Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) Эликайдехно Сорайя Алиашраф

К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике)
<
К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике) К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эликайдехно Сорайя Алиашраф. К проблеме связей Ирана и Средней Азии в бронзовом веке ( на примере изображений на печатях и их оттисков на керамике): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Эликайдехно Сорайя Алиашраф;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан], 2016.- 204 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Природные условия и факторы, определяющие развитие материальной культуры на археологических памятниках Ирана и Центральной Азии в бронзовом веке.

1.1.Географические и геологические особенности юго-востока Ирана и сопредельных районов Центральной Азии 16

1.2. Археологические памятники бронзового века на юго-востоке Ирана (краткая характеристика памятников) 23

1.3. Археологические памятники бронзового века прилегающих территорий (краткая характеристика памятников) 51

ГЛАВА 2. Печати, их классификация, значение и особенности условий применения

2.1. Классификация печатей и их оттисков 62

2.1.1. Виды оттисков печатей .63

2.1.2.Функци древнейших печатей .65

2.1.3. Орнаменты плоских печатей 67

2.1.4. История использования цилиндрических печатей 68

2.2. Печати и оттиски печатей бронзового века, обнаруженные на Юго-востоке Иране 75

2.2.1. Печати и их оттиски с изображением креста . 76

2.2.2. Печати и оттиски печатей с мотивом «долбари», украшенные цветочным орнаментом, крестом и розеттами .87

2.2.3.Печати и оттиски печатей с планетарными (астрологическими) мотивами .88

2.2.4.. Растительные мотивы 95

2.2.5. Антропоморфные изображения на печатях и оттисках .102

2.2.6. Зооморфизмы на печатях и оттисках 103

2.2.7.Геометризмы на печатях и оттисках 114

ГЛАВА 3. Печати и оттиски печатей показатель культурных связей юго-восточного Ирана и Центральной Азии эпохи бронзы .121

3.1. Сферы распространения печатей 124

3.2. Печати - маркер социального и духовного уровня культуры. (Исторический фон) . 135

3.3. Протописьменность 148

Заключение 155

Список использованной литературы 160

Список сокращений

Археологические памятники бронзового века на юго-востоке Ирана (краткая характеристика памятников)

В настоящее время климат Иранского плато характеризуется как степной и полупустынный. Температура летом до 70 градусов , зимой минус 10 . Осадки выпадают 200-300 мм – зимой. Летом не более 50 мм. Поскольку почва соленные вода не просачивается вниз из-за чего происходят наводнения. Климатическое разнообразие в регионе характеризуется тем, что температурный градус и относительная влажность способствуют широкому климатическому разнообразию - от теплого и сильно сухого к теплому и не очень сухому, а также от холодного и пустынного климата к полусухому степному до степного климата.2

Количество осадков зимой очень незначительны и в октябре и мае достигает приблизительно 50 мм, в другие месяцы климат становится почти сухой и без осадков. Поскольку количество годовых осадков Систана составляет менее 300 мм, его территория не может быть использована для сельскохозяйственных целей, только в некоторых местах в незначительном масштабе применяется доморощенная сельскохозяйственная культура. Самыми жаркими месяцами являются июль и август со средней температурой 32 С и самым холодным - декабрь со средней температурой 7,5 С.

Экосистема региона в прошлом являлась более приемлемой по сравнению с сегодняшним днем, наличие постоянной речной воды способствовало существованию широкого покрова различных растений. В ходе археологических раскопок в 2002 г. в Шахри Сохте были найдены остатки сортов дикой фисташки, семена скипидара, арбуза, дыни и тыквы, а также сортов винограда, изюма и тмина. К числу важнейших сельскохозяйственных культур Шахри Сохте относятся зерновые продукции, включающие пшеницу, ячмень и просо. В древних слоях, подношений и тризн могил Шахри Сохте были обнаружены остатки растений, древесины, различных круп. Эти находки предоставили полезную информацию как о развитии сельского хозяйства, так и об использовании этих материалов в городском обществе пять тысячелетий назад, типе растительного покрова региона. Важнейшими древесными породами в Шахри Сохте в древности являлись: тополь, ясень, тамариск, клен, скипидар, вяз, виноградная лоза, черное дерево. Другим интересным образцом, найденным в Шахри Сохте, были маленькие фрагменты пальмовой древесины, считавшейся одним из первых доказательств произрастания пальмы в регионах Систана и Белуджистана. Изучение некоторых образцов показало, что в период жизнедеятельности Шахри Сохте низинная часть реки Гильменд и ее основные притоки были покрыты растительностью и плодовыми деревьями. Стволы и ветви кедра поставлялись в другие регионы с помощью сплавов по реки. Следы и остатки плетеных корзин и циновок из соломы были найдены в различных захоронениях Шахри Сохте.2

К сожалению, из-за жаркого и сухого климата, пыльных бурь и высыхания озера Хамун регион Систана имеет очень скудный растительный покров, превратившись в большей степени в пустынное состояние.

