР насчитывалось 17068 человек.145

Поляки проживали в Краснопресненском районе. Работали на заводах и фабриках города, на железной дороге, в государственных органах (Мосовете, НКВД, Народном комиссариате Иностранных дел), 5 человек поляк числились в Большом театре, 9 работали во ВХУТЕМАСе, 7 – в московской консерватории, 16 человек работали в московской милиции.146

Литовцы.

За время войны в Москву прибыло около 5000 беженцев литовцев из Любавы, Риги и Люблина.147 Основная их часть после войны сталась в городе.

Цыгане.

Цыгане в 1920-е гг. селились в районе Павелецкого вокзала. Они активно «спекулировали по мелочи и промтоварами»148, работали в городских кафе, в составе эстрадных коллективов. В 1926 г. цыган в Москве было зафиксировано 656 человек.

В губернии 250 цыган (210 мужчин, 40 женщин) работали в артели «Первая пятилетка» в селе Крутино Павлово-Посадского района Московской губернии.149

Китайцы.

Китайская миграция в Россию началась в конце XIX в., это были рабочие, занятые на строительстве Транссибирской магистрали. К 1928 г. их численность в Москве составляла 7 тысяч человек. Китайцы держали прачечные, занимались торговлей, скупкой старых вещей.150

Ассирийцы.

История ассирийской общины Москвы началась в 1915 г., когда из северных районов Турции в Россию двинулись 20 небольших групп ассирийцев-беженцев. Они мигрировали в Закавказье, оттуда в 1915 г. в центральную Россию. В Москве ассирийцы осели в районе Охотного двора, затем освоили Зарядье и район Трубной площади. К 1924 г. ассирийцев в Москве насчитывалось порядка 3 –3,5 тысяч.151

Венгры.

После поражения Венгерской Советской республики в августе 1919 г. началась миграция венгров в РСФСР. Это были социалисты, участники революционных событий. По данным переписи 1926 г. в Москве проживало 773 венгра. Они трудились на предприятиях и фабриках города, в том числе на московской телефонной станции, авиастроительном заводе «Юнкерс», в городских прачечных. Специалисты работали в органах государственной власти: в ЦК Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи, Высшем Совете народного хозяйства, Народном комиссариате Труда СССР, учились и преподавали в коммунистических университетах (в Институте Марксизма-Ленинизма, Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада, Высшей военной школе).152

К 1927 г. численность представителей «нерусских» народов выросла до 300 000 человек. При численности коренных москвичей в 1 827 200 человек153 «национальные меньшинства» представляли собой значительную величину. Это стало одним из факторов активизации этнической общественной жизни города.

Цели и задачи этнических обществ, клубов и сельско-хозяйственных коммун Москвы и Московской губернии

В начале 1920-х гг. сложились благоприятные условия для возникновения и деятельности этнических организаций. В 1921 г., определяя пути восстановления страны из после гражданской войны, и намечая пути социалистических преобразований, В.И. Ленин предполагал использование энтузиазма при социалистическом строительстве, использование личного интереса граждан.183

Предлагалось использовать для государственного строительства все заинтересованные слои населения, в том числе и национальные группы. Многочисленные региональные партийные руководители эту политику поддержали. А.И. Микоян, секретарь Северо-Кавказского крайкома РКП (б), ответил: «…Не убивать активность, а овладеть ею, не чинить ей препятствия, а вовлечь, направить в наше русло. Как это сделать? Внимательно прислушивайтесь, наблюдайте за теми процессами, которые происходят в гуще масс, привлекайте каждого активного советски настроенного беспартийного или группу их к работе».184

Значимость общественных инициатив подтвердил И.В. Сталин, выступая с организационным отчетом Центрального Комитета РКП (б) на XIII съезде партии 24 мая 1924 г. И.В. Сталин тогда отметил, что в условиях роста числа добровольных организаций общественной инициативы «партия должна оказать всемерную помощь этим организациям… при известных условиях развития эти организации могут сыграть роль величайшего выразителя и могучего проводника воли пролетарского общественного мнения. Вы знаете силу пролетарского общественного мнения в деле обличения и исправления недостатков нашей советской общественности, – она много серьезнее, чем сила административного давления».185