Верхний покров возвышенностей и долин представлен сложными отложениями четвертичного периода перекрытыми пластами гипса и солончаков, толщиной достигающей от нескольких метров до нескольких сот метров. Основные запасы водных ресурсов Кирмана расположены внутри четвертичных отложений. Образование широких степей и пустынь, таких как Даште Лут происходило в последний ледниковый период, т.е. 30-15 тыс. лет назад.

Результаты проведенных исследований показывают, что в прошлом провинция Кирмана была покрыта степной и лесостепной растительностью, в которых произрастали дикая фисташка, гунна и миндаль. Из-за воздействий природы и человека, этот растительный покров был разрушен, и ландшафт приобрел нынешний пустынный и полупустынный вид.1 Сохранившиеся корни некоторых деревьев в степных районах наблюдаются и по сей день.

Подобную смену ландшафта хорошо демонстрирует процесс расширения соляной степи Даште Лута, который обычно связывают с началом скотоводческой деятельности в период 7-5 тыс. до н.э. Под влиянием коррозии почвы, начиная с этого времени, степь Даште Лут непрерывно расширяется в западном направлении.2 Это движение степи наблюдается и по историческим памятникам Шахдада. Вероятно, этот процесс шел ускоренными темпами, вынуждая население постоянно менять места своего проживания, следуя за уходящей степью. Подобная непрерывная вынужденная миграция, связанная с ухудшением окружающего природного фона, придает памятникам этого региона уникальную особенность, которая заключается в отсутствии обычного вертикального нарастания культурных слоев. Другими словами, поселения Шахдада имеющие по одному культурному горизонту поэтапно смешаются в направлении запада, таким образом, что следы самых древних остатков культур Шахдада следует искать на поверхности сегодняшней степи.3 Такое положение, связанное с изменением природных и климатических условий, уже в древности привело к нехватке воды в почвенном слое.4

Виды оттисков печатей

Виды оттисков печатей. Древние штампованные глиняные фрагменты найдены в различных видах. Некоторая их часть использовалась для закрытия или запечатывания глиняным налепом концов бечёвки обвязанной вокруг керамических сосудов, емкостей, ящиков или корзин. Такие типы фрагментов, связанные в большей степени с товарами, называются печатным оттиском товара. Другая группа, связанная с отправкой сообщения от одной точки к другой, или использующаяся для архивизации, называется печатью сообщения.1

Существуют два общих типа печатей: плоские и цилиндрические печати, изготовленные из каменных и металлических пород.2 В свою очередь плоские печати представлены различными видами. 1) печати из-за решетчатой и сетчатой основы названые «сетчатыми»3, перегородчатыми или ажурными печатями; 2) каменные печати, имеющие единую основу украшенные резьбой; 3) металлические печати, выполненные методом заливки в форму.

В.И. Сарианиди предлагает следующее подразделение на группы: первая группа это плоские перегородчатые печати с ушком для подвешивания на тыльной стороне, в основном изготовленные из металла: бронзы и, реже, серебра. Вторая группа - это цилиндрические печати. Третья группа, названная печатями-амулетами, это подквадратной формы каменные изделия с просверленным сквозным отверстием для шнура 4.

В описании Л.Б. Кирчо печати представлены двумя основными типами: печати-штампы с ушком для подвешивания на тыльной стороне и печати-пуговицы с двумя сквозными отверстиями посередине. Изготовлены печати из меди, кости, терракоты и камня1.

На основе имеющегося материала нами предлагается следующие типы печатей: перегородчатые печати с ушком для подвешивания на тыльной стороне; печати-пуговицы с двумя сквозными отверстиями посередине; печати-амулеты, это подквадратной формы каменные изделия с просверленным сквозным отверстием для шнура; цилиндрические печати.

На основе археологических и этнографических исследований выясняется, что печати считаются из числа наиболее важнейших производственных ремесел человечества, представляющие собой торговые и коммерческие связи между членами общества. Использование плоских печатей на Среднем Востоке начинается с доисторического периода. Самая древняя штамповая печать, относящаяся к 6000 г., была найдена в деревне Навсанги в Северном Миенруде, Малой Азии и Лаванте. Предполагается, что она использовалась для подкрашивания тканей или тела человека. В Миенруде штамповые печати были использованы для опечатывания глиняными налепами скрученных бечёвок (по типу запечатывания сургучём). В IV тыс. до нашей эры, наиболее древние печати изготавливались из жженой глины, гипса и молочно-белого мрамора. Позже использовались различные драгоценные камни и материалы, такие как железная руда, красный или серый камень «ямани», нефрит, гелиотроп, соломоновый камень, лазурит, белый или черный мрамор, стеклокерамика, смола, слоновая кость, ляпис-лазурит различных цветов, а иногда бронза2. Использование печатей как символов власти были популярны в древности на Ближнем Востоке.

Самые древние плоские печати в Иране найдены в слое III Сиалка Кашана, слое I Хисара Дамгана,Талли Бакун А, слое I Гаяна Нахаванда и Шуша I (Сузы) 1. Эти печати изготавливались в круглой или других многочленных формах2.

Как было указано выше, сетчатые (перегородчатые, ажурные) печати, названные так в связи с их сетчатой формой, также относятся к видам печатей с украшенной поверхностью. Образцы таких печатей найдены во время раскопок в городище Гиссар Дамгана, Сиалк Кашана, Суз, юго-восточном районе Ирана, а также в Алтин-депе и Намазга (Туркменистан), Мундигаке (Афганистан), в Зарафшанской долине (Таджикистан).3 Существует мнение, что основным местом происхождения и распространения перегородчатых печатей является Шахри Сохте, расположенный на юго-востоке Ирана.4 Использование бронзовых перегородчатых печатей было, отмечено начиная от начала III тыс. до н. э. до середины II тыс. до н. э. в течение 1500 лет. На стоянках таких городищ, как Шахри Сохте, Теппе Гисар, Алтын - депе были найдены металлические печати в могилах женщин расположенные в районе плеча, шеи, поясе, привязанных к руке или лодыжкам скелетов. Предполагается, что появление металлических печатей в могилах женщин указывает на их социальное положение и значительной роли в обществах этого периода. Кроме того, металлические печати можно рассматривать как признак собственности и власти.5 По всей видимости, это различие связано с изменением функции печатей.

В эпоху бронзы, начиная с халафской культуры, печати-штампы использовали уже для получения оттисков на глине (на глиняных буллах), т. е. в функции собственно печати, сначала как оберега, а позже - уже и знака собственности (общинной, храмовой?). Соответственно и изображение на такой печати символ (абстрагированный знак принадлежности) - крупный, четко читаемый мотив: крест, свастика, треугольник, солярный знак или зооморфное изображение.

Судя по материалам погребений, печати эпохи бронзы имели персональный, личностный характер и входили в состав индивидуального погребального инвентаря общинной знати. В отличие от иранских материалов в Алтын-депе1 найдены они преимущественно в мужских погребениях, их находили привязанными на пояске. Но встречаются положенными и в погребениях женщин. Это позволяет предполагать занимание особого социального статуса. В Шахри-Сохта костяная круглая печать-пуговица так же найдена у запястья женского скелета.

Печати и их оттиски с изображением креста .

Слабо разработанной проблемой остаются экономические связи народов Ирана между собой и с внешним миром в III-II тыс. до н.э. Изучение категорий импортов: маргианского, бактрийского, зарафшанского и др. производств, обнаруженных в памятниках исследуемого района, значительно расширили наши представления о развитии международных политико-экономических связей населения в бронзовом веке Центральной Азии и Ирана.

Следует отметить отсутствие специальных монографических исследований, посвященных этому периоду Центральной Азии и Ирана, в которых бы комплексно анализировались материалы археологических раскопок. Использование комплексного подхода дает возможность уловить те изменения в культуре, которые происходили в древности и которые теряются, когда дается лишь общая характеристика больших археологических периодов. Первые шаги комплексного изучения предпринимаются в основном в исследованиях связанных с хорошо стратифицированными материалами, связанными со спектральными анализами и методами абсолютного датирования. Таким комплексным подходом отличаются исследования Л.И. Авиловой по металлам.