С началом 1920-х гг. деятельность этнических обществ регулировалась не контурными решениями Наркомнаца, а нормативно-правовыми актами, относящимися к общественно-политическим организациям. Народный комиссариат по национальным делам РСФСР, с момента своего создания, ориентировался на формирование политики в отношении национальных регионов советской республики. Национальные меньшинства, как бы «растворенные» в русском населении, не представляли для Наркомнаца политического интереса. Среди них ключевую роль в процессе создания этнических обществ играли декрет ВЦИК от 12 июня 1922 «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций»,186 «Инструкция по регистрации обществ, союзов и объединений», утвержденная ВЦИК 10 августа 1922 г.187

До 1922 г. порядок регистрации общественных объединений не был четко определен. Конституция 1918 г. провозгласила возможность организовывать любые общественные объединения, но не определяла механизмы этого процесса. По окончанию Гражданской войны государственными органами были предприняты меры по установлению контроля как над жизнью национальных меньшинств, так и над институтами гражданского общества в целом: были приняты декреты о кооперации, сельскохозяйственных артелях и союзах, постановления об Обществе Красного Креста, постановление «Об учреждении Всероссийской ассоциации инженеров».188

Начиная с 1920 г. в процессе регистрации объединений стали принимать участие органы НКВД РСФСР.189 Губернские отделы РКП (б) приняли решение съезды или всероссийские «Об обязательной регистрации религиозных групп, общин, разных обществ». Сведения о таких организациях начали собираться в Наркомате Внутренних Дел.

Согласно декрету ВЦИК от 12 июня 1922 «О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций» Народный Комиссариат Внутренних Дел должен был провести «в двухнедельный срок со дня опубликования настоящего Постановления регистрацию всех обществ, союзов и объединений (научных, религиозных, академических и прочих), за исключением профессиональных союзов, объединенных Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, и не допускать открытий новых обществ и союзов без соответствующей регистрации в Народном Комиссариате Внутренних Дел по утверждении устава соответствующим органом».190

Все дореволюционные общества, как вновь появляющиеся, так и существовавшие ранее, подлежали обязательной регистрации. При отказе регистрации в двухнедельный срок деятельность объединений прекращалась. В соответствии с декретом запрещались всякие съезды и всероссийские совещания организаций, союзов и объединений без согласования с органами НКВД РСФСР, местные съезды или совещания курировали Губернские Исполнительные Комитеты РКП (б).191 Декрет не распространялся на профсоюзы.

Декрет не пояснял точный регламент регистрации объединений. Нюансы нового положения общественных объединений прояснил декрет ВЦИК от 3 августа 1922 г.: для учреждения общества необходимо было подать проект устава в соответствующие органы власти.192

Предполагались три уровня государственных ведомств, занимавшихся регистрацией обществ и союзов. Губернские и областные организации обращались в Отдел Управления Губернских Исполнительных Комитетов и Областных Исполнительных Комитетов РКП (б). Объединения, действовавшие на территории одной губернии, утверждал Народный Комиссариат Внутренних Дел через Областной Отдел Управления или через Отдел Управления Губернии. Общегосударственные объединения регистрировал непосредственно Народный Комиссариат Внутренних Дел.193

Декрет ВЦИК 10 августа 1922 г. – «Инструкция по регистрации обществ, союзов и объединений» - определил более конкретные требования необходимые для регистрации. В органы НКВД необходимо было предоставить:

1. Заверенный протокол учредительного собрания в трех экземплярах;

2. Утвержденный на собрании устав общества в трех экземплярах;

3. Копию ходатайства о разрешении объединения, поданного в соответствующий орган, и копию утверждения устава соответствующим органом в трех 3 экземплярах;

4. Справку о месте нахождения исполнительного органа объединения, районе его действий, месте предполагаемого нахождения отделений и уполномоченных объединений в трех экземплярах;

5. Список членов учредителей, дав о них сведения по утвержденной форме в трех экземплярах;

6. Гербовый сбор в размере 100 рублей.194

Декрет о «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними» от 9 мая 1924 усложнил процедуру регистрации. Уже существовавших обществ это не касалось, однако при регистрации новых объединений, необходимо было подавать проект устава. В уставах должны были быть указаны следующие положения: состав и численность организации, цели создания, полная регламентация времени съездов, хозяйственная сторона жизни организации.195

Декреты 1922 г. стали фундаментом развития общественных организаций. Органы государственной власти через законодательные акты планировали увеличить контроль над общественными объединениями, но появление четких правил регламентации напротив стимулировало их рост. Различные общества стали появляться в большом количестве.

В период с 1922 по 1928 гг. в Москве процесс создания этнических обществ и их деятельность курировал «Отдел Административного надзора по регламентации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли» при Московском городском Совете. Административный Совет утверждал уставы культурно-просветительных, театральных, художественных, пролетарских, религиозных, научных объединений, обществ взаимопомощи, студенческих землячеств – все они проходили процедуру регистрации.196

При Отделе Административного надзора действовала специальная межведомственная комиссия, в которую входили по одному представителю МК РКП (б), Наркомнаца и Моссовета. Комиссия утверждала и отзывала уставы обществ, регистрировала объединения, выдавала и отзывала печати обществ.197

Деятельность этнических обществ

Этнические организации Москвы и Подмосковья 1920-х гг. демонтировали широкий спектр форм деятельности. Среди них доминировали культурно-просветительная и идеологическая.

Культурно-просветительная деятельность.

Активная культурно-просветительная деятельность обществ началась после 1923 г. Она была направлена, во-первых, на развитие национальных культур, и, во-вторых, на интеграцию представителей национальных диаспор в жизнь города.

Развитие национальных культур.

Уровень культурного развития представителей национальностей был различен. У выходцев из западных губерний страны он был более высоким, у выходцев из восточных губерний и стран Востока – более низкий.

Центром культурной работы с национальным населением города были кружки при обществах и клубах: драматические, вокальные, хоровые, изобразительного творчества, спортивные, научные (по общественным, техническим и естественным наукам, радио). В Москве существовала сеть национальных театров при этнических организациях, действовала латышская театральная студия Скатувэ, цыганский театр Ромен, Украинский и Армянский театры, осетинская театральная мастерская.317 Это были примеры высокой национальной культуры. При польском культурно-просветительном обществе «Труд» работал кинотеатр «Сфинкс».318

В 1924 г. отделом Московского Комитета РКП (б) и МОНО был создан Московский губернский центральный татарский рабочий клуб. им. Ямашева. Деятельность клуба была обширной, при нем работали художественный, драматический, хоровой кружки. Были организованы кружки изобразительного искусства, музыкальный, физкультурный, литературный, политический, научно-технический, естественнонаучный, детский, женский, кружки ликвидации безграмотности для татарского населения города и губернии. Общая численность постоянных участников клуба составляла почти 600 человек. Кружки посетили более 2 тыс. человек – треть проживающих на территории Московской губернии татар, что являлось большим достижением. 319

Национальное население имело возможность читать газеты на родном языке. Например, для татар и башкир стали печатать газеты «Эшче» и «Ян Эшче», «Рабочий» и «Молодой Рабочий».320

В январе 1925 г. состоялось губернское совещание татаро-башкирской секции, на котором был заслушан отчет инструктора секции тов. Богданова. Богданов доложил, что с 1 сентября по 31 декабря 1924 г. провел учет татар на предприятиях города и губернии, наладил культурно-просветительскую работу с ними: «…. сначала мы стремились ликвидировать общую безграмотность. Этим возбудили у рабочих интерес в области политграмоты. Студенты КУТВ и остальных ВУЗов прикреплены теперь к рабочим райкомам».321

Уполномоченный татаро-башкирской секции РКП (б) Рахимов отметил, что «психология татарских рабочих крестьянская. С этим нужно бороться».322 Несмотря на определенные трудности, в этом вопросе были успехи, представители всех народов постепенно втягивались в культурную жизнь страны.