Обзор металлических находок из храмовых комплексов привёл Л.И. Авилову к выводу, что в эпоху раннего металла на Ближнем Востоке отчетливо проявляются черты «престижной экономики». Её особенность видится в том, что в условиях натурального хозяйства при ограниченности ресурсов и производительных сил в самодостаточных коллективах высокую ценность приобретают предметы – знаки высокого общественного статуса и духовного лидерства. Эти аспекты власти были связаны теснейшим образом с производством печатей. Увеличение количества печатей в этот период становится актуально необходимым действием1.

В настоящее время опубликована информация о разработках месторождений олова в Средней Азии, в районах Бухары и Ферганы. Керамический материал и серия радиоуглеродных дат, относит период эксплуатации месторождений ко времени от 1800-800 до н.э. Поселения горняков, открытые поблизости, относятся к андроновской культуре. Эти центры, как и медные рудники на территории Кызылкумов, также относящиеся к андроновской общности, могли производить металл не только для внутреннего рынка, но и на экспорт для населения Ирана или Месопотамии. Связи древней Бактрии (северный Афганистан и южные районы Таджикистана и Узбекистана) с Ираном хорошо документированы начиная с III тыс. до н.э. Существовала и древняя система доставки лазурита из Бадахшана и Кызылкумов, которая могла использоваться также для подвоза олова в Иране.

Другим направлением комплексного исследования являются археолого-антропологические разработки Н.А. Дубовой. Исследовательница приходит к заключению по всему комплексу исторических данных, которые свидетельствуют о многочисленных волнах переселенцев, выходцев из районов Двуречья, Малой Азии, Восточного Средиземноморья или из области так называемого Полумесяца плодородных земель2.

Существуют разработки привлекающие результаты комплексного исследования, которые объясняют сходство синхронных памятников Ближнего Востока и Центральной Азии наличием обширных торговых связей населения всех этих регионов3. Специальное внимание обращается на торговлю и обмен оловом1 т.е. на существование отраслевого ведения торговли и обмена. Такова, в общих чертах, степень изученности интересующей нас проблемы на сегодняшний день. Можно отметить, что в настоящее время интерес к изучению семантики древнего орнамента на печатях не ослабевает, а проблемы, связанные с интерпретацией смыслового содержания орнамента еще далеки от окончательного решения.

Для исследования нами привлечены, доступные по мере возможности, публикации содержащие информацию о местонахождении печатей на интересующей нас территории. Составленные таблицы представили следующую картину. С памятников Ирана – Шахдад, Шахри Сохте, Тепе Яхья и Бампур учтено 180 печатей и 133 оттиска печатей (табл. 6). Таджикистан – Саразм, Гелот, Хульбук привлечены 4 плоские печати, 1 печать цилиндрическая, 3 амулета (табл. 7). Туркменистан - учтены 162 плоские и 26 цилиндрических печатей, 25 оттисков и 10 амулетов (табл. 8). Узбекистан – учтены 15 печатей, 2 оттиска и 33 амулета (табл. 9). По Афганистану многочисленные печати, представленные в публикациях В.И. Сарианиди, к сожалению. имеют оговорку, которая не позволяет привлекать их к подсчетам в виду отсутствия их датировки, т.к. происходят из разграбленных могильников на не определенной местности и не известного исторического периода..

Большинство найденных печатей приходятся на Иран и Южный Туркменистан, что свидетельствует об интенсивном их использовании и широком хождении на этих территориях. Для наглядности нами составлена карта и таблица с самым распространенным и ранним изображением на круглой печати (табл. 10-11).

Печати - маркер социального и духовного уровня культуры. (Исторический фон) .

В данном разделе мы попытаемся рассмотреть ряд вопросов, связанных со знаками пиктографического письма. Установлено, что в учетной практике писцы-счетоводы древнего Элама в основном использовали 15 цифровых символов - от 1/120 до 100.000. С помощью этих числительных производилась фиксация количества предметов быта, сельскохозяйственных продуктов, домашних животных, измерялась площадь пахотной или орошаемой земли и т.д. С этой целью были разработаны стандартные величины и четкие системы счета с десятеричной структурой. Так же было установлено, что некоторые цифровые знаки иногда обозначали объекты учета (т.е. товары или предметы), а также лиц, доставлявших или потреблявших продукты. Однако причины применения цифровых знаков в указанном качестве пока неизвестны. Неясной остается также цель комбинации «рамка» + числительное.

В последнее время получены материалы, позволившие разработать довольно стройную (хотя и не всеми принятую) теорию взаимосвязи пиктографии с изобразительностью на Ближнем Востоке. Основой этой теории является постулат о появлении религиозной изобразительности, информативно достаточно широкой, прежде всего на личных печатях-амулетах1.