В феврале 1924 г. на фабрике «Оборона», был организован кружок польского языка, который посещали 19 взрослых и 3 подростка.323 На заседании комиссии при Польбюро МК по вопросу об организации Рабочего Университета было решено через Польбюро и рабочий клуб привлекать польских рабочих к чтению польских газет. Решено было, что польская библиотека проведет кампанию по популяризации чтения на национальном языке, планировалось «организовать кружок польских рабкоров».324

Большую культурно-массовую работу вело латышское общество «Прометей». Общество имело свою типографию, где издавались газеты на латышском языке «Celtne», «Biedrs» и другие.

Под патронажем «Прометея» работал Центральный рабочий клуб им. П. Стучки и действовал театр «Скатувэ». В 1932 г. он получил статус Государственного латышского театра. По случаю 15-летнего юбилея театра в прессе писали: «В ближайшие дни предстоит чествование молодой весьма ценной культорганизации Государственного латышского театра «Скатувэ». За этот период театр добился большого успеха и авторитета среди латышских масс СССР. Заслуги театра отмечены многочисленными отзывами с мест, а также целым рядом организаций, в том числе Наркомпроса, присвоившего театру за отличную работу знамя 1-й олимпиады искусств народов СССР».325

Общество оказывало всяческую помощь латышам Башкирии и Северных регионов центральной России, готовило кадры для местных колхозов, направляло театральные коллективы и музыкальные ансамбли, культработников в латгальские колхозы,326 и помогало им материально.327

Интеграция.

В соответствии с программой, для членов польского рабочего клуба проводились лекции и экскурсии по Москве. По итогам экскурсий члены клуба готовили доклады, с которыми выступали на собраниях, зачитанные доклады совместно обсуждались.328

В 1924 г. Польский рабочий клуб организовал для рабочих поляков экскурсии в музей Истории, выставку Наркомздрава и зоологический музей.329

Уполномоченный по делам мигрантов при ЦК МОПР в докладной записке указал особенную пользу проведения экскурсий, которые проводились не только по культурным и исторически значимым местам столицы, но и на производстве: «Каждая проведенная экскурсия много разъясняет мигранту, здесь на заводе, он в конкретной обстановке, встречаясь со строителями советского хозяйства, знакомится с условиями социалистического строительства», - говорилось в отчете.330

Основная часть национальных диаспор органично включалась в процесс культурной жизни столицы, но с представителями некоторых, особенно восточных народов, возникали проблемы. Старания общественных организаций по включению их в общественно-политические процессы москвичей встречали в их среде порой непонимание.

Важную роль в интеграции представителей национальных диаспор в общественно-политическую и бытовую жизнь москвичей играл русский язык. Преподавание русского языка было организовано по двум направлениям. Школы делились на два типа: школы, ведущие обучение на родном языке, но обучающие русскому языку, как основному средству коммуникации (так работали еврейская, латышская, эстонская, немецкая, польская, татарская, армянская, мордовская, молдавская школы) и школы, ведущие обучение на русском языке, но обучающие родному языку в целях общего культурного развития. Так работали ассирийская и цыганская школы в Москве. Эти нации необходимо было сильнее всего включать в жизнь города по причине особенности их традиций: ассирийцы сохраняли в Москве племенную организацию, цыгане не отошли от кочевого образа жизни.

Идеологическая деятельность.

Идеологическая работа объединений была следующей после культурной.

Этнические объединения стремились повысить лояльность к советской власти, занимались агитационной работой, «перевоспитанием» представителей национальных диаспор, приобщением их к новым политическим ценностям.

Активная идеологическая работа шла в национальных клубах политэмигрантов, латышском, польском центральном клубе, корейском, татарском, немецком и эстонском клубах. В 1926 г. в целом по Москве было проведено 299 собраний (77 из них для политэмигрантов), прочитано 89 лекций по политическим вопросам (более всего корейцам – 33), проведено 96 экскурсий, 189 семейных вечеров, количество посетителей за год – 147.832.331 Среди присутствующих, в первую очередь, были взрослые, не знающие русского языка. Национальные клубы были для них единственными формами общественной жизни.

Анализ архивных материалов Польского центрального рабочего клуба на осень-зиму 1924 г. показывает следующее: «в противовес работе клуба за период январь-август с.г., когда велась, главным образом, ударная организационная работа, не имеющая определенного плана, в настоящее время на период октября-декабря мы должны вести в будущем работу по строго определенному плану».332

Была сформулирована следующая задача: «Октябрь-ноябрь. Массовая работа по разъяснению октябрьской революции».333

Эволюция национальной политики СССР в кон. 1920-х – 1930-х гг. и её влияние на этнические общества

Анализ причин прекращения деятельности этнических обществ Москвы и Московской области в середине 1930-х гг. требует выхода за рамки этой конкретной темы.

Как полиэтническая страна Россия содержала в себе предпосылки как унитаризма, так и политического сепаратизма. Однако при всем том, что к началу XX в. правительство проводило политику русификации, «давление на нерусские народы не было основным, определяющим направлением в национальной политике царизма».468 Политические партии практически всех направлений эту политику поддерживали.469 Особенно важно то, что за сохранение единого государства выступили национальные партии в условиях максимальной политической свободы – в ходе революции 1917 г.:

- из резолюции съезда «Украинской партии социалистов революционеров»: «III. Для этого наилучшим способом улаживания национальных отношений в условиях буржуазного строя У.П.С.-Р. признает национально-персональную (экстерриториальную) автономию»;470

- из постановления X конференции Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше, России (Бунд): (апрель 1917 г.): «Россия должна остаться единой и нераздельной... Мы требуем для каждой национальности права на свободное развитие для культурных особенностей. Для этого необходимы: полное равноправие языков, автономия местностей, которые отличаются своими экономическими, национальными и бытовыми особенностями (Украина, Литва, Лифляндия и т. д.), гарантии против притеснения национальных меньшинств, персональная национально-культурная автономия»;471

- из Программы Тюркской партии федералистов и Азербайджанской партии «Мусават», принятой I съездом партии (октябрь 1917 г.): «...Руководствуясь национально-демократическими принципами и стремясь достичь своей цели реорганизацией государства на федеративных началах, партия выставляет следующие требования касающиеся государственного строя: а) демократическая республика на национально-территориально-федеративных началах вообще в России и в частности, б) территориальная автономия Азербайджана, Туркестана, Киргизии и Башкирии»;472

- из программы «Белорусской социалистической Громады», принятой III съездом партии (Минск, октябрь 1917 г.): «…В ближайшее время Белорусская социалистическая Громада требует следующих реформ...в политическом строе: 5. Установление в России Демократической Федеративной Республики. 6. Автономия территориальная и персональная для всех национальностей; автономия областей и общин, выделяющихся экономическими и бытовыми условиями».473

Для большевиков же национальная политика имела важную политическую составляющую.

Национальная программа РСДРП. На первый взгляд, в отличие от царского правительства, для которого интересы государства всегда стояли выше интересов отдельных народов, для большевиков на первом месте стояли интересы классовой борьбы. На самом деле позиция большевиков в сфере национальных отношений была более сложной.

Право нации на самоопределение и право образования самостоятельного национального государства впервые появилось в 1896 г. на лондонском конгрессе II Интернационала, оно было предложено европейскими социал-демократами, не учитывало особенностей России.474 В большевистскую программу оно вошло на II съезде в 1903 г.