В нескольких пунктах Месопотамии и Ирана (в Уруке — в храме главного божества, в Чога Миш, в Сузах — тоже в храмах) обнаружены глиняные буллы — полые шары, на которых печатями-штампами или цилиндрами оттиснуты цифровые знаки и символы исчисляемых предметов: профильные (т. е. наиболее узнаваемые) изображения голов животных, сосудов, колосьев и т. д. Внутри булл содержались вылепленные из глины объемные цифровые знаки и исчисляемые предметы — «фишки», изображавшие то, что было оттиснуто на них снаружи (возможно, этими самыми «фишками»). Сторонники данной теории полагают, что здесь мы имеем дело с протописьменным хозяйственным документом, сообщающим адресату о каких-то действиях (например, о получении, выдаче и т. д. определенного количества голов скота, сосудов с маслом и т. п.), что фиксируется как на наружной стороне, так и при помощи «фишек», спрятанных внутри этого своеобразного конверта1. Для создания знаков на этих предметах н на личной печати выбираются наиболее легко опознаваемые изображения исчисляемых предметов. Они в принципе сходны и в пиктографическом тексте, и на печати.

Таким образом, на наш взгляд, прав Саджади Сейед Сейедмансур2 предположивший зависимость изобразительности от ранних рисуночных форм письменности, которая в дальнейшем действительно послужила типообразующим признаком протописьменности.

Согласно исследования И.С. Архипова3 протоклинопись была разработана в крупном централизованном хозяйстве - дворце или храме - в ходе экспериментов с различными средствами, облегчающими учет материальных ценностей. К числу других подобных средств он относит, найденные в Уруке, так называемые токены - глиняные фишки разных форм, условно обозначавшие меры зерна, головы скота и т. п. и помещавшиеся в буллы - глиняные «конверты» с печатью лица, ответственного за передаваемые ценности. Схожие функции выполняли глиняные таблички, содержавшие только цифры и печати. Наиболее удобной, однако, оказалась система регистрации, в которой наряду с цифрами использовались идеограммы, изображавшие предметы транзакций, а также указывавшие на их характер и обстоятельства и на лиц, в них участвовавших1.

Нами предлагается рассматривать изображение на печатях как пиктограммы, которые в последующие периоды были трансформированы в знаковое письмо т.е протописьменность.

Для примера приведем самую распространенную и самую раннюю по времени хождения печать - круглая печать Саразма2.(Табл. 10)

Обратим внимание на один из триподов изображения на круглой печати (табл.12,1), крест по четырем сторонам которого нанесены геометрические линии (углы), вероятно, образующие фразу из четырех лениарных знаков – круг, крест, угол. Едва ли это сложный «семантически-значимый орнамент», поскольку признаком последнего является симметричность и повторяемость элементов. Здесь же есть основание говорить о том, что это может быть или фраза или простой «семантически-значимый знак». В данном случае композиционный центр образован двумя графически близкими знаками — «углообразными дугами с крестом в центре», но различающимися по размерам: сначала — большего размера, не пересекающиеся, затем — меньшего размера, не пересекающиеся, располагающиеся по четырем сторонам креста. Далее сама форма печати это круг в него заключены все остальные вышеперечисленные знаки. На наш взгляд, расписав в определенной последовательности знаки, возможно получение целой информативной фразы. В табл.12,1 - нами предлагается схема разложения изображения печати Саразма на пиктографические знаки.

Общеизвестно значение круга как символа земли (Вселенной), вписанный в него крест также несет на себе значение четырех сторон света. Угол или преломленная линия объясняется у разных народов по разному. Это может быть соха, свой угол, т.е. дом и т.д. Возникнув в столь далекое время она претерпела множество трансформаций, изначально неся информацию, заложенную позднее в знаковую письменность.

Всё это позволяет говорить о том, что этот комплекс линий не является декором, а, вероятнее всего, представляет собой некий сложный знак, который пока не поддается точной атрибуции. Мы не можем определённо сказать, является ли он каким-либо «символом» или относится к знаковой системе, которая выполняла функцию письменности. Итак, наряду с «геометрическо-пиктографической» традицией Саразма, в Центральной Азии могла существовать еще одна традиция письма. Назовём её традицией коротких черт, имеющих сложную пространственную ориентацию. Благодаря этим знакам есть свидетельство того, что жители долины Зарафшана поддерживали тесные контакты с жителями Бактрии, Маргианы и древними культурами Ирана.