При подготовке программы велись довольно жаркие споры. Так, «Г.В. Плеханов в процессе обсуждения пункта номер 9 проекта Программы («Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства») предлагал заменить слово «государство» словом «империя», имея в виду его ограниченное, историческое значение. Право на самоопределение он относил только к царскому режиму и не относил к будущей республике, видя в нем опасность разрушительных центробежных тенденций, могущих привести к разделению России».475 То есть, осознание того, что это проблема чрезвычайно сложна, у большевиков было.

В виде целостной программы, изложенной в каком-либо едином документе, национальная программа не существовала. Однако в теоретических работах, прежде всего, В.И. Ленина и И.В. Сталина национальный вопрос разрабатывался довольно глубоко.

Еще в 1903 г. В.И. Ленин подчеркивал: «признание борьбы за свободу самоопределения вовсе не обязывает нас поддерживать всякое требование национального самоопределения. Социал-демократия, как партия пролетариата, ставит своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности».476 Эту мысль через 10 лет, в конце 1912 г. – начале 1913 г., в статье «Марксизм и национальный вопрос» повторил И.В. Сталин: «Нация имеет право устроиться автономно. Она имеет право даже отделиться. Но это еще не значит, что она должна это делать при всяких условиях, что автономия или сепарация везде и всегда будут выгодны для нации, … Автономия, федерация или сепарация? Все это – вопросы, решение которых зависит от конкретных исторических условий, окружающих данную нацию».477

Через полгода, в августе, на совещании Центрального Комитета РСДРП с партийными работниками в Поронино была принята резолюция, в которой говорилось: «Вопрос о праве наций на самоопределение… непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации. Этот последний вопрос социал-демократическая партия должна решать в каждом отдельном случае совершенно самостоятельно с точки зрения интересов всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм».478 «Борьба против всякого национального гнета — безусловно, да. – писал В.И. Ленин в другой работе. - Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» — безусловно, нет».479

В любом случае, большевики были сторонниками крупного централизованного унитарного государства, соглашаясь лишь на создание областной национальной автономии.480 В резолюции Поронинского совещания РСДРП (б) (1913 г.) говорилось: «5. Вопрос о праве наций на самоопределение (т. е. обеспечение конституцией государства вполне свободного и демократического способа решения вопроса об отделении) непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации».481

О федерации до 1917 г. речь не шла. В.И. Ленин, в частности, писал: «Марксисты, разумеется, относятся враждебно к федерации и децентрализации – по той простой причине, что капитализм требует для своего развития возможно более крупных и возможно более централизованных государств. При прочих равных условиях, сознательный пролетариат всегда будет отстаивать более крупное государство. Он всегда будет бороться против средневекового партикуляризма … пока и поскольку разные нации составляют единое государство, марксисты ни в каком случае не будут проповедовать ни федеративного принципа, ни децентрализации».482 Эта политика логично вытекала из интернационалистской природы большевиков. Их конечной целью была мировая революция с последующим построением космополитического общества.483

Историки разных политических взглядов по-разному оценивали теоретические основы национальной политики большевиков. В 1950 – 1980-е гг. считалось, что в отличие от В.И. Ленина, последовательного сторонника идеи «права нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства», И.В. Сталин, предлагавший идею «автономизации», ошибался. В перестроечные годы изх-за этого на КПСС обрушился шквал критики. Ее обвиняли в формальности и декларативности национальной политики, в том, что ленинская теория разошлась со сталинской практикой.484 Работы последних лет позволяют сделать существенные уточнения.

Опасность национального сепаратизма появилась в годы Первой мировой войны на оккупированных Германией территориях России: Германия тогда усиленно разжигала сепаратистские настроения в своих военно-политических целях485. Но спровоцировать массовый сепаратизм не удалось. До Февраля 1917 г. сильных этносепаратистских движений, которые бы имели массовую поддержку среди национальных групп (за исключением Польши и Финляндии), в Российской империи не было. Этносепаратистские движения активировался после революционных событий 1917 г.